Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Страницы истории. Общественный строй: Купечество и посадские люди в России XVI-XVII вв

Посадские люди , торгово-ремесленное население рус.(русский) городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова посад и встречается в источниках с 40-х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 вв.(века) Слой П. л. возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 вв.(века) П. л. чаще всего именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «чёрных» людей. П. л., поддерживая политику великих князей, направленную на свержение монголо-татарского ига и объединение русских земель, вели борьбу против усиления феодального гнёта (восстания в Москве 1382, 1445, Новгороде 1418, 1446-47, и др.). Во 2-й половине 15 - 1-й половине 16 вв.(века) численность П. л. сильно возросла. Одним из основных источников этого роста была конфискация в городах, присоединённых к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд П. л. Возникали также новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых правительство также зачисляло в сословие П. л. В это время четко определились повинности П. л. в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений, и в службах. П. л. составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 70-80-х гг. 16 в. правительство выделило из П. л. немногочисленную группу купцов и, объединив их в привилегированные корпорации гостей , гостиную сотню и суконную сотню , использовало для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть П. л. - купцов, средних и мелких торговцев, товаропроизводителей, ремесленников и людей, кормившихся работой и подаяниями (нищенством), - осталась в «чёрных» тяглых общинах. Они в 16-17 вв.(века) делились на П. л. «лучших», «середних» и «молодших», а иногда и «самых молодших».

Рост налогов и повинностей, экономические трудности, порожденные Ливонской войной 1558-83 и опричниной , а затем польской и шведской интервенцией начала 17 в., нанесли тяжёлый удар посадам. П. л. покидали общину и записывались в служилые люди, «закладывались» (см. Закладничество ) за крупных духовных и светских феодалов или бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены общины упорно боролись против светских и церковных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с П. л. на городском рынке. Опустение посадов вызвало тревогу правительства. В 1600-02 оно начало возвращать «закладчиков» в общину «по старине» и приписывать к ней различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины П. л., стремясь вернуть их и прикрепить к определённым посадам. В середине 17 в. произошли крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и др. городах, в ходе которых П. л. требовали от правительства уничтожения в городах слобод и дворов беломестцев и облегчения финансового гнёта. Правительство удовлетворило эти требования и ликвидировало все принадлежавшие феодалам городские дворы и слободы, приписав их население к посадам. В итоге «Посадского строения» 1649-52 численность П. л. возросла с 31,5 до 41,6 тыс. дворов. Торгово-промышленная деятельность в городах была объявлена монополией П. л.

Во 2-й половине 17-18 вв.(века) рост численности П. л. происходил главным образом за счёт приписки в посады бывших казённых ремесленников, служилых людей и др. категорий горожан. В 20-е гг. 18 в. насчитывалось П. л. около183 тыс. чел. мужского пола, в 40-е - около 212 тыс., в 60-е - около 228 тыс. В 20-е гг. правительство назвало П. л. купечеством , но старое название П. л. оставалось более распространённым. С зарождением в России во 2-й половине 17 в. капиталистических отношений среди П. л. усилилось имущественное и социальное расслоение. Верхушка П. л. начала вкладывать капиталы в создание промышленных предприятий, возросло число П. л., продававших свою рабочую силу. Дальнейшему развитию капиталистических отношений препятствовало господство феодально-крепостнической системы, в частности рост налогового и служебного бремени, ложившегося на посады, и процесс этот происходил замедленно. П. л. боролись против усиления феодально-крепостнического гнёта. Городские восстания произошли в Москве в 1662, 1682 и 1771, в Астрахани в 1705-06, часть П. л. участвовала в крестьянских войнах 17-18 вв.(века) С целью расширения социальной опоры самодержавия, а также в фискальных интересах правительство в 1775 разделило П. л. на гильдейское купечество и мещанство . По Жалованной грамоте городам 1785 П. л. стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория П. л. слилась с мещанами.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв.(века), М., 1960; Города феодальной России. Сб. ст., М., 1966; Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., т. 1-2, М. - Л., 1947-48. См. также лит.(литературный) при ст. Город .

Посадские люди - сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность - общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники. Земские старосты и целовальники избирались на 1 год - с 1 сентября. В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы.

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами, хотя иногда употреблялось название посадские.

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям. С введением в 1718 г. подушной подати посадское население стало податным сословием. Составляя, с юридической точки зрения, единое сословие, отличавшееся от других сословий своим наследственным правовым статусом, с социально-классовой точки зрения посадский люд не представлял собой единого целого. В его составе уже выделялись верхи посада (предприниматели, заводчики, банкиры, крупные купцы), т.е. нарождающаяся буржуазия, и остальная посадская масса (ремесленники, чернорабочие), из которой впоследствии формировался рабочий класс. Петр I, создавая военно-промышленный комплекс как основу военной мощи страны, активно способствовал формированию русской буржуазии. Это происходило в форме предоставления буржуазным элементам дополнительных сословных привилегий. Уже в первые десятилетия XVIII в. образуются в крупных городах магистраты, а в остальных - ратуши и бурмистерские палаты как органы самоуправления посадских общин. Возглавлял эту систему органов посадского самоуправления Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии.

Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Они ведали также местным хозяйством, дорогами, благоустройством, поддержанием порядка и имели фискальные полномочия. Посадская община платила подати. Все ее члены были связаны круговой порукой, а ратуша или магистрат распределяли повинности по дворам. Главный магистрат также представительствовал перед верховной властью о нуждах посадского населения.

Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Они согласно Регламенту “между гражданами не числятся”, не подлежат посадскому тяглу и не входят в систему посадского самоуправления. Остальное население регламент Главного магистрата делит на “регулярных граждан” в составе двух гильдий и “подлых людей” или чернорабочих. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями. К первой гильдии относились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники (ювелиры); ко второй - мелочные торговцы и ремесленники. Гильдии собирались на гильдейские собрания и имели своих старейшин, ремесленники объединялись в цехи, полноправными членами которых были только мастера, но они имели в своих домах подмастерьев и учеников.

Развитие общероссийского рынка во второй половине XVIII в., отмена внутренних таможен вызвали существенный рост городского населения. Достаточно сказать, что численность населения Москвы достигла 400 тыс чел., а Петербурга-свыше 200 тыс чел. Возникали многочисленные новые города. Доля городского населения в общем населении страны возросла с 3,2 % в начале века до 4,1 % в 80-е годы XVIII в. В городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство. Все это вызвало необходимость определенного пересмотра правового статуса городского населения, которое теперь нызывают мещанами (от польского слова “место” -город). Этот пересмотр был осуществлен с изданием в 1785 г. Жалованной грамоты городам.

Городское население по Грамоте делилось на 6 разрядов. К первому разряду причислялись те, “кои в этом городе дом или иное строение или землю имеют”, даже если они принадлежат к иным сословиям - дворянству, чиновничеству или духовенству. Второй разряд включал купцов трех гильдий: первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от1 до 5 тыс. руб. Третий разряд-ремесленники, записанные в цехи. Четвертый-иностранцы и иногородние крупные купцы, поселившиеся по торговым делам в данном городе. К пятому разряду относились “именитые граждане”-крупнейшие капиталисты с капиталом от 50 тыс руб. и больше, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торговцы. К этому же разряду причислялись лица, отбывшие городские службы в качестве городских голов, бургомистров, членов совестных судов, членов магистратов. Сюда же была отнесена интеллигенция, т.е. лица, имевшие академические или университетские дипломы. Наконец, шестой разряд составляли посадские люди, т.е. давно поселившиеся или родившиеся в данном городе и занимающиеся ремеслом. Над основной массой посадского люда возвышались купечество и именитые граждане (второй и пятый разряды), иностранцы (четвертый разряд) - все эти привилегированные разряды были освобождены от городского “тягла”, рекрутского набора и телесных наказаний. И конечно, первый разряд-дворянство, чиновничество, духовенство. Новшество в Жалованной грамоте городам состояло в том, что к “градскому обществу” впервые были причислены дворяне, чиновники и духовенство, жившие в городах, а также интеллигенция с университетскими и академическими дипломами.

Городское самоуправление по Жалованной грамоте отличалось крайней сложностью и громоздкостью. Органами городского самоуправления являлись “собрание городского общества”, общая городская дума и шестигласная дума.

“Общее градское собрание” - общегородское собрание, в котором участвовали все городские граждане без различия разрядов, имевшие по возрасту и имущественному цензу право голоса. Оно собиралось раз в три года и проводило выборы городского головы, бургомистров, членов магистрата и совестного суда, выслушивало предложения губернатора, рассматривало дела о приеме и исключении из состава городских обывателей. Вследствие высокого имущественного ценза вход в это собрание был закрыт не только городским низам, но и купцам третьей гильдии.

Следующий орган - “общая городская дума”. Она рассматривала текущие дела и собиралась несколько раз в год. Ее члены избирались каждым из 6 разрядов городских обывателей раздельно, но в одну общую думу. В ее работе участвовали и дворяне, избиравшиеся от разряда домовладельцев. Но главную роль в этих городских думах, как правило, играли купцы. Наконец, постоянно действовавшими органами повседневного управления текущими делами городов являлись так называемые шестигласные думы. Они состояли из городского головы (председателя) и шести гласных (депутатов) от всех 6 разрядов городских жителей - по одному от каждого разряда. Но наряду с шестигласной думой как исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления продолжали существовать и магистраты, члены которых избирались “общим градским собранием”. Магистраты выступали прежде всего как судебные органы по делам горожан (прежде всего гражданским искам). Но они обладали и контрольными функциями по отношению ко всем остальным органам городского самоуправления. Хотя их компетенция в законе определялась широко, в действительности магистраты были бессильны. Их бюджет формировался за счет небольших отчислений от казенной продажи вина и был ничтожен. Даже в московской думе он не превышал 10 тыс. руб. в год и в основном расходовался на содержание органов самоуправления, а на благоустройство шли крохи (15-20 %). Кроме того, органы самоуправления были подчинены государственным властям в лице полицмейстеров (в больших городах) и городничих (в малых). Последним подчинялась полиция, через посредство которой проводились в жизнь решения городских органов самоуправления. От губернаторов и полицмейстеров зависело проведение в жизнь решений городских самоуправлений.

Посадские люди поса́дские лю́ди

в Русском государстве торгово-промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV-XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1570-80-х гг. из посадских людей выделены торговые люди, которые были объединены в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. В 1775 разделены на гильдейское купечество и мещан. По Жалованной грамоте городам 1785 посадские люди - горожане одного из 6 разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом. Постепенно слились с мещанами.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ

ПОСА́ДСКИЕ ЛЮ́ДИ, в Русском государстве торгово-ремесленное население городов части поселений городского типа (посадов, слобод). Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности). Термин «посадские люди» (посажане) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440-х годов. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 веков. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси (см. ДРЕВНЯЯ РУСЬ) имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 веков обычно называют посадских людей «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей.
Во второй половине 15 - первой половине 16 веков численность посадских людей сильно возросла. Этому способствовала политика московских великих князей, которые проводили конфискации в городах, присоединенных к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд посадских людей. В это же время возникали новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых зачислялось в сословие посадских людей. Определились повинности посадских людей в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений. Посадские люди составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 1570-1580-х годах из общей массы посадских людей была выделена купеческая верхушка, которая объединялась в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. Эти купеческие корпорации использовались правительством для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть посадских людей - купцов, торговцев, ремесленников, людей, кормившихся работой по найму и подаяниями, - осталась в «черных» тяглых общинах. В 16-17 веках посадское население делились на «лучших», «середних», «молодших», а иногда и «самых молодших» людей.
Рост налогов и повинностей, экономические кризис, порожденный Ливонской войной (1558-1583) и опричниной, а затем Смутой начала 17 века, нанесли тяжелый удар посадам. Посадские люди покидали общину, записывались в служилые люди, «закладывались» за крупных духовных и светских феодалов, бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены посадских общин боролись против крупных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с посажанами на городском рынке. Упадок посадов вызывал тревогу правительства. В 1600-1602 годах были предприняты попытки возвращения закладчиков в общину. В посадское сословие записывали различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины посадских людей, стремясь вернуть их обратно. В середине 17 века в ходе городских восстаний в Москве, Новгороде, Пскове посадские люди требовали уничтожения в городах белых слобод, облегчения финансового бремени. Правительство пошло навстречу этим требованиям. В итоге Посадского строения (1649-1652) численность посадских людей возросла с 31,5 до 41,6 тысяч дворов. Торгово-ремесленная деятельность в городах была объявлена монополией посадских людей.
Во второй половине 17 - 18 веках численности посадских людей увеличивалась за счет приписки в посады бывших казенных ремесленников, служилых людей. В 1720-х годах насчитывалось около183 тысяч посадских людей мужского пола, в 1740-х - около 212 тысяч, в 1760-х - около 228 тысяч. В 1720-х годах все посадское население официально стали называть купечеством, но старое название «посадские люди» оставалось более распространенным. Во второй половине 17 века среди посадских людей усилилось имущественное и социальное расслоение. В 1775 году посадских людей разделили на гильдейское купечество и мещанство. По Жалованной грамоте городам (1785) посадскими людьми стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория посадских людей слилась с мещанами.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "посадские люди" в других словарях:

    Посадские люди сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Тяглое население было разделено по чёрным… … Википедия

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из … Русская история

    Торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

    В Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Посадские люди - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

    Посадские люди - торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. , Л. Н. Семенова. В монографии исследуется воздействие реформ первой четверти XVIII в. на культуру, быт и нравы русского общества. В центре внимания основные классы населения - крестьяне, посадские люди,…

Посадские люди

Посадские люди - сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло , то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням .

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность - общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы .

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам . Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью . В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд . В XVII веке эта система была заменена земскими избами . В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники . Земские старосты и целовальники избирались на 1 год - с 1 сентября . В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы .

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов . Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами , хотя иногда употреблялось название посадские.

Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге, а также в Уфе (Посадская).

См. также

Литература

  • Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. Вь Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862 стр. 146-153

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кёстендорф
  • Гран-при Италии 1997 года

Смотреть что такое "Посадские люди" в других словарях:

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из … Русская история

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

    Посадские люди - ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Посадские люди - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    посадские люди - в Русском государстве торгово промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.).… … Энциклопедический словарь

    Посадские люди - черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Посадские люди - торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

    Посадские люди - торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. , Л. Н. Семенова. В монографии исследуется воздействие реформ первой четверти XVIII в. на культуру, быт и нравы русского общества. В центре внимания основные классы населения - крестьяне, посадские люди,…