Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Почему кагор считается церковным вином. Происхождение кагора и его история. Рецепт в домашних условиях

На юго-западе Франции в излучине реки Лот лежит живописный город Каор. Здесь занимаются виноделием с древних времен. Как утверждают жители города, лоза торжественно прибыла на их земли две тысячи лет назад под барабанный бой римских легионеров. Именно Каору (в вольной русской транскрипции Кагору) было суждено дать название российскому церковному вину. Почему так случилось, сегодня сказать сложно, тем более что нынешний сухой каор имеет мало общего с нашим сладким крепленым кагором. Но попробуем в этом разобраться. Рассказывает MillionMenu.ru.

В Средние века судьба благоволила к каорским винам. Каор — один из этапов знаменитого Пути Сантьяго (Святого Иакова — апостола Христа и покровителя Испании), а это значит, что многим паломникам, побывавшим в этом городе, местное вино было хорошо известно. Тысячи путешественников, восстанавливающих силы после трудного пути, отведав глоток-другой доброго каора, рассказывали потом о его удивительных свойствах братьям по вере. В христианском мире каоры считались исключительно полезными для здоровья.

Прибавил популярности этим винам и другой исторический факт: уроженец Каора папа Иоанн ХХII (1316—1334), став верховным понтификом, осыпал родной город дарами и привилегиями. Благодаря ему в Авиньоне во время службы священники стали причащать каором.

Благодаря папе Иоанну ХХII во время службы священники стали причащать каором

Когда в России во времена Петра I возник вопрос, какое вино использовать для нужд пореформенной церкви, выбор пал на каор. И вовсе не из-за его целебности (хотя утверждают, будто сам царь лечил им язву желудка) и не из-за того, что его признали евхаристическим в Авиньоне, а по чисто практическим соображениям. Насыщенные каоры лучше других соответствовали православной традиции добавлять в преосуществленное в Кровь Христову вино горячую воду («теплоту», «зеон»). Чтобы сильно разбавленное вино сохранило цвет, оно должно было быть очень экстрактивным, и каор как нельзя лучше отвечал этому требованию. Недаром англичане, которые импортировали каор еще с XIII века, называли его black wine — «черным вином».

Такие свойства вино приобретает благодаря технологии изготовления. Ягоды винограда Мальбек (он же Оксерруа) дробились, и сусло с мезгой в течение суток выдерживалось при температуре 75—80 °C. По-видимому, сырье нагревалось для повышения содержания алкоголя и плотности в будущем вине. Такие напитки хорошо хранились, что позволяло перевозить их на большие расстояния и способствовало их распространению.

Не последнюю роль в выборе Петра I, наверняка, играли и экономические причины: вина юго-запада Франции вообще и Каора в частности были значительно дешевле многих других, например бордоских. Ведь в этот период слава Каора начала угасать. Пользуясь своим географическим положением и королевскими привилегиями, Бордо диктовал прочим регионам свои условия. Прежде чем выставлять вина на продажу, производители Каора должны были дожидаться, пока будет сбыт весь урожай бордо. К этому моменту винный рынок был уже насыщен и цены на каоры не могли быть высокими по определению. Расположенный неподалеку от Бордо, Каор постоянно находился в тени своего блестящего соседа. Даже указ Тюрго, в 1776 году отменивший исключительные права для бордосцев, не смог положить конец незавидному положению, в котором оказался винодельческий юго-запад. Его по-прежнему воспринимали как «задворки Бордо». И в дальнейшем Каор ждали суровые испытания. В 1875 году виноградники региона поразила филлоксера, и, несмотря на поистине героические усилия виноградарей, о виноделии пришлось на время забыть.

По иннициативе Петра I кагор стали использовать для нужд пореформенной церкви

По этой причине Русская православная церковь была вынуждена срочно искать замену каору. На роль «дублера» подошло сладкое, насыщенное и тягучее вино из Валенсии, из города Беникарло. Но в России уже давно назрела необходимость в собственном вине. Население страны росло, численность прихожан, соответственно, тоже, и импорт уже не покрывал всех потребностей РПЦ (к началу XIX века ей требовалось порядка 3 млн. литров вина). К тому же возить напиток из Испании было весьма недешево! А возможность делать вино в России была — Лев Сергеевич Голицын уже заложил фундамент для производства отечественных вин в Крыму и на Кавказе.

В феврале 1902 года на Первом российском съезде виноградарей и виноделов, проходившем под председательством князя Голицына, представители духовенства поставили перед российскими мастерами задачу создать свое церковное вино. Съезд определил два вида вина для нужд церкви: красное сладкое и красное сухое. В постановлении съезда говорилось, что вино в обоих случаях нужно делать только из винограда, для повышения крепости использовать только чистый виноградный спирт-ректификат, а для увеличения сахаристости применять исключительно сгущенный виноградный сок. Добавление экстрактов трав, сахара и крахмало-паточного спирта полностью исключалось.

Над технологией изготовления кагоров работали лучшие энологические умы России: Л. С. Голицын, профессор М. А. Ховренко, профессор М. Ф. Щербаков, виноделы из Крыма, из хозяйств «Магарач» и «Массандра», С. Ф. Охременко, И. А. Биянки, А. В. Келлер. Благодаря их вдохновенному труду сегодня существует несколько технологий изготовления кагоров. Наиболее широко распространены две из них.

Первая была разработана Долгановым и Дубининым в конце XIX века, а затем усовершенствована в 30-е годы XX века и напоминает каорскую. По этой технологии раздробленный виноград сорта Саперави нагревают до 55˚С и затем охлаждают. После остывания сусло бродит, в него добавляют виноградный спирт и сгущенный виноградный сироп. Лучшие образцы таких кагоров выдерживают в бочках. По этой технологии в крымской Массандре с 1933 года производят «Кагор Южнобережный» — мощное вино с тонами шоколада, сливок и сухофруктов в букете.

По другой технологии ягоды подвяливают на лозе. Затем собранный виноград прессуют, сбраживают, добавляют спирт, нагревают и еще некоторое время держат при высокой температуре. Так производят кагор в Молдавии, Узбекистане, Азербайджане.

Но вернемся в Каор. В 1971 году произошло важное событие в винодельческой истории Каора: он получил статус апеллясьона (наименования, контролируемого по происхождению). Отныне название «каор» может носить только вино из одноименного региона, произведенное по четко установленной законом технологии, а это значит, что признана его ценность и уникальность.

В наши дни каор — насыщенное сухое вино. Его делают без предварительного нагревания. К сожалению, былое величие Мальбека после двукратного уничтожения виноградников (в конце XIX века «постаралась» филлоксера, а в 1956 году — рекордные заморозки) восстановить не удалось — вина с гибридной лозы оказались бледной копией тех, что некогда прославили Каор. Поэтому в купаж к Мальбеку теперь добавляют Танна и Мерло.

Современный каор в молодости соблазняет своей взрывной фруктовостью, обволакивающими танинами, идеальным балансом. В его букете доминируют ароматы черных ягод (тутовника и черники). Он прекрасен с фуа-гра и мясом под соусом. С выдержкой в букете каора могут развиваться тона вишни и сливы, а также ореховые, коричные, бальзамические нотки, оттенки свежемолотого кофе и лакрицы. Каоры 15-летней выдержки поражают воображение благородством и богатством. Французские сомелье рекомендуют подавать такое вино к трюфелям, красному мясу, дичи, приготовленной под грибным соусом, а также к тушеному голубю, фазану и сырам.

К сожалению, на российском рынке каор найти непросто, хотя в мире их положение постепенно укрепляется и специалисты начинают оценивать их по достоинству. Так, Château Lagrezette 2001 в 2005 году вошло в один из самых престижных винных рейтингов Top 100 от Wine Spectator. Среди лучших производителей назовем Chateau de Cayrou-Jouffreau, Clos la Coutale, Clos de Triguedina, Domaine Haut-Monplaisir.

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин.5:7-8)

Кагор – красное вино, используемое в традиционных православных обрядах Евхаристии. Сладкий и крепкий кагор тёмно-рубинового цвета символизирует кровь Христа. Кагор чаще всего пьют на Пасху, но в течение года это вино допускается пить для поддержки здоровья, на православные праздники и даже во время Великого поста по воскресеньям.

Известно, что кагор входил в довольствие выздоравливающих бойцов Красной Армии во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

Хотите узнать, какое отношение имеет французский винодельческий регион Kahor (Cahors)к знаменитому церковному вину? О появлении кагора в России? Об истории и закреплении кагора в христианских обрядах и особенностях его пития в Православии? Разобраться, можно ли кагор пить за столом, какие блюда лучше всего подходят к кагору и с чем сочетается это церковное вино? Давайте узнаем:

На юго-западе Франции существует местечко Kahor Appellation d’origine contrôlée (AOC), в котором выращивается знаменитый сорт винограда Malbec, который славится своим насыщенным цветом и благородным ароматом вкупе с плотным насыщенным вкусом. Считается, что именно из этого местечка экспортировали церковное вино в Россию в начале 18 века и именно этот город дал имя церковному вину Российской Империи.

Копнём подальше в историю. Примерно в 50 году до н.э. (до Рождества Христова) область Kahor (Каор) засаживается виноградниками виноделами Римской Империи. Плодородные земли дают отличное вино, которое, к слову, очень любили не только римские императоры, но и их европейские ставленники, а впоследствии полюбили Римские Папы, короли Франции, Англии и других государств Европы.

Отличное красное вино обладало насыщенным красно-рубиновым цветом, ароматами фиалки и смородины, было сладким и крепким. К сожалению, морозы 1956 года полностью уничтожили все виноградники Кагора, и они были заменены закалёнными аргентинскими потомками.

Известно, что кагор символизирует кровь Христа, и насыщенный цвет вина – это ключевое, но не единственное условие. В разное время споры о том, какое именно вино считать церковным, заканчивались либо церковными расколами, либо принятием совершенно неожиданных и неспецифичных традиций. Например, в Православии прижилась традиция глубокого контроля производства и благословения вина (аналогичная кошеризации в иудаизме).

«Служебник» 1699 года издания утверждает: «Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии». То есть, в церковных обрядах должно применять исключительно виноградное вино, но не соки ягод или овощей. С вином в христианстве связан ещё один факт: киприоты искренне верят, что вино с их острова было испито на Тайной Вечере. Именно это вино «рекомендовал» Иисус Христос. В настоящее время на Кипре производится «то самое вино» и называется Commandaria. Вино имеет насыщенный вкус сухофруктов, обладает хорошей крепостью и сладостью, цвет Коммандарии – янтарно-каштановый. Но при всём уважении к дружественным
Православной Церкви киприотов, кагор гораздо ближе к символу Крови Христа. Глубокий насыщенный красный цвет в сочетании с полным вкусом и ярким ароматом – вот, что должно отличать подлинный христианский символ.

Настоящая история российского кагора начинается со времён Петра I , который наладил импорт одноимённого французского вина для церковных нужд. Не многие знают, что у царя был слабый желудок, потому-то во время частых и обильных пиров ему прописывали пить кагор. Вплоть до конца XIX века вина этого типа завозились из Франции и Испании. Наиболее известные марки французских кагоров того времени – “Рогом”, “Висант”, “Кагор-Гран-Констан”, “Кагор-Дюрок”, “Кагор-Маркэр”, испанских – “Бени-Карло”. Все они отличались интенсивной красной окраской, густотой, терпкостью и необыкновенным вкусом с оттенками малинового варенья и шоколада.
Лишь в конце XIX века при поддержке князя Голицына русскими виноделами (профессор Ховренко, профессор М. Ф. Щербаков, С. Ф. Охременко, И. А. Биянки, С. Д. Долганов, З. Л. Дубинин, А. В. Келлер и другие) была разработана технология получения вин типа кагора. В его основе лежали крымские сорта винограда.

Кагор или любое иностранное вино было в российских церквях и раньше, но доставлялось из различных источников, часто портилось в дороге и не удовлетворяло высоким требованиям. Креплёное густое красное вино из Кагора было очень высокого качества и доставлялось в неизменном виде, что и определило его выбор в качестве церковного. Впоследствии были выбраны и другие источники вина, и с 19 века производство вина для церковных церемоний было налажено внутри Российской Империи, но имя закрепилось и остаётся неизменным до наших дней. Сейчас кагор выпускаются в Краснодарском крае, в Молдове и в Крыму. Изготавливаются они, в зависимости от региона, из сортов винограда Мальбек или Каберне-Совиньон, что обязательно указывается на этикетках.

Главные отличия кагора от прочих вин кроются в особом методе приготовления. На определённом этапе вино нагревают выше 65°C, а затем остужают и оставляют для дображивания, после чего и вводят спирт, доводя вино до нужной крепости. Именно сочетание нагрева с дображиванием позволяет достичь глубокого тёмно-красного цвета с тонами малины, чернослива, чёрной смородины, вишни и шоколада и мягкого бархатистого вкуса вина. Настоящий кагор должен содержать около 16% сахара (160 гл) и 16% спирта. Кагор относят к категории сладких десертных вин, а по международной классификации, кагор – это почти ликёр.

В христианской традиции, кагор – это символичный напиток, его не принято пить так, как пьют, скажем, обычное столовое вино. В полном соответствии со святыми текстами, кагор, символ крови Христа, принято пить с хлебом – символом плоти Христа. Совершается такое совместное вкушение в церкви во время Евхаристии или Святого Причастия. Хлебом в данном случае называют просфору, выпеченную из дрожжевого (квасного) теста, а вино, то есть кагор, разбавляют водой по древнему византийскому обычаю. Вкушая кровь и плоть Христа, верующие таким образом соединяются с Богом.

Традицию пить вино и есть хлеб ввел сам Иисус Христос на Тайной Вечере: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6:53-58). В процессе Евхаристии происходит Пресуществление, то есть, Преложение, когда вино и хлеб становятся Телом и Кровью Христовыми. В католической традиции Пресуществление хлеба и вина в Кровь и Тело Христа сложилось окончательно после трудов Фомы Аквинского, в которых сказано, что во время евхаристической молитвы сущность хлеба и вина пресуществляются в сущность Крови и Тела Христа, в то время как для органов чувств верующих свойства вина и хлеба не изменяются. Однако многие христианские конфессии не признают реального воплощения Тела и Крови Христова в вине и хлебе и считают обряд Пресуществления символическим.

Если говорить о «гастрономических пристрастиях» кагора – он очень выгоден, так как непривередлив. У этого вина нет идеальных сочетаний, равно как и несовместимости с каким-либо продуктом. Кагор можно пить до, во время и после еды – кому как больше нравится. Конечно, если пить его «на десерт» - то бишь, во время «сладкой» части стола, то богатый вкус и аромат будет замечен и оценен вами лучше. Если же вы хотите приятно провести время за интересной беседой или прочтением любимой книги – лучшего спутника вам не найти. Однако не забывайте – во всем хороша мера. Применительно к кагору это – и маленькие глоточки (именно так советуют пить этот чудо-напиток ценители.) Каждый такой глоточек позволит вам не только «растянуть удовольствие», но и дать каждой капле «раскрыться» во всей ее полноте, подарить незабываемый вкус, аромат и, возможно, напомнить о чем-то очень «сладком». Настоящий кагор настолько хорош, что многим и не захочется его чем-то «закусывать».

Как и все десертные вина, кагор принято пить из небольших бокалов. Для домашнего пользования вино можно водой не разбавлять, подавать кагор следует комнатной температуры после еды или в больших перерывах между едой. Кагор не принято пить за праздничным столом, запивая им еду. Сладкое вино плохо сочетается почти со всеми традиционными праздничными кушаниями, кроме кулича, и за столом лучше ограничиться обычным сухим вином, а кагор приберечь для десерта. Сладкое насыщенное вино с ярким вкусом и ароматом хорошо подходит к фруктам.

Несмотря на то, что кагор – это церковное вино, его можно пить не только во время обряда Евхаристии, но и на праздник Пасхи и в другое время, если проявить к нему должное уважение. Кагор нельзя пить для веселья и пьяного застолья. Кагор – это особое вино, и отношение к нему должно быть соответствующим.

Основные характеристики кагоров следующие:

ординарные вина /не проходившие процесс выдержки в деревянных бочка должны содержать 16% спирта и 16% сахара.

марочные вина /прошедшие процесс выдержки не менее трех лет/ имеют также крепость 16% спирта, а содержание сахара в них должно быть от 18-25%.

Кагор является достаточно универсальным вином, его можно употреблять до начала трапезы, во время и после еды. Здесь каждый человек определит для себя лучшее время для употребления этого сказочного напитка. Температура напитка должна быть комнатной, а при приеме в лечебных целях его следует слегка подогреть.

В настоящее время производится достаточно большой ассортимент кагорных вин.

-Россия: «Кагор №32» /используется,как церковное вино/, «Черные глаза», «Южная ночь», «Церковное», «Кагор Тамани», …

-Крым: самый знаменитый «Кагор Южнобережный», «Черный доктор», «Золотое поле», »Партенит», …

-Молдова: марочный и коллекционный «Чумай».

-Азербайджан: марочный и коллекционный «Кюрдамир» и «Шемаха».

-Абхазия: кагор «New Athos».

КАК ВЫБРАТЬ?

Внимание на этикетку!

И так, на что же обратить внимание при выборе кагора? Конечно же, на этикетку и контрэтикету, благодаря которым вы сможете получить максимум информации о напитке. В первую очередь найдите «градус» продукта: в соответствии с международными требованиями крепость кагора не должна опускаться ниже 16%, ведь это, как вы помните, десертное вино. Кроме того, настоящий кагор просто обязан содержать не менее 80 мг сахара на один кубический дециметр. В составе напитка не должно быть искусственных красителей или ароматизаторов – это просто недопустимо!

Не редко на этикетке кагора можно встретить надписи «вино специальное» и «вино столовое сладкое». В первом случае в бутылке реально будет кагор, а во втором обычное красное вино, ничем не напоминающее рассматриваемый нами напиток. Проверить качество купленного кагора можно и в домашних условиях: налейте полстакана напитка и долейте сюда же немного воды, перемешайте и посмотрите что получилось: если цвет останется прежним, не потускнеет и не посветлеет – перед вами настоящий кагор, в противном случае лишь его фальсификат.

Есть и более изощренный способ проверить напиток на наличие ароматизаторов, примесей и прочих добавок: наполните глубокую посуду водой, в отдельный пузырек налейте кагора и зажмите горлышко пальцем; затем поместите пузырек в посудину с водой, переверните его и разожмите палец – натуральное вино смешиваться с водой не будет. Если это все же произошло, не исключено, что производитель «постеснялся» вынести все входящие в состав напитка ингредиенты на этикетку, хотя и был обязан это сделать.

Ещё раз! Т.к. всегда есть вероятность приобрести подделку, то лучше приобретать вино в фирменных магазинах. Цена одной бутылки кагора может меняться в очень широких пределах, от 200 рублей до нескольких тысяч. Поэтому надо выбирать это вино для себя, учитывая особенности своего вкуса.

Непременными атрибутами светлой Пасхи являются не только крашеные яйца и кулич, но и вино, символизирующее кровь Христа. Впрочем, освящать в Церкви можно не все вина, а только кагор. Это единственный алкогольный напиток, который священники используют в религиозных обрядах. Его можно пить и во время Великого поста. Правда, только в выходные дни и весьма умеренными дозами.

Русская Православная Церковь использует кагор для Таинства Причастия. Креплёное вино также применяется в Таинстве Евхаристии - обряда, который помогает верующему соединиться с Богом. После сорокадневного поста христиане вкушают хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христову в качестве акта взаимной жертвенной любви.

Существует множество версий того, почему именно этот сорт вина стали использовать для религиозных обрядов.

Так, согласно правилам, описанным в «Известии Учительном», которое впервые отпечатали в 1699 году, Церковь должна использовать для причастия только некислое виноградное вино. Цвет напитка не уточняется, однако считается, что, поскольку во время Святого Причастия вино символизирует кровь Христа, насыщенный красный оттенок кагора больше подходит для этой цели.

Кроме того, в составе церковного вина не должно быть воды, экстрактов трав и сахара. Такой напиток получается очень крепким, поэтому в церкви его разбавляют водой.

Как кагор появился в России?

Само слово «кагор» пришло в русский язык из Франции. Там вина этого сорта называются похожим по звучанию словом «Cahors».

Впервые кагор упоминается в летописях XIII столетия. Родиной напитка насыщенного красного цвета с терпким, сладковатым вкусом считают Францию. Согласно летописям, кагор стали производить на правобережье реки Лот, где до сих пор выращивают редкие сорта винограда, из которых получаются самые вкусные, а потому и дорогие вина. Впрочем, надо заметить, что рецепт церковного кагора значительно отличается от французского.

А вот как вино стали производить в России, доподлинно неизвестно до сих пор. На территории Российской Империи виноделием не занимались вплоть до XVII века. По одной из версий, производство решили наладить потому, что поставки вина из Греции, Италии и Франции для религиозных обрядов обходились казне очень дорого. По другой, виноделием в России стали заниматься по указу Петра I - известного ценителя всего заморского. Выбор в сторону креплёного вина мог пасть и потому, что это один из немногих напитков, который мог выдержать длительную транспортировку, не потеряв своих вкусовых качеств.

Так как повторить европейскую технологию было невозможно, рецепт кагора, производимого на южных территориях страны, отличался от оригинального. В Российской Империи креплёное вино производили из сортов винограда Каберне и Саперави. Это добавляло ему необычный сладкий привкус и аромат чёрной смородины, а порой и шоколада.

Как производят кагор?

Кагор относится к видам креплёного десертного красного вина. В России, помимо отечественного, можно найти кагор из Азербайджана, Молдавии и Абхазии.

Современный кагор производят не только из винограда Каберне-Совиньон и Саперави, но и Морастель, и Мальбек. На переработку при этом поступают только ягоды с содержанием сахара не ниже 22–25%. Особое внимание уделяется их обработке, так как от выбранного метода зависит цвет напитка - одна из его основных характеристик.

Отличаются и технологии производства десертного вина - у каждого производителя свой секрет. Например, при изготовлении абхазского кагора, названного в честь древнего монастыря «Новый Афон», виноград дробят и полученную мезгу нагревают до температуры в 55–60°С в течение 10–24 часов.

Данная тепловая обработка способствует более полному переходу из мезги в сусло дубильных, красящих и других экстрактивных веществ, благодаря чему вино приобретает интенсивную окраску, благородный букет и полный бархатистый терпкий вкус, в которых особо выделяются тона чернослива и других плодов.

В Крыму другая технология - в процессе изготовления вина к нагретой дроблёной виноградной массе добавляют виноградное бренди, после чего напиток выдерживается до полной готовности.

Кагор всегда считался особым напитком, обладающим лечебными свойствами.

Болезни, при которых лекари выписывали кагор, неисчислимы. Чаще всего кагор пили подогретым при простудах и недомоганиях, для усиления свойств добавляли лечебные травы и натуральный мед. Есть сведения, что и знатные мира сего пользовались кагором: например, Петр I лечил им свой больной желудок.

Конечно, употребление кагора не ограничивается только церковными надобностями. Это десертное вино подают к фруктам и кондитерским изделиям, сладким блюдам, также кагор прекрасно сочетается с дичью и пряными овощными и мясным блюдами. Для каких-то больших мероприятий кагор не подходит, так как пьют его немного и маленькими глотками, думая о вечном.

Место кагора в православии

В Библии говорится, что сам Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а Бога-Отца - с виноградарем, который ухаживает за деревьями, отсекая бесплодные ветки. Превращение воды в вино - это первое чудо, совершённое Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода», - сказано в Евангелии от Иоанна.

РПЦ запускает собственное производство вина, выяснил РБК. Винодельческое хозяйство расположено на 70 га сельскохозяйственных угодий недалеко от резиденции патриарха в Краснодарском крае

Русская православная церковь начала винодельческий проект - ее дочерняя компания высадила виноградники в поселке Дивноморское Краснодарского края на побережье Черного моря.

«Дочка» Церкви называется ООО «Мезыбь», ее в 2015 году зарегистрировали финансово-хозяйственное управление РПЦ и другая дочерняя компания РПЦ - «Софрино», которая занимается производством свечей и религиозной утвари. Основной вид деятельности ООО «Мезыбь», согласно данным ЕГРЮЛ, - производство виноградного вина, а также выращивание винограда, производство этилового спирта из сброженных материалов, оптовая и розничная торговля алкогольными и другими напитками, а также упаковывание.

Винодельня компании «Мезыбь» сейчас «в стадии строительства», сообщил источник в компании. Производство вина предприятие планирует начать в 2017 году. По словам источника, сейчас урожай уже дают «пробные» виноградники, высаженные в 2012 году​. На сайте «Авито» «Мезыбь» разместила объявление о поиске работников для «прополки, подвязки, обломки, обрезки, полива винограда, сбора урожая». Когда корреспондент РБК позвонил по указанному номеру, все вакансии уже были закрыты.

«Купить вино пока нельзя», - сообщила генеральный директор предприятия Светлана Дмитриева, когда корреспондент РБК позвонил под видом покупателя. «Мы пока не афишируем этот проект», - написала она в ответ на запрос РБК о комментарии. По данным СПАРК, Дмитриева также соучредитель прихода геленджикского кафедрального собора апостола Андрея Первозванного, а ее фамилия совпадает с фамилией настоятеля этого прихода. До этого Светлана Дмитриева возглавляла логистические компании «Солл-Р», зарегистрированную в Новороссийске, и ООО «Смит Терминалс Сахалин» (Южно-Сахалинск), а также она руководит строительной компанией «Андреевский перевал» (принадлежит новороссийской епархии). В «Софрино» и финансово-хозяйственном управлении РПЦ к моменту выхода публикации на запрос РБК не ответили, их представители, опрошенные РБК, не осведомлены о проекте. «Не морочьте мне голову», - попросил глава управления Архиепископ Рязанский и Михайловский Марк.

Какой бизнес ведет РПЦ

В 2000 году - последние доступные данные - доходы РПЦ от ее коммерческих предприятий составили 55% от общего бюджета, писал РБК, остальное - спонсорские пожертвования и отчисления епархий. Крупнейшие компании - совладелец «Мезыби» художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино» и гостиница «Даниловская». Выручка «Даниловской» в 2015 году составила около 100 млн руб., финансовые показатели «Софрино» не раскрываются. «Софрино» производит свечи, иконы и чаши, разную церковную утварь - по словам источников в РПЦ, продукция предприятия поставляется примерно половине всех церковных приходов, писал РБК. Почти 30 лет «Софрино» руководит Евгений Пархаев, он же до января 2015 года был руководителем «Даниловской» и банка «Софрино» до отзыва у него лицензии в 2014 году. Московская патриархия также является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба», сейчас не действующего, но с функционирующей «дочкой» - ОАО «Ритуальная православная служба» с выручкой 70 млн руб. в 2015 году. Сретенскому монастырю принадлежит сельхозкооператив «Воскресение» в Рязанской области, выручка в 2014 году - 52,3 млн руб. Не облагаемые налогом доходы Церкви, сообщили РБК в Федеральной налоговой службе, в 2015 году составили 5,9 млрд руб., в 2014-м - 5,6 млрд руб.

Винодельческие угодья РПЦ расположены вплотную к летней резиденции патриарха, которая официально называется «Патриарший и синодальный духовно-административный и культурный центр Русской православной церкви». Как говорится на сайте Московского патриархата, в центре оборудованы покои святейшего патриарха и постоянных членов Синода, рабочие кабинеты, конференц-залы.

«Несколько административных мероприятий там прошли, культурных - ни разу», - сказал РБК бывший председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин.

Всего, по данным ЕГРП, у Церкви около 170 участков общей площадью примерно 83 га к югу от поселка Дивноморское Геленджикского района Краснодарского края. Со времени начала строительства духовного центра в 2005 году Церкви удалось расширить свои владения в несколько раз. Ранее было известно только про 12,7 га, которыми распоряжается церковь в Геленджике - столько, согласно данным администрации Краснодарского края, РПЦ было выделено безвозмездно в аренду на территории земель лесного фонда Кабардинского и Геленджикского лесничеств. Еще 0,7 га РПЦ, согласно данным ЕГРП, получила в собственность.

В 2009–2014 годах финансово-хозяйственное управление РПЦ получило еще около 70 га в собственность от частных компаний и физических лиц. Это земли для сельскохозяйственного использования, а в выписке ЕГРП на один из участков площадью 1,4 га уточняется также, что он предназначен для виноградников.

Один из бывших владельцев участков рассказал РБК, что несколько лет назад его «в добровольно-принудительном порядке» попросили продать землю для последующей передачи ее РПЦ. Покупатели объяснили, что хотели бы купить его участок и передать патриархии в виде благотворительной помощи. Сумма выкупа, по словам собеседника РБК, его полностью устроила. По его словам, покупатели «сделали предложение, от которого я не смог отказаться».

В 2009 году участок земли рядом с «дачей патриарха» был выкуплен Банком Москвы и Столичным торговым банком (СТБ), а затем передан в собственность Московской патриархии. Экс-владелец СТБ Герман Горбунцов рассказал РБК, что хотел сделать подарок Церкви. Просьба о помощи, по его словам, поступила ему от самой РПЦ, но сумма оказалась слишком велика для банкира, и он нашел партнера. Банки купили участок, следует из данных ЕГРП, а потом безвозмездно передали его РПЦ. По словам Горбунцова, он и до этого активно помогал Церкви финансово, но всегда вкладывался «во что-то бедное, окраинное». Банкир сомневается, что мог бы «делать что-то» для патриаршей резиденции. В том, что на подаренном им участке будет выращиваться виноград для производства вина, Горбунцов ничего плохого не видит.

Еще один участок, рядом с подаренным СТБ и Банком Москвы, Церковь выкупила сама в 2012 году. Владелец компании - собственника земли подтвердил РБК, что это была денежная сделка «на добровольных началах», но подробности раскрыть отказался.

«То, что Церковь будет производить вино, известно уже давно», - рассказали РБК два участника рынка. «Знаю, что Церковь получила земли заброшенных виноградников, и они высадили новые лозы. Но подробности проекта мне неизвестны», - рассказал Павел Титов, председатель совета директоров «Абрау Дюрсо», чьи структуры владеют виноградниками по соседству. По его словам, если все 70 га пойдут под виноградники, получится винодельческое хозяйство среднего размера. «С такими площадями при хорошем урожае они смогут производить свыше полумиллиона бутылок вина», - подсчитал Вадим Дробиз, директор отраслевого агентства ЦИФРРА.

«До первого «боевого» урожая должно пройти как минимум четыре-пять лет с момента высадки. Чтобы получить вино для продажи - еще два года. Это долгосрочный проект», - подсчитывает Павел Титов.

Для того чтобы получить хороший урожай, саженцы надо покупать за рубежом, говорит Елена Денисова, член совета директоров компании Chateau le Grand Vostock, владеющей виноградниками в Краснодарском крае. По ее словам, в России нет качественных питомников, способных предоставить саженцы для такой площади. Инвестиции она оценивает в сумму от 600 тыс. до 900 тыс. руб. на гектар: это стоимость импорта саженцев, посадки и ухода за ними в течение четырех лет, то есть высадка лоз на 70 га может обойтись в 42–63 млн руб. без учета строительства винодельни.

В Геленджикском районе, где расположена резиденция РПЦ, есть и другие винодельческие хозяйства. Вплотную к церковным участкам примыкают 80 га, принадлежащие геленджикской «Апекс Юг», основной вид деятельности которой - выращивание винограда. Эта компания принадлежит Николаю Егорову, однокурснику Владимира Путина, известному адвокату, совладельцу одного из крупнейших российских адвокатских бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», владельцу 20% Антипинского НПЗ. Он зарегистрировал «Апекс Юг» в конце 2014 года, а земли купил в феврале 2015 года.

30 га винодельческих угодий к северу от Дивноморского и столько же в селе Прасковеевка (рядом с мысом Идокопас) принадлежат ООО «Лазурная ягода», которой владеют структуры «Абрау Дюрсо» Бориса Титова.

«Вино используется на каждом богослужении, на каждой литургии. Чтобы гарантировать качество, крупные монастыри, где много паломников, заказывают вино на заводах в России, Украине, Молдавии - где угодно», - рассказал пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков. Это вино закупается не на продажу, а для внутренних нужд, добавил он.

Потребность приходов в вине зависит от количества прихожан на службе - нужно примерно полбутылки вина на 100 человек, говорит настоятель храма Сергия Радонежского в Чапаевске отец Сергий. В праздничные службы вина требуется в три раза больше, добавляет настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках отец Николай. Поставщиков каждый приход выбирает самостоятельно, зачастую ввиду небольших объемов вино просто покупают в магазине, также пожертвования в виде кагора принимаются от благодарных прихожан. Всего у РПЦ - более 34,5 тыс. храмов, но не в каждом из них богослужения совершаются ежедневно.

Примерно 100 тыс. бутылок кагора в год в церковные приходы напрямую поставляет «Массандра», сообщила гендиректор объединения «Массандра» Янина Павленко. По ее словам, продукцию завода в храмы поставляют и их дистрибьюторы. «В этом году мы впервые произведем сухой кагор без добавления спирта - об этом просили батюшки, и мы прислушались к их пожеланиям», - рассказала Янина Павленко.

В 2015 году Россия импортировала из-за рубежа 840 тыс. л кагора (этот сорт десертного красного крепленого вина традиционно используется в богослужениях), в основном абхазского и болгарского, за полгода 2016-го - 471 тыс. л, свидетельствуют данные логистического оператора ILS. Стоимость ввезенного кагора за полтора года составила $2,4 млн.

Неизвестно, будет ли ООО «Мезыбь» использовать вино только для церковных нужд или предполагается его реализация через розницу. «Для этого им придется получить лицензию на торговлю алкоголем», - замечает Дробиз. По мнению эксперта, указание на «церковность» вина вряд ли обеспечит преимущества на полке.

Подробнее на РБК.

Вина делятся на множество разновидностей. Белые, розовые и красные, сухие и полусухие, полусладкие и десертные – у каждого есть свои верные поклонники и ценители. А кагор – вино совершенно особенное.

Это не просто алкогольный напиток – в нем заключен сакральный смысл, который делает кагор исключением из общего правила.

Его предназначение – не только и не столько расслаблять и веселить, но и лечить, и приобщать человека к миру вечного и прекрасного, к тому миру, куда уходит душа каждого из нас после того, как покинет бренное тело (смотрите: ).

Кагор в русской православной церкви используется в качестве символа – он являет собой воплощение крови Христа, пролитой за человечество в качестве искупительной жертвы.

Русская церковь сделала заказ на изобретение и изготовление необычного напитка французским виноделам, издавна славящихся качеством своей продукции. Французский кагор «родился» неподалеку от Пиренеев, изготавливался из особого сорта винограда. Произошло это несколько веков назад.

Деятели церкви мотивировали необходимость употребления кагора следующим образом: ведь сам Христос, отпивая из чаши накануне своей гибели, предлагал своим сподвижникам также отведать напиток. При этом он говорил: «Это кровь моя, отпейте из чаши».

В XVII в. французский кагор уже существовал. А русский стали производить в Гурзуфе в XIX веке. Для него используется сладкий виноград, благодаря чему наш получается сладким, с ярким насыщенным вкусом.

Не каждое красное вино может быть церковным. Только кагор и беникарло (еще одна разновидность «особого» вина) могут воплощать в себе Христову кровь. Разрешено также смешивать эти вина.

Из чего делают?

Кагор относится к красным винам с высокой экстрактивностью. Экстрактивность – это насыщенность алкоголя ароматическими и вкусовыми веществами. Темно-красный оттенок, изумительный аромат – кагор ни с чем не перепутаешь.

В составе вина много витаминов (особенно богато оно витаминами группы В и РР), аминокислотами и микроэлементами, в числе которых:

  • калий;
  • фосфор;
  • марганец;
  • рубидий.

Рубидий особенно интересен нам в связи с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой: он «умеет» выводить из организма вредные вещества. А вот железа, вопреки распространенному убеждению, в кагоре немного.

В русском кагоре содержится достаточное количество сахара. Благодаря ему вино приятно на вкус и даже маленькие дети во время обряда крещения не отказываются от чайной ложечки напитка.

Лечебные свойства

Кагор – неплохой «лекарь». Он помогает поддерживать организм в тонусе, тренирует сердечно-сосудистую систему, служит хорошей профилактикой атеросклероза, тромбофлебита и других заболеваний, имеющих обыкновение проявляться или прогрессировать с возрастом.

Если у вас в крови обнаружен повышенный холестерин, вам стоит периодически употреблять кагор в лечебных целях. Вино нормализует этот показатель – правда, только в случае незначительного повышения. В остальных случаях требуются лекарственные средства из аптеки.

Когда кто-то из близких заболевает простудой, налейте ему кагора, предварительно подогрев вино на плите. Прекрасно, если вы сделаете из напитка , добавив специй и пару долек лимона. Простуда быстро отступит – вирусы «боятся» кагора.

Говорят, напиток способен даже восстанавливать клетки печени, а также костную ткань.

И без всякого сомнения, кагор продлевает молодость: вино обладает антиоксидантными свойствами . Начните понемногу пить его в молодые годы – к старости у вас будет меньше морщинок, чем у ровесников. Медики отмечают, что кагор даже способен замедлять течение болезни Альцгеймера, положительно влияя на состояние мозгового кровообращения.

Чем кагор отличается от вина?

Во Франции кагор – сухое вино. В остальных странах, где его производят, — это вино сладкое, десертное, тягучее. В общем-то, кагор является разновидностью красных вин.

Отличия есть в способе производства: сусло, из которого варят кагор, в процессе изготовления нагревают до 80 0 С.

Как не ошибиться с выбором?

Выбирать кагор для домашнего торжества несложно. Необходимо совершать покупку только в проверенном магазине. Бутылка должна быть стеклянной. Жидкость, которая находится в ней, должна быть чистой, без осадка, без следов каких-либо примесей.

Важный показатель – цвет. Настоящий кагор темно-красный . Он не может быть ни светлым, ни розовым – только красного цвета темного оттенка.

Приготовление церковного вина своими руками

Если вы не доверяете магазинным напиткам, можете самостоятельно сделать дома кагор.

Выбор винограда

Виноград берем красный, желательно сладких сортов. Он должен быть спелым, созревшим.

Перед приготовлением его необходимо размять, чтобы получилась своеобразная виноградная «кашица».

Рецепт в домашних условиях

Рецепт церковного кагора можно легко найти в различных руководствах для виноделов. Вот один из способов сотворить настоящий классический кагор. Запаситесь ингредиентами:

  • виноградом (5 кг);
  • сахаром (600 г плюс по 150 г на литр сока);
  • изюмом (100 г);
  • водкой (около 500 мл).

Водка может и не понадобиться – некоторые винокуры используют ее по желанию в конце процесса производства, если собираются изготовить напиток покрепче.

Раздавленные ягоды поместите в эмалированную кастрюлю. Нагрейте их до 60-65 0 С, а потом варите 3 часа.

Снимите с плиты, остудите. В сусло поместите изюм. Мыть сухофрукты предварительно не надо, потому что бактерии, присутствующие на них, обеспечат брожение. И тогда можно будет при приготовлении обойтись без добавления дрожжей.

Поставьте сусло в темное помещение,накрыв марлей. Три дня ждите – должны появиться признаки брожения. Процедите. Затем растворите в соке сахар (600 г) и смешайте с суслом. Поставьте гидрозатвор. Потом, дня через три, добавьте еще сахар из расчета 50 г на 1 литр сока.

Выждите еще 10 суток. Опять добавьте сахар. После этого спокойно дождитесь окончания процесса брожения.

Затем напиток отфильтруйте, если хотите, то можете долить в него спирт. На хранение уберите напиток в холодильник, перелив в чистую тару.

Кагор в церковных обрядах и просто в жизни

Для православного христианина обряд крещения без церковного вина немыслим. Его проводят совсем маленьким детям, причем ложку вина не запрещают даже педиатры.

До достижения семилетнего возраста ребенка можно причащать кагором хоть ежегодно. Перед тем, как дать ребенку вино, его освящают, то есть совершают Евхаристии.

Это церковное таинство имеет свой смысл: вкушая кагор, ребенок приобщается к загадочному миру, где понятны и возможны не чувственные, а духовные удовольствия. Так что кагором в церкви никто не напивается – вино имеет символическое значение.

Взрослые люди тоже причащаются кагором. Принято это делать раз в году.

Кагор изготавливается по особой технологии, которая позволять сохранять вину темно-красный цвет, несмотря на разбавление водой. Эта процедура принята в православной церкви, особенно в случаях, когда дело касается детей. Вино должно оставаться красным, как кровь.

В обычной жизни многие тоже нередко отдают предпочтение кагору. Он прекрасно подходит для разных торжеств: свадеб, юбилейных вечеров, просто дружеских посиделок. Кагор полезен, поэтому его пьют и люди в возрасте, и те, кто страдает различными хроническими заболеваниями.

Для христиан существует небольшое послабление во время Великого поста, когда запрещено любое спиртное. Рюмочку кагора разрешается выпить в выходной день, это не считается нарушением сложившихся традиций и правил.


А как вы относитесь к кагору? Возможно, в вашей семье есть какие-то свои истории, связанные с этим интересным напитком. Может быть, вы знаете какие-либо рецепты народных лекарственных средств, в которых используется это вино? Напишите о них, мы обязательно разместим у себя эту информацию.

Кагор можно назвать поистине божественным даром. Это единственный алкогольный напиток, приносящий облегчение и исцеление и душе, и телу. Пейте его в умеренных количествах, буквально по одной рюмке, и пусть ваша жизнь будет долгой и счастливой.