Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Воспитание детей в детском саду с овз

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Дети с ОВЗ: что это такое?

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

  • речи,
  • слуха,
  • зрения,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • интеллекта,
  • психических функций.

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:

  • гиперактивность;
  • неврозы;
  • страхи;
  • повышенная тревожность;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения навыков самообслуживания;
  • социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
  • склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:

  1. психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
  2. сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
  3. функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
  4. статодинамическая функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:

  • с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
  • с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
  • со значительными нарушениями в развитии.

Категории детей с ОВЗ

Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:

  • слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • зрения (слепые, слабовидящие);
  • речи в разной степени;
  • интеллекта;
  • психоречевого развития;
  • эмоционально-волевой сферы.

Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.

  • Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
  • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
  • Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
  • Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:

  • слуха, речи, зрения;
  • задержка психического развития;
  • психического состояния;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • педагогическая запущенность;
  • психопатоподобное поведение;
  • тяжелые формы аллергии;
  • частые общие заболевания.

Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.

Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.

В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:

  • отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
  • не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
  • родители могут быть против включения в группу особенных детей;
  • зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.

Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.

Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:

  • физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
  • познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
  • социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
  • художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду

Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

  1. Педагог-психолог:
    1. организация взаимодействия педагогов;
    2. психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
    3. коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
    4. разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
    5. повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
    6. консультации родителей.
  2. Учитель-логопед:
    1. диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
    2. составление индивидуальных планов занятий;
    3. проведение индивидуальных занятий;
    4. консультирование педагогов и родителей.
  3. Музыкальный руководитель:
    1. эстетическое и музыкальное воспитание детей;
    2. подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
    3. использование элементов музыкотерапии.
  4. Инструктор по физкультуре:
    1. проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
    2. улучшение психомоторных способности воспитанников.
  5. Воспитатель:
    1. проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
    2. развитие моторики;
    3. прививание культурно-гигиенических навыков;
    4. организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
    5. создание благоприятного микроклимата в группе;
    6. консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
  6. Медперсонал:
    1. проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
    2. осмотры детей;
    3. контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Дети - инвалиды К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.


Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ




Задачи психолого - педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей


Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого - педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития


Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно - педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка


Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Возможность материально - технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата


Информация для родителей О предельно - допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно - развивающих программах О содержании психолого - педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут


Индивидуально - образовательный маршрут Ф. И. ребенка _________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количеств о часов в неделю Время проведения Использо вание программ и технолог ий Форма проведения занятия Ф. И. О специалиста Психолого - педагогическая помощь (педагог - психолог) Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физ инструктор, музыкальный руководитель)


Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.




Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком - инвалидом. 1. Приказ о зачислении ребенка. 2. Приказ о начале занятий с ребенком. 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4. Психолого - педагогическая характеристика на ребенка. 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка - инвалида или образовательный маршрут. 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7. Расписание занятий на месяц (по неделям). 8. Календарное планирование. 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.




Психолого - педагогическая характеристика на ребенка Представление воспитателя на ребенка (для ПМПК) Ф. И. О. ребенка ________________________________________________ Дата рождения ______________ Адрес _____________________________ ДОУ _________________________________________________________ Цель обращения в ПМПК _______________________________________ Сведения о семье ______________________________________________ Знания и представления об окружающем ___________________________ Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т. д.)_______________________ Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т. д.)_____________________________________________________________ Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, мало контактен со взрослыми, соблюдает правила и т. д.______________________________________________________ Социально - бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т. д.________________________________________ Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т. д.__________________ _____________________________________________________________________________ Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т. д.___________________________________________________________ Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т. д.) Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________ Общие выводы и впечатления о ребенке Дата ___________ Воспитатель ___________________ Заведующий _____________________

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы ДОУ

г. Белгород МДОУ детский сад комбинированного вида № 81

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.

В нашем детском саду комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья строится на взаимодействии специальных служб детского сада: психолого – медико – педагогической комиссии, учителей – логопедов , педагогов – психологов, медицинских работников, инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей групп с обязательным привлечением в образовательный процесс семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Основной формой соорганизации этих субъектов является медико-психолого-педагогический консилиум, функционирующий в соответствии с разработанным планом деятельности. Консилиум обеспечивает обсуждение хода промежуточных результатов коррекционно – развивающего воздействия, анализирует динамику развития детей, корректирует содержание занятий, их формы, разрабатывает рекомендации для дальнейшей работы.

Учителя – логопеды проводят диагностику речи детей и, в случае обнаружения нарушений, планируют, разрабатывают и организуют программу логопедического сопровождения.

Педагоги – психологи разрабатывают программы для создания здоровьесберегающих и коррекционно – развивающих условий в детском саду в плане сохранения и укрепления психологического здоровья детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста.

Медицинские работники осуществляют лечебно – профилактическую работу по оздоровлению детей и консультируют инструктора по физическому воспитанию, который проводит с детьми с ограниченными возможностями сеансы массажа и лечебной физкультуры. Инструктор по физическому воспитанию обязательно учитывает особенности каждого воспитанника, располагать данными медосмотров, постоянно консультироваться с врачом и дифференцированно планировать физическую нагрузку.

Воспитатели групп проводят занятия по развивающим и коррекционным программам, применяя к детям с ограниченными возможностями здоровья принцип индивидуального подхода.

В нашем ДОУ работа с семьёй занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания, так как состояние ребенка является психической травмой и для родителей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения для родителей проводятся лекции, семинары, беседы, где их знакомят с особенностями развития детей и ухода за ними, формируют понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, обучают методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основная цель этих бесед – вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе жизни и воспитания детей с ограниченными возможностями в семье.

Особое место в сопровождении семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, занимают консультации психолога, дефектолога , логопеда. Так, консультации психолога направлены на оптимизацию внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможность и перспективы развития ребенка .

Учитель – логопед рассказывает об общих правилах организации речевого режима в домашних условиях – медленный темп речи, внятность, грамотность, доступность. Логопед обязательно нацеливает родителей на систематическую и длительную работу с ребенком.

В рамках комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду разрабатывается концепция специальной психолого – педагогической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.

Коллектив поддерживает информационные контакты с участниками международного проекта «Специальная педагогика» - педагогами и учеными из образовательных учреждений г. г. Дюссельдорф , Кельн , Эссен, Крефельд Земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ). В рамках этой деятельности велось изучение зарубежного теоретико – практического опыта интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников.

В сентябре 2007 года в детском саду была создана специальная интегрированная группа, в ней 13 детей: пять из них – это дети с особыми образовательными потребностями и восемь – их нормально-развивающиеся сверстники.

В течение дня дети взаимодействовали друг с другом не только на занятиях, но и во всех видах деятельности , т. е. происходила интеграция во всех направлениях.

Несмотря на то, что залогом успеха интеграции может служить тот факт, что у здоровых дошкольников в силу их возраста еще не выработалось распространенное в нашем обществе пренебрежительное или настороженное отношение к инвалиду, следует признать, что и естественного интереса и желания близко контактировать с необычным сверстником тоже не было. Такой ребенок может восприниматься как скучный, грустный, злой, осторожный, более младший и глупый. Поэтому потребность в общении с ним надо стимулировать. Для этого недостаточно беседы нравственного порядка. Необходимо постоянно включать детей в совместную деятельность.

Определяющим механизмом коррекционного действия мы сочли эмоциональную поддержку детей с особыми образовательными потребностями, которую они получали через осознание схожести своих и чужих потребностей, настроений, желаний, переживаний. Мы пытались создать для детей такие условия, при которых между здоровыми и особыми детьми устанавливался бы позитивный контакт.

На своих занятиях психолог использовала различные игровые методы, драматизации, методы арттерапии. Такие занятия выполняли важные задачи того направления, которое мы выбрали для поддержки особых детей: 1) они поднимали настроение, задавали тонус и формировали желание общаться и 2) помогали приобрести навыки общения, осознать себя и других.

1-е направление: основная роль отводится работе с детьми с ограниченными возможностями узкими специалистами. Работа направлена на реабилитацию ребенка – инвалида через воздействие на визуальный, аудиальный, эмоциональный и другие каналы – связи, и проводится посредством музыкальных занятий, занятий изобразительным искусством, развивающих игр с элементами развития речи, логопедических занятий, психологических занятий, занятий ЛФК.

2-е направление: основное внимание уделяется интеграции детей в общество. Подход этот двусторонний и предполагает взаимное движение: готовность общества «принять» инвалида и, с другой стороны, готовность и способность инвалида выстроить свои отношения с обществом. Работа строится следующим образом: формируется общественное мнение к людям с ограниченными возможностями через различные формы (организацию совместных мероприятий, стенды, газеты о людях с особенностями развития; совместные занятия, игры, прогулки).

3-е направление: работа с родителями как здоровых, так и особых детей. На взаимодействие нормально – развивающихся и особых детей, несомненно, большое влияние оказывают их родители. Дети проецируют в жизнь поведение своих родителей, поэтому от того, какой в каждой отдельной семье настрой к людям с ограниченными возможностями, зависит и отношение нормально – развивающихся детей к их особым сверстникам.

При создании интегрированной группы у родителей здоровых детей (родители особых детей были заранее не против) обязательно спрашивалось их согласие на воспитание детей в этой группе.

А по прошествии некоторого времени выяснялось, видят ли родители разницу между массовой и интегрированной группой; довольны ли родители пребыванием своих детей в детском саду и с удовольствием ли ребенок посещает группу.

Абсолютно все родители (и здоровых и особых детей) отметили, что довольны посещением детьми интегрированной группы, а дети ходят в сад с удовольствием. Разницу же между массовой и этой группой родители видели в более спокойном, уравновешенном, комфортном психологическом климате и во внимательном индивидуальном подходе к детям, но никак не во внешних, режимных или каких – либо других различиях.

4-е направление: установление тесных действенных межведомственных связей с различными учреждениями по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды посещают специальные учреждения по своему основному диагнозу и наблюдаются в поликлинике у своего лечащего врача.

Существенных изменений потребовала и предметно-развивающая среда ДОУ. Совершенствуя развивающую среду, уделили внимание не только микросреде (групповым помещениям), но и макросреде(другим помещениям ДОУ). Помимо специально оборудованных кабинетов специалистов (педагога – психолога, учителей - логопедов), был оборудован массажный кабинет и уголок ЛФК.

В оснащении развивающей среды интегрированной группы использовались рекомендации, методические разработки и дидактические материалы немецкого педагога доктора Кристель Риттмейер.

Таким образом, весь процесс воспитания и обучения был направлен на максимальное облегчение адаптации в среде нормально-развивающихся сверстников особых воспитанников и обеспечение им той степени интеграции, которая каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития.

Анализируя свою работу, коллектив отметил, что задачи выполнены, цель достигнута, дети с ограниченными возможностями здоровья выпущены в массовые классы общеобразовательных школ. Несомненно, положительно повлиял на детей с особыми образовательными потребностями коллектив здоровых сверстников. Особые дети, до этого ограниченные в контактах со сверстниками, стали по-новому узнавать мир. Даже если они по каким-либо причинам не участвовали в игре со здоровыми детьми, для них большим удовольствием было просто наблюдать за ними, обсуждать игру с взрослым, давать советы. А если в игре или на занятии особый ребенок давал правильный ответ, которого не знали здоровые сверстники, это поднимало его самооценку, наполняло радостью на весь день.

Пополнились новым смыслом и музыкальные занятия, и прогулка – дети, пришедшие из массовой группы, внесли новые идеи, игры. Все это дало мощный толчок к развитию особых детей.

Что касается нормально-развивающихся детей, то общение с особыми сверстниками дало им возможность по новому увидеть окружающий мир, понять, что люди могут быть разными, но каждый человек имеет право на общение, дружбу, уважение.

Здоровые дети поняли, что их особые сверстники тоже хотят играть, общаться, дружить, но в силу своих физических дефектов не всегда могут это выразить. Дети запомнили, что особых сверстников нельзя обижать, смеяться над ними.

Некоторые результаты работы можно просмотреть на диаграмме:

1. Проявление инициативы нормально – развивающихся детей вступать в контакт с детьми с ограниченными возможностями.

2. Желание нормально – развивающихся детей играть совместно с детьми с ОВЗ.

3. Желание нормально – развивающихся детей помогать в быту детям с ОВЗ.

4. Желание детей с ограниченными возможностями играть с нормально – развивающимися детьми.

5. Количество детей с ОВЗ, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ: утренниках, развлечениях, конкурсах и др.

Опыт воспитания старших детей в группе комбинированной направленности в течение 2 лет подсказал возможность более ранней интеграции, которая будет способствовать достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально – развивающихся сверстников.

Поэтому в сентябре 2009 года на базе 1-й младшей интегрированной группы открылся новый эксперимент «Воспитание толерантных межличностных отношений в группе комбинированной направленности в условиях инклюзивного образования ДОУ».

В настоящее время ведется разработка и апробация коррекционно – развивающих методик, используемых в процессе обучения и воспитания, разработка системы взаимодействия социальных служб в работе с детьми с ограниченными возможностями по формированию у них базовых социальных знаний, умений, навыков.

Коллектив педагогов ДОУ убежден: социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников играет одну из важнейших ролей в комплексном сопровождении особых детей.

Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.

Старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад комбинированного

вида №14" Смирнова М.П.

Слайд1

Актуальность проблемы

Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации. (Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы

В Конвенции о правах ребенка(1989г.), Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В ФГОС ДО, основанном на предыдущих документах, также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

. ФГОС ДО обращает внимание на создание необходимых условий для детей с ОВЗ: психолого-педагогических (п.3.2.2.),кадровых (п.3.4.3), финансовых(п 3.6.3), обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности этих детей.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны также в приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". В нем указано, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Слайд3

Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Слайд4

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное(специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Слайд5

При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Слайд 6

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  • принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

Слайд7,8,9

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

Этап медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ

I этап - Подготовительный.

Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК

II этап – Комплексной диагностики.

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Деятельностный этап . Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей(законных представителей) к реализации маршрута

Слайд10

Компоненты образовательного маршрута:

  • целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
  • содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Слайд11

Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д

Предлагается несколько вариантов оформления индивидуальных образовательных маршрутов.

Слайд18

Остановимся на опыте нашего детского сада по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду, наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует две группы компенсирующей направленности: одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, другая -для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени).Наполняемость этих групп по 8 человек. В этом году среди них 10 детей-инвалидов. Кроме того в детском саду есть группа комбинированной направленности, в которой наряду со здоровыми детьми воспитываются дети с нарушениями речи (в этом году их 5 человек)

Слайд19

-"Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред.М.А. Васильевой и др.

-"Родничок" Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. под ред. Л.С. Сековец

- «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Слайд 20

Алгоритм сопровождения

Комплектование групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической коммиссией и с согласия родителей.

После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психоло-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

По необходимости(изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т.д) индивидуальный образовательный маршрут ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагоги активно сотрудничают с родителями детей с ОВЗ. Родители знакомятся с ИОМ, получают консультативную помощь специалистов.

В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Родители - активные участники праздников и развлечений, конкурсов и выставок, целевых прогулок и экскурсий.

В конце учебного года реализация ИОМ анализируется, после итоговой диагностики составляется справка по результатам обследования ребенка, намечаются пути его дальнейшего развития и рекомендации (это может быть направление на ПМПК для перевода в другую группу, ДОУ, выпуск в школу или продолжение коррекционо-развивающего обучения по новому ИОМ в данной группе).

Слайд 21

Задачи маршрута сопровождения.

  • развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
  • осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
  • проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
  • подготовка к школьному обучению
  • оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Слайд 22

На каждого ребенка с ОВЗ заведена папка индивидуального сопровождения ребенка в которую включаются:

1.Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ

2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, заключение ПМПК, сведения о семье

3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы(ксерокопия запрашивается у родителей)

4.Информация о специалистах, реализующих ИОМ (воспитатель, учитель-дефектолог, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

5.Выписка из протокола Городецкой ПМПК (направление в группу)

6.Выписка из истории развития ребенка и лист медицинских заключений(выдается детской поликлиникой)

7.Карта развития ребенка (заполняется дефектологом)после обследования)

8.Карты диагностического обследования дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, логопедом)

9.Индивидуальный образовательный маршрут

10.Взаимодействие с семьей (формы взаимодействия, содержание работы, ответственный педагог)

11.Психолого-педагогические характеристики ребенка (представляются на ПМПК, составляются педагогами, которые работают с ребенком)

12.Справка по результатам освоения программы за учебный год(составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед)

13.Детские работы (рисунки, аппликации, результаты выполнения диагностических заданий)

Таким образом, происходит непрерывное сопровождение ребенка с ОВЗ с момента обращения родителей для устройства ребенка в детский сад и до выпуска в школу

Слайд 23

Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №14"

слайд 24

Взаимодействие детей с ОВЗ с социальным окружением

Слайд25

Результативность индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат:

Высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности

Анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы

Выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида

Родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

Слайд 26

Трудности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ:

Опыт работы детских садов мало освещен в литературе.

Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов.

Недостаточное обеспечение специализированной литературой.(методики, диагностический инструментарий)

Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства)

Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Наличие в одной группе детей разного возраста с разными диагнозами,

Увеличение числа детей со сложной структурой дефекта

Однако есть главное - любовь, доброе и уважительное отношение к детям и их родителям. Педагоги хотят, чтобы каждому воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно.

Слайд 27

Для этого мы стараемся создать все условия. На фотографиях представлена Предметно-развивающая среда в группах, сенсорной комнаты, специальное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специалисты, которые осуществляют индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.

спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№14» Смирнова М.П.

Актуальность Конвенция о правах ребенка(1989г.) Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". идеи индивидуализации и гуманизации образования обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) учет индивидуальных потребностей и возможностей освоения ребенком Программы создание необходимых условий для детей с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Понятие “индивидуальная образовательная траектория” (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: . содержательное - вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут. деятельностное - специальные педагогические технологии. процессуальное - организационный аспект.

Цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): максимальная реализации образовательных и социальных потребностей детей ИОМ разрабатываются: для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. ИОМ ориентируется: на образовательные потребности воспитанника индивидуальные способности и возможности воспитанника

Принципы построения ИОМ (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие) : принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. принцип соблюдения интересов ребенка. (Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка»). принцип отказа от усредненного нормирования принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов принцип непрерывности

Этапы индивидуального сопровождения Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы I этап - Подготовительный. Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК и других документов

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития. III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы IV этап – Деятельностный. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута V этап – Рефлексивный. Итоговая диагностика. Анализ результатов. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Компоненты образовательного маршрута: целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения).

Варианты оформления ИОМ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14: 9групп общеразвивающей направленности 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени) 1 группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Реализуемые программы: "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред.М.А. Васильевой и др. "Родничок" Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. под ред. Л.С. Сековец «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Алгоритм сопровождения ПМПК Базовая диагностика ПМПк Разработка ИОМ Реализация ИОМ Итоговая диагностика ПМПК или ПМПк (определение дальнейшего маршрута)

Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Папка индивидуального сопровождения: Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ Общие данные о ребенке Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Информация о специалистах, реализующих ИОМ Выписка из протокола Городецкой ПМПК Выписка из истории развития ребенка, лист медицинских заключений Карта развития ребенка Карты диагностического обследования Индивидуальный образовательный маршрут Взаимодействие с семьей Психолого-педагогические характеристики на ребенка Справка по результатам освоения программы за учебный год Детские работы

Модель взаимодействия специалистов Ребенок с ОВЗ Административное сопровождение комплектование групп в соответствии с решением ПМПК создание климата психологического комфорта для детей с ОВЗ Формирование коррекционно-развивающей среды в группах Медицинское сопровождение (врач-педиатр, медицинская сестра, психоневролог, массажист,физиосестра,инструктор ЛФК) Осмотры детей Антропометрические измерения Лечебно-оздоровительная профилактика Сезонная профилактика эпидемий гриппа и ОРВИ Проведение медицинского массажа Физиопроцедуры Занятия ЛФК Участие в ПМПк ДОУ Контроль за организацией полноценного питания Консультирование педагогов, родителей: Психолого-педагогическое сопровождение Социальный педагог Координирование сопровождения детей-инвалидов Консультирование педагогов Работа с семьями Учитель-дефектолог диагностика психических процессов, познавательной деятельности Разработка ИОМ, их реализация Коррекционно-развивающая работа оснащение и оформление кабинета консультирование педагогов, родителей Участие в ПМПк ДОУ Представление детей на ПМПК Воспитатели Педагогическая диагностика НОД Создание предметно-развивающей коррекционной среды коррекционная направленность режимных моментов индивидуальная работа по заданию учителя -дефектолога реализация ИОМ работа с семьями культурно - досуговая деятельность Музыкальный руководитель: педагогическая диагностика музыкальные занятия Индивидуальная коррекционная работа коммуникативные игры, танцы Праздники, развлечения Работа с семьями Педагог-психолог Занятия в сенсорной комнате Консультирование педагогов, родителей по запросу Диагностическое обследование, коррекционные занятия по запросу

Взаимодействие с социумом Ребенок с ОВЗ Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ Коррекционная школа V вида Коррекционная школа Vlll вида Центральная детская библиотека Городецкий Федоровский мужской монастырь Детский музей на Купеческой, Музей добра Центр социальной помощи семье и детям Детская поликлиника

Результативность работы высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности положительная динамика в освоении детьми программы выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

Основные трудности в работе Опыт работы детских садов мало освещен в литературе. Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов. Недостаточное обеспечение специализированной литературой(методические разработки, диагностический инструментарий и т.д.) Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства) Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Развивающее пространство ДОУ

Специальное оборудование

Лечебный массаж Медицинский осмотр Комплекс ЛФК Занятие с учителем-дефектологом

Музыкальные занятия Физкультурные занятия Занятия и игры с воспитателями

Взаимодействие с речевой школой Взаимодействие с музеями Взаимодействие с родителями

Спасибо за внимание!


И. В. Авилова, Н. А. Тарасова
педагоги-психологи МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»,
г. Ханты-Мансийск
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как показывает практика детям с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада. Поэтому педагоги, специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) и родители сталкиваются с множеством проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим нами было проведено анкетирование среди педагогов, специалистов и родителей для выявления трудностей, которые они испытывают в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Скачать полный конспект

По результатам анкетирования педагогов были выявлены следующие
Трудности, в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:
незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей;
невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада;
низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждаются в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
трудности в пониманииинструкции;
инфантилизм;
нарушения координации движений;
низкая самооценка;
повышеннаятревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ:
незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации ребенка к группе детского сада (не идут на контакт с детьми и взрослыми, нарушения сна, истерики, негативизм и т. д.);
вредные привычки у детей и т. д.
Все эти выявленные трудности у педагогов, специалистов и родителей могут привести к ухудшению психологического и физического развития ребенка. Могут повлечь за собой вторичные нарушения у данной категории детей. Поэтому перед нами встал вопрос об организации комплексного индивидуального сопровождения детей с ОВЗ участниками образовательного процесса. Тем более, что в дошкольном образовании нет глобально разработанного, комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. А таких детей с каждым днем становится все больше в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Ведь основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений.
Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был разработан индивидуальный маршрут и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко».
Целью индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ является организация комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 1).
2. Описать условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ.
3. Описать содержательные этапы индивидуального образовательного маршрута.
В результате внедрения в 2012– 2013 гг. комплексного индивидуального маршрута развития сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшилась мелкая и крупная моторика у детей;
повысилась познавательная активность;
при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания;
повысилась самооценка;
дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого;
дети стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия;
у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность разработанного нами индивидуального маршрута для детей с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
Приложение 1.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Соглашение для родителей на организацию
Индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.1.);
2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.1.2.);
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1.3.);
6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);