Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Международное морское право: понятие, принципы, институты. Международное морское право: понятие, принципы, институты Исключительная экономическая зона

Международное морское право - это отрасль современного -международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане. Для международного морского права характерны следующие принципы:

Принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т.д., а также свободу воздушного полета над открытым морем.

Принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы

Принцип общего наследия человечества

Принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов

Принцип охраны морской среды.

Отличие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. от Конвенции 1958г. В 1958 г. было принято четыре конвенции по морскому праву: и об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов, открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались неразрешенными в этих конвенциях. Поэтому в 1972 г. началась работа Конференции по морскому праву, которая завершилась в 1982 г. подписанием новой конвенции по морскому праву. Однако, данная конвенция не вступила в силу, т.к. не была ратифицирована необходимым числом государств, ввиду разногласий по вопросам, относящимся к режиму морского дна, устанавливаемым конвенцией.

Конвенция 1982 г. утвердила основные принципы морского права. Конвенция установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль.

Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне* с государствами, имеющими выход на побережье.

В отличии от конвенции 1958 г., новая конвенция ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы.

Особое значение принадлежит нововведению режима исследования и эксплуатации режимов морского дна за пределами национальной юрисдикции.

Помимо указанных конвенций вопросы международного морского права отражены в:

Конвенции по охране человеческой жизни на море I960 г.

Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.

Международная конвенция о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954г.,

Конвенция о грузовой марке 1966 г. Правовой режим территориального моря и внутренних морских вод

Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет государства. Территориальное море (территориальные воды) - часть государственной территории.

Ширина территориального моря исчисляется от прямых исходных линий, между выступами берега.

Ширина территориального моря - 12 морских миль. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равностоящей линией.

Все иностранные гражданские суда пользуются правом свободного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пересечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым своим флагом. При проходе суда должны соблюдал, правила прохода, установленные прибрежным государством.

Прибрежное государство вправе осуществлять свою уголовную юрисдикцию в отношении иностранного невоенного и дегосударственного судна - правонарушителя лишь в том случае, если:

1. Последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2.. Совершенное преступление нарушает спокойствие в стране «ли добрый порядок в территориальном море;

3. Капитан судна или консул страны флага судна обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи в задержании лиц, свершивших преступление;

4. Принимаемые меры направлены против пиратства, торговли рабами или наркобизнесом.

От территориального моря следует отличать прилежащую зону -полосу открытого моря, прилегающую к территориальному морю, в которой государство осуществляет специализированную юрисдикцию. Эта юрисдикция распространяется на необходимость государства осуществлять таможенный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможность застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны устанавливается государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

Внутренние воды - все морские пространства, расположенные 1ежду берегом и исходной линией территориальных вод государства ; таковым относятся:

Воды, находящиеся между берегом государств и прямыми сходными линиями, от которых исчисляется ширина территориальное море;

Акватории морских портов в пределах, ограниченных с моря линией, проведенной между наиболее выдающимися в море портовыми учреждениями;

Воды заливов, имеющих ширину входа, считая между отметками наибольшего отлива, не более 24 миль. Если ширина входа превосходит 24 мили, то к внутренним водам относится только часть залива, находящаяся ближе к берегу от линии протяженностью 24 или, проведенной между двумя отметками наибольшего отлива и отграниченной при этом наибольшее водное пространство.

Воды признаваемые внутренними по историческим основаниям «историческими водами» может быть признано пространство, которым государство непрерывно обладает длительное время и это очевидно для других государств, которые занимают географическое сложение вне экономических путей, играют существенную роль для экономики прибрежного государства, затрагивают оборонные-интересы последних..

Режим внутренних вод определяется и устанавливается по смотрению прибрежного государства. Так, последнее может полностью запретить или ограничить вход иностранных судов в свои внутренние воды. При этом государство обязано обеспечить в своих внутренних водах безопасность судоходства. Во внутренних водах государство вправе в полном объеме осуществлять свою уголовную, гражданскую, административную юрисдикцию над иностранными удами.

Военные и государственные морские суда изъяты из под головной, административной и гражданской юрисдикции государства, в каких бы водах они не находились. Однако при входе о внутренние воды государства она должны истребовать соответствующее разрешение у его властей. Они не могут быть- арестованы, задержаны, конфискованы, подвергнуты досмотру. Правовой режим экономической зоны Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю. шириной не свыше 200 миль, для которой МП установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориальное море. Права государства в пределах экономической касаются разведки, разработки и сохранения, как живых, так и неживых ресурсов, как в одах. так и не дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные уда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом, искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Правовой режим международных проливов и правовой ежим международных каналов

Международный пролив - пролив, используемый для морского судoxoдcmвa, ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую, а.также применяются качестве международных в течении длительного времени.

В отношении международных проливов действует принцип свободы транзита через него судов.

Конвенция 1982 г. не затрагивает проливов, режим которых пределен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки.

Помимо указанных Черноморских (Босфор и Дарданеллы), важнейшими международными проливами считаются: Балтийские проливы. Гибралтарский пролив, Малакский и Сингапурский проливы, Магелланов пролив.

Международные каналы и проливы делят на две группы:

1. Проливы и каналы, соединяющие открытые моря

2. Проливы и каналы, соединяющие открытое море с закрытым.

Важнейшими международными каналами являются - Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919г.)

Правовой режим континентального шельфа.

Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра.

Прибрежное государство осуществляет над шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, а именно, минеральных ресурсов дна и недр, а также живых организмов, относящихся к «сидячим видам». Однако государство не распространяет в данном случае свой суверенитет на водное и воздушное пространство над континентальным шельфом. Все государства также вправе прокладывать подводные кабели на «чужом» континентальном шельфе. Разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами производится на основе взаимных соглашений.

Морское дно и его недра являются общим достоянием человечества и открыты для экономического и научного использования государств.

Континентальный шельф и морское дно являются демилитаризованной зоной.

Определение режима моря за пределами исключительной -Экономической юны

За пределами экономической зоны расположено пространство, называемое открытым морем.

Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрисдикции, кроме юрисдикции государства над своим национальным судном.

Национальность судна определяется его флагом. Порядок получения судном флага государства, установлен внутренним законодательством последнего. Национальность судна определяет юрисдикцию, распространяемую на судно. В пределах открытого моря на судно и экипаж распространяются законы его флага. Арест либо задержания судна возможно только с согласия властей государства флага судна. В территориальном море уголовная юрисдикция прибрежного государства распространяется на судно в случае, если действия судна или команды затрагивают интересы прибрежного государства или его граждан.

Универсальная юрисдикция государств возможна в случаях преследования пиратского судна, которое любое государство вправе преследовать и наказать. Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть основание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг.

В открытом море возможно преследование иностранного судна, в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается входом иностранного судна в территориальное море иностранного государства.

Международное морское право

Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством ;
  • судно занимается работорговлей ;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской среды

По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

Это интересно

Примечания

Ссылки

  • Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
  • Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
  • База данных документов по морскому праву Rise::Морское право
  • 5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
  • 2. По сфере действия:
  • 7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • Тема 3. Принципы международного права 8. Понятие и классификация принципов между­народного права
  • 9. Содержание основных принципов междуна­родного права
  • Тема 4. Субъекты международного права
  • 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве
  • Тема 5. Мирное урегулирование международных споров 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров
  • 14. Судебное разрешение международных спо­ров. Разрешение споров в рамках междуна­родных организаций
  • Тема 6. Международные договоры f
  • 15. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.
  • 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация
  • 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки
  • Тема 7. Права человека и их защита 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация
  • 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
  • 23. Международные стандарты прав человека. , Международные процедуры и механизмы за- f щиты прав человека
  • 25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
  • 26. Дипломатические представительства. Дипло­матические привилегии и иммунитеты. Дипло­матический корпус
  • 27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
  • Тема 9. Право международных организаций 28. Понятие, классификация, правовая природа и
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон
  • 30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон
  • 31. Краткая характеристика организации Северо­атлантического договора (нато) и Организа­ции американских государств (оаг) как регио­нальных международных организаций по Ус­таву оон
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничест­ву в Европе: становление и развитие, источ­ники, органы
  • Тема 10. Обеспечение международной безопасности 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели
  • 34. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
  • 35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
  • 36. Международное право и ограничение ядер­ных вооружений. Конвенции
  • 37. Конвенции о запрещении бактериологическо­го и химического оружия
  • Тема 11. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества
  • 38. Международное экономическое право: поня­тие и субъекты, цели и принципы
  • 39. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
  • Тема 12. Территория и другие пространства 40. Территория в международном праве: понятие,
  • 42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
  • 2) Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  • 3) Обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
  • 43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
  • Тема 13. Международно-правовой статус l арктики и антарктики
  • 44. Юридический статус и правовой режим Аркти­ки. «Секторная теория»
  • 45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ре­сурсов. «Система Договора об Антарктике»
  • Тема 14. Международное морское право
  • 47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море
  • 48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
  • 50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
  • Тема 15. Международное воздушное право f 51. Международное воздушное право. Понятие,
  • Тема 16. Международное космическое право
  • Тема 17. Международное экологическое право f
  • 55. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
  • 56. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
  • 57. Международно-правовая защита животного и растительного мира
  • 58. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
  • Тема 18. Международное уголовное право f
  • 60. Международные преступления: субъекты, объ­екты. Понятие и виды международных престу­плений
  • 61. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями между­народного характера
  • Тема 19. Вооруженные конфликты
  • 63. Начало войны и его правовые последствия. F Театр войны. Нейтралитет в войне f
  • 64. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 66. Международно-правовые последствия окон­чания войны
  • Тема 20. Ответственность в международном f праве f 67. Понятие и основания международно-право­вой ответственности субъектов международ­ного права
  • 68. Виды и формы международной ответственно­сти
  • Тема 14. Международное морское право

    46. Международное морское право. Понятие, принципы, источники

    Международное морское право (ММП) - совокупность норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

    ММП является органической частью общего МП: оно руководствуется предписаниями последнего о субъек­тах, источниках, принципах, праве межд. договоров, от­ветственности и др., а также взаимосвязано и взаимо­действует с другими его отраслями (межд. воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты МП при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов МП, должны действовать не только в соответ­ствии с нормами и принципами ММП, но также с норма­ми и принципами МП в целом, включая Устав ООН, в ин­тересах поддержания межд. мира и безопасности, раз­вития межд. сотрудничества и взаимопонимания.

    Для ММП характерны следующие принципы:

    принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все. государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного поле­та над открытым морем;

    принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

    принцип общего наследия человечества;

    принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

    принцип охраны морской среды.

    Кодификация ММП впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о террито­риальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране жи­вых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положе­ния этих конвенций в той степени, в которой они декла­рируют общепризнанные нормы МП, в частности межд. обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морско­му праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потре­бовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли от­ражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обла­дающих морским побережьем, на эксплуатацию эконо­мической зоны в пределах 200 миль наравне с государ­ствами, имеющими выход на побережье.

    Помимо указанных конвенций, вопросы ММП отражены в:

    Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

    Конвенции о межд. правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

    Межд. конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

    Конвенции о грузовой марке 1966 г.

    47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море

    Внутренние воды - это: а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод; б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения; в) воды заливов, берега которых принадле­жат одному государству, а ширина входа между отметка­ми наибольшего отлива не превышает 24 морских миль; г) так называемые исторические заливы, например Гуд-зонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

    Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавлива­ется прибрежным государством с учетом норм МП; оно же осуществляет в своих водах административную, гра­жданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех су­дов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных су­дов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

    Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территори­альным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного госу­дарства. Внешняя граница территориального моря яв­ляется морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего

    отлива вдоль берега: Может также применяться и ме­тод прямых исходных линий, соединяющих соответст­вующие точки.

    Согласно Конвенции 1982т. «каждое государство име­ет право устанавливать ширину своего территориально­го моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных ли­ний. Однако и сейчас около 20 государств имеют шири­ну, превышающую лимит.

    Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностран­ных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако при­брежное государство вправе принимать в своем терри­ториальном море все меры для недопущения прохода, который не я шляется мирным.

    Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно име­новались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверени­тет государства.

    Главным принципом в отношении открытого моря ос­тается принцип свободы открытого моря, который в на­стоящее время понимается не только как свобода судо­ходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовст­ва, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчи­нение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

    Понятие международного морского права

    Международное морское право представляет собой развитую систему норм, определяющих статус морских пространств, их дна и ресурсов, порядок пользования ими." Это одна из древнейших отраслей международного права, но в наше время она преобразилась в соответствии с требованиями жизни.^В 1958 г. были приняты четыре Женевских конвенции по морскому праву: об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались нерешенными.

    Это потребовало созыва новой конференции, которая продолжалась 10 лет и в 1982 г. приняла Конвенцию по морскому праву, которая пока не вступила в силу, не собрав необходимого числа ратификаций. Главная причина в несогласии ряда морских государств с установленным ею режимом морского дна. СССР подписал, но не ратифицировал Конвенцию.

    Конвенция подтвердила давний принцип морского права - свободу открытого моря, в соответствии с которым открытым морем могут свободно пользоваться на основе равноправия все государства, разумеется в рамках международного права. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Режим открытого моря охватывает свободу судоходства, включая военное, свободу рыбной ловли, научных исследований и др., при условии уважения прав и законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Свобода открытого моря определяет и свободу воздушного пространства над ним.

    Конвенция также отразила влияние на морское право основных принципов международного права. Принцип неприменения силы нашел отражение в принципе мирного использования моря. Разные авторы неодинаково формулируют принципы Конвенции. Проф. А. П. Мовчан кроме отмеченных относит к ним также принципы: общего наследия человечества, рационального использования и сохранения живых морских ресурсов, охраны морской среды.

    Конвенция внесла существенные новеллы и в конкретные институты и нормы. Сделала общепризнанным 12-мильный предел территориального моря, ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы. Но самое важное нововведение состоит в установлении режима исследования и эксплуатации ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции.

    Территориальное море и прилежащая зона

    Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Иначе говоря - это часть государственной территории (территориальные воды). Выделяются эти воды в особую категорию в силу специфики их режима. Суверенитет в данном случае осуществляется с соблюдением норм международного права, определяющих их режим. Своеобразный компромисс между суверенитетом и интересами международного судоходства.

    Конвенция установила предельную ширину территориального моря - 12 морских миль. Большинство государств приняло максимальную ширину. Вместе с тем 32 государства, в основном морские державы, придерживаются ранее существовавшего предела - 3 мили, а более 10 государств претендуют на 200-мильные воды. Закон о Государственной границе РФ 1993 г. подтвердил традиционную для страны 12-мильную ширину. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равноотстоящей линией.

    Что же касается особенностей территориального суверенитета в данном случае, то они состоят в предоставлении судам всех государств права свободного прохода. Проход должен быть непрерывным и быстрым, а также мирным. В отношении военных кораблей может быть установлено правило о предварительном уведомлении. Подводные лодки следуют на поверхности и поднимают свой флаг. При проходе суда должны соблюдать установленные прибрежным государством правила, соответствующие международному праву. Дополнительные меры безопасности устанавливаются для судов с ядерными двигателями или перевозящими ядовитые грузы. Общеизвестны аварии танкеров в территориальном море, в результате которых был нанесен большой ущерб прибрежным государствам.

    Уголовная юрисдикция государства распространяется на иностранное судно, проходящее через его территориальные воды только в том случае, если преступление затрагивает интересы этого государства, его граждан. Основанием может служить также просьба капитана, дипломатического представителя либо консула об оказании помощи. Особо выделяется такое основание, как пресечение незаконной торговли наркотиками. Если же иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод государства, то последнее может принимать любые меры для ареста или расследования на борту судна.

    Что касается гражданской юрисдикции, то она возможна в случае, если речь идет об обязательствах или ответственности, связанных с проходом через воды прибрежного государства.

    При нарушении военным кораблем законов прибрежного государства последнее может потребовать немедленного выхода из территориального моря. Не только военные корабли, но и другие государственные суда, не эксплуатируемые в коммерческих целях, обладают иммунитетом. Ответственность за причиненный ими ущерб несет государство флага.

    Прилежащая зона - полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории, включая территориальное море. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной, санитарной зоне. В этом случае мы имеем дело с одним из примеров ситуации, когда международное право расширяет юрисдикцию государства во имя обеспечения его интересов. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и территориальные воды. Иначе говоря, последние как бы включаются в прилежащую зону, но со своим режимом. Некоторые страны определили ширину зоны в 18 миль, а США в 12 миль.

    Проливы

    Морские проливы имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Велико их значение и для военного судоходства, особенно крупных морских держав. Не случайно США практически в ультимативной форме поставили на Конференции по морскому праву вопрос о максимальной свободе прохода военных кораблей через проливы. Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы.

    В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями. Примером могут служить Черноморские проливы.

    Режим Черноморские проливов определен Конвенцией, подписанной в Монтрё в 1936 г. Он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Для нечерноморских государств установлены и другие ограничения в от-. ношении прохода военных кораблей в Черное море.

    Режим международных проливов представляет еще один пример изъятия из суверенной юрисдикции во имя обеспечения общих интересов, в данном случае интересов международного судоходства. Проливы, их берега и воды входят в состав государственной территории. Однако суверенитет осуществляется с ограничениями, установленными международным правом в отношении свободного прохода морских судов и летательных аппаратов, который должен быть прямым и не наносить ущерба прибрежным государствам. В пределах, установленных международным правом, эти государства могут принимать правила, относящиеся к транзитному проходу. Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.

    Исключительная экономическая зона

    Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от той же береговой линии, от которой исчисляется ширина территориального моря. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. В данном случае имеет место новое явление, когда государство обретает суверенные права на международное пространство благодаря международному праву. Как известно, в других случаях права государства вытекают из его суверенитета.

    Правда, эти права носят специальный характер. Речь идет о правах в целях разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и его недрах. Прибрежное государство обладает правом управления экономической деятельностью в зоне. Из этого видно, что концепция ИЭЗ носит исключительно экономический характер и не означает полной юрисдикции прибрежного государства, что отражено и в ее названии.

    Международное морское право - это совокупность правовых обычаев и международных договоров, устанавливающих правовой режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам исследования и использования Мирового океана. Главенствующую роль в системе международного морского права играют его основные принципы. Наиболее важное значение имеют такие принципы международного морского права как принцип свободы открытого моря, принцип суверенитета и принцип общего наследия человечества.

    Традиционно в морском праве доминирующее положение занимали принцип свободы открытого моря и принцип суверенитета. Французский юрист Р. Дюпюи, кратко излагая суть морского права, иллюстрировал ее следующим образом:

    На море всегда схлестывалось два главных противонаправленных ветра: ветер открытого моря в сторону сушу – ветер свободы и ветер суши в сторону открытого моря – ветер суверенитета. Морское право постоянно находилось между этими конфликтующими силами.

    Принцип свободы открытого моря.

    Первый принцип международного морского права - принцип свободы открытого моря предполагает возможность беспрепятственного использования территории Мирового океана для различных целей, таких как судоходство, пролет воздушных судов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, строительство искусственных островов, рыбного промысла и научных исследований. Отправной точкой становления принципа свободы открытого моря может считаться политика королевы Англии Елизаветы I. Этот принцип, в первую очередь, следует рассматривать как важнейшее условие развития международной морской торговли и коммерции. В связи с этим, интересно отметить, что Гуго Гроций в своей знаменитой работе Mare Liberum , опубликованной в 1609 году, отстаивал свободу открытого моря, защищая право Голландской Ост-Индской компании торговать на Дальнем Востоке против исключительной монополии Португалии, закрепленной буллой папы Александра IV. В ходе переговоров о завершении голландской борьбы за независимость Испания, поддерживающая позицию Португалии, упорно противилась становлению торговых отношений между Голландией и Индией. Такая ситуация совершенно не устраивала Голландскую Ост-Индскую компанию и по ее просьбе Гуго Гроций подготовил для публикации Mare Liberum . В самом деле, основным предназначением работы была защита и расширения свободы торговли на основе свободы открытого моря. Этот эпизод призван продемонстрировать, что принцип свободы открытого моря по существу является отражением экономических и политических интересов морских держав.

    Хотя аргументация Гуго Гроция неоднократно подвергалась критике со стороны различных авторов, среди которых были Уильям Велвуд, Джон Селден, Юсто Серафим де Фрейтас, Хуан де Солорсано Пирера и Джон Боро, утверждению принципа свободы открытого моря содействовала сама практика государств. В частности, Англия, господствовавшая в то время на море, поощряла свободу судоходства для развития международной коммерции и торговли. В сущности, свобода открытого моря является следствием свободы торговли как важнейшего условия для экспансии капитализма и доминирования европейской цивилизации над всем остальным миром.

    Принцип суверенитета.

    В отличие от принципа свободы открытого моря, второй принцип международного морского права - принцип суверенитета призван гарантировать защиту интересов прибрежных государств. Данный принцип по существу означает распространение национальной юрисдикции на морские пространства и способствует территориализация Мирового океана. Принято считать, что концепция современного государства была сформулирована . Не стоит удивляться, что и современная концепция территориального моря разработана тем же автором. В своей книге, изданной в 1758 году, Ваттель заявил:

    Когда нация вступает во владение определенными частями моря, они переходят в императорскую собственность, такую же как домен, согласно тому же самому принципу, который мы применяем по отношению к суше. Эти части моря находятся под юрисдикцией государства, являются частью его территорий: государь управляет ими; принимает законы, может наказывать тех, кто их нарушает; одним словом, обладает такими же правами, как на суше, и, в общем, всеми правами, которые позволяют законы государства.

    С другой стороны, Ваттель отрицал, что открытое море может быть присвоено одним или несколькими государствами. Таким образом, Ваттель проводил четкое различие между морем, находящимся под территориальным суверенитетом, и открытым морем. В то же время, Ваттель признавал через территориальное море и . Территориальное море нельзя обособлять от открытого моря, препятствуя проходу судов. Концепция Ваттеля представляет собой прототип морского права в его современном понимании.

    Впоследствии морской пояс, примыкающий к сухопутной территории, приобретает все большее значение для прибрежных государств с точки зрения обеспечения национальной безопасности, осуществления таможенного и санитарного контроля, ведения рыбного промысла и реализации экономической политики на основе доктрины меркантилизма. Практика государств, поддерживающих притязания на морской пояс, в девятнадцатом веке приводит к формированию доктрины территориального моря. На международном уровне дуализм Мирового океана, выраженный в различии правовых режимов территориального моря и открытого моря, получает четкое подтверждение в деле о морских котиках Берингова моря между Великобританией и США 1893 года. Основная тема данного арбитражного рассмотрения касалась вопроса имеет ли США какое-либо право защищать от браконьеров морских котиков, собирающихся на Прибыловах островах в Беринговом море, находящихся за пределами общепринятой трехмильной прилежащей зоны. В данном деле арбитражная комиссия большинством голосов, пять к двум, отклонило право США в отношении защиты популяции морских котиков в океане за пределами территориального моря. В постановлении арбитражной комиссия четко указывается, что прибрежное государство не может осуществлять свою юрисдикцию в открытом море за пределами трехмильной прилежащей зоны. Отсюда, совершенно очевидно, следует, что юрисдикция прибрежного государства распространяется на полосу морского пространства, простирающуюся от берега на ширину, не превышающую трех миль.

    Таким образом можно сказать, что на основе принципа свободы открытого моря и принципа суверенитета воды Мирового океана делятся на две категории. К первой категории относится морское пространство, примыкающее к бегу, и является предметом национальной юрисдикции прибрежного государства. Ко второй категории относится морское пространство за пределами национальной юрисдикции, на нее распространяется действие принципа свободы открытого моря. До середины двадцатого века, зона была ограничена узким морским поясом, а огромная площадь океанов оставались свободной. В то время принцип свободы открытого моря доминировал в Мировом океане. Однако, после Второй мировой войны прибрежные государства все дальше расширяют территорию своей юрисдикции в сторону открытого моря для установления большего контроля над морскими ресурсами. Можно сказать, что принцип суверенитета становится катализатором развития морского права после Второй мировой войны. В любом случае, мало сомнений в том, что координация экономических и политических интересов морских и прибрежных государства до недавнего времени была одним из центральных вопросов международного морского права.

    Принцип общего наследия человечества.

    Третий принцип международного морского права - принцип . Этот принцип закреплено в части ХI . Принцип общего наследия человечества возникает как антитеза и принципу суверенитета, и принципу свободы открытого моря. Он отличается от традиционных принципов в двух отношениях.

    Во-первых, в то время как принципы суверенитета и свободы открытого моря направлены на защиту интересов отдельных государств, принцип общего наследия человечества призван содействовать интересам всего человечества в целом. Можно утверждать, что термином «человечество» определяется цивилизация людей, не ограниченная ни пространством, ни временем. Не ограниченная пространством, потому что «человечество» включает в себя абсолютно всех людей, живущих на планете. Не ограниченная временем, потому что «человечество» включает в себя как нынешнее, так и будущие поколения людей. Можно сказать, что общий интерес человечества означает интерес всех людей настоящего и будущих поколений.

    Во-вторых, принцип общего наследия человечества фокусируется на «человечестве» как новом акторе международного морского права. «Человечество» не просто абстрактное понятие. В соответствии Конвенцией по морскому праву «человечество» имеет оперативный орган управления, т. н. Международный орган по морскому дну, действующий от имени всего человечества в целом. В данном отношении можно с полным основанием утверждать, что человечество становится новым актором международного морского права. В таком смысле, принцип общего наследия человечества открывает международному морскому праву новую перспективу, выводящую его за рамки системы межгосударственных отношений.