Первый этап приватизации государственной собственности начался в. В каком году началась приватизация квартир в россии. Коррупция в ходе приватизации
Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант - коллективов).
Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.
В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.
Ваучерная приватизация
Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй - заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.
По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.
Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.
Что происходило на самом деле
Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других - в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.
Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.
Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.
Результаты
Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.
Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.
В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.
Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР». А днем раньше Верховный Совет РСФСР утвердил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Две приватизации - хорошая и плохая - начались почти одновременно.
Нельзя сказать, что для советских граждан это была неожиданная новость. О том, что приватизация жилья неизбежна, они догадывались и даже были уверены в том, что за собственное жилье им обязательно придется платить. Как следствие, их волновала в основном лишь денежная сумма, которую государство назначит в качестве цены за конкретные квадратные метры. И еще - установленные срок и способ оплаты.
На волнующие граждан вопросы законодатель ответил лишь в самом общем виде. По закону граждане, проживающие в домах государственного и муниципального фондов, получили право на бесплатную приватизацию не менее 18 кв. м общей площади используемого жилья в расчете на одного жильца. И еще дополнительно не менее 9 бесплатных кв. м - в расчете на одну семью. Разница между стоимостью квартиры и стоимостью «бесплатного жилья» подлежала оплате.
История распорядилась таким образом, что на заре приватизации жилья российское государство так и не сумело сообщить своим гражданам, сколько по справедливости стоят их квартиры. Но зато очень скоро граждане лично узнали, как реально работают свободные рыночные цены и что есть такое гиперинфляция. Как следствие, их уже не интересовали расчеты государства, повседневная математика оказалась важнее.
Тем не менее, оценочные комиссии, созданные при местных Советах для расчета стоимости приватизируемого жилья, продолжали работать, несмотря на абсолютную бессмысленность данного им поручения. До тех пор пока в конце декабря 1992 года Верховный Совет РФ не принял единственно возможное на тот момент решение - гарантировать гражданам России право на бесплатную приватизацию жилья.
Другая жизнь Виталия Найшуля
Слово «приватизация», как многие другие слова из лексикона реформаторов, было заимствовано на Западе. Правда, на английском языке оно звучало несколько иначе — «реприватизация»: этим термином обозначались методы экономической политики, известной как «рейганомика» и «тэтчеризм». К этим методам обычно относились: денационализация, дерегулирование и частно-государственное партнерство.
Первым советским экономистом, кто употребил слово «приватизация» в контексте анализа кризиса отечественной экономики, был сотрудник Экономического института Госплана СССР Виталий Найшуль. В середине 80-х годов прошлого века его рукопись «Другая жизнь», распространявшаяся по каналам самиздата, была хорошо известна в кругу советских теоретиков-экономистов, читавших не только правильные книги.
Первая глава рукописи называлась «Реформа», что отражало ее содержание: в ней подробно описывалась будущая экономическая реформа в СССР. Сегодня мы можем сказать, что это была лишь очередная утопия в духе весьма популярного в то время «народного капитализма», однако именно ее автор придумал «ваучер». И конкретно описал реформу, которую мы сегодня знаем под названием «приватизация жилья».
Другая жизнь в представлении Виталия Найшуля: «Параллельно с экономической реформой в стране пройдет жилищная реформа, которая затронет многих из нас. Все граждане страны получат жилую площадь, на которой они постоянно прописаны в полную собственность». Это было написано в 1985 году, еще до «перестройки».
Но я решил вспомнить об этой книге Виталия Найшуля не только для того, чтобы уточнить, кто на самом деле является «автором» идеи приватизации в России. Есть и другая непосредственно относящаяся к нашей теме причина. В 1994 году Виталий Найшуль сделал вывод, который может показаться абсурдным: приватизация жилья произошла в стране не вчера, а гораздо раньше - на рубеже 60-х -70-х годов.
Чтобы понять этот вывод, недостаточно обратиться к историческим фактам. Следует также расстаться с весьма устойчивым социалистическим мифом, будто социализм и такие явления, как частная собственность и рынок, практически несовместимы. Эта несовместимость бесспорна лишь в теории, но на практике социализм всегда лишь попытка - и всегда неудачная - ликвидировать частную собственность и рынок.
Государство и собственность
Для начала вспомним, что в СССР существовали так называемые кооперативные квартиры. Или - что более точно - квартиры в кооперативе, поскольку их законным собственником являлся кооператив, а жильцы были всего пайщиками. Эта ситуация изменилась в марте 1988 года с принятием совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению развития жилищной кооперации».
Данным документом было установлено, что член кооператива, если он полностью выплатил паевой взнос, в случае выбытия из кооператива имеет право получить уже выплаченный паевой взнос обратно за вычетом амортизации либо передать квартиру своим родственникам или другим лицам. Требовалось лишь согласие кооператива. В данном случае фактически имело место купля-продажа, осуществляемая в два этапа. Сначала кооператив выкупал квартиру у пайщика, затем продавал ее жильцам.
Но это правило действовало недолго: с 1 июля 1990 года вступил в действие закон «О собственности в СССР», в соответствии с которым член кооператива, выплативший паевой взнос полностью, признавался собственником уже оплаченного имущества. Кооперативные квартиры превратились в частные. Кроме того, новым законом было впервые установлено, что наниматель жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда и члены его семьи вправе выкупить у собственника соответствующую квартиру или дом. Не указано было лишь то, как это сделать.
Новая разновидность собственности получила название «собственность граждан». Привычное понятие «личная собственность» уже не использовалось, однако открыто употреблять запретное словосочетание «частная собственность» союзная власть не решалась. Однако из текста закона следовало: собственность граждан есть самая настоящая свободно отчуждаемая частная собственность.
Но и этот закон существовал недолго. С 1 января его действие было отменено на территории России решением Верховного Совета РСФСР. Вступил в действие Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». В отношении признания прав собственности граждан на жилье формально ничего не изменилось, российский закон буквально повторил положения общесоюзного закона. Новизна заключалось лишь в том, что впервые квартиры были «прописаны» в законе как объекты собственности граждан.
Собственность и свобода
Наш небольшой исторический экскурс позволяет сделать два вывода. Вывод первый: частную собственность на жилье «создать» путем изменения действующего закона невозможно. Требуется, чтобы вышестоящие органы власти приказали нижестоящим органам: дать гражданам то, что им причитается. Иначе говоря, требуется снять все существующие запреты на свободное использование частного имущества.
Вывод второй: робкая попытка советской власти «монетизировать» жилищные права граждан была обречена на провал. В этом отношении весьма показательна история реализации Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года №1440 «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного фонда». Исторически это была первая попытка приватизации жилья.
В этом документе не декларировалось, а именно разрешалось местным органам власти продавать квартиры их нанимателям. Кроме того, разрешалась продажа незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту. Подчеркнем: данное постановление было составлено именно как указание. В нем, в частности, содержалась рекомендация продавать все квартиры в конкретном доме.
Возможностью выкупить собственное жилье у государства реально воспользовалась ничтожная часть населения страны. Есть данные, что до начала массовой бесплатной приватизации жилья в Российской Федерации было продано всего 0,2% жилищного фонда. Но чтобы понять, почему советские граждане так низко ценили возможность получить жилье в собственность, следует ответить на весьма коварный вопрос: что означала в советское время государственная собственность на городские квартиры?
На языке советского жилищного права ответ должен быть следующим: государство выступало как наймодатель в отношениях с жильцами и в этом качестве являлось собственником всех квартир. Но тогда возникает другой вопрос: имела ли власть возможность выселить жильцов из квартиры, где они были постоянно прописаны?
В сталинские времена это было, безусловно, возможно. Но во времена «застоя» у государства практически не осталось законных оснований для выселения рядового законопослушного жильца из его квартиры. На данное обстоятельство и указывал Виталий Найшуль, когда сделал вывод о том, что приватизация жилья произошла в период «застоя». Жилплощадь стала для гражданина территорией личной свободы.
По молчаливому договору государство уже не вторгалось на эту территорию и даже больше - взяло на себя обязательство защищать ее от притязаний третьих лиц. Это явление Виталий Найшуль назвал «советское обычное право» и оно действительно напоминает многие феодальные обычаи. Сбылась мечта Шарикова: все граждане получили бесповоротное право на гарантированные квадратные метры.
Отсюда ясно, почему советские граждане не видели смысла в том, чтобы выкупать собственное жилье у государства. Причина первая — это была нелегитимная сделка. Нельзя сначала что-то дать, а потом потребовать за это деньги. Причина вторая - отсутствовало то, что сегодня называется «рыночная стоимость» недвижимости. Для граждан имела смысл не приватизация жилья как таковая, а ее реальная «монетизация». Но для этого требовался свободный рынок.
Текст: Вячеслав Костров
Процесс передачи муниципальных квадратных метров в собственность жильцов называется приватизацией. На первый взгляд государство предлагает весьма выгодную сделку. Однако приватизация в России идет не совсем теми темпами, на которые изначально рассчитывали власти. В чем причина такой инертности населения, и до какого года приватизация будет действовать?
В 1991 году, после резкой смены курса правительства СССР, государство столкнулось с серьезными экономическими проблемами. В той ситуации невозможно стало содержать самостоятельно весь жилищный фонд страны за счет бюджетных средств. Летом был принята первая редакция закона о приватизации. Далее законопроект неоднократно корректировался.
В настоящее время приватизация в России по закону является бессрочной.
Планируется, что со временем бесплатная передача жилья в собственность гражданам сменится выкупом. Однако сегодня нет ясного понимания механизма процесса. Законодатели работают в этом направлении.
В каком году началась приватизация квартир в России реально? Первые собственники жилья появились в 1992 году. В оформлении документов должны были участвовать все проживающие, включая малолетних детей. Их интересы представляли родители или опекуны.
Жилье переходило во владение в равных долях. Закон предусматривал возможность отказаться от своих прав, но сделать это могли только дееспособные граждане. В дальнейшем им предоставлялось право пожизненного пользования помещением.
Причины продления сроков приватизации
Одной из причин перманентного продления сроков стала инертность населения. Когда началась приватизация в России, правительство полагало, что граждане очень быстро оформят полагающиеся метры в собственность. На деле и сегодня, спустя 27 лет, оформлено только около 80% жилья. В масштабах страны, оставшиеся 20%, составляют значимую цифру для бюджета.
Почему люди не спешат заключать столь выгодную сделку? Здесь роль играют семейные отношения, жизненная ситуация, социальное положение ответственного квартиросъемщика. Заниматься оформлением документов требуется лично. Не все граждане готовы и хотят этим заниматься.
В 2014 году, с присоединением Крыма и Севастополя, правительство продлило сроки для того, чтобы законным правом могли воспользоваться жители и этих территорий. Граждане России имеют равные права, а право на жилье остается одним из основных.
Последние изменения были внесены в феврале 2017 года. Законодатели отменили сроки бесплатной приватизации окончательно.
Выгоды приватизации жилья
Частная собственность позволяет человеку чувствовать себя свободным.
Иметь квартиру в своем распоряжении выгодно по следующим соображениям:
- Приватизированное жилье составляет значительный для россиянина капитал. Если в государственной квартире могли жить только люди, состоящие в родстве с квартиросъемщиком, то в свое жилье можно зарегистрировать любого человека. Особенное значение такая возможность приобретает в эпоху распространения гражданских браков.
- Частную собственность можно продать, подарить, оставить в наследство.
- Свободное распоряжение жильем дает гражданам большую мобильность в поиске работы, при смене места жительства.
- Вложение средств в недвижимость является выгодной инвестицией.
- Люди охотнее вкладывают средства в ремонт собственного жилья – это повышает качество жизни семьи. Вкладывать деньги в государственный фонд жильцу нет смысла.
Закон разрешает сдавать частную собственность в аренду. В крупных городах России это стало хорошей статьей дополнительного дохода граждан.
Негативные моменты приватизации жилья в России
Статья будет однобокой, если не рассмотреть и негативные стороны приватизации в России для новоявленных собственников. Отдавая жилищный фонд, государство передает не только материальные активы, но и сопутствующую ответственность за его содержание.
Риски и обременения, которые достаются жильцам с новой собственностью:
- Необходимость уплаты фискальных сборов. Если до недавнего времени сумма налога на жилье не была значимой для семьи, то с введением прогрессивной шкалы она заметно увеличилась. Налогообложение в зависимости от рыночной стоимости сильнее всего отразилось на малоимущих жителях больших городов.
- Повышение платы за ЖКХ. Переоформление документов, при прочих равных, влечет необходимость содержания за свой счет общедомовых коммуникаций, обслуживание здания.
- Содержание новой собственности, при изношенных еще в советский период внутриквартирных коммуникациях, по умолчанию переходит от государства к счастливым владельцам.
- Ветхий и аварийный фонд, который подвергся приватизации, расселяется по новым, невыгодным для жильцов, нормам. При расселении муниципального жилья все прописанные получают квадратные метры согласно санитарным нормам. На сегодня это 18 кв. м на одного жильца. Владельцы приватизированной квартиры могут рассчитывать на аналогичную по площади, вне зависимости от числа и пола прописанных.
- Ответственность перед соседями за любой форс-мажор в своем доме несут собственники. Пока квартира государственная, прорванная труба – ответственность муниципальных властей. Как только документы на приватизацию квартиры оформлены, платить соседям за испорченный ремонт обязаны хозяева.
Государство предусмотрело возможность вернуть приватизированное жилье обратно. Это можно сделать, если после оформления документов не изменился собственник и в квартиру не были прописаны дополнительные жильцы. Однако таким правом граждане пользуются редко.
В каком году началась приватизация квартир
Если отставить в сторону крупные предприятия, то россиян более всего интересует приватизация жилищного фонда. Во времена СССР большая часть граждан имела возможность «получить» квартиру за несколько лет труда на предприятиях. Порой для этого приходилось ехать в самые некомфортные условия Севера. Квартиры выделялись на основании социального найма. Право же собственности сохранялось за государством или муниципалитетом. За редким исключением такая ситуация сохранялась до 90 х годов, когда началась приватизация квартир в России.
Когда принят первый закон о приватизации в России
Приватизация-следка, в результате которой, имущество государственное или муниципальное, переходит в руки частных собственников.
Начало последнего десятилетия ХХ века ознаменовалось сменой не только курса политического, но и экономического. Однако это не значит, что до этого времени нельзя было подучить квартиру в собственность. Строительные кооперативы были уже тогда. Кроме того, еще 02. 12. 1988 г. СовМин СССР принял Постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”. То есть, выкупить квартиру уже было можно, хотя назвать это приватизацией в ее нынешнем понимании нельзя. За пару лет аналогичные акты были приняты на уровне республик.
Однако успешной эта акция не была, ведь квартиру приходилось выкупать по полной стоимости. У честного советского гражданина таких денег не было. А если и были, то пришлось бы разъяснить их происхождение.
Как и большая часть нормативных актов эпохи зарождающегося капитализма, закон 1991 года был весьма сырым и схематичным. В нем не была четко прописана сама процедура приватизации. Отдельные категории граждан были слабо защищены. Частично дыры латали уже на местном уровне. До сих пор практическая процедура приватизации на местах регулируется региональными регламентами по предоставлению услуг по передаче жилья в собственность нанимателей.
Наименование региональных актов может несколько варьироваться, но суть его остается прежней – он определяет практический порядок оформления приватизации. Здесь гражданин найдет ответ на вопросы о том, какие и куда нужно подавать документы.
Изменения в законодательстве о приватизации
Конечно, принятый наспех закон нуждался в доработке, в нем был целый ряд дыр. Связанных как с процессуальным порядком оформления сделки, так и защитой отдельных категорий и граждан.
Так, лишь через 1993 были приняты поправки и даны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, ставшие на сторону защиты детей. До этих пор родители массово отстраняли детей от участия в приватизации. Последствия просчета тянутся дол сих пор. Сроки давности по таким делам легко восстанавливаются.
Теперь дети, ставшие совершенно взрослыми людьми, обращаются в суды для защиты своих нарушенных прав. Квартиры, приватизированные когда-то с нарушением закона, могут уже не раз сменить владельца. В итоге, сделки, последовавшие за не правомерной приватизацией, признаются недействительными, и последний владелец несет крупные убытки. Ведь вернуть деньги за жилье уже практически нереально.
В целях защиты детей сирот был установлен 5-летний мораторий на приватизацию выделенных им государством квартиры. Но это тоже произошло не сразу. В итоге, большая часть сирот осталась на улице, попав в лапы мошенников.
Еще одно важное изменение последних лет коснулось коммунальных квартир. Закон 1991 года о них вовсе не упоминает, а ведь после распада СССР недвижимости такого типа оказалось довольно много. Возникал вопрос о том, возможно ли в принципе приватизировать квартиру с местами общего пользования. Ответ на этот вопрос дал Пленум ВС РФ уже после 2000 х. Действительно, приватизировать такое жилье можно. Даже согласия жильцов отдельных комнат не потребуется. При этом места общего пользования останутся общими и в собственность не перейдут.
Кроме этих был еще целый ряд менее заметных изменений и разъяснений. Сейчас приватизировано порядка 80 % муниципального или государственного жилищного фонда и совершенствование законодательства в этой сфере, скорее всего, продолжится.
Когда закончится приватизация?
Это едва ли не самый животрепещущий вопрос последних лет. Граждане порой оттягивали приватизацию в ожидании лучших условий или подходящего момента. Кто-то не мог приватизировать жилье из-за отсутствия согласия всех зарегистрированных лиц. Это создавало страх «не успеть» бесплатно приватизировать жилье.
В первой редакции закона 1991 года сроки приватизации не оговаривались. Однако, новый ЖК РФ 2004 года о приватизации умалчивал. Поэтому сроком окончания приватизации стало считаться 01.03.2005 – дата вступления в силу нового Кодекса.
В итоге были внесены поправки, и срок окончания программы был отодвинут до 01.01.2007 года. Продление повторялось еще пять раз. Последним, в череде продлений стал Закон о поправках 2017 года.
Изначально предполагалось продлить приватизацию лишь для отельных категорий граждан и регионов. После долгих дискуссий итоговая версия закона разрешила этот вопрос. Приватизация заканчиваться не должна.
Внимание! Теперь каждый россиянин, имеющий право на участие в приватизации, может реализовать его в любое время. Приватизация стала официально бессрочной.
В каком году началась приватизация квартир в россии
Мы имели право в них жить, умереть, а в случае редкой удачи - обменять на другую, в лучшем месте или на метр-другой больше. Коренные москвичи сходили с ума от того, что их родственники, обитавшие неподалеку от Садового кольца, не могли оставить им свои изумительные квартиры с высокими потолками, большими кухнями и коридорами. Исключение составляли ситуации, когда старикам удавалось прописать к себе племянника или двоюродную сестру. Но, во-первых, это тоже надо было уметь, а во-вторых, старики боялись, что родственники их выживут. Поэтому квартиры уходили вместе с владельцами, а впоследствии доставались нужным людям.
Когда закончится срок приватизация жилья в России, что говорит официальное руководство РФ? Приватизации жилья в России: в каком году началась и кто решил её продлить?
В каком году началась перая приватизация жилья? Жилье начали приватизировать Положением о приватизации бесплатной передаче жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РФ от Регистрация с внесением в реестр началась с г. А документы о собственности на квартиры, дома, гаражи, участки выданные до г.
До какого срока продлили приватизацию в 2015-м году - четвёртый шаг навстречу населению
Ипотека без первоначального взноса! Это микрорайон из 10 жилых корпусов этажей, двух школ, двух детских садов, торговых центров, поликлиники. Здания разной высоты: этажей. На первых этажах разместятся офисы компаний, магазины, кафе сервисы для жителей. Для автомобилистов — паркинг на более чем мест с лифтами. Ближе к лесу — прогулочная зона, в лесу — сеть беговых и велосипедных маршрутов. Покупателю предлагаются комнатные квартиры и студии от 27 до кв.
В квартирах большие кухни, окна на две, три стороны. Средняя стоимость метра - руб. На автомобиле можно добираться по Можайскому, Рублево-Успенскому, Минскому шоссе. Подробнее о ЖК Одинбург. Не всем, конечно, приватизация квартиры принесла счастье. Кто-то совершил неудачную сделку, кто-то стал жертвой мошенников. Владелец квартиры должен делать взносы в фонд капитального ремонта дома, платить налог на имущество и НДФЛ, если он сдает квартиру в аренду. Цифры уникальные — в современном мире нигде нет такого числа собственников.
Приватизация жилья у нас бессрочная. Власти несколько раз планировали завершить этот процесс, но, в конце концов, решили оставить людям возможность в любой момент оформить квартиру в собственность, что и зафиксировали в законе от Кто же до сих пор не приватизировал жилье? Это семьи, в которых родственники не договорились о том, как они поделят между собой квартиру, граждане, которые ждут жилье от государства, положенное им по социальным программам.
Прежде всего, речь идет об обитателях аварийного, ветхого жилья, бараков, общежитий, о детях-сиротах, которым по выходе из детских домов положены квартиры. Тем, кто собирается приватизировать жилье, необходимо помнить следующее. Право приватизации дается только раз в жизни. При оформлении жилья в собственность необходимо учитывать права несовершеннолетних детей.
Если семья решила приватизировать квартиру, но кто-то из ее членов отказывается, он получает право пожизненного проживания в этой квартире навсегда. И это надо будет учесть остальным родственникам: ведь потом продать квартиру с жильцом у них вряд ли получится. Сама процедура бесплатная, занимает она около 45 дней. Оглядываясь назад, можно сделать вывод о том, что приватизация была для страны благом: благодаря ей на свет появился рынок недвижимости.
И она помогла развитию ипотеки: ведь россияне приходили в банк не с пустыми руками - сумма, вырученная от продажи приватизированной квартиры, использовалась в качестве первоначального взноса. Всё самое интересное о мире квадратных метров на нашем портале: как купить, продать, взять ипотеку и заключить иные сделки с недвижимостью; какие существуют сегменты и классы жилья, а также где строятся лучшие жилые комплексы Москвы и Подмосковья.
Приватизация квартир в России - миф: государство всегда заберет себе чужие метры
Можно ли обратить приватизацию вспять? Год начала приватизации В каком же году началась приватизация жилья? Датой начала приватизации квартир в России можно считать 4 июля года.
Приватизация в России
Бенджамин Франклин Николай Матвеев: Здравствуйте! Это дискуссионная площадка «ПРАВ! Меня зовут Николай Матвеев. И вот тема сегодня: Бесплатная приватизация жилья в России объявлена бессрочной. Крайний срок не раз переносили.
Закон о продлении срока в году подписал Владимир Путин.
Приватизация жилья в России
Сам себе адвокат Таким образом, если кто-либо из лиц, имеющих право на приватизацию жилья, не дает свое согласие на нее, приватизация жилья невозможна. Договор на передачу квартиры в собственность, заключенный без согласия кого-либо из лиц имеющих право на приватизацию, будет являться незаконной и может быть оспорена в суде. По закону бесплатная приватизация жилья должна была продлиться до В настоящее время срок приватизации жилья продлен до В отношении признания прав собственности граждан на жилье формально ничего не изменилось, российский закон буквально повторил положения общесоюзного закона. Наш небольшой исторический экскурс позволяет сделать два вывода. Требуется, чтобы вышестоящие органы власти приказали нижестоящим органам: дать гражданам то, что им причитается. Иначе говоря, требуется снять все существующие запреты на свободное использование частного имущества. Приватизация квартиры в Российской Федерации Граждане, имеющие в пользовании жилое помещение, как правило, это квартира, имеют право получить его в общее с указанием доли каждого прописанного в квартире жильца либо единоличное владение. В том числе владельцем жилья может стать и несовершеннолетний, возрастом с 14 до 18 лет, с разрешения всех взрослых жильцов, имеющих право на приватизацию.
Бесплатная приватизация квартиры продлена до 2018 года, какой закон принят?
Подготовительный этап[ править править код ] Первый проект перехода к рыночной экономике, путём массовой приватизации государственного имущества, был предложен в рамках программы дней, разработанной в году группой экономистов под руководством Станислава Шаталина. На союзном уровне, однако, программа была отклонена. Там же статья 25 было законодательно закреплено понятие приватизации, как передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность. В его основу был положен указ No.
Приватизация жилья: как это было?
В основной части заявления указывается адрес квартиры или дома, подлежащих оформлению в собственность, а также основные характеристики. К готовому заявлению прикладывается пакет документов, утвержденный для реализации права гражданина на бесплатную приватизацию. Договор о передаче жилого помещения в рамках приватизации может быть оформлен только после рассмотрения уполномоченным подразделением местного органа власти поданного гражданином заявления и ознакомления с приложенными документами.
Однако из текста закона следовало: собственность граждан есть самая настоящая свободно отчуждаемая частная собственность. Но и этот закон существовал недолго. В отношении признания прав собственности граждан на жилье формально ничего не изменилось, российский закон буквально повторил положения общесоюзного закона. Собственность и свобода Наш небольшой исторический экскурс позволяет сделать два вывода. Требуется, чтобы вышестоящие органы власти приказали нижестоящим органам: дать гражданам то, что им причитается. Иначе говоря, требуется снять все существующие запреты на свободное использование частного имущества. Исторически это была первая попытка приватизации жилья. В этом документе не декларировалось, а именно разрешалось местным органам власти продавать квартиры их нанимателям.
Ипотека без первоначального взноса! Это микрорайон из 10 жилых корпусов этажей, двух школ, двух детских садов, торговых центров, поликлиники. Здания разной высоты: этажей. На первых этажах разместятся офисы компаний, магазины, кафе сервисы для жителей. Для автомобилистов — паркинг на более чем мест с лифтами. Ближе к лесу — прогулочная зона, в лесу — сеть беговых и велосипедных маршрутов. Покупателю предлагаются комнатные квартиры и студии от 27 до кв. В квартирах большие кухни, окна на две, три стороны. Средняя стоимость метра - руб.
Приватизация в России носит заявительный характер. То есть не является обязательной. Данный Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации и определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности. На настоящий момент любой гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную приватизацию своего жилья. Правительство 5 раз продлевало сроки данной программы, в итоге полтора года назад Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, подписал Федеральный Закон, который вновь продлил право граждан на бесплатную приватизацию недвижимости. Причем продлевается данная возможность на неопределенный пока неограниченный властями срок. Однако есть некие критерии, по которым гражданин имеет, или не имеет право приватизировать имущество. Более подробно об этом в следующих пунктах статьи.
Приватизация жилья: как стать миллионером? В этот день лишь очень немногие граждане поверили бы в то, что через двадцать лет их скромное жилище можно будет продать на рынке по цене в миллион рублей и выше. Между свободным рынком городского жилья, каким мы его наблюдаем сегодня, и возможностью для каждого гражданина страны один раз бесплатно приватизировать используемую жилплощадь существует прямая причинно-следственная связь. Именно благодаря установлению бесплатности приватизации жилья, рынок городских квартир достаточно быстро стал легальным и массовым. И самое главное: он стал денежным. В форме прямого обмена жилплощадью в домах государственного жилищного фонда рынок городского жилья в СССР существовал и до начала приватизации. Правда, он весьма жестко регламентировался государством.
В первые годы после распада СССР российская экономика предпринимала начальные попытки перехода к рыночному механизму. Перераспределение госимущества с помощью приватизационных чеков должно было создать класс частных собственников и повысить эффективность национальных компаний. Между тем государство испытывало острую нехватку финансов, а зарубежные инвесторы и рядовые граждане по-прежнему не могли приобрести большие объёмы акций российских предприятий. Так, 1 июля 1994 года произошёл переход от ваучерной к денежной приватизации.
В целом, как отмечают опрошенные RT эксперты, приватизация в России проходила в несколько этапов и преследовала две ключевые цели: изменить структуру экономики и пополнить государственный бюджет в период кризиса.
Первая стадия приватизации стартовала в 1992 году. Согласно указу Бориса Ельцина, значительную часть государственного имущества было решено безвозмездно передать российским гражданам. Основным способом стало распределение госсобственности через ценные бумаги. Каждый гражданин получил право на приватизационный чек (ваучер) номиналом 10 тыс. рублей. Его можно было продать по рыночной цене или обменять на акции предприятия.
Как объяснил в интервью RT профессор кафедры экономики РЭШ Валерий Черноокий, за счёт вовлечения населения в процесс руководство страны намеревалось за короткое время резко нарастить долю частных собственников и снизить влияние госсектора на экономику. Таким образом, планировалось закрепить переход к рыночной экономике и сделать невозможным возврат к неэффективной плановой системе хозяйствования СССР.
«Большинство государственных предприятий, доставшихся в наследство от советской плановой экономики, были убыточными. Приватизация, по мнению реформаторов, должна была привлечь частных собственников, заинтересованных в реструктуризации предприятий и повышении эффективности производства и управления», — добавил Черноокий.
В ходе первичной (малой) приватизации были проведены аукционы по продаже небольших предприятий бытового обслуживания — магазинов, ресторанов, кафе. В свою очередь, крупные и средние предприятия не продавались, а были превращены в открытые акционерные общества. Ценные бумаги частично передавались трудовым коллективам, а частично могли быть выкуплены за приватизационные чеки.
Примечательно, что оборонные и приносящие самый высокий доход предприятия остались в государственной собственности.
В общей сложности к концу 1994 года было приватизировано 112 тыс. бывших госпредприятий.
Отметим, что, помимо частичной передачи государственного имущества, приватизация подразумевала и привлечение иностранных инвестиций в страну. По словам экспертов, с приходом зарубежных инвесторов планировалось создать конкурентную среду на российском рынке.
Между тем, как отмечает Валерий Черноокий, преимущественным правом на приобретение акций (за ваучеры или по льготной цене) обладали в основном только работники и менеджеры приватизируемых предприятий. Как следствие, к 1994 году большинство крупных компаний перешло под прямой или косвенный контроль назначенных ещё в советское время руководителей, так называемых красных директоров.
«И работники, и менеджеры выступали резко против прихода внешних акционеров: первые опасались увольнений, а вторые — потери контроля над предприятием. Всё это тормозило дальнейшую реструктуризацию и повышение эффективности бывших госпредприятий, на которые рассчитывало правительство», — пояснил экономист.
Вторая попытка
Для облегчения появления новых инвесторов в акционерном капитале компаний с 1 июля 1994 года был проведён переход от чековой к денежной приватизации. Соответствующий указ Борис Ельцин подписал несколько позже — 22 июля. Спустя почти полгода Государственная дума официально признала неудовлетворительными итоги чекового этапа приватизации. В своём постановлении от 9 декабря 1994 года нижняя палата парламента заявила о несоответствии достигнутых результатов основным целям социально-экономических реформ.
Новая модель приватизации должна была привлечь инвестиции для перестройки работы предприятий. В период чековой приватизации крупные компании испытывали острую нехватку денег для дальнейшего развития. По данным Счётной палаты, в 1990 году доля отчислений на модернизацию производства составляла 12,1% от общих затрат на промышленную продукцию. В 1992-м показатель упал до 2,6%, а в 1993-м составил лишь 0,9%.
При этом основной целью денежной приватизации должно было стать пополнение федерального бюджета. Поступившие в государственную казну деньги планировалось потратить на финансирование социальных программ и направлений по реструктуризации экономики. Об этом в беседе с RT рассказал заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.
Необходимость собрать как можно больше средств для выполнения социальных обязательств государством стала одной из причин появления залоговых аукционов. Закон о бюджете на 1995 год запрещал продавать акции высокодоходных предприятий. Между тем в рамках новой схемы частные банки предоставляли государству кредиты под залог акций крупных компаний. Если заём не был возвращён, заложенные ценные бумаги переходили в собственность кредиторов.
С ноября по декабрь 1995 года на залоговые аукционы были выставлены акции 12 сырьевых и инфраструктурных компаний. В общей сложности сумма поступлений в бюджет составила $886,1 млн, но в конечном счёте все 12 займов не были выплачены банкам, и предприятия перешли в собственность кредиторов.
При этом, как отмечали в Счётной палате, пополнение бюджета за счёт залоговых аукционов прошло недостаточно эффективно. Так, по оценке ведомства, стоимость предлагаемых в залог акций была либо недооценена, либо намеренно занижена. Более того, итоговый размер получаемых кредитов лишь незначительно превышал стартовую цену. Таким образом, аукционы проходили не на состязательной основе банков, как предполагалось изначально.
Позже в своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок. Да, абсолютно правильно. Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».
Ваучер на память
Эксперты неоднозначно оценивают итоги приватизации в России. Так, поставленные цели во многом были выполнены, и страна перешла к системе рыночной экономики. В то же время, по словам экономистов, реформа не привела к ожидаемому росту эффективности бывших госпредприятий и одновременно спровоцировала увеличение преступных действий среди новых собственников.
«Позитивные стороны очевидны. Была создана масштабная и массовая частная собственность, которой практически не было в СССР. Кроме того, реформа послужила начальным толчком к формированию , а также дала определённые поступления в бюджет. Но любое дело требует обучения, и создание частной собственности в отсутствие навыков обращения с ней привело к существенному перекосу отношений в сторону криминализации», — отмечает Константин Корищенко.
Кроме того, по словам экспертов, у рядовых граждан не было первоначальных денежных накоплений для покупки больших пакетов акций компаний, а выданные россиянам ваучеры не давали возможности участвовать в управлении предприятиями.
«Изначально ваучерная приватизация имела высокую поддержку среди населения. Однако большинству так и не удалось стать капиталистами, и постепенно одобрение приватизации и частной собственности снизилось. Кто-то продал свой ваучер за бесценок, кто-то потерял вложения в чековых инвестиционных фондах, кто-то вложился в предприятие-банкрот, а кто-то просто сохранил ваучер на память», — заключил Валерий Черноокий.