Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Почему спас называют яблочным и что нужно знать об этом празднике. Три Спаса в августе: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Первый Спас связан с началом сбора меда, поэтому он и имеет название Медовый. Данный день считается не только православным праздником, но и днем пчеловодов. По приданию в этот день пчелы больше не несут меда в ульи, поэтому и разрешается начинать забор меда из сот. В связи с праздником проводятся разнообразные ярмарки, открываются медовые рынки. Рассмотрим, когда Медовый Спас в 2016 году, какого числа, а также основные традиции этого веселого и сладкого праздника.

Дата Медового Спаса в 2016 году

Медовый Спас отмечается 14 августа. Дата этого праздника не меняется каждый год. В этой году дата праздника выпала на воскресенье, поэтому в больших городах и маленьких селах пройдут ярмарки, народные гуляния и другие мероприятия, которые приурочены к этому дню. В этот день начинается и Успенский пост, который продлится две недели.

Наверняка, многие хоть раз в жизни задумывались: «Почему Медовый Спас так называется?». Первый Спас называют Медовым или Маккавеем, так как это связано с началом сбора меда и мака. Также Медовый Спас называют Лакомкой, ведь для празднования этого дня готовится много угощений на основе меда.

Считается, что первый раз пробовать мед нового урожая необходимо именно в Медовый Спас. В тот момент, когда вы пробуете первую ложку нового урожая меда, необходимо загадать желание. Считается, что если вы всей душой мечтаете о том, что загадали, то желание обязательно сбудется.

Основным блюдом на праздничном столе тоже должен быть мед. Накануне праздника следует освятить мед в церкви. В этот день продукту приписываются практически волшебные свойства. Считается, что он может излечить тяжелые болезни, омолодить человека и даже помочь женщинам зачать ребенка. Помимо освящения меда, рекомендуется святить колодцы и другие водоемы.

После посещения церкви люди устраивают народные гуляния. Однако Медовый Спас – это еще и начало поста. Поэтому гуляния не должны быть слишком веселые, а крепкие напитки на них запрещаются. Вместо них чаще всего употребляется квас.

Перед праздником хозяйки готовили вкусные и ароматные блюда. В основе каждого из них обязательно должен быть мед. Популярностью в этот день пользовались различные булочки и другая выпечка, сладкие каши и медом и фруктами..

На Медовый Спас собирается не только мед, но и мак. Также традиционным символом праздника является целебный букет, который необходимо собрать заранее и освятить в церкви. В него должны входить маковые головы, календула и другие ароматные растения. После освящения букет необходимо хранить в доме до самой весны. Считается, что он защищает дом от горестей, а людей – от болезней и бед. С первыми лучами весеннего солнца этот букет выносят на улицу, чтобы рассеять мак на грядки. Сухие цветы молодые девушки вплетают в свои волосы. Данный обряд помогает сделать волосы более крепкими и густыми, а урожай – богатым.

После освящения медом угощают сирот, бедняков и нуждающихся. Также в этот день им принято оказывать помощь. Считается, что это помогает принести в дом счастье и радость.

В Медовый Спас принято купаться в реках и озерах, а также купать в них и домашнюю скотину. Вся вода в этот день священная, поэтому она помогает очистить тело и душу от грехов и пороков.

Приближается Медовый Спас 2016 года. Какого числа и основные традиции этого праздника мы рассмотрели. Но не забывайте, что в этот день важно собираться всей семьей и вместе ходить в церковь.

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Именно в августе празднуют три спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху.

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: "Мокрый Спас" или "Спас на воде".

Яблочный Спас


А вот уже 19 августа - Яблочный Спас. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю - с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

Ореховый Спас


Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название - Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

Три Спаса - прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Медовый Спас 2016 года какого числа наступит, уже известно, так как этот праздник по церковному календарю отмечается ежегодно в одно и то же время. В этом году, как и всегда, православные отметят Медовый Спас 14 августа. История этого древнего праздника, как его правильно отмечать, традиции, обычаи и приметы можно узнать из данной публикации.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. Медовый Спас является первым из трех спасов. За ним следом придут Яблочный и Ореховый. Эти три праздника отмечались еще в языческой Руси и знаменовали собой окончание лета и сбор урожая. Спасом у древних славян звался бог, которого просили о помощи в сборе урожая и его сохранении. Медовый спас получил свое название от того, что издревле в этот день впервые вынимали соты. По мнению предков, если в этот день не собрать мед, то его унесут соседские пчелы. После сбора мед несли в церковь для освящения. Также в этот день было принято дарить друг другу подарки и устраивать народные гуляния.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. Именно с 14 августа начинались по всей Руси медовые ярмарки. Пчеловоды серьезно готовились к празднику: одевались во все праздничное и, перекрестившись, подходили к улью. Первую партию меда клали в новую деревянную посуду и несли на освящение в храм. Освященным медом угощали всех знакомых и незнакомых. Самым страшным грехом в этот день считалось не угостить нищих и детей. После освящения мед считался целебным и с его помощью лечили различные болезни. Из этого меда готовили различные блюда: медовые пряники, лепешки, блины.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. В этот люди собирались на центральной площади, нарядившись в свою лучшую одежду. Молодежь водила хороводы и пела песни. Хороших певцов и танцоров обязательно угощали свежим медом или медовой выпечкой. Медовый Спас также называли Мокрым Спасом или Маковеем. В это день проводилось обычно малое водосвятие – крестный ход шел на речки и родники для освящения воды в них. После этого в водоемах купались и мыли домашний скот. Считалось, что таким образом можно получить здоровье, смыть с себя все грехи и усталость. По приметам, после Мокрого Спаса купаться было нельзя, так как вода становилась холодной и зацветала. Маковеем этот день именовался из-за того, что к этому времени полностью вызревал мак. Помимо меда, его также несли святить в церкви. Из цветов мака делали букеты-обереги – «маковейчики». Считалось, что такой оберег весь год защищает от болезней и бед.

Медовый Спас 2016 года какого числа: история праздника, традиции, обычаи и приметы. Праздник 14 августа имеет свои приметы. Например, считалось, что купание на Медовый Спас дает здоровье и смывает накопленные за год грехи. Мед, съеденный в этот день, избавляет даже от тяжелых хронических заболеваний. Считалось очень хорошей приметой на Медовый Спас помочь вдовам или просто нуждающимся женщинам. Это давало доброму человеку Божье благословение и достаток на весь год.

Который в народе называют еще Второй/Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины. Также в этот день Православные отмечают церковный праздник Преображение Господне.

Главный обряд - освящение во время службы злаков и плодов. Люди верят в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными - откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. С в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют.

В течение праздника Яблочного Спаса, принято готовить различные блюда с яблоками: запекать в тесте, делать пироги с яблоками, печь яблоки в печи или духовке с медом.

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ И ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ

Яблочный Спас уходит корнями в языческую Русь. Свое название – Яблочный Спас – праздник получил от имени бога Спаса, которому посвящался урожай и созревшие плоды.

Изначально спасов было несколько: грибной, хлебный, ягодный. Наиболее известными стали три: Медовый Спас, Ореховый Спас и самый главный – Яблочный Спас.

До Преображения на Руси особенно строго , вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. "Второй Спас яблочком разговляется".

В этот праздник люди варили яблочное варенье, использовали яблоки в качестве начинки для пирогов, угощали друг друга, а в конце дня в чистом поле распевали песни и провожали лето. Считалось, что после Яблочного Спаса лето начинает уступать свои права следующему сезону.

Языческие традиции переплелись с христианскими, и 19 августа среди людей стало принято приносить плоды, выращенные в садах, на освещение в храм. Кроме того, в этот день принято подавать бедным, считается, что чем щедрее будет человек, тем добрее к его усопшим родственникам отнесется бог.

РЕЦЕПТ ЯБЛОЧНОГО ПИРОГА

ИНГРЕДИЕНТЫ

  • 1,5 кг яблок (зеленых, кислых)
  • 1 ст. муки
  • 1 ст. манной крупы
  • 150 г. сливочного масла (замороженного)
  • 3/4 ст. сахара
  • 1 ч.л. соды
  • 1 ч.л. корицы
  • щепотка соли

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

  1. Смешайте муку, сахар, манную крупу, соду, корицу и щепотку соли. Все ингредиенты необходимо просеять и хорошо перемешать.
  2. Яблоки натрите на крупной терке с кожицей. Сок не сливайте.
  3. В форму для выпечки выложите слоями сухую смесь и тертые яблоки с соком. Первый и верхний слой должны быть из сухой смеси. Чем больше слоев - тем вкуснее.
  4. Сверху равномерно разложите тонкие пластины сливочного масла.
  5. Отправьте пирог в духовку на час при температуре 150 грудаусовю

КСТАТИ

В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. "Пришел Спас - бери рукавицы про запас"; "Второй Спас шубу припас", - подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края. По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.