Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Средневековье на Руси и в Европе. Средневековая русь и европейские культуры

Киевскую Русь нельзя представить без ее ближайших соседей, и особенно тех из них, с которыми она была связана политическими, экономическими и культурными отношениями. Географическое положение наложило несомненный отпечаток на ее место в средневековой Европе и, в частности, сказалось даже на характере искусства, причем в большей мере, чем это можно проследить у южных и западных славян1. Ориентация на Византию была исключительно сильной, но, тем не менее, после начального этапа развития христианского искусства на древнерусской почве вскоре последовал процесс радикальной адаптации классического наследия: местные мастера явно смотрели на него иными глазами, чем сами греки. Соответственно они обнаруживали новое понимание художественных форм, адекватное их собственному восприятию. Накладывало свой отпечаток и соприкосновение с западной традицией, особенно в пограничной
зоне и в основных политических и торговых центрах. Эти внешние факторы развития искусства теоретически исключают его изолированность от двух основных цивилизаций европейского средневековья: византийской и западной.

Византийская империя , как известно, была многоплеменной, и при этом славянский этнический элемент в ее политической и культурной жизни играл видную роль. В сущности аналогичным было положение и в Западной Европе, где культуру каролингского, оттоновского и романского периодов невозможно представить вне их национальных вариантов. Поэтому, говоря об историческом развитии древнерусского искусства, неправомерно его исключать из общей системы европейских культур.

Искусство дохристианского периода истории Киевской Руси, несмотря на большие успехи славянской археологии, все же крайне трудно представить как законченную художественную систему. Исходя из данных литературных источников, в языческих древностях следует искать отголоски угро-финских верований, то есть вещественную связь с варягами. Между тем объем норманнского импорта определяется неоднозначно. Для Среднего Поднепровья второй половины I тысячелетия н.э. характерен смешанный этнокультурный тип памятников с отдельными чертами, корни которых связаны с кельтской средой и прибалтийским этносом, с гуннами, появляются ювелирные изделия византийского происхождения. В Х в. на киевском Подоле, судя по находке шиферных литейных формочек, существовала мастерская арабоязычного ювелира. Была ли она единственной или можно говорить об ее аналогах?

Новые пути древнерусского искусства открывал длительный и сложный процесс христианизации славян. Первые произведения своим появлением в основном обязаны скорее всего миссионерам и явно выполняли в первую очередь именно религиозную, а не эстетическую функцию. Этими тропинками проникала сюда византийская цивилизация в целом, прежде чем стала составной частью государственной политики.

Инициативе князя Владимира Святого обязано перемещение в Киев херсонесских трофеев – произведений античного и византийского искусства, нашедших на новом месте как литургическое, так и декоративное применение. Речь идет о бронзовой квадриге и о предметах церковной утвари, пожалованных Десятинной церкви. И если невозможно определить объем Византийского художественного импорта в целом, то судить об его характере отчасти позволяют киевские шиферные рельефы XI в. с античной тематикой: образцами для них послужили константинопольские ларцы, украшенные резными пластинками из слоновой кости. Орнаментальные мотивы проникали в киевское декоративное искусство главным образом благодаря иллюминованным рукописям и художественным тканям.

Конец X в. представляется временем широкого проникновения в искусство Киевская Руси византийской культурной традиции. Однако не исключено, что она здесь прежде всего была поставлена на службу государственным интересам. Десятинная церковь, возведенная греческими мастерами, в какой-то мере могла стать образцом для иных храмов, хотя они не копировали ее во всем. В этом можно убедиться, соотнеся Софийский собор в Киеве и кафедральные церкви в Чернигове, Новгороде, Полоцке и Переяславе. В каждом из этих сооружений обнаруживается определенные черты, свойственные константинопольской, солунской и малоазийской архитектуре, в своем целом составляющие то единое «Византийское» течение, воздействием которого была отчасти затронута и Западная Европа.

Деятельность византийских строителей , резчиков по камню, мозаичистов, ремесленников на Руси, конечно, имела большое значение для становления молодого древнерусского искусства. И все же создать лишь их усилиями национальное художественное течение было немыслимо: для этого были необходимы творческие усилия нескольких поколений. Выполнение такого условия смогло обеспечить интенсивное княжество строительство. Роль заказа здесь невозможно переоценить, как и в дальнейшем, когда едва ли не каждый сильный правитель стремился возвести хотя бы один каменный храм. Не надо забывать, что это была эпоха расцвета и монументального строительства на Западе.

Первые каменные соборы появляются во Франции и Ломбардии. Затем интенсивно покрываются величественными храмами Северная Испания, Англия, прирейиские области и юго-западная часть Германии. Таким образом, крещение Руси по времени совпало с периодом исключительной творческой активности в Европе. Это очень важный историко-культурный контекст.

Оживление художественной деятельности вызвало поиски нового в искусстве. К XI в. относятся нововведения романского стиля. Значительный подъем царит и на византийском Востоке. Легко можно заметить, что все это свойственно преимущественно культурно развитым европейским странам. Одно направление идет за старыми традициями средиземноморских цивилизаций, другое – тяготеет к той североевропейской, которая осталась не затронутой рефлексами каролингских сдвигов. И все же оживление не было повсеместным: между странами Запада, которые уже были упомянуты, и Восточной Европой пролегла широкая полоса земель, где величественным соборам могли быть противопоставлены лишь небольшие ротонды и базилики без сводов.

Христианское искусство появлялось там, куда проникали проповедники, миссионеры, и его развитие всецело регулировали нормы требований литургической практики. Рядом с этим можно еще проследить стремление придать произведениям нового искусства символический смысл. Посвящение храмов тоже уходит своими корнями в наследие локальных традиций.

В странах охваченных деятельностью латинских миссий большую роль сыграли монашеские ордена, руководство которыми осуществлялось из Германии. Отсюда тесная связь с рейнскими святынями. Так, в Польше появляются храмы по образцу знаменитой церкви св. Гериона в Кельне. В Моравии и Чехии, где не были совершенно забыты кирилло-мефодиевские традиции, можно видеть древние церкви, посвященные св. Клименту Римскому. В Киевской Руси существует своя традиция посвящений, тоже символическая, но связанная преимущественно с Константинополем. Именно поэтому подобно Великой церкви, как и ранее в Никее, Солуни и Охриде, возникают Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке. Иное течение идет о Влахернского храма византийской столицы и отражает почитание реликвий Богоматери, приходящееся на праздник Успения. Оно заметно уже в Десятинной церкви в Киеве.

Затем, отчасти трансформируясь, инспирирует появление многочисленных Успенских соборов, которые в эпоху средневековья густой сетью покрывают Восточную Европу. Это было одно из выражений связи с официальной имперской архитектурой Византии, но, разумеется, здесь приобретало иные формы. Для средней Европы, как уже было замечено, характерно существование многочисленных ротонд, то есть небольших каменных храмов круглой формы, построенных миссионерами вблизи дворцов местных правителей по типу ротонды Карла Великого в Аахене, символически связываемых с Гробом Господним. Эта традиция, явно не без усилий тех же миссионеров, была занесена и на Русь: об этом свидетельствуют археологические находки сооружений в Киеве, Галиче, Владимире-Волынском, Смоленске. В сфере деятельности греческих миссий обычно строили большие каменные храмы. Часто не уступавшие по размерам тем, которые украшали византийскую столицу. Их довольно много в Болгарии и в Древней Руси.

Нельзя не обратить внимания на одно важное обстоятельство: и Первое Болгарское царство, и Киевская Русь в истории своего христианского искусства почти не знают «колыбельного» периода. И в этом есть несомненная закономерность: крещение данных стран совпало с эпохой их большого политического и экономического подъема, который всемерно способствовал развитию культуры, прежде всего монументального строительства. Как в Болгарии во времена Симеона ее столица Преслав, так и при Владимире Святом и Ярославе Мудром Киев могли широко финансировать не только деятельность миссионеров, но и работу приглашенных из Византии высококвалифицированных мастеров.

Все, что на основе сохранения античных традиций успело выработать Византий за половину тысячелетия, подлежало усвоению в своих завершенных формах. При этом был использован опыт не только Константинополя, но и таких еще центров, как Солунь и Т рапезунд. Содействовать в такой же мере развитию культуры западные миссионеры, направлявшиеся в славянские земли из Зальцбурга, Регенсбугра, Гамбурга и Магдебурга, конечно не могли. Правда, ускоренные темпы усвоения высоких достижений Византии имели и явно негативные последствия: местные кадры мастеров не всегда оказывались достаточно подготовленными для овладения сложными строительными и художественными техниками. Ведь не случайно, что искусство мозаики так и не укоренилось даже на киевской почве. Все известные памятники являются делом рук греческих мозаичистов: по крайней мере выполнены под их руководством и с их определяющим общий характер личным участием.

Прослеживая основное направление средневековой русской культуры, и прежде всего развитие монументального искусства, нельзя не заметить генетическую связь всех наиболее существенных явлений именно с византийским миром. Но одновременно то тут, то там порой встречаются на первый взгляд и не совсем понятные следы западных воздействий, отдельных элементов, и это отличает древнерусское искусство от «классических» проявлений византийского. Основным базисом, приходится повторить, остается византийская традиция, но соприкасаясь с западными художественными течениями, древнерусское искусство лишь не вольно дифференцируется. На Западе к XII в. оказалось сформировано романское искусство, уже успевшее достигнуть своего расцвета, развиваясь одновременно в нескольких направлениях. Оно окончательно закрепилось в Средней Европе и стала господствующим в Скандинавии. Древнерусские сооружения XII-XIII вв., притом даже самые «романские» из них, фактически тяготеют к этому кругу исключительно благодаря архитектурной пластике. Но и она не всегда идентична собственно романской с ее характерной художественной системой. Наконец, наиболее бесспорные ее про- явления лишь в единичных случаях могут быть связаны с локальными романскими школами, как, например, резьба церкви св. Пантелеймона в Галиче с венгерским Эстергомом.

Распространение славянской письменности в Киевской Руси вызвало развитие книгописания, искусство которого связано прежде всего с наиболее значительными культурными центрами. Самые ранние рукописи в плане их декора отражают восточнохристианские художественные вкусы. Общая система оформления соответствует принципам, унаследованным от болгарских образцов. Расположение текста на листе, типология геометрической и растительной орнаментики и приемы ее использования, характер инициалов, — все это приближено к норма оформления греческой книги IX-X вв., а также славянской того архаического типа, который надолго удержался
на Балканах. Письмо сохраняет особенности византийского унциала. Но уже с третьей четверти XI в. в киевском княжеском скриптории происходит переориентация на роскошный эмальерный стиль, культивируемый в книгописных мастерских Константинополя. Его образцы – Остромирово евангелие (1056-1057 гг.), Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово евангелие (около 1100 г.). По сравнению с ними оформление таких «до-остромировских» рукописей как Путянина минея, Реймсское евангелие, Пандекты Антиоха, Чудовская псалтирь воспринимается как явно архаизирующее. Но оно тоже имеет свои эстетические нормы и не лишено привлекательности, и даже очарования. И в это самое время, буквально вскоре после изготовления Мстиславова евангелия «угринець» Феодор на страницах Юрьевского евангилея мастерски использует свое знание каролингских и романских иллюминированных книг. Вряд ли оказывается случайным пересечение столь различных культурных традиций именно в книжном деле, где сакральность скорее определялось словом, чем столь привлекающим сегодня внимание декором, впрочем также имевшем свое функциональное назначение.

Византийский тип трехнефного храма, иногда усложненного двумя дополнительными нефами, становится основным древнерусском каменном строительстве XI-XII вв. Строили и небольшие одноапсидные храмы, такие как Юрьева божница в Острее и церковь усыпальница в «окольном граде» Переяслава.

Вопрос генезиса архитектурных форм таких древнейших сооружений как Спасский собор в Чернигове, Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде, может быть решен лишь исходя из константинопольской традиции. Именно с ней тесно связаны и новые проявления византийских течений. Когда приглашенные из Константинополя зодчие возвели Успенский собор Печерского монастыря (1073-1078 гг.), — последний вызвал подражание не только в Поднепровьи, но и в далекой Владимиро-Суздальской области. Вместе с тем, как известно из Киево-Печерского патерика, в идейном замысле строительства этого храма присутствуют и западные влияния: вокруг места сооружения выпадает роса, размеры определяют мерой золотого пояса с латинского Распятия, принесенным варягом Шимоном. Михайловский собор Выдубицкого монастыря (1070-1088 гг.) по примеру раннесредневековых ораториев Архангела Михаила «над морскою пучиною» в Нормандии возводят на круче над водами Днепра.

В русском зодчестве XII в. существует достаточно примеров ассимиляции элементов романской архитектуры. Это касается, в частности Преображенского собора в Переславле- Залеском (1152 гг.) и построек Андрея Боголюбского, Дмитриевского собора во Владимире (1193-1197 гг.) и Георгиевского собора в Юрьеве – Польском (1230-1234 гг.). Романское строительство соседних стран наложило свой отпечаток на архитектуру Волыни и Галича, а позже и Холма. В последней четверти XIII в. князем Владимиром Васильковичем была сооружена возле каменца над Лесной каменная башня, «Белая Вежа», типологически близкая западноевропейским донжонам.

Развитие каменной пластики на первых порах было ограничено применением резных шиферных плит с орнаментальными композициями в интерьере храма и с сюжетной резьбой над входами церквей. Об этом прежде всего позволяют судить рельефы Софийского собора в Киеве, а также киевские рельефы с изображениями святых всадников, с территории Михайловского Злвтоверхого монастыря. Но с начала XII в. находит применение и фасадная каменная резьба, причем заметно сближающаяся с романской скульптурой. Это характеризует белокаменные черниговские капители, фрагменты из Старой Рязани и особенно материалы из Галича, относящиеся к декору Успенского собора и церкви св. Пантелеймона.

Во второй половине того же XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве каменная резьба уже постоянно заполняет плоскость фасадов храма, незначительно проникая и в интерьер. Над выполнением рельефов работали как иноземные, так и отечественные мастера. Непосредственными образцами для них служили книжная миниатюра, иконы, ткани, византийская и западная резная кость: Успенский собор Во Владимире, церковь Покрова На Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, собор в Суздале прекрасно документируют этапы динамичного развития архитектурной пластики в этом регионе. Его апофеозом явилась фасадная резьба Георгиевского собора в Юрьево-Польском. На этом материале можно наглядно видеть как византийские и романские источники как бы отходят на второй план, нейтрализованными, поскольку собственная художественная концепция заказчиков и мастеров оказывается значительно сильнее чужеземных образцов. Это естественный результат творческой адаптации элитарных моделей, роль которых оспаривать, тем не менее, не приходится.

Иконография и программа стенописей в более значительной степени были регламентированы византийской художественной традицией, а все ранние киевские росписи выполнены при непосредственном участии греческих мастеров. Мозаики и фрески Софийского собора ведь в сущности являются одним из самых примечательных памятников византийской монументальной живописи Македонской эпохи. К середине XII в. своеобразная «монополия» византийцев на Руси в этой области художественного творчества не была уже бесспорной. В 1125 г. был расписан собор Антониева монастыря в Новгороде, не исключено что бенедиктинцами, хотя в последнее время наметилась тенденция к возвращению этих фресок в русле византийской живописи.

Элементы западной иконографии и отчасти романского стиля проникают в фрески новгородских церквей Благовещения на Мячине (около 1189 г.) и Спаса на Нередице (1199 г.). Но в эти же годы блестящие константинопольские фрескисты работают во Владимире над украшением стенописями Дмитриевского монастыря . Выбор мастеров зависел от заказчиков росписей, а мастера направлялись туда, где находили для себя поле деятельности, и при этом временами легко преодолевали большие расстояния. Так было в Византии и в странах западной Европы.

Когда в 1204 г. Константинополь оказался захваченным и разграбленным крестоносцами и на большей части Византии образовалась Латинская империя, — греческие мастера стали усиленно эмигрировать. Этим они немало способствовали становлению национальных художественных школ. В частности замечательными фресками были украшены сербские храмы. На Руси их деятельность пока лучше всего прослеживается в области художественного ремесла, пластики малых форм.Особо надо сказать о художественном импорте. На сегодняшний день известно немало его предметов. Это произведение живописи и прикладного искусства, преимущественно византийского происхождения, количественно увеличивающиеся благодаря археологическим находкам. Если художественные ткани и посуду везли на Русь в готовом виде, то далеко не в каждом отдельном случае можно столь же определенно высказаться относительно места изготовления, скажем, миниатюрных каменных иконок из стеатита, с греческими либо славянскими сопроводительными надписями, характерного византийского художественного облика. После 1204 г. такие изделия могли изготовлять мастера-эмигранты, оказавшиеся в Киеве. Известен случай, когда в резной каменной иконке начала XIII в. Оказалось воспроизведение явно западного по своему происхождению складня-киота со скульптурным изображением св. Николая в облачении католического епископа. Для средневекового

Новгорода скандинавский художественный импорт и его воздействие на местное ремесло не являются чем-то неожиданным. Как теперь все более выясняется, и среди произведений металлопластики количество изделий византийской традиции на Руси было более значительным и разнообразным, чем это можно было предполагать.

Общий взгляд на место древнерусского искусства в истории духовной культуры христианского средневековья эволюционировал, от его восприятия в качестве провинциальной ветви византийского до осознания как самостоятельного, внутренне зрелого, сопоставимого с сопредельными. Новые находки, введение в научный оборот ранее неизвестных памятников, их осмысление заставляют в оценку вносить все более уточняемые характеристики. Каждая оценка должна максимально учитывать результаты тщательного изучения конкретного материала. Между тем далеко не все уцелевшие произведения выявлены и опубликованы. В музеях и книгохранилищах все еще остается слишком много памятников, которые могут в будущем помочь
несколько иначе посмотреть на решение обсуждаемых вопросов. Это представляется закономерным.

Итак, соотношение средневекового русского культурного наследия с европейским может быть представлена более сбалансировано, чем прежде, чаще всего в плане их противопоставления. Действительно, различия между ними порой весьма ощутимо. Но ведь речь во все не идет об их нерасторжимом единстве, и даже по отношению к византийской русская культура слишком богата отличиями. Взаимо-проникаемость культурных воздействий, повидимому, тоже еще будет долго оставаться одной из дискуссионных тем. С одной стороны, здесь важны статистические данные, хотя без общего историко-художественного контекста они еще слишком мало значат. С другой, — существенно понимание общего культурного процесса с его слагаемыми. Применительно к обсуждаемому положению можно сказать, что последовательное (хотя порой и несколько скачкообразное) усвоение Русью византийской культуры, пусть и в явно «хрестоматийном» объеме, является исторической реальностью, тогда как проникновение западных культурных элементов скорее «капиллярного» характера. Всему этому есть свои причины, большей частью политической и конфессиональной, устранить которые в сущности никто не стремился.

Существующий порядок вещей явно казался извечным, и лишь изредка нарушали его отдельные его события, неожиданно пробивавшие брешь в прочной стене непонимания и отчуждения. Существовала еще так же тяга к неизвестному, оборачивавшаяся интересом к чужим достижениям, особенно если они оказывались привлекательными. Возникали заимствования того, что были способны понять и усвоить, явно без «школьной программы».

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Общая характеристика средневековой Руси

    В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография.

    Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.

    В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I – древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II – вторая половина XIII-XV в.; III – начало XVI-XVII в.

    Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них – это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап – это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап – господство феодальной раздробленности – от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30-40-х годов XIII в.

    Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена, причем объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин.

    В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы – феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.

    Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.

    Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII – начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие.

    В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап – XV в.– характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города.

    К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии – Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.

    Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.

    В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.

    Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России – из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI–первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории – подготовки страны к эпохе реформ Петра I.

    Древнерусское государство — страна на территории Восточной Европы, населённая славянскими племенами. Возникло после объединения двух центров — Новгорода и Киева на землях вдоль пути «из варяг в греки».

    862—879 Правление Рюрика в Новгороде. По преданию, начальник варяжского военного отряда Рюрик был призван ильменскими славянами княжить в Новгороде. Основатель династии русских князей Рюриковичей.

    879—912 Правление Олега, варяжского князя в Новгороде. В 882 захватил Киев и сделал его столицей своего государства. С этого времени можно говорить об образовании Киевской Руси. В 907 совершил поход в Византию и в знак победы прибил свой щит на воротах Константинополя (Царьграда). В 907 и 911 заключил выгодные договоры с Византией. Подчинил древлян, северян и радимичей.

    980—1015 Правление великого князя киевского Владимира I Красное Солнышко. В 988—989 ввёл в качестве государственной религии христианство «по византийскому образцу» (православие). Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси.

    1019—1054 Правление великого князя киевского Ярослава Мудрого. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими европейскими странами. При нём составлена «Русская правда» — свод древнерусского права.

    1097 Княжеский съезд в Любече. Начало периода раздробленности Киевской Руси.

    1113—1125 Правление великого князя киевского Владимира II (Всеволодовича) Мономаха. Призван киевскими боярами во время народного восстания. Боролся против феодальных междоусобий. Разработал устав, ограничивающий произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

    1120—1157 Правление князя суздальского и великого князя киевского Юрия (Владимировича) Долгорукого. Перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова Великого в Суздаль. С 1130-х боролся за Киев, в 1155 вторично завладел этим городом. При нём впервые в летописи была упомянута Москва (1147).

    1157—1174 Правление князя владимиро-суздальского Андрея (Юрьевича) Боголюбского. Сделал столицей город Владимир на Клязьме. В 1169 захватил Киев. Убит боярами в своей резиденции, селе Боголюбове.

    1216, 21—22 апреля Липицкая битва (на реке Липица, у Юрьева Польского) между владимиро-суздальской армией Ярослава и Юрия Всеволодовичей и новгородско-смоленско-ростовским войском Мстислава Удалого, Константина Всеволодовича и др. Окончилась поражением Ярослава и Юрия, привела к усилению роли Новгорода.

    1223, 31 мая Битва между русско-половецким войском и монголами на реке Калка. Отсутствие единства между русскими князьями и бегство половцев привели к их поражению.

    1236—1263 Правление новгородского князя Александра (Ярославича) Невского. С 1252 — великий князь владимирский. Победами над шведами (Невская битва 15 июля 1240) и рыцарями Ливонского ордена в Ледовом побоище на Чудском озере (5 апреля 1242) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига.

    1237—1241 Два опустошительных похода монголо-татар во главе с ханом Батыем на Русь. Героическая оборона Рязани, Владимира, Киева и других городов подорвала боевую мощь войск Батыя.

    1243—1480 Монголо-татарское иго (господство Золотой Орды) на Руси. Ярлык на великое княжение в этот период князья получали из рук золотоордынского хана.

    Московское государство

    1325—1340 Правление московского князя Ивана I (Данииловича) Калиты, с 1328 — великого князя владимирского. Добился у Золотой Орды права сбора дани на Руси. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы; при нём резиденция митрополита была перенесена из Владимира в Москву.

    1359—1389 Правление великого князя московского и владимирского (с 1362) Дмитрия (Ивановича) Донского. Возглавил борьбу русского народа против монголо-татар; под его руководством была одержана первая победа русских войск над Золотой Ордой в битве на реке Вожа (1378). 8 сентября 1380 в битве русских войск с ордынцами под командованием Мамая он проявил незаурядный воинский талант. Эта победа за которую князь был прозван Донским, стала началом освобождения русского и других народов от монголо-татарского ига. В княжение Дмитрия Донского Москва укрепила своё руководящее положе ние в русских землях. Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Орды.

    1462—1505 Правление великого князя московского Ивана III (Васильевича) Великого. Сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось создание государственного аппарата. Присоединил к Москве Ярославль (1463), Пермь (1472), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку. В 1500—1503 отвоевал у Литвы города Северской земли (бывшее Черниговское княжество). При нём было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на реке Угре, левом притоке Оки, 1480), составлен Судебник (1497), развернулось большое строительство в Москве. Произошло оформление титула — великий князь «всея Руси». 1584—1598 Женился на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, что позволило считать русское государство преемником Византии («Третий Рим»).

    1505—1533 Правление великого князя «всея Руси» Василия III (Ивановича). Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521).

    1533—1584Правление великого князя «всея Руси» Ивана IV (Васильевича) Грозного, с 1547 — первого русского царя. С конца 1540-х правил вместе с Избранной радой (неофициальным правительством). При нём начался созыв Земских соборов, составлен новый Судебник (1550), сложилась приказная система централизованного управления. Проведены реформы управления и суда. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1565 введена опричнина. Установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, которая завершилась невыгодным для России миром. В 1581 началось присоединение Сибири. Внутренняя политика сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилилось закрепощение крестьян.

    1572, 26 июля —3 августа Молодинская битва. Русская армия разгромила татаро-турецкие войска крымского хана Девлет-Гирея у села Молоди, в 60 км к югу от Москвы.

    1584—1598 Правление царя Фёдора Ивановича, последнего русского правителя из династии Рюриковичей. Неспособный к государственной деятельности, он предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову. В 1589 было учреждено патриаршество, первым патриархом Московским «всея Руси» стал Иов (до 1605).

    1598—1605 Правление царя Бориса Годунова. Выдвинулся во время опричнины; брат Ксении Годуновой, жены царя Фёдора Ивановича, и фактический правитель при нём. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; продолжал закрепощение крестьян.

    1605—1613 «Смутное время». Кризис государственной власти, народные восстания, польская и шведская интервенции, правление самозванца Лжедмитрия I (Григория Отрепьева?) 1605—1606 и царя Василия IV (Ивановича) Шуйского 1606—1610, разорение страны.

    1609—1618 Польская интервенция в России. Осада Смоленска с сентября 1609, поход на Москву и захват её (1610). В том же году русское правительство «Семибоярщина» провозгласило царём польского королевича Владислава. Освобождение Москвы в октябре 1612. Вторым ополчением под руководством посадского из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

    1610—1617 Шведская интервенция в России с целью захвата Пскова, Новгорода, северо-западных и северных русских областей. Шведы не добились своих основных целей. Завершилась интервенция Столбовским миром (февраль 1617).

    1613—1645 Правление царя Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых. Избран Земским собором. Предоставил управление страной отцу патриарху Филарету (до 1633), а затем боярам. Безуспешная война с Польшей за возврат Смоленской и Северской земель (1632—1634).

    1645—1676 Правление царя Алексея Михайловича. Усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение, 1649), возвращены Смоленская и Северская земли. Подавлена крестьянская война 1670—1671 под руководством Степана Разина.

    1654 Церковные реформы патриарха Никона. Начало раскола в русской православной церкви.

    1654, 8 января На Переяславской раде гетман Богдан Хмельницкий провозгласил воссоединение Левобережной Украины с Россией.

    1676—1681 Война России с Турцией и Крымским ханством. Закончилась Бахчисарайским мирным договором 1681, по которому Турция признала Левобережную Украину частью Российского государства.

    1682—1696 Совместное правление малолетних царей Петра I и Ивана V Алексеевичей. Регентство царевны Софьи (до 1689).

    Введение

    Период Средневековья имеет огромное значение в истории русской культуры. При этом эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах.

    Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. При этом знамение крещение Руси положило начало становлению российской православной цивилизации. В свою очередь, крещение было вызвано комплексом факторов. И среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство.

    Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир выбирал между четырьмя вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры был вопросом о выборе политической и культурной ориентации и шире -- самого характера народа и его психологии.

    В свою очередь, византийские мастера построили на Руси каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями. Однако следует отметить, что, в отличие от религии и основных философских знаний, принятых Русью из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь начала сразу вырабатывать самостоятельные формы. Так, к началу XII в. блестящих успехов достигла оригинальная русская литература и прежде всего летописание. Разительно отличались летописи и от западноевропейских анналов. В том случае, если летописи Древней Руси были неким воплощением осознания возникновения нового народа, то летописи Московском Руси имели целью собрать и сохранить всю предшествующую традицию. Это свидетельствовало о высоком развитии чувства исторической памяти.

    Характеристика средневековой Руси как последовательной смены фаз развития позволяет проследить все многообразие, многофакторность ее экономической жизни, политических изменений, духовной и художественной культуры. Это процессы динамические, изменяющиеся в своих внутренних пределах, вектор которых указывал в направлении трансформации средневекового культурно-исторического комплекса.

    Целью данной работы является изучение особенностей культуры Средневековой Руси.

    Общая характеристика средневековой Руси

    В истории Российского государства и культуры периода с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в этот период определились границы всего государства. Только в Средние века были неким образом заложены этнокультурные основы будущих наций и многих национальных языков. В период Средневековья сформировались православно - христианские общественные идеалы.

    При этом в истории средневековой Руси можно проследить несколько этапов:

    · I - древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.;

    · II - вторая половина XIII-XV в.;

    · III - начало XVI-XVII в .

    Древнорусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств. Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и, в конце концов, в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.

    Экономическое и политическое развитие Древней Руси дохристианской поры, отличавшееся динамизмом и многокачественностью, породило множественность форм и проявлений духовной культуры, достаточно высокой для своего времени. К сожалению, очень многое из культурного достояния древнерусского общества безвозвратно утрачено: в том повинны и безжалостное время, и всесокрушающие стихийные бедствия (прежде всего пожары), и многочисленные вражеские нашествия, перемежавшиеся княжескими междоусобицами, и пренебрежительное отношение господствующих классов к народному культурному наследию. Есть доля вины (и притом немалая!) и на русской православной церкви: по ее повелению истреблялись как «порождения языческого суеверия» или предавались забвению многие произведения культуры дохристианского времени .

    Киевская Русь являлась крупнейшим государством периода Средних веков. При этом в отличие от других восточных и западных стран процесс формирования российской государственности имел свои некоторые особенности. Одна из них - это пространственная и геополитическая ситуация. В этом смысле Российское государство занимало средне положение между Европой и Азией. В свою очередь, Киевская Русь не имела определенных, ярко выраженных границ.

    В процессе становления Русь смогла приобрести особенности как восточных, так и западных стран. Помимо этого, острая потребность в постоянной защите от внешних врагов огромной территории вынуждала сплачиваться народы с различным типом развития, вероисповедания, а также культуры.

    Крещение Руси оказало определенное влияние и на культурную жизнь общества. Христианство сыграло огромную роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

    Огромное влияние крещения отразилось и в художественной области. В данном случае многие греческие художники создавали в новообращенные стране произведения искусства. К, примеру, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

    В свою очередь, с православием на Русь пришло искусство красноречия. В данном случае древнерусские ораторы - проповедники в собственных речах утверждали духовно - нравственные ценности веры. Они объединяли людей, а также учили многих .

    Стоит отметить, что церковное проповедничество могло быть устным и письменным. Именно оно было школой непосредственного приобщения народа к высоким ценностям культуры. А моральное сознание и поведение являются основными характеристиками человека как социального существа. При этом мораль представляет собой духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе.

    Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово о Законе и Благодати». Подобное произведение было создано митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси.

    И, тем не менее, историю русских земель II периода следует разделить на три этапа:

    I - 40-е годы XIII - начало XIV в. (этап характеризуется довольно глубоким демографическим кризисом);

    II - XIV в. (этап характеризуется преодолением кризиса);

    III - XV в. (этап характеризуется достаточно быстрыми темпами роста производительности, а также непосредственным вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно - угорским населением).

    Стоит обозначить, что к концу XV века образовалось государство типа сословной монархии - Московское государство. Оно при этом добилось полного освобождения от монголо - татарской зависимости. Начиная с XV века также довольно постепенно складывались некоторые предпосылки формировании новых народностей и даже выделения языков. В пределах Московского государства началось непосредственное воссоединение бывших земель Киевской Руси .

    Начатый первыми московскими князьями процесс непосредственного собирания земель и определенного укрепления собственной власти в это время активно продолжался. И после долгой и тяжелой борьбы между князьями Москва стала политическим центром русских земель.

    Так, Иван III (1440 - 1505) присоединяет Новгород в 1478 г. Он отменяет вече. Затем последовали Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим «стоянием» на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном III стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.

    В свою очередь, начинает налаживаться система органов центрального управления. Данная система включала в себя:

    · казну (финансовые, внешнеполитические и иные общегосударственные дела);

    · дворцы (управление из центра присоединенными землями);

    · наместников (назначаемые из центра правители уездов) .

    Важно подчеркнуть, что довольно длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завершался. И Иван III принял титул Великого князя Всея Руси. Так, он имел печать великого государя. На одной стороне такой печати изображен двуглавый орел, а на другой - всадник. При этом прогрессивный процесс формирования единого государства сопровождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.

    Важно подчеркнуть, что русская культура за два с половиной века прошла тернистый путь от страшного разорения, что приостанавливало ее развитие, к упорному возрождению которое смогло привести ее к высочайшим достижениям. В свою очередь, многообразная по собственным местных особенностям, культура все более складывалась как единое целое.

    Что касается III периода развития, то в условиях Московского государства сформировался феномен России. Именно в тот период и закрепилось название страны. В течение середины второй половины XVI-первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории - подготовки страны к эпохе реформ Петра I.

    Таким образом, период Средневековья имеет огромное значение для развития Российского государства. Именно в этот период определились границы всего государства. Именно в этот период Средневековья сформировались православно - христианские общественные идеалы.

    Древняя и средневековая Русь (IX-XVII века)

    .^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян - Новгорода Великого и Киева - под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение Древнерусского государства с соседней Византией привело к тому, что в 988- 989 годах на Русь пришло христианство, принеся с собой грамотность и сыграв важную роль в формировании древнерусского языка.

    В годы правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) Древнерусское государство достигло наибольшего могущества и признания во многих странах Европы. После его смерти началась междоусобная борьба князей Рюриковичей за города и земли. Сначала их смирял киевский великий князь Владимир Мономах (1113-1125), а затем его сын Мстислав (1125-1132). После смерти Мстислава начался длительный период феодальной раздробленности, прерванный монголо-татарским нашествием на Русь, когда в 1237-1240 годах орды хана Батыя прошли от Волги до Киева, разорив почти все русские города, кроме Пскова и Новгорода.

    В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил на Неве шведов, получив за это прозвище Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера он победил немецких рыцарей. Монгольские ханы сделали Невского и его потомков главными сборщиками дани на Руси, что привело к росту их авторитета и силы.

    В 1380 году русские полки под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича разбили ордынское войско в битве на Куликовом поле, хотя еще сто лет Русь платила дань. И лишь в 1480 году при Иване III иноземное иго пало.

    С этих пор Москва стала светским и духовным центром Руси. Князья Рюриковичи (с 1547 года - цари московские) правили Русью до 1598 года, когда умер последний царь из этой династии - Федор Иванович.

    С этого времени и до 1613 года длился кризис государственной власти, закончившийся восшествием на престол первого царя из новой династии Романовых - Михаила. Он и его сын, царь Алексей Михайлович, провели в течение

    XVII века ряд серьезных реформ, подготовивших великие преобразования начала XVIII столетия, во главе которых почти три десятилетия стоял Петр I.

    Система летосчисления на Руси. Русские календари

    елесообразнее всего, пожа-

    луй, начать с системы счисления времени - календаря. Сначала счет времени велся по суткам - смене дня и ночи, потом по пальцам - пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского «децем» - десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.

    В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет - по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. - год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный ка-

    лендарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)

    Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь - просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль - сеченъ (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март - сухий, а иногда - просыхала, апрель - березень (начало цветения березы), май - травень, июнь - изок («изок» - по-древнерусски «кузнечик»), июль - червень, или серпенъ (начало жатвы серпами), август - зарев (от слова «зарево»), сентябрь - рюенъ (от слова «вырывать», хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь - листопад, ноябрь и декабрь - грудень (от «груда» - мерзлая колея на дороге), или студень.

    *^2 принятием христианства на Руси вводится новый, так называемый юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда и название - юлианский). По этому календарю год начинается с марта, а месяцы имели разное количество дней - от 28 до 31 (семидневная неделя была установлена значительно позже). На Руси юлианский календарь «наложился» на летосчисление, принятое в Византии, откуда пришло на Русь христианство. В Византии счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. А так как по Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира, то разница между византийской эрой и ныне принятой у нас христианской и будет равна 5508 годам.

    Так, например, если Ледовое побоище произошло по летописи в 6750 году от сотворения мира, то наше летосчисление определяет это событие в 1242 году от Рождества Христова (6750 - 5508 = 1242).

    Следует иметь в виду и то, что год на Руси до 1492 года мог начинаться и в марте, и в сентябре. С 1492 года новый год на Руси начинался только с 1 сентября. Так было до реформы календаря, предпринятой Петром I.

    (QSCo реформе календаря, проведенной Петром 115 декабря 1699 года, начало следующего года устанавливалось с 1 января. Причем вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова, как и в большинстве европейских стран, но с поправкой на 11 дней. В XIX веке поправка составляла 12 дней, а в XX веке - 13 в сторону отставания «старого» русского стиля от стиля, принятого в большинстве европейских стран.

    Это счисление времени было изменено декретом от 26 января 1918 года, когда в нашей стране календарь стал таким же, как и в большинстве стран мира.

    Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

    Древняя Русь (IX-XIII вв.)

    автора Коллектив авторов

    ДРЕВНЯЯ РУСЬ

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    ДРЕВНЯЯ РУСЬ Гнёздово. 125 лет исследования памятника / Отв. ред. В.В. Мурашева (Труды ГИМ, № 124). М., 2001.Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.Горский А.А. Русь. ОтславянскогоРасселения до Московского государства. М.,2004. Древнерусские княжества Х-ХШ вв. М., 1975.Зайцев А.К

    Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

    Глава I. Насколько достоверна древняя и средневековая история Китая? Для того, чтобы мои дальнейшие выводы не были еще более неожиданны для читателя, чем «Татарское иго», я должен показать фантастичность средневековой истории Китая раньше, чем в дальнейшем обработаю

    автора Ключевский Василий Осипович

    Часть третья. Московская Русь XV–XVII века

    Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

    Часть вторая: Московская Русь (XIII–XVII века)

    Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

    ДРЕВНЯЯ РУСЬ Недавно один из украинских историков заявил, что несколько тысяч лет назад на территории нынешней Украины проживали некие укры, от которых якобы и произошел украинский народ вместе с его названием. Это ж надо, до какого маразма можно дойти в

    Из книги Вопросы и ответы. Часть II: История России. автора Лисицын Фёдор Викторович

    Средневековая Русь ***> Мне интересно вот, что - , что в славянах такое, что их сперва в спешном порядке обратили в исходящую из Египта религию,Ой не в спешном порядке - это только у журналистов и в школьных учебниках пишут, что типа «Крещение Руси в Киеве», а так серьезные

    Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

    Традиционная древняя и средневековая история неверна Она не отражает действительного положения в относительно давнем прошлом, отстоящем от нас на 5–7 столетий, не говоря уже о еще более ранних временах. Неверна в первую очередь номенклатура исторических эпох, событий,

    автора Сахаров Андрей Николаевич

    РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

    Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

    Глава 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ § 1. Восточно-славянские племена VIII–IX вв.Союзы племен. К тому времени, когда название «Русь» стало применяться к восточным славянам, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.В «Повести временных лет» отмечается, что накануне

    Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

    33. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЛЬВОВСКИЙ ПРОФЕССОР М. С. ГРУШЕВСКИЙ ИЗДАЛ МНОГОТОМНИК. ЕГО ИДЕЯ – ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ НАЦИЯ СОЗДАЛА СОБСТВЕННОЕ ДРЕВНЕЕ УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО «УКРАИНА-РУСЬ». НЕУЖЕЛИ? Торжества по поводу 1025?летия крещения Руси прошли в Киеве в июле 2013 года. В них

    Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

    Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

    Раздел I Древняя Русь

    Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

    1 В начале XX века Львовский профессор М.С. Грушевский издал исторический многотомник. Его идея – древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь». Неужели? В июле 2013 года в Киеве прошли торжества по поводу 1025-летия крещения Руси.

    Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

    Глава VI В начале XX века львовский профессор М.С. Грушевский попытался в своем историческом многотомнике доказать, что киевский летописец Нестор – лжец и что древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь», а князь Владимир был