Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Постоянная медитация прозрения в жизни. Для чего нужна медитация и что она даёт человеку

При помощи медитации можно научиться избавляться от своих эмоций и концентрировать внимание на нужном объекте. Каждое религиозное учение всегда рассказывает о возможности сосредоточения и концентрации своего внимания на определенном предмете. Религия учит, как владеть внутренним состоянием, чтобы освободиться от суеты, окружающей нас, иначе говоря, от всевозможных эмоций.

Человек, владеющий такими методами, способен взглянуть на собственную жизнь с другой стороны. Это позволяет ему быстро находить решение возникшей проблемы.

Что говорит о медитации современная психология

Главной целью медитации считается доведение психики человека до состояния высокой сосредоточенности. Если ежедневно заниматься медитацией, можно добиться уменьшения или отсутствия повышенной эмоциональности. Это всегда помогает человеку быстро адаптироваться в социальном мире, который его окружает.

После постоянных упражнений медитацией, человек начинает ощущать состояние полета, у него всегда хорошее настроение. На него уже не действуют внешние воздействия, свои внутренние переживания он видит со стороны.

Практическая медитация придерживается определенных ритуалов, которые помогают человеку быстро и с большим эффектом добиваться нужного состояния.

Сегодня известно много самых разных способов медитации. Каждый из них доступен любому начинающему медиуму. Постепенно человек развивает свои способности, ему становятся доступны более сложные приемы, при помощи которых можно отрешиться от своих эмоций.

Сотни лет назад человечество уже знало о медитации. Известный греческий философ Платон пользовался ею совместно со своими учениками, чтобы достичь философского экстаза. Благодаря такому состоянию они могли глубже осмысливать окружающую жизнь и делать открытия в математике.

Религия и медитация

В любой мировой религии встречаются элементы медитации. К примеру, индийские йоги пользуются ею для достижения полного религиозного освобождения. При помощи медитации, христиане достигают полного единения со своим Богом. Они используют Иисусову молитву, выполняющую в этом случае роль индивидуальной мантры.

Ученый мир и медитация

Ученые психологи всегда обращали свое внимание на процесс медитации. В свое работе «Психология восточной медицины», хорошо известный швейцарский психиатр Юнг, обозначил важное значение медитации в психотерапевтической практике.

Практические основы медитации

По сути дела, медитацию можно смело назвать духовной практикой. С ее помощью достигается полная сосредоточенность на конкретном внешнем предмете. Она помогает регулировать внутреннее состояние, оказывает помощь в подавлении отрицательных эмоций.

Для медитации внешним предметом может стать вид океана или аудиозапись, применяемая в современных способах медитации. В некоторых случаях пользуются горящими свечами, слушают тихую музыку.

Для медитации внутреннего состояния в большинстве случаев используют дыхание. Все внимание должно быть сконцентрировано на выдохе.

О медитации можно говорить, как об очень простой практике. Чтобы добиться положительного результата, нужно заниматься ею постоянно. Ежедневные занятия дают возможность научиться быстро достигать нужного состояния. Они позволяют забыть об отрицательных эмоциях, открывают перед человеком возможность правильно оценить возникшую жизненную ситуацию, быстро найти правильный выход.

С чего нужно начинать

Первым упражнением должно быть концентрирование дыхания. Такое упражнение считается основой любой восточной медитации. Когда происходит сосредоточенность на своем дыхании, ваш ум получает возможность избавиться от повседневных «мысленных скачков». Конечно, полностью избавиться от этого невозможно, но и не нужно из-за этого переживать. Достаточно вернуться к концентрации своего дыхания.

Если такие упражнения со своим дыханием выполнять каждый день в утренние и вечерние часы в течение десяти минут, то можно будет скоро почувствовать их эффективность:

Вас покинет тревожное состояние;

Исчезнет беспокойство;

Понизится артериальное давление;

Станет нормальным пульс.

Чтобы выполнять упражнения медитации на востоке принято сидеть на полу, подложив большие подушки и приняв позу Лотоса. Если это невозможно, можно заниматься медитацией сидя на стуле, у которого прямая спинка.

Положение позвоночника обязательно должно быть только прямым, иначе будет невозможно добиться большого эффекта от медитации.

Учение, написанное восточными учеными, гласит, что вдоль нашего позвоночника происходит движение энергии. Если позвоночник даже немного согнут, этой энергии просто некуда двигаться.

Для занятий медитацией человек должен создать условия, при которых ему никто не помешает и не нарушит его покой в течение 10 минут. Этот момент очень важен, на него нужно обратить особое внимание.

Последовательность действий

Сядьте на стул;

Позвоночник должен находиться в прямом положении;

Расслабьте плечи;

Кисти рук положите на колени;

Подбородок должен находиться в параллели с полом;

Глаза нужно опустить и смотреть в определенную точку;

В дыхании принимают участие живот и грудная клетка;

Расслабьте все мышцы;

Вдох на счет четыре;

Выдох на счет восемь.

Проделав все упражнения, делаем небольшой перерыв, и все повторяем сначала. Все ваше основное внимание требуется сосредоточить только на дыхании. На приходящие и уходящие посторонние мысли не нужно обращать никакого внимания.

Когда процесс медитации закончен, нужно постараться сохранить концентрацию внимания весь рабочий день. Это поможет снять ненужное, эмоциональное напряжение, с большим эффектом находить решение сложных проблем.

Возможно, что с первого раза не получится достичь положительного результата, не печальтесь, только регулярные занятия помогут получить нужный эффект.

С помощью медитации человек глубже познает себя, быстрее адаптируется в окружающей среде.

Успехов вам на вашем Пути!

Очень часто люди, начав заниматься медитацией, бросают практику, потому что не получают через несколько месяцев ожидаемых жизненных изменений. Другие вообще не понимают, для чего это нужно делать. Почему такая, казалось бы, бесхитростная практика способна вообще привнести в жизнь какие-то перемены?

Эта статья – развернутый ответ на вопрос: «зачем нужно медитировать» . Именно так. Зачем выделять специальное время только для того, чтобы осознанно концентрироваться на одной точке, будь то дыхание, внутренние ощущения или целые слова и фразы? «Разве нет занятий более полезных и интересных? Да и вообще, как такое примитивное упражнение может изменить мою жизнь?» — спросите вы.

«А очень и очень сильно» — отвечу я вам – «вплоть до глобальной переоценки ценностей, улучшения качества жизни, избавления от зависимостей, страхов, депрессии, развития интеллектуальных и личностных качеств, глубокого самопознания и обретения внутренней гармонии (как бы банально это ни звучало).

Благодаря медитации я бросил курить и пить. и . Ушел с наемной работы и организовал свое дело, которое мне позволяет заниматься интересным и ценным трудом и путешествовать. Решил множество других личных проблем, понял, куда я стремился и чего хочу достичь».

Люди, более скептично настроенные, скажут:

«Да ерунда это все. Как моя жизнь может измениться от того, что я просто-напросто полчаса в день буду пялиться в одну точку? Звучит еще менее реалистично, чем предложения «магазина на диване».

А другие, более заряженные энтузиазмом, благодарно подхватят эту идею:

«Где же это волшебное упражнение, которое всего за 30-40 минут в день способно решить все мои проблемы и изменить мою жизнь!? Дай же мне его скорее! Спешу приступить!»

Но моя задача немножко «зажечь» первых и остудить «вторых». Потому что и у тех и у других нереалистичные ожидания. Первые вообще не понимают, зачем это нужно делать. А «энтузиасты», скорее всего, бросят практику, когда она не принесет ожидаемых волшебных изменений.

«Фух, полегче, ребят! Просто от того, что вы будете сидеть на заднице и наблюдать дыхание, ваша жизнь не сильно изменится. Да, вы расслабитесь, но кардинальных изменений ждать не придется. Чтобы медитация работала, ее необходимо интегрировать в жизнь, воплотить во многих ежедневных действиях, использовать ее навыки в повседневности».

Пусть и очень эффективный, но не панацея. Но, тем не менее, этот инструмент, если его правильно использовать, способен отпереть множество жизненных замков.

И вторая задача этой статьи – объяснить, как этот инструмент применять, чтобы получить максимальный эффект.

Любителей мистики и эзотерики придется огорчить. Здесь нет никакого волшебства. Я не буду демонстрировать головокружительных трюков, жонглировать огненными шарами и доставать кролика из шляпы. Внимательно следите за моими руками. Сейчас все покажу».

Медитация нужна для того, чтобы расслабиться? Или…

Если спросить у любого человека, поверхностно знакомого с медитацией, зачем нужно ей заниматься, то он скорее всего ответит:

«Ну, наверное, чтобы расслабляться, снимать напряжение».

Да, у многих людей медитация ассоциируется с бородатыми йогинами, пребывающими в возвышенной безмятежности, глубинном трансе.

Но сказать, что медитация нужна для расслабления, это все равно, что заявить, что ценность автомобиля заключается в том, чтобы хранить вещи в его багажнике. Машина нужна не только для этого, также как медитация нужна не только для расслабления . Это вообще не главная функция.

Конечно, доказано, что практика осознанности активирует парасимпатическую нервную систему, снижает активность миндалевидного тела, стабилизирует артериальное давление, снижает пульс, повышает альфа-активность в мозгу и запускает другие физиологические аспекты глубокого расслабления.

Но это лишь малая часть. Да и я не могу сказать, что это способно кого-то всерьез мотивировать.

Когда вы выбираете машину, вас, в первую очередь, интересуют характеристики ее поведения на дороге. Вряд ли кого-то можно привлечь к покупке авто лишь соображениями вместительности багажника.

Также и с медитацией.

«Зачем медитировать для снятия стресса? Это скучное занятие! Лучше я пива выпью и телевизор включу!» (Конечно, пиво и телик нельзя назвать полноценной релаксацией, но это уже другой разговор)

Поэтому мой последний живой семинар, который я проводил весной, так и назывался: «Медитация НЕ как техника расслабления». Это не значит, что я запрещал расслабляться на нем=) Нет, расслабление — это просто очевидно. Объясняя ценность медитации, я предпочитаю сосредотачиваться на других, менее очевидных аспектах практики.

И дальше я собираюсь ответить на вопрос, как и за счет чего простое наблюдение за дыханием (внутренними ощущениями, работой сознания, телом, мантрой и т.д.) способно помочь вам решить многие жизненные проблемы. Зачем вообще это нужно, быть осознанным?

Так что же такое «медитация»?

Прежде чем я продолжу, я напишу, что я вообще понимаю под медитацией. Вообще, более подходящий термин – это осознанность (mindfulness), но здесь я буду использовать и тот, и другой. Для простоты изложения, давайте условимся на время, что это синонимы. Тема статьи не требует уточнения всех тонкостей различий и нюансов терминологии.

«медитация – это не только сидение на заднице со скрещенными ногами и с умным видом…»

Осознанность – это направление внимания намеренно, в настоящем моменте, безоценочно . Это Определение я заимствовал у Виктора Ширяева.

С этим определением я полностью согласен (правда, «безоценочность» вызывает вопросы, но не будем пока об этом), более того, считаю его исчерпывающим. Не буду пока вдаваться в объяснения, пока лишь спрошу, не видите ли вы в нем чего-то необычного, того, что не соответствует стереотипичным представлениям о медитации?

Подумайте.

Верно, здесь ничего не написано ни про «позу лотоса» (и любую другую позу), ни про закрытые глаза, ни про дыхание. То есть здесь не затронуты наиболее присущие медитации (медитации, как она видится в общественном сознании) атрибуты.

Я хочу сказать, что, действительно, медитация – это не только сидение на заднице со скрещенными ногами и с умным видом. Осознанность – это просто определенное качество нашего внимания, которое может реализовываться по-разному: как в качестве концентрации на дыхании, сидя с закрытыми глазами, так и в виде направления внимания на ощущения тела во время прогулки. И не только на ощущения тела: на мысли, эмоции, любые другие внутренние феномены.

Когда вы во время обеда проглатываете пищу осознанно, акцентируя внимание на ее вкусе, на других ощущениях во рту – это тоже медитация. Притом, медитация не в меньшей степени, чем «классическая» — в позе лотоса или по-турецки. Каждый акт внимания, направленный намеренно и в настоящем моменте на любые ощущения, внешние и внутренние феномены – это медитация.

Медитация (осознанность) – это очень широкий термин и охватывает множество различных техник и разных способов направления внимания.

Но здесь же, для того, чтобы не загромождать пока ненужными смыслами, буду в качестве базовой техники медитации понимать технику, при которой используется концентрация на дыхании. И, да, именно этот вид медитации подразумевает сидение на полу с закрытыми глазами – все так, как вы себе представляли.

Просто я не мог не затронуть здесь аспект широты понятия медитации. Я решил, что без этого информация будет не полной.

Короткое упражнение

Чтобы ответить на этот вопрос, я попрошу выполнить вас небольшое короткое упражнение. Да, именно там, где сейчас сидите. Ничего странного, что бы могли заметить окружающие люди, делать не надо – не переживайте.

Вы можете закрыть глаза, а можете не закрывать (особенно, если вы сидите на работе и заняты изображением бурной деятельности и вовлеченности в рабочий процесс).
Если сутулитесь, сидите криво – выпрямитесь. А теперь направьте внимание в область живота. Постарайтесь заметить все ощущения, которые возникают там при дыхании. При вдохе живот немного раздувается, при выдохе опадает. Это рождает определенные ощущения, постарайтесь их просто осознать. Что они там есть.

Отметили?

Теперь я попрошу вас на протяжении минуты просто следить за этими ощущениями. Направить туда все свое внимание, не отвлекаясь на посторонние мысли. И если вы замечаете, что стали о чем-то думать и «потеряли» ощущения в животе, которые возникают при дыхании, просто спокойно возвращайте внимание обратно на эти ощущения.

Звучит не сложно, правда? А теперь попробуйте. Примерно минуту. Засекать не обязательно, по своим ощущениям.

Попробовали? Ну что, так ли это легко, как кажется с начала? Сколько раз вы отвлеклись на мысли? Один, два, десять раз? И это за минуту! (А даже если сейчас вы не отвлеклись, то заметите, что такое будет происходить постоянно во время более продолжительных сессий).

Сразу скажу, что это нормально и естественно. Так устроен наш ум. Подобно суетливой обезьянке он постоянно мечется, бегает туда-сюда. Цепляется за мысли, планы, воспоминания. Не поддается никакому контролю.

Но мы можем этот ум натренировать при помощи практики медитации. Поэтому важной предпосылкой этой статьи является то, что мы рассматриваем медитацию в качестве тренировки, а не только в качестве способа почувствовать себя более спокойным.

Если так, тогда что мы тренируем, концентрируясь на ощущениях при дыхании?

Мы тренируем концентрацию!

«Нагружая» бицепсы – мы тренируем бицепсы. А «нагружая» свое внимание – мы тренируем внимание. Это очевидно. Для чего нужно развивать концентрацию? Это тоже вроде очевидно, но не всегда. Наша способность концентрироваться связана не только с нашими возможностями, скажем, не отвлекаясь выполнять работу, но и с силой воли. О чем я расскажу немного позже.

«Это знание часто будет намного более достоверным и точным чем информация в психологической литературе, потому что во время медитации вы работаете с умом непосредственно…»

Где пригодится?

Вы готовитесь к экзамену в институте. Не можете сосредоточиться: то отвлекает компьютер, то фейсбук, то какая-то возня на улице. Но благодаря тому, что вы начали медитировать, вы уже умеете с этим справляться. Вы понимаете, что внешние раздражители, конечно, мешают, но вы их не всегда сможете взять и убрать.

Зато вы можете не обращать на них внимания, также как не обращаете внимания на посторонние мысли во время медитации, концентрируясь вопреки им. Спокойно отметьте , что стали думать о том, как было бы здорово запустить новую компьютерную игру, вспомните , что вам нужно готовиться, что вас отчислят, если вы завалите предмет и спокойно переведите внимание на учебник.

На следующий день вы успешно сдаете экзамен и уже со спокойной душой, с чувством выполненного долга запускаете на компе новую игрушку.

Менее очевидное применение:

Вы решили . В вас уже все созрело для этого решения: вы уже не испытываете большого удовольствия от табака, не видите большого смысла в том, чтобы и дальше следовать вредной привычке. Осталось дело за малым. Взять и бросить. Не поддаваться соблазну до тех пор, пока не произойдет отвыкание. Вы ставите перед собой цель: не курить ни под каким предлогом.

И уже через несколько часов после этого уговора с самим собой, мозг, ощущающий синдром отмены, начинает соблазнять вас его нарушить: «ну давай, закурим, бросишь в Новый Год, потом!», «как же ты справишься без сигарет, ведь такой сложный период на работе!», «ну ладно, хорошо, бросаем так бросаем, но сейчас выкурим самую-самую последнюю».

Но у вас уже есть опыт медитации. Вы готовы к тому, что придется выдерживать соблазн. Вам приходят эти мысли, но вы уже научились относиться к любым мыслям во время медитации как к отвлекающим помехам. Не как к приказам, которым вы не можете не подчиниться, а как к предложениям, которые вы можете рассмотреть, а затем либо принять их, либо отвергнуть.

Поэтому вы за ними не следуете, а сохраняете концентрацию на своей цели , также как вы держите внимание на дыхании во время медитации. И следуете к этой цели несмотря на все то, что вас отвлекает.

Вы бросаете курить и уже через несколько месяцев вся эта история с курением кажется страшным сном. Проходит кашель. От рук, тела и одежды, изо рта перестает пахнуть, улучшается здоровье и дыхание, вы чувствуете больше запахов. Вы благодарны практике за то, что она оказала вам поддержку в этом непростом деле.

Мета-наблюдение:

Практика медитации – это практика работы с сознанием. И результатом этой работы является не только перестройка сознания и появление новых навыков. А также появление лучшего понимания о том, как все в нашем сознании функционирует.

Если мы занимаемся починкой автомобилей, то мы благодаря этой работе начинаем глубже постигать устройство машины, обогащать свой ум знанием и опытом (Это и будет «мета-наблюдением»).

То же самое можно сказать про работу с сознанием. Мы видим, к каким результатам приводит то или иное воздействие на наш ум, фиксируем это и отмечаем, держим это знание в уме, чтобы оно пригодилось при дальнейшей работе.

Это знание – результат наблюдения за собственным умом. Оно часто будет намного более достоверным и точным чем информация в психологической литературе, потому что во время медитации вы работаете с умом непосредственно.

И под заголовком «мета-наблюдение» я буду собирать выводы, полученные лично из этого наблюдения. Чтобы продемонстрировать то, как мы можем при помощи медитации развивать не только навыки, но и получать знания.

И когда мы во время своей практики развиваем концентрацию, мы начинаем видеть, что:

  • Умение концентрироваться напрямую связано с силой воли. Оно помогает быть собранным и дисциплинированным.
  • Также внимание связано с расслаблением. Мы замечаем, что концентрация на одном предмете успокаивает наш ум. Заставляет проблемы выглядеть не такими значительными.
  • Рассеянное внимание – вещь довольно энергоемкая. Когда мы сконцентрированы, мы тратим меньше сил. Наше мышление обретает каркас и структуру.

Мы развиваем памятование

Памятование – это другое качество нашего внимания, связанное больше с памятью.

(Прошу не привязываться к терминам, которые я использую. Другие учителя медитации могут использовать другие термины и другую классификацию. Классификация – это чаще всего всегда вещь довольно условная: термины и классы внутри нее могут быть рассмотрены по-другому, а также всячески взаимодействовать и пересекаться.

Я ввожу эту терминологию не для того, чтобы ее как-то «утвердить», «узаконить», а только в качестве вспомогательного способа донести свою мысль до читателя. Направить его внимание в нужную сторону, чтобы он, приняв это к сведению, уже сам на основании собственного опыта практики сделал свои собственные выводы.)

В чем состоит сложность удерживать внимание на одном предмете во время медитации? В том, что оно постоянно отвлекается. Но если посмотреть на этот процесс под лупой, то вы заметите, что он связан больше с памятью.

Вы «помните» какое-то время, что нужно концентрироваться на ощущениях при дыхании. А то, что вы отвлеклись от этого, значит, что вы забыли о своей цели! А возвращение к концентрации означает ни что иное как акт вспоминания того, что сейчас медитируете и должны наблюдать дыхание!

«Почему я мечтаю о мороженном, ведь мне нужно наблюдать дыхание!» — это как внезапная вспышка памяти.

Известный учитель медитации Аллен Уоллес сравнивает это с состоянием постоянной мини-амнезией. Мы забываем свою цель и вновь о ней вспоминаем. Потом вновь. И вновь. Но это нормально. Так устроен наш ум.

Но мы можем научить наш ум более оперативно «вспоминать» о его задачах и целях, замечать , что он отвлекся на посторонние мысли и переводить внимание обратно на предмет концентрации. И это важно!

Именно этим мы занимаемся во время медитации: учимся как можно быстрее замечать , что отвлеклись и «вспоминать» , о своей цели. Постепенно, посредством регулярной тренировки, эти вспышки памяти начинают проявляться все с меньшим и меньшим интервалом в обычной жизни.

И где это может пригодиться? О, много где!

Где пригодится?

Вы уже который час не можете заснуть. В голову лезут тревожные мысли о завтрашнем дне: а вдруг, ваш проект на работе провалится? А вдруг, вы не заснете, и ваша презентация потерпит крах?

Ваш ум прокручивает сотни сценариев того, как плохо и катастрофично может сложиться завтрашний день. Но тут вы вспоминаете, что в начале практики медитации вас тоже атакуют целые стаи тревожных мыслей, которые кажутся очень важными и срочными, не терпящими того, чтобы их откладывали на потом.

И тогда вы просто стараетесь на них не реагировать, не обращать внимания, и они постепенно теряют свою силу. Перестают казаться такими значительными и пугающими, переходя просто в разряд просто «бегущей строки в голове» , которая уже не особо беспокоит.

И сейчас, лежа в постели, вы решаете попробовать применить тот же принцип. Вы стараетесь просто не реагировать на эти мысли, переводя свое внимание на дыхание. Сначала это проходит очень тяжело, вы постоянно забываете о том, что должны наблюдать дыхание, вас вновь засасывает в водоворот тревожных мыслей. Но вы это замечаете , «вспоминаете» о том, что сейчас хотите спать, а не думать о завтрашнем дне и переводите внимание на что-то еще.

Постепенно мысли теряют свою силу. Вы начинаете погружаться в сон. И перед самым засыпанием у вас проскакивает осознание того, как сильно вы раздули проблему, постоянно думая о ней. Что, на самом деле, завтрашняя презентация не так важна и страшна, потому что она будет касаться лишь промежуточного проекта, а не ключевого. И вообще, на ней не будет присутствовать даже ни один высокий начальник.

Вы просыпаетесь с утра свежим и отдохнувшим, довольным собой. Вы понимаете, что теперь вы сможете использовать навык «памятования» где угодно, когда вас атакуют навязчивые, тревожные мысли. И вовсе не обязательно переводить внимание именно на дыхание. Вы можете перевести его на что угодно: на звуки, на окружение, на вашу работу, которой сейчас нужно заниматься, на ваши дела!

Мета-наблюдение

  • Часто навязчивое обдумывание какой-то проблемы вовсе не приближает к ее разрешению, а только еще сильнее нас запутывает.
  • Невозможно выбросить неприятные мысли из головы, приказав себе о них «не думать». Это приводит к обратному результату. Но мы можем просто на них не реагировать, замечая каждый раз, как они приходят и переводить внимание на что-то еще. Тогда они впоследствии теряют свою силу и перестают нас беспокоить.
  • Памятование – важное умение, стоящее в основе развития самоконтроля и разрушения автоматического поведения. Чтобы нам отпускать деструктивные эмоции, не идти на поводу у навязчивых вредоносных желаний, нам сперва нужно научиться замечать тот момент, когда наш ум стал «проваливаться в них», подпадать под их контроль. Памятование — это необходимая пауза, заметить: «ага, опять пришли эти эмоции». Пауза для того, чтобы сделать осознанный выбор, следовать ли за ними или же просто не вестись на них. Когда этой паузы нет, то и выбора нет: мы подчиняемся всем своим мыслям, эмоциям, желаниям слепо, на автомате.

Мы развиваем позицию наблюдателя («Я в контексте»)

Если памятование и концентрация – это некие «количественные» параметры нашей способности концентрироваться (как долго мы удерживаем внимание на точке, насколько быстро мы замечаем, то что отвлеклись). То позиция наблюдателя – это «качественный» аспект внимания, который затрагивает именно то, каким становится наше внимание во время медитации.

Мы можем направить все наше внимание на просмотр фильма, сопереживать его героям, следить за сюжетом, но это не будет медитацией постольку, поскольку мы не смотрим кино с позиции «наблюдателя», соблюдая «равностность» и «безоценочность» . Если бы мы наблюдали фильм, не вовлекаясь в происходящее или если бы наблюдали свои эмоции и чувства с «позиции наблюдателя», которые возникают во время просмотра фильма – тогда это было бы медитацией.

Когда мы просто наблюдаем свои ощущения, возникающие при дыхании, наше внимание становится как бы отстраненным, не вовлеченным во все внутренние переживания, чувства, мысли, эмоции. Мы смотрим на эмоции и даже на мысли как бы «со стороны».

Это и называется «позицией наблюдателя» или в рамках терапии принятия и ответственности (ACT — Acceptance and Commitment Therapy(англ.) – современное направление психотерапии) называется «Я в контексте».

Согласитесь, это уже что-то новое. Если люди, которые никогда не медитировали, это читают, то уже наверняка интересуются: «как это, наблюдать свои эмоции со стороны, тем более мысли?»

Действительно, это кажется не очевидным и противоречащим здравому смыслу. Тем не менее, это становится понятным только посредством регулярной тренировки. Умение осознавать переживания с позиции наблюдателя – важный и уникальный навык. Это совершенно новый для многих людей способ взаимоотношения с внутренним миром, который способен привнести массу нового в их жизнь.

Где пригодится?

Пример 1

Вы устали терпеть то, что ваш старший коллега по работе постоянно на вас срывается, кричит и критикует вас за каждую малейшую ошибку. Вы новенький в коллективе и, к тому же, самый молодой. Именно поэтому ваш коллега выбрал именно вас в качестве отводного канала для своего гнева. Круговая порука: он получает порцию негодования от членов семьи и своего босса, держит в себе, а потом срывает на вас.

Вас с самого начала это бесило. Сперва вы просто пытались сдерживать гнев, подавить его: ведь вам казалось, что ваше положение новенького, неопытного сотрудника не позволяет вам отвечать на его выпады таким же образом.

Вы молча сидели, терпя моральные оплеухи, потом уходили домой оплеванным с мерзким внутренним чувством.

Гнев копился до тех пор, пока месяц назад вы не выплеснули его обратно на коллегу. Это было похоже на то, как хилую плотину сносит мощный водный поток: раздражения накопилось столько, что оно просто смыло все преграды. Вы орали, бились истерике, ушли в середине рабочего дня, громко хлопнув дверью.

И это не возымело никакого положительного эффекта: со стороны все выглядело так, как будто вы дурили из-за своей собственной ошибки, вышли из себя и потеряли контроль. Выгорели, короче. Коллега остался безнаказанным и продолжил вас третировать.

Поэтому обидно было вдвойне. С того дня вы решил, что нужно справляться со своим гневом, поэтому решили заняться медитацией, о которой прочитали в интернете. Естественно ожидая, что гнева просто станет меньше.

В ходе практики наблюдения дыхания вы учились не вовлекаться в свои эмоции. Приходили гнев, раздражение, мысли о нанесенном оскорблении, вы просто переводили внимание на дыхание или иногда концентрировались прямо на этих эмоциях и как бы наблюдали за ними со стороны.

Это было удивительным и новым опытом для вас! До сих пор вы думали, что ваши эмоции не оставляют вам никакого выбора. Если приходит гнев, то вы должны, якобы, сразу же за ним следовать или же подавлять старательно, что, опять же, может вести к катастрофе.

Но во время практики вы изучили совершенно новый способ реагировать на эмоции: просто наблюдать. Не стараться эмоцию убрать, но в то же время и не следовать за ней. Тогда, как вы увидели, они теряют свою силу.

И в следующий раз, когда коллега стал на вас кричать и срываться из-за небольшой ошибки в промежуточном отчете, вы опять заметили в себе мощную волну гнев: раздувающиеся ноздри, напряжение в голове, горящие щеки…

Вы ожидали, что медитация сделает гнев слабее, но это оказалось не так. Наоборот, вы стали его чувствовать, как будто, даже ярче…

Но кое-что все-таки изменилось. Появилась пауза . И появилась отстраненность. Да, гнев по-прежнему присутствовал и он был очень сильным. Но, казалось, что теперь он как будто проходит немного в стороне от вас, не накрывая вас с головой, подчиняя вас полностью себе.

(Подходящая метафора. Начинающего серфингиста накрывают волны, засасывая в себя и закручивая. Но более опытный серфингист катается на волне, может на ней маневрировать или просто «подныривать» под нее и давать ей пройти над собой. Волны при повышении его навыка, при этом, никуда не исчезают)

Вы уже смогли заметить этот момент находящей на вас волны. «Ага, сейчас опять начинается» . Вы вспомнили , к какой катастрофе это привело в прошлый раз.

Но вместо того, чтобы следовать за гневом и биться в истерике или же старательно его подавлять, вы позволили ему быть. Вы направили все свое внимание на эту эмоцию. И стали просто наблюдать. Как эта волна растет в теле, как она прорывается из груди, как будто идет вам в голову.

Вы не стали пытаться ее подавить, вы спокойно наблюдали. Благодаря тому, что вы перестали «подкармливать» свой гнев, сопротивляясь или поощряя его, «волна» быстро улеглась. Да, вам было по-прежнему неловко и неудобно, но вы почувствовали, что уже держите себя в руках и можете как-то себя контролировать.

Вы решили, как будете действовать. Ни ответный выброс гнева, ни добрые слова на коллегу не подействовали. Поэтому вы выбираете другую тактику. Вы немного дышите, делаете паузу. Затем отводите коллегу в сторонку и спокойно говорите, что это был последний раз, когда он на вас сорвался. И если это повториться, то вы примете определенные меры.

В 1979 году в одной из гостиниц города Пуна случилось несчастье: человек, который только что вернулся из Катманду после 30-дневного курса медитаций, покончил с собой. Корреспондент журнала The Humanist Мэри Гарден, которая тоже остановилась в этом отеле, разговаривала с ним накануне. По ее словам, мужчина не выказывал признаков психического расстройства: он был дружелюбен и не выглядел огорченным. Тем не менее наутро он спрыгнул с крыши.

Сегодня можно прочитать множество правдивых положительных историй о посещении медитативных курсов. Ежегодно десятки тысяч людей отправляются в специализированные школы дома и за границей, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и взгляд на мир. Однако история медитации насчитывает больше 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что сегодня зачастую ищут и находят в них люди с Запада: релаксация и снятие стресса. Изначально медитация была, да и сегодня остается духовным инструментом, созданным, чтобы «очистить» разум от примесей и помех и помочь человеку достичь внутреннего просветления в той форме, в которой понимает его религия буддизма.

Pro: отдых для мозга и внимание к «я»

Как же выглядит медитативный процесс с точки зрения физиологии мозга? По данным специалистов из США и Тибета, проводивших исследования среди людей, которые постоянно практикуют созерцательную медитацию, во время этого процесса нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание счастья, повышалась на 700–800%. У испытуемых, которые начали практиковаться недавно, это значение было заметно ниже: всего 10–15%. В своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» исследователи отмечают, что в первом случае речь идет о людях, которые оттачивали свое мастерство на протяжении многих лет и в общей сложности успели посвятить медитации от 10 000 до 15 000 часов, что соответствует уровню спортсменов-олимпийцев. И все же с новичками произошло то же самое, пусть и в меньшем объеме.

Нейрофизиологи из Университета Осло, Норвегия, выяснили, что во время недирективной медитации (она позволяет сконцентрироваться на дыхании и отправить мысли блуждать) активность мозга возрастает и в областях, ответственных за создание мыслей и чувств, связанных с собственным «я» человека. Ученые заметили, что медитация-сосредоточение таких результатов не дала: в этом случаев уровень работы «я-центров» оказался таким же, как при обычном отдыхе. «Эти области мозга демонстрируют наивысшую активность, когда мы отдыхаем, - рассказывает автор исследования, специалист Университета Осло Свенн Давангер. - Это своего рода базовая операционная система, сеть взаимосвязанных операций, которая выходит на первый план, если внешние задачи не требуют внимания. Любопытно то, что недирективная медитация активизирует эту сеть сильнее, чем простое расслабление».

С точки зрения физиологии мозга медитация действительно похожа на отдых. Группа ученых из Гарварда выяснила в ходе исследований, что во время этого процесса мозг перестает обрабатывать обычные объемы информации. Характерный для состояния активного бодрствования бета-ритм (ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5–30 мкВ) угасает. Это, по всей видимости, позволяет мозгу восстановиться.

Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла. У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром.

Contra: избыток серотонина и исчезновение границ

Даже далай-лама уверен, что с медитацией нужно быть осторожным: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Нейрофизиологи отмечают, что медитация и впрямь может плохо сказаться на психическом здоровье, особенно если вы уже страдаете от какого-то расстройства. Доктор Соломон Снайдер, глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса, предупреждает, во время медитации в мозгу дополнительно высвобождается серотонин - один из главных нейромедиаторов, который руководит многими системами организма. Это может быть полезно при мягкой депрессии, однако излишки серотонина способны вызвать парадоксальную тревогу, возникающую на фоне релаксации. Вместо расслабления человек в таком случае получает глубокую печаль или паническую атаку. При шизофрении, по словам Снайдера, медитация в отдельных случаях способна вызвать психоз.

Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании в ходе своих исследований выяснил, что медитация уменьшает кровоток в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за глубокую чувствительность и границы тела. Это вполне объясняет чувство «единения с миром», о котором нередко рассказывают люди, испробовавшие на себе такие практики. «Если заблокировать работу этой извилины, - говорит Ньюберг, - вы перестанете чувствовать, где заканчивается ваша личность и начинается окружающий мир». «Медитация не будет полезна поголовно всем пациентам с эмоциональными расстройствами, - уверен коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. - Для некоторых категорий людей она может оказаться даже вредна». Дэвидсон утверждает, что медитативные практики «способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, а также внимание и эмоциональные реакции». Это, по словам профессора, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к появлению чувства потери и одиночества, которые способны подорвать настроение человека, даже если он психически здоров.

В пользу осторожного обращения с медитативными практиками высказываются не только нейрофизиологи. Кристофе Титмусс, бывший буддийский монах, который ежегодно посещает випассану в одной из индийских школ, предупреждает, что изредка люди переживают в ходе такого курса весьма травматический опыт, из-за чего впоследствии им требуется круглосуточная поддержка, медикаменты и даже госпитализация. «Некоторые испытывают кратковременное состояние ужаса от того, что их мозг вышел из-под контроля, и боятся сойти с ума, - добавляет он. - Вдалеке от привычной повседневной реальности сознанию трудно восстановиться, так что такому человеку обычно нужна помощь извне». Однако Титмусс отмечает, что, по его мнению, медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. «Функция медитативного процесса, как указывал Будда, заключается в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу суть», - рассказывает бывший монах.

Противопоказания

Таким образом, если человек страдает депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством или другим психическим заболеванием, медитация может обернуться для него неприятностями: обострением, психозом или даже попыткой суицида. В некоторых школах духовных практик сегодня даже применяются опросники, которые позволяют выявить и отсеять среди претендентов тех, кто уже сталкивался с психическими расстройствами сам или знает, что такие случаи были в его семейной истории. Однако ничего удивительного в этом нет. Медитация - это способ активного использования и тренировки психики, точно так же, как бег - это способ тренировки сердца и ног. Если ваше сердце или суставы не всегда работают хорошо, вам нужно бегать осторожно или выбрать другой вид нагрузки.

Что первое приходит к вам в голову, когда вы слышите слово «медитация»? Наверняка, это спокойствие, умиротворенность, дзен… Мы знаем, что медитация помогает очищать наше сознание, улучшает концентрацию, успокаивает, учит жить осознанно и дает другие преимущества как разуму, так и телу. Но что на самом деле делает медитация с нашим мозгом с физиологической точки зрения для того, чтобы получить такой эффект? Как она работает?

Вы можете скептически относится к тому, как другие поют дифирамбы медитации и превозносят ее пользу, но на самом деле дела обстоят так, что ежедневная медитация по 15-30 минут имеет огромное влияние на то, как проходит ваша жизнь, как вы реагируете на ситуации и как взаимодействуете с людьми.

Это сложно описать словами, если вы хотя бы не попробовали. С технической же точки зрения медитация позволяет нам изменять наш мозг и делать просто волшебные вещи.

Кто и за что отвечает

Части мозга, на которые влияет медитация

  • Боковая префронтальная кора. Эта часть мозга, которая позволяет вам смотреть на вещи более рационально и логически. Также ее называет «Оценочным Центром». Он участвует в модуляции эмоциональных реакций (которые поступают из центра страха или других частей), автоматически переопределяет поведение и привычки и снижает тенденцию мозга принимать вещи «близко к сердцу» путем модуляции части мозга, которая отвечает за ваше «Я».
  • Медиальная префронтальная кора. Часть мозга, которая постоянно обращается к вам, вашей точке зрения и опыту. Многие люди называют это «Центром Я», потому что эта часть мозга обрабатывает информацию, которая относится непосредственно к нам, включая и то время, когда вы мечтаете, думаете о будущем, размышляете о себе, общаетесь с людьми, сочувствуете другим или пытаетесь их понять. Психологи называют это Автореферальным Центром.

Самым интересным в медиальной префронтальной коре является то, что на самом деле она состоит из двух секций:

  • Вентромедиальная медиальная префронтальная кора (VMPFC). Она участвует в обработке информации, связанной с вами и с людьми, которые, на ваш взгляд, похожи на вас. Это как раз та часть мозга, которая может сделать так, что вы будете принимать некоторые вещи слишком близко к сердцу, она может заставить вас беспокоиться, вызвать тревогу или ввести вас в стресс. То есть, в стресс вы сами себя вгоняете, когда начинаете слишком беспокоиться.
  • Дорсомедиальная префронтальная кора (dmPFC). Эта часть обрабатывают информацию о людях, которых вы считаете отличными от себя (то есть совсем другими). Эта очень важная часть мозга участвует в эмпатии и поддержании социальных связей.

Итак, у нас остались островок головного мозга и мозжечковая миндалина:

  • Островок. Эта часть мозга отвечает за наши телесные ощущения и помогает нам отслеживать то, насколько сильно мы будем ощущать то, что происходит в нашем теле. Она также активно вовлечена в переживаниях в общем и в сопереживании другим.
  • Мозжечковая миндалина. Это наша сигнализация, которая еще со времен первых людей запускает у нас программу «дерись или беги». Это наш Центр Страха.

Мозг без медитации

Если взглянуть на мозг до того, как человек начал медитировать, можно увидеть сильные нейронные связи внутри Центра Я и между Центром Я и участками мозга, которые отвечают за телесные ощущения и за ощущение страха. Это означает, что как только вы чувствуете какое-либо беспокойство, страх или телесные ощущение (зуд, покалывание и т.д.), то скорее всего вы отреагируете на это, как на беспокойство. И это происходит потому, что ваш Центр Я обрабатывает огромное количество информации. Более того, зависимость от этого центра делает так, что в итоге мы застреваем в наших мыслях и попадаем в петлю: например, вспоминаем о том, что мы уже чувствовали это когда-то и может ли это что-то означать. Мы начинаем перебирать в голове ситуации из прошлого и делаем это снова и снова.

Почему это происходит? Почему наш Центр Я позволяет это? Это происходит потому, что связь между нашим Оценочным Центром и Центром Я довольно слаба. Если бы Оценочный Центр работал на полную мощность, он мог бы регулировать ту часть, которая отвечает за принятие вещей близко к сердцу, и повышал бы активности той части мозга, которая отвечает за понимание мыслей других людей. В итоге мы бы отсеивали всю ненужную информацию и смотрели на происходящее более здраво и спокойно. То есть наш Оценочный Центр можно назвать тормозами нашего Центра Я.

Мозг во время медитации

Когда медитация является вашей постоянной привычкой, происходит несколько позитивных вещей. Во-первых, сильная связь между Центром Я и телесными ощущениями ослабевает, поэтому вы перестаете отвлекаться на внезапные ощущения беспокойства или физические проявления и не попадаете в свою мысленную петлю. Именно поэтому у людей, которые часто медитируют, снижается тревожность. В итоге вы можете смотреть на свои ощущения уже не так эмоционально.

Во-вторых, образуются более сильные и здоровые связи между Оценочным Центром и телесными ощущениями/центрами страха. Это означает, что если у вас появляются телесные ощущения, которые могут означать потенциальную опасность, вы начинаете смотреть на них с более рациональной точки зрения (а не начинать паниковать). Например, если вы почувствовали болевые ощущения, вы начинаете наблюдать за ними, за их спадами и возобновлением и в итоге принимаете правильное, уравновешенное решение, а не впадаете в истерику, начиная думать, что с вами точно что-то не так, рисуя в голове картину чуть ли не собственных похорон.

И, наконец, медитация связывает полезные аспекты (те части мозга, которые отвечают за понимание людей, не похожих на нас) Центра Я с телесными ощущениями, которые отвечают за сопереживание, и делает их сильнее. Эта здоровая связь повышает нашу способность понимать, откуда пришел другой человек, особенно таких людей, которых вы не можете интуитивно понять, потому что вы думаете или воспринимаете вещи иначе (обычно, это люди из других культур). В итоге ваша способность ставить себя на место других, то есть действительно понимать людей, возрастает.

Почему важна ежедневная практика

Если смотреть на то, как влияет медитация на наш мозг с физиологической точки зрения, мы получаем довольно интересную картину — она укрепляет наш Оценочный Центр, успокаивает истеричные аспекты нашего Центра Я и уменьшает его связь с телесными ощущениями и укрепляет его сильные части, отвечающие за понимание других. В итоге мы перестаем так эмоционально реагировать на происходящее и принимаем более рациональные решения. То есть с помощью медитации мы не просто меняем свое состояние сознания, мы физически изменяем свой мозг к лучшему.

Почему важна постоянная практика медитации? Потому что эти позитивные изменения в нашем мозгу обратимы. Это как с поддержанием хорошей физической формы — она требует постоянных тренировок. Как только мы перестаем заниматься, мы снова возвращаемся к исходной точке и для восстановления снова требуется время.

Всего 15 минут в день могут совершенно изменить вашу жизнь так, как вы даже представить себе не можете.

2016-02-13 Руслан Цвиркун

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Руслан Цвиркун, и сегодня поговорим о вреде и опасности медитации. В моем личном опыте негативных последствий не было, хотя я медитирую уже более 10 лет. Но я видел несколько таких случаев, а также много читал об этом на просторах англоязычного интернета. Иногда так происходит, что мифы выдают за реальность, поэтому я постараюсь быть максимально объективным, приведу примеры из своей жизни и развею некоторые предрассудки.

Я не хочу напугать новичков, которые только начинают постигать азы. Поэтому прежде чем говорить о вреде медитации, рекомендую прочесть 2 статьи о пользе:

А также сделаю одно уточнение:

Соблюдая простые правила предосторожности, можно легко избежать нежелательных последствий

Правило 1. Не перегибайте палку

Не нужно прыгать сразу в омут с головой и медитировать по несколько часов в сутки. Это как в спорте. Если физически неподготовленный человек в первый же день тренировок начнет заниматься также, как профессиональный спортсмен, то скорее всего он надорвет себе мышцы. С медитациями почти так же. Необходимо начинать с небольших шагов, уделяя этому по 10-15 минут в день. Более подробно об этом вы можете прочесть в моей статье “ ”.

Правило 2. Подберите подходящие вам техники

Существует огромное количество медитативных техник, но не все они подходят для современного человека. Некоторые медитации разрабатывались для жизни в сложных условиях, например, в лесу или пещере, а некоторые специально для отреченных монахов. Также есть разные философские школы, которые ставят перед собой различный цели, к которым должна привести медитация. Поэтому если вы вдруг ощущаете, что какая-то техника вам не подходит, то лучше ее не практиковать. Все люди индивидуальны, кому-то подходит одно, кому-то — другое. Подберите себе такие медитации, которые подойдут именно вам.

Правило 3. Наблюдайте за собой

Ниже я опишу некоторые возможные негативные последствия медитации. Там нет необратимых эффектов, все это можно отследить, если прислушиваться к себе и периодически наблюдать за собой со стороны. Если вы заметите, что в вас начинает это проявляться, то работа над собой поможет вам погасить нежелательные проявления.

Виды негативных последствий от медитации

Аскетизм и отшельничество

Некоторые люди, которые занимаются саморазвитием и медитациями,так увлекаются процессом, что начинают подражать великим аскетам, йогам, святым. Бросают семью и работу, аргументируя это тем, что мирские привязанности мешают им духовно развиваться. Я считаю это не правильным, особенно для семейных людей. Гораздо больше пользы будет, если такой человек поможет просветляться своим родным, чем бросит их на произвол судьбы, чтобы делать это единолично. Чаще всего это вызвано ложным энтузиазмом, и он также быстро заканчивается, как и появился.

Возможно заниматься медитациями проще в отшельничестве, в прошлые эпохи это был единственный вариант на самом деле. Но разве наиболее легкий путь является правильным? Тут еще стоит поспорить, что легче.

Я как-то читал притчу, подходящую к этой теме. Один “просветленный” человек сказал: «Я избавился от привязанностей, теперь я оставлю все и уйду в монастырь». Через некоторое время, когда он обжился в монастыре, возвращаясь с трапезы, он увидел другого монаха, который сидит под полюбившимся ему деревом. Тогда он воскликнул; «Уйди! Это мое место для медитаций».

Одна из главных целей, которая достигается с помощью медитации - избавление от чувства собственности. Только даже если вы все бросите и уйдете в лес, это совсем не гарантирует, что привязанности исчезнут.

Отречение и аскетизм — это как результат нашей практики, но не как средство. Невозможно с помощью сухого отречения, не приобретя в замен высший вкус оставить все привязанности.

Я тоже в свое время в поисках истины покинул отчий дом и отправился путешествовать, жил несколько лет в монастырях и ашрамах. Обучался тонкостям медитации и духовной науки в Индии. Вы можете прочитать мою историю на странице об авторе.

Но я не считаю, что это был вред, который принесла мне практика медитации. Напротив, для меня это было огромное благо. В результате таких поисков у меня сформировались мои внутренние ценности, я нашел свой путь и строю свою жизнь с теми принципами которым научился и глубоко впитал.

Совсем не обязательно повторять то, что делают другие. Каждый индивидуален.

Депрессии и психические расстройства от медитации

Медитация сама по себе не может являться источником депрессии и уж тем более психических расстройств. Просто когда человек останавливает поток мыслей и приоткрывает дверь в свое подсознание, он может узнать о таких скрытых мотивах, чувствах и желаниях, которые могут его расстроить и даже напугать. Это все равно что заглянуть в темный чулан, заполненный разным хламом, причудливые тени которого будоражат разум, и заставляют мурашки бегать по коже. Но стоит открыть окно и впустить туда солнечный свет, страхи тут же развеются. Не нужно бороться со своей природой и подавлять то, что нам присуще. Изучайте свои качества, проливайте свет на свои скрытые страхи.

Именно из-за боязни узнать себя лучше, многие люди пытаются с головой уйти в дела и бытовые проблемы, большое количество времени посвящают телевизору или интернету, а некоторые даже подсаживаются на алкоголь или наркотики.

Еще одной из причин, почему критики утверждают, что медитация — вред, и она вызывает депрессию, является то, что некоторые люди бросают ее на полпути. Ко мне обращались пара человек, которые потеряли уверенность в себе, из-за нескольких неудачных попыток практиковать медитацию. Они высказывали примерно такие мысли: “Это все не для меня. Я слишком приземлен и мне далеко до духовного роста. У меня ничего не получилось и не получится”. Если и у вас, уважаемый читатель, присутствуют такие сомнения, то я спешу вас успокоить, у меня тоже не все получается с первого раза. Для того, чтобы добиться успеха в любой области, необходимы тренировки и практика, медитация не является исключением.

Проявление плохих качеств

В процессе медитации можно заметить в своем уме очень низкие мысли и желания. И иногда это всплывает наружу. И можно подумать, что раньше, до того как мы начали практиковать мы были лучше и не имели ничего подобного у себя в голове. Но это не совсем так. Представьте себе тихий, спокойный пруд, и на первый взгляд он может показаться очень чист. Но стоит взять палку и начать ей мутить дно, как на поверхность начнет всплывать грязь и другие нечистоты. Не сложно предположить, что это все там было, а не появилось откуда то извне. Так и наше подсознание глубоко хранит в себе разные отпечатки. Когда мы начинаем в него заглядывать оно выдает на поверхность всю ту грязь, которая там накопилась. Выход один — просто продолжать практику. Вся грязь всплывет на поверхность и потом уйдет навсегда, если конечно мы ее не станем удерживать.

История из древних Ведических текстов Шримад Бхагаватам:

Много тысяч лет назад полубоги и демоны пахтали молочный океан, чтобы добыть нектар, эликсир бессмертия. И перед тем как появился нектар на поверхность всплывали разные вещи. И в один момент появился яд, который мог заполнить весь океан. Участники этого события были напуганы и не знали, что делать. Они взмолились высшим силам. И тогда появился великий Шива. Он выпил весь этот яд, тем самым спас всех. С тех пор у Шивы на шеи осталась синяя полоса, которая напоминает об этом событии.

Так и в нашей жизни, начиная пахтать свой Ум, в процессе этого обязательно всплывет вся грязь, и также как Шива удалил яд по просьбе полубогов и демонов, так и мы должны будем своей решимостью доказать желание очиститься от яда и обратиться к Богу, с просьбой помочь преодолеть эти препятствия на пути духовного самосовершенствования.

Кардинальные перемены в жизни

Когда человек начинает заниматься медитациями и саморазвитием, безусловно, в его жизни происходят перемены. У него изменяются ценности и мировоззрение, расширяется кругозор, исчезают дурные привычки, а на смену им приходят полезные, интересные увлечения. Конечно, такие кардинальные перемены внесут изменения в весь жизненный уклад человека. У него может поменяться круг друзей, работа и т.д.

Рассмотрим такой пример. Мужчина, который любил выпить в компании друзей и весело провести время, начал практиковать медитацию и заниматься духовным ростом. Со временем интерес к выпивки у него пропал, и оценивая трезвым взглядом своих друзей-собутыльников, скорей всего он придет к выводу, что пора что-то менять. Он может попытаться вдохновить друзей на занятия духовными практиками и отказ от пагубных привычек, но скорее всего у него ничего не выйдет. Выпивохи просто перестанут с ним общаться, а он найдет себе компанию единомышленников.

Казалось бы, что плохого в том, что жизнь меняется к лучшему? Для осознанного человека — это хорошо, но его не пробудившемуся окружению такие перемены могут не понравится.

Приведу пример. Одна моя знакомая рассказывала, что начала заниматься медитацией, чтобы быстрее восстанавливать свою энергию, так как она очень уставала на работе и перестала справляться со своими обязанностями. Медитация привела к неожиданному результату, она осознала, что коллеги пользуются ее мягкостью и перекладывают на нее часть своей работы. Она научилась давать отказ, и отношения с сотрудниками ухудшились. Но моя знакомая не стала отчаиваться, тем более что настоящие друзья поддержали в ней такие перемены личности. Ее рабочая продуктивность улучшилась, и через некоторое время она стала руководительницей этого отдела.

Как я уже говорил выше, в моей жизни также произошли кардинальные перемены. Я полностью перестроил свой образ и направление жизни. Я не могу сказать, что я прям что то бросил, так как особо и бросать было нечего. Да, у меня диплом экономиста, я работал в нескольких крупных компаниях, но это было все не мое. Я не успел особо там сделать карьеру, как принял решение, что делать ее вовсе не собираюсь. У меня стал выбор, превратить свою жизнь в рутину, либо заниматься любимым делом и развиваться в том направлении которое приносит мне счастье и удовольствие. Я выбрал второй вариант. Не все меня поддержали в таком решении, но выбор был за мной. Я ни капли об этом не жалею, а благодарю Бога за то, что он дал мне силы и разум поступить именно таким образом.

Чувство превосходства

Еще один из возможных негативных эффектов медитаций — это так называемый “синдром гуру”. Занимаясь духовными практиками, человек раскрывает свои способности и постигает многие знания, недоступные обычному обывателю. Из-за этого у некоторых людей возникает чувство превосходства над окружающими.

Как правило, такие последствия медитации могут возникнуть через год ежедневных практик. В это время очень важно отследить не появилось ли у вас чувство надменности и превосходства. Если все именно так, то как можно скорее проработайте это качество, иначе все труды и старания могут пропасть даром. Потому что такое состояние останавливает процесс духовного развития, а затем происходит спад.

Одно из главных предназначений медитации — раскрыть в себе божественную, абсолютную любовь, а она не совместима с чувством превосходства. Ведь любящие родители не считают себя лучше своих детей, только лишь по той причине, что они мудрее. Не придирайтесь и не презирайте людей за их недостатки и слабости, лучше помогите им вырасти до вашего уровня.

В защиту медитации

Напоследок, хочу добавить — не стоит избегать медитации, только лишь потому, что могут быть описанные выше эффекты. В повседневной жизни опасностей не меньше. Хотя бы взять просмотр телевизора и использование интернета. Вам в голову вкладывают чужие идеи, навязывают ненужные цели и желания, над которыми трудились рекламщики и пиар-менеджеры. В этом случае медитация может помочь очистить ваш разум от ложного и оставить истинное.