Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

На что делится протестантизм. Протестанты - это кто такие? Католики и протестанты. Протестанты в России

В 1054 году после Великого раскола две ветви христианства стали строить свои взаимоотношения с Богом так, как это, с их точки зрения, и должно быть. Через несколько столетий в среде католиков появились те, кто усомнился в чистоте католической веры. Их назвали протестантами. Еще через несколько веков они предъявили свои претензии и Православной Церкви.

Кто такие протестанты и православные

Протестанты – приверженцы религиозного учения Протестантской церкви, которая откололась от Католической в XVI веке вследствие Реформации.
Православные – верующие христиане, которые исповедуют православную веру и принадлежат к Восточной Церкви, образовавшейся вследствие раскола Вселенской Церкви на две ветви – Западную (Католическую) и Восточную (Православную).

Сравнение протестантов и православных

В чем же разница между протестантами и православными?
Православные признают как абсолютный авторитет и Священное Писание и Священное Предание. Протестанты отрицают Предание, называя его человеческим вымыслом.
Православные крестят младенцев, по словам Господа о том, что кто не родится крещения, не наследует жизнь вечную. Но если человек не был крещен в младенческом возрасте, он может принять это таинство и в старшем возрасте. Протестанты крестятся в сознательном возрасте, так как считают, что крещение немыслимо без покаяния, а ребенок не может дать обещание в верности Богу. Если умирает ребенок, утверждают они, то он попадают сразу в рай, так как не имеет греха.
Иконы, крест, мощи святых – безусловная ценность для любого православного христианина. Известны истории создания первых икон – Нерукотворного образа Христа и образов Богородицы, написанных апостолом Лукой при жизни Пречистой. Протестанты считают это идолопоклонством. Они утверждают, что, молясь перед иконой, человек поклоняется не Богу, а изображенному первообразу.
Православные поклоняются Пресвятой Богородице и святым Божиим угодникам. Протестанты отвергают культ Богородицы и не признают святых, так как они были людьми, хоть и праведной веры, а молиться людям нельзя. Кроме этого, они утверждают, что Дева Мария – образ идеальной христианки, кроткой и послушной, но она – не божество.
Православные не берутся сами толковать Библию. Чтобы лучше знать Писание, христианин может обратиться к толкованиям его святыми отцами церкви. Протестанты считают, что человек сам может толковать себе тексты Священного Писания, тщательно изучая их.
Для православного христианина существует двойственное понятие Церкви. Это, во-первых, собрание верующих, обращающих свои молитвы к Богу. Возносить эти соборные молитвы верующие собираются в храме, или, другими словами, в церкви. Храм для верующих православных – святыня, где нет места скверне. Там присутствует Сам Бог.
Для протестантов церковь – невидимое духовное сообщество людей, не стены, и не крыша. Они могут проводить собрания в кинотеатрах, на стадионах и неважно, какое мероприятие проводилось в этом месте перед тем.
Протестанты не признают крестного знамения, так как этому не учит Библия. Для православных крестное знамение – особый знак, символизирующий принадлежность к христианской вере, защита, ограждение от злого. Протестанты не носят нательного крестика.
Протестанты считают, что спасение человека совершилось на Голгофе. Человеку остается только уверовать и с того момента получить полную уверенность во спасении. Неважно, насколько грешную жизнь он вел до этого и, возможно, будет продолжать вести. Православные считают, что жизнь человеку дана для покаяния и нравственного роста. Спасение будет зависеть от этого.
Протестанты отрицают учение о посмертных мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них. Православные постоянно поминают в своих молитвах умерших ранее, существует специальный чин отпевания, а душа, по их мнению, после смерти проходит мытарства.

TheDifference.ru определил, что отличие протестантов от православных заключается в следующем:

Для православных абсолютный авторитет – Священное Писание и Священное Предание. Протестанты признают только Писание.
Православные считают, что для спасения важен личный нравственный подвиг. Протестанты утверждают, что достаточно одной только веры.
Протестанты не признают крестного знамения.
Протестанты толкуют Библию сами, не опираясь на духовный опыт людей праведной веры, как это принято у православных.
Богослужения православные проводят в храмах. Для протестантов место собрания особой роли не играет.
Протестанты отрицают православное учение о мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них.
Протестанты не признают божества Пресвятой Богородицы, святых, а также отрицают иконы и другие знаки христианской символики.
Протестанты не носят нательного крестика. Православные даже в исключительных случаях не снимают с себя креста.
Протестанты крестятся только в сознательном возрасте. Православные крестят даже младенцев.

Протестантизм представляет собой одно из ведущих направлений христианской веры, сформировавшееся позднее всего, но сумевшее подняться на второе место по числу последователей по всему миру. Согласно статистическим данным протестантизм (википедия рассматривает историю становления и развития религии достаточно подробно) сегодня исповедуют примерно 800 млн. человек. Верующих, исповедующих именно протестантизм, можно найти во всех странах мира. Даже в Исламских государствах существуют незаконно действующие протестантские церкви. Православие и протестантизм имеют ряд кардинальных отличий. Православие берет за основу Священное Писание и Священное Придание, тогда как протестантами отвергаются любые святыни, кроме Священного Придания. Протестантизм (отличие от православия наблюдается во многом) разрешает раздавать посты священнослужителей и женщинам, и мужчинам. Священнослужителями у православных христиан разрешается быть только мужчинам. Католицизм и протестантизм также имеют множество существенных различий. В частности, это касается внутренней организации церкви. На сегодняшний день существует много направлений, но основными (существовавшими изначально) считаются лютеранство, англиканская церковь и кальвинизм. Именно последняя разновидность протестантизма является наиболее строгой веткой.

История протестантизма

История протестантизма, как принято считать, датируется шестнадцатым веком. Возникновение протестантизма пришлось на период активизации движения Реформации, отвергнувшего ряд важнейших католицистических установок. Все это способствовало появлений отдельных религиозных течений, позднее объединенных в единое понятие «протестантизм».

Условно говоря, история протестантизма, начинается с отмены указа Вторым Шпейерским сеймом 1529 года, принятого в 1526 году. Бумага позволяла немецким правителям самостоятельно выбирать государственную религию для своих подданных, ориентируясь на личную веру. Аннулирование решения ограничило права лютеранцев, если сравнивать их с правами католиков. Результатом отмены стало выступление с протестом пяти немецких князей и четырнадцати вольных городов. И сторонники Реформации стали называться протестантами.
Протестантское учение, несмотря на то что история протестантизма насчитывает несколько веков, так и не стало единым целым: вероисповедание до сих пор представляет собой отличные друг от друга течения.
Направление протестантизма – основные ветви

Религия протестантизм, как вероисповедание, включает различные направления. Появившаяся в шестнадцатом веке религия, продолжает свое становление до настоящего времени, т.е. новые ветви протестантизма продолжают появляться и по сей день.

Лютеранство

Самое старинное направление протестантизма, исторически появившееся первым, стало лютеранство. Основателем лютеранской – она же Евангелическая – церкви стал Мартин Лютер. Иногда лютеранство называют еще Лютер протестантизм.

Суть протестантизма согласно его лютеранской ветке изложена в Книге Согласия. Люди, придерживающиеся этого течения протестантизма, исповедуют пять главных принципов:
Лютер протестантизм говорит, что милость божья делами человека заслужена быть не может. Это дар;
прощение за совершенные греховные поступки может быть получено лишь через веру в Евангелие. При этом у человека есть выбор – принять либо отказаться от этой веры;
Библия является Святым Писанием, содержащим выражение божественной воли. Тексты, появившиеся позднее, признаются лишь в тех частях, которые отвечают Писанию. Касается правило и сочинений Лютера Кинга – личности почитаемой, но не возведенной в культ;
спасение в этой жизни возможно только после уверования в Христа, объединившего в себе божественное и человеческое начало. Именно так преподносит отпущение грехов Лютер протестантизм;
символом поклонения этого течения протестантизма является исключительно Иисус Христос. При этом почитается Богородица и другие святые.

Вера протестантизм признает только два вида церковных таинств:
принятие крещения, необходимого для принятия веры обряда;
причастия, укрепляющего веру человека.

Лютер протестантизм не возвышает священнослужителя нам мирянами. В глазах веры он обычный человек. Для этой ветки протестантизма типично четкое разграничение между областями влияния Евангелия и мирских законов. Если Евангелие – это милость Божья, то существующие законы – его гнев.

Кальвинизм

Следующее направление протестантизма – кальвинизм, объединяющий в себе пресвитерианскую и реформаторскую церкви. Основатель протестантизма в этой ветви – Жан Ковен (Кальвин), выдвинувший собственную религиозную концепцию в первой половине шестнадцатого века.

Кальвинизм – одно из самых рационалистических направлений веры. Для этой ветки протестантизма типично верование в Библию, как в единственный и непререкаемый стандарт жизни и верований человека.

Суть протестантизма кальвинистической ветки достаточно агрессивна. В целом протестанты всех направлений свято верят, что спасение человека после совершенного им грехопадения возможно только через веру в Иисуса. Все совершаемые человеком в период своей жизни поступки – греховны по определению. Последователи кальвинизма в этой уверенности еще более жестоки – спасение либо адские муки после смерти предопределены человеку еще до его появления в этом мире и что-либо изменить невозможно. Для этого течения протестантизма характерно верование в то, что если человек ведет добродетельный образ жизни, то Богом ему предопределено спасение после смерти.

Для этого направления протестантизма характерна невероятно простая культовая практика.
Полное отсутствие реликвий и почитаемых святых.
Храмы аскетичны – вера исключает наличие икон, статуй и художественных изображений.
Алтарь и крест не являются непременными атрибутами церкви.
Службы проходят в скромной обстановке.

Кальвинизм ставит окружающую нас природу в один ряд с самой почитаемой верующими книгой – Библией.

Согласно статистике общее количество людей, исповедовавших кальвинизм, достигает 60 млн. человек. В основном последователи веры проживают на территории европейских стран. Последователи есть и в Америке, а также Азии и Африке.

Англиканская церковь

Это направление протестантизма появилось как итог принятия религиозного течения подданными английского королевства, где оно получило статус государственного. Также как лютеранство и кальвинизм, англиканская церковь рассматривает Священное Писание как первоисточник учения. Во главе церкви стоят правящая монаршая семья.

В отличие от кальвинизма и лютеранского направления англиканская ветвь не исключает спасительной роли церкви. Кроме этого, для этого направления протестантизма типично сохранение иерархии священнослужителей. При этом именно служителям культа отводится роль посредников в общении между богом и человеком.

Именно в англиканской ветви протестантства прослеживается максимальное влияние католических традиций, речь идет о построении иерархической лестницы и служение Мессы.

Англиканский протестантизм (страны, практикующие вероисповедание, многочисленны: Англия, Шотландия, Америка, Канада и другие) насчитывает примерно 58 млн. последователей по всему миру.

Сектантство

Практически каждая церковь имеет сектантские ответвления, и протестантизм исключением не стал. Наиболее известными являются баптисты, адвентисты 7-го дня и пятидесятники.

Как и многие побочные ветви протестантизма, баптизм появился в семнадцатом веке на территории Англии. Основу вероисповедания составляет библейское учение. Именно поэтому баптизм, как представитель одной из ветвей протестантизма, утверждает, что верования в искупительную жертву Христа, как и в него самого, вполне достаточно, чтобы заслужить спасение. Объясняется это тем, что уверовать способен только тот человек, который был избран богом.

Существующее учение о «духовном возрождении» в практике баптизма получает особый статус. Последователи учения верят, входящий в человека «Святой Дух» указывает на единение верующего человека с Христом.

Крещение и причастие в этой ветви протестантизма рассматриваются как символичное единение человека и Христа. Крещение принимается в сознательном возрасте, поскольку человек обязан отдавать отчет своим поступкам. Для баптизма характерен обряд катехимента: прежде чем принять крещение, человек целый год проходит «испытательный» срок.

Баптизм как протестантизм (страны, практикующие религию многочисленны) исповедуют 72 млн. человек по всему миру.

Адвентисты 7-го дня

Свое начало секта берет в девятнадцатом веке в США. Цель направления – ожидание второго пришествия Христа.

Пятидесятники

Родиной движения также является территория США. Появились пятидесятники в середине прошлого века. Последователи веры стремятся к возрождению даров Святого Духа, переданных апостолам в день празднования Пятидесятницы.

В чем отличие протестантизма от католицизма

Если проводить сравнительный анализ, то отличие протестантизма от католицизма проявляется достаточно ярко. И, прежде всего, это внутренняя организация церкви.
Католиками церковь рассматривается как единое целое. И безусловным авторитетом обладает только Папа Римский. Для протестантов типична централизация (и для лютеранской, и для англиканской церквей). При этом общины никак не взаимодействуют между собой – действует принцип автономности. Безусловный лидер направления – Иисус Христос.
Следующее отличие протестантизма от католицизма – вступление в брак. У католиков это невозможно. Тогда как представителям духовенства протестантов это разрешено.
Для католиков типична организация монашеских орденов. Протестанты никогда не отрекаются от мирской жизни. И это еще одно важнейшее отличие протестантизма от католицизма.
На пост католических священнослужителей могут поступать исключительно мужчины. У протестантов должность епископов и священников могут занимать и женщины.
Не менее важное отличие протестантизма от католицизма – возраст принятия крещения. Католики могут принимать веру в любом возрасте, но протестанты при принятии веры должны полностью осознавать свой выбор.
Католики признают семь таинств – крещение, покаяние, вступление в брак, священство, елеосвященство, миропомазание и Евхаристия. В протестантизме есть только причастие и крещение.
Католики живут с верой в день Страшного Суда и молятся о своих умерших. У протестантов молиться об умерших не принято.

Религия протестантизм более терпима к совершению обряда причастия. Так, у католиков для причастия используется только пресный бездрожжевой хлеб. Протестанты могут давать к причастию любо сорт хлеба.

Кроме этого, религия протестантизм не признает посредничества во время общения человека и Бога, но у католиков исповедоваться принято в присутствии священника. Католическая Месса признается главным церковным богослужением. Протестанты единого формата службы не признают.

Религия протестантизм от католицизма отличается еще и тем, что протестантской вере отсутствует признание креста и икон, а также не ведется почитания никаких святых. Для католиков символами поклонения становятся иконы, крест, мощи и скульптурные/живописные изображения святых.

Протестантизм в России

Протестантизм в России появился еще во времена правления царя Василия III. И потом монархи, правившие страной, предпочитали, чтобы Россию посещали именно протестанты, а католики. При этом им разрешалось придерживаться своей веры, но попытки приобщения православных христиан жестоко наказывались: миссионеров сжигали на кострах.

Протестантизм в России начал активно развиваться после присоединения Польши и Прибалтики, а затем и Финляндии. К концу семнадцатого века на территории Москвы функционировали три лютеранские церкви.

Протестантизм в России «расцвел» во времена правления Петра I: царем были разрешены браки между протестантами и православными, но рожденные дети должны были принимать православную веру. Екатерина II дала «добро» на заселение немцами (именно они и исповедовали протестантизм) территории Самарской и Саратовской губернии.

Протестантизм в России при Николае I подчинялся особому уставу, регулирующему деятельность протестантских церквей. Пастор приравнивался к дворянину, а потому часть жалования ему выплачивалась из казенных средств.

С началом войны 1914 года многие немцы-протестанты покинули Россию, отправившись на историческую родину. В советское время протестантизм, наравне с католичеством и православием, был под запретом.

Что такое протестантизм? Это одно из трех направлений христианства, совокупность независимых церквей и деноминаций. История протестантизма берёт начало в 16 столетии, в эпоху широкого религиозного и общественно-политического движения, получившего название «Реформация», что в переводе с латинского языка означает «исправление», «преобразование», «превращение».

Реформация

В Средневековье в Западной Европе всем правила церковь. Причём католическая. Что такое протестантизм? Это религиозное общественное явление, которое возникло в первой половине 16 века как оппозиция Римско-католической церкви.

В октябре 1517 года Мартин Лютер разместил в дверях виттенбергской Замковой церкви сформулированные им положения, в основе которых лежал протест против злоупотреблений церкви. Этот документ в истории получил название «95 тезисов», а его появление ознаменовало начало важного религиозного движения. Протестантизм развитие получил в рамках Реформации. В 1648 году был подписан в Вестфальской мир, согласно которому религия, наконец-то, перестала играть важную роль в европейской политике.

Сторонники Реформации полагали, что католическая церковь давно и далеко отошла от первоначальных христианских принципов. Безусловно, они были правы. Достаточно лишь вспомнить торговлю индульгенциями. Для того чтобы понять, что такое протестантизм, следует ознакомиться с биографией и деятельностью Мартина Лютера. Этот человек был лидером религиозной революции, свершившейся в Западной Европе в XVI веке.

Мартин Лютер

Этот человек первым перевел Библию с латыни на немецкий. Он считается одним из основателей Hochdeutsch - литературного немецкого языка. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, который однажды уехал в большой город, где проработал на медных рудниках, а затем стал зажиточным бюргером. У будущего общественного и религиозного деятеля имелось неплохое наследство, кроме того, он получил хорошее по тем временам образование.

Мартин Лютер имел степень магистра свободных искусств, изучал юриспруденцию. Однако в 1505 году против воли отца принял монашеский обет. После получения степени доктора теологии Лютер развернул широкую оппозиционную деятельность. Он с каждым годом всё острее ощущал свою слабость по отношению к Богу. Побывав в Риме в 1511 году, был ошеломлён развращенностью римско-католического клира. Вскоре Лютер стал главным противником официальной церкви. Он сформулировал «95 тезисов», которые были направлены, прежде всего, против продажи индульгенций.

Лютера незамедлительно осудили и, по традициям того времени, назвали еретиком. Но он, насколько это было возможным, не обращал внимания на нападки и продолжал свое дело. В начале двадцатых годов Лютер приступил к переводу в Библии. Он активно проповедовал, призывал к обновлению церкви.

Мартин Лютер полагал, что церковь не является обязательным посредником между Богом и человеком. Единственный путь спасения души, по его мнению, это вера. Он отвергал всяческие декреты и послания. Главном источником христианских истин считал Библию. Именем Мартина Лютера названо одно из направлений протестантизма, суть которого отвержение главенствующей роли церкви в жизни человека.

Значение термина

Сутью протестантизма изначально являлось отвержение католических догм. Сам этот термин переводится с латыни как «несогласие», «возражение». После того как Лютер сформулировал свои тезисы, начались преследования его сторонников. Шпайерская протестация - документ, который был подан в защиту приверженцев Реформации. Отсюда и название нового направления в христианстве.

Основы протестантизма

История этого христианского направления начинается именно с Мартина Лютера, который полагал, что человек найти путь к Богу способен и без церкви. Основные истины изложены в Библии. В этом, пожалуй, заключается философия протестантизма. В свое время, конечно, основы его были изложены довольно пространно, причём на латыни. Реформаторы сформулировали принципы протестантской теологии следующим образом:

  • Sοla Scriptura.
  • Sοla fide.
  • Sοla gratia.
  • Sοlus Christus.
  • Sοli Deο glοria.

В переводе на русский язык эти слова звучат приблизительно так: «только Писание, вера, благодать, Христос». Протестанты сформулировали пять тезисов на латыни. Провозглашение этих постулатов стало итогом в борьбе с католическими догмами. В лютеранском варианте существует всего три тезиса. Рассмотрим более подробно классические идеи протестантизма.

Только Писание

Единственным источником божьего слова для верующего человека является Библия. В ней и только в ней заключаются основные христианские доктрины. Библия не требует интерпретации. Кальвинисты, лютеране, англиканцы в разной степени не приняли старые традиции. Однако все они отрицали авторитет Папы, индульгенции, спасение за добрые дела, почитание мощей.

В чем же отличается протестантизм от православия? Различий между этими христианскими направлениями немало. Одно из них заключается в отношении к святым. Протестанты, за исключением лютеран, их не признают. В жизни православных почитание святых играет важную роль.

Только верой

Согласно протестантскому учению, спастись от греха человек способен только с помощью веры. Католики полагали, что достаточно всего лишь приобрести индульгенцию. Однако это было давно, в Средневековье. Сегодня многие христиане полагают, что спасение от грехов наступает после совершения добрых дел, которые, по мнению протестантов, являются неизбежными плодами веры, свидетельством прощения.

Итак, одна из пяти доктрин - Sola fide. В переводе на русский язык означает «только верой». Католики считают, что прощение приносят добрые дела. Протестанты добрые дела не обесценивают. Однако главным для них является всё же вера.

Только благодатью

Одним из ключевых понятий христианского богословия является благодать. Она приходит, согласно протестантской доктрине, как незаслуженная милость. Единственный субъект благодати - Бог. Она всегда действительна, даже в том случае, если человек не предпринимает каких-либо действий. Люди заслужить благодать не могут своими поступками.

Только Христос

Церковь не является связующим звеном между человеком и Богом. Единственный посредник - Христос. Впрочем, лютеране чтят память Девы Марии и прочих святых. В протестантизме упразднена церковная иерархия. Крещеный человек вправе проповедовать, совершать богослужение без духовенства.

В протестантизме исповедь не столь важна, как в католицизме и православии. Полностью отсутствует отпущение грехов священнослужителем. Однако существенную роль в жизни протестантов играет покаяние непосредственно перед Богом. Что касается монастырей, то их они и вовсе отвергают.

Только Богу слава

Одна из заповедей гласит «Не сотвори себе кумира». На неё и опираются протестанты, утверждая, человек должен преклоняться только перед Богом. Спасение даруется исключительно через его волю. Реформисты полагают, что любое человеческое существо, в том числе и святой, канонизированный церковью, недостоин славы и почтения.

Существует несколько направлений протестантизма. Основные - лютеранство, англиканство, кальвинизм. Стоит рассказать об основателе последнего.

Жан Кальвин

Французский богослов, последователь Реформации постриг принял еще в детстве. Обучался в университетах, где обучалось немало лютеран. После того как во Франции конфликт между протестантами и католиками существенно обострился, уехал в Швейцарию. Здесь учение Кальвина приобрело широкую популярность. Он пропагандировал протестантизм также и на своей родине, во Франции, где число гугенотов быстро росло. Центром Реформации стал город Ла-Рошель.

Кальвинизм

Итак, основоположником протестантизма на франкоязычном пространстве стала Жан Кальвин. Однако Реформатские теории он продвигал больше в Швейцарии. Попытка гугенотов, тех же кальвинистов, закрепиться у него на родине, не имела особого успеха. В 1560 году они составляли примерно 10 % от общего населения Франции. Но во второй половине 16 столетия разразились Гугенотские войны. В ходе Варфоломеевской ночи было уничтожено около трех тысяч кальвинистов. Все же гугеноты добились некоторых послаблений, что удалось им благодаря Нантскому эдикту - закону, который даровал французским протестантам вероисповедные права.

Кальвинизм проник и страны Восточной Европы, но здесь не занял лидирующего положения. Влияние протестантизма было довольно сильным в Голландии. В 1571 году кальвинисты прочно закрепились в этом государстве и образовали Нидерландскую реформатскую церковь.

Англиканство

Вероисповедная база последователей этого протестантского течения утверждены еще в шестнадцатом столетии. Главная особенность англиканской церкви - абсолютная лояльность трону. Согласно мнению одного из основоположников учения, атеист представляет собой угрозу для нравственности. Католик - для государства. Сегодня англиканство исповедует около семидесяти миллионов человек, из них больше трети проживает в Англии.

Протестантизм в России

Первые приверженцы Реформации появились на территории России и ещё в шестнадцатом столетии. Сперва это были протестантские общины, основанные мастерами торговцами из Западной Европы. В 1524 году между Швецией и великим княжеством московским был заключён мирный договор, после чего в страну хлынули последователи Мартина Лютера. Это были не только торговцы, но также художники, аптекари, ремесленники.

Уже, в царствование Ивана IV, в Москве появились также медики ювелиры. Многие прибыли из европейских стран по приглашению, как представители социальных профессий. Ещё больше иностранцев появилась во времена Петра Первого, который активно приглашал высококвалифицированных специалистов из протестантских стран. Многие из них стали впоследствии частью российской знати.

Согласно Ништадскому договору, заключенному в 1721 году, Швеция уступила России территории Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии. Жителям присоединенных земель гарантировалась свобода вероисповедания. Об этом было сказано в одном из пунктов договора.

Иностранцы появлялись на территории России и другим путем, менее мирным. Особенно много протестантов было среди военнопленных, в частности, после Ливонской войны, завершившейся в 1582 году. В конце 17 столетия в Москве появились две лютеранские церкви. Кирхи также были построены в Архангельске, Астрахани. В течение 18 столетия в Петербурге сформировалось несколько протестантских общин. Среди них три немецкие или итальянские, одна голландская реформатская. В 1832 году был утвержден устав протестантских церквей на территории Российской империи.

Крупные протестантские общины на протяжении XIX столетия появлялись и на Украине. Их представители были, как правило, потомками немецких колонистов. В середине 19 века в одной из украинских деревень образовалась община штундистов, которая в конце шестидесятых годов насчитывала более тридцати семей. Штундисты сперва посещали православной церкви, обращались к пастырю для совершения брака в причине детей. Однако вскоре начались преследования, которые сопровождались конфискацией литературы. Тогда и произошёл разрыв с православием.

Церкви

В чём заключаются главные особенности протестантизма, сказано выше. Но есть ещё внешние отличия этого христианского направления от католицизма, православия. Что такое протестантизм? Это учение, согласно которому в жизни верующего главным источником истины является Священное Писание. Протестанты не практикуют молитвы за умерших. К святым они относятся по-разному. Некоторые их почитают. Другие полностью отвергают. Протестантские церкви свободны от пышного убранства. В них нет икон. Зданием для церкви может служить любая постройка. Протестантское богослужение состоит из молитвы, проповеди, пения псалмов и причастия.

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом - в канонических Книгах Нового Завета.

Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической Церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».

Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.

Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.

Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма :

1. Sola Scriptura – «Только Писание».

Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».

Это доктрина о том, что спасение - это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».

Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять «только»:

  • человек спасается только верой («только верой», sola fide)
  • верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);
  • человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);
  • добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);
  • авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины, признающие в отличие от пресвитериан епископат, и в отличие от конгрегационалистов – централизованное управление, стали называться реформатами. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Оксана Куропаткина