Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Трансперсональная психотерапия и концепция С. Грофа. Трансперсональная психотерапия: эффективные техники с тысячелетней историей

Использование особого типа дыхания, запускающего целый каскад биохимических реакций, в результате которых нервная система изменяет свою работу. Эти изменения направлены на актуализацию тех нервных структур, которые ответственны за долговременную память, эмоциональные и бессознательные процессы

Таким образом, специальное дыхание создает уникальную физиологическую основу для глубинной терапии. Благодаря этому методу стало возможным найти легкий доступ к прошлому травматичному опыту и освободиться от многих психологических проблем. Осознание сути проблемы как озарение приходит к человеку. Некогда пережитая психологическая травма и негативно воздействующая на здоровье, поведение, взаимоотношения человека с окружающими, перестаёт восприниматься как травма.

В момент такого озарения происходит высвобождение здоровой жизненной энергии. Именно этот исцеляющий ресурс здесь и сейчас помогает «вырасти» человеку, сделать шаг вперёд и ощутить новые возможности. Травма воспринимается теперь с позиции взрослого человека, а не глазами маленького ребёнка (в случае актуализации травмы раннего возраста), травма воспринимается как полезный жизненный опыт, с позиции победителя, а не жертвы.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания - ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

В трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники - биоэнергетическая терапия, психосинтез,чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, процессуальной терапии. Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм выздоровления от заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным и гармоничным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным.

В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии - помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, счастья, самореализации.

Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик - упражнения для ума и медитация. В процессе трансперсональной терапии, вы обучаетесь новым моделям отношения к себе и окружающему через осознание, то есть вы начинаете по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание.

В процессе самопознания происходит конструктивное переосмысление, которое позволяет преодолеть множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному проживанию и ощущению жизни.

Какие проблемы можно решить?

  • Тревога и страхи
  • Психосоматические заболевания
  • Неуверенное или агрессивное поведение
  • Зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая, никотиновая и т.д.)
  • Апатия и депрессия
  • Последствия хронического стресса и экстренных ситуаций
  • Жизненные кризисы (эмоциональный, экзистенциальный, духовный)
  • Найти чувство равновесия и гармонии в жизни
  • Открыть свою сексуальность
  • Многочисленные психологические проблемы
  • Проблемы лишнего веса и переедания
  • Открытие творческой энергии и вдохновения
  • Раскрыть свою женственность или мужественность

Трансперсональный подход: регулярная группа и индивидуальная программа

Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная ) — это направление в современной психологии , исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом , бихевиоризмом и гуманистической психологией .

Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме ("holos" — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.

В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.

Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию : телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций , используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.

К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг . Ребефинг (от англ. "rebirthing" — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр .

Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.

В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.

Гроф выделял два вида сознания : ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.

Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.

Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.

Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.

И КОНЦЕПЦИЯ С. ГРОФА

Структура человеческой психики . В представлениях трансперсональной психологии, как явствует из самого наименования, заложено принципиально иное, неперсоналистическое понимание психики. Основные составляющие этого понимания включают в себя: глобальную категорию “сознание”, охватившую всю реальность Вселенной; системы конденсированного опыта (СКО), динамические смысловые сгущения, несущие в себе разнообразную информацию, относящуюся к жизни организма как такового, включая “память” о его рождении, гибели и возрождении, а также обширную область неосознаваемого, именующуюся у С. Грофа “трансперсональной областью”, под которой имеется в виду реальный и виртуальный опыт переживания необычных состояний. СКО включают в себя и добиографические, перинатальные- связанные с рождением- переживания. Говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им “базовыми перинатальными матрицами” (БПМ): БПМ+1 - в которой биологическую основу составляет опыт симбиотического единства плода с материнским организмом; БПМ+2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; БПМ+3, фиксирующую момент прохождения плода по родовым каналам; БПМ+4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения. Соответственно, каждая базовая перинатальная матрица предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека, кристаллизовавшиеся в наиболее обобщенных мифах, духовных, религиозных и метафизических системах человечества. Среди них: мифы о золотом веке (рае) и матери+природе (1); об изгнании из рая, путешествии героя, аде (2); представления о шабашах, сатанинских оргиях, войнах и революциях, жертвоприношении Христа, птице Феникс (3); наконец - представления о спасении и искуплении грехов, очищении от скверны и богоявлении в виде лучезарного источника света (4).

Трансперсональные переживания . Понятие отражает переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь человека со Вселенной, (на макро+ и микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. С. Грофом разработана детальная картография бессознательного, в которой нашли свое место как социокультурные, религиозные, так и мистические и паранормальные феномены, составляющие специфику такого многомерного, динамичного, голографического по природе образования, каким представляется этому ученому и его единомышленникам психея.

Описание психотерапевтического процесса и его целей . В различных направлениях трансперсональной психологии с ее явно выраженной психотехнической направленностью (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн) акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Духовное развитие (под которым подразумевается обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира), большая терпимость в духе “антипсихиатрического течения” Д. Купера и Р. Лэинга, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта (“работа с телом”), применение восточных психотехник - все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике. Стратегию, которую можно было бы обобщить следующим образом: желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья. Одной из главных особенностей терапевтического процесса является, таким образом, акцент не на изменении, а на самоисследовании, на “опыте”, на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. Принципиально неприемлемы при этом интерпретации; всякая позиция ведущего “над” отметается с самого начала. Партнерство и самостоятельность участников подобной работы усиливаются постоянной сменой ими ролей: испытателя и ассистента в ходе переживания терапевтических сеансов. Таким образом, не столько терапевтическая направленность, сколько иное, “инновационное образование”, глубоко персонализированное обучение трансперсональному опыту - такова общая концепция психологической помощи, реализующаяся в трансперсональной парадигме. Общей целью трансперсональной психотерапии провозглашается интеграция хилотропического и холотропического модусов бытия* - гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частной целью может выступать психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния**. Общая же стратегия психологической помощи состоит в том, чтобы “полностью эмпирически погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего” (Гроф, с. 285). Иными словами, речь идет о как можно более полном эмоциональном отреагировании болезненных переживаний, об их изживании и разрешении во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

Психотехники в трансперсональной психотерапии. Основное назначение психотехник, применяемых в трансперсональной психотерапии, состоит в активации бессознательного и обеспечении эмоционального отреагирования (на языке С. Грофа - “разблокирование энергии”, сдерживаемой эмоциональными и психосоматическими симптомами). В отличие от многосложных рационализаций в защиту расширенных пределов понимания и принятия психической нормы, техники в трансперсональной терапии чрезвычайно просты. Так, согласно методике “ребефинга” (от англ. “rebirth” - “возрождение”), разработанной Леонардом Орром, пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.

Техника “свободного дыхания” (разработанная отечественными последователями “ребефинга”) также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого - достижение гипервентиляции. Когда человек глубоко дышит, в его крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. В этом+то состоянии у “испытателей” и возникает частичная потеря сознания, когда активируются переживания, не контролируемые корой головного мозга. Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц. По словам С. Грофа: “Сосредоточенности на эмоциях и ощущениях, несколько глубоких дыханий и побуждающей музыки бывает обычно достаточно для глубокого терапевтического

опыта” (Гроф, с. 269). Как и в других практиках психологической помощи, здесь необходимо соблюдать правило конфиденциальности, правило “стоп”, а также создание атмосферы доверительности и внимания друг к другу. В качестве дополнительной техники используются проективные рисунки “мандал”, при которых круг “мандалы” заполняется изображениями сенсорного и визионерского опыта, ведение дневников и свободное обсуждение опыта в группе наряду с телесными упражнениями в стиле райхианских и лоуэновских подходов.

Трансперсональная психология поэтому ставит не столько задачу развития личности или самоорганизации, сколько задачу на осознание и самопереживание себя в тотальной целостности с миром, в единении с пространством+временем, микро+ и макрокосмосом, в изживании тех узких, механистических и условных границ, которые налагает на человека архаичное, ограниченное определенной картиной мира представление.

Трансперсональная психология - это попытка современного мыслящего человечества продвинуться в своих отношениях с миром на качественно новую ступень, на ступень, с которой открывается уже не только принцип эволюции, но и принцип инволюции, принцип порождения низшего из высшего. В этой парадигме довольно отчетливо высвечивается понимание того, что мир зависим от наших устремлений и представлений. Безусловно, трансперсональная психология имеет и свои ограничения, и свои противоречия, которые осознаются в ней и составляют основу дальнейшего развития. Некоторые из них очевидны: чрезмерное внимание к мистическим и, в частности, языческим культам; весьма грубые, предоставляющие возможность спекулятивного и произвольного использования техники, в том числе и всякими “тренерами”, “психологами+целителями” и другими шарлатанами; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям в различных стадиях регрессии и состояниях транса как к “мистическому опыту”*. Психотерапевтическая практика (в частности, сеансы с детьми) показывает: человек может пережить и испытать только то, что входит в культурную матрицу его сознания.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Литература

Введение

Трансперсональная психотерапия (ТП) представляет собой современное направление психотерапии, использующее измененные состояния сознания с целью изменения отношения больного к проблеме, самому себе, психотравмирующим факторам и устранения патологических симптомов и выработке новых стереотипов поведения и мироощущения.

Термин был предложен в 60-х гг. Грофом (Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который использовал Фрейд (Freud S.), а включает в себя и перинатальный уровень (историю рождения человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Трансперсональная психотерапия основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциала трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации неудовлетворенных и нереализованных "запретных" желаний человека, преодоления негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождения глубинных потенциалов. В типичном дыхательном сеансе трансперсональной психотерапии напряжение и блокады должны быть усилены и проявлены. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, разрешения и снятия. Участников сеанса поощряют к эмоциональному и динамическому проявлению, рекомендуя настраиваться на возникающий поток эмоций. В этих условиях участники сеанса зачастую принимают необычные позы, издают странные звуки, делают неожиданные движения, что способствует интеграции бессознательного материала, разрешению внутренних конфликтов.

Таким образом, трансперсональная психотерапия -- это принципиально новый, сочетающий в себе интенсивное дыхание, специально подобранную музыку и физические воздействия психотерапевтический метод, который в ИСС активирует самые глубокие пласты личности и интегрирует их в очищающем, хотя порой и мучительном переживании.

1. Характеристика измененных состояний сознания

Характеристика измененных состояний сознания, возникающих в процессе проведения сеансов трансперсональной психотерапии. В доступной литературе, посвященной современным методам психотерапии, большое внимание уделяется измененным состояниям сознания (ИСС), как одной из основных проблем современных научных исследований

Длительное время все многочисленные формы ИСС классифицировались в рамках синдромов помрачения сознания. В качестве кардинальных критериев патологического сознания приводились следующие:

1. отрешенность от реального мира, выражающаяся в неотчетливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия, фрагментарном отражении реальных обстоятельств;

2. обязательное присутствие выраженной в той или иной мере дезориентировки во времени, месте, окружающих лицах, ситуации;

3. бессвязности мышления, выраженное ослабление суждений, отсутствие запоминания происходящих событий и субъективных болезненных явлений: частичная или полная амнезия периода помрачения сознания;

Долгое время у исследователей существовала точка зрения, что по своей сути состояния дезадаптации представляют собой патологические расстройства психики, так как ИСС, возникающие в условиях изоляции и сенсорного голода имеют характеристики, на первый взгляд сходные с психопатологическими картинами при различных психозах. Это давало основание предполагать о некоторой общности механизмов, лежащих в их основе.

В методике трансперсональной психотерапии используется глубокое интенсивное дыхание (гипервентиляция). Данные исследования гипервентиляционной цепочки гомеостаза показали, что биохимические изменения в мозге весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов, наряду с психоделическими веществами. Глубокое дыхание, совершаемое в быстром темпе в течение длительного времени, сопровождаемое специально подобранной музыкой способно вызвать глубокие трансформирующие переживания.

2. Особенности сеанса трансперсональной психотерапии

Сеанс трансперсональной психотерапии характеризуется следующими особенностями. Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равновесия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутренней среды, в частности, вынесением на "поверхность" различных старых, глубоко укоренившихся эмоциональных напряжений, избавляясь от них разрядкой на мышечном уровне.

Эта разрядка происходит в двух формах -- либо в форме катарсиса, отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц. При этом в конечностях развиваются характерные временные контрактуры, которые с традиционной точки зрения являются типичным физиологическим ответом на гипервентиляцию и защелачивание крови (судорожное мышечное напряжение и карпопедальные спазмы -- спазмы кистей и стоп). Однако по мере продолжения дыхания это состояние значительно ослабляется, или даже совсем проходит, что нельзя объяснить чисто биохимически, так как гипервентиляция продолжается.

Указанные явления имеют сложную психосоматическую структуру и особый психологический смысл для каждого конкретного человека. В большинстве случаев можно найти специфические биографические, перинатальные (периода рождения)или трансперсональные источники этого психосоматического дискомфорта, возникающего во время сеанса трансперсональной психотерапии. Например, когда в кистях и стопах развиваются спазмы, они обычно отражают глубокий конфликт между сильными побуждениями и тормозящими, сдерживающими влияниями. В таких случаях часто выявляется наличие подавленной агрессии, невыражавшихся сексуальных тенденций или других неосуществленных импульсов по отношению к другим людям. Периферический разряд этих эмоциональных проблем в форме мышечных спазмов во время дыхательного сеанса собственно и отражает это динамическое равновесие, включающее одновременную активацию сгибателей и разгибателей сравнимой интенсивности.

Иногда болезненное мышечное напряжение может отражать "заблокированный" творческий импульс, например, нереализованное некогда стремление играть на музыкальном инструменте, танцевать, заниматься ремеслом. Человек явственно ощущает устранение блока и освобождение подавленного аффекта, что нередко практически подтверждается в дальнейшем его успехами, кажущимися многим близким ему людям неожиданными, в живописи, танцах, литературной деятельности, ремесле и проч.

Снятие напряжения устраняет мышечные спазмы, в руках и ногах устанавливается также нормальная циркуляция крови, что более заметно у людей, которые в повседневной жизни страдали от плохого периферического кровообращения и жаловались на холодные кисти и стопы.

Немало людей в повседневной жизни страдает головными болями, имеющими характер мигрени, "напряжения", ремня вокруг головы. Часто это проявление конфликта личности между желаемым и возможным.

Иногда напряжение мышц вокруг рта, смыкание челюстей, зажим горла и ощущение удушья может быть связано с жизненными ситуациями, которые угрожали прервать снабжение организма кислородом (пневмония в детстве, дифтерия, угроза утопления), а также различными особенностями биологического рождения (например, обвитие пуповины). То же самое можно сказать о блокадах и напряжениях в других областях -- шее, животе, длинных мышцах спины, пояснице и ягодицах, которые связаны с различными темами биографической, перинатальной и трансперсональной природы.

3. Этапы трансперсональной психотерапии

Практически все варианты трансперсональной психотерапии включают 3 основных этапа:

Этап 1. Предварительный.

На этом этапе трудность состоит в том, что в своем большинстве пациенты фиксированы на формально предъявляемой жалобе и плохо понимают ее связь со своим психологическим состоянием. Необходимо объяснить больному связь между его заболеванием и психологическими проблемами личности. Больной должен осознать, что без решения внутриличностных проблем, вызывающих наркотизацию, невозможно выздоровление.

Таким образом, основной задачей 1-го этапа заключается в подготовке пациента к психотерапевтической работе, осознания им необходимости такой работы, формирования мотивации к лечению обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории;

Этап 2 . Индивидуальная трансперсональная психотерапия.

Использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, "трансперсональных феноменов". Измененные состояния сознания в практике трансперсональной психотерапии могут быть достигнуты с помощью специальных дыхательных техник, различных приемов медитации, визуализации абстрактных понятий. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов;

Основная задача 3-го этапа психотерапевтической работы -- адаптация больного к новым условиям, осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап трансперсональной психотерапии реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже - во взаимодействиях группы пациентов.

Процедура голотропной терапии включает в себя:

1. Психологическая подготовка.

2. Голотропическая сессия.

3. Завершающее собеседование.

Разрешение проблем через осознание на этом уровне существенно отличается от процесса осознания в динамической психотерапии. Понятию "осознание" в трансперсональной психотерапии эквивалентен термин "открытие" пациенту сути и смысла его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на "более высоком" уровне, чем обычная аналитическая интерпретация.

Методы и технологии, используемые в трансперсональной психологии, по форме предполагают цикловые интенсивные тренинги с погружением длительностью от трех до семи - десяти дней и являются способом прорыва в коррекции развития личности, дающими достаточно быстрый результат, но имеющими некоторые проблемы, связанные с последующей реадаптацией "новой" личности в социальной среде.

Это часто сопровождается выраженным внутриличностным напряжением. Кроме того, некоторые эффекты, достигнутые в результате мощных трансперсональных переживаний во время тренинга, носят временный характер и не всегда успевают интегрироваться во вновь сформированную личность, так как вступают в активное противоречие с прежним микросоциальным окружением человека. Это происходит, потому что требуется некоторое достаточное время для того, чтобы заново сбалансировать на новом уровне "Я" -социальное, "Я"-материальное и "Я"-духовное пространства человека и стабилизировать структуру личности.

4. Трансперсональный подход к человеку

Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее, полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4. трансперсональная область.

Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используется дыхание, музыка (ребефинг, холотропное погружение), работа с телом. Их переживанию способствуют самые разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики.

Всякая техника, дающая возможность эмпирически, то есть опытным путем, войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств: разнообразные физические ощущения в теле (физический барьер), безадресные, по-видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого-либо конкретного повода - эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие-либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками - образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот "сенсорный барьер", который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

Следующая сфера переживаний - область индивидуального бессознательного (биографический уровень) - все, что угодно, из жизни человека - какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания - "системы конденсированного опыта" (СКО).

Это особый процесс, включающий еще и дополнительное привлечение ресурсов психики актуального пациента (то есть не его образа в прошлом, а той личности, которая сейчас проходит терапию).

Содержание и цель этого процесса заключаются в том, что пациент переосмысливает прошлую травматическую ситуацию как для себя необходимую и положительную, или, по крайней мере, находит психические ресурсы, которые позволяют ему сделать ее для себя приемлемой. При этом не заживавшая годами рана превращается в подобие синяка, который еще некоторое время болит, но постепенно рассасывается.

СКО - это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа.

Особенно психотравмы, сопряженные с опасностью для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток в психике. Если на биографическом уровне индивидуального бессознательного с опасными для жизни ситуациями предстоит во время самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на следующем уровне бессознательного вопрос смерти универсален для каждого человека, поскольку при рождении каждый находился какое-то мгновение на грани смерти. Хотя полный спектр переживаний, происходящих на этом уровне, нельзя сводить к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет саму суть процесса.

Поэтому Гроф назвал эту сферу бессознательного перинатальной. Переживания смерти и нового рождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, весьма разнообразны и сложны.

Проявляется такой опыт в четырех "базовых перинатальных матрицах" (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения.

Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Резерв тяжких эмоций и телесных ощущений, вытекающих из родовой травмы, представляют только потенциальный источник ментальных нарушений; разовьется ли психопатология, какую специфическую форму она примет и насколько будет серьезной - все это решающим образом определится индивидуальной постнатальной историей, и, следовательно, природой и динамикой СКО.

Из-за дефекта в защитной системе перинатальные элементы могут впоследствии прорваться в сознание в виде психопатологических синдромов. Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы имеют не только биографический и перинатальный элементы, но и корни из трансперсональной области.

5. Трансперсональная область психики

Что такое трансперсональная область психики? По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом. Можно предположить по этому поводу, что где-то в годе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их, как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений.

Трансперсональные явления включают не только трансценденцию, преодоление временных барьеров, но и трансценденцию пространственных ограничений.

Сюда относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства (т. е. чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним, подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечество.

Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия - например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего.

Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта: хилотропическое и холотропическое сознание.

Хилотропическое сознание присуще всем людям: оно подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; прошлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться в двух и более местах.

Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием (присуще немногим людям, переживавшим "пиковые переживания" и трансперсональные переживания): он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) предположениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время в пространство в высшей степени произвольно; одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сразу.

Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы могут быть связаны с любым уровнем бессознательного (биографическим, перинатальным, трансперсональным), а иногда коренятся во всех. Существует множество симптомов, которые сохраняются до тех пор, пока личность не встретит, не переживет и не интегрирует те перинатальные и трансперсональные темы, с которыми симптомы связаны. Для таких проблем биографическая работа любого вида и продолжительности окажется неэффективной.

сознание трансперсональный психотерапия гипервентиляционный

Заключение

Трансперсональная психотерапия концентрируется на преодолении эмоциональных трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. Здесь подчеркивается роль эмоциональных и межличностных факторов в развитии психопатологии и придается большое значение трансцендентному опыту, способствующему исцелению. Не будучи связан с какой-то одной религией, данный подход близок к духовным дисциплинам Востока и Запада, а также основывается на современных исследованиях, посвященных измененным состояниям сознания. В то же время этот подход не отвергает положений психодинамической и поведенческой психологии. Прикладное значение трансперсональной психотерапии в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию -- обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональная психотерапия стремится к ясному выражению всех духовных предпосылок, делая их открытыми для обсуждения. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества. С трансперсональной психотерапией связаны три основные проблемы, представляющие определенную опасность. Первая из них -- превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведет себя как духовный учитель, а не как терапевт. Вторая проблема заключается в романтизации духовности, особенно в стремлении интерпретировать эмоциональные проблемы главным образом как проявления духовного развития. Последняя проблема, связанная с трансперсональной психотерапией, касается ее относительной социальной изоляции.

Литература

1. Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект. - М., 2007 - 74 с.

2. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999 - 108с.

3. Практическая психология. (Учебник) Под ред. Тутушкиной М.К. 4-е изд., -- М.: АСТ, 2001 - 268с.

4. Современные системы психологии. Смит Н. -- СПб.: 2003 - 214с.

5. Спивак Л. И. Измененные состояния сознания при лечении невротических расстройств (опыт применения голотропного дыхания)// Физиология человека. М., 1992 - 68с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа, его процедура холотропной терапии. Принципы и задачи трансперсональной психотерапии. Психосинтез - трансперсональная система Ассаджиоли. Вивейшн как уникальная дыхательная техника интеграции личности.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    Современные психологические концепции, теории и методы в сочетании с традиционными духовными практиками Востока и Запада в основе трансперсональной психологии. Особенности прикладных аспектов направления. Основные теории трансперсональной психологии.

    презентация , добавлен 27.10.2016

    Проблема измененных состояний сознания в исследованиях зарубежных и отечественных психологов. Признаки и способы достижения измененного состояния сознания. Исследование показателей по основным диагностическим шкалам. Анализ результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2013

    Шаманизм как феномен. Различные типов шаманизма. Шаманские техники экстаза. Отбор шаманов, экстатический опыт и двойное наставление. Измененные состояния сознания в трансперсональной психологии. Взаимосвязь шаманских техник и голотропной психотерапии.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Теоретические подходы к проблеме измененных состояний сознания в разных видах творческой деятельности. Структурные характеристики, которые отражают особенности трансформации психической деятельности. Содержание переживаний субъекта в ИCC, их функции.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2014

    Теоретические основы исследований измененного состояния сознания: направления и терминология, классификация и характерные черты. Использование и семантические критерии измененного состояния сознания. Анализ психоделически измененных состояний сознания.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Характеристика гипнотического сна, трансовых состояний и медитации как видов измененных состояний сознания. Изучение воздействия психоделических и психолитических препаратов на человека. Сравнительный анализ ребефинга, вайшвейша и холотропного дыхания.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

    контрольная работа , добавлен 03.05.2013

    Исследование основателей, особенностей зарождения и развития трансперсональной психологии. Изучение множественности состояний сознания, духовного кризиса, личностных ресурсов, парапсихологических феноменов. Трансперсональный психотерапевтический подход.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Научные подходы к определению сознания и его состояний. Сравнительный анализ и применение в психологии картографии внутренних пространств С. Грофа, ценностной шкалы состояний сознания Ч. Тарта, классификации состояний сознания по С. Кардашу и Д. Лилли.