Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Статья бильжо. Что сказал Андрей Бильжо о Зое Космодемьянской? Менингит вместо шизофрении

Директор Музея Зои Космодемьянской в подмосковной деревне Петрищево Ольга Полякова опровергла утверждение карикатуриста-психиатра Андрея Бильжо о том, что у разведчицы была шизофрения, и призвала привлекать осквернителей имен героев к ответственности за клевету. Об этом она заявила в эфире радиостанции "Говорит Москва" .

"У нас, у музея, информации о том, что Зоя находилась на лечении в Кащенко, нет. Мы читали эту статью и не согласны с этим. У Зои был менингит, и она проходила лечение, но никаких психических заболеваний у нее не было. Мы возмущены такой статьей и такой информацией", - заявила Полякова.

По словам директора музея, людей, которые, "как в 90-е годы, пытаются разрушить представления о подвигах и осквернить имена героев", нужно привлекать к ответственности. "Хотелось бы, чтобы их привлекали к ответственности или хотя бы чтобы были подтверждения их слов, а не голословные высказывания", - заявила она.

В заметке Бильжо содержалось утверждение, будто в архивах психиатрической больницы им. П.П. Кащенко хранилась история болезни Зои Космодемьянской, о которой знали все психиатры. Там указано, что до войны Космодемьянская "не раз" лежала в этой больнице с шизофренией, поэтому подвиг и молчание партизанки перед казнью, которое сочли героизмом, Бильжо объяснил кататоническим ступором, при котором человек "с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит".

По свидетельству Бильжо, с началом перестройки, когда информация стала просачиваться в СМИ, "родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память", и историю болезни изъяли из архивов больницы.

Прежде свидетельством о психической болезни Космодемьянской Бильжо делился в приватных экскурсиях по больнице имени Кащенко, которые он проводил для друзей: "Здесь лежала Зоя Космодемьянская, - приводился рассказ Бильжо в материале Игоря Свинаренко "Санаторий "Кащенко", опубликованном 7 марта 2012 года в журнале "Медведь" , - и в 70-е я листал в архиве ее историю болезни; там было что-то про аутизм".

Справки Зои Космодемьянской: "Тяжелое мозговое заболевание"

Историк Александр Дюков, не имеющий ученой степени, но известный публикациями закрытых материалов из архивов ФСБ, опубликовал в Facebook фотокопии справок о лечении Зои Космодемьянской, из которых следует, что она лечилась не в больнице имени Кащенко, а в Боткинской больнице, а затем после выписки с 24 января по 4 марта 1941 года проходила реабилитацию в санатории "Сокольники". По словам историка, она лечилась не от шизофрении, а от острого инфекционного менингоккового менингита, причем "медицинские карты остаются на хранении в архиве лечебного учреждения (и хранятся там, кстати, всего 25 лет)", поэтому "вранье Бильжо становится очевидным".

Дюков написал, что документы о лечении Космодемьянской найдены по наводке журналистки и политтехнолога Марины Юденич и бывшего корреспондента "Комсомольской правды" Максима Токарева.

Отметим, однако, что в опубликованных Дюковым фрагментах справок нигде не упоминаются ни менингит, ни шизофрения, а лишь говорится о "тяжелом мозговом заболевании". В справке, выданной психоневрологическим диспансером 31 марта 1941 года в школу N201, говорится: "Косьмодемянская (так! - сайт ) Зоя, 17 лет, из 9 класса, состоит под нашим наблюдением с апреля 1940 года. В ноябре 1940 года З. перенесла тяжелое мозговое заболевание, в связи с чем была помещена в больницу имени Боткина".

В справке, выданной "товарищу Космодемьяновской (так! - сайт ) З.А." 4 марта 1941 года невропсихиатрическим санаторием-лечебницей "Сокольники", говорится, что "по состоянию здоровья больная приступить к учебе может, но без утомления и перегрузки".

Диагноз "менингит", повторенный директором музея и историками, известен по книге "Повесть о Зое и Шуре" Любови Космодемьянской в обработке Фриды Вигдоровой: "Осень 1940 года неожиданно оказалась для нас очень горькой... Зоя мыла полы. Она окунула тряпку в ведро, нагнулась - и вдруг потеряла сознание. Так, в глубоком обмороке, я и нашла ее, придя с работы домой. Шура, вошедший в комнату одновременно со мною, кинулся вызывать карету скорой помощи, которая и увезла Зою в Боткинскую больницу. Там поставили диагноз: менингит", - писала мать Зои и Александра Космодемьянских.

Откуда взялась версия о шизофрении Космодемьянской?

Версия о шизофрении Космодемьянской стала высказываться печатно в 1990-е годы. "Аргументы и факты" опубликовали материал из своего архива.

После статьи казахстанского писателя Александра Жовтиса "Уточнения к канонической версии", напечатанной в номере 38 за 1991 год газеты, где опровергались некоторые обстоятельства ареста Зои Космодемьянской, в номере 43 появились отклики читателей, в том числе такой, совпадающий с показаниями Бильжо: "Перед войной в 1938-1939 годах 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы имени Кащенко. У нее подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской. Ведущий врач Научно-методического центра детской психиатрии А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон".

Возможно, этот отклик многими стал восприниматься как свидетельство наличия психического заболевания у Зои Космодемьянской. Однако историки не нашли документальных подтверждений этой версии.

Бильжо ответил на травлю в интернете: "Помнить надо, но правду. И только ее!"

На заметку Бильжо обратили внимание после того, как ее раскритиковал министр культуры Владимир Мединский. По поводу заметки Бильжо высказался вице-премьер Дмитрий Рогозин: "Автор этих слов явно претендует на титул "абсолютного мерзавца", - написал он в своем

Известный карикатурист Андрей Бильжо, врач-психиатр по образованию, дал интервью, в котором резко высказался по поводу недавно вышедшего фильма «28 панфиловцев» и поставил под сомнение подвиг Зои Космодемьянской, объяснив её действия психическим отклонением. В СМИ и соцсетях на слова Бильжо отреагировали агрессивно: психиатра обвинили в клевете и осквернении памяти героев.

Интервью вышло на сайте The Insider 9 декабря, в нём Бильжо заявил, что молчание Зои Космодемьянской нельзя назвать подвигом. Он объяснил, что женщина болела шизофренией, что объясняет её поведение во время казни.

Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П. П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. К огда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит.

Бильжо также поставил под вопрос исторические знания министра культуры Владимира Мединского. Он заявил, что тот занимается «мифотворчеством» — выдаёт выдуманное за действительное, и сравнил его деятельность с медицинским диагнозом.

«Мифотворчество» - это бред у больного, который рассказывает о том, что он видел инопланетян и был в космосе, и что он влияет на мозг своего соседа. Бред пациента отличается от мифов только тем, что если в бред верят все окружающие люди, то он превращается в миф.

По его словам, Мединский осознанно поддерживает распространение «фейковой» истории, в частности, поддерживая «28 панфиловцев», тем самым причиняя огромный вред народу (ранее опубликованные документы ). В то же время он осудил то, что министр не приемлет других точек зрения.

Меня удивляет стойкость и боевитость Мединского, но он руководствуется фразой «лучшая защита - это наступление» и поэтому продолжает отстаивать свою позицию по мифотворчеству, когда историки откровенно говорят ему, что вы занимаетесь не историей. И в этом смысле он похож скорее на врача, который получил диплом, но лечит всех толчёным мелом и кирпичом.

Ему, на самом деле, глубоко наплевать, и когда он называет мразями тех, кто предаёт историю нашей великой России, нашей родины, в его глазах я читаю фальшь и враньё. Он пытается пристроиться и уловить общий тренд и, надо сказать, довольно ловко его улавливает и чувствует, как настроено народонаселение нашей страны, как оно хочет гордиться, хотя гордиться последние лет 16 нечем, потому что ничего не создано.

Если бы Андрея Бильжо били несколько часов, потом изнасиловали — много раз, — потом поводили голого по морозу и вырвали ногти, он бы «на подиуме», под петлей, впал бы в «кататонический ступор с мутизмом» или держался бодрячком и шутил?

Вот беда — на самом деле в конце 1940 года Космодемьянская находилась на лечении в больнице им. Боткина (не имевшей психиатрической специализации).

Текст Бильжо также прокомментировал у себя в фейсбуке политик Михаил Делягин: журналистку, которая опубликовала интервью с Бильжо, и самого психиатра он назвал «мразями». А радиоведущий Михаил Шахназаров, чьим постом поделился Делягин, на своей странице назвал Бильжо «долбо***м» и добавил короткое стихотворение «Когда в башке мозгов как в жо, ты превращаешься в бильжо».

12 декабря пост об интервью Бильжо опубликовал в своём блоге на сайте «Московского Комсомольца» Евгений Додолев. Журналист с иронией прокомментировал слова «экс-психиатра», назвав его «светлолицым» и указав на смысловые ошибки в его тексте.

Кстати, любой грамотный психоаналитик вскроет суть душевной организации художника Бильжо, проанализировав текст последнего. Эшафот он называет «подиумом». Так красноречиво! Врачу, исцелися сам (©).

Карикатурист воздвиг себе эшафот нерукотворный. И на глазах восторженных фанатов из среды столь же «светлолицых» обрекает бессмертную душу на смерть.

Как славно, что Бильжо и Космодемьянская не смогут пересечься ни в каком измерении. Никогда. Нигде. И как неприятно, что приходится сталкиваться с этими бильжо. Всегда. Везде.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин также публично отреагировал на интервью, назвав Бильжо «претендентом на титул абсолютного мерзавца» на своей странице в фейсбуке.

Другие пользователи в комментариях психиатра также осудили. Некоторые начали употреблять его фамилию, как нарицательное, обобщив словом «бильжо» «врагов народа», «неблагодарных подонков» и тех, кто злоупотребляет «свободой слова».

На этом критики Бильжо не остановились. После публикации интервью резкие комментарии появились и под постами, совершенно не связанными с его высказываниями о Космодемьянской. Например, оскорбительные комментарии пишут на

Две недели назад исполнилось 75 лет подвигу Зои Космодемьянской. Как это всегда бывает во дни юбилеев, не обошлось без альтернативных версий произошедшего. На сей раз отличился художник, ресторатор и бывший врач-психиатр Андрей Бильжо. Вот что он написал у себя на страничке в Facebook .

РВИО объявило конкурс на сценарий фильма о Зое Космодемьянской Участники должны будут представить на первый этап конкурса развернутый синопсис сценария полнометражного художественного фильма под рабочим названием "Страсти по Зое", написанный на русском языке, объемом не менее 20 страниц. Ко второму этапу жюри допустит троих победителей.

"Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется "мутизмом": она просто не могла говорить, так как впала в "кататонический ступор с мутизмом", когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской".

Ну что же, давайте разберем это утверждение по пунктам, благо их всего два.

Итак, пункт первый: Бильжо якобы видел историю болезни Космодемьянской, которую изъяли, когда началась перестройка. Это четвертый человек в России, который публично рассказывает о том, что видел такую историю. Первых троих звали А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон. В сентябре 1991 года газета "Аргументы и факты" опубликовала статью писателя А.Жовтиса, в которой тот пересказывал рассказ писателя Н.Анова о том, как тот ездил в деревню Петрищево. И жители деревни якобы рассказали ему, что немцев в деревне в ту ночь не было, а поймали Космодемьянскую и сдали ее оккупантам местные жители.

И всё. Зато через номер в той же "АиФ" были опубликованы письма читателей, которые откликнулись на публикацию. И вот там, среди прочего, было письмо от вышеупомянутых А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон. Вот оно:

"ПЕРЕД войной в 1938-1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У нее подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской".

Итак, зафиксируем четыре момента. Во-первых, в 1938 году Зое Космодемьянской было уже 15 лет. И если бы авторы письма видели историю болезни, они бы запомнили эту цифру — в историях всегда пишется возраст. Во-вторых, ни из чего не следует, что это была именно та Зоя Космодемьянская. В-третьих, "подозревали шизофрению" — это не значит, что шизофрения была. А в-четвертых, историю изъяли "сразу после войны", а не "потому, что началась перестройка".

На этом месте мы уже можем с чистой совестью обвинить господина Бильжо во лжи. Никакой истории болезни он, конечно, не видел. Тем более что, когда (и это второй лживый пункт заявления Бильжо) Зоя Космодемьянская стояла на "подиуме" (это художник так эшафот называет), она вовсе не молчала. В этом деле много умолчаний, но в чем жители деревни Петрищево, бывшие при казни, никогда не расходились — так это в том, что Зоя сказала: "Нас двести миллионов! Всех не перевешаете! Вам отомстят за меня".

Есть и еще один факт, господином Бильжо не упомянутый, но существенный. Детское отделение ГПБ №1 имени Кащенко передали ДПБ №6 в 1962 году. Бильжо тогда было 8 лет.

Но, разобравшись с лжецом Бильжо, интересно было бы понять, откуда возник этот миф о психическом заболевании Зои Космодемьянской.

А возник он, очевидно, из слов матери Зои, Любови Космодемьянской, сказанных ею 10 февраля 1942 года (ЦАОДМ, ф.8682, оп.1, д.561, л.56-63. Опубликовано в книге "Москва прифронтовая". стр. 573-574.): "Зоя болела нервным заболеванием с 1939 г, когда переходила из 8-го в 9-й класс… У нее… было нервное заболевание по той причине, что ее ребята не понимали".

Режиссеры фильма "28 панфиловцев" считают преступным развенчивание подвига Ранее широкий резонанс получили высказывания министра культуры РФ Владимира Мединского по поводу художественного фильма "28 панфиловцев". Министр назвал "мразями кончеными" тех людей, которые выступают против легенды о подвиге 28 панфиловцев.

И, конечно, из книги Любови Космодемьянской "Повесть о Зое и Шуре" об этом сказано так:

"Осень 1940 года неожиданно оказалась для нас очень горькой…

Зоя мыла полы. Она окунула тряпку в ведро, нагнулась — и вдруг потеряла сознание. Так, в глубоком обмороке, я и нашла ее, придя с работы домой.

Шура, вошедший в комнату одновременно со мною, кинулся вызывать карету "скорой помощи", которая и увезла Зою в Боткинскую больницу. Там поставили диагноз: менингит".

Зоя Космодемьянская была обычной девочкой-подростком. Быть может, тяжелее других переживавшим взросление. Был ли менингит вызван ее "нервным заболеванием" (из воспоминаний одноклассников следует, что это, скорее всего, был нервный срыв — состояние неприятное, но случающееся однажды со всеми, например, у меня их было три) или это просто случайное совпадение — я не знаю, я не медик. И мы можем допустить, что Любовь Космодемьянская в связи с этим нервным срывом водила дочь на прием к психиатру или невропатологу в ту же больницу имени Кащенко. О чем могла сохраниться запись в карте. Которую потом (допустим!) и изъяли некие люди. Но никаких доказательств этому нет.

"И в веках будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов" Сегодня, в условиях развязанной Западом против России гибридной войны, подвиг панфиловцев и слова политрука Клочкова "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва" звучат в высшей степени актуально, считает историк, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Зато я заподозрил такие отклонения у господина Бильжо. Одним из симптомов шизофрении являются "навязчивые иррациональные и ложные убеждения в связи с неспособностью отделять реальные переживания от нереальных".

Ну и кого тут, спрашивается, шизофрения?

Андрей Георгиевич Бильжо. Художник-карикатурист, по первой профессии врач-психиатр, успешный бизнесмен (владелец сети ресторанов). На личной странице в проекте «Сноб» описывает свои пристрастия так: «Люблю сидеть на набережной где-нибудь в Венеции, смотреть на людей, на воду и пить белое вино». А еще у г-на Бильжо есть принципы. 2 января 2013 г. в эфире «Эха Москвы» он их сформулировал так: «Я считаю, что перо поднимать можно на всё что угодно, просто очень важно как ты это делаешь, для кого ты это делаешь, зачем ты это делаешь и когда ты это делаешь; все эти составляющие очень-очень важны».

9 декабря с.г. г-н Бильжо открыл в сетевом издании The Insider новую рубрику «Диагноз недели с доктором Бильжо». Начать решили мощно, приплясывая от восторга перед собственной дерзостью и безнаказанностью: «Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет Интернет и меня, но, слава Богу, я сейчас нахожусь далеко». В чем же эта страшная «всяправда»? А вот в чем:

«Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией…»

Всё. Для пожизненного исключения из перечня приличных людей этого достаточно. Врачи не обсуждают публично истории болезней пациентов. Это элементарное, общепринятое требование врачебной этики. Ни история болезни, ни диагноз, ни прогноз, ни сам факт обращения к врачу-психиатору не должен быть разглашен. Это я уж не говорю про то, что никаких копий упомянутого документа, вообще никаких признаков его (документа) существования г-н Бильжо не привел и никогда не приведет.

Да, бывают исключения из правил: граждане, нанимающие себе на службу президента, имеют право спросить о состоянии здоровья того, кому они доверят власть, деньги, право начинать войну, награждать и миловать - но здесь совсем другой случай. Зоя на должность президента не претендовала и в отличие от Жанны Дарк (которая и не скрывала, что «слышит голоса»), возложить корону на голову одного из претендентов не дерзала.

Амбиции Зои Космодемьянской были гораздо скромнее: в составе группы таких же комсомольцев-добровольцев в лютый мороз и пургу перейти линию фронта, что-то там разведать или взорвать, а если сказочно повезет, то вернуться назад и повторить это еще два-три раза; ничего большего при имеющемся уровне подготовки, оснащения и вооружения от этих «диверсантов» не ждали, да и им не обещали. И поэтому медицинские диагнозы Зои Космодемьянской никого, кроме командира подразделения, волновать не могли, а уж сегодня о них и вовсе надо бы заткнуться. Но г-н Бильжо продолжает срывать покровы:

«Когда Зою вывели на подиум (какое красивое импортное слово! в реальности это был ящик, известно даже, что из-под лапши) и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской… Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской».

Мы живем в эпоху, когда не знать чего-либо нельзя. Врать, ерничать, повторять чужие глупости можно, не знать - нельзя. Не более 15 минут ушло у меня на то, чтобы найти в Сети: акт допроса свидетелей казни Зои Космодемьянской, протокол допроса обвиняемого Клубкова В.А. (один из участников диверсионной группы, которая имела задание сжечь деревню Петрищево), заверенную запись рассказа жителей деревни Петрищево от 2 февраля 1942 г. об обстоятельствах пленения, допроса и казни Зои Космодемьянской. Так быстро найти удалось потому, что всё это собрано на одной странице . Есть там и полный текст приказа Ставки ВГК № 0428 от 17 ноября 1941 г. («разруша ть и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог…»)

Из документов однозначно следует, что никакого «кататонического ступора с мутизмом» не было. Проще говоря - челюсть не свело. Зоя Космодемьянская могла говорить и говорила, и во время допроса и «на подиуме» - только совсем не то, что он неё требовали допрашивающие. Я не буду приводить ни пространные цитаты из протоколов, описывающих обстоятельства этого допроса, ни фотографии, сделанных «у подиума» - и не только потому, что считал и считаю недостойным делом заниматься эмоциональным «взвинчиванием» читателя. Тут всё сложнее: полуправда - это та же ложь, а других фотографий у меня нет: ни фотографий трех жителей Петрищево (один мужчина и две женщины), которых по приговору советского трибунала расстреляли «за соучастие», ни фотографий трупов женщин и детей, которых во исполнение приказа Ставки в лютую стужу выбрасывали на снег.

Шла война, и у каждого была своя правда. Подписавшие приказ № 0428 Сталин и Шапошников были по-своему правы: немецкая армия оказалась не готова к действиям в таких климатических условиях, и этот фактор надо было максимально использовать - мороз подавляет волю солдат противника ничуть не хуже огня и стали. Зоя и её боевые товарищи были во всём правы: они добровольно пошли воевать за Родину, против абсолютного зла, каким, вне всякого сомнения, был гитлеровский фашизм. Они не записывались специально в поджигатели - так получилось, такой был приказ. Мог быть другой, но им достался этот: « Сжечь следующие населенные пункты, занятые немцами: Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино, Бугайлово, Грибцово, Усатново, Грачево, Михайловское, Коровино. После уничтожения этих пунктов задание считается выполненным. Срок выполнения задания 5-7 дней с момента перехода линии фронта».

А у простых русских баб из Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино и Бугайлово была своя правда. Зоя защищала Родину, а они защищали своих детей. И если Родина в лице тов. Сталина решила, что жизнь их детей - это приемлемая цена победы, то нужна ли такая победа? Покажите мне человека, который знает ответ на этот вопрос…

«Петрищево - это наша русская Голгофа». Так сказал недавно министр Мединский, и в этом он был совершенно прав. Евангельская Голгофа - не место подвига. Голгофа - это место страдания, ужаса, смерти. Может быть, когда-то в будущем, когда наше общество повзрослеет и выздоровеет, там, в Петрищево поставят монумент памяти и скорби и на холодном мраморе золотом запишут имена ВСЕХ погибших. А сегодня всякий, кто берется хоть единым словом прикоснуться к этой теме, должен сто раз спросить себя: как ты это делаешь, для кого ты это делаешь, зачем ты это делаешь? Что есть твое желание «взорвать Интернет» мелким и мерзким скандалом рядом с величайшей трагедией народа?

Честно говоря, я думал, что самым большим подонком среди либералов является г-н Кох.
Теперь я точно знаю, что у него появился конкурент.
Это типа д-р - г-н Бильжо.
А понял я сие после прочтения его комментария в рубрике сайта The Insider "Диагноз недели с доктором Бильжо", в рамках которой данный психиатр беседует с изданием, реагируя на какое-то событие недели, привлекшее его внимание по профессиональным мотивам.
В данном случае героем рубрики стал министр культуры Владимир Мединский, которого группа ветеранов-панфиловцев признала почетным членом своей организации, о чем говорится в письме, поступившем в редакцию Газеты.ру: «В год 75-летия массового героизма 28 героев-панфиловцев мы с большим удовлетворением отмечаем, что министр культуры РФ - наш единомышленник и защитник».

Впрочем, прежде предоставить ему слово, где главным объектом его помойной критики стала Зоя Космодемьянская, выскажу несколько своих соображений:

1) Давно слышал, а сейчас лишний раз убедился, что многие психиатры подпадают под древнее изречение: врач, исцели себя сам. В том смысле, что они, общаясь с больным, заболевают сами. Но в отличие от других не могут поставить себе диагноз, считая себя здоровыми.

2) Утверждать, что Зоя Космодемьянская не раз лежала в психбольнице Кащенко можно лишь при условии, что у тебя есть доказательства. Однако никаких доказательств у Бильжо нет. Он просто утверждает, что когда-то видел её историю болезни, которую, как он же уверяет, уничтожили сразу после того, как слава о ней стала общенародной. Однако тогда непонятно, где и когда он мог видеть её с учётом того, что сам родился в 1953 году?

3) Бильжо пишет о том, насколько смешно звучат мифы о Ленине, однако как бы он знал, насколько дико выглядят его собственные представления о мифе, про который он не знает НИ-ЧЕ-ГО? Ничего, потому что мифотворчество не бред. мифотворчество - это в образно-символической форме отражённая сознанием реальность. И Бильжо занимается им как и все.

4) Глумление и издевательство над девушкой, геройски погибшей от рук нацистов, у него просто зашкаливает. А именно так можно понять его психиатрическое объяснение, почему она молчала во время казни. Но в том-то и дело, что перед смертью она не молчала!

5) Г-ну Бильжо следует знать, что Панфилов командовал не группой солдат, которые дали бой немцам под Москвой, а дивизией. Поэтому утверждать, что все панфиловцы погибли, а только один Мединский остался, глупо и низко.

Теперь слово негодяю:

Ветераны отмечают, что в последнее время «появились так называемые «историки», которые пытаются переписать историю Великой Отечественной войны, принизить роль великих завоеваний». Накануне также стало известно, что режиссер Андрей Шальопа, снявший фильм «28 панфиловцев», профинансированный Минкультом, получил премию Российского военно-исторического общества «За верность исторической правде».

Мне хочется поздравить Мединского с высокой наградой, он стал 29-м панфиловцем, единственным, кто остался в живых из этой команды, которую возглавлял Панфилов.

Много говорится о том, что нужно разделять мифы и реальную историю. Но проблема в том, что все мы сегодня живем в стране мифов, древних мифов и сегодняшних, связанных с Украиной, с Сирией. Эти мифы и сказки уже можно издавать, как «Легенды и мифы Древней Греции» (моя любимая книга была в детстве). «Легенды и мифы путинской России» - такую книгу я бы тоже почитал.

В психиатрии есть такое понятие, как «мифотворчество»
Но странно, что этим мифотворчеством занимается историк. «Мифотворчество» - это бред у больного, который рассказывает о том, что он видел инопланетян и был в космосе, и что он влияет на мозг своего соседа. Бред пациента отличается от мифов только тем, что если в бред верят все окружающие люди, то он превращается в миф. И в этом смысле мне вспоминаются многие фильмы про Ленина, которые я относительно недавно пересмотрел. Сегодня это дико смешно, потому что исчезла идеологическая оболочка и серьезное отношение к Владимиру Ильичу, и ты, наконец, понимаешь, насколько же это комедийные образы: «Ленин с бревном», «Ленин, принимающий ходоков», «Ленин и Надежда Константиновна Крупская».

Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко. Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит.

Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской. Хотя, на самом деле, она наверняка была смелой, и для меня как психиатра и человека, который очень сердечно относится к душевнобольным, понимая их страдания, это ничего не меняет. Но историческая правда такова: Зоя Космодемьянская не раз лежала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко и переживала очередной приступ на фоне тяжелого мощного потрясения, связанного с войной. Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской.

Хотите верьте, хотите нет, но мы по-прежнему живем в мире мифов, которые стали называться «фейками», и теперь отделить одно от другого очень трудно. А для историков это очень интересная работа, потому что препарировать, отделять миф от исторической правды - увлекательный процесс, в этот момент историки становятся похожими на хирургов.

Мединский, министр культуры, который вручает награды за историческую правду, а на самом деле за мифотворчество, никакой не историк, а вот как раз «29-й панфиловец» и есть.

Ему, на самом деле, глубоко наплевать, и когда он называет мразями тех, кто предает историю нашей великой России, нашей родины, в его глазах я читаю фальшь и вранье. Он пытается пристроиться и уловить общий тренд и, надо сказать, довольно ловко его улавливает и чувствует, как настроено народонаселение нашей страны, как оно хочет гордиться, хотя гордиться последние лет 16 нечем, потому что ничего не создано.

Я могу сказать как апологет ностальгии, который одним из первых начал тосковать по прошлому: когда впереди нет будущего и настоящего тоже, все начинают смотреть назад и бояться правды. Им страшно сказать, кто устанавливал флаг на Рейхстаге, про Зою Космодемьянскую, 28 панфиловцев и Александра Матросова. Хотя если бы сказали правду, что в ней такого? Боятся сказать про битву подо Ржевом, когда конница шла на немецкие пулеметы, и немцы были в шоке и не знали, стрелять им или нет, потому что это было какое-то безумие. Только один из командиров отказался сесть в самолет и улететь, бросив солдат, немцы хоронили его с почестями. Это исторический факт, а никакое не мифотворчество. Почему нужно стесняться своей истории, которая так сложна и наворочена, с черными-серыми-белыми пятнами, как, собственно говоря, и жизнь?

Меня удивляет стойкость и боевитость Мединского, но он руководствуется фразой «лучшая защита - это наступление», и поэтому продолжает отстаивать свою позицию по мифотворчеству, когда историки откровенно говорят ему, что вы занимаетесь не историей. И в этом смысле он похож скорее на врача, который получил диплом, но лечит всех толченым мелом и кирпичом.

И это не метафора - такая история действительно произошла: один человек надел на себя белый халат и вел прием в деревне. У него на одной банке по-латински было написано melius - белый порошок, а на другой cirpicius - красный порошок, и он прописывал ложечку «кирпичиуса» и ложечку «мелиуса». Весь его кабинет был завешен всякими медицинскими таблицами. И, надо сказать, он помогал людям. Я был в комиссии, когда его смотрели психиатры, его не осудили только потому, что он никому не причинил вреда: если он чувствовал, что речь идет о какой-то серьезной патологии, он говорил: «А вам, голубушка или голубчик, нужно обратиться в райцентр к врачу, а «кирпичиус» вам принимать не нужно, и «мелиус» тоже». Кстати, он и денег не брал, получал вознаграждение натуральными продуктами - медом и яйцами.

Так вот Мединский мне напоминает такого «целителя» в белом халате, который торгует, прописывает «мелиус» и «кирпичиус», но, к сожалению, в отличие от того псевдодоктора, настаивает на своем и причиняет большой вред людям, вмешиваясь в их представление о мироустройстве.

Впрочем, хорошо, что Бильжо