Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Паленке - затерянный в джунглях город майя. Паленке Мексика паленке храм надписей современное толкование

В 1948 году историк из Мексики по имени Альберто Руз, исследуя леса родной страны в штате Чьяпас, неожиданно нашел развалины древнейшего города Паленке (Крепость). В центре этого города находилась пирамида, на верхней площадке которой располагалось храмовое сооружение, оно впоследствии получило название «Храм Надписей». Свое имя храм получил из-за больших плит, покрытых барельефами и иероглифическими знаками, среди которых встречались люди, животные и мифические создания. Расшифровать на 100% эти записи не удается вплоть до сегодняшнего дня, потому что криптографами до конца не разобрана фонематическая составляющая этого древнего языка. Глядя на эти изображения, можно с уверенностью сказать, что на картинках изображены мифические боги индейских племен, некогда населявших территорию Мексики.

Храм располагается на 20-ти метровой пирамиде, общее количество ее ступеней насчитывает 9 штук. Задняя сторона данного сооружения опирается на склон очень крутой и высокой горы. На тот момент, когда Альберто Руз обнаружил эту ценную археологическую находку, пирамида являла собой огромный холм, густо покрытый растительностью.

На полу в храме можно увидеть хорошо отшлифованные древними мастерами каменные плиты, в одной из которых можно увидеть два ряда отверстий, которые закрыты пробками из камней. Стены храма имеют свое продолжение под плитами, что привело археологов к мысли о том, что внизу, под плитами, должно находится еще одно помещение. В 1952 году в ходе раскопок, практически на дне пирамиды» был обнаружен огромный погребной комплекс.

Размеры захоронения составляли 9 метров в длину, 4 метра в ширину, расстояние от пола до потолка составляло 7 метров. Само помещение было сделано идеально, камни, искусно обтесанные древними умельцами, все до одного находились на своем месте. На гипсовых барельефах были изображены 9 человеческих фигур в богатом одеянии. Ученые предположили - что эти изображения принадлежат духам ночи, Владыкам, которые по религии майя были подземными божествами. На фигурах изображены пышные одежды, на головах уборы, сделанные из перьев мифической птицы кетцаль. На лицах всех Владык имеются маски, на их плечи накинуты плащи, сделанные из перьев и бронзовых пластин. На поясе закреплены характерные одеяния для того времени: набедренные повязки и юбки, на ноги были надеты сандалии, пошитые из кожаных ремешков. Все тело божеств на барельефе было покрыто драгоценностями. В руках каждый Владыка держал скипетр, который подчеркивал высокое происхождение. Рукоять скипетра была выполнена в виде головы змеи, на ней также находились маски с изображением бога дождя и щиты с ликом бога солнца.

Пол склепа был покрыт плитой, вытесанной из камня и впоследствии хорошо отшлифованной, ее поверхность была полностью покрыта резьбой. По краю плиты шла лента, состоящая из неизвестных иероглифов. Альберто Руз, осмотрев плиту, расшифровал две даты, относящиеся к 603 и 633 годам нашей эры. На сегодняшний день плита относится к величайшему произведению искусства эпохи майя, техника выполнения резьбы похожа с работами мастеров эпохи Возрождения.

Под плитой археологи обнаружили захоронение мужчины, которому было примерно 40-50 лет. Скелет усопшего был покрыт драгоценными камнями. На тот момент для ученых оставался загадкой тот факт, кем найденный скелет был при жизни: правителем или верховным жрецом.

Первое описание найденная пластина получила благодаря стараниям советского ученого Валерия Ивановича Гуляева. Обследовав полностью плиту, он заметил, что в нижней части артефакта можно увидеть изображение страшной маски, напоминающей о смерти. Маска полностью лишена мягких тканей лица, вместо глаз изображены огромные зияющие глазницы, полностью отсутствует нос, изо рта торчат громадные клыки. В изголовье маски находятся символы смерти, а напротив их антипод - рождение, в виде зерна кукурузы и кукурузного початка. На макушке чудовищной маски изображен облик молодого юноши, одетого в богатую одежду. Тело юноши слегка откинуто назад, он напряженно смотрит на изображение, отдаленно напоминающее крест. Ученые предположили, что этот крест является стилизованным рисунком ростка кукурузы, символизирующего у племени майя жизнь. На самом верху рисунка креста можно увидеть образ священной птицы кетцаль, перья которой использовались жрецами, для выполнения обрядов и ритуалов. В ногах птицы изображался символ воды, а рядом с ним два небольших диска, с ликами бога солнца.

Несколькими годами позже двое ученых: итальянец Пинотти и японец Мацумура, работая по отдельности, пришли к выводу, что на данной плите изображается реальный образ человека, а вокруг него располагаются вполне реальные предметы, а не символы из разряда мистики, как считалось раннее. Дальнейшее разбирательство плиты вылилось в гипотезу, что на ней изображен человек, сидящий в неком летательном или космическом аппарате, то есть рисунок плиты - это, возможно, детальный чертеж космического древнего корабля. Вскоре к таким же выводам стали приходить и исследователи со всего мира. Авиаконструктор из США Джон Сэндерсон, при помощи компьютерной программы превратил изображение плиты в объемную модель. В итоге глазам ученого была представлена часть кабины ракеты с пультом управления и наличием двигательной установки. Сэндерсон смоделировал также внешнее изображение, сконструированной им бумажной версии ракеты.

Самую большую известность на тематику найденной космического летательного аппарата нашла версия швейцарского писателя, которого звали Эрих фон Дэникен. Он написал книгу «Колесница богов», в которой указал, что изображение на плите, найденное в древнем городе Паленке, является рисунком древнего космонавта, сидящего в кабине своего летательного звездолета. Вышедшая большим тиражом книга стала моментально мировым бестселлером. В свое книге фон Дэникен перевернул плиту и получил желаемый результат, на котором действительно изображался человек, окруженный неизвестными предметами, напоминающими приборы космического корабля.

Дэникен писал, что в середине плиты находится человек, изображенный в сидящей позе. На голову человека надет шлем, с отходящими от него проводами, либо шлангами, его тело наклонено вперед к пульту управления, перед лицом располагается прибор, напоминающий внешний вид кислородного аппарата. Передние конечности человека находятся на панельной доске приборов. Правой рукой древний астронавт жмет на кнопку, а при помощи левой - сжимает рукоять рычага, пяткой левой ноги давит на педаль.

Также Дэникен утверждает в свое книге, что на космонавте надета современная одежда: на шее виден воротник свитера, на рукавах видны вязаные манжеты. На талии астронавта, по мнению писателя можно заметить ремень безопасности, выполненный в виде пояса с огромной пряжкой. На ногах у изображения якобы надеты облегающие брюки.

В Советском Союзе с аналогичными рассуждениями выступил писатель-фантаст Александр Казанцев, опубликовав статью в научном журнале «Техника - молодежи». Если присмотреться к плите, то она с космонавтикой, по сути, не имеет ничего общего. Представители идеи о космонавте слишком исказили подлинное изображение плиты. Многие детали были перевернуты кверху ногами, в частности священная птица кетцаль; изображенный юноша вовсе не одет в одежду, описанную Дэникеном, так как майя не знали в свою самобытность ни свитеров, ни приталенных брюк: одеянием для них служила набедренная повязка. Тело юноши, а также руки и ноги украшены лишь браслетами.

Также изображение астронавта, по мнению Дэникена и Казанцева, перевернуто и наклонено так, как хотелось эти двум людям, в поперечном изображении, тогда как на самом деле изображение должно быть продольным.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто же изображен на каменной плите из храма в Паленке, может и правда космонавт, а может и божество.

Видео - Паленке храм древней цивилизации

Возможно Вам будет интересно:



В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших культур доколумбовой Америки – цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера – тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых – археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?


Паленке. Храм Надписей


«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», – писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.

Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке – древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке – Начан, «Змеиный город» майя.

Расцвет города пришелся на VII–VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный храм Надписей.

Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей – Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, – является частью ансамбля дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название «Храм Надписей» получил от Стефенса и Казервуда – они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Среди этих надписей исследователи отыскали и несколько дат, одна из которых – 692 год.

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида в значительной мере высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница – в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположено святилище – прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.

Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей. Лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой – дождем.

В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов – это самая длинная из известных надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя…

Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамиды в городах служили лишь высокими постаментами для святилищ. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в храме Надписей в Паленке.

При расчистке руин храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю – вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.

Погребальная камера представляла собой просторное помещение – 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, – писал А. Рус-Луилье, – своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».

На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. Все фигуры имеют скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры – изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя – правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.

Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8–2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.

На плите изображена глубоко символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это – божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами – ведь все живое в конце концов уходит в землю…

Голову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш «процент» («%»), – символы смерти. Два других знака – зерно и маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» – росток маиса. На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты пасти и из них выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.

На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили украшением головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней – символы воды и два щита с символами бога солнца.

Сложная символика этого изображения до конца не разгадана, но общий смысл композиции – традиционная для ранних земледельческих культур аграрная заклинательная символика: солнце – вода – жизнь – смерть. Вечный круговорот жизни в природе…

Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающей рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40–50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы – диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.

Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице – скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, – говорят о том, что это – «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необыкновенной пышностью был погребен в храме Надписей. А над саркофагом его была установлена каменная плита, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении…

В джунглях мексиканского штата Чьяпас, находится место, называемое сегодня Паленке («Крепость»). Здесь расположены руины столицы Баакульского царства города Лакм-Ха («Большая вода»). Этот город был в III-VIII веках н. э. крупнейшим политическим центром культуры майя. Его расцвет приходится на 600-800 годы. Именно тогда это древнее майянское поселение приобрело тот вид, остатки которого можно видеть сейчас, после раскопок. Строения были призваны своей внушительной каменной архитектурой возвеличивать и прославлять королевскую власть.

От погибшего древнего города осталось немного. О его руинах было известно ещё в XVIII веке и с тех пор они неоднократно исследовались. Сегодня можно видеть здесь остатки дворцового комплекса с квадратной башней, «Храм Солнца», «Храм надписей» и «Храм Креста». Все постройки свидетельствуют об отличном архитектурном вкусе и высоком мастерстве древних строителей.

Одно из наиболее сохранившихся сооружений – «Храм надписей». Храм построен в виде 24-метровой пирамиды с девятью уровнями. Он был сооружён в период расцвета цивилизации майя Кан Баламом II над гробницей своего отца К’инич Ханааб Пакаля, в качестве погребального сооружения.

Храм был обнаружен мексиканским археологом Альберто Рузом в 1948 году и получил своё название из-за надписей, которые нанесены на его стены. Всего сейчас насчитывается 617 иероглифов. До сегодня удалось расшифровать только часть из них.

Южный фасад «рассекает» лестница, а венчает пирамиду постройка с пятью входами. Внутри постройки есть три помещения. В одном из них был обнаружен туннель в гробницу Пакаля, скрытый каменной плитой.

Сама гробница выглядит как зал со сводчатым потолком и размерами 9х4 м. Высота его около 7 метров. Стены украшены девятью гипсовыми барельефами, изображающими пышно и причудливо разодетые человеческие фигуры. Возможно, согласно мифологии майя, они символизируют предков – Девять Повелителей Ночи.

Здесь расположен саркофаг короля Пакаля. Крышка его покрыта тонкой резьбой, не уступающей по технике исполнения работам мастеров эпохи Возрождения в Европе. Края окаймляет полоса иероглифов. Эта плита по праву считается одним из величайших произведений культуры майя.

На крышке саркофага, среди сплетения символических изобразительных элементов, изображён король в момент смерти. Это изображение до сих пор вызывает споры многих исследователей. Выдвигалась даже версия, что на плите выгравирована фигура космонавта, управляющего кораблем.


Комментарии к записи Жгучие контрасты Мексики отключены

Жгучие контрасты Мексики Жгучие контрасты Мексики Жгучие контрасты Мексики вы ощутите сразу по прилету в эту интересную страну. Огромный, густонаселенный, многоликий Мехико встречает своих гостей смогом, пробками и неоднозначной архитектурной задумкой. Деловой центр города оккупировали гигантские не...

Храм надписей в Паленке.
В 1952 г. в затерянном среди сельвы древнем мексиканском городе Паленке археолог Альберто Рус Луилье сделал сенсационное открытие. В толще пирамиды храма Надписей он обнаружил великолепную гробницу одного из правителей майя, которая привлекла всеобщее внимание не только пышностью убранства, но и своей необычностью. Находка Луилье перевернула все сформировавшиеся ранее представления, заставив специалистов поменять взгляды на предназначение пирамидально-храмовых сооружений.

Майя считали, что кецаль наблюдает за происходящим в подземном мире, как это обычно изображается в сценах с преисподней на майяских сосудах, или же выносит в клюве души умерших для возрождения.

На вершине знаменитой девятиступенчатой пирамиды возведён достаточно большой прямоугольный храм, украшенный панелями, богато декорированный барельефами и рельефными иероглифическими надписями (отсюда и название храма). Именно здесь, в полу, сложенном из цельных каменных хорошо обработанных плит (обычно он вымащивался штуком), Луилье обнаружил ряд круглых отвергай, закрытых каменными цилиндрическими затычками. Вынув их, археолог с помощью отверстий поднял блок и нашёл под ним каменные ступени, уходящие вниз, в толщу пирамиды. Туннель шириной около 1,8 м сверху укреплял характерный для архитектуры майя ложный свод. Крутая лестница, состоящая из двух разнонаправленных пролётов в 45 и 27 ступеней, вела на глубину 25 м, к погребальному помещению (оно лежало на 1,5 м ниже уровня земли). От неё отходили узкие вентиляционные шахты. Последние шесть ступеней лестницы древние строители засыпали с особой тщательностью, желая скрыть сопроводительные жертвы: пять знатных юношей и девушку, явно погибших насильственной смертью. Вход в склеп, где размещался саркофаг, перекрыли треугольным камнем.

Храм Надписей — самый высокий в Паленке. Размеры основания пирамиды составляют 60 х 40 м, длина лестницы, ведущей к вершине, примерно 20 м.

Паленке — это испанское название, в переводе означающее “пле тень” или «частокол». Сами майя именовали свой город Ka менным Домом Змея. Расположение «змеиного логова» довольно не обычно. Майя вписали постройки в природный ландшафт, выбрав для города стратегически идеальное место — отроги Чьяпасских гор, образующие естественное плато, приподнятое примерно на 70-метровую высоту.

Погребальная камера по своим размерам (7 м в длину, 3,75 м в ширину и 6,5 м в высоту) соответствовала стандартным параметрам обычного храма майя. На стенах камеры сохранились изображения девяти человеческих фигур, условно названные владыками ночи, - это были правители девяти подземных уровней. Посреди усыпальницы находился выполненный из единого каменного блока саркофаг (размером 3 х 2,1 х 1,1 м), установленный на шести кубовидных ножках. Всю поверхность саркофага покрывали иероглифические тексты, содержащие информацию об умершем и его ближайших родственниках, и росписи. Сверху лежали три каменных топорика (такие обычно подвешивали к поясу), кусочки нефрита и раковины; крышку саркофага - каменную панель весом почти 5 т и размером 3,8 х 2,2 х 0,25 м - украшали удивительной красоты барельефы.

Паленке считался самым изученным из городов майя, поскольку первые археологические работы в нём начали проводиться ещё в XVIII в.

Древние мастера воспроизвели в камне легендарное селение; божественных предков, известное под названием Семь Пещер, - прародину многих мексиканских племён. В центре композиции находилось Южное, или Жёлтое, мировое древо, связывающее, согласно представлениям майя, подземный мир (антимир) с миром верхним (реальным). Корни его питались девственными водами, хранившимися в толще земли, а крона пронизывала небесное пространство. В изображение Жёлтого древа вплетались символы земледелия и характерный геометрический орнамент, а на верхушке расположилась крупная птица с широко раскрытым клювом. Возможно, это был кецаль, считавшийся одним из важных I связных между мирами. Лежащий под древом человек (в типичной для мезоамериканской художественной традиции позе отдыхающего) предстаёт в намеренно архаизированной одежде. Считалось, что душа, тень, после смерти человека оказывается в селении призраков - антимире, где ведёт такую же жизнь, как и в племени.

В 1994 г. в храме Красной Царицы обнаружили богатое женское погребение, свидетельствовавшее о царском происхождении умершей: её каменный монолитный саркофаг по размеру точно совпадал с саркофагом правителя. Однако,судя по погребению, царицу явно хоронили второпях, без полагавшихся почёта и уважения.

Нижнюю половину крышки саркофага занимает изображение пещеры, у входа в которую расположился призрак. По её стенкам ползают улитки - символ бога-Улитки и самой пещеры- прародины. К югу и северу от мирового древа размещены ещё шесть пещер, и в каждой живут призраки. Таким образом, всего имелось семь пещер, что соответствует названию легендарной прародины, из которой некогда вышли предки майя и куда должны отправиться души умерших. Погребальное же сооружение, вероятно, имитировало её.

Самым поразительным оказалось то, что храм и саркофаг соединял так называемый душепровод - специальная трубка неясного назначения в виде змеиного тела, выходящего прямо в святилище. Выходное отверстие, скорее всего, маскировала соответствующая скульптура. Можно предположить, что трубку установили не только для общения с умершими предками, но и для достижения особых акустических аффектов при проведении важных обрядов. Так, с удивительной скрупулёзностью, жрецы Паленке пытались воссоздать древние представления о легендарной прародине.

В саркофаге храма Надписей оказались останки рослого мужчины 40-50 лет со всеми атр и бутами власти древних майя: скипетром, маской, щитом. Череп его был разбит, останки густо покрывали яркая пурпурная краска и нефритовые украшения — диадема, трубочки для прядей волос, серьги, погребальная мозаичная маска, подвески, ожерелья, браслеты… Одна нефритовая бусина лежала во рту умершего. У ног находилась нефритовая статуэтка бога Солнца.

Город Паленке - один из центров цивилизации майя - располагался у подножия невысоких холмов, покрытых непроходимой сельвой. Здесь в 1952 году американский археолог Альберто Рус раскопал «Храм надписей» и начал его исследование. Преодолев многочисленные препятствия, археолог нашел скрытый вход в огромный склеп, в котором был погребен один из правителей майя.

Сам А. Рус впоследствии писал об этом так: «Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического, неземного мира. Казалось, что это волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели словно капли воды на гигантской оплывшей свече.

Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол. Его почти полностью закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным изумлением, я пытался описать красоту зрелища моим коллегам. Но они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами».

Найденный археологами склеп был длиной 9 метров, шириной в 4 метра, а его высокий сводчатый потолок уходил вверх почти на 7 метров. Архитектура этой подземной гробницы была столь совершенна, что она и до наших дней сохранилась почти идеально. Камни стен и сводов были вытесаны и подогнаны друг к другу с таким искусством, что ни один из них не упал со своего места.

На стенах гробницы сквозь причудливую завесу сталактитов и сталагмитов проступали очертания девяти больших алебастровых человеческих фигур. Люди были «одеты» в одинаковые пышные костюмы: головной убор из длинных перьев птицы кецаль, плащ из перьев и нефритовых пластинок, набедренную повязку с поясом (или юбочку), украшенным тремя человеческими головками, сандалии из кожаных ремешков. Шея, грудь, кисти рук и ноги этих персонажей были унизаны драгоценными украшениями, и они горделиво выставляли напоказ символы и атрибуты своего высокого положения: скипетры с рукоятью в виде змеиной головы, маски бога дождя и круглые щиты с ликом солнечного божества. По мнению А. Руса, на стенах подземного склепа были запечатлены девять «владык мрака» - правителей девяти подземных миров.

Первое время археолог не мог даже понять, что же он откопал: подземный храм или уникальную гробницу? Большую часть помещения занимал огромный каменный ящик, накрытый резной каменной плитой. Был ли это алтарь или крышка саркофага? На боковых гранях плиты виднелась полоса иероглифических знаков, среди которых ученые обнаружили и несколько календарных дат, относящихся по эре майя к VII веку.

На плоской поверхности плиты ученый обнаружил символическую сцену, вырезанную резцом древнего мастера. В нижней части этой резьбы можно видеть страшную маску, своим видом напоминающую о разрушении и смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. У большинства индейских народов доколумбовой Мексики это божество выступало страшным чудовищем, питающимся живыми существами. Поскольку все живое, умирая, возвращается в землю, страшная маска представляла собой стилизованное изображение божества земли. Голову его увенчивали четыре предмета, два из которых у майя являются символами смерти (раковина и знак, напоминающий %); два другие, наоборот, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок, или маисовый початок).

На маске чудовища, слегка откинувшись назад, сидит красивый юноша в богатой одежде и драгоценных украшениях. Тело его обвито фантастическим растением, которое выходит из пасти чудовища. Юноша пристально смотрит вверх на крестообразный предмет, олицетворяющий у древних майя «древо жизни», или, точнее сказать, «источник жизни» - стилизованный росток маиса.

На перекладине «креста» причудливо извивается гибкое тело двухголовой змеи, а из пастей этих голов выглядывают маленькие смешные человечки в масках бога дождя. По верованиям индейцев майя, змея была всегда связана с небом и небесным дождем: словно змеи, плавно и молчаливо скользят по небу тучи, а молния - это не что иное, как «огненная змея».

На самой верхушке «креста» сидит священная птица кецаль, длинные изумрудные перья которой служили украшением парадных головных уборов царей и верховных жрецов майя. Кецаль тоже облачена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду, и два небольших щита с изображением солнечного бога.

Вот такой сложный ребус из резных картин был запечатлен на крышке саркофага. После тщательного изучения всех имевшихся в его распоряжении источников, А. Рус дал следующее его истолкование: «Юноша, сидящий на маске чудовища земли, вероятно, одновременно олицетворяет собой и человека, которому суждено в один прекрасный день вернуться в лоно земли, и маис, зерно которого (чтобы прорасти) прежде должно быть погребено в землю. «Крест», на который так пристально смотрит человек, опять-таки символизирует маис - растение, появляющееся на земле с помощью человека и природы, чтобы служить затем… пищей для людей. С идеей ежегодного воскресения маиса у майя была тесно связана идея собственного воскресения человека».

А швейцарец Э. Дэникен, который убежден в общении землян с инопланетянами, изложил свою точку зрения: «Найденный в Паленке рельеф изображает, по всей вероятности, бога Кукуматца… Мы видим человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе жокея или гонщика, и в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени.

Наклонившийся вперед человек обеими руками орудует со множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает на какую-то педаль. Он одет целесообразно: в короткие клетчатые штаны с широким поясом, в куртку с модным сейчас японским воротом и плотно охватывающими манжетами. Активна не только поза у столь отчетливо изображенного космонавта: перед самым лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним пристально и внимательно».

Массивные каменные «ножки» саркофага в свою очередь тоже были украшены рельефными изображениями. Мифические персонажи в богатых одеждах словно «вырастали» из земли, изображенной чисто символически - полосой и особым иероглифическим знаком. А рядом с ними видны побеги уже настоящих растений, увешанных плодами какао, тыквы и гуайявы.

От саркофага поднималась вверх длинная каменная труба, сделанная в виде змеиного туловища и заканчивающаяся в центральном помещении храма. Эту трубу А. Рус назвал «каналом для души», предназначенным для духовного общения жрецов и здравствующих членов царствующей семьи с их усопшими предками. Лестница после совершения погребального обряда засыпалась обломками камней, и между гробницей и храмом наверху существовала только магическая связь через этот «канал».

Размеры каменного саркофага и его огромный вес (20 тонн) исключали его доставку вниз - по узкой внутренней лестнице - уже после строительства пирамиды. Пирамида и храм скорее всего строились уже над готовой гробницей, чтобы защитить ее от разрушения и скрыть от непрошенных взоров. Но гробница правителя, похороненного с несметными сокровищами, несомненно, являлась весьма заманчивой добычей для грабителей, поэтому она и была так тщательно спрятана в недрах пирамиды, а ход к ней был плотно забит землей, щебнем и каменными глыбами.

В самой гробнице, действительно, находилось очень много ювелирных украшений и изделий из нефрита, и самое замечательное из них - посмертная мозаичная маска, покрывавшая лицо усопшего правителя. Грудь его украшали нефритовые ожерелья, пальцы были унизаны кольцами из нефрита, крупные куски нефрита были вложены в ладони усопшего.

Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога - летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был (как предполагают некоторые ученые) заплатить за свое загробное пропитание. Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и кусочки перламутровых раковин.

Впоследствии ученые установили, что А. Рус открыл гробницу правителя Пакаля, который пришел к власти в 12-летнем возрасте, а умер в возрасте 80 лет. «Мы были поражены его ростом, более высоким, чем у среднего индейца-майя сегодняшних дней, и тем, что его зубы не были подпилены или инкрустированы пиритом и нефритом, как это свойственно всем знатным майя… - писал А. Рус. - В конце концов мы пришли к выводу, что этот человек мог быть немайякского происхождения, хотя и ясно, что он закончил жизнь в ранге одного из правителей Паленке».

Открытие А. Руса уже и так поставило перед учеными множество вопросов, а последняя фраза американского ученого породила поистине огромное количество самых различных версий и гипотез. Вновь стала обсуждаться давняя проблема, а не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, которые тоже служили гробницами. Некоторые ученые предположили, будто какой-то европеец пересек Атлантический океан задолго до Колумба, принес на землю майя свет высшей культуры и управлял в Паленке в качестве обожествленного монарха.