Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Мощи Михаила Тверского возвращаются в отчий дом – Игорь Руденя

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.

5 декабря - день памяти покровителя Твери , святого благоверного великого князя Михаила Тверского.

Незадолго до этого в Твери состоялась неформальная встреча журналистов с митрополитом Тверским и Кашинским Виктором .

Главной темой разговора, конечно, стал Спасо-Преображенский собор.

Следующий год для Спасо-Преображенского собора будет особенным, юбилейным годом, когда началось основное строительство храма. Знаете, как при нынешней ситуации я называю восстановление собора? Чудом. Конечно есть определенные сложности, есть и те, кто не совсем доброжелательно относится к собору, утверждая, что он будет закрывать Императорский дворец. Но, с моей точки зрения, Дворец без Собора - в некоторой степени сирота. Потому что это комплекс и они должны быть вместе.

Впервые рассказал митрополит и о надеждах, связанных с обретением мощей благоверного князя.

Да, после разрушения собора многое почти сразу исчезло. Вместе с ним и главная святыня собора - мощи князя Михаила Тверского.

При покойном владыке митрополите Алексее мы неоднократно поднимали этот вопрос, чтобы найти их, потому что по нашим данным до начала оккупации нашего города немцами, мощи находились в подвале нашего Путевого Дворца. Причем они были открыты полностью.

Когда мы стали вновь заниматься этим вопросом, нам сказали, что в связи с пожаром в Путевом дворце они исчезли. Но как известно, пожар не коснулся подвального помещения. Значит где-то они все-таки есть. Они есть! Где? Не знаю!

Было много слухов, что они перенесли в подвалы церкви Белая Троица или в церкви Всех Скорбящих и Радость. Мы все проверили. Пока ничего. Но я думаю, что они не уничтожены.

Поэтому мы сегодня обращаемся ко всем жителям Твери: "Если кто-то знает или что-то помнит об этом, откликнитесь пожалуйста", - обратился владыка Виктор.

Уверенность митрополита в том, что святыню можно найти подтверждал и почетный краевед Твери Николай Забелин , который также был твердо в этом уверен.

Но я на эти вещи смотрю с такой позиции: может быть мы еще недостойны, чтобы обрести их? Может быть нам надо много трудиться, чтобы изменить нашу духовную жизнь, наш образ жизни? Может именно поэтому Михаил Тверской не раскрывает пока себя? Все-таки я надеюсь, не ради нас, не ради нашего достоинства, а ради славы и величия нашего города, что нам удастся их отыскать. Может быть это получится именно после восстановления собора. Возможно, Михаил Тверской ждет именно этого, - заметил митрополит.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В память о князе сразятся на кулаках и устроят фестиваль искусств 5 и 6 декабря в Твери в рамках даты пройдет ряд мероприятий.

В 9.00. - митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершит Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Твери.

В 11.00 в спорткомплексе имени Султана Ахмерова (ул. Левитана 87) состоится торжественное открытие первого Фестиваля соревнований полноконтактных боевых искусств на кубок святого благоверного князя Михаила Тверского. Участниками встречи станут православные патриотические клубы и другие патриотические организации. Вход свободный.

В 12.00 пройдет торжественная церемония возложения цветов к памятному Кресту святому благоверному князю Михаилу Ярославичу Тверскому в Городском саду. 6 декабря

В 14.00 в ДК «Литвинки» Твери состоится ежегодный «Свято-княжеский фестиваль искусств», посвященный небесным покровителям тверского края святым князю Михаилу Тверскому и княгине Анне Кашинской. В этом году он будет посвящен оркестровой музыке. На концерте выступят ведущие коллективы Твери: Тверской муниципальный духовой оркестр и Оркестр русских народных инструментов им. В.Андреева . Вход свободный.

04.12.2018 в 12:20, просмотров: 717

Тверская область празднует 700-летие подвига Михаила Тверского. Семь веков назад, 5 декабря, великий князь был убит в Орде, куда отправился по собственной воле. Житие и подвиг святого князя - это история известная, но мало кому известно, как формировался образ князя на иконах.

Итак, самое первое изображение Михаила Тверского и его матери, княгини Ксении, относится аж к 14 веку. Это выходная миниатюра из хроники Георгия Амартола, которая хранится в Российской Государственной Библиотеке в Москве. Именно там можно увидеть самое раннее на сегодняшний день изображение князя, который стоит рядом со Спасителем.


Миниатюра из хроники Георгия Амартола. 14 век.

Интересная деталь: на изображении видна яркая черта внешности князя - залысина. Причем достоверно неизвестно, действительно ли это залысина, или на изображении за века стёрлась шапочка.

До середины 17 века именно это изображение было основным при написании икон Михаила Тверского. Например, вот этой известной иконы, где изображён Михаил Тверской опять же со своей матерью - святой княгиней Ксенией.


Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские. Конец XVII века. Фонд ТОКГ

Вот уже состоявшийся к 17 веку образ святого князя.

Лик Михаила Ярославича. Фрагмент иконы «Святой князь Михаил Ярославич Тверской и княгиня Ксения Тверская», 17 век. Фото: tripguide.ru

Вообще, до обретения мощей Михаила Тверского, его на иконах изображали абстрактно. И чем дальше от Твери писали мастера, тем заметнее мог отличатся образ.

После обретения мощей в 1630-х годах, произошло изменение в подходе к написанию лика князя. Кто знает, было ли это связано именно с мощами, и что они явили - какие подробности физиологии Михаила Тверского - но с середины 17 века образ князя резко меняется. Конечно, это связано с возросшим почитанием, поэтому именно в это время и сложилась уникальная иконография Михаила Тверского, которая дошла и до нашего времени.


Благоверный князь Михаил Тверской. Икона XVII в. Фото: Русская вера

Яркий пример - икона середины 18 века с изображением святых Михаила и Арсения Тверских.

Михаила Тверского писали часто: и на иконах, и на стенах храмов. Он сразу узнаётся - у него вовсе не унифицированное лицо, а вполне конкретное. При этом часто встречаются ставшие хрестоматийными сюжеты-цитаты на картины художника Пимера Орлова "Напутствие Михаила Тверского" и "Гибель Михаила Тверского". Такие сюжеты во множестве сохранились в сельских церквях.

Пимен Орлов «Напутствие великого князя Михаила Тверского». 1847 год

Убийство Михаила Тверского. Пимен Орлов 1847

В монументальном искусстве Михаил Тверской представлен в трёх самых ярких примерах. Его фигура в цепях и на коленях присутствует на памятнике "Тысячелетие Руси" в Новгороде.

Его барельеф изображён на памятном кресте, который сегодня стоит в Городском саду Твери.


И, конечно, самый спорный образ - это конная статуя на Советской площади в Твери (ныне площадь Михаила Тверского). Последний пример - самый яркий, так как именно этот образ вызвал массу нареканий в связи с использованием унифицированного образа "русского князя" столичным скульптором Андреем Ковальчуком.


К празднику был снят ролик, который коротко и образно повествует о подвиге Михаила Тверского.

По мнению священнослужителей, инициатива общественников с временным перемещением реликвии выглядит по меньшей мере странной.

В воскресенье, 22 апреля, Ассоциация Тверских землячеств сообщила, что многолетние поиски главной тверской святыни увенчались успехом – мощи найдены в Москве. Ковчег со значительным фрагментом мощей небесного покровителя Твери находится в храме Петра и Павла в Лефортово. Это удалось выяснить «благодаря многолетним усилиям членов нашей Ассоциации», заявляет официальный сайт организации.

Новость казалась настоящей сенсацией. Ассоциация Тверских землячеств поручила «своему председателю ходатайствовать перед митрополитом Тверским и Кашинским Виктором об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о временном принесении мощей благоверного князя Михаила Ярославича из Москвы в Тверь».

В организации добавили, что «принесение мощей Михаила Тверского на Тверскую землю и организация 15 июля [в 2018 году дата религиозного праздника Собор тверских святых совпадает с Днем города Твери, – Ред . ] крестного хода может стать поистине ярким, объединяющим явлением и для тверичан, и для жителей области в целом».

Разделенные мощи

Князь Тверской Михаил был канонизирован решением церковного собора в 1549 году, через два с лишним века после кончины. Его мощи хранились в богато украшенной вызолоченной серебряной раке в соборе Тверского Спаса. В 1935 году собор был взорван, раку, по данным некоторых историков и краеведов, передали в местный краеведческий музей. Считается, что во время оккупации Калинина в 1941 году мощи Михаила Тверского были утрачены.

Рака с мощами св. князя Михаила Тверского в Спасо-Преображенском соборе в Твери. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1910 год.

Информация о находке в лефортовском храме стала неожиданной для председателя общества Михаила Тверского Георгия Пономарева.

– Я знаю, что икона с частицей мощей святого благоверного князя Михаила находится в Казанской церкви города Буденновска. Она появилась там еще до революции. В 2005 году я был в Буденовске и поклонился святыне..

Собственно, факт того, что в храме может находиться часть мощей Михаила Тверского, еще ни о чем не говорит. Согласно церковной традиции, если открывался храм или предел в честь святого благоверного князя Михаила, в оклад иконы с его изображением вкладывали частицу мощей из раки, находившейся в Соборе Святого Спаса в Твери. Так было до уничтожения Спасо-Преображенского собора.

Об этом говорит протоиерей Роман Манилов, директор тверского благотворительного фонда имени Екатерины Бакуниной. Он несколько лет занимался изучением судьбы мощей святого Михаила Тверского.

– Частицы мощей святого Михаила есть в храмах Москвы, Тбилиси, Буденновска. Это хорошо известно. Частица мощей есть и в Твери, в храме Троицы Живоначальной (Белой Троицы). Любой верующий в любое время может прийти и поклониться святыне, – обратил внимание отец Роман.

По словам священника, инициатива Ассоциации Тверских землячеств с временным перемещением частицы мощей Михаила Тверского выглядит странной. Выражаясь светским языком, зачем привозить в Тверь то, что там и так есть.

В свою очередь в организации полагают, что хранящийся в лефортовском храме фрагмент мощей значительно превосходит остальные известные в размерах. Именно поэтому нельзя исключать того, что эта реликвия имеет непосредственное отношение к исчезнувшим мощам. «Существует предположение, что эта часть мощей, которая заметно больше других известных, попала в московский храм непосредственно из раки Спасо-Преображенского собора, когда ее вскрывали в 1919 году. Вероятно, к этому причастны выпускники Тверского кавалерийского училища», – пояснили в Ассоциации Тверских землячеств.

Впрочем, протоиерей Роман Манилов убежден: святость реликвии не зависит от ее размеров. Мирской подход в данном случае неуместен.

«Чекистская» версия

В храме Петра и Павла в Лефортово не могут сказать, когда и как здесь оказалась часть мощей святого благоверного князя, служителям известно лишь, что эта реликвия находится у них уже очень давно. Исходя из местонахождения храма, вполне вероятной может быть «чекистская» версия.

В годы революции и Гражданской войны большевики грабили церкви и монастыри. Тогда их интересовали только ценности, а реликвии уничтожались, иногда их передавали священнослужителям. Чуть позже по личному распоряжению Феликса Дзержинского при изъятии церковных ценностей на нужды государства все реликвии требовалось тщательно описывать, упаковывать и отправлять на секретное хранение. Это распоряжение неоднократно подтверждалось и преемниками «Железного Феликса». Конечно, оно не всегда выполнялось, но прежнего «революционного беспредела» уже не было.

Одно из крупнейших секретных хранилищ, куда привозили предметы культа со всей страны, находилось в Москве, в одном здании с тюрьмой в Лефортово.

Известно несколько случаев, когда изъятые реликвии вдруг оказывались в немногочисленных действующих в советское время храмах.

Каким образом это происходило, неизвестно. Возможно, речь шла о целенаправленной передаче части реликвий РПЦ, при условии, что этот факт не будет афишироваться. По другим предположениям, это была частная инициатива отдельных сотрудников органов, которые по каким-то личным причинам передавали в храмы реликвии, к которым имели доступ. При желании вскрыть даже опечатанную коробку несложно. Такая версия происхождения «московских» мощей святого благоверного князя Михаила тоже имеет право на существование.

Святой многих храмов

То, что частица мощей тверского святого находится в церкви Буденновска (до середины до 1921 года город носил название Святой Крест), объяснимо. Именно там произошло воссияние мощей убиенного Михаила Тверского через несколько дней после его гибели. По преданию, москвичи, которые везли тело своего врага из Орды в Москву, остановились на ночевку в хлеву. И в ту же ночь над постройкой местные жители увидели сияние в форме креста. Это был один из первых случаев чудес с мощами князя. При строительстве Казанской церкви, посвященной святому благоверному князю Михаилу, по церковной традиции в Твери была написана икона, в оклад которой вложили частицу мощей из раки в Спасо-Преображенском соборе.

В Тбилиси – в храме святого Михаила Тверского в Исани Самогри, построенном в начале прошлого века, – частица мощей святого благоверного князя появилась согласной той же церковной традиции. Тверской святой весьма почитаем в Грузии.