Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Поездка на кайлас, тибет отзывы по путешествию. Путешествие в Тибет.Кора вокруг горы Кайлас

«Последнее слово всегда остается за горой.»

Цитата из фильма «Эверест», 2015 г.

Гора Кайлас (6714м) – является священной горой во многих традициях и религиях. Восхождение на гору запрещено. Ось мироздания, гора с эталонной вибрацией, представляет собой пирамиду, грани которой ориентированы по 4м сторонам света. Это место обитания мудрецов, сидхов и богов.

Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайны и приверженцы традиции бон - считают эту необычную гору «сердцем мира».

  1. Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
  2. Индуисты – свершают парикраму. Они считают, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы — бога богов, хозяина кармы, разрушителя иллюзии. Согласно Вишну-Пуране, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре Вселенной. Озеро Манасаровар - озеро Брамы, творца вселенной, а также озеро Шакти, женского божества, супруги Шивы. Шива и Шакти (гора Кайлас и озеро Манасаровар), а также гора Нанди (бык Нанди, транспортное средство Шивы) представлены на алтаре в каждом индуистском храме мира в виде Шивалингама.
  3. Для последователей тибетской традиции бон гора Кайлас и лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шанг-Шунг, где зародилась древняя религия Бон По.
  4. Буддисты считают гору местом обитания Будды в инкарнации Самвары. Вокруг горы буддисты совершают как обычную кору, так и кору простираниями, читают мантру, крутят барабанчик.
  5. В гора Кайлас называется Юнгдрунг ГуЦе (Девятиэтажная Гора Свастики), - это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Здесь основатель религии небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю. Кора по бон совершается против часовой стрелки (навстречу солнцу).

Кайлас — одно из главных оккультных мест на земле, которое ускоряет духовное развитие человека, способствует росту осознанности и личной ответственности за свою жизнь. Внешняя кора вокруг горы, является на самом деле внутренним путешествием к себе.

Кора вокруг Кайласа. Как это происходит.

Обход вокруг горы занимает, как правило, 3 дня. Маршрут протяженностью 53 км имеет глубокий духовный смысл. Мы переживаем весь жизненный цикл от рождения до смерти и перерождения. За три дня наша душа символически проживает еще одну жизнь, тем самым оставляя прошлое позади, и получает возможность изменить дальнейшую судьбу.

Довольно часто мы слышим от участников наших поездок о неком «зове Кайласа». Статистика позволяет нам серьезно относится к таким заявлениям. Кому-то гора является во снах, кто-то видит знаки с горой повсюду. Это совершенно разные люди, часто далекие от эзотерики и йоги. Однажды у человека возникает «странное желание» поехать в Тибет на Кайлас… Есть люди, которые ездят на Кайлас снова и снова, по 2 раза в год. И есть еще одна категория — люди, которые годами не могут попасть к Священной горе, несмотря на то, что проплачивают туры и даже попадают в Тибет. Дело в том, что дорогу на Кайлас довольно часто закрывают. То землетрясение, то паводки, то сложная политическая ситуация, то религиозный праздник и перегруженность региона паломниками…

Важно помнить, что ваша личная кора начинается в тот самый момент, как вы приняли решение ехать в Тибет. Сколько всего возникает на экране сознания с этого момента! Сколько страхов, сомнений, подавленных чувств дают о себе знать задолго до поездки. Какие невероятные события случаются накануне и после паломничества!

Очень важно, как сам паломник относится к своей коре. В идеале, этот путь проходится со светлыми мыслями, молитвами, сформированным запросом, с готовностью к трансформации, очищению и принятию перемен. Достаточно 1-ой коры, пройденной с уважением и благодарностью к Священной горе. Хотя буддисты, например, стремятся совершить 108 кор для получения освобождения из «колеса сансары» и выхода в Нирвану. Считается, что только совершив 12 внешних кор, можно идти внутреннюю кору вокруг горы Нанди.

И вот вы приехали к подножию горы. В первый день коры, у белого чортена начинается символическая новая жизнь нашей души. Мы как-будто родились заново, обрели новое символическое тело, первый день довольно легкий физически, многие ощущают бодрость и силу, эйфорию от красоты пейзажа и величия Кайласа. По пути мы проходим дом счастливого Камня с воротами в Шамбалу, нам открываются Южное и Западное лица горы Кайлас, горы Будды Долголетия, и в конце маршрута — Северное лицо Кайласа.

Во второй день коры наша душа проживает символическую зрелость, старость, смерть, бардо и новое рождение. Этот день очень труден физически. Подъем для многих становится испытанием, паломник переживает сложные внутренние процессы. Мы проходим местность, которая называется 18 кругов ада. Психологически этот участок маршрута фрустрирует, погружает в психотравмы. Путь коры постепенно приводит к кладбищу Шивацал, где происходит смерть обретенного в первый день коры символического тела. Здесь оставляют личные вещи: предметы одежды, украшения или прядь волос.

После кладбища Шивацал до вершины перевала Зеленой тары наша душа проживает состояние бардо (состояния между смертью и перерождением), идет сканирование кармы, «проверка души человека». Самым сложным этапом пути является восхождение на перевал Зеленой Тары , высота 5600 метров. Зеленая Тара, богиня сострадания, материнский аспект вселенной, она дает долгожданное символическое новое рождение.

С вершины перевала открывается вид на озеро Гаури Кунд и Топор Кармы – гора, увидеть которую, великое счастье и главная цель пути каждого паломника. Топор кармы окончательно отрезает старую карму (перерезает пуповину), и человек ощущает начало самостоятельной свободной жизни. Дорога ведет вниз, больше не будет тяжелых подъемов, человеку дается возможность начать жизнь сначала.

Что происходит после коры?

Чтобы проследить и осознать трансформацию, запущенную на Кайласе нам всем нужно время. Первые всходы проявятся сразу же, но есть и другие реперные точки: 3 месяца, 6 месяцев, год и даже больше.

Мы не раз наблюдали, как люди меняют свое отношение к жизни, к себе, к ситуациям и трудностям. Как человека «отпускает» неизлечимая болезнь, как создаются семьи и рождаются дети у тех, кто очень хотел, но почему-то не получалось. Как люди освобождаются от зависимостей, вредных привычек, становятся вегетарианцами. Как появляется смелость жить свою жизнь и верить себе. Также, мы знаем как после Кайласа рушатся иллюзии, отжившие браки, неэтичные бизнесы, рвутся партнерские отношения, все что тянет назад и поддерживается по инерции. Гора дает силы на преобразование себя и своего окружения. Это огромный шаг в сторону успешной гармоничной жизни из вашего полного потенциала.

Гора Кайлас - источник невероятной чистоты и света, мощного энергетического ресурса. Кайлас очищает, обновляет, заряжает «разряженные батарейки». Помогает пережить кризисы, потери, найти новые смыслы и цели в жизни. Вы больше никогда не будете прежним. Вы вчерашний перестанете существовать. Ваши паттерны, ваша логика и принципы - многое трансформируется. Произойдет инициация высотой, инициация любовью.

Паломничество в Тибет и кора вокруг Священного Кайласа меняет жизнь человека. Дает силы справляться с мощным потоком жизни, помогает осмыслить свой жизненный маршрут и, по-настоящему, полюбить себя, а потом и ближнего.

После Кайласа ценности пересматриваются, приоритеты уточняются, лишнее уходит и не занимает больше место в вашей жизни. А что придет на освободившееся место, зависит от вас. Свободная энергия даст вам возможность реализовать свои цели и жить из своих смыслов.

Из заметок, совершивших кору:

«Во второй день ты вспоминаешь вопрос, с которым ты приехал, запрос на изменения, желание нового в жизни, чего-то, что для тебя пока непонятно или недостижимо. И держа в голове эту цель, ты начинаешь подъем. Высота начала подъема 4900м, каждый шаг вверх дается как победа и преодоление себя, если ты действительно «горишь» своей целью и знаешь зачем тебе это восхождение, то идти психологически легче. На этом отрезке тело становиться второстепенно, на первое место выступает воля, твоя психология общения с самим сабой. Цель переходит из фантазий на материальный уровень и ты на физическом слое понимаешь, что значит идти к своей цели.

Незадолго до самого крутого подъема на перевал есть место – Шива Цал. Тут паломники совершают ритуал «обмена» с Кайласом. Человек проговаривает свою цель, просит на ее исполнения сил. В обмен оставляет что-то свое, ценное для самого себя, предмет, содержащий частичку человека, дорогие воспоминания или свою силу в виде срезанных волос. За два последних года я много раз испытывал себя на прочность. Каждый раз, вспоминая подъем на перевал возле Кайласа, силы поднимались изнутри и все возможные трудности и физические испытания превращались в детскую игру. »

Вылет из Москвы в Пекин регулярным рейсом Аэрофлота в 21.25 из аэропорта Шереметьево.

День 1

Прибытие в Пекин в 09.50 утра. Встреча в аэропорту и трансфер в отель уровня 3*. Размещение и отдых. По желанию (за дополнительную плату): экскурсия по Пекину или поездка на Великую Китайскую стену. В этот день вы получите разрешение на посещение Тибета. Ночь в Пекине.

День 2

Пекин - Лхаса (высота 3650 м)

Трансфер в аэропорт, вылет в Лхасу. Прибытие в Лхасу - столицу Тибета (3650 м над уровнем моря), «город небожителей», административный центр и главный священный город Тибета. В аэропорту гид приветствует туристов с тибетскими национальными шарфами Хадак. По дороге из аэропорта вы будете очарованы высокогорными пейзажами и видами тибетских деревень, а также видом на самую высокогорную в мире реку Брахмапутру . Дорога займёт менее часа. После прибытия в город - размещение в гостинице, послеобеденный отдых, акклиматизация в условиях высокогорья. Свободное время. Ночь в Лхасе.

День 3

Лхаса (высота 3650 м)

Дворец Потала, храм Джоканг, улица Баргхор. Центр Тибетской медицины

Завтрак. После завтрака мы посетим Зимний дворец Далай-Лам многих поколений - Дворец Потала . Дворец строился с 641 г. по 17 в. Во дворце 999 роскошных комнат. Отсюда открывается прекрасная панорама Лхасы, это исторический, архитектурный, политический и религиозный центр Тибета. Восхищают своей архитектурой великолепные залы Красного и Белого Дворцов, множество часовен, крытые террасы резиденции Далай-ламы. На территории дворца в храме Пхакпа Лхакханг находится священная для буддистов статуя Авалокитешвары. Здесь же располагается личный монастырь Далай-Ламы , религиозная школа, кельи монахов, сокровищница и кладовые помещения.

Посещение одного из древнейших храмов Лхасы - храма Джокханг (17 в). Сюда приходят паломники со всех уголков Тибета, чтобы поклониться священной статуе Шакьямуни, привезеной в Лхасу в X в. В храме 14 отдельных молитвенных помещений, посвящённых Цзонкапе, основателю секты Гелуг-ба, Авалокитешваре (одному из главных проявлений Будды), знаменитому учителю (гуру) Ламе Римпоче.

Обход-"кора" вокруг монастыря по улице сувениров Багкхор .

После обеда мы посетим Институт Тибетской медицины , где познакомимся с историей, современностью и чудесами тибетской медицины. По желанию можно пройти бесплатную диагностику. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 4

Высота 3650 м

Монастырь Дрепунг, пещерный комплекс Друк Йерпа

После завтрака, выезд на экскурсию Монастырь Дрепунг (секта "желтошапочников" Гелугпа). Монастырь Дрепунг находится в 8 км к западу от Лхасы на горе Гэньупэйцзы в западном предместье Лхасы. Это самый большой монастырь Тибета, занимает территорию в 200 тыс. кв.м., число лам и монахов в нём порой превышало 10 тысяч. Монастырь построен в 14 веке на пожертвования богатых семей и землевладельцев. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов. В монастыре Дрепунг установлена знаменитая статуя Будды Будущего Майтрейи - вестника Шамбалы. Паломничество в Дрепунг - важный пункт на пути к коре вокруг Кайласа.
Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Друк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Друк Йерпа был основан в 12 веке на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне. Именно здесь в своё время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета - Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета - Сронгзангампо. Монастырь частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились и восстанавливаются. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15 монахов. Паломничество в Друк Йерпу - неотъемлемая часть на пути к Священной горе Кайлас. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 5

Лхаса - Священное озеро Ямдрок (4488 м) - Ледник Каро-ла - Гьянтце (4040 м) - Шигадзе (3836 м)

Выезд к одному из трёх Великих озёр Тибета - Ямдрук-цо. Оно известно благодаря своим мистическим свойствам, сбывающимся на нем предсказаниям. Осмотр красивой панорамы озера сверху. Переезд в город Гьянтце (4040 м), где мы посетим монастырь Пелкхор Чходэ - комплекс из 15 монастырей трёх разных традиций, что само по себе является редкостью для тибетского буддизма. 9 монастырей принадлежали секте Гелуг-па, три - к секте Сакья-па и еще три - к немногочисленной традиции Будона, чей главный монастырь Шалу располагался рядом с Шигадзе. Здесь находится самая большая ступа Центрального Тибета - Кумбум. В ней пять этажей, множество комнат, статуй и алтарей. «Кумбум » означает «тысяча», поскольку здесь есть 1000 изображений Будд, божеств и боддхисатв. Что касается статуй, то большая их часть была повреждена во время Китайской Культурной Революции, но сейчас восстановлена. Мы также увидим снаружи старинный форт , построенный ещё в 14 веке. Форт расположен в центре города и эффектно венчает скалистый холм высотой несколько сот метров. Он был задуман, как главное оборонительное укрепление на дороге, ведущей в Лхасу с юга. Многочисленные постройки из белого камня и сейчас производят внушительное впечатление: высокие (5-8 м) и толстые (до 4 м) стены, мощные укрепления, массивные здания. На его территории размещался гарнизон, насчитывающий в мирное время 500 человек.
Далее мы отправляемся во второй по значимости город Тибета - Шигадзе (3836 м). Размещение в отеле. Ночь в Шигадзе.

День 6

Шигадзе (монастырь Ташилумпо) - Сага (4460 м)

Завтрак. Экскурсия в монастырь Ташилумпо , где в прежние века проживали Панчен-Ламы. В настоящее время в монастыре, принадлежащем к секте Гелупта, обучается 800 монахов. На территории храмового комплекса сохранились могилы всех Панчен-Лам и 13-го Далай-Ламы. В главном храме находится старинная статуя Будды Будущего Майтреи высотой 26 м. Переезд в Сагу. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 7

Сага - Священное озеро Манасаровар - Дарчен (подножие горы Кайлас). Высота 4550 м.

Священная гора Кайлас (6714 м). Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы Бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли», местом соприкосновения космических сфер. Со склонов этой горы берут своё начало великие реки Индии - Ганг, Брахмапутра, Инд, Калигандаки. В этом центре возможен прорыв уровней и обретение сакральных знаний. Подготовка к "коре". Гид помогает паломникам нанять носильщиков, лошадей или яков для предстоящей завтра коры. Ночь в Дарчене у подножия горы Кайлас.

День 8

Кайлас, 1 день коры. Тарбоче, Монастырь Чуку гомпа. Дом счастливого камня, Западное лицо Кайласа, монастырь Дирапук, Северное лицо Кайласа.Высота 4890 м.

Наш путь начинается рано утром от Дарчена (4800 м). Путь лежит вдоль западного склона Кайласа. Если в местечке Сер-шунг отклониться на запад, пройти через реку, то можно посетить монастырь Чуку Гомпа, в котором сохранились три великие драгоценности: древняя ритуальная ракушка, беломраморный Будда, медный чан, в котором вода кипела без огня. 13 кор вокруг этого монастыря засчитываются за одну внешнюю кору. Попросив благословения на кору, начинаем путь до монастыря Дирапук Гомпа, где сохранилась медитационная пещера Мастера Миларепы (4910 м). В первый день мы преодолеваем 15 км, около 6–8 часов в пути. Ночь в гестхаузе.

День 9

Кайлас, 2 день коры. Монастырь Дирапук, мимо Долины смерти, кладбище Шивацал, перевал Зелёной тары, озеро Гаурикунд, Топор кармы, монастырь Зутулпук.Высота 4630 м.

Преодоление перевала Зелёной тары в дни полнолуния считается большим накоплением заслуг!

Новолуние - идеальный день для избавления от вредных привычек, день хорош для уединения, самоанализа и оценки прошлых поступков, или же строительства планов на будущее. Чтобы спокойно пройти кору, обдумать и расстаться с прошлым это лучшее время!

Второй день коры самый сложный физически - 18 км, около 7–9 часов пути, нам предстоит преодолеть перевал Дорма-ла (5500 м). Мы пересекаем скалистый перевал, нужно быть осторожными, чтобы не оступиться, дорога усыпана огромными камнями. Паломники оставляют на перевале свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую жизнь. Преодолев перевал, спускаемся к монастырю Зутул Пук (4910 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полёте на Кайлас. Ночь в палатках или в монастырском приюте, по обстановке.

День 10

Кайлас, 3 день коры. Возвращение в Дарчен. Переезд на Манасаровар. Ночь в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Сегодня спуск, 15 км, нас ждут около 4–5 часов пути. Дорога лежит по живописной долине Баркха, по дороге мы можем поразмышлять о пройденной коре. Возвращение в Дарчен. Ночь в Дарчене в гестхаузе или в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Манасаровар - самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии. Вместе с горой Кайлас озеро Манасаровар является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и других окрестных стран. Чтобы избавиться от грехов, люди купаются в озере и пьют его воду. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. По пути проезжаем Мёртвое озеро Ракшас-тал.

В этот день можно принять горячую ванну в природных лечебных источниках Чу. Стоимость 50 юаней с человека. Ночь в гестхаузе у монастыря Чу на берегу озера.

День 11

Манасаровар - Сага (4460 м)

Переезд Манасаровар - Сага. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 12

Сага - Шигадзе (3836 м)

Переезд из Саги в Шигадзе. Размещение в отеле 3*. Ночь в Шигадзе.

День 13

Шигадзе - Пекин

Завтрак. Трансфер в аэропорт Лхасы, вылет в Пекин. Прибытие в Пекин, встреча и трансфер в отель 3*. Размещение и отдых.

День 14

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву в 11.40 утра регулярным рейсом Аэрофлота. Прибытие в Москву в 15.25 в аэропорт Шереметьево.


Стоимость программы на одного человека, в USD:

Группы от 6 человек / даты путешествия

При двухместном размещении

При одноместном размещении

тур с 28 апреля на майские праздники
(этот тур НЕ на полнолуние)
1650 1900

тур, который начинается в мае

туры, которые начинаются в июне-сентябре 1890 2140
туры, которые начинаются в октябре-ноябре 1650 1900

В стоимость тура включено :

  • размещение в Пекине, Лхасе и Шигадзе в отелях 3* в двухместных номерах с завтраком. В остальных пунктах гестхаузы (не гарантируется двухместное размещение и наличие удобств в номере), в районе Кайласа возможно размещение в стационарных палаточных лагерях или в приютах монастырей.
  • завтраки в отелях Пекина, Лхасы и Шигадзе, в остальных пунктах без питания.
  • все экскурсии на индивидуальном автотранспорте (автобус для группы),
  • все экскурсии с англоговорящим гидом в Тибете (в Лхасе, как правило, русскоговорящий гид инструктирует группу перед выездом на Кайлас), русскоговорящий гид-встречающий в Пекине,
  • все входные билеты во время экскурсий по программе,
  • получение разрешение по посещение Тибета;
  • туристическая виза в Китай;
  • медицинская страховка.

В стоимость тура не включено :

  • авиаперелёт Москва - Пекин - Москва (от 28000 рублей),
  • авиаперелёт Пекин - Лхаса - Пекин (перелет с пересадкой или посадкой = 998 USD);
  • питание (средние траты: 10-20 USD в день), оплата носильщиков, чаевые, спальные мешки.

По желанию и при необходимости:

Носильщики, яки, погонщики яков на коре вокруг Кайласа, стоимость от 60 до 150 USD в среднем в день за единицу помощи; летом цены выше. Вам точно понадобится одна из этих услуг, сумму денег нужно взять с собой к Кайласу.

Доплата за срочную китайскую визу за 4 рабочих дня 2400 рублей, за 3 рабочих дня 5400 рублей;

Все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

Экскурсия по Пекину в первый день (с русскоговорящим гидом): 110 USD на человека при группе из 2 человек минимум или 210 USD при индивидуальной экскурсии.

Спальный мешок (можно взять в аренду в Лхасе, 20 USD, оплата на месте).

ВНИМАНИЕ!!!

Страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями и астмой запрещено путешествие в Тибет.

Обладателям дипломатических и журналистских паспортов пермит не выдается, просьба путешествовать по гражданским паспортам.

Если вы поменяли паспорт или планируете поменять паспорт до заезда, бронируйтесь только по новому паспорту!

Программа тура может быть изменена исходя из текущих или прогнозируемых погодных/природных условий, указов властей о порядке пребывания иностранцев в Тибете и иных распоряжений властей КНР. При изменении маршрута в ходе путешествия единоличное решение об изменении маршрута принимает сопровождающий гид.

Список необходимых вещей:

Непромокаемая обувь (подойдут горные или военные ботинки, лучше купить дома и немного разносить до поездки, в Тибете могут быть проблемы с размерами)

Тёплый, очень теплый спальник (максимально комфортно в спальнике на критическую температуру -15 или -10). Спальник можно взять в аренду в Тибете за 20 USD. Сообщать о необходимости аренды спальника нужно на этапе бронирования.

Головной убор, перчатки, повязка на лицо

Качественные солнцезащитные очки, защищающие от ультрафиолетового излучения!

Крем от солнца с максимальным фактором защиты!

Лекарства для личного использования: от простуды, от отравления, от поноса, лейкопластырь (для мозолей).

Любимые продукты питания в дорогу, например, специальные консервы, шоколад, сухарики, кофе.

Список не обязательных вещей, которые могут пригодиться и которые можно купить в Тибете:

Альпеншток. Вы можете взять альпеншток в аренду,

Лекарства от горной болезни (некоторые пьют ДО приезда в Лхасу),

Вкусная еда (шоколадки, конфеты, печенье, колбаса, сыр, хороший чай или кофе). Купить можно в Пекине или в Лхасе.

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя – таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через тур оператора «Кайлаш» так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду Смирнову Семёну. На этом моё небольшое отступление закончено.
Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

1.Фото группы.

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. У некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


2.фото площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.
Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


3.фото Ступа Свямбу


4.фот оСтупа Свямбу


5. фото индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять – это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа – сознание человека бессмертна. Смерть – это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души – сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа –сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом- Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности в разных религиях существуют ритуалы, которые помогают душе–сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны – скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


6.фото Пашупатинатх


7.фото статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх на котором ездил Шива


8.фото площадки для кремации тел умерших


9.фото в ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


10.фото пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и боннским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый боннский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря – это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение – я в Тибете и я как то успокоился – все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли – для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.




14.фото монастырь Самье в главном храме


15.фото монастырь Самье храмзащитников

Дальше нашп уть лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это неудивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения до сих пор. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, не смотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.





Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали боннские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько мне известно, в настоящее время китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Следующая точка нашего путешествия – монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какието важные моменты. Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.




Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица Тибета после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно неизвестно.

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гестхаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Былоздорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. В полнее комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.


24.фото озеро Манасаровар



На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен -место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе – это совершение хаджа, в христианстве –посещение местс вязанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор трудно доступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. Символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то,что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон –это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве тоже указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон – против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов впервый день нет. Конечно, это нелегкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучшевы брать свой ритм ходьбы, организм сам настроится. Через полтора–два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! И в этом ритуале есть глубокий смыл. Тело умершего подносится всем голоднымдухам, что бы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, также это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние здоровья человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это так же рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седлоТары».


29.фото западное лицо Кайлас


30.фото камнь седло Тары
К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


31.фотосеверное лицо Кайлаш
За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Навстречу нам шли бонпо и я здоровался с ними на тибетском–«Таши Делек». Они тоже здоровались в ответ. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми. Было чувство что происходит что то важное. Тропа постепенно поднималась вверх – мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Перед перевалом Дрома так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Оченьтрудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру "ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ" - это боннская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно –они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.






Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху,он жестом показал мне–оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки идумал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как-то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.
В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!




37. фото группа

22 августа 2013 г. 10:20 Лхаса, Тибетский автономный регион — Китай Октябрь 2011

Возможно, Ты уже знаком со мной, или знаком с моими статьями о Тибете. Меня зовут Надежда, я живу и работаю в Лхасе.


Мой новый отчет о поездке на Кайлас 18—30 октября не могу удержаться и начинаю писать уже сейчас. Почему? Потому что не сама поездка есть суть этого Пути, а та духовная работа, которая происходит внутри человека. Кто-то даже не замечает этого, кто-то идет к этому годами. Кто-то в это просто не верит, и ездит на Кайлас за физическими приключениями трехдневного трека.

Моя прошлая кора была уже «осознанной», на нее я получала благословение от Друга и Учителя Ламы Тхомэй из монастыря Сэра, города Лхасы. Что я вкладываю в понимание «осознанной коры»? Как минимум настрой, когда едешь в это путешествие не потому, что это «модно», «интересно» или «за компанию», а когда получаешь от сердца призыв прийти в определенные места, вознести определенные молитвы, провести работу над собой, выполнить определенные задачи…


У каждого человека своя цель коры, часто это слишком интимно, чтобы рассказывать об этом. Но общая цель, объединяющая всех паломников одна, вне зависимости от вероисповедания: сделать себя лучше, посредством очищения своей души, тем самым сделать энергетику вокруг себя лучше, что повлечет за собой увеличение положительного заряда на земле в целом. Простыми словами, цель: принесение пользы Миру путем совершенствования своего духовного сердца.

3


Духовный настрой перед корой вокруг Кайласа очень важен. Еще с прошлой «осознанной» коры, которую я прошла в августе 2010 года, я тренирую в своем сердце уроки, которые извлекла: урок терпения, урок беспрерывного творчества жизни, урок работы на благо живых существ. И сейчас, когда до поездки остается немногим более десяти дней, я начинаю окончательно настраиваться на поездку, путем закрепления уроков прошлой коры и всего жизненного периода, который был после нее. Воистину, после топора кармы, который открылся мне в августе 2010 года, началась уже другая жизнь. Но это не выбор небес, это мой выбор. Не стоит думать, что пройдя кору, все непременно изменится, и пойдет как по маслу. У каждого из нас своя карма, свой Путь, который надо пройти. Это не значит, что судьба написана нам заранее, это значит лишь, что у каждого есть набор задач, которые человек волен выполнить. Я заметила, что когда задумываешься и встаешь на путь духовного саморазвития, в процессе приобретения знаний или заслуг, задачи, которые встают перед человеком, возрастают по уровню сложности. Поэтому кора — это не Путь, впредь освобождающий нас от всяческих сложностей жизни и дарующий манну небесную, напротив, это выбор человека отныне развиваться, выбор человека служить Миру, выбор человека трудиться неустанно, творить и созидать, что далеко не самый легкий жизненный путь.


В качестве подготовки к поездке прокручиваю в своей голове ответы на вопросы: Какие мысли приходили мне в этом году? Какие мысли я слышала от Ламы и Учителя в этом году? Стараюсь закрепить их.

Поездка прошла замечательно!


Поездка на Кайлас — это особый тур, коллектив решает многое: придете ли Вы к Месту Силы с группой или в одиночку, будете ли поддержаны или выбиты из колеи. В Местах Силы обостряются все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы не только дают нам энергию, но и затягивают, как воронка. Поэтому цель поездки, коллектив, поведение в группе и работа с Местом крайне важны.

В первую очередь повезло с компанией. Наш коллектив собрался очень удачно, каждый занял свое место и выполнял свои функции в группе, что придавало группе сил и вдохновения. С нами были Учителя Эдуард и Фати, которые были основным стержнем, и помогли группе сосредоточиться на задачах Пути и выполнять их до конца.


Настраиваясь на поездку мы говорили о том, что горы — это прежде всего встреча с собой. Проводник — лишь только проводит человека, но от себя ничего не дает, поэтому не ожидайте от гида подсказок «к просветлению», его задача лишь провести Вас в это место. А открыть себя, познакомиться с собой — это задача самого путника.

Еще до отъезда из Лхасы мы удостоились счастья присутствовать на передаче Эдуарду двух мантр от нашего Ламы Тхомэя. После передачи мы провели медитацию вместе с Ламой, он благословил нас на предстоящий Путь, и путешествие началось.

В Лхасе мы прошли по пути паломников: Дворец Потала, храм Джоканг, Улица Баргхор, летняя резиденция Далай Лам Норбулинка, монастыри Сэра, Дрэпунг, храм Богатства и пещерный комплекс Драк Йерпа .


В монастыре Сэра благодаря другу Ламе нам удалось пройти обряд сжигания старой кармы и загадать желания у защитника с головой лошади Тамдрин. В павильоне Тамдрина сидит молодой Лама, записывающий на красные листочки бумаги золотыми чернилами прошения паломников, эти листочки отдаются в руки паломников, и отстояв очередь к статуе Тамдрина, эти записки передают старшему Ламе, который зачитывает просьбы вслух, поет мантры и сжигает их в большой посуде, после чего нужно приложиться головой к подножию статуи. Процедура потрясающе сильная, околдовывает, завораживает, особенно когда горят записки и монах читает мантры, ощущение, что мир переворачивается. Удивительно, но одно из моих загаданных там желаний исполнилось спустя всего три дня! Еще раз убеждаюсь в Тибете — желания исполняются как по движению волшебной палочки, поэтому уже давно стараюсь загадывать только то, что действительно необходимо, чтобы не стать рабом своих желаний.


Особенно вдохновило очередное посещение Драк Йерпы (трое участников группы были здесь уже не первый раз). В главном храме монастыря, мы задержались у статуи Будды Майтреи. Здесь же у нас завязался увлекательный разговор с молодым Ламой, который, тронутый нашим вниманием, старался рассказать нам все, что знает о храме и показать все самые драгоценные святыни, хранящиеся в том павильоне. От него мы узнали, что три самые почитаемые статуи Будды Майтреи в Тибете, три брата, хранятся в монастырях Дрэпунг, Ташилумпо и… Драк Йерпа! Паломничество ко всем трем является делом особенно благим. Лама показал нам камень, найденный в Драк Йерпе с самопроявившимся слогом ОМ, написанным белой породой на черной породе. Показал также необыкновенную древнейшую чашу из чистого золота, издающую потрясающие воображение длительные вибрации и особый звук. Еще открыл нам свою маленькую тайну, что было очень трогательно, но описывать ее письменно не могу. Мы немного помедитировали вместе, мы медитировали на открытие своих сердец. Лама благословил нас освященной водой из золотой чаши, которую мы испили, омыли ею лицо и окропили верхнюю чакру. После чего лама подарил нам мантру ОМ, А ХУМ ПЕНЗА ГУРУ ПЕДМА СИДХИ ХУМ , — мантру на развитие способностей и качеств тела. Мы были очень признательны Ламе Лобсангу, так радушно нас встретившему. Он был так счастлив рассказать и показать все, что знает, что это всем нам было примером простой чистой человеческой реализации.

4


Выехав из Лхасы, мы отправились на Священное озеро Ямдрок-цхо , которое у янас в Тибете называют «Драгоценный зеленый нефрит над пастбищами» и «озером скорпиона» за его неповторимый цвет и форму. Говорят, что это озеро нельзя увидеть дважды. Я могу подтвердить этот факт: уже не могу сосчитать, сколько раз я была у его берегов, и каждый раз озеро показывает себя по-разному. Оно бывает потрясающе теплым, гладким, спокойным, глубоким, а бывает суровым, бушующим, синим, фиолетовым, холодным.


Чем хороши такие поездки своим коллективом, так это тем, что можно остановиться и задержаться в понравившемся месте дольше обычного и уединиться для медитации. Прибыв на озеро и испив горячего чая, мы разошлись кто куда: Эдуард рисовал, Фати строила молитвенные пирамидки, Аслан гулял, Саша медитировал, а я прилегла на подстилку, чтобы немного заземлиться. После отдыха Эдуард и Фати провели медитацию на озере, в результате которой они сошлись во мнении, что в измерении озера существует подводная цивилизация, там живет много людей, местных сущностей, белых и прозрачных, жизнь бьет ключом. В озере хранятся глубокие знания — семена жизни, поэтому оно и признано священным и является местом паломничества и поклонения. Вода озера — небесная, здесь открыты небеса, открыт прямой проходв небо.


Поклоняясь священным озерам Тибета, таким как, озеро Ямдрок, Манасаровар, Наму-цхо, Ламула-цхо, нельзя ступать в воду ногами, мыть предметы, мыться, купаться, это считается осквернением святыни. С такими сильными местами лучше не вступать в борьбу. Да, индусы купаются, они делают это по своей традиции, но в Тибете нам следует уважать местные обычаи. Как можно совершить подношение священному озеру? Можно провести подношение воды: взять в ладони священной живой воды, и отдать ее же озеру. Этот ритуал не загрязняет священных вод, подчеркивает наше уважение к святыне.

В этот раз на озере мы видели одинокую уточку, она очень долго качалась на волнах. Озеро было активным, волновалось, как в сказке синее море.

В хорошую погоду всегда видно семитысячную гору Норин Канг 7206 м. — хранительницу озера Ямдрок.

После озера Ямдрок, мы продалжаем наш путь через перевал под названием ледник Карола 4825 м., который покрывает гору Женьцинканла 7191 м. Это место хранит ущелье красной реки. Здесь все проезжающие паломники останавливаются для развешивания молитвенных флажков тарчжо и разбрасывания карточек лунгта.

После перевала дорога выводит нас к искусственному озеру-водохранилицу Маньла , высота 4250 м. Это озеро всегда поражает своим неземным зеленым цветом.

1


Следующим пунктом программы был город Гьянтце с монастырем Пелкхор Чодэ и ступой Кумбум . Мы слишком долго задержались на озере, что приехав в Гьянтце, монастырь уже закрывался. Но в ступу Кумбум нам удалось попасть. Приятно было, когда я в ступе попросила у Ламы глоток воды, а он налил мне стаканчик вкусного сладкого чая с молоком. После посещения ступы я задержалась внизу, наблюдая за немногочисленными паломниками, совершающими кору вокруг монастыря. Эдуард и Саша остались медитировать в Ступе и… ее закрыли))). Спустя полчаса они спустились, и мы отправились в Шикадзе. Был очень насыщенный день, приятно уставшие мы заселились в отель.

1


После ужина мы собрались для того, чтобы обсудить цели поездки и настроиться на главную часть Пути. Каждый открылся группе, рассказав, с какой целью идет на Кайлас. После чего мы подвели итог. Эдуард обратил внимание каждого на то, что очень важно не распыляться в Местах Силы, потому что они своей силой затягивают, важно уметь собирать себя из этих мест. Уметь давать благословение и свою любовь месту, при этом забирая каждую личину своей души обратно, чтобы идти по жизни цельно. После прошлой коры у меня как раз было ощущение, что я оставила в горах половину себя, что четко ощущалось весь год, поэтому на эту кору я настроилась иначе: я буду идти и собирать себя обратно. Излишняя впечатлительность рассеивает частицы души, что вредно для развития и реализации. Места сильнее нас, поэтому надо идти осознанно.

Следующий день начался с посещения монастыря Ташилумпо в городе Шикадзе. В этом монастыре главной является самая большая в мире бронзовая статуя Будды Майтреи. От нее плывет мягкая, легкая, теплая, лучистая энергия. Майтрея излучает безграничную радость. Мы стояли под его статуей около часа, совершали кору, обучились мудре, разрушающей предрассудки. Справа от входа в этот павильон сидят Ламы, читающие молитвы. Можно попросить их записать имена людей, за которых мы хотим помолиться, оставить пожертвование, и они будут молиться. Я попросила их помолиться за нашего Ламу Тхомэя из Сэры, у него слабое здоровье, и была счастлива узнать, что Тхомэй знаменит даже в Шикадзе, его отлично знают, и обещали молиться за него непременно. Во всех павильонах монастыря шли утренние службы, в том числе и в павильоне защитников. На выходе из монастыря мне на голову прям с дерева упал персик — символ долголетия — я его съела с большим удовольствием, он оказался невероятно сладким и сочным.

1


Из Шикадзе мы отправились в Сагу, где разместились в отеле на ночь. Ранним утром следующего дня наш путь лежалв Дарчен к подножию Кайласа! По пути мы остановились на душевный обед в деревне Пхаян. Деревня так разрослась, стала даже зажиточной, молодежь развлекается на мотоциклах, дети на велосипедах, женщины заняты работой, мужчины ездят на тракторах. В Пхаяне мы купили фруктов в дорогу и на подношения в монастыри на Кайласе.

1


В пути мы говорили о том, как надо вести себя в Местах Силы. С землей надо непременно общаться, чувствовать ее, общаться с горами. Во время таких контактов важно центрировать себя, не развеиваться. Обязательно надо осознавать свою задачу, с корой Вы пришли. Но часто бывает, что человек ощущает лишь зов Места, и даже прибыв к нему, не понимает, зачем. В таком случае надо спросить у Места: «Зачем я здесь?».

Очень важно поведение в группе. Часто бывают сборные заезды, где участники группы не знакомы заранее друг с другом. В каждой группе обязательно принять друг друга, пожелать благополучия каждому. Это важно для поддержания здоровой атмосферы группы, дает силу, поддерживает слабые звенья. Остановитесь на какое-то время и представьте каждого участника Вашей группы и мысленно примите его, пожелайте ему добра, попросите его принять Вас, эта работа поможет Вам занять свое место в коллективе и поможет группе пройти Путь коры без срывов, наполнит силой, так как сила группы намного активнее силы одного человека.

Еще стоит обратить внимание на процесс прощания с Местом Силы: важно собрать себя. Оставить месту свои лучшие благословения. Места Силы настолько активны, что не нарочно могут втягивать нас как в воронку, забирая нашу энергию, поэтому важно центрироваться и уезжать окончательно собранными, не разбрасывать личины своей души.

Можно оставлять в Местах Силы молитвы за тех, кто еще придет, чтобы их Путь был благословлен. Посидите, подумайте, осознайте, поблагодарите друг друга за чудесное совместное путешествие.

В пути мы видели много диких животных. Летом, когда жарко, они поднимаются повыше в горы, а в октябре—ноябре они спускаются ниже. Много раз мы видели диких лис, зайцев, тибетских антилоп целыми стадами, тибетских диких ослов и козлов, журавлей и орлов. Это было очень приятно, ощущение, что место нас принимает и раскрывается.

На высоте 4775 м нам открылось озеро Ганчжу , озеро наложницы тибетского царя Гэсан Ван, которая по легенде омывалась в водах этого озера. Спустившись на 4600 м. нам открылось Священное озеро Манасаровар и красавица гора Намунани — великолепный семитысячник. На каждом высоком перевале мы вместе с водителем воскликивали: «Гососо! Лачжало! », — что означает «боги победят», это такая тибетская традиция, произносить эти слова на вершинах горных перевалах. Настроение становилось все более радостным, потому что спустя какое-то мгновение нам открылся сам Кайлас — «драгоценная снежная вершина» ! Всю дорогу я тайно просила хорошей погоды, чтобы облака отступили и была ясная видимость. И когда Кайлас открылся, единственное облачко было за горой, просто чудо!

На высоте 4515 м. мы остановились для фото в деревеньке Хор. Отсюда открывается вид на Священное Озеро и Священную Гору одновременно! Выйдя из машин для приветственного поклона Святыням, нас обдало холодным октябрьским ветром, с которым мы договорились, что завтра на коре он будет дуть нам исключительно в спину, и так и было. Погода была изумительная, и Драгоценный Кайлас (6721 м.), и красавица Намунани (7694 м.) — гора «Богоматерь», были видны как на ладони.

1


Для тех, кто интересуется особенностями коры в конце октября: в это время в Дарчене уже нет воды (есть только привозная в ведрах), душ закрыт, большинство торговых лавок, гестхаузов и ресторанов закрыты, остаются только самые стойкие, и те съезжают по одному, к началу ноября закрывается практически все обслуживание. Тоже ситуация и на коре, палатки местных, продающих чай и лапшу на полпути в первый и второй дни коры, покидают свое место работы к ноябрю. Нам повезло, потому что все необходимое еще работало, когда мы были там.

Утро первого дня коры началось с исполнения моего желания, загаданного в Сэре, и, совершенно не в тему, с новости о неблагополучной кончине Кадафи. Проснувшись в Дарчене, мы хорошо позавтракали, хозяйка моего любимого ресторана приготовила нам в дорогу по лепешке. И мы отправились в Путь.

Погода была просто чудесной, видимость кристальная. Мы остановились как всегда у белого чортена — духовных ворот коры — для совершения обряда. Здесь развесили первые флажки, совершили трижды кору вокруг чортена, и, войдя внутрь с молитвой, каждый ударил в колокол, висящий в чортене, это знак того, что человек вступает в поле Кайласа, и как бы сообщает об этом: «Я пришел!». Внутри чортена было много всего: флажки, предметы одежды, черепа баранов, какие-то волосы и зубы, чего только не повыбрасывали паломники в знак желания пройти кору и начать новое духовное существование. Особенно меня удивил труп собачки, мирно покоящийся на куче молитвенных флажков у чортена. В тех краях собак очень много. Говорят, что ярые грешники воплощаются в собак, всю жизнь сопровождающих паломников на коре. Хорошее место эта собачка выбрала для того, чтобы придаться нирване, подумала я. Наверное, она искупила свою плохую карму сполна и может смело двигаться дальше.


В этом году на Кайлас приезжала большая делегация Высоких Буддистских лам из Индии, для их приема были построены новые гестхаузы и туалеты вокруг Кайласа на пути коры. Те, кто шел кору в этом году и бурчал: «Понастроили, понаехали», — знайте, что это делается для увеличивающегося числа паломников, а не для каких-то других (как только это приходит людям на коре в голову) политических целей. К году лошади (2014), возможно, будет еще что-то построено, потому что именно в год лошади на Кайлас идет самое большое число паломников. Считается, что кора, совершенная в год лошади, приносит больше всего заслуг паломнику и даже засчитывается за 13, что означает частичное освобождение и возможность за одно воплощение вырваться из колеса сансары.


Наш Лама говорит, что все изменения вроде строительства дорог, новых приютов для паломников и так далее, — это непременно положительные изменения. Почему? Потому что, как говорит Лама, техническое цивилизационное развитие и развитие духовности людей — это два крыла одной птицы. Без развития одной из сторон вторая одна не вознесет птицу в небо. Мы живем во времена грандиозного духовного подъема, когда все больше и больше людей встают на Путь развития и совершенствования, на Путь положительных изменений, поэтому и бытовая сторона получает такой большой подъем: так и должно быть, чтобы у большего и большего числа ищущих сердец была возможность приезжать сюда для поклонения и выполнения своих духовных задач. Места невероятно активны, поэтому стягивают к себе из года в год все больше паломников. Не стоит, побывав на Святом Месте ворчать о том, что это все надо закрыть и изолировать. Вы же смогли приехать? Так почему же другим нельзя? Зачем скрывать Сильные Места, наоборот, надо делиться приобретенным опытом, это часть личного, общественного и общепланетарного роста!

1


Совершив обряд у белого чортена мы отправились в монастырь Чуку, где нас очень тепло встретили два Ламы из трех, живущих в монастыре. По нашей просьбе Лама провел ритуал очищения и благословения на кору, который я подробно описывала в рассказе о коре 2010. Я попросила такой ритуал для нашего дорого Ламы, чтобы поддержать его слабеющее здоровье, и Лама из Чуку выполнил этот ритуал еще раз специально для Тхомэя. После чего мы поставили свечи на алтарь, и спустились к тропе коры.

1


Путь первого дня был необычайно солнечным и легким. Небольшой ветерок дул в спину. И Южное, и Западное, и Северное лица Кайласа были открыты. Прийдя в монастырь Дирапук мы разместились в новых комнатах гестхауза сразу под монастырем. Моя сумка с подношениями в монастырь еще не подошла, но я не смогла удержаться и пошла в монастырь сначала с пустыми руками. Несколько раз удалось уединиться в пещеры Миларепы, где Великий Учитель провел три года три месяца и три дня, питаясь камушками с гор. Удалось поприсутствовать на службе в молельном павильоне главного храма. Но больше всего меня тронула моя встреча с Ламой Ганма Цюйцзе. Этого Ламу я видела и в прошлый раз, когда была в монастыре и по большой доброте настоятеля Тенцзин Ньямгал Ринпоче была накормлена ужином и просто одарена подарками. В этом году Учитель Тенцзин Ньямгал Ринпоче был в отъезде, и мне было предначертано передать мою благодарность на теплый прием и благословения его младшему брату — Ламе Ганма Цюйцзе. Лама Ганма Цюйцзе был не менее добр, он принял меня трижды в тот вечер, принял и моих гостей, пришедших в нашей параллельной группе. Ответил на ряд вопросов. Дал мне много советов и благословил мой новый Путь, мою новую кору и новую жизнь, которая началась с того момента, как я у него побывала. Кроме того, я просила у него помощи для нашего Ламы Тхомэя, и Лама Ганма Цюйцзе передал мне ряд лекарственных и других освещенных предметов для того, чтобы я отнесла их Тхомэю. До сих пор еще они лежат у меня, тк Лама наш уехал на очередное обследование в Пекин, но, что удивительно, смертельный три года назад диагноз, в этом году показал тенденцию к восстановлению! Я определенно вижу в этом всю ту добрую деятельность, которую Тхомэй проводит в Тибете, и молитвы за него большого числа добрых сердец, таких как Лама Ганма Цюйцзе и другие…


На прощание Лама Ганма Цюйцзе благословил меня, подарил хадак и оставил свой номер телефона, по которому разрешил звонить по любому вопросу. Удивительное благословение для меня, я до сих пор регулярно вижу сны, как я нахожусь в монастыре Дирапук в келье этих двух Высоких Лам, людей с громадными сердцами, наполненными настоящей земной добротой, простой и трогательной, такой, какой должна быть доброта и служение людям. Спасибо! Спасибо! Спасибо!

Тибет - центр духовного мира, а гора Кайлас - сердце Тибета. В системе гор Гандисы есть пик высотой свыше 6000 метров, это и есть священная гора Кайлас, высочайшая вершина одноименного горного хребта.

Драгоценная снежная гора, как зовут ее буддисты, пока осталась непокоренной, потому что власти Китая не дают разрешение на восхождение. Единственная попытка взобраться на гору вызвала бурный протест верующих во главе с Далай-ламой. Жители Тибета верят, что Кайлас - это дом бога и любой взобравшийся на гору должен умереть.

Гора считается священной, к ней совершают паломничество представители 3 крупных религий: индуисты, буддисты, джайнисты. Они должны обойти гору 108 раз. Это подарит очищение кармы и лучшее перевоплощение.

Индуисты считают пик горы домом (летней резиденцией) бога Шивы. Возможно, глядя на Кайлас, в этой религии создали гору Меру - точку, откуда начинается мир и где живут боги.

Приверженцы бон, религии, которая была в Китае до буддизма, верят, что на гору спустился с небес их учитель и наставник Салва в форме Тонпы Шенраба Мивоче. Джайны уверены, что здесь жил и получил просветление первый джайнист. А буддисты считают, что здесь жил Будда в гневном воплощении Самвара и поэтому Кайлас - одно из благоприятных мест для духовного роста.

Иными словами, множество людей считает, что эта гора наделена божественной силой, и многие пытаются сделать ритуальный обход, чтобы найти просветление и очистить карму. Такой паломнический путь называется кора.

Фотограф Сэмюэл Зудер, посетив Кайлас, был поражен им с первого взгляда. Очень скоро он смог собрать небольшую группу помощников и целый месяц фотографировал окрестности и паломников. Результаты его путешествия впечатляют. В дальнейшем фотограф планирует выпустить книгу «Лицом к вере: гора Кайлас, Тибет». Мы же пока полюбуемся созданными им потрясающими по насыщенности фото:

Слева: Сонам Церинг, 24. Происхождение: Дарчен, Тибет. 4 обхода. Справа: Церин Зумба, 28. Происхождение: Дарчен, Тибет. 22 обхода.


Поляна Тарпоче. Майский праздник Сага Дава.

Слева: Долма, 18. Происхождение: Лхаса, Тибет. 1 обход. На фото справа: Лобсанг Еше, 27. Происхождение: Маркам, Тибет. 5 обходов. Крайний справа: Темпа Гьяцо, 28.


Гора Кайлас, долина Лха Чу.


«Поклоняясь горе Кайлас, человек не отказывается от обычного ежедневного поведения. Это не похоже на посещение церкви, где вы должны сохранять спокойствие и сосредоточиться на молитве. Во время ритуального обхода я видел много групп и семей, которые, казалось, получают большое удовольствие, поклоняясь горе», - пишет фотограф.

Слева: Санге, 17. Происхождение: Дарчен, Тибет. 12 обходов. Справа: Еше Гьялцен, 35. Происхождение: Шигадзе, Тибет. 12 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Слева: Дазанг, 47. Происхождение: Нагчу, Тибет. 7 обходов. Справа: Лхага, 49. Происхождение: Геджей, Тибет. 6 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.