Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Нарастание национально-освободительного движения в странах африки

Начало второй мировой войны усилило национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Оно имело общую антиимпериалистическую направленность, но по своим ближайшим целям, по формам, составу и соотношению участвовавших в нем общественных сил и партий отличалось своеобразием развития на разных континентах и в отдельных странах. Если в большинстве стран Азии, Северной Африки и Ближнего Востока национально-освободительное движение приобрело широкий размах и было направлено на достижение политической независимости, то в странах Тропической Африки оно носило ограниченный характер, велось под лозунгами реформ колониального управления. В Латинской Америке классовые бои пролетариата и крестьянства сочетались с движением демократических сил за ликвидацию экономической и политической зависимости от империалистических держав, против внутренней реакции и угрозы фашизма.

В авангарде национально-освободительного движения народов Азии, Африки и Латинской Америки шли коммунисты. Накануне войны в колониальных и зависимых странах насчитывалось более 30 компартий (Г. Ким, А. Кауфман. Ленинизм и национально-освободительное движение. М., 1969, стр. 84. ). Их самоотверженная борьба против реакции и фашизма способствовала количественному и идейному росту рядов коммунистов.

С началом вооруженной схватки между двумя империалистическими группировками каждая из них ставила целью использовать национально-освободительное движение и ресурсы колониальных стран в своих собственных интересах. Англия и Франция, с первых же дней войны стремясь мобилизовать на нужды войны ресурсы стран, входивших в их империи, приступили к формированию в Азии и Африке массовых колониальных армий. То же самое делала в своих африканских владениях Италия, готовившаяся к захвату английских и французских колоний.

Какой из врагов опаснее на данном этапе - колониальные власти или агрессоры? Как использовать сложившуюся обстановку для достижения независимости? Эти и многие другие вопросы требовали от народов колониальных и зависимых стран неотложного решения.

Для Китая, Ливии и Эфиопии, подвергшихся агрессии еще до второй мировой войны, изгнание захватчиков с родной земли означало восстановление национальной независимости и суверенитета.

Сложнее складывалась обстановка в колониях. Для народов этих стран западные державы были и продолжали оставаться самыми заклятыми врагами. Цели, которые преследовали правящие круги Англии и Франции в начале войны, не могли вызвать у угнетенных народов стремления принять в ней активное участие. Провозглашая основной задачей сокрушение нацизма и восстановление свободы больших и малых наций, правящие круги Великобритании неизменно подчеркивали, что речь идет только о народах Европы (Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939 - нюнь 1941, стр. 24. ). В заявлениях французского правительства, несмотря на поднятую буржуазной пропагандой шумиху о том, что Франция является защитницей всех миролюбивых наций, лишь глухо упоминалось о задачах борьбы с фашизмом (В. Смирнов. «Странная война» и поражение Франции, стр. 81 - 82. ). Реальные действия обеих стран, их антисоветская внешняя и реакционная внутренняя политика скоро убедили народы колоний в неискренности освободительных и антифашистских лозунгов английских и французских правящих кругов.

Политическая ориентация различных группировок национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах в значительной мере определялась тем, что с началом войны колониальные власти усилили по отношению к ним репрессии, полицейский террор. Были запрещены коммунистические партии, разгромлены наиболее прогрессивные организации, тысячи борцов за свободу посажены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Изданный английскими властями закон «Об обороне Индии», по которому полиция получила чрезвычайные полномочия для подавления массового движения, индийский народ назвал законом «об обороне Индии от индийцев» (К. Gоshаl. The People of India. New York, 1944, p. 265. ). Антидемократический, насильственный способ вовлечения народов колоний в войну не только затруднил многим лидерам освободительного движения выбор правильной тактики в условиях войны, но и нанес ущерб стратегическим позициям западных держав в колониальном мире, так как вызывал усиление антибританских и антифранцузских настроений среди населения колоний.

Огромным зарядом ненависти угнетенных народов к своим угнетателям постарались воспользоваться фашистские державы для подрыва колониального тыла своих противников. Демагогически «разоблачая» западную плутократию, они призывали народы колониальных и зависимых стран выступить против своих вековых угнетателей, суля за это освобождение после победы стран оси. Основные усилия итало-германской пропаганды были направлены на арабские страны и Африку. Япония развернула подрывную агитацию среди азиатских народов.

Это внесло известную растерянность в ряды национально-освободительного движения. В некоторых странах фашистская пропаганда встречала благожелательное отношение реакционной феодально-племенной верхушки, части крупной буржуазии и чиновничества. Напуганные классовыми выступлениями трудящихся и ростом влияния коммунистических партий, эти социальные круги мечтали об установлении в своих странах фашистских порядков, надеясь обрести в фашизме силу, способную задушить революционное движение масс.

Даже некоторые передовые представители освободительного движения не сразу разобрались в подлинной природе и опасности фашизма. Коварная фашистская пропаганда нередко вводила в заблуждение многих честных, но политически малоопытных патриотов.

Бурные события лета и осени 1940 г.- вступление в войну Италии против англо-французской коалиции, поражение Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии и Франции, захват японцами части Индокитая - положили конец колебаниям многих деятелей национально-освободительного движения, которые встали в ряды активных борцов против фашизма. Правящие круги метрополий, оказавшись в трудном положении, были вынуждены несколько смягчить колониальную политику и обещать некоторым колониям независимость после войны.

Таким образом, национально-освободительное движение в 1939 - 1941 гг. имело как общие, характерные для большинства стран черты и трудности, так и особенности, присущие только данной стране. Эти особенности проявлялись в различии приемов, форм и способов освободительной борьбы и в своеобразии процесса ее слияния с мировым антифашистским движением.

Народы Ливии уже давно познали «новый порядок» итальянского фашизма на собственном опыте. С началом мировой войны у ливийских патриотов, находившихся в то время в подполье и эмиграции, усилилось стремление к объединению в борьбе за независимость. Руководящее положение в освободительном движении занимала феодально-религиозная верхушка во главе с пребывавшим в эмиграции эмиром Киренаики Идрисом ас-Сенуси. В октябре 1939 г. руководство ливийской эмиграции в Египте выступило за координацию деятельности всех патриотических организаций и установление контактов с английским командованием. В середине 1940 г. ливийские патриоты начали формировать вооруженные отряды для участия в боях против фашистской Италии в составе британских войск и развернули антифашистскую агитацию в итальянских колониальных войсках, в которых находилось немало ливийцев.

Во французских колониях Северной Африки и Южно-Африканском Союзе антифашистские настроения с самого начала войны получили широкое распространение. В Тунисе компартия и другие прогрессивные организации временно сняли требование национальной независимости, считая главной задачей совместную с французским народом борьбу против фашизма (Н. Иванов. Кризис французского протектората в Туапсе (1918 - 1939 гг.). М., 1971, стр. 386. ).

Сотни тысяч жителей французских колоний приняли в 1940 г. участие в битве за Францию и внесли достойный вклад в борьбу с фашистскими захватчиками. Многие из них впоследствии плечом к плечу с французскими патриотами боролись с оккупантами в составе подпольных групп Сопротивления (Вооруженная борьба народов Африки за свободу и независимость. М., 1974, стр. 119 - 120. ).

Рассчитывая на рост антифранцузских тенденций во французских колониях, гитлеровцы после поражения Франции отпустили многих африканских солдат на родину. Подрывная деятельность правящих кругов фашистских государств вызвала брожение среди националистических лидеров освободительного движения ряда стран французской империи. В Тунисе часть националистов пыталась ориентироваться на державы оси. В Алжире отдельные представители местной буржуазии тщетно стремились добиться для себя уступок, вступив в переговоры с правительством Петэна (Р. Ланда. Национально-освободительное движение в Алжире (1939 - 1962 гг.). М., 1962, стр. 29. ). Многие буржуазные националисты бездействовали, выжидая дальнейшего развития событий.

Переход вишистских властей к активному сотрудничеству с фашистскими державами вел к усилению борьбы народных масс за свободу и независимость. В Тунисе, Алжире, Леванте (Сирии и Ливане) и Западной Африке началось движение Сопротивления, которое возглавили находившиеся в подполье коммунистические и прогрессивные националистические партии.

Французские колониальные власти Экваториальной Африки и тихоокеанских территорий, отказались признать режим Петэна и примкнули к движению «Свободная Франция», создав тем самым благоприятные условия для вовлечения этих колоний в антифашистскую борьбу. Французская Экваториальная Африка и Камерун стали местом сосредоточения и формирования сил «Свободной Франции». Отсюда они перебрасывались в Египет, Англо-Египетский Судан, на Ближний Восток для участия в боевых действиях против фашистских войск и их вишистских пособников. Первой на сторону «Свободной Франции» перешла французская колония Чад.

В ряды бойцов против фашизма вливались жители не только французских колоний, официально перешедших на сторону «Свободной Франции», но и тех территорий, которые оставались под управлением вишистских властей. Например, 10 тыс. воинов племени абронгов с Берега Слоновой Кости во главе со своим вождем прибыли в Чад и вступили в ряды бойцов «Свободной Франции» (J. Webster and others. The Growth of African Civilization. London, 1967, p. 323. ).

Летом 1941 г. руководители «Свободной Франции» дали Сирии и Ливану обещание предоставить после войны независимость и разрешить легальную деятельность антифашистских организаций, включая коммунистические партии. К этому времени в колониальных странах уже хорошо знали о судьбах народов в захваченных фашистами странах Европы. Выражая опасения африканцев, один из вождей Капской провинции (ЮАС) заявил: «Если немцы выиграют войну, туземцев ждет еще более ужасная участь, чем население Польши» («The African World», July 6, 1940, p. 9. ). Африканские колонии активно поддерживали Англию в войне, не обусловливая эту поддержку конкретными политическими требованиями. Это объяснялось частично тем, что в то время африканские лидеры были в какой-то степени удовлетворены обещаниями, данными английским правительством о выделении средств на развитие колоний, о предоставлении африканцам больше мест в органах местного самоуправления и т. д. (J. Webster and others. The Crowth of African Civilization, p. 322. ).

Добровольцы из британских колоний в Африке шли на призывные пункты, рассчитывая в борьбе с фашистскими агрессорами добиться освобождения своих стран от колониального ига. Однако английские власти весьма неохотно давали оружие в руки африканцев, предпочитая использовать их в армии как вспомогательную силу.

Особенно строго придерживались этого правители Южной Африки. Безоружные африканские солдаты оказывались в боевой обстановке беззащитными. Это вызывало у них законное возмущение.

Своеобразным путем шло развитие освободительного движения в Египте и Ираке. Вопрос об их вступлении в войну на стороне Англии вызвал острые внутриполитические разногласия в этих странах. Египетская партия Вафд, выражавшая интересы национальной буржуазии, была готова поддержать Англию в войне, но требовала от нее гарантий о предоставлении Египту полной независимости после войны. Английское правительство категорически отказалось дать такие гарантии. Поэтому Египет, хотя и разорвал дипломатические отношения с Германией и Италией, войны им не объявил и соблюдал нейтралитет. Английские власти использовали территорию, материальные и людские ресурсы Египта для нужд войны. Египетские войска привлекались к выполнению вспомогательных работ, охране складов, баз и коммуникаций в зоне Суэцкого канала.

Настойчивые попытки Великобритании заставить Ирак отказаться от политики нейтралитета вызвали сопротивление буржуазно-националистических кругов и привели к открытым выступлениям против английских властей. Эти выступления были подавлены.

Освободительная борьба в Эфиопии, Эритрее и Сомали развивалась как борьба против новых оккупантов - английских войск. Эфиопский народ был возмущен требованием Англии распустить национальное правительство, сформированное Хайле Селассие после изгнания из страны итальянских захватчиков (L. Mоsley. Haile Selassie the Conquering Lion. London, 1965, p. 255. ). Всюду проходили массовые демонстрации протеста против установления британского военного управления, за вывод английских частей. В ряде районов Эфиопии происходили вооруженные столкновения населения с английскими подразделениями (В. Ягья. Эфиопия в 1941 - 1954 гг., стр. 42 - 51. ).

Вовлечение в войну Индии английскими властями без какой-либо консультации с представителями нации было воспринято в стране как попытка унизить великий народ. Несмотря на то что в 1940 - 1941 гг. 250 тыс. индийских солдат уже сражались в Африке и на Ближнем Востоке (Official History of the Indian Armed Forces in the Second World War 1939 - 1945. Vol I. Expansion of the Armed Forces and Defence Organisation 1939 - 1945. Calcutta, 1956, p. 403. ), общественность настойчиво выступала против участия Индии в войне. Большинство левых организаций, включая компартию, считали необходимым использовать сложившуюся в мире военно-политическую обстановку для развертывания борьбы за независимость страны.

В резолюции от 14 сентября 1939 г. Индийский национальный конгресс (ИНК) осудил фашистскую агрессию и высказал готовность поддержать Англию в войне, но при условии предоставления Индии независимости. Английское правительство обещало рассмотреть вопрос о независимости Индии только после войны. Индийские коммунисты основное внимание уделяли работе в массовых организациях, подготовке народа к решающей схватке с империализмом (Проблемы коммунистического движения в Индии. М., 1971, стр. 84 - 86. ). При поддержке коммунистов ИНК развернул массовое антивоенное движение в стране, а с октября 1940 г. начал кампанию гражданского неповиновения. В ответ английские власти арестовали около 30 тыс. членов ИНК, включая и его лидеров. Это привело к тому, что отдельные деятели национально-освободительного движения в Индии стали ориентироваться на Японию как на союзника в борьбе против Великобритании.

В октябре 1939 г. несколько политических партий в Бирме образовали Блок свободы Бирмы, который поддерживали коммунисты. Отказ Англии удовлетворить требование блока о предоставлении стране независимости и здесь привел к тому, что он выступил против военного сотрудничества с Англией. В ответ колонизаторы арестовали ведущих левых деятелей национального движения. Это усилило колебания в его рядах. Созданная в 1940 г. мелкобуржуазная Народно-революционная партия Бирмы провозгласила лозунг насильственного свержения английского господства при поддержке Японии.

Подобные колебания в первый период войны были характерны для националистов многих стран (Филиппины, Таиланд, оккупированный Китай и др.). Лишь впоследствии, познав на собственном опыте, что представляет собой «помощь» японских и германских фашистов, они поняли опасность такой линии поведения и стремились ее исправить.

В большинстве колониальных и зависимых стран Азии коммунисты являлись наиболее последовательными борцами против империализма и фашизма. Коммунистическая партия Индокитая еще в ноябре 1939 г. провозгласила курс на создание единого национального фронта для борьбы как против французских империалистов, так и против фашизма и войны (А. Шилтова, В. Мордвинов. Национально-освободительное движение во Вьетнаме (1858 - 1945). М., 1958, стр. 138 - 139. ). После того как осенью 1940 г. петэновские колониальные власти вступили в сговор с Японией, освободительная борьба вьетнамского народа окончательно влилась в общий поток антифашистской борьбы.

Последовательную линию борьбы против готовившейся японской агрессии проводила компартия Филиппин. В 1939 - 1941 гг. она разоблачала японский империализм и его паназиатскую пропаганду, выступала против американских военных поставок в Японию, благодаря чему обеспечила себе прочное влияние в крупнейших профсоюзных и крестьянских организациях страны.

Трудную борьбу по созданию единого антияпонского фронта вели коммунисты Индонезии. Весной 1941 г. группа коммунистов и членов влиятельной антифашистской партии Гериндо создала нелегальный центр «Антифашистское народное движение». Однако, убедившись в том, что голландские колонизаторы даже под угрозой японского нашествия не собираются предоставить Индонезии независимость, некоторые националисты начали ориентироваться на Японию.

Если народы Азии и Африки являлись в той или иной мере участниками войны уже на первом этапе, то страны Латинской Америки вплоть до вступления США в войну сохраняли нейтралитет. Но война усложнила политическую обстановку и на этом континенте. Господствовавшие во многих латиноамериканских странах реакционные диктаторские режимы, несмотря на нейтралитет, продолжали поддерживать активные связи со странами фашистского блока, усилили репрессии против демократических организаций.

Народным массам Латинской Америки во главе с коммунистами пришлось одновременно вести борьбу против нескольких врагов: фашизма, североамериканского империализма и местной реакции. В июне 1940 г. пленум руководства Конфедерации трудящихся Латинской Америки осудил политику попустительства фашизму. Коммунистические партии и прогрессивные организации латиноамериканских республик добивались от своих правительств разрыва дипломатических и торговых отношений с державами оси.

В сложных условиях начавшейся мировой войны, когда правящие круги государств - противников гитлеровской Германии, продолжая предвоенную мюнхенскую политику, по существу, не желали вести войну против фашистских государств и направляли усилия на подготовку объединенной агрессии против СССР, коммунистические партии и их боевой штаб - Коминтерн заклеймили войну как империалистическую с обеих сторон, осудили реакционную антисоветскую политику буржуазных правительств и решительно разоблачали губительные последствия этой политики для судеб народных масс.

Новые захваты фашистов в Европе и установление режима зверского насилия и грабежа в оккупированных странах вызвали к жизни национальное антифашистское движение. Росла решимость народных масс к беспощадной борьбе против поработителей. Крах буржуазных правительств, оказавшихся неспособными защитить национальную независимость своих стран, привел к общей перегруппировке сил, в том числе и в среде правящих классов, в пользу антифашистского движения. Началось формирование широкой социальной базы Сопротивления.

Коммунистические партии оказались единственной политической и организационной силой, подготовленной к тому, чтобы, опираясь на рабочий класс, возглавить антифашистскую борьбу масс. Следуя линии VII конгресса Коминтерна и используя опыт борьбы за создание единого народного фронта, накопленный в предвоенные годы, коммунистические партии поставили задачу создать широкий народный антифашистский фронт. Коммунистические партии явились первыми организаторами массовой вооруженной борьбы против фашистских захватчиков, коммунисты были первыми героями движения Сопротивления фашизму, его наиболее активными деятелями, непримиримыми противниками буржуазной политики пассивного выжидания. В развернувшейся антифашистской борьбе международное рабочее движение успешно преодолевало раскол, существовавший в его рядах перед второй мировой войной.

Дальнейшее развитие получило национально-освободительное движение в Азии, Африке, Латинской Америке. Передовые представители этого движения начали осознавать, что распространение войны на колонии несет опасность нового, еще более жестокого порабощения. Общей чертой движения было стремление к сплочению антиимпериалистических сил в единый национальный фронт борьбы против фашизма и колониального гнета.

Первые успехи движения Сопротивления, решающий вклад в организацию которого уже в этот период войны сделали компартии, получили развитие в последующие годы, когда под влиянием побед, одержанных Советскими Вооруженными Силами над немецко-фашистской армией, массовая вооруженная борьба против фашистского «нового порядка» охватила все оккупированные страны.

B результате первой мировой войны, как никогда ранее, резко усилилось недовольство очень широких слоев населения колониальных и слаборазвитых стран национальной зависимостью. Это вызвало существенные изменения во внутреннем укладе, а также во внешнем экономическом и политическом положении этих стран.

Bo время войны европейские страны были вынуждены развивать в колониях и полуколониях некоторые отрасли промышленности, что объективно содействовало росту национального капитала. Укрепив свое положение, национальная буржуазия, вместе с наиболее образованной частью населения, стала более настойчиво, чем прежде, бороться за достижение национальной независимости своих стран. Война и обусловленный ею дефицит средств вызвали определенное ослабление влияния метрополий на свои колонии. Более того, метрополиям в ряде случаев приходилось привлекать население колоний к участию в военных действиях, вооружать их, обучать современной военной технике. Наконец, противоречия между европейскими держава-

10 Всемирная история, т. 20

ми, ставшие одним из главных факторов развязывания мировой войны, после ее окончания не были урегулированы, а в дальнейшем еще более усугубились.

Мир колоний в начале XX века был чрезвычайно пестр и разнороден. Так, в некоторых, наиболее европеизированных, тесно связанных с метрополиями странах существовали новые хозяйственные отношения, была более или менее развита промышленность, создавалась новая социальная прослойка наемного пролетариата, в других отсутствовала или почти совсем отсутствовала капиталистическая промышленность, а следовательно, и пролетариат, как социальное явление.

По-разному формировалась национальная буржуазия, различными были и политические (в том числе внешнеполитические) условия, в которых разворачивалась национально-освободительная борьба колоний и полуколоний.

Каждая из колониальных и зависимых стран проходила отдельный, свой собственный специфический путь развития. Так, например, в Китае уже в начале столетия на политическую арену пытался выйти пролетариат. B Турции роль малоимущего пролетариата была маргинальной, и руководителем в национально-освободительной борьбе выступала националистически настроенная аграрная и торговая буржуазия. B иных случаях освободительная борьба происходила под руководством феодальной знати и вождей племен и духовенства (Иран, Афганистан, Пакистан, Марокко и др.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ B СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ:

  1. POCT РЕВОЛЮЦИОННОГО И НАЦИОНАЛЬНО- ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ B НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНАХ РОССИИ. РЕФОРМЫ 1861 - 1874 гг. КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1861 г.

У колонизации Африки длинная история, самая известная фаза связана с европейским захватом Африки в девятнадцатом столетии.

С середины второго тысячелетия нашей эры до XIX столетия самым главным африканским товаром были люди -- рабы. Завершение эпохи работорговли, стоившей континенту порядка 15 миллионов человеческих жизней, и бурное развитие товарно-денежных отношений в Европе приковало интерес новоявленной индустриальной цивилизации к природным богатствам Африки. Начался ее кровавый захват, раздел и передел между европейскими метрополиями: Португалией, Великобританией, Францией, Германией, Италией, Испанией, Голландией и Бельгией. Африканские колонии по метрополиям по состоянию на 1900 год представлены в таблице 1 Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век, часть 1. М., 2001. С. 329..

Таблица 1 - Африканские колонии по метрополиям (по состоянию на 1900 год)

Метрополии

Свободное государство Конго (с 1908 года Бельгийское Конго, сейчас Демократическая Республика Конго)

Алжир, Тунис, Марокко, Французская Западная Африка, Мавритания, Сенегал, Французский Судан (сейчас Мали), Гвинея,

Кот д"Ивуар, Нигер, Верхняя Вольта (сейчас Буркина Фасо), Да

гомея (сейчас Бенин), Французская Экваториальная Африка,

Габон, Среднее Конго (сейчас Республика Конго), Убанги-Шари (сейчас Центральноафриканская республика), Чад, Французское Сомали (сейчас Джибути), Мадагаскар, Коморские острова

Германия (до 1919 г.)

Германская Восточная Африка, Руанда-Урунди (с 1919 мандат Бельгии, сейчас Бурунди и Руанда), Танганьика (с 1919 мандат Великобритании, сейчас часть Танзании), Германская Юго-Западная Африка (с 1919 мандат Южно-Африканского Союза, сейчас Намибия), Германская Западная Африка, Германский Камерун(с 1919 мандат Франции, сейчас Камерун), Германское Того (с1919 раздел между Францией и Великобританией, сейчас Того)

Итальянская Северная Африка (с 1934 Ливия), Триполитания, Киренаика, Феццан, Эритрея, Итальянское Сомали (сейчас формально часть Сомали)

Португалия

Ангола, Португальское Конго (Кабинда) -- сейчас эксклав Анголы, Португальская Восточная Африка (сейчас Мозамбик), Португальская Гвинея (сейчас Гвинея-Бисау), Острова Зелёного мыса (сейчас Кабо-Верде), Сан-Томе и Принсипи

Испанская Сахара (сейчас Западная Сахара -- часть Марокко вопреки решениям ООН), Рио де Оро, Сагвия аль-Хамра, Испанское Марокко, Сеута, Мелилья, Испанское Южное Марокко (сектор Тарфая), Ифни, Рио-Муни (сейчас континентальная часть Экваториальной Гвинеи), Фернандо-По (сейчас Биоко, островная часть Экваториальной Гвинеи)

Великобритания

Египет, Англо-Египетский Судан, Британская Восточная Африка

Кения, Уганда, Занзибар (сейчас часть Танзании), Британское Сомали (сейчас формально часть Сомали), Южная Родезия, (сейчас Зимбабве), Северная Родезия (сейчас Замбия), Ньясаленд (сейчас Малави), Британская Южная Африка, Капская провинция (сейчас часть ЮАР), Наталь (сейчас часть ЮАР), Оранжевое Свободное Государство (сейчас часть ЮАР), Трансвааль (сейчас часть ЮАР), Бечуаналенд (сейчас Ботсвана), Басутоленд (сейчас Лесото), Свазиленд, Гамбия, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Маврикий, Нигерия, Золотой берег (сейчас Гана)

Независимые

государства

Либерия, Абиссиния (Эфиопия)

Международная зона

Танжер, под совместным управлением Великобритании, Франции, Германии и (с 1928) Италии (сейчас часть Марокко)

К началу XX века большая часть Африканского континента была подчинена колониальным державам. Это произошло в первую очередь вследствие разных экономических и военно-технических возможностей капиталистической Европы и докапиталистических, преимущественно раннеклассовых и доклассовых африканских обществ. К тому же многие страны Африки к концу XIX века были ослаблены губительными засухами и эпидемиями. Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век, часть 3. М., 2000. С. 5.

Вытеснение африканских средств обмена европейскими деньгами и введение рыночной экономики, строительство дорог и создание инфраструктуры, инвестиции капиталов преобразовали традиционные африканские общества.

Африканское население не мирилось со своей участью, отказывалось быть в положении рабов у европейских колонизаторов. После окончательного покорения Африки в течение многих лет и десятилетий в разных частях континента вспыхивали массовые крестьянские восстания. Так было, например, в Нигерии и Камеруне, где они не прекращались до первой мировой войны. Беспрерывной чередой восстаний была охвачена Французская Западная Африка. Упорная борьба за восстановление независимости длилась с переменным успехом в течение 20 лет (с 1899 по 1921 гг.) на территории Сомали. Наиболее значительными по своим масштабам были выступления крестьян в Юго-Западной Африке против немецких колонизаторов в 1904-1907 гг.

В период первой мировой войны страны африканского континента играли важную роль в обеспечении государств-метрополий стратегическим минеральным сырьем, продуктами и людскими ресурсами. Страны-метрополии увеличивали в своих колониях добычу полезных ископаемых, повышали экспортные пошлины, снижая при этом закупочные цены на местные товары. Эти меры предпринимались для того, чтобы переложить издержки военного времени на коренное население Африки.

Наиболее продолжительными оказались бои на обширных пространствах восточной части Африканского континента.

Первая мировая война, сопровождавшаяся огромными людскими жертвами, усилением экономического гнета способствовала росту антиколониальных настроений и стала побудительной причиной большого числа восстаний среди коренных жителей Африканского континента. И, несмотря на то, что стихийные и неорганизованные выступления африканцев были в итоге подавлены, тем не менее, принесенные жертвы и обретение опыта стали толчком для антиколониальной борьбы, вступившей позже в новую фазу. Гренвилл Дж. История XX века. Люди. События. Факты. М., 1999. С. 647.

Межвоенные годы были для большинства африканских стран временем экономического роста, связанного в первую очередь с расширением и увеличением производства на экспорт. Вместе с тем Африка попадала во всё большую зависимость от мировых рынков сырья, испытывала на себе влияние экономических спадов в мире. Особенно ощутимыми были последствия мирового кризиса 1929--1933 гг. когда в африканских колониях заметно сократились доходы от экспорта и внешней торговли в целом, разорились многие мелкие и средние предприятия и компании. В эти годы в Африке укрепились позиции иностранного капитала, возникли новые гигантские колониальные компании.

Межвоенный период богат примерами установления африканцами связей с демократическими кругами европейских стран, с национально-освободительными движениями стран Азии, с Советской Россией. Участие во второй мировой войне заметно изменило экономическую, внутриполитическую и социально-психологическую обстановку во многих странах Тропической и Южной Африки. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история, 4-е изд. М., 2000. С. 626.

Победа Советского Союза над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и возникновение мировой социалистической системы создали благоприятные условия для дальнейшего роста национально-освободительного движения и распада колониальной системы.

В метрополиях чувствовали, что в Африке назревают перемены, но отказаться от контроля над своими африканскими владениями ещё не были готовы. В Англии, Португалии, Бельгии принимались широковещательные планы развития африканских колоний, но они в гораздо большей мере учитывали интересы самих метрополий, белых общин в Африке, чем интересы её коренного населения.

И всё же перемены становились реальностью. Менялся социально-классовый состав африканского населения. Только с 1945 г. по начало 50-х гг. число наёмных рабочих в Тропической и Южной Африке выросло с 4 миллионов до 7,5 миллионов человек. Заметно увеличились миграции временных рабочих из глубинных сельских областей в районы быстро развивающейся горной промышленности и сельскохозяйственного производства на экспорт.

Перемены затронули и африканскую деревню, но здесь они происходили гораздо медленнее.

В начале 50-х годов XX века Африка почти целиком находилась под колониальным гнетом. Из всех стран континента только три - Эфиопия, Либерия и Египет имели государственную самостоятельность. К концу 50-х годов в Африке насчитывалось уже 9 независимых государств, а затем только в течение 1960 года, вошедшего в историю как «год Африки», число их увеличилось до 26. Но очень скоро после шумных празднеств по этому поводу становится ясно, что самое трудное ещё впереди: проблемы, возникшие в доколониальное и колониальное время, остались; новые, не менее сложные проблемы только появляются. Громыко А. А. Страны и народы. Африка. Общий обзор. Северная Африка. М., 1982. С. 8.

Путь Африки к политическому освобождению не был лёгким. Во многих странах антиколониальную борьбу пришлось вести с оружием в руках. В конце 40-х гг. по Мадагаскару, в 50-е гг. по Кении и Камеруну прокатились мощные антиколониальные восстания. В начале 60-х гг. к вооружённой борьбе против режима апартеида в Южной Африке перешли некоторые африканские организации Южной Африки, в частности запрещённый властями в 1960 г. Африканский национальный конгресс. Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. 4-е изд. М., 2000. С. 629.

Одновременно во многих странах появлялись крупные антиколониальные организации, использовавшие ненасильственные средства и методы борьбы. Они представляли собой объединения различных политических партий и групп, этнических и культурных объединений, профсоюзов и пользовались массовой поддержкой населения. В названиях многих организаций присутствовало слово «национальный» (хотя наций как таковых ещё не было), означавшее, что они считают себя выразителями интересов всех национальных и этнических групп, всего населения своих стран.

Были у антиколониальных организаций Африки и свои внутренние проблемы. В борьбе за независимость участвовали разные силы, включая чисто этнические, которые, прежде всего, стремились к власти, к установлению (или восстановлению) консервативных и даже реакционных порядков. Сказывались племенные, региональные различия и соперничество. Так было в Нигерии, Бельгийском Конго, Кении, Уганде, Анголе, Мозамбике, Руанде, Бурунди, Южной Родезии и других странах. Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век. учеб. часть 3. М., 2000. С. 229.

В 60 -- 70-е гг. общеафриканской и международной проблемой первой величины становится проблема юга Африки. Большинство независимых африканских государств объявили о своём намерении добиваться всеми возможными средствами ликвидации режима апартеида.

Болезненными для независимой Африки оказались поиски своего будущего. Большинство стран склонялось к выбору собственного пути, который дал бы им экономическую и политическую независимость от соперничавших в то время мировых держав. Многие страны объявили о своей приверженности идеям так называемого африканского социализма и национализма приняли, основываясь на этих идеях, программы социально-экономического и культурного развития.

Реально же общественное развитие африканских стран протекало в тесном взаимодействии с капиталистическим миром, в условиях сохраняющейся экономической, а иногда и политической зависимости от бывших метрополий. Допускались экономические ошибки и просчёты, возможно понятные, когда речь идёт о выборе нового пути общественного развития. Но они дорого обходились африканскому населению. Назаров В. И. Защита традиционного колониализма в Африке в американской исторической и политической литературе. История Африки: сб. статей. М., 1971. С. 122.

Безудержно росли безработица и нищета. Вместе с тем проводимая повсеместно в независимых странах Африки политика африканизации -- перехода руководящих постов во всех сферах экономической, политической и социальной жизни в руки африканцев -- при всех её очевидных положительных последствиях одновременно открыла дорогу к быстрому обогащению нечестных людей. Расцвели взяточничество, казнокрадство, семейственность; вокруг министров и руководителей политических партий, влиятельных парламентариев нередко собирались их соплеменники и родственники, создавая большие и малые этнополитические группы.

Были страны, руководители которых заявляли об отказе от капиталистического пути, провозглашали сверхрадикальные лозунги и программы развития. Говорилось о необходимости изучения и применения экономического, политического и идеологического опыта СССР и других социалистических стран, предпринимались шаги в этом направлении. В начале 80-х годов в Африке насчитывалось более 10 стран социалистической ориентации, на которые приходилось около 30 % территории и почти 25 % населения континента. В конце 80-х гг. несколько африканских стран отказались от ориентации на социализм.

К этому же времени в экономической политике многих, если не большинства, стран Африки утвердилась идея так называемой смешанной экономики, предполагающая сосуществование и сотрудничество в экономической области государства с частным (местным и иностранным) капиталом. Во внутренней политике всё больше стран склоняются к необходимости создать государственно-политические системы, которые вобрали бы в себя лучшее из собственного прошлого и современного мирового опыта; в международных отношениях -- к честному равноправному сотрудничеству со всеми странами, разделяющими идеи и принципы международного сообщества.

Национально-освободительное движение представляет собой совокупность всех форм борьбы народов против колониализма и неоколониализма - стихийных, организованных, мирных, вооруженных, массовых, локальных и имеет целью освобождение от иностранного господства, ликвидацию национального гнета, создание и укрепление суверенных государств. Национально-освободительное движение народов стран Азии и Африки возникло как сопротивление порабощаемых народов против колониальных захватов и территориального раздела мира (о Латинской Америке см. Войны за независимость в Латинской Америке (1789-1826)).

Проникновение европейцев в Азию и Африку началось в период Великих географических открытий . На первых порах оно ограничивалось основанием опорных пунктов и факторий на побережье. Затем последовало освоение глубинных районов континентов и создание целых колониальных империй, население которых, оказавшись жертвой прямых военных захватов, подверглось экономической, политической и духовной колонизации.

На разных этапах европейской колонизации коренные жители афро-азиатских стран оказывали ей упорное сопротивление, порой принимавшее форму длительных кровопролитных антиколониальных войн. Таковыми были, например, антиголландское восстание под руководством Дипонегоро на индонезийском острове Ява (1825-1830), бабидские восстания в Иране (1848-1852) и крестьянское тайпинское движение в Китае (1850-1864), соединившие в себе выступления бедноты против феодального гнета с борьбой против иноземных захватчиков, сопротивление французской колонизации в Алжире под руководством Абд аль-Кадира (1832-1847) и в Западной Африке, возглавляемое Самори (1870-1898), антибританские выступления - индийское народное восстание 1857-1859 гг., движения Ораби-паши в Египте (1881-1882) и аль-Махди в Судане (см. Восстание махдистов в Судане (1881-1898)) и др.

На начальных этапах антиколониальную борьбу, зачастую носившую стихийный, неорганизованный характер, преимущественно возглавляли представители феодальной традиционной знати, вожди племен, религиозные деятели и т. д. Освободительное движение в различных государствах и регионах имело свою специфику, определявшуюся конкретными историческими условиями каждой отдельно взятой страны, уровнем ее социально-экономического развития, этническими и национальными особенностями, а также формами и методами колониального управления.

Во 2-й половине 19 в. национально-освободительное движение претерпело существенные качественные изменения и стало принимать более организованные формы. Появились первые общественно-политические организации и общества культурно-просветительского и религиозно-реформаторского характера, активно включавшиеся в политическую жизнь. Начался процесс формирования идеологии освободительного движения. Носителями и пропагандистами идей национализма стали представители зарождавшейся интеллигенции, мелкобуржуазных слоев.

Как в азиатских, так и в африканских странах на определенных этапах борьбы достаточно мощным мобилизующим фактором оказалась религия , способствовавшая сплочению и организации широких масс. Антиколониальное сопротивление нередко разворачивалось под религиозными знаменами (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, различного рода панисламистские движения, охватившие практически весь мусульманский мир, кимбангизм в Бельгийском Конго).

Большое влияние на развитие революционного процесса в Азии и Африке оказали события в Европе, и прежде всего в России. Под непосредственным воздействием революции 1905-1907 гг. и Октябрьской революции по многим странам Востока прокатилась мощная волна антиколониальных восстаний и войн. Ареной бурных выступлений народных масс, требовавших ликвидации империалистического гнета, стали Китай и Корея, Индонезия и Индия, Иран и Афганистан, Египет и Марокко, Сирия и Турция, Нигерия, Сьерра-Леоне и Гамбия, Кения и Камерун и др.

Важнейшим показателем организационного и идеологического укрепления сил национального освобождения в этот период стало появление первых политических партий, представлявших собой широкие антиколониальные фронты, объединявшие разнородные по социально-классовому положению силы. Их программы отражали общенациональные интересы и устремления. Ярким примером тому может служить деятельность партии Индийский национальный конгресс (ИНК), основанной представителями молодой индийской буржуазии и помещичьих кругов в 1885 г. Она возглавила антибританское сопротивление, руководствуясь теорией М. К. Ганди о ненасильственных методах борьбы, которые включали в себя проведение кампаний гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, харталов (прекращение всякой деловой активности), голодовок, бойкотирование колониальных учреждений, судов, учебных заведений и т. д.

В азиатских и североафриканских странах, а также в Южной Африке в силу более высокого уровня социально-экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно, нежели в странах Тропической Африки. Здесь новой политической силой, сыгравшей важную роль в распространении антиколониальной идеологии, стали коммунистические партии.

В 1917-1945 гг., т. е. на этапе кризиса колониальной системы, борьба порабощенных народов существенно поколебала основы господства империализма в афроазиатском мире. Но тогда лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен - 1918 г., Афганистан - 1919 г., Египет - 1922 г., Ирак - 1930 г., Сирия - 1941 г., Ливан - 1943 г. Однако независимость в подавляющем большинстве случаев носила формальный характер.

Начавшийся после второй мировой войны в результате разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии подъем демократического движения во всем мире вызвал активизацию национально-освободительной борьбы, которая в итоге привела к полному и окончательному распаду колониальной системы.

Во 2-й половине 40-х гг. многие азиатские страны добились независимости, например: Вьетнам, Индонезия, Корея - 1945 г., Филиппины - 1946 г., Индия - 1947 г., Мьянма (тогда Бирма), Шри-Ланка (тогда Цейлон) - 1948 г. Ряд стран (страны Аравийского полуострова, Бруней, Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Лаос, Кипр и др.) продолжили борьбу и освободились от колониальной зависимости в 50-е - начале 70-х гг.

В Африке в 50-е гг. добились независимости: Ливия - 1951 г., Египет - 1952 г., Тунис, Марокко, Судан - 1956 г. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана - 1957 г., Гвинея - 1958 г. 1960-й год вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность в этом году обрели 17 африканских государств.

14 октября 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что явилось крупной внешнеполитической акцией, направленной на политическую и международно-правовую поддержку освободительных движений.

В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение явилось результатом длительной вооруженной борьбы. Особой остротой и упорством она отличалась в Алжире. На завершающей стадии деколонизации Африканского континента в 1980 г. Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве, в 1990 г. была провозглашена независимость Намибии.

В ходе борьбы за независимость выделилась целая плеяда ярких и талантливых организаторов и теоретиков национально-освободительного движения, многие из которых встали впоследствии во главе суверенных государств Азии и Африки. Среди них - Г. А. Насер, Х. Бумедьен, К. Нкрума, Сукарно, Дж. Неру, Хо Ши Мин, П. Лумумба, Дж. Ньерере, А. Нето и другие.

С крушением колониальной системы освободительная борьба афро-азиатских народов не прекратилась, а вступила в качественно новую фазу, характеризуемую размежеванием классовых и политических сил, некогда выступавших единым фронтом, осознанием ими своих социальных интересов. Главной становится борьба за выбор пути дальнейшего развития, причем эта борьба принимает различную степень остроты и осуществляется в разнообразных формах в зависимости от конкретных условий той или иной страны, расстановки сил, уровня политической организации масс, влияния внешних факторов.

Освободившиеся страны, несмотря на значительные успехи, достигнутые в годы самостоятельного развития, столкнулись с рядом серьезных трудностей и проблем, таких, как отсталость и зависимость (в большинстве стран сохраняется многоукладная экономика, отсталая в целом экономическая структура, господство ручного труда и низкая его производительность), неравноправное положение в системе мирового капиталистического хозяйства, все более глубокое внедрение в их экономику транснациональных корпораций, политическая нестабильность режимов, необходимость противостояния политике неоколониализма, высокий уровень неграмотности населения, общая культурная отсталость, нехватка продуктов питания и т. д.

Особую актуальность для независимых государств представляет процесс завоевания подлинной экономической самостоятельности. Освободившиеся государства, заинтересованные в коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе, включились в борьбу за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). По их инициативе и при значительной поддержке ряда стран концепция НМЭП и его комплексная программа были одобрены в 1974 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Как и соседние, с ними Индия и Индонезия, страны Индокитая рано оказались объектами колониальной экспансии европейцев. Еще на рубеже XVI -- XVII вв. первая волна колонизации, португальская, заметно затронула бирманские государства Ава и Пегу, тайский Сиам и особенно малайские султанаты. Задержавшись здесь не слишком долго и не добившись заметных успехов, португальцы в XVIII в. уступили место второй волне колонизаторов, голландской. Не слишком энергично коснувшись других стран Индокитая, голландская колониальная торговля уделила особое внимание соседней с Индонезией Малайе. Именно здесь голландская Ост-Индская компания вела серьезные войны за политический контроль над прилегающими к проливам землями. Войны эти в конце XVIII в. привели компанию к успеху, но плоды этого успеха пожали вытеснившие голландцев из Малайи англичане, что и было закреплено Лондонским договором 1824 г.

Англичане, как, впрочем, и французы, стали активно развивать свою колониальную торговлю в Индокитае еще в XVII в. Французские миссионеры энергично проповедовали католичество, английская и французская Ост-Индские компании стремились закрепить свои экономические и политические позиции в Бирме, Сиаме. Однако позиции Франции были ослаблены, а затем и практически сведены на нет в конце XVIII в. вследствие потрясшей Францию революции. Англия, напротив, с XVIII в. заметно усилила свое проникновение в страны Индокитая, особенно в Бирму, Малайю и Сиам.

Проникновение французского влияния в страны Индокитая началось еще в XVII в. с появлением в этих странах первых католических миссионеров-французов. Число католических миссий во главе с французскими священниками и епископами увеличилось в XVIII в., причем в это время здесь активно действовало и немалое количество французских торговцев. Политический кризис, связанный с восстанием тэйшонов в конце XVIII в., послужил поводом для усиления вмешательства французов в дела Вьетнама: назначенный еще в 1774 г. официальным представителем Франции в ранге викария епископ Пиньо де Беэн принял живое участие в невзгодах свергнутого с трона Нгуен Аня и, апеллировав за помощью к Людовику XVI, сумел добиться организации военной экспедиции в Индокитай. Хотя по ряду причин, включая и разразившуюся во Франции революцию, экспедиция 1790 г. оказалась немногочисленной, исчислявшейся всего несколькими десятками добровольцев, она сыграла существенную роль в оказании Нгуен Аню военной и военно-инженерной помощи, что и помогло ему в конечном итоге одолеть тэйшонов.

Династия Нгуенов (1802 -- 1945) в первой половине XIX в. достигла значительных успехов. Было восстановлено разрушенное восстанием хозяйство, укреплена система административной власти, созданы боеспособная армия, флот, отстроены крепости. Развитие ремесла и торговли обеспечивало приток доходов, который регулировался усовершенствованной системой налогов. Было уделено внимание земельным отношениям и составлен земельный кадастр. Снова достигло расцвета конфуцианское образование со сдачей конкурсных экзаменов на право получения высших должностей в системе администрации. Был издан сборник административно-правовых регламентов в форме официального кодекса. Все это сопровождалось сохранением активных связей Вьетнама с Францией, которая интересовалась им как важным рынком сбыта и опорной базой в Юго-Восточной Азии -- базой тем более важной и необходимой, что в начале XIX в. у французов не было других в этом районе мира .

Памятуя о помощи епископа Пиньо и его добровольцев, первые правители династии Нгуенов благожелательно относились к стремлению Франции установить прочные контакты с Вьетнамом, при всем том, что они не строили никаких иллюзий в связи с возможными последствиями этих контактов, особенно в середине XIX в., когда не только Индия и Индонезия уже давно были колониями, но и Китай оказался насильственно открытым для колониальной экспансии. Прочные связи с Францией способствовали экономическому развитию Вьетнама, а католицизм пускал в этой стране все более глубокие корни, особенно на юге, где влияние конфуцианской цивилизации было менее ощутимым, чем на севере.

В 1858 г., используя в качестве предлога необходимость защитить преследуемых католических миссионеров во Вьетнаме, французы ввели военную эскадру в бухту Дананг, а в 1859 г. был захвачен Сайгон. Оккупация страны вызвала энергичное сопротивление, в ходе которого французы были вынуждены оставить Дананг и сконцентрировать свои силы на юге, в Кохинхине (Намбо). Договор 1862 г. закрепил оккупацию французами западной части Кохинхины, а в 1867 г. была аннексирована и остальная ее часть. Весь юг Вьетнама с этих пор оказался под управлением французской колониальной администрации, что было признано официально франко-вьетнамским договором 1874 г.

Аннексия дружественными в недавнем прошлом французами южной части страны была весьма болезненно воспринята во Вьетнаме. Чиновники правительства отказались от сотрудничества с оккупантами и уехали на север, предоставив французам обходиться немногими слабо подготовленными местными мелкими служащими, нередко откровенно продажными авантюристами из числа едва знакомых с французским языком выпускников католических миссионерских школ. На юге было развернуто даже партизанское движение, которое, впрочем, большого размаха не получило. Что касается захвативших Кохинхину французов, то они стали быстро налаживать здесь товарное производство риса, для чего, в частности, в болотах были проложены многочисленные каналы. Одновременно были увеличены налоги и введены новые - на спирт, опиум и азартные игры, отныне легализованные властями. Все эти и ряд других аналогичных мер оказались экономически эффективными и способствовали привлечению в оккупированный и колонизируемый Южный Вьетнам торгового и банковского капитала из Франции.

В ходе второй франко-вьетнамской войны 1883 -- 1884 гг. французские войска заняли ключевые военные позиции в стране и вынудили ее правителей признать протекторат Франции над всем Вьетнамом, чему в немалой степени способствовали смерть в 1883 г. императора Ты Дыка и начавшиеся в связи с этим динаетийные раздоры и политические распри. Колонизаторы разделили протекторат на две части, северную (Тонкий или Бакбо) и центральную (Аннам, Чунгбо), поставив во главе их и превращенной в колонию Кохинхины своих резидентов-губернаторов.

Закрепление французской колониальной администрации во Вьетнаме явилось толчком для усиления французского давления на соседние с Вьетнамом Камбоджу и Лаос. Камбоджа в середине XIX в. оказалась под властью умелого и способного короля Анг Дуонга, который провел в этой весьма отсталой и политически слабой стране ряд важных реформ, направленных на укрепление центральной власти, упорядочение налогов, улучшение положения крестьян и включавших в себя строительство дорог, налаживание финансов, публикацию кодекса административных регламентов/

В Первую войну Сопротивления (1946-1954) во всей своей красе и мощи развернулось также и партизанское движение, которое стало залогом роскошной победы вьетнамского оружия под Дьенбьенфу. Вдвойне странно, что, спустя годы, американцы столь необдуманно ввязались во вьетнамскую войну: они явно недооценили силу вьетнамского освободительного движения, а между тем, характерные его черты: беспримерный патриотизм и сила духа, стратегическое и тактическое искусство, партизанское мастерство все это закалилось в неустанных боях с китайскими династиями и проявилось уже в годы сопротивления французской агрессии.

Какими же наивными были помышления американцев, рассчитывавших уничтожить Вьетнам силой своего сверхсовременного оружия, в то время как противопоставлялись им в лучшем случае (до соглашения о помощи с СССР, 1965 г.) устаревшие «зенитки»; главными же средствами обороны простых крестьян были сельскохозяйственный инвентарь, бамбуковые колья и животный инстинкт самосохранения. США силой своего оружия хотели «вернуть страну в каменный век»,** вьетнамцы же отвечали хитроумными ловушками, расставленными в джунглях, тщательно замаскированными «волчьими ямами», попадая в которые солдаты, защищающие звездно-полосатое знамя, либо погибали, либо на всю жизнь оставались калеками. Потери среди вьетнамского населения в результате массированных бомбардировок неисчислимы, однако, - и это очевидный факт, - армия США, в свою очередь, в стычках с партизанами потеряла больше человек, чем в условиях прямого столкновения с вооруженными силами Вьетнама! Американцы пытались уничтожить вьетконговские укрытия: они обстреливали их автоматной очередью, распыляли в них ядовитый газ и даже бомбили с многометровой высоты, но куда там! Ловкие, увертливые вьетнамцы вновь и вновь подвергали американские взводы своим внезапным нападениям, применяя свои первобытные орудия. Вьетнамские патриоты не обладали широким выбором вооружений, и, тем не менее, имели в подобных стычках весомое преимущество: они быстрее «читали» ситуацию, предугадывали, что сделает противник в следующее мгновение, а неприятель мог только догадываться, что готовят ему вьетконговцы .

Война Вьетнама с французами, как выяснилось, ничему не научила американцев, хотя они и принимали косвенное участие в этом конфликте, были непосредственными свидетелями форменного избиения европейцев. Все дело в том, что мощное национально-освободительное движение, развернувшееся в 1946-1954 гг., привело не только к блистательной победе под Дьенбьенфу. Оно дало толчок партизанскому движению: было построено множество баз и партизанских укрытий, вьетнамские бойцы освоили все премудрости ведения партизанского боя. Все, чем пользовались вьетнамцы по ходу войны с США, было построено не в один день - это результат огромного опыта борьбы за независимость, о котором следовало знать американскому президенту, прежде чем он принял решение погнать своих солдат во Вьетнам.

Простой пример - главный партизанский район Юга - легендарный Кути - огромная, «трехэтажная» подземная крепость, которая занимала 180 км2 по площади. Общая протяженность ходов и галерей простиралась на 250 км, благодаря чему здесь могли одновременно находиться 16 тысяч бойцов. Разветвленная сеть ходов и лазов позволяла партизанам беспрепятственно передвигаться по району и неожиданно появляться в тех местах, где противник меньше всего ожидал их увидеть. В бесконечных подземных переходах было предусмотрено все необходимое для долгого пребывания, включая колодцы с пресной водой. Маловероятно, что крепость была построена непосредственно в годы Второй войны Сопротивления, когда американцы палили без продыху по вьетнамской земле. Это результат многолетнего, кропотливого труда. Все это было построено задолго до американской агрессии; в создании Кути воплотился многовековой опыт борьбы вьетнамского народа, великой традиции Сопротивления. Этот опыт, в результате, и стал залогом победы: вьетнамцы воевали на своей территории, где все было предусмотрено для ведения затяжных боев, все пронизано духом Сопротивления. Большинство же войн, которые в своей истории вели Соединенные Штаты, были непродолжительными, поскольку соперники США, будучи не в состоянии сопротивляться бешеному натиску американского оружия, благоразумно выбрасывали белый флаг. Вьетнамская война стала самой затяжной в американской истории.

Разрушить крепостные сооружения и базы, знававшие немало осад, было поистине невозможно. Американцы понимали, что им необходимо уничтожить Кути, ведь с Севера этот район был окружен непроходимыми джунглями, по которым проходила «тропа Хо Ши Мина», а на Юге рукой подать было до Сайгона, что представляло последнему реальную угрозу. Они бросили на уничтожение базы все средства, однако их усилия разбились о неприступную стену вьетнамского сопротивления. Отчаявшись уничтожить базу с ходу, напалмом, американцы выдворили из района все мирное население и превратили Кути в сплошную «зону смерти», окружив его блокпостами со всех сторон. Что из этого получилось? Ничего, ровным счетом.

Еще более странно, что страна, которая так гордится историей борьбы за собственную независимость, без зазрения совести посягнула на чужую. Идеология идеологией, однако, коль скоро государство высоко ценит свой пример обретения независимости, оно, по идее, должно поощрять и стремления других стран добиться самостоятельности. Оправданием служил лишь тот факт, что американские лидеры считали Вьетнам краеугольным камнем ЮВА, полагали, и что с его потерей под угрозу распространения «красной заразы» попали бы другие государства региона, и, возможно, те территории, которые Штаты давно считали своей вотчиной (вроде Японии). Вьетнам был безнадежно потерян для США уже к 1968 г., соседние государства сохранили верность следованию капиталистическому пути, а война, между тем, продлилась еще несколько лет. Означает ли это ошибку в стратегии? Маловероятно. Ставит под вопрос цели, устремления и ценности Соединенных Штатов? Несомненно…

Как спортсмен, на протяжении нескольких лет упорных тренировок, «подводит» себя к главным соревнованиям, так и вьетнамцы за многие годы борьбы с иноземными агрессорами подготовили себя к этой победе. Эта была не однодневная виктория. Она даже не укладывается в привычные хронологические рамки - 1965-1973 гг. Это победа длиною в столетия, и каждое восстание против китайского гнета, против французского господства приближали народ Вьетнама к ней, закладывали камешек в мощный фундамент Сопротивления. Они закалили вьетнамский народ, а столетия борьбы сделали национально-освободительное движение смыслом жизни многих тысяч людей. Вьетнам не стал южным придатком Поднебесной. Вьетнам сбросил с себя многолетнее французское иго. Вьетнам устоял под неистовым натиском Соединенных Штатов. И, несомненно, в истории этой страны будет еще немало славных страниц. Хочется верить, мирных страниц.

Со времен образования союза Ванланг, на протяжении многих столетий вьетнамский народ неустанно демонстрировал чудеса стойкости. Хотя на первый взгляд это далеко не так очевидно. Вьетнамцы - невысокие, в большинстве своем щуплые люди, физические параметры которых вовсе не поражают воображение. Это очень миролюбивый, «солнечный» народ: вьетнамцы любят улыбаться, с большим удовольствием и радушием встречают гостей. В период второй войны Сопротивления они дивились недюжинной силе советских солдат, ахали, когда русский «Ваня» взваливал на плечо тяжеленный «кусок крыла F-105»**. И, тем не менее, по рассказам советских солдат, прошедших Вьетнам, ни один из вьетнамских солдат не задумывался ни на секунду, когда его советскому партнеру нужна была помощь. Вьетнамцы закрывали их своими телами - настолько ценили они помощь, оказываемую им братским государством. Им было невероятно тяжело. Однако перед глазами этих людей всегда был образ каждого из их великих предков: Чак и Ни Чынг, Ба Чьеу, Ли Бон, Нго Куйен, Нгуен Чай, Ле Лой, Ли Тхыонг Кьет, Чан Хынг Дао… А сколько было еще других, безымянных для нас героев времен войны с французами и американцами? Но безымянны они только для нас, людей, далеких от тех событий. Сколько раз нам доводилось слышать от вполне адекватных русских людей, уставших жить в сложных социальных условиях России, фразу, мол, «лучше бы в 1945-м гг. нас немцы завоевали. Жили бы сейчас припеваючи». Мы, озлобленные несправедливостью нынешнего мира, почему-то забываем о том, какой ценой далась нашим предкам эта победа, чего стоило им сегодняшнее мирное небо над головой. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне и вьетнамская война в чем-то схожи: они явились демонстрацией лучших качеств нации и огромной воли государства как в одном, так и в другом случае. Вот только вьетнамцы никогда не забывают тех, кому они обязаны своей жизнью в спокойствии и мире. Погибших в войне вьетнамцы помнят поименно: каждое имя можно найти на стенах мемориального храма в партизанском районе Кути. Незахороненных или неизвестных солдат во Вьетнаме нет. Пройдя тропой сложнейших испытаний длиной почти в 2000 лет, вьетнамский народ доказал свое право на свободу и независимость, о которой так мечтал великий Хо Ши Мин. Вьетнамских людей не сломили никакие испытания. Однако, хотя события тех лет по-прежнему бережно хранятся в памяти каждого вьетнамца, все это уже часть богатейшей истории страны. Сегодня Вьетнам - стремительно развивающееся государство ЮВА, претендующее на то, чтобы войти в число крупных азиатских «тигров». При этом Вьетнам по-прежнему придерживается социалистического пути развития, следую собственным традициям. А это значит, что впереди еще многие тысячелетия не менее богатой и насыщенной славными событиями истории. Истории без оглушительных залпов и яростных бомбардировок. Истории, в которой традиция Сопротивления останется лишь предметом гордости, богатым наследием вьетнамского народа. Ведь, несмотря ни на что, хочется верить, что великая наставница жизни - история, - многому научила не только Вьетнам, но и другие независимые, сильные государства/

Стремясь избавиться от гнетущего давления на Камбоджу со стороны сильного Сиама, король решил прибегнуть к помощи французов и стал искать союза с закрепившейся во Вьетнаме Францией. Однако, используя это стремление к сближению, французская колониальная администрация уже в 1863 г. навязала преемнику Анг Дуонга свой протекторат, формальным предлогом для которого были вассальные связи Камбоджи с Вьетнамом (в качестве его правопреемника Франция считала возможным выступать после аннексии Кохинхины, граничившей с Камбоджей). Началось энергичное проникновение французов в Камбоджу, вмешательство резидента в политические связи страны с ее соседями, в первую очередь с Сиамом. Дело завершилось фактическим превращением Камбоджи во французскую колонию (1884).

Проникновение французов в Камбоджу было сигналом для движения их также и в сторону Лаоса. Французский консул появился в Луангарабанге в 1886 г., а в 1893 г. Лаос стал французским протекторатом. Все территории к востоку от реки Меконг стали сферой политического господства Франции, которая создала Индокитайский союз (колония Кохинхина и четыре протектората -- Аннам, Тонкий, Камбоджа и Лаос) во главе с генерал-губернатором. На этом колонизация французами Индокитая была завершена. Встал вопрос об освоении колонии .

Следует заметить, что пять частей, из которые был поделен французский Индокитай, были весьма неравноценными. Наиболее отсталыми и труднодоступными для хозяйственного освоения были Камбоджа и Лаос, а в наиболее выгодном положении оказалась Кохинхина, которая стала не только рисовой житницей, но и местом разведения гевеи и экспорта каучука, что приносило немалые доходы. Были введены монополии на опиум, соль и алкоголь, что тоже вскоре стало приносить колониальной казне многомиллионные доходы. Началось строительство дорог, включая соединившую юг и север Вьетнама железнодорожную магистраль, расширялись добыча угля и экспорт его, создавались плантации кофе и чая. На рубеже XIX -- XX вв. в промышленность французского Индокитая, в основном Вьетнама, французские предприниматели вкладывали уже немалые деньги, которые приносили огромные проценты, чему способствовали покровительствовавшие французскому капиталу тарифы. Много внимания было уделено горнодобывающим промыслам в Камбодже и Лаосе, а также плантационному и дорожному строительству в этих протекторатах.

Бесцеремонное вторжение колонизаторов в страны древней культуры не могло не вызвать их сопротивления, которое приняло наиболее отчетливые и сильные формы во Вьетнаме. Прежде всего, это было движение в защиту императора, «кан выонг», пик которого пришелся на конец XIX в. Суть его сводилась к поддержке правящим аппаратом страны и широкими кругами населения достоинства низверженного и униженного колонизаторами правителя. Удалившийся в отдаленный и труднодоступный район Вьетнама и укрывшийся с семьей в специально отстроенной для этого крепости император Хам Нги начал в конце 80-х годов своего рода кампанию открытого неповиновения, сопровождавшуюся партизанскими боевыми выступлениями. Схваченный в 1888 г., Хам Нги был выселен в Алжир, но выступления не прекращались еще около десятилетия, пока соглашение 1897 г. не признало за руководителем движения, генералом Де Тхамом, права на автономное управление созданным им освобожденным районом. На рубеже XIX--XX вв. армия Де Тхама стала серьезной поддержкой нарождавшегося во Вьетнаме движения за национальное освобождение во главе с такими его признанными идеологами из числа уже сформировавшейся новой интеллигенции, как Фан Бой Тяу, который в 1904 г. возглавил созданное им Общество обновления Вьетнама, реорганизованное в 1912 г. в Общество возрождения Вьетнама.

Если движение, возглавлявшееся в первые десятилетия XX в. Фан Бой Тяу, было достаточно радикальным и ставило своей целью насильственное свержение власти колонизаторов и восстановление независимости страны во главе с полумонархом-нолупрезидентом (из тайно вывезенного в Японию принца Кыонг Дз готовился такого рода руководитель), то другое влиятельное направление в национально-освободительном движении тех лет было представлено Фан Тю Чинем, делавшим акцент на просвещение народа, на прогресс науки и ознакомление вьетнамской молодой интеллигенции с культурой Европы, для чего активно использовались произведения европейских мыслителей в китайских переводах (иероглифика была все еще главным элементом образования во Вьетнаме). Впрочем, для колонизаторов эта разница была не слишком существенной, так что на рубеже второго десятилетия XX в. деятельность обоих признанных лидеров была насильственно пресечена .

Вывод: Второй период трансформации Азии завершился вместе со всем послевоенным миропорядком. Главнейшим фактором этого процесса был планетарный распад социализма. Революционный эсхатологизм пришел к своему логическому концу. На 1991 год из всех социалистических стран Азии лишь одна Монголия пошла по пути полного прекращения социалистического экспериментаторства. Однако демократическое движение в Китае, реформы во Вьетнаме, Лаосе, приближение к урегулированию положения в Камбодже, дальнейшее обострение кризиса Северной Кореи - все это ознаменовало конец революционного эсхатологизма. Социалистическая флюктуация в Азии стала самоликвидироваться, как это уже произошло к этому времени в Восточной Европе и Советском Союзе. Одно русло цивилизационного потока уже высохло у своих истоков, и в Азии катились только последние его волны (возможно, самая последняя волна захлестнула Непал в 1990 г.). Всем бывшим странам социализма предстояло искать новую бытийную модель; интеллектуальная элита этих стран все с большим вниманием смотрела на соседей, избравших модель заимствования западных артефактов при сохранении некоторых традиционных бытийных структур.