Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Методический комплект подвижных игр для детей. Круговые пятнашки

Игры с бегом

Пятнашки

В группе этих игр, называемых пятнашками, везде сохраняется одно общее правило: один из играющих – пятнашка – ловит одного из участников, и как только он успеет кого-нибудь «запятнать» он сам должен поскорее убежать, так как «запятнанный» теперь получает право ловить всех, включая того, кем он был только что пойман. Таким образом, двое играющих могут чередоваться несколько раз до тех пор, пока пятнашка не поймает кого-нибудь другого.

Этот ряд игр мы опишем по степени сложности. К ним относятся самые элементарные игры: пятнашки простые, с названиями, с мячом, китайские, в кругу; затем с несколько большим количеством правил: пятнашки с перебежкой рядами, с препятствием, с завязанными руками.

Простые пятнашки

Из играющих выбирается один – пятнашка, который должен постараться поймать, т.е. сделать пятнашкой, кого-нибудь из остальных играющих, имеющих право бегать по площадке во всех направлениях. Пойманным считается тот, которого пятнашка ударил один или два раза – смотря по условию. Как только первый пятнашка поймал кого-нибудь, он громко называет его по имени и сам становится играющим, а новый пятнашка начинает ловить. Он может поймать и того, кто только что его запятнал, но не нужно позволять ему делать это слишком часто, иначе пятнашками будут только двое или трое.

Игра заканчивается, когда дети устанут или все перебывают пятнашками. В этом виде ее можно проводить, если число играющих не более 10, лучше всего – на площадке или в большом помещении. В большом помещении при большом количестве играющих можно увеличить число пятнашек, только в этом случае необходимо, чтобы пятнашка был отмечен каким-нибудь значком – например, платком, который он держит в руке и бросает «запятнанному», после того как поймает его определенное число раз. В том же случае, где ни то, ни другое невозможно, необходимо эту игру с небольшим числом участвующих сделать более сложной или при большем количестве играющих ограничить их свободу передвижения.

Статья опубликована при поддержке книжного магазина "Кварт Плюс". Учебные и наглядные материалы, учебники и рабочие тетради для детского сада, начальной и средней школы (Плешаков. Рабочая тетрадь. 3 класс. Купить), а также для воспитателей, педагогов, психологов и родителей. Доступные цены, заказ учебников на класс, доставка по России. Оформить заказ и посмотреть условия доставки и оплаты Вы сможете на сайте: http://www.cvartplus.ru/.

Пятнашки с мячом

Следующая разновидность, тоже допускающая небольшое число участников, – пятнашки с мячом. В этом случае пятнашка бегает с мячом, которым «пятнает» играющих. Если он «запятнал» кого-нибудь, то громко называет его имя, а «запятнанный» поднимает мяч и, в свою очередь, старается запятнать кого-нибудь; подняв мяч, пятнашка может некоторое время бежать за тем, кого он хочет «запятнать», чтобы бросить мяч на более близком расстоянии. Когда игра проводится в большом помещении или на площадке, задача пятнашки усложняется: во-первых, все играющие могут разбежаться на большое расстояние, а следовательно, в них труднее попасть; во-вторых, приходится много бегать, так как брошенный, но не попавший в цель мяч далеко укатывается. Если же, напротив, игра происходит в комнате, задача пятнашки очень легка. Чтобы несколько усложнить ее в последнем случае, можно ввести следующие одно или два правила:

1) пятнашка имеет право пятнать только с того места, где он поднял мяч, но не может бежать за играющими;

2) пятнашка должен предварительно назвать того, кого он хочет «запятнать»; если же он попадает мячом в другого, тот не считается «запятнанным».

Китайские пятнашки

К этой разновидности относятся также китайские (или турецкие) пятнашки. Здесь все играющие при приближении пятнашки могут или убегать, или приседать на месте, причем пятнашка может ловить присевшего только тогда, когда он встанет. Только необходимо следить, чтобы приседания производились правильно, т.е. чтобы играющие приседали только тогда, когда пятнашка действительно приближается к ним и может запятнать, и вставали сразу же, как только он отойдет или отвернется. Назначая эту игру, в особенности маленьким детям, следует помнить, что приседание вообще следует относить к упражнениям, требующим довольно большого напряжения, и поэтому она может продолжаться не более 10 мин., иначе на следующий день все играющие будут жаловаться на боль в ногах.

Вышеназванные виды пятнашек можно применять тогда, когда число играющих незначительно – не более 10 человек. Если же детей 15 и более, то возникают следующие сложности: теснота; трудно следить за тем, кто «запятнан»; пока пятнашка ловит на одной стороне, играющие на другой стороне бездействуют. Поэтому в таких случаях лучше подойдут следующие виды пятнашек.

Пятнашки в кругу

Играющие встают в круг, но при этом между ними должны быть такие промежутки, чтобы можно было пробегать, не задевая стоящих. По выбору или жребию двое детей выходят из круга: один ловит, другой убегает. Они могут пробегать через промежутки и через круг. Поймав убегающего, пятнашка, убегая теперь от него, может или встать в одном из промежутков между играющими, или бегать до тех пор, пока его опять не «запятнают». Таким образом, бегающие могут несколько раз чередоваться. Чем чаще меняются бегающие, тем живее идет игра. Как только убегающий встал на место, стоящий справа от него должен выбегать, а оставшийся или пятнашка (смотря по условию) может теперь или ловить выбежавшего из круга, или убегать. Последнее видоизменение лучше: игра в этом случае идет оживленнее, так как бывшему пятнашке дается возможность выбора. В таком виде можно продолжать до тех пор, пока все не устанут или не пробегают по одному или два раза.

Если стоящий справа зазевался, то при первом условии оставшийся или пятнашка может сразу подбежать и «запятнать» его даже тогда, когда тот еще не сдвинулся с места. Таким образом, оставшийся получает право убегать, а тот, кому нужно было выбегать, должен ловить.

Если дети уже хорошо усвоили правила игры и если их много, можно назначить две пары, которые будут играть самостоятельно; необходимо только, чтобы все стоящие в кругу внимательно следили за ними.

Пятнашки с перебежкой

Все становятся в сплошной круг, т.е. без промежутков, а двое бегают, догоняя друг друга; однако они не имеют права пробегать между стоящими и через круг, а могут бегать только кругом, в одном направлении. Так они бегают до тех пор, пока кто-нибудь из стоящих в кругу не пробежит между ними, иначе говоря, не перебежит дорогу пятнашке. Тогда убегающий, обежав круг до пустого места, занимает его или же, если вовремя заметил, что пятнашке перебежали дорогу, входит в круг и встает на место перебежавшего дорогу. С того момента как пятнашке перебежали дорогу, он уже ловит того, кто ему перебежал дорогу, и если поймает его, в свою очередь, убегает от него до тех пор, пока кто-нибудь опять не перебежит им дорогу. Необходимо только установить очередь для перебегающих: например, первый перебегает по назначению, а в следующей раз – уже стоящий от него справа и т.д. Каждый, кому приходит очередь перебегать дорогу, должен следить за бегающими, выждать, когда убегающий добежит до него, и тогда уже пробежать между ними. Направление после перебежки он может выбрать любое.

При небольшом количестве участников эта игра может быть еще проще: пятнашка громко называет того, кого он хочет поймать, бежит за ним и старается «запятнать». Кто-либо из остальных игроков, находящийся в любом месте игровой площадки, пробегает между ними, и тогда пятнашка, громко называя последнего, бежит за ним и старается его догнать, между тем как первый убегавший становится свободным и занимает любое место. Необходимо следить за тем, чтобы игроки не перебегали дорогу по несколько человек сразу.

Пятнашки рядами

Все играющие встают в два, три или четыре ряда, так что первый играющий из второго ряда стоит на некотором расстоянии позади первого играющего из первого ряда; первый играющий из третьего ряда так же располагается по отношению к первому играющему из второго ряда и т.д. (см. рис. 1). Таким образом, как между стоящими в одном ряду, так и между стоящими в различных рядах остаются довольно большие промежутки, через которые можно пробегать.

Двое участников начинают игру: один ловит, другой убегает. При этом убегающий может бегать только вдоль рядов, не имея права пробегать в промежутках между играющими одного и того же ряда. Переходить же из одного ряда в другой он может только по краю, при этом ему разрешается менять направление, т.е. бежать назад по тому же пути, по которому он уже пробежал. Догоняющий бегает так же, но только в поперечном направлении, т.е. проходя в промежутках между играющими из одного и того же ряда; еще он может возвращаться назад в том же направлении.

Когда догоняющий поймает убегающего, он по общему правилу становится убегающим и потому должен тотчас изменить направление бега, так же как и тот, кто прежде был убегающим. Так они могут меняться до тех пор, пока убегающий не встанет впереди кого-нибудь из стоящих в первом ряду, тогда этот же номер последнего ряда должен выбежать и догонять оставшегося, а тот, убегая, должен изменить направление. Как только убегавший встал на место, тот, перед которым он встал, делает два или три шага назад, чтобы перейти во второй ряд, а стоявший во втором ряду – в третий и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока все не устанут или не поменяются ролями условленное число раз. Кто ошибся и попал не в назначенный промежуток, встает впереди какой-нибудь пары, а стоящий позади идет его заменить; только в этом случае он делается или убегающим, или догоняющим – смотря по тому, кого он должен заменить.

Пятнашки с завязанными руками

Игра проводится так же, как и простые пятнашки, только пятнашке платком завязывают руки за спиной, и в таком виде он должен ловить играющих. Когда он кого-нибудь «запятнает» рукой, он может развязать руки и передать платок пойманному, которому завязывают руки, и он начинает ловить. Но так усложнять игру можно только в том случае, если дети уже освоились: умеют быстро поворачиваться на бегу, бегать спиной вперед и уравновешивать тело на бегу без помощи рук. В противном же случае они могут легко упасть и, не имея возможности помочь себе руками, получить травму. Игра эта, предложенная своевременно, проходит оживленно, способствуя развитию ловкости.

Пустое место

Игра заключается в беге взапуски с целью поскорее занять место в кружке, оставшееся пустым после того, как выбежал запятнанный. Главное в этой игре – быстрота бега и внимательное отношение к чувству соприкосновения.

Игра эта, подобно предыдущей, принадлежит к самым элементарным, так как здесь каждый играющий думает и действует только за себя и в ней очень мало правил, притом самых простых.

Все играющие, кроме одного (пятнашки), встают в круг так, чтобы между ними не было промежутков. Если же детей очень мало и круг тоже очень мал, то все дети отодвигаются друг от друга на расстояние вытянутых в стороны рук либо для каждого играющего (даже находящегося на расстоянии нескольких шагов от других) рисуют круг. Пятнашка проходит мимо стоящих, задевает кого-нибудь из них и бежит дальше в том же направлении. «Запятнанный» же бежит в противоположную сторону. Оба стараются, сделав определенное число кругов, поскорее занять место, оставшееся пустым.

Прибежавший раньше занимает место и остается в нем, а опоздавший начинает ходить вокруг, продолжая игру в том же порядке. Игра заканчивается, когда дети устанут или когда каждый обежит кругом определенное число раз.

В этой игре руководителю необходимо обращать внимание на то, чтобы все дети по возможности принимали одинаковое участие в игре, и если пятнашка по забывчивости или даже намеренно «пятнает» только некоторых играющих, то другие должны поднимать руки и таким образом указывать пятнашке на тех играющих, которых он пропускает. Нужно также следить, чтобы дети при беге держались определенной стороны и не сталкивались.

С целью усложнения и разнообразия игры бег можно заменить прыжками на одной ноге. Пока никто не «запятнан», пятнашка может идти или бежать на двух ногах, но с того момента, как он задел кого-нибудь, оба должны прыгать на какой-то одной ноге или менять ногу во время прыжков и таким образом стараться поскорее достигнуть пустого места. Здесь нужно следить за тем, чтобы дети умели одинаково хорошо прыгать как на одной, так и на другой ноге, а не только на той, на которой им удобнее.

Если нельзя сделать так, чтобы дети образовали большой круг (когда этого не позволяет помещение), то можно требовать от бегающих, чтобы они пробегали два-три круга, прежде чем смогут встать на пустое место. Чтобы не закружилась голова при беге в одном направлении и чтобы приучить детей производить на бегу поворот, можно позволить обоим бегающим добежать до пустого места и, повернувшись, уже бежать в противоположную сторону; при этом каждый поворачивается, как только достигнет пустого места, не дожидаясь другого, и тогда, если он уже пробежал два круга, занимает пустое место. При этом можно еще предложить играющим один круг бежать, а другой – прыгать на одной ноге и т.д.

Жгут

Данная игра требует пристального внимания и быстроты в действиях. Она напоминает игру «Пустое место», только требования, предъявляемые играющим, здесь более сложные.

Все играющие, кроме одного – жгутчика, назначенного или выбранного по жребию или по общему соглашению, садятся в круг на пол, лицо обращено в середину круга. Жгутчик берет платок, свертывает его жгутом и ходит или бегает вокруг сидящих, стараясь незаметно подложить его кому-нибудь. Присутствие платка можно определить на ощупь или на слух или по тому, как подбросивший ускоряет бег. Как только сидящий, не оборачиваясь назад, обнаружит платок, он поднимает его, выбирает направление и бежит кругом сидящих, чтобы догнать жгутчика и «запятнать» его. Жгутчик же теперь должен убегать, поэтому он с самого начала должен следить за тем, какое направление выберет догоняющий. При этом он может изменить ранее выбранное направление, если так ему будет легче убежать. Он стремится занять место догоняющего, оставшееся пустым, пока не «запятнали», пробежав при этом один или два круга (смотря по уговору). Если он успеет добежать до пустого места и сесть, то догонявший его делается жгутчиком, и игра продолжается в том же порядке.

Если сидящий не заметит, что ему подложен жгут, и жгутчик успел обойти весь круг, то он поднимает жгут, «пятнает» им положенное число раз прозевавшего, бросает жгут на пол или ему в руки и пробегает условленное число кругов до пустого места. Если же поднявший жгут догнал жгутчика раньше, чем тот успел занять пустое место, то он «пятнает» его положенное число раз, бросает ему платок и бежит к своему месту, но при этом опять-таки должен пробежать определенное число кругов. Если он успеет сесть на свое место, то жгутчик остается прежний, а если жгутчик успел его, в свою очередь, догнать, то должен «запятнать» и бросить ему платок. Так они могут меняться до тех пор, пока кто-нибудь из них не успеет добежать до места и сесть.

В этой игре необходимо соблюдать следующие правила:

1. Жгутчик должен класть платок позади сидящего, а не сбоку, и притом на таком расстоянии, чтобы его можно было достать руками.

2. Сидящие не имеют права оборачиваться назад, а могут только нащупать платок руками, если он им подложен, после того как жгутчик пройдет мимо них.

3. Никто из сидящих, видевший, как жгутчик подложил платок его товарищу, не смеет говорить ему об этом.

4. Нашедший у себя платок может сразу взять какое угодно направление, а затем уже не имеет права менять его.

При несоблюдении этих правил либо нарушитель выходит из игры, либо, если это касается первого правила, жгутчик должен снова поднять платок и идти кругом. При несоблюдении второго правила сидящий лишается права бежать. При несоблюдении третьего правила подсказавший должен догонять жгутчика вместо того, кому подложен жгут. При несоблюдении четвертого правила убегающий или жгутчик должны начать бег снова.

Игру «Жгут», как и игру «Пустое место», можно закончить каждый раз, когда убегающий садится на пустое место.

Уголки

Игра заключается в быстрой смене мест участниками в соответствии с уговором. При этом свободное лицо стремится занять временно освободившееся место, что требует внимания и быстроты в действиях. Все усложнения здесь нужны для тренировки быстроты бега и концентрации внимания.

«Уголки» – одна из более простых и распространенных игр; она известна под различными названиями и встречается в самых разнообразных видах.

Рассмотрим здесь сперва самую простую ее разновидность и затем только – те видоизменения, которые имеют какое-нибудь существенное отличие от нее, потому что в основном меняются только название игры, порядок перемены мест и условные слова, которые играющие говорят друг другу.

Самый простой вид, который возможен только в том случае, если играющих мало, называется «Мышка». Играющие становятся по углам комнаты. Если же участников больше пяти, то для каждого на полу рисуют кружок. Играющий, находящийся в середине, подходит к кому-нибудь из стоящих в кружках и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Тот отказывается, тогда он идет с той же просьбой к другому; в это время только что отказавший ему называет кого-нибудь из товарищей (по имени?) и меняется с ним местами. Находящийся же в середине должен воспользоваться этим моментом, чтобы занять кружок одного из перебегающих. Если ему это удалось, то играющий, оставшийся без кружка, идет в середину и продолжает игру таким же образом; если же не удалось, то он снова идет к стоящим с той же просьбой. Если он почему-либо долго не может получить кружок, то один из тех, к кому он обращается, говорит: «Кошка идет», – и тогда все играющие должны поменяться местами, а стоящий в середине пользуется случаем и занимает чей-нибудь кружок.

В таком виде игру можно предлагать даже самым маленьким детям. Руководитель, чтобы как следует следить за происходящим, должен обращать здесь основное внимание на стоящего в середине, так как около него сосредоточиваются главные моменты игры; так, часто случается, что стоящий в середине и перебегающий вбегают в кружок одновременно, а не один после другого, и тогда первый опять идет спрашивать, а занимает кружок только в том случае, если вбежал в него раньше.

Когда детей очень много, при таком ведении игры не каждому играющему придется активно участвовать в ней, а потому лучше устроить так, чтобы все играющие имели возможность меняться местами. Все встают в круг как можно дальше друг от друга, насколько это позволяет помещение, и рисуют на своем месте по кружку. То же делает и стоящий в середине. По сигналу руководителя все выбегают из своих кружков в каком-нибудь определенном направлении, чтобы поторопиться занять один из следующих кружков: рядом находящийся, через один или два и т.д. – смотря по соглашению (перебегать через один или два кружка можно позволить, если помещение маленькое и кружки расположены очень близко друг от друга). Стоящий в середине должен в это время постараться занять какой-нибудь кружок, тогда оставшийся без кружка начинает ходить вместо него.

Случается, что во время перемены мест кто-либо из играющих неправильно перебежит, т.е. или совсем не выбежит из своего кружка, или займет не свой кружок; вследствие этого если в это время стоящий в середине успевает занять чье-либо место, без кружка остается не тот, чье место он занял, а тот, чье место занял неправильно перебежавший; в таком случае он и должен оставаться в середине, а не тот, кто остался без кружка.

Перед тем как начать считать, определяют направление, по которому должны бежать играющие, – направо или налево. Необходимо также следить за тем, чтобы никто не выбегал из своего кружка раньше условленного сигнала. Иногда для разнообразия можно позволить участникам меняться местами в каком угодно направлении – особенно это хорошо в том случае, если стоящий в середине долго не может получить кружок.

Последний способ перемены места значительно облегчает игру, а потому не следует к нему прибегать слишком часто, так как в комнате и так может быть слишком тесно. Даже напротив, в небольшом помещении бывает необходимо придумать для стоящего в середине какое-либо усложнение: например, ему дают мяч, и в то время, когда все перебегают, он должен наметить какой-либо кружок, попасть в него мячом и затем уже успеть вбежать в него раньше, чем тот, кто по очереди должен был занять этот кружок.

Аналогично игре «Мышка» проводят игры «Соседи» и «Почта». В том и другом случае дети так же встают в круг и так же для обозначения места каждого рисуют маленький кружок.

В игре «Соседи» находящийся в середине подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает: «Довольны ли вы своим соседом?» Если играющий доволен, то он отвечает утвердительно, а находящийся в середине идет дальше и задает тот же вопрос другим. При отрицательном ответе играющий должен назвать того соседа, которым он недоволен, и того, кого он желал бы иметь своим соседом; тогда названные лица меняются местами, а находящийся в середине старается занять одно из этих мест. Если же спрошенный отвечает: «Всеми недоволен», – то все выбегают из своих кружков и меняются местами.

В игре «Почта» играющие встают в круг, а один играющий – в середину. Стоящие в кругу выбирают для себя какие-либо названия городов. Затем стоящий в середине объявляет: «Почта идет из такого-то города (или таких-то городов) в такой-то город (или в такие-то города)». Все дети, чьи города он назвал, меняются местами, а стоящий в середине, выбегая из своего кружка, старается занять какое-нибудь из этих мест. Если ему это долго не удается, то он объявляет: «Почта идет во все города», – и тогда все играющие должны выбежать из своих кружков и поменяться местами.

«Трех много!»

Данная игра требует быстроты и внимания. Это одна из наиболее сложных разновидностей пятнашек. Она хотя и не носит уже данного названия, но все же в ней соблюдается главное правило пятнашек, согласно которому пойманный имеет право тотчас же ловить того, кто его «запятнал».

Два участника образуют столб (или колонну). Каждый играющий должен стать впереди или позади него; по сигналу третий участник становится догоняющим.

Все играющие становятся в круг в два ряда, весь первый ряд стоит лицом по направлению к середине круга. Убегающий и догоняющий бегают вне круга. Задача убегающего – вбежать в круг, не будучи «запятнанным», успеть встать впереди какой-нибудь пары и сказать: «Трех много!» Если убегавший успел все это исполнить и не был пойман, то стоящий позади той пары, перед которой встал убегавший, говоря: «Двух довольно», – выбегает со своего места и должен догонять отставшего, который теперь делается убегающим и должен, в свою очередь, постараться вбежать в круг, встать впереди какой-либо пары и произнести указанные слова. Чтобы не было споров, лучше всего нарисовать перед каждой парой маленькие кружки, определив таким образом место, которое должен занять убегающий.

Эту игру еще можно вести так: догоняющий встает в круг и не дает вбежать убегающему. Остальные правила – те же самые, так что если убегающий успел встать в круг, то догоняющий делается убегающим и может, в свою очередь, или встать впереди какой-нибудь пары, или выбежать из круга, а стоявший во втором ряду той пары, перед которой встал убегающий, начинает ловить.

Продолжение следует

Участники игры встают по кругу, каждый свое место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занимает его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока, выбежавшего из круга.

Правила

1. Бегать через круг не разрешается.

2. Игроку, убегающему от пятнашки, можно пробегать не более одного круга.

3. Если пятнашка осалил убегающего, то они меняются местами.

Указания к проведению

В игре дети должны быть очень внимательными, если играющий зазевается, подведет товарища. Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пятнашку можно заменить, если он пробежал два круга, не запятнал и не занял свободное место.

Игра пройдет весело и интересно, если убегающие будут быстро меняться местами.

По материалам сборника Марии Литвиновой «Русские народные подвижные игры»

Описание игры:

Игра в «Пятнашки» - это самая простая игра в догонялки, но со своим смыслом и даже некоторыми правилами. Количество детей в этой игре неограниченно ничем. Площадку для игры лучше оговорить заранее, и пусть это будет небольшая территория. Иначе маленькие игроки устанут быстрее, чем нужно. Из игроков выбирается водящий, который становится «пятнашкой». Если желающих на роль пятнашки никого нет, тогда вам поможет считалка:

«Ахи, ахи, ахи, ох,
Баба сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы бежим, а ты постой!»


«Пятнашка» должен догонять других игроков и запятнать их, проще говоря, задеть рукой. Игрок, которого водящий запятнал, становится сам «пятнашкой». Вот в этот момент нужно громко назвать имя нового водящего, чтобы другие игроки знали, от кого убегать. Тут-то и появляется интерес. Пятнашки меняются одна за другой, а вся дружная убегающая компания детей иногда не успевает перестраиваться от одного на другого водящего. Поэтому хитрый водящий сам может притвориться убегающим игроком и поймать кого-нибудь поблизости. Ну, а после того как водящий ловит игрока, они меняются местами. И все разбегаются дальше.

Даже в эту простую игру можно внести какие-нибудь интересные детали и разнообразить её. Например, игра «Пятнашки с передачей». Отличается от классической игры в пятнашки тем, что тот игрок, которого поймали, не сдаётся сразу, а пытается тут же запятнать своего ловца. Вот тут-то и проявится вся ваша ловкость и быстрота движений. Кто кого перехитрит? «Пятнашка» должен, конечно, быть активней. Иначе он так всю игру и будет бегать со своими пятнами за другими игроками. Да и все остальные игроки заскучают.


Ещё вариант этой игры «Пятнашка с мячом». В этой игре «пятнашке» можно не только бегать, но и кидать мячик в убегающих игроков. Опять же пробежка, ловкость рук, меткость глаз и весёлое настроение сопровождают всю игру.

Можно предположить, что корни этой игры уходят далеко в детство. Ведь дети очень любят марать руки и совсем не любят их мыть. Таким образом, ребёнок с грязными ручками становится настоящим «пятнашкой», который пытается на других взрослых и детях оставить свои следы. Марать свою одежду никто не хочет и все от него убегают.

Задачи. Способствовать совершенствованию техники бега; учить детей соблюдать правила игры, воспитывать чувство товарищества и кол­лективизма.

Труд в природе: прополка огорода.

Задачи. Показать значимость проводимой работы; воспитывать трудо­любие и дисциплинированность.

Наблюдение за насекомыми: бабочки.

Задачи. Предложить детям понаблюдать за бабочкой, описать ее вне­шний вид, поведение. Рассказать детям о том, чем питаются бабочки, как выводят потомство, о превращениях, которые претерпевает бабочка за свою жизнь (яйцо - гусеница - куколка - бабочка).

Дидактическая игра «Повторяйте друг за другом».

Задачи. Учить детей понимать игровую задачу, пояснять, как нужно дей­ствовать игрокам. Развивать память, внимание.

Спортивные упражнения: катание на самокате.

Задачи. Совершенствовать технику езды на самокате; учить организо­вывать соревнования, справедливо оценивать свои действия и действия соперника.

Вечер

Прогулка

Виды деятельности

Подвижная игра «Невод».

Задачи. Развивать координацию движений, ловкость; упражнять детей в беге; учить согласовывать свои действия с товарищами.

Наблюдение за грачами.

Задачи. Закреплять умения детей отличать грача от других птиц, рас­сказывать о нем; уточнить представления о грачевнике как постоянном месте гнездования колонии грачей.

Спортивная игра городки.

Задачи. Совершенствовать технику игры; учить детей играть под руко­водством воспитателя; соблюдать правила игры, выполнять броски только по команде судьи.

Работа с детьми в группе

Виды деятельности

Наблюдение из окна за разгрузкой продуктов питания в ДОУ.

Задачи. Актуализировать и дополнить знания детей о грузовом транс­порте, продолжать знакомить с работой грузчика. Развивать любозна­тельность, наблюдательность, воспитывать уважение к людям данной про­фессии.

Беседа на тему «Спички - не игрушка».

Задачи. Обсудить с детьми, почему ни в коем случае нельзя брать спички, пробовать их зажечь. Рассмотреть несколько проблемных ситуа­ций, причиной которых стало использование спичек детьми. Рассказать о том, как нужно действовать в случае возникновения пожара.

№ 3. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Библио­тека»: организация выставки книг «Моя любимая книга»; помощь детям младших групп в ремонте книг.

Задачи. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Дидактическая игра «Сложи квадрат».

Задачи. Формировать умение детей соотносить целое и часть, разби­вать сложную задачу на несколько простых. Развивать логическое мыш­ление, цветоощущение.

№ 5. Ознакомление с художественной литературой: Б. Заходер «Что красивей всего?»

Задачи. Формировать у детей умение воспринимать образность сти­хотворной формы, отвечать на вопросы по содержанию.

День 17

Утро

Виды деятельности

Дидактическая игра «Пронумеруй предметы».

Задачи. Закреплять навыки порядкового счета; формировать умение отвечать на вопросы: «На котором по счету месте?», «За какой цифрой следует?»

№ 2. Формирование культурно-гигиенических навыков : упражне­ние «Чудесные расчески».

Задачи. Формировать осознанное отношение детей к своему внешне­му виду, потребность быть опрятными. Учить следить за своей прической, выявлять с помощью зеркала нарушения прически и исправлять их; пользо­ваться расческой после сна и прогулки.

Ветер-ветерок

(хороводная игра-пятнашки)

Ветер в парке листья кружит,

(Дети бегут по кругу, руки на поясе. В центре круга стоит ребенок-«ветер».)

В небе кружит, кружит в лужах,

(Кружатся на месте.)

Их бросает нам под ножки,

(Опять бегут по кругу.)

Нам под ножки, на дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,

(Разбегаются после слова «листок».)

Запятнай скорей листок!

(«Ветер» пытается запятнать как можно больше «листиков». Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Дождь

(хороводная игра-пятнашки)

Дождь по лужам звонко скачет,

(Дети двигаются по кругу поскоками, руки на поясе.)

Целый день сегодня плачет,

(В центре круга стоит ребенок- «дождь».)

Наклонил цветы и травы,

(Встают лицом в круг, выполняют наклон вперед.)

Стали полными канавы,

(Поднимают руки, тянутся вверх.)

Намочил он все подряд.

(Бегут по кругу. На слово «ребят» разбегаются.)

Ну-ка, дождь, пятнай ребят.

(«Дождь» пытается запятнать как можно больше детей. Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Аист

(хороводная игра-пятнашки)

На болоте у дороги

Ходит аист длинноногий.

(Дети идут по кругу с высоким подниманием колена. «Аист» в центре круга делает то же самое.)

На одной ноге стоит,

(Все встают на одну ногу, замирают.)

Лягушаток сторожит.

Аист, аист, не зевай!

(Бегут по кругу, «аист» — в круге.)

Лягушат лови давай!

(На слово «давай» «аист» начинает пятнать «лягушат». Они убегают за черту в дальнем конце площадки, где пятнать уже нельзя.)

Берегитесь, окуньки!

(хороводная игра-пятнашки)

Средь травы, на дне реки,

Стайкой ходят окуньки.

(Дети идут по кругу, в центре сидит на корточках ребенок-«сом».)

Серенькие спинки,

Спинки-серебринки.

Вдруг проснулся сом усатый:

(«Сом» встает в полный рост.)

«Расплывайтесь-ка, ребята!»

(На слово «ребята» «сом» начинает пятнать детей. Дети убегают за линию, где пятнать уже нельзя.)

На реке

Мы плывем вперегонки

По течению реки.

Раз гребок, потом другой.

Мы подружимся с рекой.

(Дети идут по кругу, делая руками гребки, как при плавании стилем брасс. Ребенок-«сом» сидит на корточках в центре круга.)

Раз нырнем, два нырнем.

(Встают лицом в круг, выполняют два приседания.)

Удивится старый сом.

(Пожимают плечами, разводят руками.)

Нас попробует догнать.

Раз, два, три, четыре, пять.

(На слово «пять» «сом» пятнает детей. Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Щенок и цыплята

Мама-курица цыплят

На прогулку водит в сад.

(Дети идут цепочкой по площадке за ребенком-«курицей», заложив руки за спину, ритмично кивают головой — «клюют».)

Непослушные цыплята

(Разбегаются по площадке. Двигаются свободно.)

Разбежались все куда-то.

(Ребенок-«курица» стоит в дальнем конце площадки.)

— Куд-куда! Куд-куда!

(«Курица» зовет «цыплят» к себе.)

Ну-ка быстро все сюда!

(В центр площадки выходит ребенок-«пес».)

— Мама, пес нас не пускает,

Он на нас сердито лает!

— Поскорей ко мне бегите

(На слово «бегите» дети бросаются к ребенку-«курице», «пес» пытается запятнать наибольшее количество «цыплят».)

И щенка перехитрите!

Воробьи и кот

Утром воробьиха-мать

Учит воробьят летать.

(Дети двигаются за ребенком- «воробьихой» по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)

Воробьята осмелели,

(Разбегаются по площадке, двигаются свободно.)

Все куда-то улетели.

(«Воробьиха» уходит в дальний конец площадки.)

— Где вы все? Сюда! Сюда!

Не случилась бы беда!

(Зовет детей к себе. В центр площадки выходит ребенок- «кот».)

К нам во двор пробрался кот,

Глупых птичек стережет.

— Мы кота обманем враз,

(На слово «сейчас» дети бросаются к «воробьихе».)

Прилетим к тебе сейчас!

(«Кот» пытается запятнать наибольшее количество детей.)

Мышеловка

Вот большая мышеловка

(Дети образуют большой круг. Идут по кругу.)

На полу, в углу кладовки,

В мышеловке сыра корка,

(Половина детей вне круга свободно двигается по площадке.)

А с кладовкой рядом норка.

Сыра захотели мыши,

На охоту мыши вышли.

(Дети-«мышеловка» поднимают руки. Дети-«мыши» проникают в круг, вбегают и выбегают из круга, потому что дети-«мышеловка» ритмично поднимают и опускают руки.)

Раз, два, три, мышей лови!

(На слово «лови» дети-«мышеловка» опускают руки. «Мыши» внутри круга оказываются пойманными.)

Гусь

Возле дома ходит гусь,

(В разных концах площадки чертятся линии.)

Очень я его боюсь.

(Дети должны перебежать из-за одной линии за другую.)

Краснолапый на пути,

(В центре площадки важно ходит ребенок-«гусь».)

Мне его не обойти.

(Он изображает, как гусь машет крыльями и шипит.)

Машет крыльями, шипит,

У него сердитый вид.

Ждать я долго не могу,

Мимо гуся побегу!

(На слово «побегу» дети бегут через площадку. «Гусь» пытается запятнать наибольшее количество детей.)

Медведь и пчелы

Пчелы копят в улье мед,

(Дети идут по кругу, держатся за руки.)

Чтоб зимой жить без забот,

Целый день кипит работа.

(Ребенок-«медведь» двигается вне круга поскоками.)

Вдруг увидели кого-то:

Неуклюжий, косолапый,

Лезет в улей толстой лапой.

(Дети останавливаются, начинают ритмично поднимать и опускать руки. «Медведь» проникает в круг и двигается в круге.)

— Лучше, мишка, мед не трогай,

Уходи своей дорогой!

(На слово «дорогой», покинув круг, ребенок убегает в «берлогу» в дальнем конце площадки. Дети-«пчелы» пытаются его «ужалить» — запятнать.)

Мошкара и лягушка

По-над речкой вечерами

Вьются мошки с комарами.

Слышен писк со всех сторон,

(Дети свободно двигаются по площадке, изображая насекомых, пищат, звенят.)

То ли писк, а то ли звон.

Плохо дело, мошкара,

Допищишь ли до утра?

Вышла погулять лягушка,

(В центр площадки прыжками направляется ребенок-«лягушка».)

Желтобрюхая квакушка.

Улетай-ка от воды,

Чтобы не было беды!

(На слово «беды» «лягушка» начинает пятнать детей-«насекомых», которые пытаются убежать в дальний конец площадки за черту. Запятнав 3—4 ребенка, «лягушка» уступает свою роль первому запятнанному ребенку.)

Сеял дедушка горох

(пятнашки-цепочка)

Сеял дедушка горох.

Был горох совсем не плох.

(Дети стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Круглый, звонкий, желтый, гладкий,

(Попеременно топают ногами на месте.)

Очень ровный, очень сладкий.

Вдруг упал мешок с горохом,

(Ребенок-«дед» совершает эти же движения в круге. Приседают.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе —

Раскатился по избе!

(Совершая поскоки, дети разбегаются по площадке. На слово «избе» «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединятся к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».)

Волк и зайки

На лесной лужайке

Веселятся зайки,

В травке кувыркаются,

(Дети-«зайки» свободно двигаются по площадке, прыгают, сделав «ушки» из ладошек.)

Прыгают, толкаются.

Вдруг из чащи вышел волк,

(В центр площадки выходит ребенок - «волк».)

Он в зайчатах знает толк.

Разбегайтесь кто куда,

(На слово «беда» «волк» бросается ловить «зайчат».)

Не случилась бы беда!

(Они убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Паучок

Паучок плетет ловушку

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Для жуков, козявок, мушек,

Лапки важно потирает

(В центре круга стоит и потирает руки ребенок-«паучок».)

И добычу поджидает:

— Всех сейчас переловлю!

(Топает ногами, грозит пальцем.)

Всех сейчас передавлю!

Берегитесь! Улетайте!

В сеть мою не попадайте!

(На слово «не попадайте» дети разбегаются по площадке. Ребенок-«паучок» пытается их пятнать. Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Дремлет в будке старый пес.

Как зовут его? Барбос!

(В центре площадки на корточках сидит ребенок-«пес».)

Сад вишневый охраняет,

Если кто войдет, поймает.

(Дети свободно двигаются по площадке, бегают, прыгают.)

Мы его перехитрим,

(Поскоками двигаются к ребенку- «псу».)

Мимо будки пробежим.

(Скачут вокруг «пса», дразнят его.)

Раз, два, три,

Барбос, лови!

(На слово «лови» «пес» кидается пятнать детей. Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Зайки и капуста

Тень-тень-потетень,

(В центре площадки стоит ребенок- «сторож».)

В огороде-то плетень,

(Он прикладывает руки к глазам, как бинокль.)

За плетнем капуста,

Сладкая до хруста.

(Дети-«зайки» прыгают по площадке.)

Зайкам хочется капусты,

В животе голодном пусто.

Зайки — прыг в огород,

(Дети прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг «сторожа», дразня его.)

А там сторож у ворот:

— Убегайте, зайки, прочь,

Вы должны себе помочь!

Раз, два, три,

Зайчишек лови.

(На слово «лови» «сторож» кидается ловить «заек». Дети убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Тигры

Вот веселые тигрята.

Тигр — их папа полосатый.

(Дети-«тигрята» свободно двигаются по площадке, прыгают, резвятся.)

В джунглях малыши резвятся,

Папу вовсе не боятся.

(В центре площадки стоят дети — «тигр» и «тигрица». «Тигрица» тихонько «рычит».)

Рядом с ним тигрица-мать

(«Тигрята» дразнят «родителей».)

Хочет деток наказать,

Чтобы больше не шалили,

Чтоб покладистыми были.

Раз, два, три,

Тигрят лови!

(На слово «лови» «тигры» бросаются ловить «тигрят», которые убегают за линию в дальнем конце площадки.)

Стадо и волк

Встало солнышко. За речку

Я гоню своих овечек.

(Ребенок-«пастушок» прутиком выгоняет детей-«овечек» на площадку, произнося текст.)

Там сочная трава,

(Дети свободно передвигаются по площадке.)

Зеленая мурава.

(В дальнем конце площадки сидит ребенок-«волк».)

Там вода в кринице,

Чтобы им напиться.

(«Пастушок» уходит на противоположный конец площадки.)

Только вдруг крадется волк,

Серый волк — зубами щелк.

(Дети произносят текст, продолжая двигаться по площадке.)

— Поскорей ко мне бегите,

Свои шкурки берегите!

(«Пастушок» зовет «овечек». На слово «берегите» они кидаются к пастуху. «Волк» пытается их запятнать. Тот, кого запятнают первым, становится новым «волком».)

Бусы

(пятнашки-цепочка)

Много бусин, как горошки,

(Дети свободно двигаются по площадке.)

Раскатилось по дорожке.

(В центре площадки стоит ребенок - « иголочка».)

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся их собрать.

(На слово «собрать» «иголочка» начинает пятнать детей. Каждый запятнанный присоединяется к «иголочке». Так выстраивается длинная цепочка детей во главе с «иголочкой». Последняя незапятнанная «бусинка» становится новым водящим.)

Бабочки и жук

Бабочки-красавицы

Над цветами кружат,

(Дети свободно двигаются по площадке, машут руками, как крыльями.)

Бабочки-красавицы

С мотыльками дружат,

(Собираются в пары и кружатся в парах.)

Лишь боятся страшного

Майского жука.

(Из круга в дальнем конце площадки в ее центр выбегает ребенок-«жук».)

Прилетает утром

Он издалека,

Он летит и жужжит,

(Он бегает между детьми-«бабочка- ми» и громко «жужжит». «Бабочки» дрожат, стоя на месте.)

От жужжанья весь дрожит:

«Всех поймаю! Всех поймаю!

Крылья всем пообрываю!»

(После слова «пообрываю» «жук» бросается пятнать «бабочек». Они убегают за линию, за которой пятнать уже нельзя.)

Дождь колючий

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

(Дети стоят лицом в круг. Выполняют ритмичные прыжки на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Стала мокрою трава.

(Приседают.)

Раз, два, три! Раз, два, три!

(Вновь ритмично прыгают.)

Все намокло, посмотри!

(Тянутся вверх, подняв руки.)

Раз, два, три, четыре, пять!

(Передвигаются по кругу поскоками.)

Дождик нас бежит пятнать!

(На слово «пятнать» разбегаются. «Дождь» пытается запятнать как можно больше детей. Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Васька серый

Спит на печке Васька серый,

До мышей ему нет дела.

(Ребенок-«кот» сидит на корточках в центре площадки.)

Мыши в горнице резвятся,

Мыши Ваську не боятся.

(Дети свободно двигаются по всей площадке, прыгают, кружатся.)

Вдруг открылся желтый глаз.

(«Кот» встает в полный рост.)

Кот поймает всех сейчас!

(На слово «сейчас» начинает пятнать «мышей». Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Цапля

Цапля ходит по болоту,

(Дети идут по кругу, высоко поднимая колени.)

Цапля делает работу —

(Это же делает и ребенок-«цапля» в центре круга.)

Ищет черная лягушек,

(Меняют направление движения.)

Ловит бедных поскакушек.

Ходит, головой кивает,

(Выполняют ритмичные наклоны головы.)

Кто не спрятался — поймает!

(На слово «поймает» «цапля» начинает пятнать детей-«лягушек». Они пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя.)

Сова

На сосне сова сидит,

Во все стороны глядит,

(Ребенок-«сова» сидит на корточках в центре площадки.)

Где мышонок прошмыгнул,

Где зайчонок прикорнул,

(Дети свободно двигаются по всей площадке, бегают, прыгают.)

Где на ветке воробей.

Разбегайся! Не робей!

(На слова «не робей» «сова» начинает пятнать детей. Дети убегают за черту, проведенную в конце площадки, где пятнать уже нельзя.)

Улетайте, птицы

В небе синем птичьи стаи,

Птицы вольные летают.

(Дети свободно двигаются по площадке, изображая полет птиц.)

Черный коршун вдруг летит,

Клюв как лезвие блестит.

Быстро, птицы, улетайте,

(В центре на корточках сидит «коршун». На слово «летит» он тоже начинает двигаться по площадке, но пятнать начинает только на слова «не попадайте».)

В этот клюв не попадайте!

(Дети пытаются убежать от него за линию, где пятнать уже нельзя.)

Ноги выше поднимай

Как сегодня поутру

Мы затеяли игру —

(Дети поскоками двигаются по кругу.)

Развеселые пятнашки.

Эй, Сережки и Наташки,

Разбегайтесь по площадке,

(Разбегаются по площадке, свободно двигаются.)

Потанцуйте-ка вприсядку,

(Танцуют вприсядку.)

Быстро в парах покружитесь,

(Кружатся в парах.)

Ноги выше поднимайте.

На скамеечки садитесь,

Не толкайтесь, не деритесь.

(Дети вновь свободно двигаются по площадке, а слова произносит ведущий, который до этого момента сидел на скамейке.)

Я пятнаю тех ребят,

Что не сели, а стоят.

(На слово «стоят» ведущий начинает пятнать детей, которые не успели сесть.)

Эй, мороз!

А на улице мороз

Щиплет щеки нам и нос.

(Дети поскоками передвигаются по кругу, в центре которого стоит ребенок-«мороз».)

Раскраснелись щеки наши,

(На бегу трут щеки ладошками.)

Отчего мы стали краше.

Не боимся мы мороза,

(Продолжают двигаться по кругу.)

Нас смешат его угрозы.

(Руки на поясе.)

Эй, мороз, беги пятнать!

(Останавливаются, встают лицом в круг.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(На слово «пятнать» «мороз» начинает пятнать детей. Дети спасаются от «мороза», встав в круги, нарисованные подкрашенной водой на снегу. Кругов должно быть меньше, чем детей.)

Машины бусы

Бусы Маша собирала,

(Дети бегут по кругу на носочках.)

Собирала, задремала,

Бусы с нитки враз скатились,

(Руки на поясе. В центре на корточках сидит ребенок. Он закрывает глаза.)

Разбежались, закружились.

(Дети разбегаются по площадке.)

Поскакали по дорожке

(Дети прыгают на носочках и бегают по площадке.)

Разноцветные горошки.

Слушай, Маша, хватит спать!

Нужно бусы собирать.

(На слово «собирать» водящий начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный присоединяется к последнему в цепочке.)

Уклейки

В речке, будто по линейке,

(Дети-водящие образуют большой круг.)

Стайкой плавают уклейки -

(У них в каждой руке по два легких шарика для настольного тенниса.)

Серебристо-голубые

И красивые такие!

(Дети-«уклейки» свободно передвигаются внутри круга.)

Раз, два, три, не зевай

И уклеек запятнай!

(На слово «запятнай» водящие начинают бросать шарики в «уклеек». Те, в кого попали шарики, покидают круг. Когда шарики у водящих закончатся, они считают, сколько «уклеек» им удалось запятнать. Затем группы меняются местами. Побеждает та команда, которая запятнала больше «уклеек».)