Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кубики сложи узор задания. Методика Никитиных для детей – схемы и кубики. Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Одна грань - красная, вторая - синяя, третья - белая, четвертая - желтая, пятая и шестая - двуцветные, красно-белая и желто-синяя. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Как изготовить игру

Проще всего купить уже готовые кубики в интернет магазине игрушек , их часто можно встретить в разделе " ". Но гораздо интереснее изготовить игрушку самому, вернее, вместе с детьми.

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 25 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке:

передняя грань - белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань - желтая,

правая грань - синяя,

левая грань - красная,

верхняя грань - желто-синяя,

нижняя грань - красно-белая

(линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Мы купили в магазине набор пластмассовых заготовок для этой игры. Нам оставалось только склеить детальки. Ну и, конечно, самим сделать карточки-задания.

Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробку. Размер коробки зависит от размера кубиков. У нас это 25 мм, поэтому и коробка со стороной в 10 см и высотой в 2,5см. Если у Вас кубики с гранью в 30мм, коробка должна иметь размер 125x125x30 мм -плюс 5 мм на свободное размещение. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрывать узор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то накаждой карточке на тыльной стороне можно написать серию и номер, а так же название узора.

Серия карточек СУ А

Дорожка Дорожка Квадрат Квадрат Квадрат Квадрат
Квадрат Квадрат Квадрат Цветок Ступеньки Крест
Пила Фонарик Фонарик Елочка Бабочка Лодка
Дом Конфета Бантик Горка Фонарик Гусь
Паркет Крюк Лесенка Молния

Вот образцы выполненных заданий:

Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 - 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рисунках вы можете выбрать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисунках узоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще "не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:

"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. С целью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Дети нередко предпочитают свои "имена".

Описание игры

Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?

Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась.

Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины,фигурыживотныхилюдейилипростопредставлялисобою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.

Как изготовитьигру

Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45).

Рис. 45

При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый.

Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95x155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.

Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46).

Рис. 46

Рис. 47

Рис. 48

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.

Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.

Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.

Как играть

Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Нопостроениемоделейпорисункам-заданиямявляетсясравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигуркидляигрыобладаютпочтинеисчерпаемымивозможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани...” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.

Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному», они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.

Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

Пособия Бориса Никитина - составная часть признанной во всем мире системы воспитания «по Никитину», основанной на идее раннего развития физических и творческих способностей.

Метод, разработанный Борисом Павловичем Никитиным, и реализованный им в своей собственной семье, состоит в гармоничном развитии как физических, так и умственных способностей детей. Развитие физических способностей достигается ежедневным закаливанием и выполнением физических упражнений, а умственные способности Борис Никитин предлагал развивать, играя с малышами в специальные занимательные игры с применением разработанных самим Никитиным пособий.

Описывая придуманные им игры и рассказывая о теоретической сущности разработанного им метода, Борис Никитин в своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" с благодарностью говорит о преемственности его методики по отношению к системе . Благодаря пристальному вниманию СМИ и ответному интересу публики развивающие игры Бориса Никитина широко известны. Классикой стали «Дроби», «Уникуб», «Кирпичики». Здесь мы расскажем об одной из самых известных игр Никитина - «Сложи узор».

В упомянутой выше книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" Борис Никитин подробно обосновывает необходимость начинать заниматься с детьми по его методикам как можно раньше. Играть с кубиками «Сложи узор» Никитин предлагает, начиная с полутора лет. Одно из главных условий эффективности развивающих методик - регулярность. Играть надо ежедневно . Благо, накопленный за несколько десятилетий опыт применения игры показал, что она очень увлекательна. Второе условие - обязательное участие родителей в игре, особенно на начальных этапах.

Что это за игра?

Материальное воплощение игры представляет собой набор из шестнадцати кубиков размером 3х3х3см. Кубики раскрашены в четыре цвета - синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом, на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Из кубиков складывают картинки. Для этого их можно укладывать на плоскую поверхность, можно ставить друг на друга в несколько рядов, или даже складывать из них сложные трехмерные фигуры. В любом случае грани кубиков, образующие повернутую к наблюдателю общую поверхность создают некоторую картинку.

В книге Б. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» подробно описано, как изготовить эти кубики своими руками. В настоящее время наборы кубиков с игрой «Сложи узор» - весьма распространенный товар интернет-магазинов . Картинки, складываемые из кубиков, могут быть самыми разнообразными - от геометрических орнаментов и сюжетных картин с фигурами людей, растений, животных до цифр, букв, логотипов.

Как играть?

Самые маленькие начинают с составления из кубиков башенок и пирамидок, выкладывания простейших фигур, с разными сочетаниями цветов. Кубики - одна из древнейших детских игрушек, из них можно строить, их можно считать, сортировать по цвету. В пособии, прилагаемом к игре, показаны простейшие картинки, которые малыши обычно без особого труда «играючи», собирают. Размер картинок в пособии для начальных занятий таков, что изображение элемента на картинке совпадает по величине с кубиком, и выполнение заданий сводится к выкладыванию кубиков поверх картинки в пособии. Как правило, с первых занятий игра притягивает внимание ребенка, увлекает его. Он с нетерпением ждет следующих занятий. Постепенно преподаватель (родитель) может усложнять задания, увеличивая количество цветов. Если на первом занятии малыш не знает, как начать, покажите ему, как играть, составив какой-нибудь простейший узор и предложите повторить.

По сложности выполнения задания в пособиях к игре можно разделить на три уровня. Первый уровень - это описанное выше воспроизведение картинок, приведенных в пособии в масштабе «один к одному». Двигаясь от простого к сложному, вы постепенно освоите складывание узоров первого уровня и сможете перейти ко второму - на этом этапе картинки придется складывать по прототипам уменьшенного масштаба. Как показывает практика применения методики, переход от одного масштаба к другому - задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Такой переход требует активной работы мыслительного аппарата и без определенного уровня абстрактного мышления вообще невозможен. Дети обычно «дорастают» до необходимого умения мыслить абстрактно годам к четырем.

Для младших дошколят сложить один-два узора за одно занятие - нормальная нагрузка, больше не надо. Ближе к школе нагрузку можно постепенно увеличить до пяти и даже до восьми заданий за одно занятие.

Высокую эффективность показала методика, которую сам В. Никитин называет «ледокол», это когда новое занятие начинают с повторения пройденных на прошлом занятии нескольких заданий. Сколько предыдущих заданий повторять зависит от сложности нового узора, чем он сложнее, тем больше нужно времени на его освоение. Учась составлять узоры, дошкольники осваивают язык чертежей, схем, географических и топографических карт, а также условных обозначений, принятых при составлении такого рода документов.

Еще одно развивающее упражнение - перерисовывание сложенных малышами орнаментов в тетрадь . Для этого очень удобна ученическая тетрадь в клеточку. Для постепенного освоения приемов перерисовывания орнаментов в тетради Б. Никитиным были разработаны специальные схемы и упражнения. Дети рисуют линии и кружочки, заполняя ими поля определенной формы.

Третий уровень сложности в развивающей игре «Сложи узор» - выдумывание и сложение собственных узоров . На этом этапе начинается настоящее творчество. После рутины повторений в узорах выдумываемых детьми начинают проступать черты творческой индивидуальности юных художников. Кстати на этом этапе зарисовывание сложенных детьми узоров обязательно, иначе сложенные с таким трудом картинки забудутся. Ограничивать детей в их фантазии и ставить какие-то рамки не следует, но приучать их приоритету изображений содержащих внутреннюю симметрию имеет смысл. Одно дело, когда понятие осимметрии ребенок получает разглядывая картинки или здания на улице и совсем другое, когда он сам эту симметрию своими руками создает.

Развивающие игры Бориса Павловича Никитина - одно из самых выдающихся его достижений. Они признаны и широко применяются во многих странах мира для развития творческих способностей детей. Игра «Сложи узор» - не исключение, планомерное приучение детей к этой игре поможет детям в развитии абстрактного мышления, освоении одного из фундаментальных понятий школьного курса, без которого не существовали бы такие дисциплины как геометрия, география, черчение, речь идет о понятии проекции.

Шаблоны квадраты Никитиных скачать, методика Никитина, квадраты никитина, сложи квадрат никитина, игры никитина сложи квадрат шаблоны

В процессе занятий с кубиками Никитина малыши развивают интеллект, внимание, умение логически мыслить. Через игру, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.

Альбом «Лето» предназначен для первоначального знакомства ребенка с игрой по квадратам Никитиных «Сложи узор»(от 1,5 - 4 лет).

Каждую схему из кубиков сопровождает веселый рисунок. У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в этом альбоме «оживают», и кубики превращаются в рыбок, цветочки, бабочек и т.д., что делает занятие увлекательным.

В комплекте 13 листов для распечатки, из которых:

12 листов - картинки с заданиями, расположенные в порядке возрастания сложности.

1 лист - раскладка для самостоятельного изготовления кубиков.

Как изготовить игру:

1. На плотной бумаге формата А4 распечатать раскладку для кубиков (либо купить специальные кубики для этой игры 4х4см).

2. Вырезать и склеить грани между собой по схеме. Для игры с альбомом «Лето» достаточно сделать всего 9 кубиков.

Кстати говоря, изготовление кубиков дает дополнительный стимул для совместного творчества с детьми. Известно, например, что самому Борису Никитину его собственные дети помогали с окрашиванием кубиков и подготовкой других игровых материалов.

3. На обычных листах формата А4 распечатать картинки с заданиями.

Как играть:

1) Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.

2) Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: «Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить зеленую дорожку для зайчика?» (При этом повторяем и закрепляем цвета.)

3) Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: «Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? — Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика».

4) Далее покажите ребенку, как нужно ставить кубики, обращая внимание на то, что нужный цвет как бы закрывает картинку сверху. Рассмотрите картинки вместе с ребенком, называя каждый новый предмет, обратите внимание на детали.

5) Если Ваш ребенок выполняет задания быстро, ловко, легко и с удовольствием, то можно усложнять задания кубиками для более старшего возраста.

Альбом «Лето» создан как приложение к игре «Сложи узор», но можно использовать его самостоятельно, вырезая, например, квадратики или треугольники из цветной бумаги и складывать из них фигуры в заданиях.

Ведь детишки так любят вырезать и клеить! А после плоской аппликации придет время и для объемных фигур из кубиков!

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»