Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Проект для доу как пчелы делают мед. Учебно-познавательный проект на тему "Мед - настоящее чудо природы!". Мед – очень деликатный продукт, поэтому если вы хотите, чтобы он долго не терял своих лучших качеств, усвойте несколько простых правил

Руководитель проекта: Халилова Гульнур Алимовна

МАУДО"Детский сад №7" города Ялуторовска

1. Введение

У нас в семье все сладкоежки, но только я люблю мед. Каждый раз, когда я набираю ложку моего любимого меда, я задумываюсь, как он появляется, не вреден ли он, могу ли я кушать его сколько хочу?

На эти вопросы я решала ответить в моей исследовательской работе о мёде.

Цель : исследовать качества и полезные свойства меда.

Задачи:

1. Узнать, как живут пчёлы и из чего получают мед;

2. Узнать, как используют мёд в кулинарии, медицине, косметологии.

3. Провести эксперимент.

4.Сделать выводы.

Методы исследования:

Чтение книг, поиск информации в Интернете;

Беседа со взрослыми;

Наблюдение, эксперимент.

Гипотезы:

  1. Предположим, что мёд – это продукт, получаемый в результате переработки нектара, собранного с цветков растений.
  2. Допустим, что мед может быть качественным и не качественным.

2. Как и из чего получают мед.

Я обсудила интересующие меня вопросы с моим опытным дедушкой – пчеловодом, поговорила с папой, поинтересовалась у мамы, почему, когда у меня болит горло, она мне дает мед с теплым молоком?

У моего дедушки, на пасеке, стоит несколько пчелиных домиков. В каждом домике живёт семья пчёл, заглянем в улей. В улье – соты, в сотах - ячейки, в ячейках мед.

Пчеловоды из ульев забирают готовый мед, откачивая мед из сот. Пчелы собирают мед с различных цветов, растений, цветущих на лугах и полях. Собранный нектар перерабатывают в мёд.

Мед различают:

по происхождению,по товарному виду,по густоте, по цвету, по запаху, по прозрачности и по вкусу.

Мёд бывает липовый, гречишный, подсолнечный и т.д.

3. Применение мёда.

Мед - эликсир здоровья и долголетия. Мед содержит в себе кальций, калий, марганец,магний, цинк, йод, медь.

Мед широко применяется в косметологии, медицине и кулинарии.

Его используют для лечения простуды кашля, гриппа, сердца, желудка.

Из меда делают косметику: крема, шампуни, бальзамы. И конечно, в кулинарии.

4. Экспериментальная часть.

Эксперимент №1. Я решила проверить, добавлены ли в мёд, купленный в магазине, вода и сахар. В настоящем меде вода отсутствует. Мед с сиропом имеет повышенную влажность - это можно проверить следующим способом. Опустите в мед кусочек хлеба, а через 8-10 минут достаньте его. В качественном меде хлеб затвердеет. Если наоборот, размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, как сахарный сироп. Купленный нами мед оказался натуральным!

Эксперимент №2 Определить, есть ли в меде крахмал, можно разбавив немного меда в небольшом количестве воды и капнуть туда 4-5 капель йода. Если раствор посинеет, значит, для изготовления этого продукта использовали крахмал. Понятно, не пчелы. Так как купленный нами в магазине мед оказался натуральным, мы намеренно добавили в мёд крахмал, капнули туда йод, и раствор посинел.

5. Заключение

Итак: гипотеза №1 подтвердилась, что мед получается в результате переработке нектара, собранного с цветков растений.

Гипотеза № 2 подтвердилась, мед может быть качественным и не качественным, но мы научились это проверять.

Чай с медом пейте и никогда не болейте!

«Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004911

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

П Р О Е К Т

На тему: «Как пчелы делают мед?»

Работу выполнил:

Шмелев Илья,

Ученик 4б класса

МБОУ СОШ №8

Проверила:

Шмелева Е.Н.,

Учитель нач.классов

Г. Кулебаки

2013 г.

I . Введение

Как возникла проблема

Мой папа пчеловод. Каждое лето мы собираем мед. Пчелы – единственные насекомые на Земле, которые производят продукт, пригодный для человека. Мне стало интересно, как же пчелы делают мед – вкусный и питательный продукт. Я захотел узнать ответ на данный вопрос. Поэтому тема моего исследования «Как пчелы делают мед?» и поставил следующую цель: как же цветочный нектар превращается в конечном итоге в мед – вкусный и питательный продукт.

Выполняя поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

1. Поразмышлять самому и изучить необходимую литературу по теме исследования (книги и сеть «ИНТЕРНЕТ»).

2. Спросить у родителей, что они думают по данному вопросу.

3. Провести опрос одноклассников, проанализировать результаты.

4. Сделать вывод о проделанной работе.

II . Основная часть

Как пчелы делают мед?

1. Собственные размышления.

Когда я стал задумываться над этим вопросом, то передо мной встала проблема: будет ли интересно другим узнать ответ на этот вопрос. Чтобы убедиться в этом я решил провести опрос своих одноклассников и задал им вопросы:

1. Любите ли вы мед?

2. Знаете ли вы, как пчелы делают мед?

Почти все ребята, кроме двух, любят мед, но как пчелы делают его, ребята по этому вопросу строят свои предположения, а точно никто не знает.

Вывод. Значит, действительно, тема моего исследования будет интересна ребятам.

2. Размышления и ответ взрослых.

Чтобы найти ответ на данный вопрос, я обратился к помощи взрослых.

Мама сказала, что пчелы делаю мед из нектара, который они собираю с растений. Папа добавил, что ротовой полости пчелы в нектар добавляется секрет слюнных желез, богатый различными ферментами, которые принимают участие в превращении цветочного нектара в мед. Переработка нектара в мед состоит из испарения излишней воды, разложения сахара на глюкозу и фруктозу, придания меду кислой реакции и запечатывания заполненных медом ячеек восковыми крышечками. И посоветовали узнать об этом точно из достоверных источников – книг или сети «Интернет».

3. Сведения из литературы и сети «Интернет».

Пчелы – единственные насекомые на Земле, которые производят продукт, пригодный для человека. Итак, источник нектара, из которого получается мед, - это медоносные растения: цветы, деревья и кустарники. Когда весной просыпаются и расцветают первые медоносы, это означает, что для пчел пришло время активной работы.

Первое, что делает пчела, это разыскивает цветы. Лётные пчелы по своим функциям подразделяются на пчел-разведчиц и пчел-сборщиц. Пчелы-разведчицы отыскивают источники нектара, набирают его, а затем летят в улей и сигнализируют пчелам-сборщицам о местонахождении и природе найденного нектара при помощи своеобразного «танца-кружения», увлекая в него все большее количество пчел. После разведчица вновь устремляется к месту сбора нектара, за нею направляются из улья сборщицы, готовые на сбор корма.

Каштан Донник

Нектар пчела собирает при помощи хоботка. Опускаясь на цветок, пчела с помощью органов вкуса, которые имеются у нее на ножках, определяет, есть в нем нектар или нет. В ротовой полости пчелы в нектар добавляется секрет слюнных желез, богатый различными ферментами, которые принимают участие в превращении цветочного нектара в мед.

Пчелы, принесшие нектар в улей, сами его в ячейки сот не складывают, а передают одной или нескольким молодым ульевым пчелам-приемщицам, которые занимаются в пчелиной семье приемом нектара и последующей его переработкой. Переработка нектара в мед состоит из испарения излишней воды, разложения сахара (сахарозы) на простые сахара (глюкозу и фруктозу), придания меду кислой реакции и запечатывания заполненных медом ячеек восковыми крышечками.

Нектар в среднем содержит 50% сахара и столько же воды. Излишнюю воду пчелы удаляют из нектара простым испарением. Для этого пчелы раскладывают в ячейки небольшие капельки нектара, заполняя постепенно им ячейки не более чем на четверть объема. Новые порции нектара пчелы подвешивают в виде маленьких капелек к верхней стенке ячеек. Одновременно пчелы увеличивают вентиляцию улья, удаляя воздух, насыщенный водяными парами. По мере сгущения нектара пчелы неоднократно переносят его из одних ячеек в другие. Созревающий мед они переносят в верхнюю часть сот, подальше от летка, наполняя им ячейки доверху.

Разложение сахарозы на глюкозу и фруктозу происходит под влиянием фермента инвертазы.

ИНВЕРТАЗА - САХАРАЗА – фермент, катализирующий гидролиз (распад, разложение) сахарозы на глюкозу и фруктозу. Широко распространен у микроорганизмов, обнаруживается также у растений, насекомых и животных. (

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сычёвская средняя школа №1.

Школьная научно – практическая конференция.

Научно – исследовательский проект:

« Мёд – полезно и вкусно!»

Номинация: «Наука и жизнь».

Яковлева Марианна Александровна .

Руководитель: учитель начальных классов

Штрипкина Елена Алексеевна .

1.Введение…………………………………………………………………………………………………… 2

2. Основная часть………………………………………………………………………………………….

а) Виды мёда.

б) Состав мёда.

в) Советы медиков.

г) Использование мёда.

3. Мои исследования………………………………………………………………………………….

4. Заключение…………………………………………………………………………………………………

5.Список литературы……………………………………………………………………………………..

1.Введение

Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз,размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумалась: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

На мой взгляд, мед – это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. А ещё одна русская сказка заканчивается так: «И я там был, мед-пиво пил!» Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?

Задавшись всеми этими вопросами, я заглянула в энциклопедию, и первое, что я прочитала, было вот такое определение:

«Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека».

Более подробно, что такое мёд, я решила изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту.

Цель моей работы:

изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком.

Передо мной стояли задачи:

Познакомиться с технологией получения мёда;

Изучить состав мёда;

Выявить полезные свойства мёда;

Узнать, какие существуют виды мёда;

Узнать, где и как используется мёд;

Выступить перед одноклассниками и вместе с ними узнать, какова польза мёда.

Объект моего исследования – человек.

Предмет исследования – мёд.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека

2.Основная часть.

а) Виды мёда.

Я узнала, что существует несколько видов мёда. Каждый вид обладает сильным ароматом и тёрпким вкусом. Например:

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Каштановый мёд горький на вкус, светлый, иногда темноватый. Рекомендуется аллергикам, так как не вызывает аллергии.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

Падевый мёд образуется при переработке пчелами медвяной росы и пади, которые они собирают со стеблей и листьев растений.

Цвет падевого мёда разный: от светло-янтарного (с хвойных растений) до темного (с лиственных). Он гуще, чем цветочный мёд. В отличие от цветочного, в падевом мёде больше минеральных солей и других соединений. Большое применение падевый мёд находит в кондитерской промышленности. Аромат падевого мёда слабый, иногда совсем отсутствует. Мёд из пади заготавливают так же, как и цветочный, но при расфасовке на таре делают надпись «мёд падевый».

Смешанный мёд состоит из смеси цветочных или падевых медов.

Обычно такой мёд называют по месту сбора:

Такой мёд получается из нектара собранного пчелами с цветков многих растений.

Купажированный мёд получают при смешивании различных сортов меда.

Купажирование меда делают только на специальных мёдорасфасовочных предприятиях для улучшения товарного вида. Мед тщательно перемешивают вручную или с помощью механических мешалок.

Вывод: большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает - условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов отличается по происхождению.

б) Состав мёда.

Исследования химического состава пчелиного мёда установили, что он представляет собой сложную смесь. Главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда.

Кроме углеводов, в состав мёда входит целый ряд ферментов (это особые органические вещества, даже малое количество которых ускоряет обмен веществ в организме человека). Из минеральных веществ в состав мёда входят соли кальция, магния, натрия, железа, серы, йода, хлора, фосфора. Мед содержит и целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. Кроме того, в состав мёда входит много органических кислот: яблочная, винная, лимонная, молочная, щавелевая и ряд витаминов.

Употребление мёда в пищу ускоряет лечение многих заболеваний.

Вывод: в состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

в) Советы медиков.

О том, насколько полезен мёд, можно узнать у медиков. Их мнения однозначны.

Мёд – это полезный продукт. Он может употребляться всеми, кроме детей до года. А также аллергикам, у которых возникает реакция на пыльцу медоносных растений. Активно мёд можно употреблять при заболеваниях органов дыхания. Вместе с мёдом употребляйте барсучий жир или молоко. В чистом виде кушайте мёд по 100-140 грамм в сутки. Можно делать ингаляции. Для этого добавьте столовую ложку липового или цветочного мёда на кастрюлю кипящей воды, пары вдыхайте 15-20 минут. Ингаляции лучше проводить перед сном.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при гастрите, язве желудка: растворить мёд в теплой воде, принимать за 1,5 – 2 часа до еды.

При нервной возбудимости, отсутствии сна: мёд обладает снотворным эффектом, успокаивает нервную систему. В день можно употреблять до 120 грамм мёда, после приема пищи.

При заболеваниях кожи (ушибы, кровоподтеки, ожоги, экзема, лишаи): бактерицидные свойства мёда способствуют уничтожению микроорганизмов. Раны очищаются и затягиваются гораздо быстрее. Можно смешать мёд с рыбьим жиром – тогда процесс заживления пойдет ещё быстрее. Такая мазь поможет и при лечении язв, обморожений.

Вывод : от мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.

г) Использование мёда.

Благодаря своим уникальным свойствам мёд широко используется человеком. Вот, например, в кулинарии при замене медом сахара наполовину в тесте, кол-во изделий увеличивается, а их вкус улучшается. Мёд вводят в пряники, различные виды печенья, коврижки, кексы, торты. При изготовлении конфет, карамели мёд задерживает кристаллизацию сахара. Мёд включают во фруктовые начинки и молочные конфеты, леденцы, халву, пастилу, джемы. Добавляют его и в молочные продукты для детей. Мёдом заменяют часть сахара при изготовлении фруктовых сиропов или варенья, фруктовых прохладительных напитков. Мёд используют в пищу непосредственно, намазывая его на хлеб, гренки, лепешки, оладьи, употребляя со свежими фруктами и ягодами, а также подслащивая им каши, творог и творожную массу, кисели, компоты, муссы.

Специальные опыты и наблюдения позволили установить, что употребление меда в пищу приводит к улучшению самочувствия, аппетита, сна, повышению иммунитета.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует пищеварению, улучшает аппетит.

И в косметологии мёд нашёл широкое применение. Медовые маски, обертывания и массажи включаются в услуги различных салонов красоты.

Вывод : благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

3. Мои исследования

Свои исследования я начала в медицинском кабинете нашей школы.

Побеседовав с Пономарёвой Л.А., я узнала, что мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Его пользу для человека трудно переоценить, но мёд может обладать и отрицательным свойством.

Мёд способен вызвать у человека аллергию. Но аллергию он может вызвать только у маленьких детей, у ещё не совсем окрепшего организма. Поэтому у таких деток, а это детки в возрасте до года, мёд применяют с крайней осторожностью.

Для исследования в области кулинарии я обратилась к своим одноклассникам. Мы принесли в школу кулинарные фантазии, в состав которых входил мёд. Всё было очень вкусно.

4.Заключение.

Работая над проектом, я узнала огромное количество полезной информации.

Мёд - уникальный продукт. И он приносит намного больше пользы, чем вреда. Изучая литературу, я узнавала и открывала для себя много интересных фактов.

Мой интерес к этой теме вырос. Я решила провести анкетирование среди учеников моего класса, чтобы выяснить, любят ли ребята мёд и, если любят, то какой, мёд для них это вкусный продукт или лечебное средство? Их ответы меня порадовали. Оказалось, что большинство ребят, как и я, просто обожают мёд. И многие считают, что мёд - это лечебное средство. Значит, они употребляют его, когда болеют. А это замечательно. Ведь употребление мёда в пищу во время болезни ускоряет процесс выздоровления.

Большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов отличается по происхождению.

В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

В современных условиях существует множество способов извлечения мёда.

От мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.

Благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

5.Литература

«Пасека, пчёлы и мёд» М.К. Шевчук, 2011 г.

«Технология продуктов пчеловодства» В.А.Темнов Издательство «Колос»

Москва-2013 г.

«Пчеловодство» П.П.Максимов, 2014 г.

«Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2012 г.

«Что есть что. Школьная энциклопедия», 2000 г. «Пчёлы»

Коваленко Артём

Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №21

Город Миасс

Челябинской области

Научно - исследовательский проект « Польза мёда»

Работу выполнил:

Ученик 5 класса

Коваленко Артём

Руководитель:

Долгополова С Р

учитель биологии

2013 год

1.Введение.

2. Основная часть:

а) История появления мёда.

б) Виды мёда.

в) Состав мёда.

г) Способ получения мёда.

д) Советы медиков.

е) Использование мёда.

3. Мои исследования.

4. Заключение.

1.Введение

Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

На мой взгляд, мед – это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. А ещё редкая русская сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед-пиво пил!» Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?

Задавшись всеми этими вопросами, я заглянул в энциклопедию, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:

«Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека.»

Более подробно, что такое мёд, я решил изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту. Мою идею поддержала мама. Она стала моим главным помощником.

Изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком - цель моего исследования.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи :

Ознакомиться с историей появления мёда;

Познакомиться с технологией получения мёда;

Изучить состав мёда;

Выявить полезные свойства мёда;

Узнать, какие существуют виды мёда;

Узнать, где и как используется мёд;

Выступить перед одноклассниками и вместе с ними узнать, какова польза мёда.

Объект моего исследования – человек.

Предмет исследования – мёд.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека.

Гипотеза исследования

Могу предположить, что мёд оказывает на организм человека как положительное, так и отрицательное воздействие.

Методы исследования

Анализ научной литературы;

Наблюдение;

Разработка выступления перед одноклассниками, разработанная с помощью учителя;

Анализ полученных результатов.

2.Основная часть.

а) История появления мёда.

Исследования археологов показали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за мёдом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед.

Великие и удивительные свойства мёда по достоинству оценил уже древний человек. Как продукт питания эта сладость занимала видное место у всех народов. Но слава мёда связана больше с его целебными качествами. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. С лечебной целью он использовался во все времена и всеми народами. Египетские папирусы, написанные более 3 тысяч лет назад, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения и профилактики самых различных заболеваний. На страницах древних китайских и индийских манускриптов также можно найти немало изречений, свидетельствующих о чудодейственных свойствах мёда. Индийский бог Вишну изображался в виде пчелы, отдыхающей на цветке лотоса. Древние индусы считали, что мёд доставляет удовольствие человеку, укрепляет его здоровье и сохраняет молодость. Ценнейшим даром природы, «напитком молодости» считался мёд в Древней Греции. В жертву богам приносились фрукты, намазанные мёдом (считалось, что он даёт богам бессмертие). Великий древнегреческий математик Пифагор полагал, что достиг преклонного возраста благодаря вегетарианской пище и мёду. Демокрит, другой не менее знаменитый древнегреческий мыслитель, проживший более 100 лет, также считал, что мёд способствует сохранению здоровья и долголетия.

На Руси первое упоминание о мёде датируется 945 годом в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

Вывод: я узнал, что пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.

б) Виды мёда.

Чтобы узнать, какие существуют виды мёда, мы с мамой прочитали много литературы своего дедушки. Раньше, когда он не болел у нас была своя пасека. Я узнал, что натуральным пчелиным мёдом называется сладкое, вязкое и ароматическое вещество, которое пчелы вырабатывают из нектара растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади (жидкость, выделяемая тлями). Натуральный мёд может быть цветочным, смешанным, падевым и купажированным.

Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.

Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).

Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:

Акациевый мёд . Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.

Боярышниковый мёд – высококачественный мёд темного цвета, горьковатый на вкус, со специфическим ароматом.

Вересковый мёд распространен в лесных районах севера и северо-запада нашей страны. Он обладает сильным ароматом и тёрпким вкусом.

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Каштановый мёд горький на вкус, светлый, иногда темноватый. Рекомендуется аллергикам, так как не вызывает аллергии.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

Падевый мёд образуется при переработке пчелами медвяной росы и пади, которые они собирают со стеблей и листьев растений.

Цвет падевого мёда разный: от светло-янтарного (с хвойных растений) до темного (с лиственных). Он гуще, чем цветочный мёд. В отличие от цветочного, в падевом мёде больше минеральных солей и других соединений. Большое применение падевый мёд находит в кондитерской промышленности. Аромат падевого мёда слабый, иногда совсем отсутствует. Мёд из пади заготавливают так же, как и цветочный, но при расфасовке на таре делают надпись «мёд падевый».

Смешанный мёд состоит из смеси цветочных или падевых медов.

Обычно такой мёд называют по месту сбора:

  1. горный
  2. луговой
  3. степной
  4. лесной

Такой мёд получается из нектара собранного пчелами с цветков многих растений.

Купажированный мёд получают при смешивании различных сортов меда.

Купажирование меда делают только на специальных мёдорасфасовочных предприятиях для улучшения товарного вида. Мед тщательно перемешивают вручную или с помощью механических мешалок.

Вывод: большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов, отличается по происхождению.

в) Состав мёда.

Исследования химического состава пчелиного мёда установили, что он представляет собой сложную смесь. Главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда.

Кроме углеводов, в состав мёда входит целый ряд ферментов (это особые органические вещества, даже малое количество которых ускоряет обмен веществ в организме человека). Из минеральных веществ в состав мёда входят соли кальция, магния, натрия, железа, серы, йода, хлора, фосфора. Мед содержит и целый ряд микроэлементов : марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. Кроме того, в состав мёда входит много органических кислот : яблочная, винная, лимонная, молочная, щавелевая и ряд витаминов.

Употребление мёда в пищу ускоряет лечение многих заболеваний.

Вывод: в состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

г) Способ получения мёда.

Добывание мёда – старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им – бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия – борти, устраивая в них склады для медовых запасов.

Каким же образом пчёлы производят мёд? Как пыльца превращается в мёд? Мне пришлось прочесть много статей, прежде чем я узнал, что этот процесс очень сложен. Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Если пчёлы не находят нектара, они собирают всевозможные сладкие жидкости. Небольшую дозу проглоченного нектара пчела использует для своего питания, остальное несет в улей и передает пчеле – приемщице. Нектар пчелой – приемщицей подвергается сложной переработке, после которой она отыскивает свободную шестигранную восковую ячейку, куда откладывает каплю нектара.

Однако из этой капли ещё не получилось капли мёда, другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от много воды, и для того, чтобы приготовить мёд, пчёлы должны удалить иногда её большую часть. Это достигается тем, что каждую каплю пчёлы многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, третью и так далее, до тех пор, пока не испарится часть влаги и мёд не станет густым. В удалении влаги принимают участие много пчёл, которые взмахами своих крыльев (26400 взмахов каждая в минуту) создают циркуляцию воздуха в улье, ускоряя процесс испарения.

Кроме такого сгущения нектара, происходит также сгущение его в медовом желудочке пчелы. Помимо того, в организме пчелы капелька нектара обогащается ферментами, органическими кислотами, обеззараживающими веществами и так далее.

Заполнив ячейку мёдом, пчёлы запечатывают её воском. Запечатанный мёд продолжает созревать ещё 3-4 недели.

По способу извлечения мёда он может быть:

Сотовым

Секционным

Прессованным

Центробежным

Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.

Сотовый мёд – это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.

Секционный мёд – это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.

Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.

Центробежный мёд – это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Медогонка – часть пасечного инвентаря, используемая для получения центробежного мёда. На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда. Из вырезанных сотов его извлекали прессованием, вытапливанием и другими способами. Лишь после изобретения медогонки получила развитие новая технология – производство центробежного мёда. Она основывается на многократном использовании сотов для заполнения мёдом без их разрушения.

Запечатанные соты сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда.

Вывод : в современных условиях существует множество способов извлечения мёда. Но самым эффективны является производство центробежного мёда.

д) Советы медиков.

О том, насколько полезен мёд, можно узнать у медиков. Их мнения однозначны.

Мёд – это полезный продукт. Он может употребляться всеми, кроме детей до года. А также аллергикам, у которых возникает реакция на пыльцу медоносных растений. Активно мёд можно употреблять при заболеваниях органов дыхания. Вместе с мёдом употребляйте барсучий жир или молоко . В чистом виде кушайте мёд по 100-140 грамм в сутки. Можно делать ингаляции. Для этого добавьте столовую ложку липового или цветочного мёда на кастрюлю кипящей воды, пары вдыхайте 15-20 минут. Ингаляции лучше проводить перед сном.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при гастрите, язве желудка : растворить мёд в теплой воде, принимать за 1,5 – 2 часа до еды.

При нервной возбудимости, отсутствии сна : мёд обладает снотворным эффектом, успокаивает нервную систему. В день можно употреблять до 120 грамм мёда, после приема пищи.

При заболеваниях кожи (ушибы, кровоподтеки, ожоги, экзема, лишаи): бактерицидные свойства мёда способствуют уничтожению микроорганизмов. Раны очищаются и затягиваются гораздо быстрее. Можно смешать мёд с рыбьим жиром – тогда процесс заживления пойдет ещё быстрее. Такая мазь поможет и при лечении язв, обморожений.

Вывод: от мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.

е) Использование мёда.

Благодаря своим уникальным свойствам мёд широко используется человеком. Вот, например, в кулинарии при замене медом сахара наполовину в тесте, кол-во изделий увеличивается, а их вкус улучшается. Мёд вводят в пряники, различные виды печенья, коврижки, кексы, торты. При изготовлении конфет, карамели мёд задерживает кристаллизацию сахара. Мёд включают во фруктовые начинки и молочные конфеты, леденцы, халву, пастилу, джемы. Добавляют его и в молочные продукты для детей. Мёдом заменяют часть сахара при изготовлении фруктовых сиропов или варенья, фруктовых прохладительных напитков. Мёд используют в пищу непосредственно, намазывая его на хлеб, гренки, лепешки, оладьи, употребляя со свежими фруктами и ягодами, а также подслащивая им каши, творог и творожную массу, кисели, компоты, муссы.

Специальные опыты и наблюдения позволили установить, что употребление меда в пищу приводит к улучшению самочувствия, аппетита, сна, повышению иммунитета. Поэтому мёд особенно полезен детям, престарелым, людям с ослабленным здоровьем, истощенным или выздоравливающим после болезней. В основную диету взрослых и детей рекомендуется употреблять до нескольких десятков граммов мёда ежедневно. При употреблении мёда детьми их общее состояние улучшается, а рост, масса, физические силы повышаются. Включение мёда в специальную диету престарелых предохраняет от накопления избыточной массы тела. Мёд рекомендуют давать всем больным в период выздоровления.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов. Раствором мёда лечили инфекционные и простудные заболевания верхних дыхательных путей. В настоящее время многие из этих рецептов с успехов использует научная медицина. Мёд или его растворы используют для ингаляций, закапываний, спринцеваний, повязок, примочек, ванн. Мёд благотворно влияет на пищеварение. Он нормализует работу желудка, дает лечебный эффект при язвенной болезни желудка, при различных гастритах, колитах. Применяют его для лечения воспалительных инфекционных заболеваний слизистой оболочки, верхних дыхательных путей (ринит, гайморит, фарингит, ларингит, бронхит, ангина). При малокровии мёд улучшает общее состояние, самочувствие, внешний вид, аппетит, сон, устраняет усталость и головокружение, способствует повышению массы тела. В качестве успокаивающего и снотворного на ночь принимают мёд или его тёплые растворы, мед с молоком или соком лимона. Применяют мёд для лечения повреждений кожи и мышечной ткани, при лечении ожогов, язв, фурункулов, нарывов.

И в косметологии мёд нашёл широкое применение. Медовые маски, обертывания и массажи включаются в услуги различных салонов красоты. Мёд способствует обновлению клеток кожи, поэтому маски для рук и лица являются очень популярными сегодня. Шампуни, кондиционеры, а также краски для волос, в состав которых входит мёд, пользуются сегодня особой популярностью. Мёд быстро проникает в кожу, обладает одновременно антибактериальными и другими важными косметическими свойствами. Пчелиный мёд не только смягчает кожу, но и прекрасно её укрепляет. Для укрепления и смягчения кожи рекомендуются медовые маски, состоящие из чистого меда или в равных частях с яичным желтком или сметаной. Медовые ванны смягчают кожу, способствуют успокоению нервной системы. В теплой воде происходит раскрытие пор, и поэтому полезные активные компоненты доставляются ко всем клеткам тела. Благодаря своему свойству поглощать влагу, мёд впитывает кожные выделения, оказывает обеззараживающее действие, а поступающие из меда питательные вещества способствуют приобретению кожей свежести и бархатистости.

Вывод: благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

3. Мои исследования

Свои исследования я начал в кабинете биологии. Там я познакомился со строением и развитием пчелы и жизнью пчелиного семейства.

Затем я отправился в кабинет химии. Ведь, изучая состав мёда, я узнал, что в мёде содержится целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. А главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Я решил удостовериться, что это так. Но я решил усложнить свои исследования. Взял для исследования 2 вида мёда: домашний(Уральский) и купленный в магазине. Вместе с учителем химии мы провели опыт на определение глюкозы в мёде. Чтобы не запутаться, пронумеровал пробирки: 1- уральский,2- магазинный 1) Сначала я взял одну часть мёда и растворил его в двух частях дистиллированной воды. Цвет воды отличается/более яркий цвет в домашнем мёде/ Вывод: цвет воды отличается/более яркий цвет в домашнем мёде, в пробирке №2/

2)Затем, при помощи медицинского шприца, налил в пробирки 1 мл раствора мёда и 2мл раствора щёлочи. После этого добавил несколько капель раствора сульфата меди. Получил осадок синего цвета, который перешёл в раствор ярко-синего цвета. Вывод: раствор ярко-синего цвета вновь в в пробирке №2/

3)Содержимое пробирок подогрели. Раствор изменил цвет на жёлтый, а затем появился осадок. Вывод: раствор ярко-коричневого цвета вновь в в пробирке №2/

Наш опыт удался.

Действительно, в мёде содержатся микроэлементы. Значит, он действительно полезен.Уральский домашний мёд более полезен, чем магазинный

Беседа с врачом

О том, насколько полезен мёд, я решил побеседовать с врачом из нашей школы Антониной Андреевной Бякиной.

Я задал несколько вопросов.

Побеседовав я узнал, что мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Его пользу для человека трудно переоценить. По моей гипотезе, мёд должен обладать и отрицательным свойством. Антонина Андреевна объяснил мне, что такое свойство действительно есть. Оно только одно. Мёд способен вызвать у человека аллергию . Но аллергию он может вызвать только у маленьких детей, у ещё не совсем окрепшего организма . Поэтому у таких деток , а это детки в возрасте до года, мёд применяют с крайней осторожностью. Мне стало интересно, а какой компонент способен вызвать аллергию? На этот вопрос она ответила так:« Аллергию может вызвать тот вид нектара, из которого пчёлы изготовили мёд . То есть на пыльцу того растения, с которого пчела собирала нектар. И это индивидуально для каждого человека. То есть, если у тебя есть аллергия на липовый цвет, то липовый мёд будет тебе противопоказан, потому что может вызвать у тебя пищевую аллергию, и как она у тебя проявится – это тоже индивидуально».

После всего, что я узнал, я стал пить молоко с добавлением мёда. Такое лекарство прогревало больное горло, уменьшило боль и кашель.

Во-вторых, я делал полоскание. Для этого в стакане тёплой кипяченой воды я размешивал чайную ложку мёда, и этим раствором полоскал горло. Такое лечение помогало снять воспаление в полости рта, дезинфицировало его и действовало как природной антибиотик благодаря сложному составу мёда.

Для исследования в области косметологии я приготовил овсяную маску с добавлением мёда. Для этого я взял следующие компоненты: 1 чайную ложку овсянки, 1 чайную ложку молока, 1 ложку мёда.

Всё смешал и нанес эту смесь на лицо одноклассников Через 15 минут мы смыли маску и протерли кожу лица

Такую маску можно делать в течение месяца, один раз в неделю, Кожа после такой маски хорошо увлажненная, улучшается цвет лица.

Для исследования в области кулинарии мы с учителем обратились к одноклассникам. В течение месяца одноклассники приносили в школу кулинарные фантазии. Всё было очень вкусно. Приведу в пример один из рецептов:

Мы взяли 2 больших яблока, 0,3 ст. меда (4ст.л - полные), 1ст. сахара, 2ст.л коричневого сахара,1,5ст. муки, 100гр. сливочного масла или маргарина, 2 яйца, 3ст.л лимонного сока, 1ч.л тертой цедры лимона, 1п.разрыхлителя и щепотку соли.

Яблоки мы очистили от кожуры, убрали сердцевину и нарезали небольшими кусочками. В сотейнике смешали мёд и лимонный сок, поставили на средний огонь. Когда масса стала закипать, всыпали в неё нарезанные яблоки. Проварили яблоки на среднем огне около 15 минут. Сняли с огня и оставили остывать. Для теста взбили яйца с сахаром и коричневым сахаром, добавили соль, цедру лимона и растопленное масло. Добавили муку и разрыхлитель. Тщательно перемешали. Форму смазали маслом и вылили в неё тесто. Шумовкой достали яблоки из сиропа и разложили их по тесту. Форму поставили в разогретую духовку (180C) на 40 минут. Готовый пирог полили сиропом и дали остыть в форме. Пирог получился очень вкусным, с ароматом лимона и вкусом мёда.

4.Заключение.

Работая над проектом я узнал огромное количество полезной информации. До начала работы я считал, что мёд, как и множество продуктов сегодня, может принести организму человека как пользу, так и вред. Но в процессе моей работы моя гипотеза подтвердилась лишь частично. Мёд - уникальный продукт. И он приносит намного больше пользы, чем вреда. Изучая литературу, я узнавал и открывал для себя много интересных фактов.

Мой интерес к этой теме вырос. Я решил провести анкетирование среди учеников 2-4 классов, чтобы выяснить, любят ли ребята мёд и, если любят, то какой, мёд для них это вкусный продукт или лечебное средство? Их ответы меня порадовали. Оказалось, что большинство ребят, как и я, просто обожают мёд. И многие считают, что мёд - это лечебное средство. Значит, они употребляют его, когда болеют. А это замечательно. Ведь употребление мёда в пищу во время болезни, ускоряет процесс выздоровления.

а)Результаты опросов

Для того, чтобы выяснить любят ли ребята мёд, какой мёд предпочитают, и считают ли мёд лекарственным средством, мне пришлось провести анкетирование среди учеников 2-4 классов. В анкетировании приняло участие 140 учеников нашей школы.

Из результатов опроса видно, что большая часть считает мёд лечебным средством. Только 1 % учеников не любят мёд, а любят его 91% детей. Почти одинаковое количество учеников любят твёрдый мёд и мёд в сотах, а чуть больше половины употребляют жидкий мёд.

Я планирую продолжить свои исследования. Меня очень интересует использование мёда в медицине. Я мечтаю стать сильным и здоровым человеком. Поэтому эта тема для меня является очень важной.

А сейчас, на данном этапе работы, я могу сделать некоторые выводы:

  1. Пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.
  2. Большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов отличается по происхождению.
  3. В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.
  4. В современных условиях существует множество способов извлечения мёда.
  5. От мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.
  6. Благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

5.Литература

  1. «Пасека, пчёлы и мёд» М.К. Шевчук.
  2. «Технология продуктов пчеловодства» В.А.Темнов Издательство «Колос»

Москва-1967

  1. «Пчеловодство» П.П.Максимов М. : Учпедгиз, 1962.
  2. «Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия»2006 г
  3. «Что есть что. Школьная энциклопедия.» 1996-2000 «Пчёлы»

Ирина Салионова
Исследовательский проект «Мед-медок, здоровья глоток»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Ручеек» общеразвивающего вида Пограничного муниципального района»

Районный конкурс исследовательских работ «Юный исследователь »

«Мёд-медок, здоровья глоток

руководитель : Салионова Ирина Эдуардовна, воспитатель подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) № 2 «Берёзка» общеразвивающей направленности полного дня пребывания МБДОУ «Детский сад № 3 «Ручеек»

п. Пограничный

Введение …. 3

Основной текст :

Полезные свойства мёда, его состав …. 4

Чем полезен мёд для ребёнка …. 4

Чем опасен мёд? …. 4

Виды и сорта мёда …. 5

Как выбрать хороший мёд …. 5

Заключение …. 6

Список использованных литературы и источников …. 7

Приложение № 1. Какие полезные продукты можно получить от пчёл? …. 8

Приложение № 2. Загадки, стихи, песни и пословицы о мёде. …. 10

Введение

Этим летом я вместе с родителями побывала у дяди на настоящей пасеке. Я впервые увидела ульи и попробовала настоящий мёд. Увиденное меня очень заинтересовало. Раньше я считала, что мёд – это прежде всего вкусный сладкий продукт. Но мама убеждена, что это ещё и лекарство, его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. Я вспомнила, что часто русские народные сказки оканчиваются присказкой : «И я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попадало…» . А еще припомнился мне веселый сладкоежка Винни-Пух, который утверждал, что «Это неправильные пчёлы! Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мёд».

Что же это за такой удивительный и загадочный продукт – мёд? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе? И всегда ли мёд приносит пользу? Вот я и решила побольше узнать о таком, казалось бы, известном продукте, как мёд. Мою идею поддержали мама и моя воспитательница, которые стали главными помощниками в моих исследованиях .

Задавшись всеми этими вопросами, я спросила об этом маму, и она прочитала мне в детской энциклопедии :

«Мёд – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека».

Цель моего исследования : изучить особенности мёда, его свойства, состав, сорта; познакомиться с использованием мёда человеком.

Задачи моего исследования :

Изучить свойства и сорта мёда, его полезные качества;

Научиться определять, какой мёд «правильный» , а какой «неправильный» .

Полезные свойства мёда, его состав

Мёд – очень вкусный продукт, его можно употреблять на десерт в разных видах, а также это ценный комплекс питательных элементов.

Состав мёда весьма разнообразен. Он содержит более 300 химических соединений и минеральных солей. Очень много в мёде ценных для здоровья человека глюкозы и фруктозы. Есть в мёде и множество разных витаминов.

Но помимо мёда пчёлы вырабатывают немало и других продуктов, полезных для здоровья человека . (См. Приложение № 1)

Чем полезен мёд для ребенка

Общее развитие;

Укрепление скелета;

Улучшение состава крови;

Улучшение пищеварения;

Общеукрепляющее средство;

Улучшение зрения;

Лечение мочеполовой системы;

Успокоительное средство;

Отхаркивающие свойства.

Чем опасен мёд?

Однако, несмотря на все сильные стороны мёда, он относится к высокоаллергенным продуктам. Если его слишком рано начать давать ребёнку, если продукт некачественный, и если дозировка не соблюдается, то ребёнку может стать плохо вследствие различных побочных эффектов. Чаще остальных проявляются следующие последствия :

Аллергические реакции в виде кожных высыпаний, головокружения, тошноты, насморка;

При индивидуальной непереносимости мёда у ребёнка могут начаться крапивница, насморк, зуд, желудочно-кишечные расстройства, головные боли;

Развитие кариеса : мёд - слишком сладкий для зубов продукт;

Набор лишнего веса вплоть до ожирения.

Детям в возрасте до одного года давать мёд категорически нельзя.

Виды и сорта мёда

По своему происхождению мёд может быть цветочный, падевый, сахарный, а также из сладких фруктов и плодовых соков. Натуральным мёдом является цветочный и падевый.

Сорта мёда различаются по медоносам, т. е. по цветам, с которых пчёлы собирают мёд. Я узнала, что бывает липовый, одуванчиковый, гречишный, клеверный, малиновый и другие сорта мёда.

Как выбрать хороший мёд

Есть несколько способов определения «правильного» мёда.

Если набрать мёд ложкой и последняя капля подтянется к ложке, значит, мёд настоящий.

Возьмём мёд, опустим в него тонкую палочку. Если это настоящий мёд, то он тянется вслед за палочкой длинной нитью, а когда эта нить прервётся, то на поверхности мёда образуется башенка, которая затем медленно расплывается. Плохой же мёд поведёт себя, как клей : будет быстро стекать и капать с палочки вниз, образуя брызги.

Размешаем ложку с мёдом в стакане тёплой воды, если мёд хороший, вода чуть-чуть помутнеет, но по вкусу не измениться.

В настоящем мёде вода отсутствует. Я опустила в мёд кусочек хлеба, а через 10 минут достала его. В качественном мёде хлеб затвердеет, а если он размягчится, то это уже ненастоящий мёд.

Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мёд не настоящий. У меня получился светло-коричневый, значит настоящий.

Заключение

В процессе данной работы я узнала, что мёд – уникальный продукт который приносит намного больше пользы, чем вреда.

Я узнала и открыла для себя много интересных фактов, связанных с этим целебным продуктом, так же, как и то, что мёд – это прекрасный источник здоровья и энергии для человека. Его можно употреблять как в лечебных, так и в профилактических целях. Самое главное – он очень вкусный и полезный.

Я также заинтересовалась и вместе с мамой нашла большое количество загадок, стихов, песен и пословиц о мёде. (См. Приложение № 2)

Я хочу больше узнать о том, как пчела делает мёд, о пчеловодстве, о работе пчеловода, о способах и технологии получения и извлечения мёда… Я думаю, что свои исследования в этом направлении я обязательно продолжу. Только надо дождаться следующего лета!

Список использованных литературы и источников

1. Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Мёд

2. Все о мёде / http://bashkir-med.narod.ru/bce.html

3. Гребенников, Е. Все о мёде / Е. Гребенников. – М.: Современное слово, 2011. – 736 с.

4. История мёда, пчеловодства. Как появился мёд и пчёлы? / http://www.medpodillya.com/stati/istoriya-meda

5. Королев, В., Котова, В. 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству / В. Королев, В. Котова. – М.: ЭКСМО, 2009. – 260 с.

6. Лавренов, В. К. Все о мёде и других продуктах пчеловодства : Энциклопедия / В. К. Лавренов. – Донецк : Сталкер, 2003.-528 с.

Приложение № 1

Какие полезные продукты можно получить от пчёл?

Кроме мёда, пчёлы дают людям очень ценные продукты – забрус, воск, прополис, цветочную пыльцу, маточное молочко, пчелиный яд.

Получаемые от пчёл продукты очень разнообразны по происхождению, составу, свойствам и значению для человека. Все они пользуются спросом.

Пчелиный воск

Воск издавна применяется в медицине при лечении кожных заболеваний лечении кожных заболеваний, а также для заживления ран и в качестве противовоспалительного средства.

Воск используют в фармацевтической практике для приготовления мазей. Он входит в рецептуру приготовления косметических средств : кремов, губной помады, румян, карандашей для подкраски бровей и ресниц, дезодорантов, питательных масок и т. д.

Пыльца – это второе после мёда блюдо для пчёл. В природе продукта, равного пыльце по концентрации всех составных компонентов, нужных для нормального развития и функционирования организма человека.

Зёрна пыльцы– это клад для человека.

Забрус – это верхние крышечки, срезанные полоской с запечатанных медовых сотов. Запасаться ими рекомендуется на целый год, так как срезаются они перед откачкой мёда.

Народная медицина издавна знает об их лечебных свойствах. Получается, что забрус по своему составу намного превосходит обыкновенный воск. Применяемые в комплексном виде, эти продукты усиливают лечебный эффект друг друга.

Очень полезно жевание забруса. Его компоненты улучшают обмен веществ в организме, благотворно влияют на кровообращение и мышечную работоспособность, а воск укрепляет десны. Рекомендуется жевать забрус в течение 5 – 10 минут, по столовой ложке 4 раза в день. Забрус охотно жуют даже дети, так как он приятен на вкус.

Прополис

Прополис, или пчелиный клей, – это клейкое смолистое вещество, собираемое пчёлами с растений разных видов и перерабатываемое ими в улье.

Из него изготавливают очень много препаратов, мазей, вытяжек и др., применяемые в медицине.

Маточное молочко

Маточное молочко представляет собой жёлто-белую желеобразную массу со специфическим запахом и острым кисловатым вкусом.

Маточное молочко обладает целебными свойствами. Оно активизирует в организме обменные процессы, расширяет кровеносные сосуды и снижает кровяное давление, повышают тонус, работоспособность, стимулируют деятельность центральной нервной системы.

Наилучшие результаты молочко дает в натуральном виде.

Пчелиный яд

Пчелиный яд является не только прекрасным лечебным средством при некоторых заболеваниях, но и обладает профилактическими свойствами. Известно, что пчеловоды благодаря пчелиным ужалениям, как правило, не болеют ревматизмом.

Приложение № 2

Загадки, стихи, песни и пословицы о мёде

Загадки :

Собирать с цветов нектар,

В том пчелиный редкий дар.

Придет зима. На окнах лед,

А на столе душистый …

Пчела-трудяга создаёт,

Лениво с ложки он течёт,

Так сам и просится к нам в рот

Густой, янтарный, сладкий.

Пыльцу с лугов, деревьев и кустов

Жужжащий рой за лето соберёт –

И будет пчёлам на зиму готов

Душистый, ароматный, сладкий.

Загадаю вам загадку :

Вкусный он и очень сладкий,

Быть здоровым помогает ,

Его пчёлы собирают.

Лечит грипп он и ангину,

Сердце, печень, почки.

Очень нужен медицине –

Липовый, цветочный.

Сладкий, липкий и тягучий.

Носят пчелы в соты.

Майский – самый вкусный! Лучший –

Знают пчеловоды!

Каждый с чаем его пьет.

Что, ребята, это?

Стихи :

Самый щедрый дар природы

Янтарем искрятся соты,

Пахнет полем, пахнет лугом

Мёд – пчелиная заслуга!

(В. Сибирцев)

Пчёлка весело жужжит,

На цветок садится,

Чтобы нам с тобой медком

Вкусным насладиться!

Мёд полезный, ароматный

Мишкам нравится лохматым.

Пчёлке я письмо пишу,

А в письме – жу-жу, жу-жу

Я ей мёду закажу!

(В. Троп)

На клеверной поляне

Ужасная жара.

Пчелиное жужжанье

Здесь слышится с утра.

На всех одна забота

У пчёлок трудовых :

Набрать побольше мёда

И спрятать в кладовых.

Медком янтарным соты

До краешков полны.

Плоды такой работы

Для всех людей нужны.

Не зря, не зря старалась

Мохнатых пчёл семья,

Чтоб мёдом наслаждалась

Она, и ты, и я!

(Н. Ключкина)

Только летом каждый год

В улья пчёлы носят мёд.

Золотой, душистый, сладкий…

Не для вас ли он, ребятки?

В нём лекарства, витамины

От простуды и ангины.

Сильными хотите быть?

Значит, мёд должны любить!

Сад в цвету и луг цветущий…

В мёде их пыльца, нектар –

Самый вкусный, самый лучший

Всей природы нашей дар.

Что ещё сказать вам, дети,

Если вызвал интерес?

Много есть чудес на свете!

мёд же – чудо из чудес!

(Д. Толстой)

Кормит мишка своих деток

Сладким мёдом, как конфетой.

Открывай, Топтыжка, рот,

получай гречишный мёд!

(А. Гольберт)

Мишка, Мишка! Где ты был?

Мёд в лесу я сторожил.

Пчёлки весело кружили,

Мишке мёду предложили.

Возвратился он домой

С банкой мёда, чуть живой.

Вот тебе, сластёна, мёд,

Можешь кушать целый год.

(О. Осенская)

Песенка про мёд :

Знают все медведи,

Нет на всей планете

Слаще слов, чем эти :

Мёд, мёд, мёд!

Слаще шоколада,

Слаще мармелада.

Слаще рафинада

Мёд, мёд, мёд!

Он такой тягучий,

Вкусный и липучий

Самый-самый лучший

Мёд, мёд, мёд!

Собран он с любовью,

Важен для здоровья

Есть его готов я

Круглый год!

Пословицы :

Мёд сладко, а мухе падко.

С мёдом и долото проглотишь .

Где цветок, там и медок.

В чужую жену черт ложку мёду кладет.

Терпи горе : пей мёд.

Полынь после мёду горче самой себя.

Есть и медок, да засечён в ледок.

Был я у друга, пил я воду слаще мёду.

Мужик с мёдом и лапоть съел.

Как мёдом напоил.

Одна рука в мёду, другая в патоке.

Покой пьет воду, а беспокойство мёд.

Бочка мёду, ложка дегтю – все испортит.

Станешь есть и мёд, как голод проймет.

Скупые, что пчёлы : мёд собирают, да сами умирают.

Не поддавайся на пчёлкин медок; у неё жальце в запасе.

Пьёт пиво да мёд, ничто его неймёт.

Цвет пчёлкам, а мёд женкам.

На второй спас освящают плоды и мёд.

Счастливый – что калач в меду (к нему все пристаёт) .

Либо мёд пить, либо биту быть.

Коли мёд, так и ложку.

С тобой разговориться, что мёду напиться.

Наша невестка все трескает : дай мёд, и тот сожрет.

Побои не мёд – коня учат.

Сиди, как мёд кисни.

Твоими бы устами да мёд пить.

Пчела перестаёт носить медовую взятку.

Хозяюшка в дому – оладышек в меду.

Видал, как мужик мёд едал, ин мне не дал.

И у осы мёд есть.

Отвага мёд пьет и кандалы трет.

Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест .