Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Поздравления с днем службы горючего и смазочных материалов. Поздравления с днем службы горючего армии россии

Службы тыла незаслуженно забываются. О них не услышишь в рекламных речах военкомов и вербовщиков. В их честь не дают грандиозных концертов. Но это никак не умаляет значение их деятельности. Ни один род войск не способен вести активные боевые действия без доставки боеприпасов, питания, горючего, ремонта техники.

Военнослужащие Службы горючего (СГ) выполняют задачи обеспечения, как в мирное время, так и в условиях военных действий.

Значение Службы в условиях ведения современных войн сложно переоценить. Солдаты и офицеры отмечают свой праздник 17 февраля .

Исторически служба ещё молода. В преддверии наступающей войны руководство страны создаёт управление снабжения горючим. Развитие танковых войск и авиации не осталось незамеченным. Своевременное обеспечение ГСМ становится важней задачей. За пять лет до Великой Отечественной К. Ворошилов подписывает приказ о создании СГ ВС.

Возглавил службу в сложный период ее становления, русский военачальник – Николай Николаевич Мовчин. Он вёл разработки структуры службы до официального приказа. Созданная им стратегия мобилизации в последующие десятилетия легла в основу мобилизационной деятельности страны. К сожалению, полковник Мовчин был арестован по «делу Тухачевского» и расстрелян в 1938 году. Доброе имя Мовчина восстановлено осенью 1956 года.

Серьёзное испытание прошли военнослужащие буквально в первые годы становления службы. На озере Хасан войска израсходовали 8000 тонн топлива за две недели. За лето 1939 года служба поставила войскам на Халхин-Гол 87000 тон ГСМ. Зимние условия войны с Финляндией потребовали поставить 217000 тонн.

Огромный вклад внесён в развитие СГ в советское время генералом Никитиным. Бессменный руководитель службы на протяжении трёх десятков лет, смог реформировать её работу, доведя функционал до автоматизма. Части и подразделения превратились в сложный сегмент структуры обеспечения. Обрастая дополнительными структурами, служба быстро обеспечивала растущие потребности вооружённых сил.

В Великую Отечественную Никитин руководил одним из отделов Службы. Он обеспечивал непрерывные поставки ГСМ в армии и дивизии. Военный период показал, что военнослужащие ГС такие же советские бойцы, способные на самопожертвования ради своей Родины. Солдаты и офицера каждодневно совершали подвиги, осуществляя подвоз горячего на передовую под огнём противника. Их вклад в дело Победы не менее важен, чем подвиг десантников, танкистов, лётчиков. Вовремя доставленное горячее порой решало исход сражений, влияя на общее положение дел фронта.

При генерале Никитине в службе началась научная работа по улучшению топливных характеристик. В основном это касалось реактивных видов топлива. Генерал был одним из разработчиков транспортной системы трубопроводов. Его усилиями такая система была применена в Афганистане. Совместные усилия СГ и трубопроводных войск позволили создать транспортную сеть протяжённостью 1200 километров.

Сегодня в ведении службы оперативные вопросы хранения и транспортировки ГСМ в любую точку страны или мира. Доставка осуществляется морем, по воздуху и суше. Военные специалисты осуществляют заправку, обслуживают склады, автозаправки и базы разного назначения.

Рост оборота горючего в армии и флоте говорит о постоянном совершенствовании нашего оборонного потенциала, готовности вооружённых сил отразить любую атаку вероятного противника.

С чувством огромного уважения поздравляем ветеранов, солдат, офицеров Службы горючего с профессиональным праздником!

Служба горючего Вооруженных Сил Российской Федерации - одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил России. Ее история началась 17 февраля 1936 года, когда по Приказу Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 024 было создано Управление по снабжению горючим - Служба горючего ВС СССР.

Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан - за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.


В суровые годы Великой Отечественной войны личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее - фронту!». При обороне Ленинграда, когда единственный путь к городу через Ладожское озеро подвергался непрерывным бомбардировкам, офицеры-горючники проявили беспримерное мужество и героизм.

Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера, в рекордно короткий срок, был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942-го по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только войска, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.


Высочайшая оценка работе Службы горючего была дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А.М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего, не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.

В послевоенные годы, годы бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решение этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки.

Для достижения этих задач и разработки новых методов и средств в работе службы, в том числе, еще в 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня - 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии).


И сегодня Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных сил России - обеспечение войск горючим и смазочными материалами и ракетным топливом. В своем составе Служба имеет: центры обеспечения горючим и техническими средствами; соединения и части трубопроводных войск; автомобильные части заправки горючим; склады и базы горючего, склады ракетного топлива; ремонтные заводы и ремонтные мастерские службы горючего; лаборатории горючего; подразделения подвоза ракетного топлива и различные вспомогательные организации; 25-й ГосНИИ Минобороны России.

Есть профессии мало заметные поверхностному взгляду, но от исправной работы представителей которых очень многое зависит. Безусловно, к таким специальностям относится деятельность многочисленных работников Службы горючего ВС РФ. Значимость боеготовности сил армии для нашей страны всегда была велика, а без налаженной работы Службы горючего поддерживать эту готовность попросту невозможно. Даже странно, что на официальном уровне до сих пор не установлен для этой структуры собственный профессиональный праздник.

История

В 1936 году именно 17-го февраля согласно приказу № 24 за подписью Наркома Обороны Советского Союза вышел приказ о создании новой структуры – «Управления по снабжению горючего», впоследствии – «Службы горючего Вооружённых сил Советского Союза». Первым её главой стал инженер-полковник Николай Мовчин. В дальнейшем новое ведомство с честью выполняло возложенные на него обязанности и обеспечило победы нашей армии во всех многочисленных вооружённых конфликтах, в которых ей пришлось с тех пор участвовать вплоть до наших дней.

Естественно, что с распадом СССР название структуры несколько изменилось, но прежними остались и суть её деятельности, и ответственный, компетентный подход к своему делу. До сих пор, к сожалению, профессиональный праздник военнослужащих и работников ведомства празднуется полуофициально, на общественных началах и именно в годовщину основания Службы – то есть 17 февраля. Большинство военных считают, что подобное положение должно быть исправлено.

Традиции

Поскольку официального статуса дата 17 февраля не имеет, то празднование её производится внутри ведомства. Хотя и охватывает огромное количество людей. Ведь в составе Службы горючего состоят и постоянно работают:

  • специальные центры по обеспечению войск топливом и техническими средствами;
  • многочисленные части трубопроводных войск;
  • базы и склады;
  • ремонтные предприятия и службы;
  • специализированные лаборатории и транспортные подразделения, множество вспомогательных организаций;

Имеется даже собственный НИИ.

Во всех этих структурах 17 февраля проходят торжественные собрания, вручаются награды, премии и подарки наиболее отличившимся специалистам. Ну а праздничное застолье ждёт уже дома, так как на службе военным выпивать не положено.

Сегодня в Вооружённых Силах применяется более 200 марок горюче-смазочных материалов. Ежегодно в войсках расходуется порядка 2 миллионов тонн ГСМ.
В 2015 году планируется построить 5 современных топливо-заправочных комплексов на аэродромах Домна, Ахтубинск, Чкаловский, Кольцово, Курск, а также провести проектно-изыскательские работы для строительства 6 топливно-заправочных комплексов в 2016 году.
В настоящее время Минобороны России завершает государственные испытания универсального авто-топливозаправщика. Имея повышенную вместимость (12-14 тонн), он способен одновременно перевозить несколько видов горючего. Специальная защитная оболочка цистерны делает ее пуленепробиваемой. Универсальная раздаточная система позволяет организовать массовую заправку военной техники.
В интересах Вооруженных Сил продуктивно работает 25-й Государственный научно-исследовательский институт химмотологии. На сегодняшний день это единственная научно-исследовательская организация, располагающая полным комплексом испытаний компонентов ракетного топлива, горюче-смазочных материалов и технических средств нефтепродуктообеспечения в России.
Аналогичные институты имеются только в США, Германии и Франции.
На снабжение Вооружённых Сил начали поступать масла и арктическое топливо, которые в конце 2014 года прошли испытания в Арктике и могут применяться при температуре –65°С и будут использоваться арктической группировкой.
Разработанное в России дизельное топливо на 60-градусном морозе не вызывает проблем с запуском двигателей.
Ряд компонентов ракетного топлива с использованием наночастиц алюминия увеличивает почти на 20% его плотностью и энергоёмкость, что позволит увеличить вместимость так называемой полезной нагрузки.
Институт продолжает заниматься альтернативным ненефтяным сырьем. Проходит испытания образец синтетической нефти и авиационного синтетического топлива из природного газа. Проводятся исследования по получению моторных топлив из угля.
Также ведутся разработки топлива для гиперзвуковых летательных аппаратов. Рецептура создана, и та энергетика, которая аккумулирована в этом топливе, позволит нашим изделиям превысить скорость 5 махов.

Продолжаются работы по разработке, испытаниям и принятию к применению новых марок компонентов ракетного топлива и ГСМ, в том числе ракетное горючее с повышенной энергоёмкостью для нового поколения крылатых ракет ВВС и ВМФ большой дальности.
Справочно:
17 февраля 1936 года по Приказу Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 024 было создано Управление по снабжению горючим - Служба горючего ВС СССР.
Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан - за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего.
С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.
В суровые годы Великой Отечественной войны Красная Армия и Военно-Морской Флот израсходовали свыше 16 млн. тонн различных сортов горючего Красной Армии, личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее - фронту!».
Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера в рекордно короткий срок был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942-го по март 1943 года в город было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только войска, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.
По свидетельству Маршала Советского Союза А.М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего не была сорвана ни одна операция.
Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.
В послевоенные годы, годы бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для ее решения потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки. В 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня - 25-й ГосНИИ по химмотологии.
В 2014 году трубопроводный батальон бригады МТО Западного военного округа в кратчайшие сроки осуществил передислокацию железнодорожным транспортом и развернул полевой магистральный трубопровод общей протяженностью 125 км на трех разобщенных направлениях и осуществил подачу по нему питьевой воды от имеющихся артезианских скважин до населенных пунктов Судакско-Феодосийского района Республики Крым, где в мае прошлого года наиболее остро сложилась обстановка с обеспечением водой.

Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает Служба горючего ВС РФ, основанная 17 февраля 1936 года как Управление снабжения горючим РККА. Уже тогда стало ясно, что будущая война — война моторов, а бензин стали называть «кровью войны». Постоянный «кровоток» и обеспечивает эта служба на протяжении десятков лет.

Понятно, что история снабжения войск топливом началась гораздо раньше — как только в российской армии появились машины и корабли с двигателями, работающими на нефтепродуктах. В 1877 году в России началась эксплуатация первого в мире танкера «Зороастр». Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (242 тонны) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. В 1900 году на русском флоте было 20 эсминцев типа «Новик», работавших на мазуте, а к концу 1917 года их стало уже 30.

Первые моторы Первой мировой

В российской императорской армии уже в 1914-м году был сформирован первый бронеотряд. Всего же на фронтах Первой мировой в войсках использовалось до 10000 легковых и грузовых автомобилей, 700 самолетов и порядка 300 броневиков. На железных дорогах действовал мотоброневагон «Заамурец». Ежемесячный расход горючего составлял более двух тысяч тонн автомобильного и до 450 тонн авиационного бензина. Для подвоза топлива и боеприпасов в дивизионе зенитных броневиков «Руссо-Балт» тип «Т» были даже специальные бронемашины. Всего же в войска за годы войны было поставлено 1,2 миллиона тонн горючего.

В середине 30-х годов был разработан специальный бронированный транспортер топлива на базе легкого танка Т-26 . Он был предназначен для снабжения танковых подразделений на передовой, но в серию так и не пошел.

Хасан и Халхин-Гол

Боевое крещение служба приняла в 1938-м году, во время конфликта с японскими войсками на озере Хасан. Тогда было израсходовано 8,5 тысяч тонн горючего, а на Халхин-Голе — в десять раз больше: 86,7 тысяч тонн было поставлено для танков, бронемашин, грузовиков и тягачей. Несмотря на многосоткилометровое «плечо подвоза» механизированные части РККА были обеспечены достаточном количеством бензина и солярки.

Великая Отечественная. Борьба за нефть

Но самая сложная задача возникла перед службой горючего в годы Великой Отечественной. В 1941-м году были потеряны значительные запасы топлива, нефтеперерабатывающие заводы эвакуировались из Одессы, Херсона, Бердянска. В Грозном и Баку начались активные буровые работы для увеличения объемов добычи. Недаром в 1942-м Гитлер направил свой главный удар на Сталинград. Ведь захватив его, он открывал путь не только к главным нефтепромыслам СССР на юге, но и перерезал важнейшую речную магистраль, по которой нефть и нефтепродукты доставлялись в центр страны. Но даже когда противник подступил к Волге, баржи — под огнем — продолжали перевозить такое нужное горючее. Всего же армия и флот за годы войны потратили более 16,4 миллионов тонн топлива.

«Второй Баку»

В годы войны для увеличения объемов добычи нефти началась активная геологоразведка в регионе Поволжья и Урала, названном «Вторым Баку». Так появились нефтегазопромыслы в Татарстане, Башкортостане, Ухте и Нарьян-Маре.

Бензин для блокадного Ленинграда

Ленинград, осажденный гитлеровскими войсками, нуждался буквально во всем. По дну Ладожского озера был проложен трубопровод длиной 27 километров, по которому в город поставлялось топливо. С июня 42-го по март 43-го по нему было перекачено более 47 тысяч тонн горючего всех видов.

«Дорога жизни» через Саланг

Для обеспечения группировки советских войск в Афганистане были построены магистральные полевые трубопроводы протяженностью 1200 километров, по которым для 40-й армии было доставлено 5,4 миллиона тонн нефтепродуктов. Трубы пытались повредить всеми способами, а мирные жители стремились добыть немного содержимого для обогрева жилищ. Служба горючего постоянно устраняла последствия аварий и диверсий.

Топливо вместе с другими грузами шло через тоннель Саланг. Боевики постоянно устраивали засады на советские конвои, и профессия водителя автоцистерны с горючим была смертельно опасной.

Огонь, вода и не медные трубы

Профессионалы строительства мобильных трубопроводов не раз участвовали в спасательных операциях во время чрезвычайных ситуаций. Трубопроводные подразделения службы горючего подавали не бензин, а воду, чтобы потушить пожары. В том числе жарким летом 2010-го. Два трубопроводных батальона перекачали более одного миллиона тонн воды, чтобы затушить и обводнить горящие торфяники. 15 августа 2010 года командир трубопроводного взвода лейтенант Николай Кузьмин попал в огненную ловушку вместе со своим подразделением, но, проявив мужество и профессионализм, провел бойцов через огонь, за что был награжден Орденом Мужества.

Участвовали бойцы службы и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Питьевая вода шла по «военным» трубам в разрушенные землетрясением города Армении в 1989-м. А в 2014-м трубы, проложенные военными, стали наполнять уже Северо-Крымский канал, чтобы обеспечить города Крыма водой, которой Украина пыталась лишить жителей мятежного полуострова.

Горючее для современной армии

Ежегодно ВС РФ потребляют около двух миллионов тонн различных видов топлива и масел. Для своевременного снабжения в ближайшие годы будет закуплено более 900 грузовиков-цистерн. Также планируются внедрение новых легких композитных труб из стеклопластика, разработка арктического автотопливозаправщика, универсальной лаборатории, контейнеров для транспортировки компонентов жидкого ракетного топлива и автомобильного топливозаправщика для ВДВ.