Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Современная система растений и животных отображение макроэволюции. Система растений и животных — отображение эволюции. Просмотр содержимого презентации «Как отыскать здесь нужную информацию»

Урок 2. Система растений и животных – отображение эволюции.

Цель урока: формирование знаний о современной системе органического мира.

Задачи:

1) образовательные: формирование знаний о современной системе органического мира как отображение эволюции органического мира;

2) развивающие: развивать у учащихся умение выделять главное, обобщать пройденное, логически излагать свои мысли, сравнивать, делать выводы;

3) воспитательные: формирование у учащихся научного мировоззрения об эволюции органического мира.

Оборудование : таблицы по общей биологии, портрет К. Линнея.

План урока:

  1. Что такое систематика и классификация.
  2. Современная система живой природы; принципы классификации.
  3. Заслуги К. Линнея в развитие систематики.
  4. Систематические категории растений и животных.

Структура и ход урока:

  1. Обобщающая схема «Доказательства эволюции».

Доказательства эволюции



Эмбриологические доказательства:

1) Закон Бэра

2) Закон Геккеля – Мюллера

Сравнительно-анатомические доказательства:

Ø Гомологи

Ø Аналоги

Ø Атавизмы

Ø Рудименты

Ø Живые переходные формы (ехидна, утконос)

Палеонтологические доказательства :

Переходные формы (иностранцевий, археоптерикс, ихтиостег)


2. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов.

Классификация – это распределение организмов в родственные группы.

Многие ученые пытались заниматься классификацией. Но их попытки не увенчались успехом, так как натуралисты отражали порядок, установленный Творцом, а не родство видов.

3. Рассмотрим современную систему живой природы и основные признаки 4-х царств.

КлеточныеНеклеточные (вирусы)

Надцарство

Покариоты:Эукариоты:

Царство Бактерии

Царство Растения

Царство Животные

Царство Грибы

Особенности

Бактерии

  1. нет ядра
  2. нет никаких органоидов, кроме рибосом
  3. очень простое строение

Растения

  1. в клетках есть ядро, пластиды
  2. в хлоропластах происходит фотосинтез
  3. по типу питания – автотрофы
  4. в оболочке клеток есть клеточная стенка из целлюлозы
  5. у высших растений есть вегетативные органы
  6. размножаются спорами, семенами, вегетативно
  7. прикрепленный образ жизни
  8. растут всю жизнь
  9. много тканей (проводящая, механическая и т.д.)

Животные

  1. ограниченный рост
  2. подвижность
  3. в клетках накапливается гликоген или хитин
  4. по типу питания – гетеротрофы
  5. размножаются половым и бесполым путем
  6. выделяют только 4 ткани (мышечная, нервная, соединительная, эпителиальная)

Как у растений:

  1. прикрепленный образ жизни
  2. растут всю жизнь
  3. размножаются спорами

как у животных:

в клетках накапливается гликоген или хитин

4. Большой вклад в развитие систематики внес ученый Карл Линней. Его заслуги:

Ø ввел 1 тыс. ботанических терминов (пестик, тычинка, чашечка и др.)

Ø использовал систематические категории (род, вид, класс и др.)

Ø ввел двойное название вида на латинском языке

Ø в своем труде «философия ботаники» раскрыл принципы классификации растений по количеству частей цветка.

Но его система была искусственной, так как не отражала принципы родства между группами и строилась на немногих произвольно взятых признаках.

Таксоны – это систематические категории, используемые для классификации.

Таксоны растений

Таксоны животных

Макроэволюция:

Происходит в единицах выше рода

Завершается образованием надвидовых единиц

Происходит в грандиозно историческое время

Не доступна наблюдению

Семейство

Есть доказательства в пользу эволюции

Семейство

Эмбриологические и т.д.

Микроэволюция :

Завершается образованием вида

Происходит внутри вида

Доступна наблюдению

Происходит в короткое время.

Вид – это наименьшая единица классификации.

Вид – это реально существующая в природе единица, которая изменяется во времени.

Здесь учитывается принцип иерархии – соподчинения единиц низшего ранга высшим. Категории представляют собой группы из одной или нескольких таксономических единиц низшего ранга. Роды, семейства, отряды, классы, типы представляют собой ветви «древа жизни». Происхождение многообразия органического мира отображается в виде разветвленного дерева, на котором каждый пучок представляет собой группу видов, возникших от исходной формы. То есть соблюдаются принципы монофилии и дивергенции .

Вывод : все многообразие видов органического мира возникло от исходного предка в результате дивергенции признаков, благодаря движущим силам: естественный отбор, борьба за существование. Материалом эволюции является наследственная изменчивость.

«Влияние животных» - Фелинотерапия - терапевтическое воздействие кошек. Виды терапии. Также используется и термин “деятельность с участием животных”. Виды. Сейчас появились такие центры и в России в большинстве крупных городов. Кошки скрашивают одиночество, успокаивают, снижают артериальное давление. История анималотерапии.

«Изучение животных» - Эксперимент Моделирование Гипотеза и теория. Зоология (по классификационному критерию). Греческий ученый Аристотель (IVв. Систематика животных. Методы изучения. Различия животных и растений. Сходство и различия животных и растений. Основные таксоны: Вид Род Семейство Отряд Класс Тип Подтип Царство.

«Воздействие человека на животных» - Браконьерство в Крымском заповеднике На Алтае На Ангаре. Вырубка лесов. Соболя. Воздействие человека на животных. Промысел -. Прямое воздействие человека. Косвенное воздействие. Прокладка автомобильных и железнодорожных магистралей и трубопроводов. Косвенное воздействие – изменение среды и места обитания.

«Животные Казахстана» - Стоит людям построить новый. город, воробьи тут как тут. В толковом словаре Даля для удода указаны 2 синонима - пустушка и потатуйка. Орёл. Удод - (Галанский петушок). Знаете ли вы, что есть воробей, который живет в глубоких норах? По данным Всемирного союза охраны природы, довольно многочисленный вид.

«Растительный и животный мир» - Разнообразие растительного мира. Факторы, влияющие на растительность. Птицы. Растительноядные животные. Найдите на карте растительности территории, занятые пустынями, тундрами, лесами и степями. Пустыни. Хищники Тундры. Содержание. Животные степей. Степи Леса. Климат Грунтовые воды Почва Деятельность человека Рельеф(высотная поясность).

«Животный мир России» - Пищевые цепи: соболь, кедр, лось, белка, рысь. Недостаток укрытий; Быстрый бег; Норы; Стада; Запас пищи на зиму. Лось. Животный мир: Белка. Экономное расходование воды; Спячка летом; Норы. Животный мир России. Ярусное распределение; Лазание по деревьям; Спячка; Линька; Гнезда; Норы. Лесная зона. Кедр.

Всего в теме 22 презентации

  1. систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования, объяснять причины и результаты эволюции;

Оборудование:


«задания»

Запишите термин:

ФИ ___________________

Вариант 1.

    Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений, путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами.

    Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

    Как называют приспособление, которое позволяет животным оказываться менее заметными в окружающей среде? _______________

    Сходство беззащитного или съедобного вида с одним или несколькими неродственными ему видами, хорошо защищенными и обладающие предостерегающей окраской.

    Означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень. Приведите пример данного направления эволюции из ботаники и зоологии.

    Дивергенция - __________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Вариант 2.

ФИ ___________________

    Происходящие в природе процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других (Ч. Дарвин).

    Перечислите основные формы борьбы за существование. ____________________________________ _____________________________________________________________________,

    Как называется окраска, которая предупреждает хищника о бесполезности и даже опасности нападения? ______________________________

    Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

    …_______________ - приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации животных и растений. Приведите пример данного направления эволюции из ботаники и зоологии.

    Конвергенция - __________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Например, _____________________________________________

Современная систематика.

Капуста белокочанная

Пырей ползучий

Смородина черная

Лилия кудреватая

Семейство

Современная систематика.

Индийский слон

Медведь белый

Лилия кудреватая

Семейство

Современная систематика.

Современная систематика.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема: Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Цель: формирование представлений о современной системе растений и животных, как отображении макроэволюции.

    систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования, объяснять причины и результаты эволюции;

    развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий;

    воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Основные понятия темы: на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды

Ход урока:

  1. Проверка ранее полученных ЗУН.

Биологический диктант на знание терминов:

Вариант 1.

Вариант 2

    Искусственный отбор

    Борьба за существование.

    Покровительственная окраска.

    Мимикрия

    Ароморфоз.

    Процесс расхождения признаков, возникших от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания.

    Естественный отбор

    Межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями.

    Предупреждающая окраска.

    Идиоадаптация.

    Процесс сходства признаков в строении тех органов, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды обитания

    Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

Кем разработаны основы современной классификации ор­ганизмов?

Перечислите систематические группы животных и расте­ний, известных вам из курса зоологии, ботаники.

2. Систематические группы.

Данные систематики используют для доказательства эволю­ции, так как они устанавливают родство между таксонами.

В современной систематике организмы распределяются по ряду систематических категорий: вид, род, семейство, отряд (порядок для растений), класс, тип (отдел для растений) и др.

Каждая высшая систематическая категория, начиная от рода, объединяет группы, стоящие по рангу ниже и имеющие общего предка. Род объединяет виды, произошедшие от одного предка и оказавшиеся в результате борьбы за существование и естествен­ного отбора способными существовать и успешно размножаться в различных географических и экологических условиях.

Признаки (критерии), на основании которых близкие виды объединяются в роды, хорошо видны на примере дарвиновских вьюрков. На Галапагосских островах вьюрки представлены тре­мя родами: земляные, древесные и славковые. Земляные вьюрки гнездятся в засушливой зоне и кормятся большей частью на от­крытых местах, древесные гнездятся в засушливой зоне и пита­ются на деревьях; славковые занимают разные местообитания.

Главный признак, по которому различают виды вьюрков, -строение клюва, тесно связанное с особенностями питания. На цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у кото­рого длинный клюв и расщепленный язык. У большого земляно­го вьюрка толстый, массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Дятловый, древесный, вьюрок получил свое название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая ее в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое выдолбил. Все виды дарвиновских вьюрков не скрещиваются; некоторые виды образуют подвиды - - значит, ви­дообразование продолжается. Все виды вьюрков произошли от одного исходного вида.

3. Принципы современной классификации.

Основы научной систематики заложил еще в XVIIIв. К. Лин­ней. Принципы классификации Линнея действуют и ныне.

В любом видовом названии присутствует имя рода. Род объ­единяет наиболее близкие виды организмов. Выделяют, напри­мер, такие роды, как кошки, лошади, дубы и т. д. Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, кото­рыми описывались характерные видовые признаки. Например, дуб красный назывался «дуб с листьями, имеющими глубокие прорези, оканчивающимися волосоподобными зубчиками». Позднее, после работ Линнея, укоренилось двойное, или бино­минальное, название видов. Первое слово представляет собой имя рода, второе название вида. Например, Дуб красный. Со­бака домашняя.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими, так и с уже вымершими. Каждая таксономическая категория соответствует группе орга­низмов, которые имеют общего предка. Такая система класси­фикации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной. Естественные классификации по­зволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от их положения в системе.

Взаимоотношения между основными группами современных организмов, сложившиеся в процессе эволюции, представляют собой подобие ветвей могучего дерева. Родословное древо в це­лом и его ветвление отчетливо выявляют общий характер мак­роэволюции: развитие живых существ от менее сложных к более сложным, дивергентный и приспособительный характер эво­люции

    Закрепление полученных знаний.

1. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Капуста белокочанная

Пырей ползучий

Смородина черная

Лилия кудреватая

Семейство

Возможные варианты ответов: крестоцветные, капуста, лилия, двудольные, однодольные, растения, покрытосемянные, розоцветные, бобовые, розоцветные, лилейные, злаки, пырей, смородина.

2. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Индийский слон

Медведь белый

Лилия кудреватая

Семейство

Возможные варианты ответов: хордовые, зайцы, слоновые, утки, медвежьи, слоны, медведи, хоботные, утиные, млекопитающие, зайцеобразные, утки, животные, хищные, зайцевые, гусеобразные.

I. Выпишите номера утверждений. Знаком “+” пометьте правильный ответ, “-” неправильный ответ

1. Систематика – раздел биологии, классифицирующий живые организмы.

2. Вид – основная единица в системе организмов.

3. Одуванчик – название вида растения.

5. Смородина черная – название рода растений.

6. Отряд- самая маленькая систематическая единица у животных.

7. К хордовым относятся и птицы и млекопитающие.

8.Двойное название организма указывает на видовые признаки

II. Выберите правильный ответ.

А) вид Б) род В) семейство Г) класс

2. В каком случае указано название отдела растений?

3. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – отдел – класс – царство – семейство

Б) род – семейство – вид – отдел – царство – класс

В) царство – отдел – класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род –класс – царство – отдел

4. В каком случае указано название типа животных?

А) млекопитающие; Б) хордовые; В) птицы; Г) животные

5. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – семейство – отряд- класс –тип - царство

Б) род – семейство – вид – тип - царство – класс

В) царство – тип– класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род – класс – царство – отряд

    Обобщение.

Обсуждение итогов самостоятельной работы и формулирование выводов.

    Современный органический мир – результат длительного необратимого исторического развития, движущей силой которого является естественный отбор.

    Именно естественный отбор – причина существования разных уровней организации жизни, многообразия видов и их приспособленности к условиям среды.

    Макро- и микроэволюция – единый процесс, происходящий во времени.

    Современная система растении и животных – отображение макроэволюции.

Повторить стр.8-11 учебника

    Итог урока.

Просмотр содержимого презентации
«Как отыскать здесь нужную информацию»




  • – распределение живых организмов по группам на основе их морфо-физиологического сходства и родства.
  • Систематика – наука занимающаяся классификацией живых организмов.

  • семейство
  • отряд (порядок для растений)
  • класс
  • тип (отдел для растений)
  • царство
  • империя



  • Царство – (растения, животные, грибы,
  • дробянки, вирусы)
  • Тип (у животных) Отдел (у растений)
  • Тип Хордовые
  • Класс: Млекопитающие
  • Отряд: Хищные
  • Семейство: Кошачьи
  • Род: Тигры
  • Вид: Тигр уссурийский

Система растений и животных - отображение эволюции


1. Кем разработаны основы современной классификации организмов?
2. Перечислите систематические группы животных и растений, известных вам из курса зоологии и ботаники.

Данные систематики используют для доказательства эволюции, так как они устанавливают родство между таксонами.

Систематические группы.

В современной системе классификации организмы распределяют по ряду систематических категорий: вид, род, семейство, отряд (порядок для растений), класс, тип (отдел для растений) и др.

Виды формируют роды, роды – семейства, семейства – отряды и т.п. Каждая последующая категория отражает сходство все более и более общих характеристик входящих в нее организмов. К общим свойствам животных, входящих в класс млекопитающих, относятся следующие: все они являются позвоночными, характеризуются относительным постоянством температуры тела и имеют молочные железы для вскармливания детенышей. К отряду хищников причисляют зверей, питающихся животной пищей и имеющих для этого специальные приспособления (клыки, когти и другие). По внешнему виду и образу жизни хищные подразделяются на семейства: собаки, медведи, куньи и др. Сходные группы внутри семейства формируют роды, которые состоят из отдельных видов.

На Галапагосских островах, например, вьюрки представлены тремя родами: земляные, древесные и славковые. Земляные вьюрки гнездятся в засушливой зоне и кормятся на открытых местах; древесные - гнездятся в засушливой зоне и кормятся на деревьях; славковые - занимают разные местообитания. Главный признак, по которому различают виды вьюрков, - строение клюва (рис. 88); им определяется экологическая специализация вида. Так, на цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у которого длинный клюв и расщепленный язык. У большого земляного вьюрка толстый массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами .

Дятловый древесный вьюрок получил свое название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая ее в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое он выдолбил.

Принципы современной классификации.

Основы научной систематики заложил еще в XVIII в. К. Линней. Принципы классификации Линнея действуют и ныне.

В любом видовом названии присутствует имя рода. Род объединяет наиболее близкие виды организмов. Выделяют, например, такие роды, как кошки, лошади, дубы и др. Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, которыми описывались характерные видовые признаки. Например, дуб красный назывался «дуб с листьями, имеющими глубокие прорези, оканчивающимися золотоподобными зубчиками».

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей