Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Современный образ жизни человека. Образ жизни и особенности поведения Праздный стиль жизни

англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц.-полит. и культ.), типичные для конкретно-истор. соц.-экон. отношений. См. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 1960-х, активно использовался на протяжении 1970-х - начала 1980-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 1980-х. Использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 1970-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и тому подобные О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 1980-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего это касается выявления уровня, на котором онтологически представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.".

Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического.

Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О.Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами.

Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сферном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются невыясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества.

Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 1980-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с "исходной установкой" у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

Отличное определение

Неполное определение ↓

К понятию образа жизни принято относить, в первую очередь, «культуру потребления» человеком всевозможных социальных благ и организацию порядков этих потреблений, которые, естественно, будут существенно разниться как у представителей различных обществ, народов, так и у различных социальных страт.

Обычно в это понятие не вводят специализированную деятельность человека (его трудовую и производственную практику), однако влияние её характера на основные параметры образа жизни – весьма значительно и существенно.

Основные составляющие образа жизни

Культурологи отмечают несколько главных составляющих данного понятия, в которые включены параметры:

  • жизненного уклада, т.е. его организационно-регулятивный элемент
  • уровня жизни, т.е. составляющая характеристики объемов и качества этих потребляемых благ
  • стиля жизни, т.е. его социальный и эстетический элемент

В эту систему отчасти входят компоненты, относящиеся и к практике материально-производящей деятельности, а именно к:

  • средствам самого жизнеобеспечения человека или домашнего хозяйства
  • обустройству пространств его жилья
  • обеспечению повседневными предметами – продукты, обиход, одежда, здоровье и проч.

Еще одной важнейшей составляющей в понятии «образ жизни» признана рекреация человека, подразумевающая мероприятия:

  • Восстановления человека (энергозатраты)
  • Снятия или элиминации психологических и психических перегрузок и напряжений
  • Общего оздоровления и проч.

Эта составляющая реализуется во множественных формах как самого отдыха, так и питания, лечения и досуговой практики (в том числе и в игровых формах – интеллектуальных и физических) и т.п. Можно отменить, что именно этот элемент и его смысл для человека активно педалируется во всех общеупотребительных значениях этого понятия. Когда мы говорим по этой тематике, то неизбежно всплывает именно такая формулировка и понимание – здоровый образ жизни.

Меж тем данное понятие подразумевает также и различные процессы жизни человека:

  • саморазвития (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое и т.д.)
  • общения или коммуницирования
  • интимной жизни
  • организации социальных (обыденных и специализированных) отношений
  • религиозной практики
  • заботы и обустройства собственного имиджа, воспитания детей и т.д.

Формирование образа жизни и механизмы его регуляции

Образ жизни принадлежит к высоконормативной сфере жизнедеятельности человека, т.е. области, в которой весьма существенны значения этнических, культурных традиций соответствующей общности или народа, а в наибольшей части – нормы его социальной страты! (Интересно, что для некоторых культурных черт различных страт такие нормы могут объединяться интернациональным характером).

Факторы, которые можно отнести к очевидно влияющим на формирование образа жизни выражены в параметрах социально-профессиональной принадлежности и сословного положения человека, т.е. в вопросах происхождения, образования и воспитания, возможно и вероисповедания, пола, а также составляющие, относящиеся к:

  • Сфере занятости
  • Размеру оплаты и достатка
  • Профилю интересов – социальных, интеллектуальных и проч.
  • Формам престижного потребления
  • Стилю жизнедеятельности
  • Нормам поведения (в том числе религиозным, социальным)

Образом жизни человек реализует бо льшую часть своих ценностных ориентаций, норм усвоенной морали, этикета, социальных и мировоззренческих стандартов.

К регуляторам этого стандарта причисляют механизмы действия:

  • Традиций,
  • Норм адекватности (социальной),
  • Критериев престижности или статусности.

Все вышеизложенное обуславливает, прежде всего, существенную устойчивость его основных параметров и традиционный характер их воспроизводства. Однако это явление эксперты не считают полностью «неподвижным» или статичным. Оно формируется на базе реальной исторической практики человека в сферах:

  • Общежития данной общности
  • Удовлетворения основных интересов как группы, так и личных
  • Реализации потребностей — как группы, так и личных

которая осуществляется в более-менее общих и типичных условиях жизнедеятельности конкретной группы.

Отмечено, что именно при изменениях данных условий соответственно изменяются и параметры имеющегося образа жизни.

Наша презентация темы:


Поэтому для этого явления в принципе характерна высокая пластичность и адаптивность его элементов. Имеется в виду, разумеется, не простая изменяемость всей структуры и его ценностной, нормативной архитектуры.

В виду этого образ жизни является одной из самых «медленно» изменяющихся характеристик той или иной культуры, а его «признаки» или черты справедливо считают константными «маркерами» как для самоидентификации людей, так и для их внешних проявлений и выражений консолидации различных социальных сред.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Образ жизни - это прежде всего способ жизнедеятельности людей. В различных обществах по своей социальной сущности он неодинаков. В его понятие входит конкретный способ жизнедеятельности людей, включающий в себя всю сложную систему взаимоотношений между ними как в производственном процессе, так в социальной и культурной сферах. Одновременно он есть выражение всех общественных норм поведения, опирающихся на определённые правила, обычаи, национальные привычки, отражающие материальные и духовные потребности людей.

Образ жизни - понятие объёмное и многомерное. Образ жизни - что это такое? Это и повседневный труд, и общественная деятельность каждого из нас. Но это - и быт, и сфера досуга, разнообразные формы отдыха и развлечений. Вместе с тем образ жизни характеризуется и складом мышления того или иного человека, кругом его общения, поведением дома или в обществе.

Первостепенное значение в образе жизни людей имеет способ производства материальных благ и их распределение. Именно эти два кита прежде всего определяют основную сущность образа жизни людей, их «манеры жизни».

Образ жизни людей, таким образом, отражает прежде всего степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей, формы общения между ними с учётом социальных особенностей общества. Социальный строй общества определяет условия труда, быта и культуры и в целом их образ жизни.

Среди всех этих особенностей образа жизни особое значение имеет уровень жизни, от которого зависит благосостояние людей. Уровень жизни - это не только величина зарплаты, реальный доход на душу населения, позволяющие в определённой степени потреблять какое-то количество продуктов питания и промышленных товаров, но вместе с тем это и степень доступности образования, здравоохранения, физкультуры и спорта и других культурных ценностей при благоприятных условиях труда и обеспеченности нормальным жильём.

Соблюдая здоровый образ жизни в течение всей своей жизни, человек остаётся полезным для общества, так как весь опыт, накопленный человечеством, передаётся все новым и новым поколениям.

После второй мировой войны была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Коллективным умом учёных многих стран в уставе ВОЗ было сформулировано понятие о здоровье. Оно гласит: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В данное определение правильно введено понятие «социального благополучия», без которого действительно невозможно создать условия для сохранения здоровья всех людей общества. Это убедительно доказано историей развития здравоохранения, которое создало максимальные возможности для оказания медицинской помощи населению.

Все это свидетельствует о том, что наступило время, когда природно-биологические и социальные проблемы, связанные с сохранением здоровья народа, слились в диалектическое единство, которое и обеспечивает разрешение проблемы всестороннего развития каждого человека.

Принято считать, что благосостояние людей прямо пропорционально связано с нравственным совершенствованием личности, с его духовным здоровьем. Правда этого положения заключается в том, что лучшее благосостояние человека действительно создаёт большие возможности для его всестороннего развития. Однако не всегда большая доступность материальных благ гарантирует рациональное использование их во имя здорового образа жизни.

А одна из главных ценностей, которыми располагает человек, это - свободное время. В распоряжении каждого работающего человека ежегодно 1100 - 1500 часов. Из этого количества 1/6 составляет очередной отпуск, 1/3 - свободное время после рабочего дня, 1/2 - выходные в конце недели.

Труд и отдых неразрывно связаны в едином процессе жизнедеятельности человека, и регулярный и систематический труд требует такого же регулярного и систематического отдыха. Выдающийся русский физиолог академик Н.Е. Введенский ещё в конце 19 века образно сказал, что человек устаёт и изнемогает не от того, что много работает, а потому, что не умеет отдыхать.

Факты свидетельствуют, что и в наши дни не все ещё научились правильно использовать свободное время, разумно и с пользой отдыхать. А учиться этому искусству необходимо. Ибо полноценный отдых - это высокая производительность труда, хорошее настроение, ибо личное время людей - не только их личное дело, ибо крепкое здоровье каждого труженика - это достояние, ибо в здоровье - истинная красота человека.

Образ жизни — это повседневное поведение человека, обусловлена ​​прежде всего ее воспитанием, традициями народа, к которому она принадлежит, и семьи. Это также и культура питания, особенности быта, профессия, использование свободного времени и т. На образ жизни человека еще влияют условия, в которых она живет, ее характер, образование.

То, как человек ведет себя, влияет на ее физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Например, многие ведут малоподвижный образ жизни. Они преимущественно ездят в автомобилях, в городском транспорте, большую часть дня сидят за столом, а вечером — перед телевизором или компьютером. Все это, несомненно, подрывает здоровье и физическое благополучие организма.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.

Запомните

Здоровый образ жизни — это все в человеческой жизнедеятельности, способствует формированию, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья и обеспечивает человеку успешный жизненный путь.

К примеру, вы хорошо знаете об огромной пользе физических упражнений, которые помогают организму поддерживать хорошую форму, как правильно отдыхать, чтобы не болеть и иметь возможность справиться с нервными нагрузками и стрессами. Физические упражнения помогают избавиться от лишнего массы тела и продлить жизнь — ведь гораздо лучше, когда жизнь приносит радость, чем муки и боль.

Вспомните все, что вы учили на уроках по основам здоровья в 6-м классе, и вы легко сформулируете составляющие здорового образа жизни. Это, в частности:

  • закаливание;
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных привычек;
  • положительные эмоции.

Итак, здоровый образ жизни направляет деятельность человека на формирование, сохранение и укрепление его здоровья (2).