Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Смысл названия и проблематика романа тургенева "отцы и дети". Смысл названия романа И. Тургенева “Отцы и дети” Каков смысл названия романа отцы и дети

Один из самых знаменитых романов И. С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий. Именно этот конфликт был продемонстрирован

На примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема – противостояние поколений: отцов и детей, которая и была заложена в смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже. Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.

Смысл заглавия

Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения – смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына. Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные

Отличия в мировоззрении. Смысл заглавия романа “Отцы и дети” заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме.

По факту, их разделяет целая пропасть – четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности. Одно поколение сохраняет свое мировоззрение, другое – приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение И. С. Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.

Идеологии в романе

Смысл заглавия романа “Отцы и дети” Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи – Кирсановых и Базаровых – и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа – нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу – Евгению Базарову. Базаров создает основной резонанс в произведении. Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Характеристика и анализ героев

Консерваторами в произведении выступают родители Базарова. Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они души не чают в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нем веры. Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам. Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.

Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова

Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей. Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца – служанке дома Кирсановых – и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах. Еще будучи убежденным нигилистом, Аркадий также влюблен в Одинцову, но впоследствии отдает предпочтение ее сестре Екатерине.

Мировоззрение “отцов”

Братья Кирсановы – Николай и Павел – сторонники либерализма. Николай Петрович – человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына. Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далек от предрассудков, имеет передовые взгляды на все, в том числе и на сельское хозяйство.

Павел Петрович Кирсанов – главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова. Евгений же смеется над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника. Различно также произнесение ими ключевого слова “принцип”. Базаров произносит его резко и отрывисто – “прынцип”, в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер – “принсип”. Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить ее имя, вызвав Базарова на дуэль. К счастью, исход ее не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.

Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение И. С. Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.

Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа “Отцы и дети”, сочинение И. С. Тургенева также знаменательно своими героями – многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.

Роман «Отцы и дети» , одно из самых лучших произведений русского писателя И.С. Тургенева, был представлен читателям еще во второй половине 19-го века. Спустя многие годы, этот роман пользуется особой популярностью в школьной программе и также читается в наше время.

Причин, которые делают это произведение таким востребованным, довольно много, а именно: описание тем природы, дружбы, любви, а также главный конфликт романа и убеждений главного героя. И.С. Тургеневу удалось не просто описать события тех времен, рассказать о конфликте, но также умело и профессионально проанализировать психологию главных героев. Писателю мастерски удалось раскрыть их внутреннюю борьбу, стремление душ и порывов.

Наиболее развернуто и в полном объеме Тургенев показал отношение старшего и младшего поколения, а именно тему «отцов» и «детей». Читая произведение, можно проследить, как автор описывает пропасть, которая разделяет эти два мира. Здесь все заключается в разных взглядах на жизнь, ценности, понятия и идеалы. Автор показывает, как два поколения по-разному воспринимают одни и те же убеждения, явления, чувства, традиции, авторитеты, определенные нормы и правила жизни. Кроме того, автор также показывает, что невзирая на все эти постоянные противоречия и противостояния между поколениями, они связаны одним целым, а именно, любовью. Это любовь отцов к детям, детей к отцам, какие бы ситуации не были, и в каком бы противостоянии они не находились бы.

У молодежи нет такового богатого опыта, она радуется жизни, стремится вперед к новым свершениям, ей не терпится узнать новое, неизведанное, и при этом молодежь торопится жить, чтобы ничего не упустить и исправить все, если это понадобится. Молодое поколение, как будто окрыленное, мчится вперед, чтобы не потерять свой шанс, который возможно дается раз в жизни, не проворонить важный момент, который может поменять все кардинально. Старшее поколение, наоборот, не спешит, живет в мире воспоминаний, наблюдает за молодыми, как они торопятся жить. Взрослые уже могут рассуждать обо всем, исходя из своего жизненного богатого опыта.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что И.С. Тургенев назвал свой роман «Отцы и дети», потому что он хотел максимально реалистично сравнить и показать все те различия, которые есть между двумя поколениями «отцов» и «детей». Писатель точно изобразил представления и переживания каждого поколения из разных сторон, а также их мысли.

Роман показывает, что невзирая на все противоречия между взрослым и младшим поколением, можно увидеть в каждом из них что-то прекрасное и чудесное.

Один из самых знаменитых романов И.С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий. Именно этот конфликт был продемонстрирован на примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема - противостояние которая и была заложена в смысл заглавия романа «Отцы и дети». Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже. Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.

Смысл заглавия

Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения - романа «Отцы и дети». Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына. Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные отличия в мировоззрении. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме. По факту, их разделяет целая пропасть - четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности. Одно поколение сохраняет своё мировоззрение, другое - приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С. Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.

Идеологии в романе

Смысл заглавия романа «Отцы и дети» Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи - Кирсановых и Базаровых - и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа - нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу - Евгению создаёт основной резонанс в произведении. Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Характеристика и анализ героев

Консерваторами в произведении выступают Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нём веры. Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам. Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.

Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова

Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей. Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца - служанке дома Кирсановых - и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах. Ещё будучи убеждённым нигилистом, Аркадий также влюблён в Одинцову, но впоследствии отдаёт предпочтение её сестре Екатерине.

Мировоззрение «отцов»

Братья Кирсановы - Николай и Павел - сторонники либерализма. Николай Петрович - человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына. Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далёк от предрассудков, имеет передовые взгляды на всё, в том числе и на сельское хозяйство.

Павел Петрович Кирсанов - главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова. Евгений же смеётся над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника.

Различно также произнесение ими ключевого слова «принцип». Базаров произносит его резко и отрывисто - «прынцип», в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер - «принсип». Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить её имя, вызвав Базарова на дуэль. К счастью, исход её не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.

Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С.Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.

Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа «Отцы и дети», сочинение И.С. Тургенева также знаменательно своими героями - многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.

Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема звучит уже в самом его названии. Можно предположить, что автор произведения стремился найти ответ на один из «вечных» вопросов.

Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. Злободневность произведения подтверждается той бурей критики, которую вызвало его появление. Так, критик А. Скабичевский в «Отечественных записках» 1868 года отметил, что главная цель романа – противопоставить философию отцов и философию детей. Д.И.Писарев в статье «Реалисты» основную мысль романа определил как ответы на вопросы к молодому поколению: "Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать". Попробуем и мы ответить на вопрос, в чем же смысл названия романа?

В центре сюжета конфликт Евгения Васильевича Базарова – представителя нового поколения, нигилиста, отрицающего красоту, искусство, чувства, эмоции и Павла Петровича Кирсанова – отставного военного, консерватора, уважающего общественные устои. Их взгляды были совершенно противоположными, они не поладили с первой же встречи, между ними возникали разногласия по каждому вопросу. Павел Петрович является ярким представителем высшего общества и, несмотря на то, что живет в деревне, сохранил привычки аристократа.

Базаров же – простой внук дьячка, сын уездного лекаря. Он энергичен и стремителен, сторонник всего нового и прогрессивного, атеист, материалист, "человек науки", очень умен, рационален, трудолюбив. Мировоззрение этих героев также абсолютно противоречиво: Евгений Базаров считал, что жить нужно исключительно разумом, отрицая чувства и эмоции, Кирсанов же придерживался либеральных взглядов на жизнь, защищал высокие идеи достоинства и прав личности, ратовал за самоуважение, честь и свободу каждого человека.

Еще одна сюжетная линия, которая раскрывает тему "отцов и детей" - противоречивые и сложные отношения Евгения Базарова со своими родителями. Старики очень любят своего сына, «души в нем не чают», но их сын не разделяет их эмоций, Родители не могут понять сына, а он достаточно холоден с матерью и отцом, относится к ним снисходительно и равнодушно, по крайней мере внешне.

На мой взгляд, И.С.Тургенев в своем романе помог читателям понять, в чем причина конфликта поколений. Стремительно врывающееся в жизнь новое, постоянные изменения легко подхватываются молодежью, но ценности и традиции, которое пытаются сохранить "отцы", нужно чтить.

сочинение рассуждение для 10 класса с цитатами

Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва

Роман "Отцы и дети" занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения - это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что "Отцы" Кирсановы и "Дети" (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.

В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.

Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении, Аркадий женился на Кате, Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.