Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кто такие колдуны и колдуньи. Кто такие колдуны. Отличие белой от черной магии

Ведьмы и колдовство завораживали умы всех людей: от разгневанных жителей деревень, интересующихся, почему их женщины обрели чувство независимости, до среднего обывателя, интересующегося был ли травяной чай, выпитый вчера вечером, зельем или просто очень плохим чаем. На протяжении многих поколений в фольклоре ведьм рассматривали как объекты мудрости и зла.

10. Кикимора

Кикимора, чьё имя очень забавно произносить, это домашний дух, которого, прежде всего, необходимо уважать. Она является женским эквивалентом и женой домового или духа семьи мужского пола, и её присутствие всегда проявляется в виде мокрых следов. Так что же делает кикимору ведьмой, с которой лучше не встречаться? Обычно, она довольно безобидна, но если её не уважать, она будет свистеть, бить посуду и разбрасывать вещи. Если вам не хочется, чтобы все ваши вещи были сломаны - уважайте эту ведьму.

9. Кирка или Цирцея (Circe)


Знаменитый персонаж в «Одиссее» Гомера, Цирцея, была ведьмой, которая жила на острове, называемом Ээя (Aeaea). У неё было довольно своеобразное хобби - она превращала проплывающих моряков в волков, львов и всяких других животных после того, как одурманивала их наркотиками. Ну, некоторые люди любят собирать марки, другие любят превращать людей в животных. Не нам её судить.

Когда Одиссей посетил Ээю, Цирцея превратила его людей в свиней, но боги дали Одиссею магическое растение, которое помешало Цирцеи одурманить него. После того, как он заставил Цирцею поклясться, что она его не предаст, Одиссей и его люди прожили год под защитой Цирцеи, прежде чем попытаться отплыть обратно в Итаку.

8. Фея Моргана (Morgan Le Fay)


Большинство людей смутно знакомо с легендой о короле Артуре и его компаньоне колдуне Мерлине, но мало кто из нас помнит героиню легенды по имени Фея Моргана. В мифах она неустанно работает над своей магией, чтобы уничтожить добрую королеву Гвиневру (Guinevere), которая прогнала её со двора, когда она была моложе. Она пытается предать любовника Гвиневры, сэра Ланселота (Sir Lancelot), и сорвать планы рыцарей короля Артура. Окончательная судьба Феи Морганы неизвестна, но, в конце концов, она мирится с королем Артуром и приносит его в Авалон (Avalon) после его последней битвы.

7. Аэндорская волшебница (Witch of Endor)


Аэндорская волшебница не обязательно была злой, но судьбу, о которой она говорила, нельзя было игнорировать. По легенде, царь Саул (Saul) пошёл к Аэндорской волшебнице, чтобы получить ответ на вопросы о том, как победить филистимлян. Аэндорская волшебница призвала призрак пророка Самуила (Samuel), который не сказал ему, как победить филистимлян, но предсказал, что они победят его, и он отправится на тот свет к своим троим покойным сыновьям. Саул, который был ранен в бою на следующий день, убил себя из страха. И в то время как волшебница технически не заставила Саула покончить с собой, она без сомнения была причастна к его смерти.

6. Дженни Гринтиз (Jenny Greenteeth)


В зависимости от того, рассказы людей из какой части Англии вы слышали, вы, возможно, знаете про эту жестокую ведьму, известную как Джинни (Ginny, Jinny, Jeannie), или Злую Дженни (Wicked Jenny). Дженни Гринтиз была ведьмой, которая преднамеренно топила молодых и старых людей просто ради забавы. В некоторых легендах она пожирает детей и пожилых людей. В других легендах она просто садистка, которая наслаждается болью, которую испытывают её жертвы. Её часто описывают обладающей зелёной кожей лица и острыми как бритва зубами. Как и в случае многих других жутких персонажей из фольклора, ею, вероятно, пугали детей, чтобы они хорошо себя вели и оставались близко к кромке воды, плавая в водоёмах во второй половине дня. Но главная мораль этой истории такова: держитесь подальше от зелёных речных ведьм.

5. Чедип (Chedipe)


Ах, Чедип. Кто ты: ведьма, вампирша или нечто другое? В любом случае это не прекрасная леди под лунным светом. Чедип это женщина, которая умерла во время родов или покончила жизнь самоубийством и которая является индийским эквивалентом суккуба. Она ездит на тигре в лунном свете, и когда она заходит в дом, ни одна душа не просыпается и не замечает её. Затем она высасывает жизнь из каждого человека через пальцы его ног - да-да, через пальцы ног, и исчезает без следа.

4. «Вещие сёстры» или Три Ведьмы (Weird Sisters)


«Макбет» (Macbeth) это одна из самых выдающихся пьес Шекспира, в которой есть уйма потрясающих героев, кроме того, она наполнена магией, предательством и страхом. Но самыми первыми персонажами в истории являются те, которые запускают всё в движение - Вещие сёстры. И да, они конечно более чем странные, но в данном случае «странные», означает «судьбоносные», так что они, скорее, «Сестры Судьбы». Они действуют как разрушительная сила и не просто отправляют Макбет крутиться по спирали коррупции и паранойи, они посылают всю Шотландию на войну только для того, чтобы свергнуть одного человека с власти. А это уже самое настоящее зло.

3. Ведьма семьи Белл (Bell Witch)


Ведьма семьи Белл является самой известной ведьмой в американском фольклоре, и её история это именно та история, которую рассказывают вокруг костра. Ведьма семьи Белл предположительно была полтергейстом, который появился в доме Джона Белла старшего (John Bell, Sr) в 1817 году. Ведьма семьи Белл нападала на членов семьи и часто ругалась на семью. В конце концов, она отравила Джона Белла-старшего, оставив бутылку яда, замаскированную под лекарство. Надо не забыть сжечь немного шалфея сегодня.

2. Геката (Hecate)


Геката была греческой богиней колдовства. Она была также богиней ведьм, колдовства, ядовитых растений, а также многих других колдовских атрибутов. Геката была дочерью титана Перса (Perses), и ей по-прежнему поклоняются некоторые греческие политеисты. Говорят, что само понятие сглаза пошло от неё, и святыни в её честь были возведены, чтобы умерить гнев злых демонов и духов в греческих мифах. Одно из её имён «Хтония» (Chthonia) в переводе означает «из подземного мира».

Так что же делает её такой устрашающей? Ну, во-первых, она - богиня колдовства. Если бы она существовала, она, вероятно, не слишком жаловала бы древнюю привычку Европы (или Салема, штат Массачусетс) ненавидеть и сжигать/убивать «ведьм» (которые, скорее всего, были просто несчастными невинными). Тот факт, что мы превратили ведьм из страшных мудрых женщин, способных причинять боль и лечить людей, в прекрасных женщин на телевидении, которые используют магию, чтобы сдать экзамены, скорее всего, раздразнил бы её.

1. Грайи (Graeae)/ Мораи (Morai)


Так какие же ведьмы займут первое место в этом списке? Конечно же, сами прядильщицы судеб. Грайи и Мораи это троицы ведьм разных видов, которые понимают капризы судьбы, а исходя из того, что их часто путают, мы расскажем об обеих троицах. Мораи ткут полотно судьбы, и судьба каждого человека привязана к их полотну, даже судьбы бессмертных.

Грайи же напротив, были тремя злобными сёстрами, родственницами Горгон (Gorgons) (Медузы и двух её менее известных сестёр). Грайи были не самыми дружелюбными созданиями, но у них был один глаз на всех, который они передавали друг другу. Грайи также обладали познаниями о неизвестном и о судьбе, но они её не контролировали. Так какие же из них хуже? Сёстры Медузы, или те, которые могли перерезать вашу нить жизни? Наверное, дорогой читатель, лучше всё-таки держаться подальше от обеих троиц.

Ведьмы есть и сейчас. В 1954 году англичанин Джеральд Гарднер представил публике новую религию, Викка. По сути, виккане представляют собой модернизированный культ ведьм: они поклоняются рогатому богу и триединой богине.

Вопреки распространенному мнению, колдовство мало связано с сатанизмом. Корни ведьм и колдунов уходят далеко в прошлое и затрагивают языческие верования, где понятия сатаны не существовало в принципе.

Не все ведьмы злые. Средневековье разделило колдунов, занимающихся белой и черной магией. Впрочем, и тех и других с удовольствием сжигала на кострах инквизиция.

Люди индийского штата Ассам до сих пор известны, как настоящие практики черной магии. Считается, что избранные мастера способны превращать людей в животных.

В средние века на европейских кострах погибло очень много невинных женщин. Ведьмой могли обвинить любую — из зависти, коварства или неудовлетворенной похоти. Такая практика поставила население европейских стран в неприятное положение: детей рожать стало просто некому.

Но еще больше женщин погибло в застенках пыточных камер. Гонениям подвергались девушки всех сословий. Быть повитухой значило подвергать опасности не только свою жизнь, но и жизнь своих близких.

Существовало даже специальное руководство для выявления черной магии. Опус Malleus Maleficarum, молот ведьм, учила охотников за ведьмами тонкостям профессии: где сбрить у женщины волосы, чтобы увидеть знак сатаны, как избежать заклятий и даже отвадить самого черта.

Свои ведьмы были не только в Европе. Индия вырастила своих адептов черной магии, прозванных Daayani, что означает женщину со сверхъестественными силами. В течение всего 15-го века культ Daayani процветал во многих индийских штатах.

Почти все, что вам известно о ведьмах, не соответствует действительности. Они не носят заостренные головные уборы, не варят зелья в огромных котлах и с носом у них все в порядке. Это лишь некоторые из многих абсурдных вещей, которые популярные средства информации распространяют о ведьмах и колдовстве. Вот, кем они были на самом деле. Ведьмы есть и сейчас. В 1954 году англичанин Джеральд Гарднер представил публике новую религию, Викка. По сути, виккане представляют собой модернизированный культ ведьм: они поклоняются рогатому богу и триединой богине.
Вопреки распространенному мнению, колдовство мало связано с сатанизмом. Корни ведьм и колдунов уходят далеко в прошлое и затрагивают языческие верования, где понятия сатаны не существовало в принципе.
Не все ведьмы злые. Средневековье разделило колдунов, занимающихся белой и черной магией. Впрочем, и тех и других с удовольствием сжигала на кострах инквизиция.
Люди индийского штата Ассам до сих пор известны, как настоящие практики черной магии. Считается, что избранные мастера способны превращать людей в животных.
В средние века на европейских кострах погибло очень много невинных женщин. Ведьмой могли обвинить любую - из зависти, коварства или неудовлетворенной похоти. Такая практика поставила население европейских стран в неприятное положение: детей рожать стало просто некому.
Но еще больше женщин погибло в застенках пыточных камер. Гонениям подвергались девушки всех сословий. Быть повитухой значило подвергать опасности не только свою жизнь, но и жизнь своих близких.
Существовало даже специальное руководство для выявления черной магии. Опус Malleus Maleficarum, молот ведьм, учила охотников за ведьмами тонкостям профессии: где сбрить у женщины волосы, чтобы увидеть знак сатаны, как избежать заклятий и даже отвадить самого черта.
Свои ведьмы были не только в Европе. Индия вырастила своих адептов черной магии, прозванных Daayani, что означает женщину со сверхъестественными силами. В течение всего 15-го века культ Daayani процветал во многих индийских штатах.

В нашем мире много удивительных вещей. Далеко не все они прекрасны, интересны и безопасны. К примеру, вы знаете, чем занимаются колдуны? Это слово каждый использует в меру своего понимания процесса волшебства. А информация, как правило, черпается из развлекательной литературы и фантастических фильмов. Давайте разберем все, что связано с колдунами. Какова их суть, чем они занимаются, есть ли у этого слова иные значения, что тоже интересно.

Колдуны - это кто такие?

Начнем разбор нашего понятия со словарей, как обычно поступают исследователи. Толкователи дают довольно пространные объяснения, сводящиеся к одному: имеются в виду черные маги. То есть колдуны - это личности, имеющие чародейский талант. Они обладают сверхъестественными способностями, не признаваемыми наукой. Имеются в виду совсем не выдающиеся таланты. К примеру, некоторые люди умеют оперировать многозначными числами, мгновенно их перемножают и делят в уме. Но это не относится к области чародейства. Колдовство имеет иную, неземную природу, как объясняют толкователи. Это способность общаться с другими мирами, в том числе и загробным. Кроме того, черные чародеи умеют использовать жителей иных пространств в своих целях. А занимаются они делами, неугодными Господу, вредят простым людям, наводят порчи, накладывают проклятия.

Описание колдунов в славянской мифологии

В детстве нам читают сказки, в которых фигурирует Баба-яга. Этот персонаж народного творчества имеет прямое отношение к колдовству. Бабуля, живущая вдали от народа, согласно сказкам, умеет добывать информацию из пространства, владеет волшебными вещами. Основной ее чертой является страшная злоба на весь белый свет, то есть простой народ.

Считается, что свой колдун или ведьма были почти в каждом селении. Заполучить такой сомнительный талант можно по своей воле или насильно. Иногда колдуны - это неосторожные люди, случайно принявшие особые способности. Так, согласно сказам и поверьям, ведьму не пустят в мир мёртвых, если она не отдаст чародейского дара тому, кто остается на земле. Иногда они подбирают и воспитывают учеников. А бывает, что приходится наделять сверхспособностями первого встречного. Для этого достаточно только дотронуться до человека. Маги ходят среди людей, опустив голову, поглядывая искоса. Они способны общаться с животными и даже превращаться в них.

Где обитают чародеи?

Черный колдун, если он настоящий, сторонится людей. Их смех, любовь, радость, то есть энергетика, вызывают у этой личности почти физическую боль. Потому чародеи вредят, стараются погасить положительные эмоции. Люди уверены, что ведьмы - это посланцы дьявола. Вероятно, так и есть.

Колдунам неприятно общение с обычными гражданами. Они никогда не заводят семьи, хотя заводят любовные связи. Дети у них рождаются редко. Передавать свой дар они предпочитают не по крови, а по призванию. Чародеи, как их описывают в легендах, не следят за внешней привлекательностью. У этих людей косматые, нечёсаные патлы, отросшие до безобразия волосы, неостриженные ногти. Им безразлично, какое впечатление они оказывают на окружающих.

Колдуны живут между двумя мирами: земным и потусторонним. У каждого имеются свои черные покровители, которые исполняют их пожелания и приказы.

Можно ли избавиться от темного таланта?

Говорят, что некоторые люди изгоняют из души черный дар. Согласно поверьям, избавиться от темных чар могут только личности, которые приобрели талант по случайности. Кстати, в старину односельчане с неохотой общались с колдунами, обращались к ним только по надобности, рожденной страстями. Например, магов просили наказать обидчика, приворожить парня или девицу, избавить от порчи. Особенно опасались подходить к ложу умирающего мага. Считалось, что его темная душа отойдет от тела только после того, как он отдаст дар.

А обладание им является сущим наказанием. Все земное становится серым и неинтересным, в сердце поселяется лютая злоба. Избавиться от нее помогает искреннее покаяние. Однако рассказов об удачных случаях преодоления бремени колдовства практически не существует. Злая сила затягивает, даря ощущение всемогущества. Даже бывший колдун не теряет связи с темными покровителями. Он способен навести порчу или сглазить просто так, ради удовольствия.

Альтернативный взгляд

Есть и другое толкование чародейства. Некоторые исследователи считают, что во все времена рождались люди, стремящиеся проникнуть в суть вещей, своеобразные философы. Они на практике изучали окружающий мир, проводили эксперименты. Как правило, старались вести отшельническую жизнь, так как окружающие не понимали и не разделяли их интересов.

С этой точки зрения суть колдунов состоит в попытках получить больше знаний о законах, по которым живет природа. Отсюда и сверхъестественные способности. Они являются результатом огромной и упорной работы над собственным развитием. А все вышеописанные страшные рассказы - всего лишь домыслы обычных граждан, не понимающих, чем занимается отшельник.

Обе легенды сходятся в том, что иногда современники обращаются к колдунам за помощью и получают ее. Однако далеко не всегда содействие человека, продвинувшегося по пути развития, идет на пользу просителю. Эта теория описывает, какое колдун значение имеет для всего человечества. Люди всегда стремились к большему. Только ценностные ориентиры оказывались разными. Одних манило богатство, других - ратные подвиги, а колдуны старались овладеть знаниями, чем обогащали цивилизацию в целом. В общем и та, и другая теория описывают человека, владеющего магией. Под последней понимаются умения и навыки, необъяснимые с точки зрения современной науки.

Другое значение слова "колдуны"

Для интереса опишем еще одно толкование, кулинарное. Колдунами называют пирожки из картофельного теста с острой мясной начинкой, поджаренные в масле или запеченные в духовке. Блюдо это относят к белорусской кухне. Говорят, блюдо необыкновенно вкусное. Оттого и называется "колдуны". Барышни его используют, чтобы «приворожить» мужчину через желудок. Как отведает стряпни красавицы, никогда к другой не пойдет. Так это или нет, нужно проверять на практике. А если колдуны не получатся, тоже не стоит расстраиваться, знать, нет у вас магических талантов. Но оно и к добру, наслаждайтесь яркими красками нашего удивительного мира и берегите сердце от зла. Удачи!

Н аряду с настоящими жрецами у всех славян в древности был распространен еще один вид посредников между народом и богами или демонами, посредников, действовавших без помпы, без храмов и жертвоприношений, но которые тем не менее оказывали значительное влияние на верования народа и па жизненно важные решения как отдельных верующих, так и целых семей и даже больших поселений. Это были колдуны (маги), обычно называвшиеся у древних славян волхвами . Кто же такой колдун на древней Руси?

Помимо этого, колдунов называли по-разному, в зависимости от вида магии, которым они занимались: чародей, ведьмак , ведун, вещий, гадач, баялышк. обасник, сорожец, врач, кудесник, наузиик, кобиик, кузедлик и т. п. (так же названия имелись, разумеется, и в женском роде).

Вера в магию, то есть в силу, которая может заставить духа выполнять волю человека, появляется уже па самой низкой ступени культуры, когда едва ли можно говорить о какой-либо системе религиозных воззрений.

Для того чтобы удержаться, магия использует самые различные сверхъестественные, магические средства, многие из которых засвидетельствованы у славян в языческий период. Основной свой удар христианская церковь направляла против этой языческой магии, так как языческих богов она уничтожила сразу: разбила идолов и разрушила языческие святилища. Маги же и магия остались, и церковь вела с ними упорную борьбу. Но даже и теперь в глухих областях сохранилось много обычаев и поверий, связанных с колдовством и магией, носящих иногда чисто языческий, примитивный характер.

Различные колдуны древних времен упоминаются в древнейших польских и чешских хрониках, а также у древних болгар. Однако наибольшее количество интереснейших сообщений мы имеем по Древней Руси. В русских летописях, относящихся к Х-ХП векам, колдуны - волхвы - упоминаются очень часто, и мы имеем возможность более глубоко познакомиться с их значением и деятельностью. На Руси волхвы играли видную роль в общественной жизни и, в частности, являлись главными представителями лагеря, боровшегося против христианства.


Видя влияние волхвов па народ, церковь со всей силой обрушилась на них, но встретила, особенно в первый период, бурное и радикальное сопротивление волхвов и шедшего за ними народа. Несколько интересных свидетельств этого имеется в Киевской летописи. Большое значение волхвов, обладавших кое-где большей властью, чем князья, подтверждают также и восточные источники.

В церковном уставе Владимира Святого к ведомству духовного суда отнесены: «ветьство, зеленичество, потворы, чародеяния, волхованья». Наказание волхвам и чародеям было сожжение, как сжигались музыкальные инструменты и «черные» (чародейные) книги, так подобной же участи подвергались и колдуны, и чародеи. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде «изъжгоша волхвов четыре, творяхуть я (их) потворы деюща, а Бог весть, и сожгоша на Ярославле дворе ». По свидетельству Никоновской летописи, волхвы были приведены новгородцами не на княжеский, а на архиепископский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр.

Из следственных дел XVII столетия видно, что за чародейство и ворожбу наказывали ссылкой в дальние места и заключением в монастырь на покаяние, следовательно, кроме сожжения, употреблялись и другие, легчайшие наказания. Очевидно, при назначении наказания принималась в расчет степень виновности.

А. Афанасьев замечает: «Колдун и колдунья явились существами враждебными тем благотворным жизненным силам, которые прежде охранялись ими, теперь, вследствие отрицательного влияния новых воззрений, они стали вредить. Первоначально мольба (заговор) колдуна и ведьмы , обращенная к светилам, призывала покровительство этих светлых божеств и прогоняла нечистую силу смерти, болезней и бесплодия: так верил язычник. В позднейшую эпоху создалось поверье, что колдуны и ведьмы не только не охраняют здоровья, а напротив, сами насылают на человека болезни, сушат его, напускают на него мару или отводят глаза, так что он видит все в обманчивых образах. По первобытному представлению, колдун и ведьма низводили с неба оплодотворяющий дождь и теплоту, позднее они стали скрадывать и дождь, и росу, и свет, и производить бесплодие, голод, стали вредить своими заговорами земледельческим работам, отнимать у коров молоко и вообще у животных и людей - силу плодородия...

Когда колдуны и ведьмы получили злое и враждебное значение, создались в простонародье и различные предохранительные средства против их влияния. Средства эти отчасти были заимствованы из тех обрядов язычества, которые употреблялись против нечистой силы, смерти и болезней, отчасти принадлежат позднейшей эпохе и проникнуты ее воззрением. В заговорах стали просить защиты от „бабьих зазор, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи (бабы) -ведупьи, от ведьмы Киевской и злой сестры ее Муромской" .

Против колдунов и ведьм стали употреблять силу таинственных трав: крапивы, плакун-травы, чернобобылышка и других, следовательно, народ обратил против них те снадобья, которые самими колдунами и ведьмами употреблялись для своих чар и против нечистой силы».

«При царе Михаиле Феодоровиче была отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, вывозимый в русские города, с целью навести через то на Русъ моровое поветрие. В 1625 году велено было выслать в Москву из Верхотурья переселенца Якова, вместе с воровским кореньем, так как во время обыска у него найдено было: трава багрова, три корня, да „комок перхчеват бел", и так как в допросе он сам признался, что эти снадобья дал ему казак Степанко Козьи Ноги».

Подобный процесс о кореньях и травах был в 1680 году. Иноземец Зинка Ларионов сделал извет на некоторых крестьян в лихих кореньях и подал в Приказной избе поличного «крест медный да корешок невелик, да травки немного связано в узлишки у креста». Крестьянин Ивашка, из числа обвиняемых, признал крест своим, а сказал: корень тот «девесилной, а травка в огородах растет, а как ее зовут - не ведает, а держит корешок и травку от лихорадки, а лихих де трав и корней он не знает и за дурном не ходит».

Призван был в Приказную избу посадской осмотреть коренья, он объявил: «Корешишко де имянуеца девятины, от сердечные скорби держать, а травишко де держать от гнетепши-ные скорби, а лихого де в том ничего нет». Другой подсудимый объявил, что ему положили травы в то время, как он был на кружевном дворе пьяный - в беспамятстве. Обвиненных пытали, а потом били батогами, чтоб впредь неповадно было напиваться до беспамятства и носить при себе коренья, затем они были выпущены из Приказной избы, за расписками.


В 1606 году были поданы две довольно странные жалобы в Перми, по которым велено было произвести следствие, которое, однако, нам неизвестно. Оба челобитчика сделали извет - один на крестьянина, что тот напустил икоту на его жену, а другой на посадского, что напустил икоту на его товарища по торговле».

Как и ведьмы, колдуны бывают «урожденными» (в русской традиции урожденного колдуна называют рожак) и «учеными». Урожденным колдуном становится мальчик, рожденный вне брака в третьем поколении. По другим поверьям, если в семье подряд родится семь мальчиков, то седьмой будет колдуном.

Обученные колдуны получают свою силу от других колдунов или от черта, заключив в ним договор и отрекшись от Бога. Договор обычно заключается ночью на перекрестке или в бане и пишется кровью на коже висельника.

Колдовскому знанию также можно научиться у опытного колдуна. Белорусы об этом рассказывают так: «Жили два соседа. Один был колдуном и жил богато, другой - бедный, никакого колдовства не знал. Вот пришел бедный к богатому соседу и говорит:

Научи меня колдовству.

Хорошо. Но сначала пойдем на перекресток.

Пришли они на перекресток, где пустая корчма, колдун и говорит:

Соколики, соколики, вы тут?

Вошли в корчму, а черти, которых колдун назвал «соколиками», говорят:

Мы тут. Колдун говорит:

Надо этого человека колдовству научить. А черти отвечают:

Пусть он сначала образок с груди снимет.

Понял бедняк, что нечистым путем добыл колдун свое богатство, и убежал».

Без колдуна не обходилась ни одна свадьба. Его приглашали, во-первых, из-за боязни, как бы он не навредил молодым, а во-вторых, в надежде, что он защитит свадьбу от других колдунов.

Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу: остановить свадебный поезд, наслать на молодую кликушество, лишить молодого мужской силы или обернуть свадьбу волками, мог «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей, выпрячь коней из свадебного поезда и разогнать их в разные стороны.

Многие былички рассказывают о соперничестве двух колдунов на свадьбе. С целью испортить свадьбу в дом является пришлый, чужой колдун. Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. И тут колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях, на одной ноге, без конца подметать пол, при всех снять штаны.

«Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит:

Я больше.

Один другому говорит:

Я сейчас устрою над тобой. Ну-ка рюмочку выпей.

Тот не трус, не боится. Выпил - все зубы до единого выпали. Он их положил на стол.

Ну, - говорит, - теперь ты от меня выпей.

Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит:

Мне тяжело, сними меня, я не могу больше. А тот говорит:

Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя. Тот, подвешенный к потолку, говорит:

Наливайте рюмку.

Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие-то слова и говорит:

На, пей. Положи туда зубы и пей. Зубы встали на место. Другой говорит:

Сейчас я тебя сниму.

Тоже рюмку подали, и он очутился за столом».

При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава-одолень. Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови, или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или если бить осиновым поленом его тень.


Колдун не может умереть, не передав своего знания и подвластной ему нечистой силы другому человеку. Если не находится добровольца, готового принять у умирающего его магическую силу, колдун в состоянии агонии пребывает очень долго - иногда до трех лет.

Часто он хитростью пытается передать свое знание ничего не подозревающему человеку, даже ребенку. Он протягивает ему какой-либо предмет и говорит: «Возьми». Если человек примет у колдуна эту вещь или скажет: «Давай», к нему переходит все магическое знание, а колдун получает возможность спокойно умереть.

В тело умершего колдуна залезают черти. И это можно увидеть, если смотреть через дырку в доске от выпавшего сучка, через хомут или через дырку, проделанную в новом горшке.

Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой - это нечистая сила прилетает за грешной душой.

С. Максимов пишет: «Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, наш народ считает за грех, хотя и полагает, что за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обязательно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный.

Самая смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде всего, колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня) и, кроме того, все они умирают приблизительно на один манер. Так, например, пензенских чародеев бьют судороги, и настолько сильно, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой.

Вологодские колдуны перед смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле - не вносить в избу, умрет в избе - выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу, уложить ничком, подрезать пятки и подколенные жилы.

От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, чтобы помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей.

Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет - затихнет, положат ее на стол, а на утро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начнет мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конек (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выраженья этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п.

Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку.

Самые похороны колдунов - вещь далеко не безопасная и, зарывши их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна крестьяне не заметили, как дочь его, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом и выбило все полевые посевы. С тех пор каждый год, в день похорон этого колдуна, стало постигать „божье наказание" (и в самом деле, в течение 1883, 1884, и 1885 годов град побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и, только тогда успокоились. Выпито на радостях при этом было видимо-невидимо».