Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Спишите вставляя вместо точек нужные обособленные определения. Обособленные члены предложения в современном русском языке

1. Приложение как вид определения

Приложение это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).

Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.

2. Обособление приложений

Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:

2) Они, промокшие под дождем , решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем , они решили отправиться в гостиницу.

Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).

1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Мой отец, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , мой отец служил на Дальнем Востоке.

2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

Иванов, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке .

3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Он, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , он служил на Дальнем Востоке .

У этого правила есть несколько примечаний:

1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета .

2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко . Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.


Упражнение

    Наконец он не выдержал и сообщил о своих подозрениях письмоводителю дворянской опеки_ Половинкину (М. Салтыков-Щедрин).

    Ты, который еще несколько минут назад трясся за свою паршивую жизнь, явил нам всем образец отчаянной отваги и беспрецедентной глупости. Среди нас нет равных Тебе. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе_ герою_ понадобилось видеть Муравья_разбойника , когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть (Е. Клюев).

    Кстати, семья хозяина состояла из жены, тещи и двух детей_подростков - мальчика и девочки (Ф. Искандер).

    В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи_ Понтий Пилат (М. Булгаков).

    Сенатор_ новый владелец его_ нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим (А. Герцен).

    В гостиной_приемной_ совершенно темно (М. Булгаков).

    Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с лизиной ноги, сбегала к Трофиму_ пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке (А. Пушкин).

    Между прочим говорили о том, что жена старосты_ Мавра_ женщина здоровая и не глупая_ во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… (А. Чехов).

    Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов_ учитель греческого языка_ мой товарищ (А. Чехов).

    Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни_ половину шестого (М. Булгаков).

    Моя свекровь_ Авдотья Васильевна Аксенова_ родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская»_ отличалась глубоким философским складом ума… (Е. Гинзбург).

    …Узнали, что сумасшедший дед наш_ Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой_ другом отца нашего и двоюродным братом Натальи…(И. Бунин).

    Кругом же творился некий вялый бедлам _ пауза такая после бурного шабаша (В. Шукшин).

    Известный Шиллер_ жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман,- не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы_ большой приятель Шиллера (Н. Гоголь).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот _бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую (M. Булгаков).

    … В городе Москве он_ этот человек_ вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение (М. Булгаков).

    Наступили лучшие дни в году _ первые дни июня (И. Тургенев).

    Только она_ эта богатырева рукавица_ людям невподъем. (П. Бажов).

    Катя_ Данилова-то невеста_ незамужницей осталась (П. Бажов).

    Обломки Данилушковой дурман_чаши остались, да Катя берегла их (П. Бажов).

    Поплакала, глядит - у самой ноги малахит_камень обозначился, только весь в земле сидит (П. Бажов).

    Гатчина и Павловск _ резиденции великокняжеской четы _ остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла (Г. Чулков).

    А только родитель_покойничек_ не дурак был, чтоб эдакое место, с которого весь сплав по реке зачинается, из своих рук выпустить (П. Бажов).

    Я подозреваю, что мужу ее_ мирному абхазскому князю_ приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента (Ф. Искандер).

    Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого _ помещика_охотника_ , вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча (И. Бунин).

    – Князь_ Лев Николаевич Мышкин, – отвечал тот с полною и немедленною готовностью (Ф. Достоевский).

    Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать_ родом какая-то княжна с восточной кровью_ страдала чем-то вроде черной меланхолии (И. Бунин).

    Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец_профессор_ , все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем (М. Булгаков).

Проверочная работа «Вводные слова».

Отметьте в предложениях цифры, которые обозначают запятую при вводном слове.

1. Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…

2. Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.

Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись,(6) пойдём.

3. Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

4. И он стал «протверживать» с такой быстротой,(1) что уже через каких-нибудь четверть часа выпаливал учителю-ключнику всё,(2) что тот задавал прочесть и вызубрить. И,(3) разумеется,(4) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(5) да ещё и ставил его в пример остальным.

5.Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи,(5) и в литературе слово обязательно стало означать непременно.

6. По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.

7. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрепанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестершимся золотым тиснением на переплетах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца.

8. В нем,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.

9. Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.

10. Замечательный портретист,(1) он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений,(2) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и,(3) кроме того,(4) десятки безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.

11. Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не высказывала.

12. Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.

13. - Да вот ещё один замечательный по этой части помещик,(1) – пытался продолжить Щепкин. Но слушатели,(2) конечно,(3) никак не могут успокоиться. Михаил Семёнович говорит,(4) а смех,(5) будто плохо погашенный огонь,(6) вспыхивает снова и снова.

14. Конечно, (1) Серому слов было не жалко, (2) только не хотел он ради их пятерки говорить столько,(3) сколько,(4) по их понятиям,(5) тянуло на пятерку. Словом,(6) школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

15. Читая,(1) он водил по бумаге носом и,(2) словно сам с собою разговаривая,(3) тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Этакое,(4) конечно,(5) только русской поэзии дано!» «Ну,(6) такого малохольненького мы быстро сшама-ем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс.

16. Пока вал не убрали,(1) здесь удобно прятаться. А потом,(2) наверное,(3) посадят кусты,(4) поставят спортивные снаряды.

17. Остальные книги,(1) побывав у неё,(2) исчезали. Близкие друзья её знали,(3) что стоит подарить ей какую-нибудь,(4) скажем,(5) нарядную шаль,(6) как черех день или два эта шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами,(7) которые были нужны ей самой и которые на тот момент были просто бесценны.

18. Юрий стоял не последним в ряду,(1) но всё-таки ближе к концу,(2) пятым или шестым.

Ну,(3) – язвительно проронил Сергей Павлович,(4) когда дошла очередь и до него. – Вы,(5) конечно,(6) тоже вполне здоровы и готовы лететь?

19. - Пойдёмте,(1) ребята,(2) отсюда, - сказал учитель.

Мы посыпались с горы,(3) а он шёл за нами и всё оглядывался,(4) готовый,(5) видимо,(6) оборонять нас снова,(7) если змея оживёт и погонится следом.

20. Во-вторых,(1) у него вёлся особый счёт,(2) по которому видно было,(3) сколько барыша давали эти заказы на подаяние,(4) и этот барыш он целиком отвозил сам.

Предварительный просмотр:

Задание по теме «Обособленные обстоятельства»

1. Найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

3. Найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)

4. Найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)

5. Найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Л.Соболев)

6. Найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову.

7. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык - первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом еще снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит.

8. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Р.Фраерман)

9. Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры березовый прут.

Предварительный просмотр:

Задание по теме «Обособленные определения»

1. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.

2. Найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

3. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся на полу.

4. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея.

5. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры и солдаты жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.

6. Найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.

(1) Было видно, как под пароходом кипит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз.

7. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей.

8. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной.

9. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу.

10. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой.


Обособление второстепенных членов предложения

Давайте сначала вспомним о тех членах предложения, которые никогда, ни при каких условиях обособлять нельзя,- о подлежащем и сказуемом. Их недаром называют грамматической основой,спинным хребтомпредложения. Кстати, и разделять их запятой нельзя тем более, иначе вы рискуете «убить» предложение - сломать ему этот самый хребет.

А вот можно (по разным причинам) – выделять с двух сторон запятыми (то есть обособлять) определения (слова или словосочетания, отвечающие на вопрос какой? ), обстоятельства (слова, отвечающие на вопросы где? куда? как? зачем? почему? когда? и т.д.) и дополнения (слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? и т.д.).

Тех случаев, когда обособление второстепенного члена предложения возможно и даже необходимо, не так много (главных – всего шесть!), и все они узаконены только после многолетней практики. В трех случаях выделяются запятыми обстоятельства, в двух – определения, в одном – дополнения. Причем все по разным причинам, и путать их нельзя, иначе могут возникнуть лишние, ненужные запятые. А еще неизвестно, что хуже: отсутствие запятых или их излишек.

Основной критерий для обособления определений – их положение по отношению к определяемому слову (то есть к названию того предмета, который они описывают, чей признак определяют). Сравните:

Нежный и пушистый иней лежал на деревьях.

Иней, нежный и пушистый , лежал на деревьях.

В первом предложении описание предмета предшествует его названию, во втором – наоборот, предмет сначала называется, а потом уже описывается, какой он. Вот этот второй случай и есть проявление важнейшего закона обособления определений.

Сравните:

Покрытые лесом горы поднимались вдали. - Горы, покрытые лесом, поднимались вдали.

Тонкие и стройные березы виднелись на опушке. - Березы, тонкие и стройные , виднелись на опушке.

Это, между прочим, совпадает и со смыслом высказывания – ведь мы потому и переставляем так определения, чтобы обратить на них внимание слушателя или читателя. Сравните, в каком из предложений больше замечаешь описание города:

Улицы нового большого города радовали своей чистотой.

Улицы города, нового, большого, радовали своей чистотой .

Иной раз только благодаря этой перестановке и обособлению определений фраза становится понятной (особенно в деловых бумагах). Сравните:

Данное задание доводится только до допущенных к работе исполнителей в их касающейся части.

Данное задание доводится только до исполнителей, допущенных к работе , в части, их касающейся .



Как видите, только благодаря запятым, выделяющим определения, смысл распоряжения проясняется. А ведь это так важно для приказов и поручений – быть абсолютно ясными!

Упражнение 222. Расставьте знаки препинания.

1. Тени густые и синие легли на дорогу. 2. Плотный снег розоватый от солнечного света слепил глаза. 3. Куст сиротливо выглядывающий из-под снега задержал на себе его взгляд полный скорбной думы о прошлом. 4. Ели приземистые и мохнатые были сплошь усыпаны снегом. 5. Березы тонкие и стройные виднелись на опушке леса. 6. Иней нежный и пушистый искрился на деревьях. 7. Сугробы розовые от ярких лучей холодного зимнего солнца укутали все вокруг. 8. Трава сочная после дождей зеленела вдоль дороги. 9. Рассказ написанный остроумно и оригинально вызвал наше восхищение. 10. Бабочка летавшая вокруг нас куда-то исчезла. 11. После купания Наташа веселая и возбужденная подбежала к нам. 12. Старик писавший что-то на телеграфном бланке поднял голову. 13. Замерзший в ноябре пруд манил нас покататься на коньках. 14. Освещенный солнцем лес выглядел особенно весело и молодо. 15. Роща темная и густая обещала множество подберезовиков.

Упражнение 223. Расставьте знаки препинания.

1. Молодое деревце покрытое зелеными листьями весело шелестит над моей головой. 2. Прожектора зажженные по приказу капитана не могли пробить плотной завесы тумана. 3. Песня тихая и грустная донеслась откуда-то сзади. 4. Николай с детства приученный к дисциплине любил четкий военный распорядок. 5. Отряд не замеченный неприятелем подошел к самому селу. 6. По дороге медленно тащилась кибитка запряженная тремя изнуренными лошадьми. 7. Девочка робкая и застенчивая неожиданно обнаружила силу воли и настойчивость. 8. Своей речью страстной и живой он увлек всех. 9. Сергей начитанный и умный пользовался авторитетом в группе. 10. Алая полоса зари лежала на краю тучи неподвижно застывшей на горизонте. 11. Мальчик подошел к берегу заросшему ивами и остановился. 12. Небо совершенно черное от туч сливалось на горизонте с потемневшим морем. 13. По саратовской дороге медленно тащилась кибитка запряженная тремя изнуренными лошадьми. 14. Гористый хребет сверкающий золотом и окованный железом тянулся с севера. 15. Тучные поля обремененные жатвой колыхались от ветра.

И еще. Вне зависимости от положения, выделяются запятыми те определения, которые описывают не существительные, а заменяющие их личные местоимения (слова Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ). Сравните:

Взволнованный услышанным, я вскочил с места .

Я, взволнованный услышанным , вскочил с места .

Упражнение 224. Расставьте знаки препинания.

1. Утомленные долгой дорогой мы добрались до деревни лишь к вечеру. 2. Освещенная солнцем она выглядела особенно молодо и привлекательно. 3. Не замеченный никем он осторожно вошел в комнату. - Не замеченный никем Илья осторожно вошел в комнату. 4. Начитанный и умный он пользовался всеобщим уважением. - Начитанный и умный юноша пользовался всеобщим уважением. 5. Изумленный увиденным я застыл на месте. 6. Они чрезвычайно заинтересованные беседой подошли поближе. 7. Листья падали с деревьев; подхваченные ветром они летели вдоль дороги. 8. Веселые и счастливые мы побежали к отцу. 9. Задумчивый молчаливый я направился к дому. 10. Раскрасневшаяся и возбужденная она делилась впечатлениями от спектакля. 11. Окончательно расстроенный последними событиями я вернулся в гостиницу. 12. Они привлеченные необычным шумом заглянули в дверь. 13. Недовольные кинофильмом мы поднялись со своих мест и двинулись к выходу. 14. У нас работающих здесь много общих интересов. 15. Живущие испокон веков в этих краях они привыкли доверять народному календарю.

Итак, к этим двум случаям и сводится вся эта «страшная» тема – обособление определений. Всё остальное «изгоним» в примечания, и я почти уверена, что случаи, описанные в них, не будут вам попадаться слишком часто. А вот разобранные нами структуры – на каждом шагу, почти в каждом предложении. Так что основные усилия направьте на освоение этих видов обособления.

Отметим попутно, что грамматические характеристики определений при этом не играют никакой роли: определения могут быть выражены прилагательными, причастиями, причастными оборотами и даже существительными (тогда эти определения называются по-другому - приложениями), но правила для них действуют одни и те же:

Нежный и пушистый иней искрился на деревьях. - Иней, нежный и пушистый , искрился на деревьях. – Нежный и пушистый , он радовал взгляд.

снег слепил глаза. - Снег, розоватый от солнечного света , слепил глаза. - Розоватый от солнечного света , он слепил глаза.

Сверкающие льдом горы тянулись до горизонта. - Горы, сверкающие льдом, тянулись до горизонта. - Сверкающие льдом , они тянулись до горизонта.

Старший брат в семье Андрей был очень похож на отца. – Андрей, старший брат в семье, был очень похож на отца. – Старший брат в семье , он был очень похож на отца .

Обратите внимание на приложения, которые начинаются словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ и т.п.: они всегда оказываются после определяемого слова, а значит, всегда и обособляются.

Мой сосед, по фамилии Семёнов , много лет работал в милиции .

Упражнение 225 Расставьте знаки препинания.

1. В этом слове заключалось все счастье переполнившее его душу. 2. Вооруженные пугачом и запасом сластей они вышли на улицу. 3. Пустошь начиналась перелогами забитыми густой лесной травой и цветами. 4. Потом его внимание привлекла пестрая птичка кружившаяся над кустом малинника. 5. Занятые разговорами они не обратили на Шурку внимания. 6. На столе застланном пахучей новой клеенкой шипит и фыркает самовар начищенный накануне толчёным кирпичом. 7. Даже редька горько и остро покалывающая язык кажется необыкновенно вкусной. 8. Он сердито щурится на солнце поднявшееся довольно высоко и завистливо и восхищенно разглядывает отца. 9. Шурка помогал матери везти тележку нагруженную покупками. 10. По рыжей Волге затопившей луг плыли последние льдины. 11. Кошка вышла из чердачного окна на крышу освещенную солнцем и замяукала. 12. Осенний день ясный и тихий клонился к вечеру. 13. Поляна окруженная осинами внезапно открылась перед ними. 14. Ребята спустились в яму заросшую колючим репейником. 15. Золотой крест колокольни закинутый в небо горел, как кусочек солнца.

(Из произведений Вас. Смирнова)

Упражнение 226. Расставьте знаки препинания.

1. Высокая и полная она была одета на редкость нарядно. 2. Лес прозрачный и студеный манит нас своей прохладой. 3. Клен слабо освещенный солнцем еле виден на краю тропинки. 4. Уставшие от бесплодного ожидания мы присели на крыльцо. 5. Садовый участок еще не огороженный забором преградил нам дорогу. 6. Бедная чайка уставшая парить над нашим кораблем садится на палубу. 7. Чуждый военному искусству я не подозревал, что участь похода решалась в ту минуту. 8. Горный поток стремительный и быстрый захватывает все на своем пути. 9. Обеспокоенные его долгим отсутствием мы позвонили в институт. 10. Послышался пароходный гудок возвестивший о прибытии утреннего рейса. 11. Ее слова приветливые и любезные ободрили и успокоили меня. 12. При сих словах оборванный мальчик рыжий и кривой выбежал ко мне. 13. Взбешенный я отошел от них. 14. Все гвардейцы окружившие всадников вынули пистолеты. 15. Порой пролетал гвардеец на разгоряченной лошади разбрасывающей пену.

Упражнение 227. Расставьте знаки препинания.

1. Пыль розовая от блеска молний неслась по земле. 2. Трудами ночи изнуренный я лег в тени. (Л.) 3. Ночью подул ветер теплый влажный, над хутором нависли тучи, к рассвету хлынул дождь, и снег подтаявший раньше расплавился в потоках воды. (Пауст.) 4. Лекция прочитанная на первом занятии заинтересовала всех. 5. Интересно, увлекательно и по-настоящему научно написанная книга может сыграть решающую роль в выборе профессии. 6. Разгорячённый спором я никак не мог уснуть. 7. Петя воодушевленный похвалой ринулся в бой. 8. На многих языках говорят люди населяющие нашу страну. 9. Трава выжженная беспощадным солнцем глядит уныло и безнадежно. 10. Сознание опасности грозившей дочери быстро подняло мать на ноги. 11. Отряд вышедший рано утром успел пройти половину пути. 12. По дороге ведущей к деревне тянулись машины груженные овощами. 13. Смертельно раненный он все-таки выстрелил и не промахнулся. 14. Старичок сел за стол накрытый к завтраку. 15. У входа во дворец шагал часовой иногда входивший в полосатую будку.

Упражнение 228. Расставьте знаки препинания.

1. В промежутках тишины наступившей после грозы был слышен звук капель падавших с веток. 2. По долине окруженной со всех сторон холмами медленно двигались люди уставшие от долгого пути. 3. Утомленный новыми впечатлениями он заснул ранее обыкновенного. 4. Он проводил ее до дому и растерянный обескураженный ушел к себе. 5. Лучезарным теплом очарованный в полусне я лежу у костра. (Бун.) 6. Инженеры-бельгийцы относились к нам русским рабочим высокомерно и недоверчиво. (Пауст.) 7. Гул грома то близкий то отдаленный слышался всю ночь 8. Озеро широкое но неглубокое тянулось на несколько километров. 9. Воздух пахнущий туманом свежестью утра листвой росистого парка врывается в комнату. 10. Жаворонки невидимые в воздухе наполненном парами и светом заливались над степью. (Бун.) 11. В поредевшем саду далеко видны дорога к большому шалашу усыпанное соломой поле и сам шалаш. (Бун.) 12. Снаряд попавший во французское судно пробил капитанскую каюту. 13. Из окна санатория были видны сад заросший малиной брошенный за ненадобностью огород и поля засеянные рожью. 14. Ошеломленный нелюбезным приемом я совсем растерялся.

Упражнение 229. Расставьте знаки препинания.

1. Этот частокол - западня для деревенских котов любителей рыбы. (Пауст.) 2. Костя мой младший брат сосредоточенно возился с приёмником. 3. Петр Иванович добрый и отзывчивый человек быстро завоевал ее сердце. 4. Мелкий дождик предвестник осени кропит землю. (Пауст.) 5. Один из псарей Троекурова по имени Парамошка обиделся на Дубровского. (П.) 6. Дворовый пес по прозвищу Полкан дремлет у ворот. 7. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (П.) 8. Я старался вообразить себе капитана Миронова моего будущего начальника и представлял его строгим сердитым стариком. (П.) 9. Я ваш старинный сват и кум пришел мириться к вам. (Кр.) 10. Дом господский стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам. (Акс.) 11. Палы или степные пожары начинаются обычно в июле. (Акс.) 12. Отец показал мне деревянный ларь то есть ящик широкий вверху и узенький внизу. (Акс.) 13. Сажен за двести Ик разделяется на два рукава или протока. (Акс.) 14. Мы решили пойти вечером в кино или в театр. 15. Для начала его обучали каллиграфии или чистописанию.

Упражнение 230. Расставьте знаки препинания.

1. И исчезло шоссе мой единственный верный фарватер. (В.В.) 2. Даже Роман мой всегдашний спутник в таких походах на этот раз отказался меня сопровождать. 3. Фанатик своего дела Кузьмичев всегда думал только о работе. 4. Сыны любимые победы сквозь огонь окопов рвутся шведы. (П.) 5. Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.) 6. Дочь его Екатерина Ивановна молодая девушка играла на рояле. (Ч.) 7. Мой старший брат Андрей был очень похож на отца. 8. Андрей мой старший брат был очень похож на отца. 9. Человек очень точный и молчаливый Иванов избегал преждевременных обобщений. 10. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (П.) 11. Старший лейтенант Кононов распоряжался погрузкой раненых. 12. Марья Ивановна наша новая учительница стояла у окна в коридоре. 13. Рано утром мой сосед Петр Васильевич ходит на рыбалку. 14. Никаноров начальник нашего гарнизона уже был на ногах. 15. Наши коты большие любители свежей рыбы с самого утра караулили нас у калитки.

Упражнение 231.

1. Росистое ясное расцветает утро. 2. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал. 3. Он не чувствовал склонности к чиновничеству и одаренный выдающимся талантом наблюдения прекрасно знал свою среду. 4. Подушка в ситцевой наволочке тоже сильно помятая валялась в углу. 5. В одном из вагонов второго класса окутанные сумерками дремлют пять пассажиров. 6. Один сапог валялся под столиком покрытый пылью и смятый. 7. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате. 8. При виде устремленного на него пальца он страшно сконфузился и завертелся на стуле. 9. Под тем же кустом был найден сапог оказавшийся парой сапога найденного в спальне. 10. Анна Сергеевна одетая в его любимое серое платье утомленная дорогой и ожиданием поджидала его со вчерашнего вечера. 11. Я вскрикнул сделал шаг к двери и полный ужаса отчаяния изумления закрыл глаза. 12. Митя надел фуражку и торжествующий радостный выбежал на улицу. 13. Утомленный долгой речью я зевнул.14. Пожар разносимый ветром быстро распространялся. 15. Невидимый он стоял в темноте комнаты у окна.

(Из произведений А.П. Чехова)

Упражнение 232. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Встревоженный этими слухами я позвонил другу. 2. Рано узнавший скорбь и ненависть рано полюбивший русский народ Некрасов с детских лет почувствовал тягу к сближению с ним. 3. Другой берег плоский и песчаный покрыт кучей хижин. 4. Молодые люди взволнованные и озабоченные бросились к нему. 5. Как раз в это время моего дядю работавшего инженером перевели из Брянска в Москву. (Пауст.) 6. Небо темнеет; тяжелое и неприветливое оно все ниже нависает над городом. 7. Ветер все еще сильный дул теперь с востока. 8. Смутная и неясная тревога охватила Ваську. 9. Андрей красный и злой выскочил из кабинета и что было силы хлопнул дверью. 10. Мы уверенные в своих силах пошли на экзамен совершенно спокойно. 11. Созданный молодым автором роман вызвал оживленные споры. 12. Улица ведущая к церкви обсажена тополями. 13. Весенний лес уже покрывшийся молодой зеленью шумел негромко и ласково. 14. Была ранняя весна сухая и серая. 15. Измученная расспросами она замолчала.

Ну а теперь - обещанные дополнительные сведения.

Примечание 1. Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, но при этом имеющие значение причины . В таком контексте определение – не просто описание предмета (какой он ?), но еще и ответ на вопрос, почему с ним происходят некие события:

Привлеченные светом, бабочки кружились вокруг лампы (то есть кружились, потому что их привлек свет).

Вообще-то есть некая загадочность в нашем стремлении обязательно выделить в предложении те характеристики предмета, которые еще и указывают на причину происходящего. Но будьте с этим осторожны: так обособлять можно только определения, а никак не обстоятельства! В предложении «Я, почему-то, задумалась…» - грубая ошибка!

Упражнение 233. Расставьте знаки препинания.

1. Занятые каким-то важным разговором школьники сидели на скамье. 2. Занятые разговорами отец и мать не обращают на сына внимания. 3. Измученные долгой дорогой туристы подошли к опушке леса. 4. Измученные долгой дорогой туристы спали всю ночь как убитые. 5. Утомленные прогулкой дети раздевались у шкафчиков. 6. Утомленные прогулкой дети мгновенно уснули. 7. Дети утомленные прогулкой раздевались у шкафчиков. 8. Испуганный моим движением скворец взмывает вверх и улетает. 9. Окруженный интереснейшими книгами Павел не знал скуки. 10. Пережившая войну и голод Ольга быстро состарилась и увяла. 11. Учитель молодой и неопытный сразу же допустил серьезный просчет. 12. Окруженная сиренью наша дача в мае благоухает ароматами. 13. Горы поросшие деревьями поднимались вдали. 14. Ошеломленные этим известием ребята молчали. 15. Оборванный полуголодный он вызывал всеобщее участие.

Упражнение 234. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Привыкший к постоянным подвохам со стороны сельских мальчишек Митя весь насторожился и нахохлился. (Солоух.) 2. Увлеченный построением роты Золушкин не сразу заметил, что у одного шкафа с патронами образовалась свалка. (Солоух.) 3. Приставший утром пароход уже дал свой свисток. 4. 3апряженные в сохи и бороны лошади были сытые и крупные. 5. Соскучившийся за неделю вынужденного одиночества Николай был рад посетителям. 6. Совершенно зачахшие цветы стояли на подоконнике безмолвным укором. 7. Не политые вчера цветы к вечеру совершенно пожелтели и засохли. 8. Высокая и полная она была настоящей деревенской красавицей. 9. Горевший на берегу костер был виден издалека. 10. Привлеченный веселыми голосами Макар заглянул на веранду. 11. Студенты посетили открывшуюся вчера выставку. 12. Уверенный в своей правоте Андрей мало беспокоился о деле. 13. Через сад я шел по усыпанной гравием дорожке. 14. Звучащая в тишине песня показалась мне знакомой. 15. Испуганная резким звуком кошка метнулась под крыльцо.

Примечание 2. Обособляются так называемые несогласованные определения (то есть выраженные не прилагательными или причастиями, а существительными с предлогами; например, не голубоглазый юноша , а юноша с голубыми глазами ), если они описывают уже известное лицо или предмет . Сравните:

В комнату вошла девочка в белом платье.

В комнату вошла Наташа, в белом платье.

Вероятно, объясняется это тем, что в первом случае, когда речь идет о незнакомом человеке, интересующий нас оборот как будто сливается с существительным в одно целое, в общее наименование незнакомки. Что-то вроде того, как мы в общественном месте окликаем незнакомого человека: «Девушка в плаще!» «Гражданин с портфелем!» - как-то ведь надо назвать, выделить человека из толпы, раз уж у нас отсутствует общепринятое вежливое обращение к незнакомым людям. Не кричать же в пространство: «Извините, пожалуйста!». Получается, что в этом контексте несогласованное определение – не описание, а название человека, замена имени, и отделять его запятой от существительного нельзя. Сравните:

В углу сидел незнакомый старик с белой бородой .

Дядя Митяй, с белой бородой, выглядел внушительно.

Упражнение 235. Расставьте знаки препинания.

1. Через полчаса бабушка уже в пальто и шапке выходит в переднюю. 2. Два новобранца в зеленых мундирах стояли навытяжку у дверей. 3. В дверях неожиданно появился какой-то господин с сердитым лицом. 4. В это самое время Алена с дорожной сумкой в руках вышла из подъезда. 5. В толпе я заметил красивую девушку в голубом нарядном платье. 6. Елена в новом голубом платье вошла в комнату. 7. У окна сидел старик с густой черной бородой. 8. Петя в своем новом школьном костюме был предметом всеобщего внимания. 9. Особенно выделялся пассажир в сером плаще. 10. На дороге я заметил пожилую женщину в стареньком пальто. 11. В кабинет начальника вбежала молодая женщина в белом плаще. 12. Аркадий в светлой сорочке полулежал на диване. 13. В комнате он застал смуглую девушку с грустными глазами. 14. Наташа со своими черными блестящими глазами в коротеньком детском платье была особенно счастлива и хороша в этот вечер. (Л.Т.) 15. Больше всех возмущался какой-то гражданин в кожаном пальто и дорогих ботинках.

Примечание 3. Не обособляются определения, относящиеся к неопределенным и определительным местоимениям ЧТО-ТО, КТО-ТО, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ВЕСЬ, ЛЮБОЙ, НЕЧТО, НЕКТО.

На столе лежало что-то завернутое в бумагу .

Вероятно, только вместе с определениями такие «расплывчатые» слова приобретают некую конкретность. Отсутствием запятых при определениях мы это как будто подчеркиваем.

Все пришедшие в этот день в школу были радостно возбужден

Примечание 4. Всегда обособляются определения, выраженные прилагательными в сравнительной степени :

Дверь открыла её подруга, почти вдвое старше меня .

Соседский дом, втрое больше нашего , казался настоящим дворцом .

Примечание 5. Обособляются определения, если они отделены от определяемого слова другими словами:

Не политые вечером, на грядках укоризненно шелестели листьями парниковые помидоры .

Такого рода предложения, конечно, редко попадаются: обычно мы всё-таки стараемся присоединить определение непосредственно к существительному или местоимению. Но ради полноты картины включаем и это лингвистическое наблюдение.

Упражнение 236. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Потрясенный случившимся Саша долго не мог прийти в себя. 2. Гонимые ветром вдоль по дороге летели пыльные столбы. (Л.Т.) 3. Луна красная и широкая уже встала на небосклоне. 4. Погруженный в свои раздумья Семенов ничего не отвечал на этот вопрос. 5. Проводники вагона озабоченные и встревоженные то и дело пробегали по коридору. 6. Пыль поднимаемая нашими ногами стояла в воздухе. 7. На столе лежало что-то завернутое в газету. 8. Мне нужно познакомиться с кем-то знающим эту специальность. 9. Погруженный в глубокую задумчивость я сидел неподвижно. 10. В лугах поросших буйной растительностью водилось множество птиц. 11. Роман созданный молодым автором вызвал оживленные споры. 12. Откуда-то доносились звуки похожие на плач ребенка. 13. Её движения мягкие и грациозные радовали глаз. 14. В снежных просторах обманывающих неопытный глаз трудно определить расстояние. 15. Солнце село, и на небе замерли легкие облака розовые от заката.

Упражнение 237. Расставьте знаки препинания.

1. Несколько дымков розоватых и желтоватых стояло над городом. 2. Из-за угла выехало что-то напоминающее телегу. 3. Всю ночь лил дождь косой и мелкий. 4. Не запертая с вечера калитка гостеприимно распахнулась. 5. Захваченный врасплох я промолчал. 6. Я увидел группу скал похожих на оленей и залюбовался. (Л.) 7. Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. 8. Весь простор густо залитый мраком ночи находился в бешеном движении. 9. Между тем морозы хотя и очень легкие подсушили и окрасили все листья. 10. Дорога огибающая голые скалы вьется по глубокой ложбине. 11. Горный поток стремительный и бурный то подмывает дорогу то теряется в глубоком каменном русле. 12. Довольный плохим каламбуром он развеселился. 13. Звенящие на ветру стебли трав совершенно высохшие покрывают дикую степь. 14. Тревога смутная и неясная все более охватывала Ваську. 15. Покрытые инеем окна сверкали на солнце. 16. Бледный он поднялся с места.

Упражнение 238. Расставьте знаки препинания.

1. Одаренный необычайной силой он работал за четверых. (Т.) 2. Совершенно успокоенный я отправился на встречу. 3. Была ранняя весна сухая и серая. 4. Ее подруга почти вдвое старше ее отказалась со мной разговаривать. 5. Вскоре он притащил другой шест втрое короче. 6. Людмила в блестящей яркой кофточке и короткой юбке шла ему навстречу. 7. Отец в длинном пиджаке с черными пуговицами стоял посреди комнаты. 8. Кругом расстилаются поля покрытые снегом. 9. Измученная долгой дорогой она молчала. 10. У окна белело что-то большое и бесформенное. 11. Изумленный до глубины души, Олег не находил слов. 12. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие телеги. 13. Павел наделенный незаурядным чувством юмора к тому же прекрасно разбирался в людях. 14. Его вид горделивый и несколько даже надменный раздосадовал меня. 15. Другой берег плоский и песчаный густо покрыт тесной кучей хижин.

Упражнение 239. Расставьте знаки препинания.

1. Девочки заметили, что Володя всегда веселый и разговорчивый на этот раз говорил мало и вовсе не улыбался. 2. Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом. 3. Старичок сидевший впереди него в правом ряду кресел старательно вытирал свою лысину. 4. Возле него стояла высокая тонкая англичанка с большим птичьим носом похожим скорее на крючок чем на нос. 5. Володя семнадцатилетний юноша с болезненным и робким лицом сидел в беседке. 6. Оленька дочь отставного коллежского асессора Племянникова сидела у себя во дворе на крылечке. 7. В больничном дворе стоит небольшой флигель окруженный целым лесом репейника. 8. Особых примет могущих послужить какими-либо указаниями найдено не было. 9. А приказчик Николай Тихонович стройный брюнет завитой одетый по моде с большой булавкой на галстуке уже расчистил место на прилавке. 10. Николашка молодой парень с длинным рябым носом и впалой грудью вошел в комнату. 11. Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза полные слез. 12. Куницын не знавший языков мотнул головой. 13. Вся семья Королева с часу на час поджидавшая своего Володю бросилась к дверям. 14. А чиновник занятый своими мыслями встал и пошел зачем-то к шкапу. 15. Где-то внизу застучала наполовину сорвавшаяся дверь.

(Из произведений А.П. Чехова)

Упражнение 240. Расставьте знаки препинания.

1. Летом он купил другую машину втрое дороже прежней. 2. Два часовых в железных касках стояли с карабинами на плече возле сходней. (Бун.) 3. Вдруг откуда-то появился перед нами яростно запыхавшийся господин в бобровой шапке в длинном пальто с бобровым воротником. (Бун.) 4. Второй мальчик постарше и повыше ростом стоял рядом. 5. Между тем показался третий овраг шире и глубже прежних. 6. Маленький островок не шире десяти метров делил реку в два протока. 7. Дед в бабушкиной кацавейке в старом картузе без козырька щурится чему-то улыбается. (М.Г.) 8. Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и красива. 9. Вошла нарядная дама в бальном платье. 10. Анна в светло-зеленом костюме стояла у окна и не обернулась, когда мы вошли. 11. Рядом со мной оказался паренёк в клетчатой ковбойке. 12. Коля в своей новой курточке с золотыми пуговицами был героем дня. 13. Отец черный от пыли с налитыми кровью глазами приехал только к вечеру. 14. Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома. 15. В толпе я разглядел ту самую девушку с жёлтой сумкой.

Упражнение 241. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Из стены вышел оборванный выпачканный в глине мрачный человек в хитоне в самодельных сандалиях чернобородый. (Булг.) 2. Андрей в своем новом черном костюме и недавно купленном галстуке казался совсем взрослым. 3. На краю шоссе мы заметили одинокую стройную девушку в светлом платье. 4. Лера со своими светлыми волосами и добрыми веселыми глазами всегда казалась такой милой, домашней, уютной. 5. Это была женщина небольшого роста стройная худая с бледным лицом и густыми черными волосами. 6. В небе густо-синем почти чёрном плавала золотая луна. 7. В его глазах всегда было что-то тревожное и беспокойное. 8. Пораженный страхом я пошел за ней. 9. В шуме родной реки есть что-то схожее с колыбельной песнью. (Л.) 10. Все пришедшие на собрание согласились с этим. 11. Разговор его свободный и любезный вскоре рассеял мою застенчивость. (П.) 12. Лошадь Муромского не бывшего никогда на охоте испугалась и понесла. (П.) 13. Муромский провозгласивший себя отличным наездником дал ей волю и внутренно доволен был случаем избавляющим его от неприятного собеседника. (П.) 14. Софья Павловна Тальман улыбающаяся напудренная и подкрашенная похожая на большую нарядную куклу сидела на диване с двумя сестрами подпоручика Михина. (Купр.) 15. Взвод стоял на обочине асфальтированного шоссе обставленного двумя рядами справных деревянных изб. (Солоух.)

Упражнение 242. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Я жил возле большого пруда сделанного людьми посреди сухой, знойной воронежской степи. (Солоух.) 2. Рядом с прудом стояла ветряная мельница крохотная с наперсток величиной. (Солоух.) 3. Обильно перемешанная с избитой, измочаленной соломой обнажившаяся и вымокшая окончательно лежала вокруг меня земля. (Солоух.) 4. Иван испустил страшный боевой вопль слышный, к общему соблазну, даже на бульваре и начал защищаться. (Булг.) 5. Увлеченные игрой они ничего не слышали. 6. Удивленный и обрадованный я открыл ей дверь. 7. Подавленный тоской он бессильно брел по улице. 8. Уставшая за день Валя крепко заснула. 9. Мы вошли в рощу влажную от дождя. 10. Мне нравится его спокойствие и ровная речь простая и ясная. 11. А вот и крик петуха возвестивший начало нового дня послышался на краю деревни. 12. Дети бодрые и отдохнувшие отправились в путь. 13. Младшая сестра Женя, пока говорили о земстве, молчала. (Ч.) 14. Петр Васильевич её отец часто уезжал в командировки. 15. Мы маленькие люди на обществе прореха. (В.В.)

Упражнение 1.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?

1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.

Упражнение 2

Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.

Упражнение 3.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.

1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки. 10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.

Упражнение 4.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.

1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

Обособленные определения и приложения

Обособленные обстоятельства

Согласованные определения (прилагательное, причастие)

Несогласованные определения (существительное с предлогом)

(при изменении главное, зависимое слово не изменяется)

Обособленные приложения.

Отвечает на вопросы КТО ТАКОЙ, ЧТО ТАКОЕ? (выражено существительным)

(при изменении изменяется вместе с главным словом)

Выраженные деепричастием

Выраженные существительным с предлогами

1. Относится к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не ссорились.

2. Находятся после определяемого слова

Ягоды , собранные детьми , были вкусны.

3. Находятся перед определяемым словом и имеют значение причинности (будучи)

Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули.

1.Оносится к имени собственному Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди.

2.Относится к личному местоимению

Она, в длинном нарядном платье, вышла к гостям.

1. Относится к личному местоимению

Я , как истинный друг , не мог бросить его.

2.Находятся после определяемого слова

Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд.

3.Относится к нарицательному существительному и уточняет его (можно заменить словами А ИМЕННО)

Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать.

4.Однословные приложения присоединяются к существительному посредством дефиса.

Проводить Алексей пришли несколько соседей -рыбаков.

1.Независимо от места нахождения.

Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы.

Бежал ручей, сверкая и журча.

2.Не обособляется деепричастие в роли наречия

Он читал лежа.

3. Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом.

Он бежал сломя голову.

ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО

Несмотря на предупреждение , они все-таки отправились в горы.

Благодаря нашим усилиям , мы получили первый приз.

Обособленные дополнения – это дополнения, которые выделены интонационно и пунктуационно. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Обособленные дополнения выражаются:

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением .

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Читаем внимательно все предложения.
  2. Анализируем постановку знаков препинания.
  3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.
  4. Определяем характер осложнения в предложении

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением.

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.