Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Требования безопасности труда при устройстве монолитных фундаментов. Инструкция по охране труда при устройстве фундаментов сборных и монолитных. Техника безопасности при заливке бетонной смеси

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям: плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном Минздравом, обученные и проинструктированные в соответствии с Отраслевым положением об обучении, инструктаже и проверке знаний работников Министерства по вопросам охраны труда.

2. Опасные и вредные производственные факторы:

перемещаемые грузы;

электрический ток;

вибрация;

обрушения грунта.

3. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

4. Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям:

При работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее: 2 м -для каменных работ, 1 м – для монтажных;

Для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры необходимо установить лестницы, переходные мостики и трапь с ограждениями;

Зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и обозначена предупредительными надписями и плакатами;

На эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением следует оборудовать проходы шириной не менее 0,6 м;

Ограждения вращающихся частей машин и оборудования находятся в исправности и надежно закреплены;

Корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления заземлены;

Сигнализирующие устройства находятся в исправном состоянии и хорошо освещены рабочие места (в темное время суток).

5. Перед началом работы проверить наличие необходимых средств технологической оснастки, их исправность и соответствие условиям работы.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

Опалубочные работы

6. При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего.

7. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается.

8. Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, предупреждающие падение человека.

9. При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м.

10. Разборку всех типов опалубки производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций – по перечню, установленному проектом, с разрешения главного инженера.

Сборка и установка арматуры

11. При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам.

12. Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам.

13. Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.

14. При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя.

15. Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона производить только при неподвижном смесительном барабане. Очистка кузова автобетоновоза в условиях строительной площадки запрещается.

16. При выгрузке бетонной смеси из кузова автобетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании автобетоновоза.

17. Очистку поднятых кузовов автомобилей-самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью.

18. При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать:

Правила строповки бункеров-бадей;

Сигналы, подаваемые крановщику;

Безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.

Производить подъем бункера-бадьи, не убедившись в надежности строповки;

Открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;

Работать с неисправным механизмом открывания затвора;

Раскачивать подвешенную бункер-бадью.

20. В момент опускания бадьи рабочие должны отойти в сторону; открывать затвор можно лишь после того, как бадья займет наиболее низкое для данных условий выгрузки положение.

21. При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетонщик должен знать:

Правила безопасной работы с ручными электрическими машинами;

Правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.

Работать с неисправным вибрационным оборудованием;

Самостоятельно, в отсутствие дежурного электрика подключать вибрационную технику к распределительным электрощитам;

Работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;

Работать без резиновых перчаток и сапог.

Монтаж сборных фундаментов

23. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов следует складировать на подготовленных площадках в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках.

24. Сигналы машинисту крана должны подаваться одним лицом, знающим порядок обмена сигналами.

Сигнал “Стоп” может подавать любой работник, заметивший опасность.

25. Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового (капронового) каната.

26. При выполнении работ монтажнику запрещается:

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

27. Навести порядок на рабочем месте. Убрать инструменты, материалы и приспособления.

28. Сообщить мастеру или прорабу о замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, средств подмащивания, состояния откосов.

29. Отключить механизмы от сети, пусковые устройства запереть на замок, чтобы они не могли быть включены посторонними лицами.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

30. Производить работы в траншеях и котлованах, отрытых с откосами без креплений, допускается при следующих мерах предосторожности:

Тщательном осмотре перед началом каждой смены состояния грунта и обрушения его в местах, где обнаружены козырьки или навесы грунта;

Временном прекращении работ в выемке до обрушения грунта при возникновении опасности обвала.

31. Нельзя отдыхать у оснований откосов траншей и котлованов, а также у подошвы насыпей.

1. Общие требования безопасности

1.1. К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям: плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном Минздравом, обученные и проинструктированные в соответствии с Отраслевым положением об обучении, инструктаже и проверке знаний работников Министерства по вопросам охраны труда.

1.2. Опасные и вредные производственные факторы:
вращающиеся части машин и оборудования;
перемещаемые грузы;
электрический ток;
острые концы арматурных стержней;
вибрация;
обрушения штабелей блоков и стен из блоков;
обрушения грунта.
1.3. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям:

2.1.1. при работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее: 2 м -для каменных работ, 1 м - для монтажных;
2.1.2. для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры необходимо установить лестницы, переходные мостики и трапь с ограждениями;
2.1.3. зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и обозначена предупредительными надписями и плакатами;
2.1.4. на эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением следует оборудовать проходы шириной не менее 0,6 м;
2.1.5. ограждения вращающихся частей машин и оборудования находятся в исправности и надежно закреплены;
2.1.6. корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления заземлены;
2.1.7. сигнализирующие устройства находятся в исправном состоянии и хорошо освещены рабочие места (в темное время суток).
2.2. Перед началом работы проверить наличие необходимых средств технологической оснастки, их исправность и соответствие условиям работы.

3. Требования безопасности при выполнении работы

Опалубочные работы

3.1. При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего.
3.2. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается.
3.3. Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, преду¬преждающие падение человека.
Инвентарные ограждающие устройства при установке опалубки должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования.
3.4. При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м.
3.5. Разборку всех типов опалубки производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - по перечню, установленному проектом, с разрешения главного инженера.
Сборка и установка арматуры
3.6. При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам.
3.7. Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам.
3.8. Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.
Обслуживание технологических средств транспорта бетона
3.9. При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя.
3.10. Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона произво¬дить только при неподвижном смесительном барабане. Очистка кузова автобетоновоза в условиях строительной площадки запрещается.
3.11. При выгрузке бетонной смеси из кузова автобетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании автобетоновоза.
3.12. Очистку поднятых кузовов автомобилей-самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью.
Рабочие, производящие очистку, не должны становиться на колеса или находиться в кузове транспортного средства. Нельзя ударять кувалдой по кузову с целью очистки кузова от прилипшей бетонной смеси.
Подача, укладка и уплотнение бетонной смеси
3.13. При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать:
3.13.1. правила строповки бункеров-бадей;
3.13.2. сигналы, подаваемые крановщику;
3.13.3. безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.
3.14. Запрещается:
3.14.1. производить подъем бункера-бадьи, не убедившись в надежности строповки;
3.14.2. открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;
3.14.3. работать с неисправным механизмом открывания затвора;
3.14.4. раскачивать подвешенную бункер-бадью.
3.15. В момент опускания бадьи рабочие должны отойти в сторону; открывать затвор можно лишь после того, как бадья займет наиболее низкое для данных условий выгрузки положение.
3.16. При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетонщик должен знать:
3.16.1. правила безопасной работы с ручными электрическими машинами;
3.16.2. правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.
3.17. Запрещается:
3.17.1. работать с неисправным вибрационным оборудованием;
3.17.2. самостоятельно, в отсутствие дежурного электрика подключать вибрационную технику к распределительным электрощитам;
3.17.3. работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;
3.17.4. работать без резиновых перчаток и сапог.
Монтаж сборных фундаментов
3.18. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов следует складировать на подготовленных площадках в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках.
Подкладки и прокладки в штабелях складируемых бетонных и железобетонных изделий следует располагать в одной вертикальной плоскости. Их толщина должна быть больше выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм.
Запрещается складировать элементы конструкций ближе 1 м от бровки котлована, траншеи.
3.19. Сигналы машинисту крана должны подаваться одним лицом, знающим порядок обмена сигналами.
Сигнал «Стоп» может подавать любой работник, заметивший опасность.
Зацепку иди обвязку грузов следует производить в соответствии со схемами строповки грузов. Запрещается подъем сборных железобетонных конструкций, засыпанных снегом, землей, защемленных другими конструкциями. Очищать подлежащие монтажу конструкции от грязи и наледи следует до их подъема, при этом удары по монтажным петлям недопустимы.
До подъема конструкции монтажник должен проверять соответствие массы, указанной в маркировке конструкции, грузоподъемности крана. При подъеме конструкций массой, близкой к предельной грузоподъемности крана, груз должен быть предварительно зафиксирован на высоте 0,2-0,3 м.
3.21. Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового (капронового) каната.
3.22. При выполнении работ монтажнику запрещается:
устанавливать конструкции путем их подтаскивания при косом натяжении каната грузоподъемного механизма;
оставлять конструкции на весу;
находиться на элементах и конструкциях во время их подъема, перемещения и установки;
производить расстроповку конструкций до постоянного или временного надежного их закрепления;
перемещать установленные конструкции после их расстроповки;
применять кувалды для принудительной посадки конструкций на место.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Производить работы в траншеях и котлованах, отрытых с откосами без креплений, допускается при следующих мерах предосторожности:

4.1.1. тщательном осмотре перед началом каждой смены состояния грунта и обрушения его в местах, где обнаружены козырьки или навесы грунта;
4.1.2. временном прекращении работ в выемке до обрушения грунта при возникновении опасности обвала.
4.2. Нельзя отдыхать у оснований откосов траншей и котлованов, а также у подошвы насыпей.
5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Навести порядок на рабочем месте. Убрать инструменты, материалы и приспособления.

5.2. Сообщить мастеру или прорабу о замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, средств подмащивания, состояния откосов.
5.3. Отключить механизмы от сети, пусковые устройства запереть на замок, чтобы они не могли быть включены посторонними лицами.

Крупнощитовая стеновая опалубка

При выполнении монолитных работ с применением съемной опалубки очень важно уделять внимание технике безопасности (ТБ), поскольку жизнь и здоровье человека несравненно дороже производимого продукта или оказываемой услуги в любой области деятельности.

К задачам техники безопасности при монолитных работах относятся:
- исключение возникновения нештатных ситуаций, угрожающих жизни или здоровью людей;
- снижение травм и профзаболеваний до минимума.

Для того чтобы обезопасить рабочий персонал, недостаточно принять ряд технических мер, связанных с безопасностью (установить ограждения, предупреждающие надписи и пр.). Помимо прочего персонал необходимо инструктировать и проверять знание правил безопасности.

В зависимости от характера инструктажа различают:
- вводный инструктаж по ТБ;
- первичный (проводится непосредственно на рабочем месте);
- повторный;
- внеплановый (обычно проводится, если было ЧП);
- целевой (перед проведением нехарактерной для конкретного технологического процесса или редко выполняемой операцией).

Общие требования безопасности

Армирование из арматуры под опалубку стен

При устройстве опалубки, монтаже арматурного каркаса, заливке строительной смеси и прочих работах, характерных для монолитного строительства с применением съемной опалубки, необходимо следить, чтобы состояние сооружений были устойчивыми. Стеновая опалубка в зависимости от высоты должна быть зафиксирована одно- или двухуровневыми подкосами, подмости должны быть надежно закреплены на несущем каркасе опалубочных щитов.

Опалубочные и монолитные работы должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и прошедшим инструктаж по ТБ, под руководством и наблюдением инженерно-технического работника (мастера или прораба).

Запрещается размещение на опалубке для монолитного строительства и подмостях материалов, инструмента и оборудования, которые не предусмотрены проектом и технологией выполнения работ. Пребывание на опалубочном настиле людей, не принимающих непосредственного участия в монолитных и опалубочных работах, также запрещено.

Оборудование для перемещения и нахождения рабочего персонала (подмости, лестницы, трапы и пр.) должны надежно крепиться к элементам съемной опалубки.

Если строительная опалубка монтируется в несколько ярусов по вертикали, то каждый последующий ярус может быть установлен только после проверки правильности и надежности установки предыдущего.

В качестве опор съемной опалубки должны применяться только штатные элементы, входящие в комплект опалубочной системы. Крепление опалубки стен, фундамента, перекрытий и пр. с помощью вспомогательных материалов строго запрещается.

При монтаже строительной опалубки все элементы, которые могут регулироваться (телескопические стойки, резьбовые шкворни, эксцентриковые замки и т.д.) должны быть затянуты или надежно зафиксированы.

Проверка качества установки и крепления съемной опалубки и подмостей производится ежесуточно. Все обнаруженные несоответствия должны устраняться незамедлительно.

Если работы выполняются на наклонной поверхности с углом более 20 градусом к горизонту, рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Разопалубку опалубочной системы необходимо производить в порядке обратном монтажу. При этом необходимо принять меры против случайного обрушения отдельных элементов съемной опалубки.

Если имеется техническая возможность, стеновую опалубку нужно демонтировать крупными модулями с их последующей разборкой на составляющие на земле.

Стройплощадка должна быть оборудована средствами пожаротушения (щитом с инструментом, ящиками с песком, огнетушителями и пр.).

Требования к ограждающим конструкциям

Строительство зданий по монолитной технологии

Все защитные ограждения, возводимые при устройстве опалубки, должны отвечать требованиям Государственного Стандарта 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные».

При использовании скользящей строительной опалубки в целях защиты персонала от возможного падения предметов подвесные леса должны быть защищены жестким металлическим козырьком по всей ширине лесов.

Вертикальные проемы, через которые осуществляется подъем или спуск материалов, инструментов и оборудования должны перекрываться лядами.

Все ярусы прогонов и открытых перекрытий должны заграждаться технологическими дощатыми или металлическими настилами, которые гарантировано выдерживают рабочие нагрузки (от веса рабочих, материалов и оборудования). При заливке бетона временные настилы должны удаляться только на площадях, попадающих в зону проводимых в данный момент работ.

Техника безопасности при заливке бетонной смеси

Заливка бетона при помощи стрелы и бетононасоса

Если в строительной смеси используются химически активные модификаторы, для предотвращения повреждения кожных покровов и слизистой глаз персонал должен пользоваться СИЗ (средствами индивидуальной защиты).

При заливке строительной опалубки бетоном с помощью бункера (колокола), последний должен всегда перемещаться с закрытым затвором (в том числе, и когда пустой). Заливка может производиться с высоты не более метра (расстояние от заливного отверстия бункера до уровня укладки строительной смеси).

Любые вспомогательные операции с напорными бетоноподающими рукавами следует производить при сброшенном давлении.

ТБ при предварительно напряженном армировании

Подготовка арматуры для армирования межпалубного пространства должна производиться на специально отведенных для данной операции участках. Подготовка арматуры на подмостях опалубки для монолитного строительства запрещается.

Если в процессе монолитных работ применяется технология предварительно напряженного армирования, то необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- в местах проходов людей минимальная высота ограждений должна быть равной 1,8 метра;
- устройства натяжения арматурной проволоки должны быть оборудованы звуковой сигнализацией, включаемой одновременно с приводами натяжных механизмов;
- на расстоянии не менее одного метра от нагреваемой электрическим током арматурной проволоки должно быть установлено дополнительное ограждение, исключающее нахождение за ним людей;
- не бетонированная арматура, которая находится в зоне электроподогрева, должна быть заземлена.

На любом строительном объекте техника безопасности при бетонных работах является одним из самых важных предписаний.

Пренебрежение общепринятыми мерами и правилами предосторожности часто приводит к порче имущества и, самое главное, травматизму и даже гибели рабочих. Нарушения также подвергают опасности случайных прохожих, если объект находится в непосредственной близости к пешеходным зонам.

Все правила техники безопасности при монолитных работах оговорены в соответствующих документах и регламентируют следующие процессы:

  • инструктаж персонала;
  • сборка и разборка опалубочных систем;
  • работы с бетонной смесью;
  • установка заградительных приспособлений;
  • обустройство монолитных фундаментов.

В рамках данного материала перечислить подробно все требования и нормы техники безопасности при производстве бетонных работ не представляется возможным. Для этого существует специальная литература и руководства. Однако основные моменты, которые считаются наиболее важными и непосредственно влияют на безопасность людей, приведены ниже.

Инструктаж персонала

Любые процессы на объекте монолитного строительства начинаются с инструктажа персонала по требованиям безопасности при производстве бетонных работ. Эта задача возлагается на ответственное лицо, которое также ведет учет допущенных на объект работников. Данные о них фиксируются в специальных журналах, где указаны темы проведенных инструктажей и фамилии рабочих с подписями, подтверждающими получение допуска.

Сами инструктажи разделяются на следующие виды:

  • Вводные. Обязательно проводятся заранее перед началом любых работ. Инструктаж охватывает общие нормы техники безопасности при бетонных работах и другие правила поведения на объекте.
  • Первичные. Такие инструктажи проводятся на строительном участке или непосредственно на рабочем месте конкретного специалиста.
  • Внеплановые. Чаще всего инструктажи этой категории проводятся после чрезвычайных происшествий – аварий, травм или гибели рабочих и других подобных случаев.
  • Целевые. Тип инструктажей, которые проводятся перед выполнением узконаправленных операций или особо сложных технологических процессов.

Сборка и разборка опалубочных систем

Техника безопасности при опалубочных работах требует выполнения следующих основных мер предосторожности на объекте:

К работам допускаются только специалисты. Не допускаются лица, не прошедшие обучение и инструктажи.
При сборке опалубочных систем категорически запрещено пребывание посторонних людей на объекте. Нельзя проводить экскурсии, даже обучающие.

Монтаж и демонтаж опалубки должен осуществляться в соответствии с указаниями производителя конкретного комплекта.

Запрещается применять при сборке конструкций сторонние элементы, крепеж и прочие подручные средства, не входящие в комплект оснастки.

При проведении работ на наклонных поверхностях рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Стоит напомнить, что это только основные пункты, которые, к сожалению, часто не соблюдаются даже на крупных строительных площадках.

Работы с бетонной смесью

Техникой безопасности при монолитных работах также предусмотрен ряд правил, обязательных к соблюдению во время заливки бетона. Вот наиболее важные из них:

  • При использовании в приготовлении бетонной смеси химических реагентов, модификаторов, пластификаторов и других препаратов рабочие обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты.
  • Если заливка бетона осуществляется подъемным бункером, то его перемещение должно осуществляться в закрытом положении. Это правило распространяется и на пустые бункеры.
  • При формировании монолита бункерным методом сброс смеси должен выполняться с высоты не более одного метра от места падения бетона.
  • Если заливка выполняется при помощи рукавов, то при проведении вспомогательных и подготовительных операций давление в них должно быть снижено или сброшено полностью.

Заградительные приспособления

К заградительным приспособлениям относятся:

  • Заградительные сетки. Заградительная (защитная) сетка выполняет две функции – страхует рабочих при падении с высоты и предотвращает травмирование находящихся внизу людей при падении каких-либо предметов. Требования к тому, в каких случаях нужно применять ЗУС, распространяются на все здания высотой более трех этажей.
  • Ограждающие конструкции на пролетах и лесах при строительстве многоэтажных зданий. Обустраиваются из досок в виде перил и различных типов ограждений. Предназначены для страховки работающих на высоте людей.
  • Заборные ограждения периметра объекта. Предназначены для защиты прохожих, машин и прочего имущества, находящегося за пределами строительного объекта, от случайных повреждений.

Обустройство монолитных фундаментов

Техникой безопасности при обустройстве монолитных фундаментов предусмотрены следующие правила:

  • При сборке опалубки действуют общие правила, указанные выше.
  • При подъезде транспорта с бетоном и во время его разгрузки приемщик обязательно должен находиться в поле зрения водителя.
  • Все электрооборудование – сварочные аппараты, трансформаторы подогрева и прочее – должны быть заземлены.
  • Участки прогреваемого бетона должны быть ограждены и надлежащим образом помечены (надписями или знаками).
  • Разборка опалубки фундамента должна производиться не ранее, чем застынет бетонная смесь, либо по особому распоряжению ответственного лица – инженера или производителя работ.

Как уже было сказано выше – это только основные правила техники безопасности при монолитных работах. Более подробно ознакомиться с мерами предосторожности можно в специализированной литературе

Организация и технология выполнения работ по монтажу сборных ленточных фундаментов

Указания по производству работ монтажу сборных ленточных фундаментов

Требования к качеству выполнения работ

Материально-технические ресурсы необходимые для

Монтажа сборных ленточных фундаментов

Охрана окружающей среды и правила техники безопасности при монтаже сборных ленточных фундаментов

Общие положения и основные элементы сборных ленточных фундаментов

Различаются мелкозаглубленные и заглубленные ленточные фундаменты.

Сборные ленточные фундаменты состоят из сборных фундаментных подушек, армированных по расчету, выше которых устраиваются стены.

Заглубленная конструкция ленточного фундамента устраивается в строениях с тяжелыми стенами или перекрытиями на пучинистом грунте. Такой тип устраивается, если в проекте предусматривается подвальное помещение. Глубина заложения должна быть на 200-300 мм ниже глубины промерзания. Заглубленные ленточные фундаменты требуют больших расходов материала. Для стен, находящихся внутри строения, устраивается менее глубокие на 400-600 мм.

Заглубленные ленточные фундаменты в сравнении с мелкозаглубленными являются более прочными и устойчивыми благодаря их нижней части, находящейся ниже глубины промерзания грунтовых вод. Но в таком случае резко увеличивается расход материала и затраты труда.

Схема железобетонного сборного ленточного фундамента.

На сухом или песчаном грунте ленточные фундаменты закладываются и выше уровня промерзания, но не меньше чем 500-600 мм от уровня земли.

На сильно пучинистом и промерзающем грунте закладывается редко.

Сборный часто применяется не только в промышленном и гражданском строительстве, но и при постройке коттеджа и индивидуального жилого дома.

Положительной стороной устройства этого фундамента является резкое сокращение сроков строительных работ, появляется возможность увеличить нагрузку на конструкцию после ее недолгой выдержки на финальной стадии монтажа. Не стоит забывать, что возведение такого типа основания будет дороже монолитного и потребуется помощь грузоподъемной техники.

Отрицательной стороной является прочностной показатель, так как у сборного он на 20-30% хуже по сравнению с монолитным. Сборные виды невозможно усиливать дополнительной арматурой, потому что блоки выпускаются согласно типовому проекту. Усиление таких фундаментов может достигаться с помощью сетки, укладываемой между рядами блоков, но даже этот способ не дает желаемого результата, как это делается при пространственном армировании монолитных фундаментов.

Железобетонные фундаментные плиты-подушки и бетонные стеновые блоки унифицированы, номенклатура предусматривает их разделение на четыре группы, каждая из которых отличается воспринимаемой нагрузкой. Для повышения жесткости сооружения, для выравнивания осадок при строительстве на слабых грунтах и в качестве антисейсмических мероприятий сборные фундаменты усиливают армированными швами или железобетонными поясами, устраиваемыми поверх фундаментных подушек или последнего ряда стеновых фундаментных блоков по всему периметру здания на одном уровне.

При песчаных грунтах фундаментные блоки укладывают непосредственно на выровненное основание, при других грунтах - на песчаную подушку толщиной 10 см. Под подошвой фундаментов нельзя оставлять насыпной или разрыхленный грунт, его необходимо удалить и вместо него засыпать песок или щебень. Углубления в грунтовом основании высотой более 10 см заполняют монолитным бетоном. Ширину и длину песчаного основания делают на 20...30 см больше размеров фундамента, чтобы блоки не свисали с песчаной подушки.

Фундаментные блоки укладывают по схеме их раскладки в соответствии с проектом (рис.1), чтобы обеспечить разрывы для прокладки труб водоснабжения, канализации и других вводов.

Рис.1. Монтаж сборных ленточных фундаментов:

1 - фундаментная подушка; 2 - стеновой блок; 3 - песчаная подготовка; 4 - арматурный пояс; 5 - постель из раствора; 6 - заделка стыка монолитным бетоном; 7 - строповка блока

Монтаж начинают с установки маячных блоков по углам и в местах пересечения стен. Фундаментный блок подается краном к месту укладки, наводится и опускается на основание, незначительные отклонения от проектного положения устраняют, перемещая блок монтажным ломиком при натянутых стропах. При этом поверхность основания не должна быть нарушена. Стропы снимают после того, как блок займет правильное положение в плане и по высоте. Разрывы между блоками ленточного фундамента и боковыми пазухами в процессе монтажа заполняют песком или песчаным грунтом и уплотняют.

При монтаже фундаментов под колонны тщательно контролируют положение устанавливаемых блоков относительно основных осей. С помощью нивелиров контролируют положение блоков по высоте, у блоков стаканного типа проверяют отметку дна стакана, у других - верхней плоскости блока.

Монтаж стен подвала (стеновых блоков) начинают после проверки положения уложенных фундаментных блоков (подушек) и устройства гидроизоляции. Если в проекте отсутствуют особые указания, то в качестве изоляции расстилают слой раствора толщиной 2...3 см по очищенной поверхности фундаментов; раствор одновременно служит выравнивающим слоем.

В соответствии с монтажной схемой на фундаментах размечают положение стеновых блоков первого (нижнего ряда), отмечая места вертикальных швов. Монтаж начинают с установки маячных блоков в углах и местах пересечения стен на расстоянии 20...30 м друг от друга. После установки маячных блоков на уровне их верха натягивают шнур - причалку, по которому устанавливают рядовые блоки.

7.1. При устройстве монолитных фундаментов необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве», «Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ», «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

7.2.Безопасность производства работ должна быть обеспечена: выбором рациональной соответствующей технологической оснастки;

подготовкой и организацией рабочих мест производства работ;

применением средств защиты работающих;

проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе;

своевременным обучением и проверкой знаний рабочего персонала и ИТР по технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ.

Особое внимание необходимо обращать на следующее:

способы строповки элементов конструкций должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении, близком проектному;

элементы монтируемых конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками;

не допускать нахождения людей под монтируемыми элементами конструкций до установки их в проектное положение и закрепление;

при перемещении краном грузов расстояние между наружными габаритами проносимых грузов и выступающими частями конструкций и препятствий по ходу перемещения должно быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали не менее 0,5 м; монтаж и демонтаж опалубки может быть начат с разрешения технического руководителя строительства и должен производиться под непосредственным наблюдением специально назначенного лица технического персонала;

перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе;

не допускается касание вибратором арматуры и нахождение рабочего в зоне возможного падения бункера;

к управлению автобетононасосами допускаются только лица, имеющие удостоверение на право работы на данном типе машин.

7.4. При работе на высоте более 1,5 м все рабочие обязаны пользоваться предохранительными поясами с карабинами.

7.5. Разборка опалубки допускается после набора бетоном распалубочной прочности и с разрешения производителя работ.

7.6. Отрыв опалубки от бетона производится с помощью домкратов. В процессе отрыва бетонная поверхность не должна повреждаться.

7.7. Рабочие места электросварщиков должны быть ограждены специальными переносными ограждениями. Перед началом сварки необходимо проверить исправность изоляции сварочных проводов и электрододержателей, а также плотность соединения всех контактов. При перерывах в работе электросварочные установки необходимо отключать от сети.

7.8.Погрузочно-разгрузочные работы, складирование и монтаж арматурных каркасов должны выполняться инвентарными грузозахватными устройствами и с соблюдением мер, исключающих возможность падения, скольжения и потери устойчивости грузов.

7.9. Очистку лотка автобетоносмесителя и загрузочного отверстия от остатков бетонной смеси производят только при неподвижном барабане.

7.10.Запрещается: работа автобетононасоса без выносных опор; начинать работу автобетононасоса без предварительной заливки в промывочный резервуар бетонотранспортных цилиндров воды, а в бетонопровод - «пусковой смазки».

При производстве подземных работ необходимо соблюдать правила и нормы по безопасному ведению горнопроходческих работ, утвержденные в установленном порядке министерствами и ведомствами.

Для каждого подземного объекта строительства должны быть утверждены мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий, а работающие должны быть обучены правилам поведения во время возможных аварий. До начала подземных работ должны быть выполнены мероприятия по обеспечению сохранности существующих подземных и надземных коммуникаций, зданий и сооружений. Руководители подземных работ перед началом их выполнения должны быть ознакомлены с геологическими и гидрогеологическими условиями участка работ. При изменении условий, создающих возможность возникновения аварий, работы следует остановить до принятия соответствующих мер. Каждый участок должен быть обеспечен запасом инструмента, материалов, средств пожаротушения и других средств, необходимых при ликвидации аварии, а также указаниями по их применению. Временное крепление подземных выработок следует производить согласно технологической карте (паспорту крепления).

При проходке стволов находящиеся в забое рабочие должны быть защищены предохранительным настилом от падения предметов сверху.

При проходке туннелей щитами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

  • o смонтированный шит, его механизмы и приспособления разрешается вводить в эксплуатацию лишь после их приемки по акту;
  • o разрабатывать грунт следует только в пределах козырьков шита;
  • o передвигать щит на расстояние, превышающее ширину кольца обделки, не допускается;
  • o в неустойчивых, слабых грунтах лоб забоя следует закрепить временной крепью, а в сыпучих грунтах - применять, как правило, щиты с горизонтальными площадками, число которых надлежит предусматривать, исходя из условий обеспечения устойчивости откоса грунта на площадках;
  • o передвигать шит разрешается только в присутствии и под руководством сменного мастера или производителя работ, не допуская при этом пребывания людей у забоя, за исключением наблюдающих за креплением.

Все электрооборудование, применяемое в подземных выработках, при наличии взрывоопасных условий должно быть во взрывобезопасном исполнении. Питание рабочего и аварийного электрического освещения шахт, штолен и туннелей следует осуществлять от разных источников.

Выработки или участки туннеля, где устанавливается электротехническое оборудование, должны быть закреплены крепью из несгораемых материалов.

При проходке шахт и туннелей должна быть обеспечена вентиляция с местной вытяжкой от участков сварочных и других работ, связанных с выделением вредных веществ. При горизонтальном продавливании труб пребывание рабочих в них допускается при диаметре трубы не менее 1200 мм и длине не более 40 м. Длительность непрерывного пребывания рабочего внутри трубопровода не должна превышать 1 ч, а интервалы между рабочими циклами устанавливаются не менее 30 мин. Трубопровод длиной 10 м и более необходимо обеспечивать принудительной вентиляцией с подачей свежего воздуха не менее 10 м3/ч. Горизонтальное продавливание труб с ручной разработкой грунта внутри них допускается только при условиях, исключающих прорыв в забой газов, воды или содержимого выгребных ям. С рабочими, занятыми внутри трубопровода, должна быть обеспечена двусторонняя связь.

Требования безопасности при устройстве фундаментов

К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, обученные и проинструктированные в соответствии с требованиями руководящих документов по вопросам охраны труда.

К числу опасных и вредных производственных факторов при устройстве фундаментов относятся:

  • o вращающиеся части машин и оборудования;
  • o перемещаемые грузы;
  • o электрический ток;
  • o острые концы арматурных стержней;
  • o вибрация;
  • o возможность обрушения штабелей блоков и стен из блоков, грунта.

Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям:

  • o при работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее 2 м - для каменных работ, 1 м - для монтажных;
  • o для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры должны быть установлены лестницы, переходные мостики и трапы с ограждениями;
  • o зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и обозначена предупредительными надписями и плакатами;
  • o на эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением должны быть оборудованы проходы шириной не менее 0,6 м;
  • o ограждения вращающихся частей машин и оборудования должны находиться в исправности и надежно закреплены;
  • o корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления должны быть заземлены;
  • o сигнализирующие устройства должны быть исправными;
  • o в темное время суток необходимо хорошее освещение рабочих мест.

При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается. Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, предупреждающие падение человека. Инвентарные ограждающие устройства при установке опалубки должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования. При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м. Разборку опалубки всех типов производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - по перечню, установленному проектом, с разрешения главного инженера. При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам. Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам. Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.

При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя.

Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона следует производить только при неподвижном смесительном барабане. При выгрузке бетонной смеси из кузова бетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании бетоновоза. Очистку поднятых кузовов автомобилей-самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью.

При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать правила строповки бункеров-бадей, сигналы, подаваемые крановщику, безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.

При укладке бетонной смеси запрещается:

  • o производить подъем бункера-бадьи, не убедившись в надежности строповки;
  • o открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;
  • o работать с неисправным механизмом открывания затвора;
  • o раскачивать подвешенную бункер-бадью.

При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетонщик должен знать: правила безопасной работы с ручными электрическими машинами, а также правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.

При уплотнении бетонных смесей запрещается:

  • o работать с неисправным вибрационным оборудованием;
  • o в отсутствие дежурного электрика самостоятельно подключать вибрационную технику к распределительным электрощитам;
  • o работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;
  • o работать без резиновых перчаток и сапог.

Сигналы машинисту крана должно подавать одно лицо, знающее порядок обмена сигналами. Запрещается подъем сборных железобетонных конструкций, засыпанных снегом, землей, защемленных другими конструкциями. До подъема конструкции монтажник должен проверять соответствие массы, указанной в маркировке конструкции, грузоподъемности крана. Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового(капронового)каната.

Требования к качеству. При монтаже фундаментов, стен подвалов и стен надземной части зданий контролируют:
- правильность перевязки и толщину швов между ними;
- заполнение швов и пазов между блоками;
- вертикальность и прямолинейность поверхностей и углов стен;
- правильность устройства деформационных швов;
- качество анкеровки конструкций.

Нельзя допускать, чтобы при укладке первого ряда стеновых блоков швы между ними совпадали со швами фундаментных блоков. Перевязка должна быть такая, чтобы вертикальные швы в смежных рядах были смещены на 1/4 длины блока.

Стены подвалов из бетонных блоков, а также крупноблочные стены надземной части зданий из бетонных и кирпичных блоков и блоков из природного камня должны иметь толщину горизонтальных и вертикальных швов 15 мм, а толщину отдельных швов не более 20 мм и не менее 10 мм.

Отклонения рядов блочной кладки (см. схему ниже, поз. а, б) от горизонтали на длине 10О м допускаются в пределах 15 мм, а в размерах проемов - не более + 15 мм.

Неровности на вертикальных поверхностях стен, обнаруживаемые при накладывании правила длиной 2 м, не должны быть более 10 мм. Отклонения поверхностей и углов блочной кладки от вертикали в пределах одного этажа не должны превышать 10 мм, а на все здание высотой более двух этажей - 30 мм.

Смещение осей конструкций фундаментов и стен допускается на ± 12 мм.

Отклонение отметок опорных поверхностей фундаментов от проектных не должно превышать 20 мм, а поверхностей блоков стен - 10 мм.

Допускаемые отклонения (обозначены пунктирными линиями) при возведении стен из крупных блоков

а - фундаментов, б - стен.

Техника безопасности

Техника безопасности. Безопасность труда при монтаже фундаментов и крупноразмерных блоков стен зданий обеспечивается соблюдением общих правил, а также конкретных указаний по технологии выполнения процессов и указаний, предусмотренных проектом производства работ на данном объекте.

При установке блоков наружных стен, балконов, настилов перекрытий, карнизов монтажники должны быть в предохранительных поясах; их пристегивают за монтажные петли перекрытий.

Монтажную зону ограждают инвентарными звеньями с хорошо видимыми предупредительными надписями или сигналами. Над входами в здание устраивают навесы. Не допускают в монтажную зону посторонних людей.

При монтаже крупноблочных зданий работы внутри здания ведут только на той захватке, где в данный момент не идет монтаж.

Запрещается укладывать монтируемые блоки на подмости и перекрытия.

Элементы подводят к месту установки с внешней стороны здания или со стороны, противоположной рабочему месту монтажников.