Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Презентация природные зоны африки. Презентация на тему "природные зоны африки". Работа с доской

Класс: 7

Цели урока:

  • Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов и саванн, дать характеристику климата, почв этих зон, растительного и животного мира;
  • Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
  • Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: ИКТ, исследовательский метод, игровой метод.

Оборудование: карта «Природные зоны мира», «Климатические пояса», таблицы с изображением «Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», атласы, учебники, природные зоны Африки таблица, презентации.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Введение в тему

– Ребята! Вы все любите смотреть кино и, наверное, большинство из вас видели фильм «Секретные материалы». Вспомните, кто были главными героями фильма? (Агенты Скалли и Малдер)

(Таблички с именами вешаются на доску).

– В чем заключалась деятельность агентов? (Расследование секретных дел и таинственных событий, изучение секретных документов)
– Сегодня на один урок я предлагаю вам стать секретными агентами и посвятить его изучению секретных материалов. Согласны?(Да)
– Тогда разделимся на 2 отдела секретной службы нашего учреждения. Первый отдел будет называться «Скалли», второй – «Малдер» в честь агентов из фильма. Я буду руководителем ваших секретных отделов и своими полномочиями назначаю командиром первого отряда – __________________________, командиров второго отряда – ________________________. (парты каждого отдела поставлены кругом, чтобы агенты могли совещаться)
– Рассекретить материалы домашнего задания – ваше первое задание.

Командиры отрядов отмечают работу каждого агента своего отряда. Самопроверка (обмен листочками)

2. Сообщение темы урока

– По какой же теме мы станем изучать секретные материалы? Отгадать это и будет вашим вторым заданием.

Задание расшифровка криптограмм

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Я Л А И Н С Е Р Г Д В О З Ф П Ы К

Задание для отдела «Скалли»

Вопросы.

– Какие слова расшифровали вы в секретных криптограммах?
Для 1-го отдела.
– Что означает слово «гилея» в переводе на русский язык? (Лес)
– Как вы думаете, какому разделу будет посвящен наш урок?
Для 2-го отдела.
– Что означает слово «Саванна» в переводе на русский язык? (дикая первобытная равнина, высокотравная степь)
– Ваша версия. Какой теме посвящен наш урок? (Природные зоны Африки)

(Учитель открывает тему на доске)

Слайд 2. Ярусность у растений помогает найти свою нишу огромному разнообразию животных. В верхних ярусах, где сосредоточена вся зелень, где много цветов, плодов, семян, много и потребителей – это насекомые, миллионы видов птиц, обезьяны. В нижнем ярусе леса встречаются пасущиеся виды. Это мелкий африканский оленек, кистеухие свиньи, родственники жирафа-окапи.
Слайд 3. У берегов водоёмов встречаются редчайшие животные на Земле – карликовый бегемот, ростом всего 80 см.
Слайд 4. Крупных хищников здесь нет, самый крупный здесь леопард.
Слайд 5. Но, наверное, нет на свете интереснее животных, чем обезьяны. Самый ближайший к нам родственник – шимпанзе. У нас с ним поразительно схожие анатомо-физиологические признаки, даже болезни и группы крови одинаковы. Зубов, как и у нас 32, рост около 170 см, вес 80 кг. Шерсть состоит из примерно такого же количества волос, как и тело человека. Торс тоже сходен, правда, у шимпанзе 13 пар рёбер, а у человека 12. Шимпанзе не выносит громких воплей, кроме собственных. По 6-8 часов в сутки обезьяны тратят на кормёжку, за 3-4 часа обезьяна съедает больше, чем человек за сутки. В полдень они устраиваются на деревьях и отдыхают. За день обезьяны проходят до 50 км.
Слайд 6. Настоящим бичом Африки является маленькая муха цеце, являющеюся переносчиком опасного заболевания вызывающую падеж скота и сонную болезнь у человека.
Слайд 7. Однако здесь есть свои рекордсмены. Это лягушка-голиаф – самая крупная лягушка в мире, длина её 35 см, вес 3,5 кг.
Слайд 8. Ахатина – самая крупная улитка, длина её достигает 38 см, вес 900 грамм.
Слайд 9. К наземным обитателям относятся мелкие копытные, редчайшие на Земле родственники жирафа – окапи, обитающие только в Африке.
Слайд 10. В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные человекообразные обезьяны – гориллы, которые так же больше нигде не встречаются.
Слайд 11. Змеи, ящерицы, термиты. Во все ярусах распространены муравьи, в т.ч. кочующие муравьи, передвигающиеся длинными колоннами и истребляющие все живое на своем пути.

– В гилее побывал еще один специальный агент, который прислал в разведцентр такое сообщение: « Для человека, который сюда попадает, бывает только два приятных дня: первый, когда, ослепленный сказочной пышностью гилеи он считает, что попал в рай, и другой – когда, близкий к сумасшествию, он покидает этот зелёный ад, спеша назад».
Так чем же страшны влажные экваториальные леса Африки? Почему их называют зелёным адом?. Он прислал также секретные донесения, в которых указал причины такого названия, но, для соблюдения секретности перемешал истинные причины с неверными.

Задания отделам: выберите только те причины из донесений, которые подтверждают слова секретного агента.

Донесение для отдела «Скалли»

1. Душно, много гниющей древесины, трудно дышать.
2. Труднопроходимые пески.
3. Сухопутные пиявки, после укуса которых трудно остановить кровь.
4. Много зверей.
5. Сильные заморозки по утрам.
6. Вода в водоёмах содержит столько микробов, что даже умываться опасно.
7. Густые приземные туманы, плотные, словно ватная стена.

Донесение для отдела «Малдер»

1. Сложно передвигаться из-за зарослей, за день иногда можно продвинуться только на 1-2 км.
2. Множество кровососущих насекомых
3. Снежные заносы.
4. Отсутствие пресной воды.
5. Много ядовитых змей, лягушек, пауков.
6. Много углекислого газа в приземном слое, в результате стесняется дыхание, люди жалуются на нехватку кислорода, удушье.

Влажные экваториальные леса Африки – это страна настоящих чудес живой и неживой природы.
– Мы с вами тоже проживаем в лесной зоне. Агент секретной службы Богачев Михаил провел настоящее исследование. Он сравнил лес умеренных широт Русской равнины и лес экваториальной Африки. Просмотрим результаты этой работы.

– Выступление учащегося с представлением результатов исследовательской работы.

Сравнительная характеристика смешанных лесов Русской равнины и влажных экваториальных лесов Африки.

Слайд с основными положениями исследовательской работы.

Смешанные леса Русской равнины

Географическое положение . Центр Восточно-Европейской равнины, умеренные широты
Рельеф . Равнинный, холмистый.
Климат . Умеренный пояс. Умеренные воздушные массы – выделяются четыре сезона года.
t июля – +16-18 о C, t января – –10-12 о С, осадков – 600-700 мм в год,
прохладная зима, теплое лето, достаточное или избыточное увлажнение
Почвы . От дерново-подзолистых до серых лесных, плодородие небольшое.
Растительность . Мелколиственные породы, хвойные породы деревьев: берёза, осина, ель, сосна, кустарники, травы. Многоярусность.
Животный мир . Многообразие корма вызывает многообразие животных: бурый медведь, лось, косуля, белка, куница, тетерев, дрозд, дятел, летучая мышь и другие.

Влажные экваториальные леса Африки

Слайд «Пейзаж лесов Русской равнины и зоны влажных экваториальных лесов Африки».
Содержание слайда:

ВЫВОД.

Исследуемые территории имеют черты сходства в рельефе, в избыточном увлажнении и высокой степени антропогенного вмешательства.
Различие состоит в географическом положении, климатических условиях, контрастных типах почв и представителях флоры и фауны.

Учащийся: Изучая африканские влажные экваториальные леса, я решил сравнить ее с зоной смешанных лесов русской равнины.

Объектом исследования стали зоны влажные экваториальные леса в Африке (показ на карте) и смешанные леса цента Русской равнины Евразии. Используя атласы «Природа России», атлас материков и океанов, я сравнил эти территории по основным признакам (слайд на проекторе):

  • Географическое положение.
  • Рельеф.
  • Климат.
  • Почвы.
  • Растительность.
  • Животный мир.

В ходе исследования я установил, что данные территории имеют черты сходства и различия. Сходство можно выделить в рельефе: обе территории равнинны, изменены антропогенным вмешательством, т.е. распаханы, используются как пастбища. Прослеживаются эрозионные формы рельефа. В климате влажных экваториальных лесов Африки и смешанных лесов Русской равнины выделяется общая черта – это избыточное увлажнение обеих территорий. Здесь же я заметил и яркие черты различия – это смена четырех времен года с отрицательными температурами зимой на территории Русской равнины и положительные, достаточно высокие температуры в африканских экваториальных лесах. Существенные различия есть и в типах почв, и в представителях флоры и фауны.
Таким образом, можно сделать выводы, что на земле можно выделить два пояса лесов, совершенно не похожих друг на друга: леса умеренного пояса и леса экваториального пояса.

Специальные агенты секретной службы географического общества передали нам из Африки секретные видеоматериалы. Нам нужно разгадать, о каких чудесах идет в них речь.

Просмотр видеофрагмента о саванне

Выступление учащихся ______________________________________ с презентацией растительного и животного мира саванн. (по ходу просмотра презентаций учащиеся заполняют таблицу)

Слайд 1. о высокотравная степь с редкостными деревьями. Зона саванн как гигантская подкова огибает африканский дождевой лес, занимает около 40% площади
Характерной чертой растительного мира саванны являются разбросанные повсюду небольшие группы деревьев и кустарников или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего главным образом из крупных злаков.
Слайд 2. Основная черта природы – сезонность. В сухой сезон ветер приносит песчаную пыль, высушивает почву, травы высыхают, деревья сбрасывают листву. В сезон дождей вся природа оживает. Природа саванн уникальна, из видового состава растений здесь преобладают ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания.
Слайд 3. Характерна т.н. слоновая трава, достигающая высоты до 8 м, являющаяся любимой пищей слонов.
Слайд 4. Среди деревьев, безусловно, необходимо назвать баобабы, диаметр ствола, которого может достигать 10 м. Высота их 25м, ствол очень толстый, обхват – 45м, верхушки такого ствола венчают раскинутые во все стороны крупные ветви, образуя крону до 50м в диаметре. У африканских народов существует такая легенда. Творец, создав это дерево, посадил его во влажной почве у реки. Баобаб стал жаловаться на сырость. Тогда Творец пересадил его на склон горы, но и здесь было ему неуютно. Рассердившись, Творец вырвал его из земли и бросил, оно упало на сухую землю саванн, и с тех пор растет вверх корнями. Живут баобабы до 5000 лет. К засушливому сезону накапливают влагу до 120 литров. Древесина его мягкая, пористая, часто поражается грибками, вредителями, так образуются дупла. Были найдены дупла, в которых можно разместить сразу 30 человек. Поскольку влаги в саване недостаточно, то это дерево имеет толстые, мощные корни, уходящие вглубь на десятки метров, захватывая огромное постранство. Всё странно в этом дереве. Цветки появляются на деревьях без листьев. На длинных цветоножках с веток свисают шарики-почки, которые раскрываются вечером или ночью, и появляются крупные белые цветы с приятным запахом. Их опыляют летучие мыши. К утру цветки уже увядают. Плоды баобаба любимое лакомство обезьян. Баобаб кормит, поит. Одевает людей. Его листья отваривают и едят как овощи, его плоды съедобны, из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому его ещё называют лимонадным деревом. Из коры получают необыкновенно прочные волокна, из которых изготавливает рыбацкие сети, мешки, бумагу, одежду.
Слайд 5. Полые стволы используют как кладовки и жилища, а когда-то как тюрьмы. Пытаясь дотянуться до листьев, слоны порой валят этих гигантов. Тогда поедают не только листья, но и древесину. Эти деревья необычайно живучи. Поваленные баобабы быстро пускают новые корни, восстанавливают древесину. Даже если в дереве устраивают жилище, оно все равно цветет и плодоносит. Отмирает он иначе, чем другие деревья, он постепенно оседает и как будто рассыпается, оставляя после себя груду волокна и грубой коры.
Слайд 6. Также встречается пальма дум,
Слайд 7. Масличная пальма,
Слайд 8: акации с характерной зонтичнообразной кроной, образующие самые светлые заросли, так как у них листья мелкие и повёрнутые ребром к солнцу.
Слайд 9. На границе с полупустынями, где влажный сезон длится всего 2-3 месяца в году распространены сухие колючие кустарники и редкостоящие жесткие травы. Встречаются молочаи – древовидные растения, имеющие мясистые стебли и ветви, лишенные листьев и покрытые колючками. Которые, приспосабливаясь к сухому климату, накапливают в них запас влаги.

Слайд 2. Нигде в мире нет такого большого скопления крупных животных, как в африканской саванне. Это разнообразные антилопы, полосатые зебры, жирафы.
Слайды 3-5. Жирафы самые высокие животные саванн. Взрослые особи могут достигать роста до 6 метров, весить тонну, а детеныши появляются на свет 2 метрового роста. Длина шеи 3 метра, крошечная голова с двумя рожками, обтянутыми кожей и непомерно большими ушами. Его яркая окраска помогает маскироваться в тени деревьев. Бегает жираф со скоростью 60 км/ч. Питаются они листьями с верхушек деревьев, кормятся они утром и во второй половине дня, когда спадает жара. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Они долгое время считались немыми. Но ученые обнаружили у них хорошо развитые голосовые связки: они общаются при помощи блеяния и похрюкивании. Есть неверное представление, что жирафы не спят. В действительности они дремлют стоя, бывает, спят, по-настоящему положив голову на спину, но спят очень недолго – минут 5. Браконьеры охотятся на жирафов ради их крепкой кожи и вкусного мяса. Пятнистая шкура послужила причиной появления невероятных легенд, древние египтяне считали жирафов потомками верблюдов и леопардов.
Слайд 6. Водятся в саванне и самое крупное сухопутное животное – слоны, буйволы, носороги, которые почти истреблены человеком.
Слайды 7-9. Слон африканский – самое крупное наземное млекопитающее, высотой до 4-х метров, весом до 12-ти тонн.
Слайды 10-11. Полосатые лошадки – зебры.
Слайд 12. По берегам рек и озер встречаются бегемоты (масса до 3т). Такое разнообразие связано с обилием пищи.
Слайд 13-15. Травоядным животным сопутствуют хищники – гепарды, леопарды, львы, шакалы, гиены, в реках крокодилы.
Слайд 16-18. Саванна богата птицами. Здесь и самая маленькая – нектарница и самая крупная на Земле птица – африканский страус. Страус – самая крупная птица, его рост достигает 2,6 метра; вес более 100 кг.
Слайд 19. Птица марабу встречается только в Африке.
Слайд 20. Из хищных, выделяется своим обликом и повадками птица – секретарь. Она охотится за мелкими грызунами и змеями, а поймав – затаптывает их ногами.
Слайд 21. Фламинго – птица с самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Фламинго с древних времен считали сказочной птицей. Розовый фламинго отличается своей окраской цвета утреней зари. В природе мало столь же захватывающих зрелищ, как одновременный взлет полумиллионной стаи фламинго. Эти птицы кормятся на мелководье, изгибая шею так, что клюв становится перевернутым. Края клюва снабжены мелкими роговыми пластинами и зубчиками, при помощи которых фламинго отфильтровывают из воды крохотные остатки растений, мелких лягушек и других животных. Чтобы насытится, птица должна съесть четверть массы своего тела. Именно за счет содержащихся в пище веществ, птица и приобретает свою окраску, если их не хватает, птица светлеет, а когда нет совсем, становится грязно-белой. Сколько живут эти птицы на воле неизвестно, но в неволе их продолжительность жизни достигает 30 лет. Поражает также и то, что эти птицы живут на Земле несколько миллионов лет, известны их останки в возрасте 30 млн. лет. Ученые утверждают, что фламинго видели еще динозавров.

– Что вы узнали о растительном и животном мире саванн?

– В наш разведцентр поступило еще два секретных сообщения от агентов секретной службы. Попробуйте отгадать, о чем идет речь в этих сообщениях.

Учитель читает первое сообщение:

«Было далеко за полночь, когда я лег спать в хижине. Внезапно меня что-то разбудило. Я услышал какое-то шуршание в сухих листьях на крыше. На пол шлёпнулся скорпион, потом сороконожка, из всех щелей вылезали насекомые, и все они поспешно устремлялись к двери. Моя собака скулила. А ручную обезьянку била мелкая дрожь, у нее просто зуб на зуб не попадал. Да что с ними? Я посмотрел в окно. Ночь была тихая и ясная. Кругом всё казалось безмятежно спокойным. Почему же волнуются животные? И насекомые куда-то побежали... Странно!
Внезапно мой помощник, обычно безупречно вежливый, ворвался в хижину без стука. В его глазах стоял ужас.
– Сэр, – закричал он, – если вам дорога жизнь, немедленно уходите из дома. Здесь!..»

– Что так напугало животных, насекомых и людей? (Муравьи-хищники.)
– Почему же все в джунглях боятся этих муравьев? (В тропиках Африки водятся муравьи-хищники – дорилусы и эситоны. Огромными массами (до миллионов особей) путешествуют они, уничтожая на своем пути насекомых, моллюсков, ящериц, змей и даже, мелких удавов. Нередко они загрызают также птиц, мелких зверей, оставляя только косточки.)

Учитель читает второе сообщение:

«Эта птица достойна уважения и восхищения. Мало того, что это – самая высокая и тяжелая птица в мире, так он еще и бегает быстрее лошади. А некоторые люди даже умудряются прокатиться на нем с ветерком. Скажу сразу, они не закапывают голову в песок. Это всего лишь миф. Когда я узнала, что означает название этой птицы, то была немного удивлена. С греческого языка оно переводится как «воробей-верблюд», а с азербайджанского – «верблюжья птица». Но причем здесь верблюд?
– О какой африканской птице идет речь? Почему ее так назвали? (Презентация . Все мы знаем, что страусы очень быстро бегают. Они могут развивать скорость до 50 км/час, а на коротких дистанциях могут разогнаться и до 70 км/час. Во время бега эти птички совершают огромные шаги, длина которых составляет 3,5-4 метра. Такое не под силу больше ни одной другой птице. Гигантские шаги он совершает благодаря особому строению мускулистых ног, которые оканчиваются всего двумя мощными уплощенными пальцами. Похожее строение конечностей можно наблюдать у многих представителей парнокопытных, а особенно у верблюдов. Отсюда и пошло латинское название страуса – Struthio camelus.Еще одним «сходством» с верблюдом является его способность долгое время обходиться без воды и увеличивать температуру тела на 3-4 С° в жаркое время суток. Это необходимо для уменьшения испарения влаги тела. А ночью они расходуют «собранное» за день тепло для обогрева себя и кладки яиц»)

– Какие еще животные и растения обитают в гилее и саванне? Выберите представителей органического мира, типичных для природной зоны:.

Текст для отдела «Скалли»

Влажных экваториальных лесов: сейба, птица-секретарь, баобаб, горилла, эбеновое дерево, окапи, фикус, гепард, масличная пальма, лев, жираф

Текст для отдела «Малдер»

Саванны: сейба, птица-секретарь, баобаб, горилла, эбеновое дерево, окапи, фикус, гепард, масличная пальма, лев, жираф

Еще одно секретное донесение:

Определите природную зону по описанию.

«Цвет африканских сезонов круглый год один и тот же – зеленый. Только в один период зеленый цвет чист, ярок, а в другой – блеклый, словно выцветший… В сухой сезон земля превращается в камень, трава – в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдает её деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… почти каждый день дождь то хлещет мощной струей, то сыплет мелкой водяной пылью. Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!». Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». Натягивают на себя все, что имеют из одежды, повязывают головы платками, разжигают на улицах костры, лишь бы унять дрожь». (Л. Почивалов)

4. Обобщение. Работа с сигнальными карточками.

– Определите, какой природной зоне соответствуют характеристики. Покажите соответствующую карточку.

  • Занимает около трети материка, особенно в северной части.
  • Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.
  • Занимает почти 40% площади материка.
  • Осадки весь год, особенно после 12 часов дня.
  • Выделяют сухой и влажный сезоны.
  • Почвы практически отсутствуют.
  • Почвы красно-желтые ферралитные.
  • Богатые перегноем красно-бурые почвы.
  • Лесная растительность расположена ярусами.
  • Растительность сосредоточена в оазисах.
  • Преобладают травы и редко стоящие деревья.
  • Самое ценное растение – финиковая пальма.
  • Много деревьев с ценной древесиной.
  • Самые распространенные деревья – баобаб и зонтичная акация.
  • Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.
  • Обезьяны, леопард, окапи – обитатели этой зоны.

Природные зоны Африки еще таят в себе много загадок и тайн. А вы сегодня заработали полное право называться секретными агентами географической службы. Вы успешно прошли сегодняшнее испытание и выполнили все задания, и в знак этого получаете удостоверения секретных агентов и получаете за урок следующие оценки:

5. Итог урока

– По какой теме мы рассматривали сегодня секретные материалы?
– Составьте сенквейн к нашему разговору.

6. Домашнее задание: параграф 20, презентация о пустынях Африки или сообщение о влиянии человека на природу материка

Африка – самый жаркий материк планеты Земля. Линия экватора, проходящая через центр Чёрного континента, симметрично делит его площадь на разные природные зоны. Характеристика природных зон Африки позволяет сформировать общее представление о географическом положении Африки, об особенностях климата, почвы, растительного и животного мира каждой из зон.

В каких природных зонах расположена Африка

Африка является вторым по величине материком нашей планеты. Данный континент с разных сторон омывается двумя океанами и двумя морями. Но главная его особенность – симметричное расположение к экватору. Иными словами, линия экватора горизонтально делит континент на две равные части. Северная половина намного шире южной части Африки. В результате, все природные зоны Африки расположились на карте с севера на юг в следующем порядке:

  • саванны;
  • переменно-влажные леса;
  • влажные вечнозелёные экваториальные леса;
  • переменно влажные леса;
  • саванны;
  • тропические пустыни и полупустыни;
  • субтропические вечнозеленые жестколистные леса и кустарники.

Рис.1 Природные зоны Африки

Влажные экваториальные леса

По обе стороны от экватора расположилась зона влажных вечнозелёных экваториальных лесов. Она занимает достаточно узкую полосу и характеризуется многочисленными осадками. Кроме того, она богата водными ресурсами: по её территории протекает глубочайшая река Конго, а берега омывает Гвинейский залив.

Постоянное тепло, многочисленные осадки и повышенная влажность привели к формированию буйной растительности на красно-жёлтых ферраллитных почвах. Вечнозелёные экваториальные леса удивляют своей густотой, непроницаемостью и разнообразием растительных организмов. Их особенность – многоярусность. Она стала возможна вследствие бесконечной борьбы за солнечный свет, в которой принимают участие не только деревья, но и эпифиты, и вьющиеся лианы.

В экваториальных и субэкваториальных зонах Африки, а так же в лесистой части саванны обитает муха цеце. Её укус смертельно опасен для человека, так как она является переносчиком «сонной» болезни, которая сопровождается страшной болью в теле и лихорадкой.

Рис. 2 Влажные вечнозелёные экваториальные леса

Саванны

Количество осадков напрямую связано с богатством растительного мира. Постепенное сокращение дождливого сезона приводит к появлению засушливого, и влажные экваториальные леса постепенно сменяются переменно влажными, а далее переходят в саванны. Последняя природная зона занимает наибольшую площадь Чёрного континента, и составляет около 40 % от всего материка.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Здесь наблюдаются всё те же ферраллитные почвы красно-бурого цвета, на которых произрастают преимущественно различные травы, злаки, баобабы. Невысокие деревья и кустарники встречаются значительно реже.

Отличительной чертой саванны являются кардинальные перемены во внешнем виде – сочные тона зелёного во время сезона дождей резко блекнут под палящим солнцем в засушливые периоды и становятся коричнево-жёлтого цвета.

Саванна уникальна и богатством животного мира. Здесь обитает большое количество птиц: фламинго, страусы, марабу, пеликаны и другие. Она поражает обилием травоядных животных: буйволы, антилопы, слоны, зебры, жирафы, бегемоты, носороги и многие другие. Они же являются пищей для следующих хищников: львов, леопардов,гепардов, шакалов, гиен, крокодилов.

Рис. 3 Африканская Саванна

Тропические пустыни и полупустыни

В южной части материка господствует пустыня Намиб. Но ни она и никакая другая пустыня в мире не может сравниться с величием Сахары, которая состоит из каменистой, глинистой и песчаной пустынь. Сумма осадков за год в сахаре не превышает 50 мм. Но это не говорит о том, что земли эти безжизненные. Растительный и животный мир достаточно скуден, но он есть.

Из растений следует отметить таких представителей, как склерофидные, суккуленты, акация. В оазисах произрастает финиковая пальма. К засушливому климату смогли приспособиться и животные. Ящерицы, змеи, черепахи, жуки, скорпионы могут долгое время обходиться без воды.

В ливийской части Сахары расположен один из красивейших оазисов в мире, в центре которого расположилось большое озеро, название которого буквально переводится как «Мать Воды».

Рис. 4 Пустыня Сахара

Субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники

Самыми крайними природными зонами африканского континента являются субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники. Они расположены на севере и юго-западе материка. Для них характерно сухое, жаркое лето и влажная, тёплая зима. Такой климат благоприятствовал образованию плодородных коричневых почв, на которых растут ливанский кедр, дикая маслина, земляничное дерево, бук и дуб.

Таблица природных зон Африки

Данная таблица для 7 класса по географии поможет сравнить природные зоны материка и разобраться в Африке какая природная зона преобладает.

Природная зона Климат Почва Растительность Животный мир
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники Средиземноморский Коричневая Дикая маслина, ливанский кедр, дуб,земляничное дерево, бук. Леопарды, антилопы, зебры.
Тропические полупустыни и пустыни Тропический Пустынные, песчаные и каменистые Суккуленты, ксерофиты, акации. Скорпионы, змеи, черепахи, жуки.
Саванны Субэкваториальный Ферроллитные красного цвета Травы, злаки, пальмы, акации. Буйволы, жирафы, львы, гепарды, антилопы, слоны, бегемоты, гиены, шакалы.
Переменно-влажные и влажные леса Экваториальный и субэкваториальный Ферроллитные буро-желтого цвета Бананы, кофе, фикусы, пальмы. Термиты, гориллы, шимпанзе, попугаи, леопарды.

Что мы узнали?

Сегодня речь шла о природных зонах самого жаркого континента Земли – Африки. Итак, ещё раз назовем их:

  • субтропические вечнозеленые жестколистные леса и кустарники;
  • тропические пустыни и полупустыни;
  • саванны;
  • переменно-влажные леса;
  • влажные вечнозелёные экваториальные леса.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 817.

Цель урока: продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов, саванн и пустынь, закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон.










Почвы Красно-желтые ферраллитные Содержат много железа Органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв Происходит заболачивание Климат Экваториальный пояс Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие t и С t я С осадков мм Дожди идут равномерно в течении всего года








Субэкваториальный пояс Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие t и С t я С Осадков мм Выделяются сезоны: сезон дождей - лето сезон засухи -зима Почвы Красно-бурые саванн Плодородные Органические вещества накапливаются в сухой сезон Климат









Климат Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие t и С t я С Осадков менее 100мм Почвы Тропические пустынные Мало перегноя Много минеральных солей. Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.



Цель урока: продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов, саванн и пустынь, закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон.










Почвы Красно-желтые ферраллитные Содержат много железа Органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв Происходит заболачивание Климат Экваториальный пояс Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие t и С t я С осадков мм Дожди идут равномерно в течении всего года








Субэкваториальный пояс Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие t и С t я С Осадков мм Выделяются сезоны: сезон дождей - лето сезон засухи -зима Почвы Красно-бурые саванн Плодородные Органические вещества накапливаются в сухой сезон Климат









Климат Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие t и С t я С Осадков менее 100мм Почвы Тропические пустынные Мало перегноя Много минеральных солей. Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.



Конспект урока географии по теме "Природные зоны Африки". 7-й класс

Учителя географии: Нестеровой Ольги Александровны

Цели:

    Образовательные : закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;

    Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.

Планируемые результаты:

а) Личностные:

1. Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации.
2. Коммуникативные навыки - владение основными навыками работы в группе.
3. Ответственность и адаптивность - личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

б) Метапредметные:

1. Познавательные действия - включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
2. Коммуникативные действия - обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично.
3. Закрепление умений работать с информацией - находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

в) Предметные:

1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного и животного мира.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, листы заданий и бланки для групп, жетоны, атласы, карты природных зон мира и Африки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.

– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач.

– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.

II. Деление на группы

– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции, взяв листочки разного цвета. К этим листочкам мы с вами еще вернемся.
Сегодня у нас еще есть одна причина считать урок необычным.

Мы сегодня совершим увлекательное путешествие по материку … АФРИКА.
– Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?

III. Проверка домашнего задания

Группы выбирают себе карточку, после минутного обсуждения, выходят к доске и выполняют задание. Задания на карточках:

1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)
2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП)
3. Подпишите ВМ в тех поясах, где их господствует только одна. (ЭВМ, ТВМ)

Дополнительное задание:

1. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП)
2. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы переходят летом и зимой)
3. Подпишите ВМ в переходных поясах.
4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон года наиболее влажный в этом климатическом поясе.

Вывод:

    Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны?
    О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)

    Раздаются карточки с кроссвордами

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала. Команды по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая высокая температура + 58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ.
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)
12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)

– Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».
– А какие природные зоны вы знаете?
– Посмотрите на листочки, которые вы брали при делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему?

    Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса

    Желтый – пустыни

    Желто-зеленый – саванны и редколесья.

– Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны?– Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.

IV. Определение целей урока

– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?

    Какие природные зоны есть на материке Африка;

    Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;

    Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;

    Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;

    Приспособленность растений и животных к различным условиям;

    Использование природных зон человеком.

Внимание экспедициям!

– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны.
Каждая экспедиция выбрала для изучения природную зону. После изучения дополнительного материала, карт атласа, вы заполняете опорный конспект. Итогом вашей работы будет выступление. На ваших столах лежит карточка с названием должности эксперта в этой экспедиции: капитан, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи. Выбирайте выступающего, того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе.

V. Работа в группах.

Время для групповой работы ограничено – 10 минут.
На рабочем столе найдите папку «Природные зоны Африки. 7 класс»
В этой папке файлы:

    Опорный конспект;

    Справочные материалы;

    Карты Африки.

– Можно использовать раздаточные материалы у вас на столе. Не забудьте о распределении обязанностей, чтобы все успеть. 2-3 минуты ищите материал, выделяете, подчеркиваете, затем заполняете конспект.

Пока ребята ищут информацию. Ответственный за заполнение открывает опорный конспект.

– Мы с вами уже определили, в каком климатическом поясе расположена природная зона. Заполняйте!

VI. Защита своего проекта (2 минуты на каждую группу.)

– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки?

3. Работа с доской.

Установите соответствие:

Характеристика

1. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом.
2. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы.
3. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года.
4. Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.
5. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...
6. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.
7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой.
8. Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание.
9. Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.

Природная зона

1. Влажные экваториальные леса
2. Саванны и редколесья
3. Пустыни

– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Первичное закрепление», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
– Обратите внимание, как много нового мы узнали о природных зонах.

VII. Первичное закрепление

1. По фрагментам определить природную зону.

2. По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения.

VIII. Рефлексия
– Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось?
– Что было для вас самым интересным?
– Что было для вас сложным?

IX. Домашнее задание:

– Когда будете уходить, возьмите ваши опорные конспекты, чтобы учить дома.

Творческое задание

    составить опорный конспект по другой природной зоне

X. Итог урока. Выставление оценок