Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

По гендерной принадлежности. Гендерная принадлежность. Формирование гендерной принадлежности у дошкольников. Без двойных стандартов

в отличие от биологического пола тендер (социальный пол) детерминируется социально-историческими и этнокультурными условиями. Выделяют личностный тендер, структурный - представленный на уровне социальных институтов, и символический тендер - культурное содержание мужественности и женственности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНДЕР

- (англ. gender – род, как правило, – грамматический). Сначала понятие использовалось только в лингвистике. В 1968 г. американский психоаналитик Роберт Столлер впервые употребил термин в новом значении. С этого момента начинается новый этап в использовании определения. Современное понятие «гендер» – социальный пол – сформировалось в процессе теоретического развития феминизма, гендерных теорий. Гендер в широком понимании – сложная система, отображающая общественные отношения. Понятие «гендер», несмотря на относительно короткий срок существования, становится одним из центральных и фундаментальных категорий в современных общественных науках. Определение З.Фрейда «анатомия – это судьба» ярко отражает веками сложившийся в науке, литературе, представлениях людей вообще традиционный подход, при котором считалось, что биологический пол определяет характер человека, его мышление и т.д. Этот подход в ХХ веке с развитием гендерных исследований получил определение биодетерминизм. Концепция гендера включает социально-психологические характеристики, способности и типичное поведение, присущее женщинам и мужчинам. Этим ролям и обязанностям со временем свойственно изменяться в зависимости от особенностей культуры и социально-экономических отношений. Термин гендер означает, что в представлениях людей, социума человек, как носитель в первую очередь определенного пола, должен ему соответствовать в поведении, одежде, разговоре, навыках, профессии и т.д. Каждое общество имеет свою систему норм, стандартов поведения, стереотипов общественного мнения относительно исполнения соответствующих социальных половых ролей, представления о «мужском» и «женском» поведении. В гендере отражается именно то, что в поле обусловлено культурой, социальной практикой, т.е. раскрывается социально-ролевой статус, определяющий возможности человека – мужчины или женщины – в разных сферах жизнедеятельности. У каждого человека, проживающего в том или ином обществе, существует представление о том, как он должен себя вести (гендерная идентичность) и представление о том, как должен себя вести себя другой человек, в первую очередь в соответствии с полом этого человека (социальное ожидание половой адекватности). На биологический пол, в соответствии с которым человек «должен» себя вести, накладываются такие понятия как социальный слой, цвет кожи, возраст (пол + класс + раса + возраст) и так далее. Например, вплоть до середины ХХ века считалось, что цвет кожи является определяющим в умственных способностях человека, его восприятии окружающего человека, его нравственности и морали. Человек с темным цветом кожи считался не способным мыслить, творить, но способным на преступления. На данном этапе времени подобное отношение считается неправильным, не политкорректным. Гендерные исследования позволили увидеть, что мир длительное время был поделен на две неравные части: частный мир и общественное пространство. Женщины были более ограничены сферой «частной жизни», их уделом считались – семья, дом и дети. С другой стороны, мужчинам в большей степени полагалось принадлежать к «общественной сфере», где берут свое начало властные и имущественные различия. Их мир – это оплачиваемая работа, производство и политика. Например, во второй половине ХIХ столетия в обществе шли бурные дискуссии о возможности женщин учиться в университетах. При этом даже среди педагогов, философов, общественных деятелей достаточно распространенным было мнение о вреде высшего образования, как для отдельной женщины, так и для общественного развития в целом. Сегодня право женщин на получение высшего образования общепризнано, однако многие девушки, женщины отказываются от высоких профессиональных притязаний, лидерства, так как, они полагают, что это может повредить их женской привлекательности, создаст трудности для семейной жизни, воспитания детей. Попытки преодоления этого неравенства с конца прошлого века предпринимаются многими государствами. В Таджикистане в 2000г. стартовала «Национальная Программа основных направлений государственной политики по вопросам равноправия и равных возможностей для мужчин и женщин в Таджикистане», в марте 2005 г. принят Закон «О равных правах мужчин и женщин и возможностях реализации». Концепция гендера ставит во главу угла не проблемы женщин, а отношения между полами и в середине их.

Отличное определение

Неполное определение ↓

от англ. gender - род, пол] - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе; б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин «гендер», а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым «женским» исследованиям. Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: «применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на «мужской» модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами»1. Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного «передергивания» самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то; б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то. В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: «мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному». Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки - если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определение различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода, направлены на доказательство одной и той же «парадоксальной» гипотезы: «Мужчины и женщины отличаются друг от друга». Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. Н. Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной «моде» и буквально «за уши» притягивать в любую работу понятия, которые, что называется «на слуху».

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь, не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. Хорни, появившихся задолго до введения понятия «гендер» в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, «Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за “завистью к пенису”, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом»1. С точки зрения К. Хорни, «...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское “превосходство”. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными»2. По этой причине, как считает К. Хорни, «Женщины... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений»3. При этом на взглядах и выводах К. Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам. Так, по словам Д. Майерса, «В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков». Лишь «начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались “углублять представление о равенстве полов”, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем “существенные” поведенческие, изучаемые в других областях психологии» 1.

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам «независимость - привязанность». Как отмечает Д. Майерс, «разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия по признакам «независимость - привязанность» не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей «Азбуки», выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале «Мышление - Чувствование» в рамках типологии К. Юнга и ее последующего развития К. Майерс и И. Бриггс. Большинство женщин относятся к «чувствующему типу», а большинство мужчин - к «думающему». В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего «численного превосходства» мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских «зонах» встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

Гендер

социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный - женский (последнее - в основном в феминистской литературе).

гендер

Публичное (и обычно законно признанное) полоролевое поведение в качестве мальчика или девочки, мужчины или женщины. Биологические признаки рассматриваются как влияющие на взаимодействие между социальными и психологическими факторами полового развития.

Гендер

Gender) . В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям "мужчина" и "женщина". Поскольку "пол" является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически основанные гендерные различия как "половые различия".

Гендер

Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Тела и психика людей удивляют и пугают своим многообразием. Когда мы появляемся на свет, первое, что волнует родителей - кто родился, мальчик или девочка, и медсестры заглядывают под пеленку. На деле вопрос гендерной принадлежности гораздо сложнее.

Ребенок познает себя

Физиологические атрибуты пола формируются во время внутриутробного развития. Человек рождается с набором органов, у него вырабатываются гормоны, которые определяют особенности работы тела.

  • К 18 месяцам он понимает, что люди и дети бывают разнополыми, в зависимости от этого ведущие себя по-разному, и соотносит себя с той или иной группой.
  • В три года гендерная идентичность закрепляется, наступает «пик ригидности», ребенок определяет для себя место в мире с точки зрения рода.
  • Когда прочная система понимания себя построена, он начинает лояльнее относиться к вопросу социальной роли.

Взрослые родственники играют роль социальной модели в самоопределении малыша. Дитя через наблюдение учится манере речи, обычным для людей занятиям, способам одеваться и ухаживать за собой, допустимым проявлениям эмоций. Американский ученый Хилари Хальперн утверждает, что дети перенимают основную модель поведения у матери .

Простыми словами можно сказать, что гендерная принадлежность - это причисление человека к одному из двух полов: мужчине или женщине.

Самоидентификация человека

В западной традиции профессионалы и ученые выделяют три группы признаков, описывающие идентификацию.

Принадлежность человека по первичным или вторичным признакам обозначает его биологическую принадлежность. Гендерная идентичность (еще в литературе ее называют психическим полом) описывает то, кем человек воспринимает себя изнутри. Для того, чтобы разделять физические переживания и самоощущение, ученые ввели термин гендер (от англ. «gender»). Последний термин из списка включает в себя следование нормам социальных ролей, связанных с маскулинностью или фемининностью (мужественность и женственность), стиль, поведение с другими людьми, сексуальную ориентацию.

Описанные компоненты могут не коррелировать между собой. Иногда человек, живущий в теле женщины, ощущает себя мужчиной, демонстрирует маскулинное поведение (в числе прочего, работая на управленческих должностях), и при этом испытывает тягу к людям одного с ними гендерного поведения.

Психологические и медицинские исследования гендерных принадлежностей

В конце XIX в. в лечебной литературе введен термин «перевертыш», которым описывали женщину, не следующую правилам поведения, а увлекающуюся научными поисками, самообразованием. Вплоть до середины XX в. врачи подвергали пациентов с отклонениями агрессивной терапии.

Фрейд считал бисексуальность изначальным вариантом нормы, которая превращается в гетеросексуальность на фаллической стадии взросления. Человеческий эмбрион проходит через этап, на котором обладает мужскими и женскими признаками и является гермафродитом. В 3-5 лет ребенок проявляет интимный интерес к одному родителю, мальчик к матери, девочка к отцу, и амбивалентные эмоции к другому. Это явление Фрейд и Юнг назвали комплексом Эдипа и Электры .

Психоаналитик Роберт Штоллер, обобщил результаты находок Медицинского Центра UCLA на тему интерсекса, т.е. отклонения в физиологии половых признаков, и трансгендерности, т.е. несовпадение биологического и психического пола, а также ввел термин «гендерная принадлежность» на Международном Конгрессе Психоанализа в Стокгольме в 1953 году.

Бихевиорист Джон Мани утверждал, что при рождении дети нейтральны, а сексуальные предпочтения и соответствующая роль представляют собой социальными конструктами.

Отношение в обществе к самоидентичности по половому признаку

Социум, в котором люди относят себя к двум традиционным ролям, называют бигендерным . Как и в случае с разделением по какому-либо критерию (например, раса), люди, показывающие другую линию действий, часто становятся изгоями. Известно, что гомосексуальность считалась заболеванием до второй половины XX в. ЛГБТ сообщество отвоевало себе право на жизнь в странах Европы и США в последнее десятилетие.

В 2006 г. команда экспертов написала Джокьякартские принципы, описывающие ряд воззрений на права человека в целом и применяют их к сфере сексуальной идентичности.

Страны и народности, в которых выделяют больше двух полов

Наравне с бигендерной системой, принятой в большинстве стран Европы, некоторые государства и народности признают наличие в обществе людей «третьего пола ».

  1. Полинезия, Самоа . Фаафафине дословно переводится, как «подобный женщине». Это мужчины, которые делают работу по дому, ухаживают за детьми, больными и старшими. Общество относит их к «третьему полу», воспринимает наравне с классическими родами. По данным CBS, количество фаафафине достигло 3000 лиц в 2013 г.
  2. Южная Азия. Хиджра проживают на территории Индии, Пакистана, включают в себя группы неприкасаемых мужчин, которые не хотят или потеряли способность выполнять традиционные обязанности, а носят женскую одежду. Религиозные верования касты описывают превращение энергии любви в духовную силу. При этом хиджра часто работают проститутками, редко выходят замуж, и такие союзы не афишируются публично.
  3. Оман. Транссексуалы носят название «ханиты», часто имеют андрогинную внешность и демонстрируют фемининное сексуальное поведение. При этом законы государства воспринимают их именно как лиц мужского пола.
  4. Индейцы Северной Америки. Американские племена почитают сородичей - «двоедушников», которые проводят сакральные ритуалы, переодеваясь в платья другого пола. Эти люди могут выполнять любую роль в обществе, их отрешенность не связана с их поведением или сексуальностью.

Гендерная принадлежность - серьёзный вопрос, который задают себе все, так или иначе. Кто-то с радостью принимает данное от природы, кто-то мечется внутри, страдая от несовпадения формы и содержания. Университеты больше столетия изучают сознание и плоть, чтобы узнать, что движет людьми при выборе занятия, элементов внешности и партнера, и впереди их ждет много открытий.

Видео про гендерный апокалипсис

В данном ролике Майкл Робинсон расскажет, как в Европе сознательно стирают грани между гендерными различиями детей:

Проблема определения и закрепления гендерной идентичности у ребенка в современном обществе становится все более актуальной. В том, что формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств и системы ценностей являются необходимыми условиями процесса социализации личности, сомнений нет. Однако есть большие сомнения в том, как эту принадлежность формировать у ребенка и стоит ли вообще акцентировать его внимание на данном аспекте в раннем детстве.

Пол и гендер

В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».

Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой. В американской социологической теории концепция гендера складывалась постепенно. При этом на разных этапах развития данной концепции в центре внимания были различные аспекты:

Гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,

Гендер как выражение отношений власти,

Гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,

Гендер в качестве особого социального института.

Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях - вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).

Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.

Маскулинная гендерная принадлежность

Определение гендерной принадлежности подразумевает отнесение индивида к тому или иному гендеру. Маскулинный тип отличается характеристиками, которые в обществе традиционно приписываются мужчинам:

Сильный,

Решительный,

Уверенный в себе,

Напористый,

Независимый,

Доминирующий и др.

Фемининный тип

Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:

Женственность,

Отзывчивость,

Пассивность,

Мягкость,

Эмоциональность,

Уступчивость и др.

При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем - неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.

Андрогинный тип

Андрогинная гендерная принадлежность подразумевает совмещение в себе маскулинных и фемининных черт. Считается, что в с точки зрения адаптивности данная позиция наиболее оптимальная - личность как бы вбирает в себя все самое лучшее от двух типов. Многочисленные исследования показали, что мужественность и женственность не являются в строгом смысле антиподами друг друга - их жесткое противопоставление является ошибочным. Было установлено, что лица, строго придерживающиеся характеристик, традиционно приписываемых их полу, часто плохо приспособлены к жизненным условиям. Были выявлены следующие закономерности:

Женщины с низким уровнем маскулинности и мужчины, с высоким уровнем фемининности часто тревожны, беспомощны, пассивны и более склонны к депрессии;

Женщины и мужчины с высоким уровнем маскулинности имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов;

Молодые семейные пары, жестко придерживающиеся традиционных моделей мужского/ женского поведения, часто имеют сексуально-психологические дисгармонии в семье, а также половые расстройства;

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет положительную связь с уровнем самоуважения, мотивацией к достижению, ощущением внутреннего благополучия и др.

Андрогинная личность обладает богатым набором полоролевого поведения, гибко используя его в зависимости от динамики изменяющихся социальных ситуаций.

Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.

Полоролевой подход

Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине - роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек - на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества - воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.

Гендерный подход

В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом прежде всего ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.

Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у дошкольников должно обуславливаться прежде всего его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать - это не по-мужски, а слезы - это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» - так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться избитой схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам - машинки, девочкам - куклы. Малышка точно так же может заинтересоваться машинками, а парень - куклой, и этот не будет возбраняться. При этом девочка не станет «менее девочкой», а мальчик - «менее мальчиком».

Гендерные схемы в развитии ребенка. Процесс полотипизации

Формирование фемининности/маскулинности у детей происходит в раннем возрасте. Так, примерно к 4-5 годам закрепляется гендерная принадлежность (во второй младшей группе детского сада). Дети начинают отдавать предпочтения типичным играм, соответствующие их полу. Данное соответствие, как уже упоминалось, задается культурными нормами общества. Также формирование гендерной принадлежности у дошкольников проявляется в том, что дети предпочитают больше играть с детьми - представителями своего пола. Типизация по полу (англ. sex-typing) получила в психологической науке название полотипизации. Она сопровождается приобретением индивидом предпочтений, личностных установок, навыков, «я»-концепции и др. Значимость полотипизации, определяющей формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у дошкольников рассматривается по-разному в различных психологических теориях развития.

Полотипизация в психоаналитической концепции

В основе полотипизации, в качестве ее первичного механизма, психоанализ выделяет процесс идентификации ребенка с родителем своего пола. Процесс идентификации осуществляется в рамках исследования ребенком собственных гениталий как половых различий. Появление зависти к пенису и страха кастрации, возникающие у мальчиков и девочек, приводят к успешному разрешению Эдипова комплекса. Однако данная концепция также подвергалась критике со стороны феминистических школ, поскольку делала упор на биологической обусловленности гендерных различий.

Полотипизация и теория социального научения

В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.

Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.

Полотипизация в рамках теории когнитивного развития

Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.

На днях тем американцам, которые недовольны своим полом, интернет-сеть «Фейсбук» предложила для регистрации на выбор .

В сети по этому поводу активно веселились. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Как бы не пришлось детям хохочущих насильно примеривать на себя эти половые роли (правильнее называть их гендерами). Реальность обгоняет самые авангардные выходки вроде этой.

Мало кто догадывается, что в ООН, Евросоюзе, ПАСЕ и массе других влиятельных международных организаций уже приняты резолюции, декларации и прочие документы, не только дающие зелёную дорогу этим 58 гендерам, но и обязывающие многие страны вводить у себя такие обозначения пола законодательно.

Петушок или курочка?

Накануне акции «Фейсбука» Европарламент принял на ура «доклад Луначек», названный по имени австрийской ЛГБТ-активист-ки и депутата от партии зелёных. По сути, она предложила наделить представителей родного для неё ЛГБТ-сообщества особыми правами, дающими им преимущества перед другими гомо сапиенс. Они получают неограниченную свободу слова, но им перечить нельзя. Даже родители не имеют права защищать своих детей от гендерной пропаганды.

Так что современный мир крутится не только вокруг доллара, нефти или секса, но и вокруг гендера. Строго говоря, вокруг этой оси мир сам не вращается, его прокручивают насильно, как мясо в мясорубке. Законы, требующие столь радикального переустройства общества, в самых демократичных странах принимают кулуарно. Делает это каста неприкасаемых - международное чиновничество, сосредоточенное в надгосударственных структурах. А потом их навязывают практически всем странам.

В чём суть гендера? В 1970-е годы этим термином стали обо-значать одну из ипостасей пола - социальную. Чтобы определить биологический пол, достаточно снять штаны. А вот социальный пол - это то, что в голове, то, как человек ощущает себя сам, то, какой пол он выбрал независимо от того, родился он мальчиком или девочкой. Изначально это использовалось лишь в медицине для лечения и реабилитации людей с такими отклонениями.

Но когда за гендер взялись радикальные философы, психологи и антропологи, они разработали так называемую гендерную теорию. В чём её суть? Предупреждаем, дальнейшее чтение - не для слабонервных. Согласно гендерной теории, ребёнок рождается не мальчиком или девочкой, а чем-то неопределённым, у него есть задатки всех гендеров сразу, независимо от того, что у него в реальности - «петушок» или «курочка». А мужчинами и женщинами мы становимся только потому, что нас так воспитывают. Главную роль, конечно, играет семья - из века в век в ней над личностью воспроизводят «гендерное насилие» (это официальный термин), навязывая мальчику роль мужчины, а девочке - роль женщины и матери. Эта диктатура семьи должна быть уничтожена. Отсюда и ювенальная юстиция, и борьба с так называемым домашним насилием, и радикальные формы защиты прав ребёнка, и другие активно спонсируемые технологии разрушения семьи - все они играют на стороне гендерной теории и практики.

В США книга под названием «Это абсолютно нормально» рекомендована для чтения в 4-м классе. На одной из страниц рассказывается о том, что это нормально - быть геем или лесбиянкой. Фото: Коллаж АиФ

Уроки для малолеток

Гендерная педагогика рекомендует детям попробовать себя в разных ролях, подчёркивая, что нетрадиционность - это здорово. Лучше начать это делать в начальной школе или даже в детском саду, когда ребёнок начинает осознавать свой биологический пол, - оптимальный возраст, чтобы создать в детской голове гендерный хаос.

Это называется воспитанием на принципах «гендерного равенства», оно практикуется во многих странах на севере Европы и навязывается странам, недавно вступившим в ЕС. В закамуфлированной форме оно просачивается в виде сексуального образования для малолеток. После таких уроков девочки часто начинают играть в войну, а мальчики - в геев, трансвеститов или в дочки-матери.

Но после «доклада Луначек» такое воспитание может стать практически обязательным, и родители уже не смогут уберечь своего ребёнка от этих уроков. Кстати, конфликты уже возникают в Германии, где родителей, защищающих своих детей, даже подвергают уголовным наказаниям. Вам трудно в это поверить? Всё это кажется бредом, которого не может быть, потому что не может быть никогда? Мне понятна ваша логика, но напоминаю: соответствующие договорённости уже закреплены в официальных документах, под которыми подписались сотни стран, и реализуются на практике во многих регионах.

Как это могло случиться? Тихо и незаметно. Термин «гендер» в документах впервые появился в 1995 году в так называемой Пекинской декларации ООН. И тогда он означал лишь необходимость введения равенства мужчин и женщин. В то время уже мало кто спорил с этим утверждением, и документ приняли с воодушевлением. Но оказалось, что женщин, похоже, просто использовали, чтобы под гендерный зонтик тихо всунуть всех представителей ЛГБТ-сообщества. И как вы уже знаете, равенства им оказалось нужно даже больше, чем женщинам.

Число в 58 гендеров, выделенных экспертами для акции «Фейсбука», условно. Их, согласно гендерной теории, может быть и больше. Выделять их можно, по сути, бесконечно, придумывая микроскопические различия. Например, самые распространённые - те, для обозначения которых используют аббревиатуру ЛГБТ: её буквы обозначают гомосексуальные гендеры (лесбиянки, геи, бисексуалы) и трансгендеры - это те, кто недоволен своим биологическим полом. Их много: транссексуалы стремятся сменить пол хирургически, трансвеститы просто переодеваются в одежду противоположного пола, андрогины сочетают в себе мужские и женские черты и поведение, у гермафродитов есть мужские и женские половые органы, бигендеры меняют половое поведение в зависимости от обстоятельств, агендеры - отрицают любой пол. Список можно продолжать, как это и сделали в «Фейсбуке». В кулуарах обсуждается введение новых гендеров, в основе которых лежат инцест и педофилия.