Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Определение сензитивности в психологии и педагогике, свойства сензитивной личности. Сензитивность - что это такое в психологии

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие . Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует , поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных ( , стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от .

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, и являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели и , не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».

Тренинг сензитивности называют «группами встреч».

Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.

В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:

— наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);

— теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);

— номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);

— идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).

Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.

Непосредственные цели:

— развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.

Высокоорганизованные цели:

— вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;

— развитие аутентичности межличностных отношений;

— расширение знаний о других людях;

— формирование способности сотрудничества с окружающими.

Задачи тренинга сензитивности:

— развитие различных поведенческих навыков;

— повышение понимания между участниками группы и самопонимания;

— чувственное осознание групповых процессов;

— обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.

В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.

Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.

Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов. Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и .

Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

У любого из нас в определённые периоды возникают переломные моменты, когда жизнь даёт серьёзный крен и меняются интересы, по-другому расставляются приоритеты и проигрываются новые сценарии. Даже более того, возможен основательный пересмотр ценностей.

Ну что же, это вполне естественно и даже закономерно, учитывая эволюционный вектор развития, на котором мы проходим различные жизненные уроки. Но, вместе с тем, кризис личности зачастую довольно болезненный и ранящий нас процесс. Он оставляет рубцы и ссадины, делая нас более или менее чувствительными к жизненным испытаниям.

Как бы то ни было, но с позиции души, любой кризис личности – всего лишь навсего очередной этап преодоления, именуемый как . Как мы воспользуемся тем или иным кризисным периодом, зависит от многих факторов.

Однако, у любого кризиса есть свои закономерности, которые обусловлены степенью чувствительности. Причём, эта чувствительность телесная, эмоциональная и ментальная или телесная и психическая.

Другими словами, существуют ритмические закономерности, свойственные определённой части нашей природы, наиболее чувствительной на данный период времени, то есть, любая наша проблема – эмоциональное застревание или выгорание, трудность определения или физическая болезнь – катализатор желанных изменений . Подробнее – в последующем материале.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЛАБИРИНТЫ. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ

Представьте, каким бы было наше развитие, если бы любые кризисные и переломные периоды нашей жизни, травмирующий опыт и боль, причём любого характера, мы изначально воспринимали как период благоприятной возможности? Парадокс?

С точки зрения личностных ограничений – несомненно. А если с более широкой перспективы высшего или многомерного “Я” – отнюдь. Ибо любые катализаторы взросления хороши, если достигается искомая цель. Причём, “негативные” катализаторы действуют мощнее.

Другими словами, тогда наш жизненный путь не был бы столь инертным, без откатов назад и отбирающих нашу силу и подтачивающих нашу волю сомнений.

Но даже, если мы пройдя череду неуверенных выборов, всё же не надломили свой внутренний стержень, а пересмотр собственного прошлого позволил нам кардинально взглянуть на себя с позиции не вовлечённого и без пристрастного наблюдателя, то вся предыдущая трагикомичная свистопляска личности обретает смысл и даже конкретную роль учителя.

Ввиду того, что наша личность в большинстве своём ограничена опытом одной жизни, любой её следующий шаг сопряжён с трудностями определения и нахождения собственной правды жизни. Отсюда – блуждание в лабиринтах судьбы до тех пор, пока водительство души не будет принято, ибо у неё нет ограничений линейного времени, а значит, и прошлое, и грядущее не являются обособленными частями жизненного опыта. Но, чтобы произошло данное слияние, человеку часто приходиться вновь и вновь хаживать тропами незнания и заниматься поисками смыслов.

По другой аналогии у каждого из нас жизненная стезя, словно кольца на древе жизни, оставляет свои отметины с неповторимым узором, но определённой последовательностью и цикличностью.

Эти отличительные особенности индивидуального роста и развития соответствуют циклам и фазам жизни, которые я именую не иначе, как

Иногда периоды сенситивности или чувствительности не оставляют своего заметного следа на нашем древе жизни. Однако чаще всего, они связаны с кризисными периодами определяя нашу дальнейшую .

В силу дуальности, характерной для всех сфер жизнедеятельности человека, в психологическом рассмотрении имеет положительный и негативный вектор развития.

Во многом такое разделение служит контрастом, позволяющим найти действенные методы и принять соответствующие меры, обеспечивающие в итоге преодоление кризиса с последующей актуализацией – деятельным усвоением .

Что это значит? А то, что как бы мы не распоряжались своей судьбой, не прозвучат слова Грибоедова, вложенные в уста Чацкого: “А судьи кто?” Ибо никто не осудит нас ни здесь, ни после жизни, так всё есть свободный выбор и мы следуем ему сообразно нажим желаниям и предпочтениям.

Важно другое, как мы отреагируем на личностный конфликт – ожесточимся или освободимся от умственных или эмоциональных ограничений.

Но, так или иначе, кризис воздействует на порог чувствительности личности, повышая или понижая его, тем самым определяя наше восприятие происходящего.

В традиционной психологии личностные кризисы являются неотъемлемой частью взросления и личностного становления человека и социально обусловлены.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Так для психологии развития свойственны отличительные особенности, в которых можно выделить определённые этапы, влияющие на формирование личности.

Так, А. В. Петровский выделяет: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовское детств о (3-7 лет), младший школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет). Есть и другие характеристики, которые в целом схожи.

Для каждого такого этапа развития характерны фазы: адаптации (приспособления), индивидуализации и интеграции/дезинтеграции.

Иными словами, развивающаяся личность проходит через отождествление и/или уподобление родительским и социальным нормам/правилам и, соответственно, разотождествление с таковыми в результате внутренних противоречий и их несоответствия собственным взглядам и представлениям.

Именно в процессе индивидуализации, а затем и интеграции развивается рефлексия , как самоисследование, самоосознание, самоанализ и, как следствие, переосмысление себя, своих мыслей, и действий в контексте сложившихся жизненных условий и обстоятельств.

То есть, весь период индивидуального развития человека, в той или иной мере является последовательностью ступеней или фаз, для которых характерна «субъективность», как её именуют в антропологической психологии . В этой субъективности, по В. И. Слободчикову, 5 ступеней , лежащих в основе онтогенеза человека:

  • ступень «оживления» – от рождения до 1 года – целостное осознание собственного тела;
  • ступень «одушевления» – от 1 года до 6 лет – первая самостоятельность и личное обособление – «Я сам»;
  • ступень «персонализации» – от 7 до 18 лет – развитие самооценки и становление личности;
  • ступень «универсализации» – от 20 до 40 летразвитие подлинной ответственности, духовное саморазвитие;
  • ступень «универсализации» – от 45 до 65 лет и более – кризис самости, период духовной зрелости, всеобщая событийность.

По сути, все системы категорий, рассматривающих человека не только как развивающуюся личность, но и духовно ориентированную индивидуальность усматривают определённые тенденции, соответствующие возрастным периодам.

Я же в этой статье попытаюсь дать такую характеристику, которая бы раскрывала человека, как душу, проявляющуюся через , даже если это раскрытие и неосознанно. И сделаю это, исходя из , а также и её особенностей, свойственных разным возрастным периодам.

СЕНСИТИВНОСТЬ. ДУШЕВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Неоднозначная трактовка сензитивности в психологии понятна, ибо рассмотрение личности в отрыве от души, как управляющей структуры индивидуальности, лишает целостного взгляда.

Вот несколько трактовок сенситивности:

  • Сенситивность, сензитивность или чувствительность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители.
  • Повышенная чувствительность/тревожность с выраженной боязнью нового (ситуаций, испытаний и пр.).
  • Робость, застенчивость, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, повышенная моральная требовательность к себе.
  • Сензитивность как акцентуация характера (К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин) – повышенная впечатлительность, боязливость, обострённое чувство собственной неполноценности.

Вся эта, так называемая чувствительность, в основе которой эмоциональные и умственные реакции, предтеча для более тщательного и глубинного рассмотрения духовной природы человека. Иными словами, существует три вида чувствительности , которые и лежат в основе всех психологических систем, рассматривающих человека . Это:

  • Физическая (телесная) сензитивность – чаще всего рассматривается в психосоматической медицине и психиатрии – связана с центром у основания позвоночника (муладхара) и активностью эфирного тела.
  • Эмоциональная сензитивность – наряду с психосоматикой и психиатрией, является предметом изучения практической психологии и психотерапии – «ответственен» сакральный центр и центр солнечного сплетения.
  • Ментальная сенситивность – характеристика из категории патопсихологии и психопатологии – в крайних её проявлениях – сверхактивность центра солнечного сплетения и горлового центра (вишудха).

Все эти виды чувствительности, есть не что иное, как реакция астрального, физического и реже, ментального тел на чрезмерную активность и перевозбуждение выше обозначенных центров. Главный из них – солнечное сплетение – клоака эгоистических желаний и амбиций, , злости и раздражения, а также сакральный центр (пупочный) – горнило не преобразованной и не трансформированных сексуальных импульсов.

Сверхчувствительность телесная или кинестетическая не есть нарушение, но результат утончения физических проводников в условиях .

Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.

Развитие сензитивности

Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

  • Стеснительность;
  • Робость;
  • Излишняя впечатлительность;
  • Чувство неполноценности;
  • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

Виды сензитивности

С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

Так, различают 4 вида сензитивности:

  • Наблюдательская;
  • Теоретическая;
  • Номотетическая;
  • Идеографическая.

Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

Другие виды сензитивности

Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:

  • Эмоциональную;
  • Социальную;
  • Сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.

Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.

К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.

Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.

Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.д.

Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.

Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:

  • Сильная впечатлительность;
  • Ранимость;
  • Тревожность;
  • Мнительность.

Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему. Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу. Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.

Одной из психических сфер жизни человека являются его эмоции. Дети считаются , поскольку с годами люди начинают контролировать и управлять своими эмоциями. Сензитивность подразумевает повышенную чувствительность к различным внешним обстоятельствам у человека, который не научился контролировать свои эмоции и видит мир немного в искаженном свете. Таким образом выделяется возрастная сензитивность, которая говорит о том, что в каждом возрасте уровень эмоциональности отличается.

Если брать взрослых людей, то можно говорить о том, что более эмоциональными являются женщины, нежели мужчины. Это в первую очередь интернет-журнал сайт связывает с воздействием гормонов, которые ежемесячно вырабатываются женским организмом для возможного появления новой жизни. У мужчин тоже есть эмоции, которые часто возникают в стрессовых ситуациях, при виде красивых женщин, в момент достижения успеха или столкновения с неудачами.

Мужчины и женщины часто забывают об одной вещи, которая влияет на то, почему они иногда друг друга не понимают: они не похожи друг на друга. Женщины являются очень эмоциональными существами, а мужчины – рациональными. Вот почему женщины могут «сделать из мухи слона», а мужчины, наоборот, из любой проблемы делают ерундовую ситуацию.

Женщины смотрят на мир так же, как и мужчины. Но порой случается так, что женщину захлестывают эмоции. Мужчины могут вспомнить на собственном примере, как тяжело контролировать свои эмоции, когда они бушуют внутри. А эмоции у женщины могут появиться по любому поводу. Вот почему, когда что-то случается, женщина начинает развивать события, делать их более трагическими, захватывающими, что не соответствует реальности. Тяжело думать разумно, когда эмоции бушуют. Вот почему женщина часто нападает на мужчину, когда тот сделал что-то, с ее точки зрения, неприятное.

Мужчины более рациональные существа. Они умеют контролировать собственные эмоции, хоть и не всегда. Но в большей степени они трезво оценивают ситуацию, не добавляя в нее то, чего нет.

Мужчинам нужно дать женщинам всю необходимую информацию, чтобы им не захотелось «пилить» их мозг. Женщины делают «из мухи слона», потому что они в чем-то не уверены, чего-то не знают, не обладают информацией. Дайте им все, что нужно, чтобы не «раздувать проблему». Ведь, по сути, вы получаете по заслугам, когда женщины на вас начинают нападать с обвинениями. Вы не виноваты в том, в чем женщины вас обвиняют, но вы виноваты в том, что не рассказали им о том, что же на самом деле происходило. Ваша привычка замалчивать заставляет женщин заполнять пустующее место той информацией, которой им удобно ее заполнить. Вы, возможно, действительно ничего не сделали. Но вы и не дали женщине всей необходимой информации, чтобы она не додумывала ситуацию сама.

Женщины – эмоциональные существа. И под действием эмоций они могут придумать такое, чего не было на самом деле. Дайте женщинам все, что им нужно знать. И тогда даже эмоции не заставят их думать о вас плохое.

Однако такое поведение свойственно не только женщинам. Есть категории мужчин, которые тоже преувеличивают случившееся. Наибольшей эмоциональностью обладают подростки и маленькие дети.

Что такое сензитивность?

Теперь перейдем к терминологиям: что такое сензитивность? Под ней понимается повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам с дальнейшим тревожным ожиданием чего-то плохого. Простыми словами люди называют сензитивность «деланием из мухи слона».

Сензитивность может сопровождаться такими качествами характера:

  • Робость.
  • Категоричная самокритика.
  • Склонность к длительным переживаниям.
  • Повышенная чувствительность, эмоциональность.
  • Застенчивость.
  • Комплекс неполноценности.

С возрастом сензитивность может снижаться, если человек научается контролировать свои эмоции и переживания. А этот процесс является неизбежным. Хотя у каждого взрослого человека уровень сензитивности отличается, что зависит также от его наследственных предрасположенностей, нервной системы, и прочих физиологических данных. Также человек должен прикладывать усилия, чтобы контролировать свои эмоции. Порой это происходит незаметно для человека, а с некоторыми эмоциями индивид вынужден бороться осознанно и с приложением усилий.

Синонимами сензитивности являются чувствительность и сенситивность. Противоположным термином является нечувствительность, которая проявляется в равнодушии, невнимании и бестактности к людям, отсутствии каких-либо физических ощущений.

Каждый человек проходит через периоды становления своей эмоциональности. Поскольку трудно наблюдать за собой в детском возрасте, то эмоциональность детей можно отмечать за другими людьми. Дети практически не умеют контролировать свои эмоции, порой полностью им отдаваясь. Однако по мере развития человек постепенно научается контролировать некоторые свои переживания.

В подростковом возрасте возникает такой феномен, как юношеский максимализм, когда подростки остро реагируют на различные внешние обстоятельства, преувеличивая значения всех событий. Также они преувеличенно смотрят на собственные возможности и желания.

По мере того, как человек сталкивается с реальными событиями и прочими обстоятельствами, когда его желания не удовлетворяются, он либо застревает в своих эмоциональных переживаниях (таким образом развивается ), либо начинает менять себя, чтобы научиться адекватно реагировать на происходящее и быть гибким в совершении действий, что позволит достичь различных целей.

Мудрецы говорят о том, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, способен многого достичь и построить жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Здесь необходимо уметь управлять не только эмоциями, но и мыслями, которые как раз-таки и формируют те эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Вот почему даже существует такая поговорка: «Если не можете изменить ситуацию, тогда измените свое отношение к ней».

Сензитивность в психологии

Под сензитивностью в психологии понимается качество, когда человек переживает неуверенность в себе, ранимость и повышенную чувствительность. Такой человек обладает следующими характеристиками:

  1. Жалуется на недружелюбность окружающих, из-за чего он не способен с ними наладить связи.
  2. Жалуется на то, что его никто не понимает и не воспринимает.
  3. Считает себя плохим, недостойным, хуже, чем остальные.
  4. Из-за застенчивости и скованности не способен справиться с личными проблемами.
  5. Сосредотачивается на собственных переживаниях.
  6. Сомневается в собственных решениях и мыслях.
  7. Чувствует ранимость и совестливость.

Данные качества могут проявляться время от времени или постоянно.

Сензитивность проявляется в виде отношения человека к миру как к враждебному. Он избегает ситуаций, особенно если они ему неизвестны и чем-то грозят, поскольку испытывает страх и не способен с ними справиться. Такой человек избегает новых знакомств, выступлений перед публикой и прочих социальных контактов с людьми, которые могут его чем-то обидеть.

Сензитивность отличается по уровням в зависимости от темперамента и личных качеств человека. Она может быть результатом депрессии, психических расстройств. Уровень сензитивности определяется тем, с какой силой внешние обстоятельства должны воздействовать на человека, чтобы вызвать в нем переживания. Так, одни обстоятельства на одного индивида никак не повлияют, а у другого вызовут бурю эмоций.

Чтобы снизить свой уровень чувствительности, лучше обратиться к психологу, который выявит причины высокой эмоциональности и поможет их устранить.

Возрастная сензитивность

Под возрастной сензитивностью понимается чувствительность к определенным внешним проявлениям мира, на которые реагирует человек достаточно высоко. Помимо эмоциональности, которая влияет на поведение человека, следует знать о том, что в каждом возрастном периоде человек становится более склонным к появлению конкретных навыков. Это объясняется мозговой деятельностью, которая в каждом конкретном возрасте направлена на определенные объекты внешней среды. Так, возраст 2-3 лет считается самым благоприятным для изучения языков.

Несомненно, в другие годы человек может заниматься обучением и развитием навыков, однако специалисты утверждают, что это будет сопровождаться определенными сложностями и трудностями, которые будут требовать немало усилий.

Возрастная сензитивность является условной. Каждый человек индивидуален в том, в каком возрасте он становится более склонным к обучению и получению тех или иных знаний.

Тренинг сензитивности

Существуют тренинги сензитивности, на которых люди научаются воспринимать эмоции окружающих, понимать причины их возникновения, наблюдать причинно-следственные связи и предсказывать их. Тренинги сензитивности называют «группами встреч».

Выделяют такие виды сензитивности:

  1. Наблюдательская – умение запоминать, что говорил и как выглядел другой человек.
  2. Номотетическая – выделение типичных характеристик людей определенной группы, чтобы быть способным прогнозировать их поведение.
  3. Теоретическая – интерпретация чужих мыслей, эмоций и поведения.
  4. Идеография – понимание своеобразия поведения других людей.

Таким образом, тренинги направлены на то, чтобы понимать эмоции других людей и уметь их прогнозировать, зная причины возникновения.

Если понимать причины, которые вызывают у другого человека конкретные эмоции, то можно влиять на него, а также легко устранять конфликты, которые являются такими частыми между людьми.

Замечайте, как в вас возникают страхи и волнения. Что-то происходит, но не так, как вам хотелось бы, — это вызывает у вас волнение. Вы начинаете додумывать, догадываться, фантазировать, что соответствует вашему волнению. Вы еще больше вызываете у себя тревожное чувство, веря в это больше, нежели в то, что вы переживаете по тому, чего не произошло и может не произойти. И когда в поле зрения попадает человек (вещь, ситуация), с которым это волнение связано, вы начинаете ссориться, быть недовольными, обороняться, даже если ничего плохого еще не произошло. В реальном мире произошел некий казус, на который можно вообще не обращать никакого внимания. А вы на основе своего волнения сделали целую драму и еще в чем-то обвиняете другого человека или мир в целом.

Замечайте, когда у вас возникают волнения и . Возвращайтесь к ситуации, которая произошла в реальности, не позволяя себе придумывать, додумывать и о чем-то догадываться. Смотрите только на то, что произошло на самом деле, без додумываний! После этого начните концентрироваться на том, какое состояние у вас было до сложившейся ситуации, на том, чего вы хотите, на том, что произошло в реальности без всяких фантазий.

Поймите, что многие проблемные ситуации возникают не потому, что что-то произошло в реальном мире, а потому, что вы переживали. Из-за этого сделали из малейшей неприятности целую катастрофу, поскольку поверили в то, что должна случиться катастрофа, а не в то, что произошла маленькая неприятность, которую просто нужно мимо себя пропустить или решить.

Не позволяйте страхам и волнениям брать верх. Концентрируйтесь на том, что действительно произошло, и на том, чего вы хотите достичь по окончании всей ситуации. Ведь в итоге вы получаете то, о чем думаете, во что верите, на что направляете свои силы.

Отключите свои эмоции! Равнодушно смотрите на происходящее. Пофигизм – это отсутствие эмоций, но это еще не значит, важно вам что-то или нет. Вы просто равнодушно (неэмоционально) смотрите на мир, позволяя другим людям делать то, что они считают нужным. Отключите эмоции. Просто смотрите на происходящее без эмоций, так, как оно происходит, а не так, как вам рисует ваша фантазия. Лучше видьте то, что реально, а не то, что продиктовано вашими страхами, эмоциями и ошибочными суждениями.

Итог

Сензитивность является качеством, которое меняется с годами. Однако некоторые люди застревают на определенном этапе своего развития, когда их тело продолжает расти и стареть, а психика остается на прежнем уровне развития. Здесь человеку необходимо прилагать усилия, чтобы уровень чувствительности его менялся, а эмоции не находились на уровне реагирования 5-летнего ребенка.

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность . Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов :

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию