Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

«Ночь перед Рождеством. Образ и характеристика черта в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1809.

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос‐новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки - кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий -беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички - такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра‐щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к цик-лу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необыч-ны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос-новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — куз-неца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Окса-ны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него за-муж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и об-ратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказоч-ный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтич-ность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повес-ти, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое ис-пользование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведь-мы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными ле-гендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубин-ки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской приро-ды, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реаль-ное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почита-емые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реаль-ный мир настолько органично вливается мир сказочный, что ка-жется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливают-ся в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пля-шущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внут-ренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра-щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля-нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит гале-рея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качества-ми обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Ува-жаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отло-мать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разго-вора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жи-телях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколь-ко восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности! Материал с сайта

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много ко-мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмо-ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда-честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой при-выкли называть его художественный метод — «смех сквозь сле-зы». Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутству-ет вполне определенный исторический фон. В тексте встречают-ся реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это по-зволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

  1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
  2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана про-сит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
  3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
  4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
  5. Вакула у императрицы.
  6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • рассказ о чёрте из сказки ночь перед рождеством
  • цитаты из произведения ночь перед рождеством
  • похож ли вакула на фольклорных героев
  • образ оксаны в повести ночь перед рождеством
  • отзыв на повесть гоголя ночь перед рождеством

1. Определите главную тему «Ночи перед Рождеством.

Главная тема сказки размышления Гоголя о добре и зле, где добро победит зло, а зло выглядит смешным и нелепым. Празднование Рождества людьми из села, победа добра над злом.

2. Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие – смех? Почему?

Сочувствие у меня вызывает кузнец Вакула, так как Оксана дала ему невыполнителыюе задание: взять царские червички у царевны, которая жила в Петербурге. В конце концов он был бедным и раздобыть подарок для возлюбленной было нереально. Смех у меня вызвал Чёрт. Ведь именно ему в голову пришла идея украсть луну на Рождество. Для деревенских людей это было "трагедией" . "Гак как в эту ночь вся молодёжь ходила по домам и пела колядки. За это они получали различные вкусности. Чёрт довез Вакулу до Петербурга.

3. В чём комизм ситуации, в которую попадают гости Солохи? Какие ещё эпизоды показались вам смешными?

Комизм ситуации: Солоха очень уважаемая дама, хороша собой, "молодуха" без мужа, мать Вакулы и никто, кроме чёрта, не знает, что она делает по ночам и что она просто ведьма.

Вечер, зима, Солоха дома, приходит чёрт, она очень любезна с ним, но вдруг стук в дверь! Солоха прячет чёрта в мешок, чтобы не потерять свою репутацию.

Начало новой истории, пришёл Пан Голова. Солоха бежит накрывать стол и заметать присутствие чёрта, с которым у неё давние связи. Всё готово. Голова только поднимает чарку и стук в дверь!Не губите мою честь и Пан лезет в мешок.

На пороге Дьяк, никто не пришёл к нему и он ищет Пана Голову. Но Солохе не до смеха. Голова сидит в мешке и дьяк может повлиять на её репутацию!

Стук в дверь и опять гость)Чуб пришёл к Солохе, его привели нежные чувства. Солоха стелется перед Чубом, но опять хлопает дверь! Чуб в мешке, а домой вернулся разочарованный Вакула, сын Солохи. Он зол на весь мир и не склонен к разговорам! Стук в дверь и Солоха бежит в огород. Тем временем, Вакула видит мешки на полу в горнице. Все его мысли об Оксане и он бездумно выкидывает ВСЕ мешки на улицу, а там колядуют все, кому не лень).

Уважаемы в селе люди, находясь в мешках, скачут по улице, пока их не подбирают девушки. Вакула в гневе выкинул все мешки, дав пипка каждому-в этом комизм ситуации. Но Солоха-честная дама, её репутация-вне подозрений.

Много смешных ситуаций создаёт чёрт, он неудачник, поэтому его действия смешны.

4. Как вы думаете, смех Гоголя в «Ночи перед Рождеством» злой, добродушный, ехидный, горький? Аргументируйте свою оценку.

Я думаю, что смех скорее добродушный, ведь он насмехается над чёртом и другими, посадив их в мешок и сын этой ведьмы случайно унёс чёрта и неплохо над им издевался.

5. Какие события повести вы отнесёте к бытовым, какие — к фантастическим? Всегда ли можно провести между ними границу?

Волшебная ночь перед Рождеством, все верят в чудеса и грань провести невозможно, в этом и есть прелесть Рождества, ожидание чуда. Всё зависит от нас и наших мечтаний, проведя грань, мы разрушим волшебство мечты, которая должна сбыться, если верить в неё.

"Повесть "Ночь перед Рождеством "-сама ночь, это реальность, а что случается-это сказка, волшебство. Чёрт с Солохой, укравшие Луну и звёзды-это фантастика, народные гуляния и колядование-это реальность. Мешки с посетителями Солохи-это правдивость, а чёрт в мешке-это фантастика. Полёт на чёрте в Петербург-это вымысел, а к кому летел Вакула- это реальность, императрица Екатерина II и князь Потёмкин, исторические личности. Запорожцы-это история, а Вакула вместе в ними-это фантастика. Пан Пацюк-реальность, а его связь с нечистой силой-вымысел. Солоха-дама на выданье, что она ведьма-это фантастка, а на что такие дамы готовы пойти, чтобы выйти замуж-это реальность.

6. За что «чёрт поклялся мстить кузнецу»?

За то, что Вакула нарисовал в церкви икону (фреску), на которой изображено, как очень сильно праведники гоняют черта.

7. Какие обычаи и традиции славян воссозданы в повести «Ночь перед Рождеством»?

Воссоздан обычай колядовать и славить Христа. 11еред Рождеством парубки и девушки принаряжаются и ходят веселыми компаниями по домам, чтобы петь колядки.

8. Определите общее и различное в характерах «сказочных» персонажей повести и фольклорных персонажей,знакомых вам по народным сказкам. Сделайте вывод.

Общие: борьба со злом различия: у Гоголя чёрт живёт и ведьма и другая нечисть живут вместе в селе. Где люди. Л обычно далеко от людей.

9. Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести «Ночь перед Рождеством».

Эпитеты, сравнение, олицетворение, победа добра над злом, наличие вымышленных персонажей, путешествие главного героя, задание для главного героя, использование колорита в речи автора.

10. Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках? Обоснуйте свой ответ.

Да, похожи. Гоголь во многом опирался на фольклор. В народных сказках герою обязательно принести что-либо необычное издалека, либо победить кого-нибудь. Оксана же дала ему задание принести черевички самой царицы, что было почти невыполнимым.

11. Отметьте в тексте те фрагменты, где говорится о красоте Оксаны. Подготовьте рассказ о ней.

Прочитав повесть «Ночь перед рождеством» со многими сказочными событиями и смешными приключениями, хотелось бы выделить из главных героев произведения красивую девушку по имени Оксана. Эта капризная, ветреная и беззаботная девушка была дочерью знатного казака Чуба. Она очень нарядно одевалась в дорогие одежды, знала, что о ней говорят молодые парни, и подружки из ее села и была очень важной зазнайкой. Больше всего она любила любоваться собой в зеркале, меняя свои наряды. К ней сватались, но никто не мог добиться её любви. Один кузнец Вакула, над которым она постоянно смеялась, ждал, что она все же обратит на него внимание и полюбит. Девушка очень часто смотрелась в отражение зеркала с большим чувством самодовольствия. Однажды эта девушка перед самым рождеством отправляет кузнеца Вакулу к самой царице, чтобы тот исполнил ее очередной каприз и привез ей черевички, которые носит сама императрица.

Чуть позже в повествовании мы видим, что Оксана может испытывать искреннее чувство любви и сострадания. Девушка с большой радостью встречает кузнеца, когда он вернулся с черевичками, и дает согласие выйти за него замуж. В ней уживаются такие разные чувства и качества характера, как самолюбование, печаль, заносчивость и смущение. Можно сделать вывод, что Оксана может быть не только избалованной красавицей, у которой одни наряды на уме, но и человеком, способным на самые искренние человеческие чувства.

12. Запишите ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Вакула красив, силен, добр, полон неисчерпаемой энергии и молодого задора. Он обладает чистым сердцем, цельностью натуры и красотой чувств. Он верен своему долгу, своим обещаниям, обладает упорством в достижении цели. Препятствия, которые возникают на его пути, не останавливают его, а наоборот, заставляют проявлять большую находчивость и инициативу, смелость и решительность.

13. Почему Вакула оказывается сильнее чёрта? Какое значение имеет гот факт, что Вакула – человек верующий/ Свои ответ подтвердите примерами из текста.

Вакула – очень набожный и верующий человек, а также превосходный маляр. Ведь именно он нарисовал в церкви картину, унижающую черта, от чего нечистый и невзлюбил кузнеца. С того самого дня-лукавый поклялся ему вредить. Что с успехом и делал, но до поры до времени. Но кузнец никак не грешит, и даже придя к Пузатому Патоку, Вакула отказывается от скоромного, что коробит чёрта. И, наконец, перед полётом в Петербург кузнец подчиняет себе чёрта посредством наложения креста, таким образом оказываясь сильнее его. Поэтому, конечно, набожность Вакулы даёт ему власть над нечистым.

14. Что испытывает Вакула при виде убранства дворца? Запишите ключевые слова для ответа на этот вопрос.

При виде убранства дворца Вакула испытывает восторг и восхищение. «Что за лестница!», «Экие украшения»

15. Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

Гоголь показывает щедрость царицы и близость её к народу, а также искренность Вакулы, его непосредственность, подкупающую простоту.

16. Подготовьтесь к выразительному чтению любого фрагмента повести. Послушайте в электронном приложении начало произведения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину?

Да, чтецу удалось верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину.

17. Подготовьте художественный пересказ эпизода, изображённого на иллюстрации М.С. Родионова (с. 180). Как проявляются характеры героев в данной сцене?

18. Рассмотрите репродукцию картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии» (цветная вклейка). Какие приметы народного быта воссозданы художником? Как передана атмосфера праздника?

Бессмертное произведение Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни 18 века.

Краткое изложение

Действие повести разворачивается в большом малорусском селе Диканька. Среди обитателей деревни молодицы, казаки, молодые парни и девушки, духовные лица и естественно - ведьма, без которой не могло обойтись ни одно крестьянское общество.

Молодой парень Вакула влюбляется в первую красавицу села Оксану, которая не отвечает ему взаимностью, так как уверенна, что достойна лучшей партии. Более того, Вакулу недолюбливает и отец Оксаны, казак Чуб, и всячески препятствует общению дочери с ним.

В ночь перед Рождеством казак Чуб отправляется в гости к дьяку, который по случаю праздника устраивает прием для самых глубокоуважаемых жителей Диканьки. Воспользовавшись отсутствием Чуба, Вакула спешит к дому Оксаны, чтобы увить любимую девушку.

Тут и пришло время вмешаться в ход черту, который шатался по селу, толкая людей на совершение грехов перед праздником. Черт давно невзлюбил парня за то, что он нарисовал икону Страшного Суда, на которой изобразил его в неприглядном виде.

Представитель нечистой силы ворует месяц, с мыслью о том, что если на улице станет темно, Чуб останется дома, и Вакула не сможет пойти к Оксане. После похищения месяца, черт отправляется в гости к своей закадычной подруге ведьме Солохи, которая по совместительству является и матерью Вакулы.

Тут то и начинают происходить самые забавные события: к Солохе одним за другим приходят ее поклонники, которых предусмотрительная ведьма, по очереди прячет в мешки. В это время, самовлюбленная красавица Оксана, ставит Вакуле ультиматум: она выйдет за него замуж только в том случае, если он подарит ей черевички, в которых ходит императрица.

Обиженный молодой человек возвращается домой, где посреди комнаты видит множество больших мешков. Думая, что в мешках находятся сладости для колядующих, парень берет один из них и принимает решение навсегда уйти с села.

Внезапно в его голову приходит мысль посоветоваться со старым колдуном Пацюком и спросить у него совета каким образом достать черевички для Оксаны. В доме Пацюка Вакула видит мистическую картину: вареники летают вокруг колдуна и по очереди прыгают ему в рот.

Потрясенный парень не успел сказать ни слова, как Пацюк посоветовал ему обратиться к черту, который сидел у него за спиной (в мешок чертенка спрятала Солоха). С помощью черта, Вакула совершает путешествие в столицу и выпрашивает у царицы одну пару ее туфлей в подарок.

На следующие утро парень идет к Оксане с черевичками и предлагает выйти за него замуж, на что красавица ответила согласием. Девушка призналась, что давно любила Вакулу и очень жалеет о том, что его обижала.

Мистицизм и реальность в повести

Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.

Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» и носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.