Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Природа и животный мир тибета. Очерк тибетской природы. Богатые природные ресурсы

А вокруг расстилался безбрежный Тибет. Это приподнятое на 4500-5500 метров всхолмленное плато размером более чем Западная Европа и ограниченное самыми высокими горами в мире, казалось как бы специально сотворенным на случай Всемирного Потопа в виде «Вечного Материка». Здесь можно было спастись от надвигающейся и сметающей все на своем пути волны, но выжить было проблематично.

Редкая травка покрывала землю, но на высоте более 5000 метров и она исчезала. Травинки росли на расстоянии 20-40 см ДР5Т от друга; было удивительно, что такое крупное животное как як, способно прокормиться здесь. Но Великий Созидатель предусмотрел и эту возможность.

А на участках плато, расположенных выше 5000 метров, можно было видеть только ржавый мох, да камни.

Везде и всюду на Тибете можно было заметить красивые горные вершины. Они казались совсем небольшими, но мы знали, что их абсолютная высота составляет 6000-7000 метров над уровнем моря. Волей-неволей я вглядывался в детали каждой из этих тибетских вершин, пытаясь увидеть там людей, - слова Николая Рериха о том, что иногда на неприступных тибетских вершинах видят странных людей, невесть каким образом попавших туда, не давали мне покоя. Я помнил рассказы гималайских йогов о сверхлюдях Шамбалы и знал, что они обитают именно здесь, на Тибете. Но странных людей мне увидеть не удалось; показалось только несколько раз.

Холмистые места сменялись абсолютно ровными участками. Воспаленное воображение тут же рисовало здесь аэропорт, куда могли бы приземляться самолеты и привозить людей, чтобы они могли поклониться цитадели человечества на Земле - горе Кайлас. Наша главная земная Родина - «Вечный Материк» - заслуживала этого.

Но я знал, что на такой высоте самолеты не могут совершить посадку и взлет, - слишком разрежен воздух.

На таких ровных участках нам нравилось останавливаться, чтобы перекусить. Чем-то ласковым веяло от этой земли, и мы, усевшись на землю, нежно поглаживали и похлопывали ее, - заложенное в подсознании слово «цитадель» и через тысячелетия влияло на нас. Завхоз Сергей Анатольевич Селиверстов доставал из пищевого мешка шоколад, орехи, изюм, печенье, воду, но есть не хотелось. Воду мы пили, а еду с трудом пихали себе в рот. Мы подспудно понимали, что нам здесь не хотелось нормально жить, нам хотелось... выживать, как это делали наши далекие-далекие предки.

Чем далее мы продвигались на северо-запад, тем больше становилось песка. Вскоре появились красивые барханы. Мы выбегали из машины и, как дети, кидались друг в друга песком. А потом песок стал показывать свои «прелести». Прежде всего, это были пылевые бури, которые сопровождались грозовыми разрядами без дождя. Такие бури не только прижимали человека к земле и заметали его песком, но и останавливали автомобиль.

Наверное, такими барханами занесло тибетский Вавилон -подумал я.

А бури шли одна за другой.

Но самым неприятным было то, что в носу появлялись камни или, как говорится по народному, - каменные козюльки.

Дело в том, что из-за влияния высокогорья из слизистой носа выделялась сукровица, на которую налипал мелкодисперсный песок, который постепенно как бы каменел. Вытаскивать эти каменные козюльки, забивавшие весь нос, было сущим наказанием. Кроме того, после удаления внут-риносового камня шла кровь, на которую опять налипал песок, имеющий склонность каменеть.

Рафаэль Юсупов большую часть времени в районе барханов провел в специальной марлевой маске, пугая своим видом не только тибетцев, но и нас. Он так привык бывать в маске, что даже курил через нее. Правда, каменные козюльки выковыривал из носа не реже нас.

Он же, Рафаэль Юсупов, постоянно учил нас дышать в условиях высокогорья. Когда мы ложились спать, то у нас возникал страх задохнуться, из-за чего мы всю ночь натужно дышали, боясь заснуть.

В крови должно накопиться достаточное количество углекислоты, чтобы она раздражала дыхательный центр и переводила акт дыхания на рефлекторно-бессознательный вариант. А вы, дураки, своим натужным сознательным дыханием сбиваете рефлекторную функцию дыхательного центра. Терпеть надо до того, пока не задохнешься, - читал он нам нотации.

Совсем задохнешься? - спрашивал не поддающийся этой методике Селиверстов.

Почти, - отвечал Рафаэль Юсупов.

В один из дней я вышел из автомобиля, отошел метров на сто-двести, сел на тибетскую землю и задумался. Предо мной расстилался Тибет с огромными солеными озерами, барханами, редкой травкой и высокими холмами.

Когда-то здесь жили последние из атлантов, - подумал я. -Где же они сейчас?

Слово «Шамбала» вылезло из подсознания и стало клокотать наяву.

Я сел в автомобиль. Мы снова поехали. Я ждал появления прёдвестников Шамбалы.

Тибет — загадочный край древних буддистских монастырей. В его горах берут начало великие реки Юго-Восточной Азии. Подлинным чудом признано самое длинное и глубокое в мире ущелье Диханг — место прорыва Брахмапутры через Гималаи. На границе Непала и Тибета вздымается к небесам высочайшая вершина планеты Джомолунгма («Божественная мать земли»), или по-европейски Эверест (8848 метров).

Тибет — описание и подробная информация

Тибет — историческая область. В 1965 году на значительной части его территории китайские власти создали Тибетский автономный район, включив его окраинные земли в состав нескольких китайских провинций. Тибет расположен на слабо всхолмленных или плоских равнинах Тибетского нагорья, которое с юга окружено Гималайским хребтом, а севера — горами Куньлунь.

Вся территория между этими естественными границами собрана в частые складки сравнительно коротких хребтов широтного направления высотой более 6000 метров (Трансгималаи, Тангла). На востоке гребнистые волны гор плавно изгибаются к югу. Между горными хребтами зажаты бесчисленные котловины и прорезанные реками долины. Ниже всех расположена долина реки Брахмапутры (3000 метров), где сосредоточено почти все сельское хозяйство Тибета, хотя по берегам восточных рек тоже имеются незначительные земледельческие угодья.

Сложенное гранитами и гнейсами Тибетское нагорье — самое обширное и высокогорное плато в мире — поднялось из земных недр в результате интенсивных процессов альпийского орогенеза.

В одно время с ним формировались горные системы Гималаев и Куньлуня. Средняя высота нагорья – 4000 — 5000 метров, хотя здесь нет недостатка в пиках-семитысячниках.

Благодаря летним муссонам, приносящим влагу с Тихого океана, этот край богат растительностью. В горных впадинах образовались пресные и соленые озера, крупнейшие из которых Нам-Цо, Силинг-Цо, Нгандзе-Цо и Тонгра-юм-Цо. Однако по мере продвижения к западу озер становится все меньше, речная сеть — все реже, а в ландшафте начинают преобладать каменные осыпи и пустыни, лишенные всякой растительности.

В покрытых вечными снегами горах Тибета берут начало многие великие реки Юго-Восточной Азии, в том числе Янцзы, Меконг, Салуин, Инд и Брахмапутра. Малые реки, не имея сил пробиться через горы, питают своими водами многочисленные озера. Истоки Меконга и Салуина находятся в Юго-Восточном Тибете.

Река Брахмапутра зарождается близ западной оконечности Непала и около 1200 км бежит с запада на восток, снабжая чуть ли не все население Тибета пресной водой. Вдоль ее берегов испокон веков пролегает дорога, соединяющая здешние города и селения.

Население Тибета невелико — на его огромной территории проживает лишь около 2,3 миллиона человек. Главный административный, религиозный центр и самый крупный город края — Лхаса. Мелкие промышленные предприятия сосредоточены в городках Шигацзе, Ньянгдзе и Чамдо. Наиболее слабо населена северная часть региона.

Основные занятия тибетцев — пастбищное скотоводство и земледелие. В речных долинах выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, табак и овощи. Повсеместно разводят коз, овец и яков, которые в условиях высокогорья широко используются как вьючный и тягловый скот.

Тибет лежит в области крайне сухого субтропического континентального климата с выраженной вертикальной градацией климатических зон.

Средняя температура января составляет от 0 градусов С на юге до – 10 градусов С на севере; июля — от +5 до +18 градусов С. В Лхасе, расположенной на высоте 3630 метров, термометры в течение дня показывают от +7 градусов С до — 8 градусов С. Осадков выпадает мало. Юго-западные муссоны, приносящие в Индию обильные ливни, не в силах преодолеть высокие гималайские хребты.

На всей территории Тибета преобладает скудная тундровая, степная и пустынная растительность; леса произрастают только в речных долинах. Выше 6000 метров начинается зона вечных снегов и ледников.

До 1950 года Тибет был, по сути, самостоятельным государством, однако коммунисты, пришедшие к власти в Китае после революции 1949 года, решили, что он является неотъемлемой частью КНР. В октябре 1950 года китайские войска вступили в Тибет под предлогом содействия продвижению страны «по пути прогресса».

Китайцы правят Тибетом, но не душами его жителей.

В культурном отношении, особенно со времен распространения в этих краях буддизма (XI — XIV века) тибетцы гораздо теснее связаны с Индией, переняв у нее все достижения древней духовной культуры — от письменности, искусства и архитектуры до науки и философии. Из всех элементов, составляющих национальную идентичность тибетцев, главное место занимает их самобытная религия.

Буддизм пришел в Тибет в VII веке — его традиции принесли с собой жены 33 по счету царя Сронцзена Гампо, одна из которых была непальской, а другая — китайской принцессой. К XI — XII векам стараниями выходцев из Индии позиции буддизма в Тибете значительно окрепли — повсюду выросли крупные монастыри, не только ставшие центрами учености и образования, но и закрепившие за собой право на духовное руководство Тибетом (в Европе тибетский вариант буддизма принято называть ламаизмом).

Древнейшей религией тибетцев был бон, представлявший собой причудливое сочетание шаманской магии и анимизма. Приверженцы этого культа именовали себя «бон-по». Значение слова «бон» до конца не выяснено. По мнению некоторых ученых, оно означало шаманское заклинание, бормотание магических формул. Кое-где эта религия сохранилась до наших дней, но уже в измененной форме, впитав в себя многие элементы буддизма.

Высшим божеством бона почитается милостивый Кун-ту-бзанг-по — владыка неба, земли и подземного мира, который сотворил вселенную из слизи, а живых существ из яйца. Ему подчиняются другие божества: владыка хаоса в образе голубого орла, 18 мужских и женских божеств живой природы и несметная рать второстепенных божков — полулюдей-полузверей с крыльями, головами и туловищами волков, змей или свиней.

Древние тибетцы верили в духов и демонов, обитающих в горах, озерах, реках, дуплах деревьев или камнях. Высоко в горах и сегодня можно увидеть каменные курганы (ларцзе) — немых свидетелей культа гор. В XVII веке ламы из монастыря Дрепунг неподалеку от Лхасы ввели теократическую систему правления во главе с Далай-ламой («далай» — «безмерный океан»).

Нынешний XIV далай-лама остается для соотечественников владыкой Тибета, где бы он ни находился. Давно живущий в эмиграции Далай-лама ведет неустанную борьбу за свободу, права и достоинство своего народа, за что в 1989 гoду был удостоен Нобелевской прeмии мира. Панчен-лама — второй после далай-ламы духовный вождь Тибета. В 1950 году X панчен-ламе было всего 12 лет. Поначалу он поддерживал Пекин и пользовался благоволением китайских властей, но в 1960 годах он обнародовал список китайских преступлений в Тибете и публично высказал надежду на обретение независимости, за что на 14 лет угодил в тюрьму.

До самой смерти в 1989 году панчен-лама в меру своих сил вел борьбу за сохранение культуры и природы Тибета. Далай-лама признал его новым воплощением шестилетнего Гедуна Чеки Ньима, но через несколько дней мальчик и его родители исчезли при загадочных обстоятельствах, а китайцы возвели на трон панчен-ламу по собственному выбору. Величайшая святыня Тибета — Джокханг, первый буддийский храм, основанный в 641 году.

У входа в храм возвышается каменный обелиск IX века в память о заключенном в те давние времена договоре о добрососедстве. Надпись на нем гласит: «Тибет и Китай сохраняют за собой те земли и границы, которыми владеют в настоящее время. Все, что к востоку — это Китай, а все, что к западу — вне сомнения земли великого Тибета. Ни одна из сторон не пойдет друг на друга войной и не станет захватывать чужие земли».

В наши дни эта надпись звучит, как мечта и заветное чаяние всех тибетцев. Еще в 50 годах XX века в Тибете насчитывалось около 600 тысяч монахов и свыше 6000 монастырей, которые были подлинными центрами тибетской культуры. В храмах хранились золотые изваяния, древние картины и множество других драгоценных реликвий. Здесь же располагались библиотеки, в которых наряду со священными текстами бережно хранились трактаты по медицине, астрологии и политике.

Обширная высокогорная страна, состоящая из самых высоких на планете хребтов и вершин Памира, Тибета и Гималаев, по праву считается «крышей мира». Она расположена на территории Таджикистана, Кыргызстана, Китая, Индии, Непала, Бутана и Бирмы.

Отношение XIV Далай-ламы к другим религиям строится на основе полной веротерпимости. Он призывает к широкому диалогу и совместному поиску решений проблем, стоящих перед человечеством. Его святейшество пользуется огромным уважением во всем мире как выдающийся духовный лидер и государственный деятель.

Заоблачное плато Тибетского нагорья окружено с юга высочайшими горами планеты — Гималаями, а с севера — суровыми горами Куньлунь. В древности все важнейшие торговые пути азиатского континента обходили стороной этот недоступный край.

Тибет — одно из самых загадочных и недоступных мест на планете. Высоко в горах высятся уединенные буддийские монастыри. Выше всех (на высоте 4980 метров) расположен монастырь Ронгпху. О том, что жизнь в Тибете течет по особому, предписанному властями руслу, туристы узнают, когда приходится получать разрешение на въезд и путешествовать только по дозволенным маршрутам под бдительным оком проводника.

Резиденцией далай-ламы был дворец Потала в священном городе Тибета — Лхасе. Сегодня в молитвенных и тронных залах дворца царит запустение. В зале совета тибетского правительства устроено кафе, а на крыше дворца развевается китайский флаг. Лхаса стала типичным коммунистическим городом с широкими улицами, памятниками на перекрестках и плац-парадом перед дворцом Потала.

Бесследно исчезли старые дома и узкие тенистые улочки. За последние 30 лет население города выросло в несколько раз. Мантра — это молитва-заклинание, представляющее собой особый магический набор слогов. Тибетцы верят, что постоянное повторение — а по возможности и начертание — мантр может высвободить скрытую в них энергию. Самая знаменитая мантра «Ом мани падме хум» стала своего рода символом веры в ламаизме.

Знак «ом» — это древнеиндийское обращение к Высшей Сущности. «Мани» означает на санскрите «алмаз, драгоценный камень», «падме» — «в лотосе», а «хум» — призыв силы. Символика этих простых слов поистине огромна. Лотос ассоциируется прежде всего с глубиной -он тянется к свету из водных глубин, чтобы распуститься на поверхности прекрасным цветком.

Раскрывающийся цветок символизирует переход из незримого мира в мир видимый, а мани — алмаз, собирающий в себе огромную энергию и наполняющий ею царство лотоса. Ступа (санскрит «вершина, холм») — буддистское культовое сооружение, стоящее отдельно либо входящее в состав храмового комплекса и предназначенное для хранения реликвий, статуэток Будды и священных текстов.

Приходящие поклониться святым местам паломники вращают молитвенные барабаны. В некоторых храмах диаметр таких барабанов достигает 2 метров, и прокрутить их можно только усилиями нескольких человек.

Корпоративные мероприятия москва, fatal на сайте http://nika-art.ru.

Получился целый реферат про Тибет, который в народе называют Братом — и вот еще отличное видео про Тибет:

А вокруг расстилался безбрежный Тибет. Это приподнятое на 4500- 5500 метров всхолмленное плато размером более чем Западная Европа и ограниченное самыми высокими горами в мире, казалось как бы специально сотворенным на случай Всемирного Потопа в виде «Вечного Материка». Здесь можно было спастись от надвигающейся и сметающей все на своем пути волны, но выжить было проблематично.

Редкая травка покрывала землю, но на высоте более 5000 метров и она исчезала. Травинки росли на расстоянии 20- 40 см ДР5Т от друга; было удивительно, что такое крупное животное как як, способно прокормиться здесь. Но Великий Созидатель предусмотрел и эту возможность.



А на участках плато, расположенных выше 5000 метров, можно было видеть только ржавый мох, да камни.




Везде и всюду на Тибете можно было заметить красивые горные вершины. Они казались совсем небольшими, но мы знали, что их абсолютная высота составляет 6000- 7000 метров над уровнем моря. Волей-неволей я вглядывался в детали каждой из этих тибетских вершин, пытаясь увидеть там людей, - слова Николая Рериха о том, что иногда на неприступных тибетских вершинах видят странных людей, невесть каким образом попавших туда, не давали мне покоя. Я помнил рассказы гималайских йогов о сверхлюдях Шамбалы и знал, что они обитают именно здесь, на Тибете. Но странных людей мне увидеть не удалось; показалось только несколько раз.



Холмистые места сменялись абсолютно ровными участками. Воспаленное воображение тут же рисовало здесь аэропорт, куда могли бы приземляться самолеты и привозить людей, чтобы они могли поклониться цитадели человечества на Земле - горе Кайлас. Наша главная земная Родина - «Вечный Материк» - заслуживала этого. Но я знал, что на такой высоте самолеты не могут совершить посадку и взлет, - слишком разрежен воздух.




На таких ровных участках нам нравилось останавливаться, чтобы перекусить. Чем-то ласковым веяло от этой земли, и мы, усевшись на землю, нежно поглаживали и похлопывали ее, - заложенное в подсознании слово «цитадель» и через тысячелетия влияло на нас. Завхоз Сергей Анатольевич Селиверстов доставал из пищевого мешка шоколад, орехи, изюм, печенье, воду, но есть не хотелось. Воду мы пили, а еду с трудом пихали себе в рот. Мы подспудно понимали, что нам здесь не хотелось нормально жить, нам хотелось… выживать, как это делали наши далекие - Далекие предки.

Чем далее мы продвигались на северо-запад, тем больше становилось песка. Вскоре появились красивые барханы. Мы выбегали из машины и, как дети, кидались друг в друга песком. А потом песок стал показывать свои «прелести». Прежде всего, это были пылевые бури, которые сопровождались грозовыми разрядами без дождя. Такие бури не только прижимали человека к земле и заметали его песком, но и останавливали автомобиль.


Наверное, такими барханами занесло тибетский Вавилон - подумал я.




А бури шли одна за другой.

Но самым неприятным было то, что в носу появлялись камни или, как говорится по народному, - каменные козюльки. Дело в том, что из-за влияния высокогорья из слизистой носа выделялась сукровица, на которую налипал мелкодисперсный песок, который постепенно как бы каменел. Вытаскивать эти каменные козюльки, забивавшие весь нос, было сущим наказанием. Кроме того, после удаления внутриносового камня шла кровь, на которую опять налипал песок, имеющий склонность каменеть.

Рафаэль Юсупов большую часть времени в районе барханов провел в специальной марлевой маске, пугая своим видом не только тибетцев, но и нас. Он так привык бывать в маске, что даже курил через нее. Правда, каменные козюльки выковыривал из носа не реже нас.




Он же, Рафаэль Юсупов, постоянно учил нас дышать в условиях высокогорья. Когда мы ложились спать, то у нас возникал страх задохнуться, из-за чего мы всю ночь натужно дышали, боясь заснуть.



В крови должно накопиться достаточное количество углекислоты, чтобы она раздражала дыхательный центр и переводила акт дыхания на рефлекторно-бессознательный вариант. А вы, дураки, своим натужным сознательным дыханием сбиваете рефлекторную функцию дыхательного центра. Терпеть надо до того, пока не задохнешься, - читал он нам нотации.

Первая ассоциация, которая возникает с природой Тибета — это горы, Гималаи, вершина мира. И да, они величественны, они прекрасны, я никогда не забуду то чувство, когда увидела впервые Эверест из иллюминатора самолета, точнее, его вершину, парящую над облаками. В голове не укладывалось, как там, а небе некоторые люди стояли своими ногами!

И я искренне восхищаюсь теми, кто решился на эту авантюру, хоть и ровно на столько же считаю их сумасшедшими. Про Эверест обязательно напишу чуть дальше, а начать хочу с озер.
Вот не смутил меня тот факт, что на карте Тибета полным полно голубых пятен, и как-то особенно я была поражена следующему, что открылось моему взгляду уже на подлете к аэропорту Лхасы. Озера здесь совершенно потрясающие — огромные, неземного глубокого цвета, и каждое совершенно особенное.

Первое озеро, водой которого довелось умыться — Ямдрок Цо, это было самое начало экспедиции, когда мы проехали свой первый пятитысячный перевал, и немножко спустились на высоту 4650 метров.
Его еще называют Ямджо Юмцо, бирюзовое озеро, считается, что оно постоянно меняет свой цвет, и его оттенки нельзя увидеть дважды. Я очень даже склонна согласиться с этой легендой.
И ни один объектив, как бы не старался фотограф, не передаст эту глубину и сочность красок. Озеро считается священным, вокруг него так же ходят Кору, и согласно преданию, если оно высохнет, то жизнь в Тибете исчезнет. На одном из берегов Ямдрок Цо находится единственный в стране монастырь, где настоятельницей является женщина.

Следующее озеро, на берегу которого мы жили, и в котором даже некоторые отчаянные женщины купались (я же, признаюсь, ограничилась тем, что помочила ножки) — Манасаровар.
Легендарное «живое» озеро, в котором живет Парвати, жена Шивы, и откуда мы впервые увидели Кайлас.
Говорят, что вода из него смывает грехи.
Буддисты ее пьют, а индуисты предпочитают купаться.
Над озером возвышается один из самых известных монастырей — Чиу Гомпа, здесь какое-то время провел в медитации Падмасамбхава.

Рядом расположено второе не менее священное озеро — Ракшас Тал, «мертвое».
Таковым оно считается из-за того, что в его водах нет ни рыб, ни водорослей, а все из-за повышенного содержания серебра. По легенде озеро создал предводитель ракшасов, демон Равана, и на острове посреди озера каждый день приносил в жертву Шиве свои головы, когда у него осталась одна голова, Шива сжалился, и наградил того сверх-способностями.
Место считается важным для тантриков, как очень сильный энергетический центр.
Омовения в озере совершают для того, чтобы оставить в нем все старое и обнулиться, а вот пить воду нельзя, якобы отравишься. Ну, легенды легендами, а мне почему-то именно здесь захотелось хлебнуть водицы. Во-первых, не отравилась, во-вторых, она вкусная. А я для себя решила, что таким образом мертвой водой убиваю свои страхи и переживания, в конце концов, все убеждения мы создаем себе сами.

Между озерами есть естественная протока длиной 10 километров, и когда она наполняется водой, считается, что наступает баланс во всем мире. Как вы понимаете, это природное явление давненько не наблюдалось.

Еще одно большое озеро — Пейку Цо мы проезжали по дороге к базовому лагерю Эвереста.
Да, кстати, на берегах всех озер частенько можно встретить такие пирамидки из камней. Складывают их местные для того, чтобы душа умерших, пока она находится в чистилище, себя хорошо чувствовала, или как-то так.

Ну и в конце не могу не показать то, к чему в душе стремятся, наверно, все альпинисты — крышу мира. Где-то неподалеку от поселка Тингри есть несколько смотровых площадок, с которых открывается вид на Эверест и близлежащие восьмитысячники.
Встретить там рассвет — бесценно! И да, Шива с Буддой явно нам благоволили, ибо показали все горы, даже те облака, которые норовили в какие-то моменты их закрыть, расходились за считанные минуты.
И последней точкой, после которой мы начали спускаться вниз, стал базовый лагерь Эвереста.
Говорят, со стороны Тибета он особенно красив, конечно, чтоб убедиться в этом, нужно еще разок взглянуть на него со стороны Непала. В сентябре не сезон, и лагерь пуст, поэтому мы могли вдоволь насмотреться и наснимать эту великую гору со всех доступных нам ракурсов.
И да, дух захватывает, и понимаешь, насколько ты, человек — ничтожен в сравнении в природой.
И просто слезы наворачиваются от осознания того, что тебе хоть чуть-чуть удалось прикоснуться к этой легенде, ну ладно, пусть не прикоснуться, но хоть посмотреть своими глазами, а не на фотографиях. В то утро кем-то из нас была произнесена ключевая фраза:
— Ради таких моментов и стоит жить..