Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Правильный процесс сброса сточных вод. Нормы для сбрасываемых сточных вод и схемы сброса

Сточные воды это отходы промышленных предприятий, а также выпавшие осадки на территорию организаций и продукты жизнедеятельности людей.

Все предприятия могут сбрасывать сточные воды в канализационные системы, либо в водоёмы, только при наличии соответственного разрешения. Оно выдаётся органами местного управления по месту расположения предприятия. Также необходимо заключить договор с Водоканалом на приём сточных вод .

Контроль по сбросу

Обязателен контроль со стороны организации, которая и осуществляет водоотведение. Прежде всего, проверяется состав на загрязняющие вещества, а также различные микроорганизмы. Идёт сверка с данными декларации, которую предоставляет каждое предприятие по наличию вредных веществ.

Работа по контролю включает в себя несколько пунктов:

  • Отбор на предприятии стоков.
  • Проведение анализа.

Все плановые работы по контролю (отбору) стоков проводится не чаще 1 раза в три месяца, но не реже 1 раза в год. Но в некоторых случаях может проводиться внеплановая проверка, если обнаружены:

  • Несоответствия с данными внесёнными в декларацию о составе и содержанию, а также выявлены запрещённые вещества.
  • Возникновение аварии, нарушения всей системы водоотведения.
  • Если выявлены нарушения при сбросе, в том числе без применения очистительных систем.
  • Если в ходе проверок были обнаружены нарушения, которые было предписано устранить.

Если стоки предприятий имеют специфические загрязнения, то их сброс ограничивается следующими требованиями: они не должны пагубно влиять на работу сетей, а также на материал труб (не откладываться на стенках) и всех очистительных сооружений.

В составе должно быть не более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ. Температура не должна быть выше 40 градусов, а РН должен быть нейтральным 6,5 и не превышать 9.

Ни в коем случае не должны сбрасываться воды, имеющие в составе вещества, которые могут образовывать взрывоопасные смеси, ядовитые газы, а также вредные примеси, мешающие биологической очистке стоков . Если стоки имеют вредные вещества, то они предварительно в обязательном порядке должны очищаться.

Допустимые нормы (вещества, не указанные в таблице, сбрасывать запрещено).

Сброс на рельеф

Если вблизи организации или предприятия нет никаких водоёмов, то остаётся сбрасывать сточные воды на рельеф. Они должны быть очищенными, сброс неочищенных стоков на рельеф запрещён. Нужно получить соответствующее разрешение, проводить обязательное обеззараживание . В данном случае необходимо с органами местного управления и Роспотребнадзором согласовать точку, куда будет производиться выброс, вне зависимости от того, насколько будут очищены стоки. После очищения вода должна соответствовать ГОСТу. Допустимые нормы и качество стоков в данном случае, приравниваются к нормам сброса в водоёмы.

Для того чтобы узнать объём сбросов на рельеф, нужно провести следующие мероприятия:

  • Обязательный приезд специалистов на место.
  • Взятие проб.
  • Их консервация.
  • Правильное оформление документов.
  • Проведение анализа взятых проб.
  • Выдача документа, в котором подробно будет описан количественные показатели всех химических веществ.
  • Определение объёма производимых сбросов.

Сброс в водоёмы

Допустим при условии соблюдение всех гигиенических требований. Обязательно получение разрешения, проведение контрольных заборов на качество воды, а также сбрасываемых объёмов. Предъявляемые требования будут напрямую зависеть от водоёма и его использования. Запрещается любой сброс на территории хозяйств бытового водоснабжения, а также рыбоохранной зоны, заповедных зон и т.д.

Для того чтобы спустить уже очищенную воду в водоёмы применяют несколько выпусков: береговые и русловые. Береговые также можно разделить на две группы: затопленные и незатопленные. Для затопленных выпусков делают специальные колодцы, которые имеют выход в водоём. Соответственно незатопленные выпуски это сооружения, которые соединяют потоки под определённым углом.

Русловые выпуски обычно находятся на некотором расстоянии от береговой зоны. Их также можно подразделить: сосредоточенные и рассеивающие, а также эжекторные. На выбор метода влияет:

  • Требования санитарных служб.
  • Необходимостью разбавления стоков.
  • От уровня воды в колодце.
  • От уровня воды самого водоёма.

Сосредоточенные выпуски необходимы в основном для разбавления основного стока воды (подача воды из водоёма насосами), либо по следованию основного потока будет подаваться вода до определённой отметки, где уровень загрязняющих веществ будет соответствовать нормам.

Если необходимо произвести сброс в реку, необходимо применить рассеивающий выпуск. При плотности воды в стоке большей, чем в водоёме, необходимо применить высоконапорные распределители.

Глубоководный вид выпуска может обеспечить сброс большого объёма. Он позволит отнести точку выбраса далеко от берега.

На видео ниже приведен пример выпуска воды в реку Дойбица:

Какую воду можно сбрасывать в водоёмы

Сброс неочищенных стоков категорически запрещён. Предприятия должны иметь локальные очистительные сооружения . Все стоки должны пройти очистку, она может быть сделана различными методами.

Биологическая состоит из физического и биологического очищения водоёмов. Существуют несколько очистительных систем: аэротенки, биологические фильтры, специальные пруды. Основная задача - полностью удалить органические вещества, все фосфорно-азотные соединения.

Механическая очистка включает в себя удаление всех механических примесей через фильтрацию и отстаивание. Для того чтобы уловить грубодисперсные частицы, на очистительные сооружения устанавливают специальные сита и отстойники, всё это позволяет вывести более 60% нерастворимых веществ и примесей.

Если выбран способ физико-химический , то сточные воды очищаются реагентами, которые после вступления в реакцию с примесями, вызывает осадок, который не растворяется.

Химический метод позволяет очистить на 90%, а также он позволяет выделить все тонкодисперсные микрочастицы.

После очистительных мероприятий стоки должны соответствовать установлено-допустимым нормам.

Получение разрешения

Все предприятия, в том числе и промышленные, обязаны получить разрешение на сброс сточных вод. Для только что открывшегося предприятия необходимо получить в Водоканале разрешение, которое выдаётся на основании согласования. Если предприятие действующее, то у него должен быть паспорт водного хозяйства. В данном документе должны быть указанны объёмы стоков, а также их нормы, это относится к сбросу в канализацию.

Для того чтобы получить разрешение на сброс вод в водоёмы, необходимо получить:

  • Разрешение организации, которая занимается природными водными ресурсами, в каждом субъекте имеются данные органы. Она вправе приостановить действие такого разрешения, а также может вновь его возобновить.
  • Разрешение от организации по охране окружающей среды, на территории которой находится само предприятие.

Для его получения необходимо написать заявление, в котором нужно указать: реквизиты, а также госрегистрацию; местонахождение трубопровода для стока; максимальную норму сброса; расход сточных вод за год.

Разрешение может быть выдано, либо будет отказано в его получении с обязательным указанием причины. Они выдаются по инструкции, которая включает в себя все нормы отходов, которые могут находиться в сточных водах. Именно в данной инструкции указаны лимиты сброса вод, они определяются по мощности и объёмам работ данного предприятия.

Для того чтобы получить разрешение на сброс необходимо представить документы и акты:

С предприятием Водоканал заключается договор. В случае не заключения данного соглашения и использованием, как централизованной водой, так и канализационными стоками, может быть наложен на предприятие штраф.

Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод
[Водный кодекс РФ] [Глава 5] [Статья 44]

1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

3. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:

1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

4. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.


1 комментарий к записи “Статья 44 Водный кодекс РФ. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод”

    Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод

    Комментарий к статье 44

    1. Общий обзор статьи. Она состоит из четырех частей. В части 1 содержится отсылочная норма о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации. В частях 2 и 3, разде-ленных на пункты, запреты сброса сточных и дренажных вод сформулированы по территориальному при-знаку и признаку экологической ценности. В части 4 сформулирована отсылочная норма о возможности ограничения или приостановления сброса сточных или дренажных вод, а также введения дополнительных, не указанных в ч. ч. 2 и 3, запретов.
    2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в установлении повышенного уровня защиты особо ценных в экологическом отношении объектов и территорий, усилении ограничений хозяйственной деятельности при определении правового режима таких объектов и территорий.
    Сфера действия статьи охватывает, с одной стороны, хозяйственную деятельность, в результате ко-торой образуются сточные воды (коммунальное хозяйство, промышленное производство и проч.) или дре-нажные воды (сельскохозяйственное производство, перерабатывающая промышленность и т.п.), а с другой — функционирование находящихся на особом правовом режиме акваторий и территорий.
    Адресатами статьи являются водопользователи (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), субъекты экологического управления, сотрудники администраций ООПТ, иные лица, участвующие в охране водных объектов особой ценности, работники природоохранных органов, осущест-вляющие контрольно-надзорные функции.
    3. Основные понятия. Используемые в тексте комментируемой статьи термины и обороты обознача-ют место, способы, предметную сторону действий.
    3.1 Водные объекты — см. комментарий к ст. 1.
    3.2. Сточные воды — см. комментарий к ст. 1.
    3.3 Дренажные воды — см. комментарий к ст. 1.
    3.4. Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы — см. комментарий к ст. ст. 49, 50.
    3.5. Особо охраняемые водные объекты — см. комментарий к ст. 66.
    3.6 Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — см. комментарий к ст. 34.
    3.7. Зоны и округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов — см. комментарий к ст. 49.
    3.8. Рыбоохранные зоны — особо охраняемые территории, созданные с целью сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов.
    ———————————
    См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохране-нии водных биологических ресурсов» / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 5. ст. 48).

    3.9. Рыбохозяйственные заповедные зоны — водные объекты рыбохозяйственного значения или их уча-стки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов.
    ———————————
    См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохране-нии водных биологических ресурсов» / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 3.1 ст. 49).

    3.10. Сброс — привнесение путем слива, выпуска, спуска (залпового или аварийного) сточных или дре-нажных вод в водные объекты через канализационные системы или иные приспособления с места образо-вания таких вод, являющихся, по сути, отходами в жидкой форме.
    4. Статистическая справка. Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2009 г., составил 47,7 куб. км (2008 г. — 52,1 куб. км). К категории загрязненных отнесено 15,9 куб. км сточных вод (33% от общего объема).

    Сброс загрязняющих веществ со сточными водами, тыс. т.

    Загрязняющие вещества 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
    Нефтепродукты 3,7 4,6 3,1 3,1 2,5
    Взвешенные вещества 359,4 327,7 311,9 291,8 254,1
    Фосфор общий 23,4 23,3 22,6 22,1 19,3
    Фенолы 0,04 0,04 0,03 0,03 0,03
    СПАВ 2,3 2,3 2,1 2,2 1,9
    Соединения меди 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
    Соединения железа 5,6 8,2 7,3 6,2 6,1
    Соединения цинка 0,4 0,7 0,6 0,6 0,7

    5. Связи норм статьи с иными предписаниями Водного кодекса РФ.
    При толковании положений статьи 44 в литературе указывается, что в Водном кодексе РФ регулиро-ванию «использования водных объектов для целей сброса сточных или дренажных вод посвящены статья 1 (понятие «использование», «сточные воды», «дренажные воды», «водные объекты»), статья 5 (определяющая виды водных объектов), статья 11 (регулирующая представление водных объектов в пользование на осно-вании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, а в пункте 2 ч. 2 указывающая сброс сточных и дренажных вод), статьи 13 и 22 (о содержании правовых документов), статья 37 (упоминающая среди иных целей водопользования сброс сточных или дренажных вод), 38 (о ви-дах водопользования), статья 39 (регулирующая права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей), статья 55 и другие статьи главы 6 об охране водных объектов. Так, в статье 65 Водно-го кодекса РФ содержится запрет использования сточных вод для удобрения почв в пределах водоохран-ных зон» .
    ———————————
    См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. С. 262.

    6. Проблемные ситуации и трудности применения предписаний статьи. Поскольку в ней установлен ряд запретов, чаще всего сложности возникают при определении того, насколько нормы Уголовного кодек-са РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также законов субъектов Федерации отра-жают цели, смысл этих запретов, и в какой степени посягательства на водные объекты в виде запрещенных сбросов сточных или дренажных вод охватываются признаками составов экологических преступлений либо правонарушений (см. об этом комментарий к ст. 68). Значительные трудности возникают и в связи с необ-ходимостью использовать смежное законодательство об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, рыболовстве, санитарно-эпидемиологическое законодательство и др. Наконец, требуется устанавливать законность сбросов, осуществляемых в нарушение норм комментируемой статьи, по особым (исключительным) решениями уполномоченных органов.
    7. Конкретизация положений статьи 44 в актах российского законодательства. Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, как уже отмечалось, регламентируется во многих ис-точниках права. Среди них Федеральные законы:
    а) «Об охране окружающей среды», в котором устанавливается, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду необходимо установление нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты;
    ———————————
    СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

    б) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», в котором определено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
    ———————————
    СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

    Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод регламентируется также в Постановлениях Правительства РФ:
    а) от 30.12.2006 N 844, которым утверждены Правила подготовки и принятия решения о предостав-лении водного объекта в пользование. В Правилах оговаривается, какие документы необходимы для пре-доставления водного объекта для сброса сточных или дренажных вод;
    ———————————
    СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.

    б) от 10.03.2009 N 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод» ;
    ———————————
    СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.

    в) от 07.12.1996 N 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной ох-раны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», в котором для террито-рии, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, ми-неральным озерам и лиманам, пляжам, запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски) ;
    ———————————
    СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798.

    г) от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» , а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.
    ———————————
    СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 135.

    8. Нарушения запретов. Основания и виды юридической ответственности в данном случае установле-ны административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации (см. коммен-тарий к ст. ст. 68, 69). Незаконные сбросы представляют существенную опасность для водных биоресур-сов, качества вод в водных объектах, здоровья людей, могут привести к возникновению очагов инфекцион-ных заболеваний и т.п.
    Имеется большое число инфекционных заболеваний, источником которых является главным образом загрязненная незаконными сбросами вода.
    Например, в июле 2010 года в Нижегородской области причиной возникновения вспышечной инфек-ции с симптомами острого кишечного заболевания стало загрязнение одной из артезианских скважин, ис-пользуемых для водоснабжения жилого микрорайона, стоками предприятия, находящегося в процедуре банкротства.

Ежегодно количество воды, используемое человеком в бытовой и хозяйственной деятельности, растет. Соответственно увеличивается и количество загрязненных стоков, которые должны быть отведены от места проживания и жизнедеятельности людей. Природоохранное законодательство Российской Федерации строго запрещает сброс сточных вод без разработки соответствующего проекта и получения разрешения от государственных органов. Эта мера обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья населения от вредного воздействия загрязняющих веществ.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кому необходимо получать разрешение на сброс сточных вод?

Оформление разрешения на сброс сточных вод – необходимая мера в процессе разработки проектной документации для любого объекта, деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую природную среду (промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и т.д.). Даже для объектов жилищного строительства предусмотрена необходимость согласования точки сброса с Росприроднадзором.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов – Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований. Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов. Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.
  3. Этап №3 – Согласование точки сброса сточных вод с органами Росприроднадзора. Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 – Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана. На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 – Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения. Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Как мы работаем?

Специалисты компании «Экобезопасность» возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документации Свою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследований Далее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов компании «Экобезопасность» полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоков Если проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных вод Если исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзору По результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Сроки

Подготовка документов для получения разрешения на сброс сточных вод в нашей компании занимает от 10 дней. При этом на рассмотрение и выдачу разрешения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору законодательно предоставляется срок до 30 рабочих дней.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях – «Нарушение правил охраны водных объектов». В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» – ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.

Как бытовые, так и промышленные сточные воды могут представлять опасность для здоровья человека и окружающей среды, поэтому их утилизация регулируется законами и нормативными актами. В данной статье будет рассказано о том, кому может быть выдано разрешение на сброс сточных вод и что для этого требуется.

Для того, чтобы выводить сточные воды в канализационные сети населенных пунктов, естественные водоемы или грунтовые воды, промышленным предприятиям необходимо получить в соответствующих органах разрешение на сброс, а также заключить договор о приеме и сбросе стоков с Водоканалом.

Такое разрешение выдается только на основании выданного государственной комиссией акта о приемке объекта в эксплуатацию, поэтому его можно получить только по завершении строительства или реконструкции предприятия.

Сброс стоков предприятий в городов или поселков разрешается только при условии наличия у предприятия очистных сооружений, в которых должна производиться очистка стоков до соответствия установленным нормам.

Основания для выдачи разрешений на сброс стоков

Для только что построенных предприятий основанием для получения разрешения на вывод сточных вод в канализационную систему является согласование с Водоканалом, а для реконструированных действующих предприятий основанием служит паспорт водного хозяйства.

Санкция на сброс сточных вод в естественные водоемы (реки, моря, озера и т.д.) выдается на основании уведомления от органов природных ресурсов, в состав которых входит управление по охране окружающей среды.

Важно: форма, в соответствии с которой предприятием промышленности разрабатывается паспорт водного хозяйства, предоставляется канализационно-водопроводной организацией. В данной форме также указываются нормы сброса стоков и их состав.

Документы, требуемые для получения разрешения на сброс стоков

Для получения в соответствующих организациях разрешения на выведение промышленных нечистот предприятие должно представить следующую документацию:

  • Акты, подтверждающие проведенные работы по , водосточных колодцев, изоляции, фундамента, уплотнению грунта и т.д.;
  • Технические паспорта на использованные при работах оборудование и материалы;
  • Ведомость о тестировании прочности бетона в случае его использования;
  • Акты, подтверждающие положительные результаты испытания на прочность и водонепроницаемость;
  • Чертеж проекта системы, используемой для отвода стоков;
  • Свидетельство, подтверждающее выполнение антикоррозийного покрытия сварных швов и соединений, а также их диагностику;
  • Сведения о имеющихся отклонениях от изначального проекта строительства;
  • Акт на эксплуатацию системы трубопровода;
  • Акт о приеме в эксплуатацию внутренней канализационной сети предприятия;
  • Чертеж разводки канализационной сети и сантехнического оборудования;
  • Справка о присвоении данному объекту адреса и номера в реестре.

Ограничения, налагаемые на состав сточных вод

На разрешенные к выведению в канализационную систему производственные сточные воды накладывается целый ряд ограничений, связанных с их составом, такие как:

  • Запрещается допускать расход промышленных стоков, превышающий установленный лимит;
  • Содержание в воде плавающих, растворенных и взвешенных частиц, не должно превышать соответствующие нормы;
  • Сточные воды не должны вызывать повреждение и разрушение материалов, из которых изготовлен трубопровод или элементов канализационных очистных сооружений;
  • В состав сточных вод не должны входить частицы, способные привести к засорению канализационного трубопровода или появлению отложений на стенках труб канализации;
  • Промышленные стоки не должны иметь в своем составе взрывоопасных примесей, а также бактериальных загрязняющих веществ;
  • Требуемая температура стоков составляет не более 40 градусов, а величина рН – от 6,5 до 9,0;
  • В промышленных сточных водах не должны содержаться газы и кислоты, испарения которых вредны для человеческого здоровья, а также элементы, создающие помехи для биологической очистки канализации.

Условия пользования общим стоком

Получение санкции на использование общего стока для вывода производственных сточных вод, имеет свои специфические особенности:

  1. Чтобы использовать общий сток, промышленное предприятие должно получить разрешение и оформить договор в соответствующем предприятии, обслуживающем водопровод и канализацию.
  2. В случае ограниченного срока действия разрешения для продолжения использования стока по его истечении следует либо продлить срок действия договора, либо составить новый договор.
  3. Если в течение срока действия данного договора в водном хозяйстве предприятия произошли изменения, оно обязуется известить о них соответствующие управляющие организации в течение десятидневного срока.
  4. Основанием для переоформления разрешения на использование общего стока является разработка нового проекта системы канализации на предприятии.
  5. При получении предприятием права на использование недр и специальное использование технических вод, разрешение действует также и для сброса поступивших из городской водопроводной сети сточных вод.

Запреты, включенные в разрешение на сброс стоков

В любом разрешении на выведение промышленных сточных вод имеется целый перечень запретов, действующих согласно закона «Об охране окружающей среды» и связанных со сливом сточных вод в натуральные природные водоемы.

Так, в естественные водоемы запрещается сбрасывать стоки:

  • с наличием примесей, для которых не регламентированы методы анализа и предельно допустимая концентрация;
  • имеющие возможность повторного применения, например, в обратном водоснабжении;
  • промышленные стоки, для которых не проведена процедура очистки;
  • имеющие в своем составе источники инфекционных и вирусных инфекций, создающие опасность превышения эпидемиологического порога;
  • являющиеся конечными продуктами обезвреживания технологических и бытовых отходов;
  • включающих в себя нефтесодержащие вещества и строительные отходы.

Организация выдачи разрешений на сбрасывание стоков

Выдача разрешений на выведение промышленных сточных вод организована в соответствии с инструкцией о выдаче разрешений.

Данная инструкция разрабатывается соответствующими управляющими органами отдельно для каждого конкретного региона.

В инструкции регламентируются как условия выдачи или отказа в выдаче разрешения на сброс, так и процедура его получения.

Кроме того, данным документом предусматриваются приостановка и возобновление действия ранее полученного разрешения на выведение промышленных сточных вод.

Основанием для получения разрешения на вывод стоков в натуральные водоемы служит заявление, включающее в себя:

  • Перечень всех реквизитов предприятия, включающий в себя его государственную регистрацию;
  • Сведения о месте, в котором производится сброс сточных вод;
  • Средние годовые показатели расхода сточных вод с утвержденными предельными нормативами.

В случае отказа в получении разрешения на сброс сточных вод органы, принимающие решение, обязаны указать причину отказа.

В процессе хозяйственной и бытовой деятельности человека потребляется огромное количество воды, которая после использования образует немалое количество загрязненных различными веществами стоков. Все их требуется отводить в окружающую среду, причем делать это нужно таким образом, чтобы не наносить ей вред (или хотя бы минимизировать его до приемлемых пределов). Эта проблема с каждым годом приобретает все большую остроту. Водопотребление в промышленности, сельском хозяйстве и в быту постоянно растет, причем стоки в итоге оказываются все более и более загрязненными.

Согласно действующему российскому природоохранному законодательству , сброс неочищенных сточных вод запрещен, и тем предприятиям и частным лицам, которые его допускают, грозят немалые штрафы . Более того, для особо злостных нарушителей, которые многократно и злостно нарушают правила и нормативы сброса стоков, не заботятся об их очистке от вредных примесей, предусмотрена даже уголовная ответственность .

Для того чтобы соблюсти все требования, предъявляемые сейчас к сбросу сточных вод, необходимо использовать специализированные очистные сооружения. Одним из их наиболее известных и авторитетных отечественных производителей является компания «Флотенк». Она уже в течение многих лет разрабатывает, изготавливает на собственных производственных мощностях, монтирует, запускает в эксплуатацию и обслуживает оборудование и сооружения, предназначенные для очистки сточных вод самого различного происхождения и состава.

Куда разрешено сбрасывать сточные воды?

Допустимые сбросы сточных вод промышленным, сельскохозяйственным и транспортным предприятиям, а также объектам жилищно-коммунальной сферы разрешается осуществлять в централизованную или локальную канализацию, или, при условии их должной очистки — непосредственно в окружающую среду, то есть в открытые водоемы или на определенные участки рельефа. Во многих случаях необходимо получать разрешение на сброс сточных вод, особенно тогда, когда речь идет об их отведении на объекты особого режима природопользования.

Одним из важнейших условий сброса стоков являет то, что содержание вредных для окружающей среды и здоровья человека веществ в них не должно превышать предельно допустимые концентрации, которые указаны в соответствующих нормативных документах. Компания «Флотенк» успешно решает эту задачу , проектируя и выпуская именно такие системы очистки, которые позволяют их пользователям в полной мере соблюсти эти требования. Следует особо заметить, что каждый из таких комплексов оборудования учитывает особенности сточных вод в каждом конкретном случае, и обеспечивает наиболее эффективную сепарацию именно тех загрязнений, которые в них присутствуют.

Сброс сточных вод в канализацию

Централизованными канализационными системами сейчас обеспечены все крупные населенные пункты. Эти инженерные комплексы включают в себя абсолютно все компоненты, которые необходимы для сбора сточных вод с большого количества объектов, их транспортировки на очистные сооружения, сепарации механических, биологических и химических примесей, обеззараживания и отвода в окружающую среду. Следует, однако, заметить, что сброс и очистка сточных вод в таких системах далеко не всегда организована в полном соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства и экологическими нормами.

Многие системы централизованной канализации устарели и физически, и морально, требуют модернизации. Эти работы успешно проводят специалисты компании «Флотенк». На их счету несколько весьма масштабных реализованных проектов по реконструкции централизованных канализационных сетей, которые обеспечивают сброс очищенных сточных вод в природную среду (водоемы, на рельефы) в полном соответствии с самыми современными экологическими нормами.

Сброс сточных вод в водоемы

Сброс сточных вод в водные объекты является одним из наиболее распространенных способов отведения стоков. Он регламентируется особенно жесткими требованиями к очистке, причем совершенно не случайно. Дело в том, что многие водоемы являются источниками как технической, так и питьевой воды (причем во многих случаях — единственными для целых мегаполисов, как, например, Нева для Санкт-Петербурга), и поэтому их загрязнение вредными примесями чревато далеко не только экологическими бедствиями.

Именно поэтому те очистные сооружения, с которых осуществляется сброс сточных вод в реки, озера и другие водоемы, с точки зрения эффективности и надежности должны быть действительно безупречными. Именно такие комплексы разрабатывает и выпускает компания «Флотенк». При их создании в полной мере учитываются все параметры стоков (причем с учетом их возможных сверхнормативных объемов), обеспечивается возможность постоянного мониторинга и контроля сброса.

Сброс сточных вод на рельеф

Согласно статистике, объем сброса сточных вод на рельеф постоянно растет, причем, согласно действующему российскому законодательству, в каждом отдельном случае на него требуется получать разрешение, производить необходимые согласования с соответствующими контролирующими органами. Эта необходимость основывается на положениях статьи №5 Административного регламента Ростехнадзора , утвержденного приказом МПР Российской Федерации №288 от 31 октября 2008 года . В принципе, этот документ гласит, что разрешение нужно только для сброса сточных дренажных вод, стоков промышленных и жилых объектов в водные объекты, однако контролирующие органы мотивируют требование получать разрешения для сброса и на рельеф, поскольку с него они могут попадать в реки, пруды, озера, водохранилища и т.п.

На рельеф допускается отвод только тех стоков, которые прошли предварительную очистку, соответствуют нормативам по содержанию в них загрязняющих веществ и являются безопасными для окружающей среды. Современное очистное оборудование, позволяющее добиться именно таких кондиций, проектирует и выпускает компания «Флотенк». В ее арсенале есть немало стандартных и отлично продемонстрировавших себя на практике решений, которые специалисты быстро адаптируют под конкретные условия функционирования. Кроме того, «Флотенк» разрабатывает, выпускает и монтирует «под ключ» системы отчистки стоков, отводимых на рельеф, по индивидуальным заказам, с полным учетом их состава, динамики сброса, особенностей ландшафта и прочих важных факторов.

Сброс хозяйственно-бытовых сточных вод и стоков предприятий

Сброс загрязненных сточных вод хозяйственно-бытового и промышленного происхождения без их отчистки также недопустим. Оборудование, необходимое для сепарации содержащихся в них механических, биологических и химических примесей в обязательном порядке входит в состав канализационных систем, проектируемых и изготавливаемых компанией «Флотенк». То же самое касается и систем, предназначенных для использования на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, а также на объектах транспортной инфраструктуры. При проектировании таких комплексов специалисты компании «Флотенк» производят расчет параметров сброса сточных вод, определяют их состав, и на этой основе разрабатывают, изготавливают, устанавливают и запускают в эксплуатацию очистные системы.