Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кто плавал за золотым руном. Как возник миф о золотом руне. Остров феакров, свадьба Ясона и Медеи

Дети Нефелы Фрикс и Гелла
Вы слышали о науке нефелологии, изучающей природу облаков? Это необычное название ей дали по имени богини облаков и туч – нежной красавицы Нефелы. Она была женой царя Беотии Афаманта. Их дети Фрикс и Гелла составляли счастье семьи. Но Афамант однажды привел в дом Ино, дочь соседнего царя, и молодая женщина употребила все чары, чтобы изгнать Нефелу и погубить ее детей. Забытая Нефела улетела далеко от Беотии и унесла с собой тучи и влагу. Земля Беотии высохла от страшной засухи. Из-за неурожая и отсутствия трав начался мор скота. Людям грозила голодная смерть.

Злая Ино решила воспользоваться бедой. Она убедила Афаманта, что для возвращения дождей боги требуют жертв, и Фрикс должен стать данью богам. И вот уже извещен народ о великой жертве, и построен жертвенный алтарь на крутой скале. Фрикс готовится мужественно принять мучения, а его безутешная сестра громко рыдает, обнимая любимого брата. Неожиданно на небе возникла грозовая туча, засверкали молнии, ударил гром и туча опустилась на скалу. Из нее вышла богиня облаков Нефела, ведя за собой барана – золоторунного Овна. «Дети мои! Садитесь на этого божественного Овна. Он унесет вас в страну, где вы будете счастливы».
Дети уселись на широкую спину доброго Овна, который быстро взвился ввысь и понесся на север, в далекую заморскую страну Колхиду. Уже полпути осталось до намеченной цели, но взглянула вниз маленькая Гелла, увидела море и, испугавшись, упала вниз. С тех пор это место стали называть Геллеспонтом, то есть морем Геллы. Сейчас оно называется проливом Дарданеллы, который вместе с Босфором соединяет Черное и Средиземное моря.

Загоревал Фрикс, но тут как раз показались зеленые пастбища Колхиды, и Овен спокойно приземлился на землю, где правил хитрый царь Эет. Он знал, что появление золоторунного барана принесет богатство и счастье его стране, поэтому Фриксу был оказан дружеский прием, а Овна принесли в жертву Зевсу. Его шкура, знаменитое золотое руно, была помещена в гроте в священной роще бога войны Ареса. Вход в грот охранял свирепый, не знающий сна дракон. В мифе об аргонавтах рассказывается, что из-за золотого руна начались распри честолюбцев, мечтавших обладать им, а значит, славой и богатством, но это не принесло его участникам ничего, кроме горя.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

А прекрасный Овен попал на небо и даже удостоился чести носить на себе огненную колесницу Гелиоса, когда тот в первый месяц весны начинает свой годовой путь среди звезд. Созвездие Овен является первым зодиакальным созвездием, от которого ведется отсчет годового движения Солнца.

Хирон и Арг строят галеру
В далекой Фессалии на склонах гор жил добрый и мудрый кентавр Хирон, которому отдали на воспитание мальчика Ясона, имевшего право на трон этой провинции. Хирон очень любил приемного сына. Он научил его владеть мечом и копьем, метко стрелять из лука, переносить лишения и быть храбрым воином. Когда Ясону исполнилось двадцать лет, он спустился с гор. Боясь, что юноша по праву станет претендовать на трон, его правящий родственник, коварный Пелий, решил отправить его в Колхиду за золотым руном, потому что, по предсказанию Оракула, только возвращение руна принесет благополучие на землю Фессалии.

Мудрый Хирон взял на себя подготовку к экспедиции. Большую многовесельную галеру построил Ясону внук бога Ареса Apr, поэтому и получила она название «Арго». С особой тщательностью подбирал Ясон участников плавания, которому предстояло быть долгим и опасным. В экспедиции участвовали многие знаменитые герои Эллады, тоже, кстати, воспитанники Хирона: великий Геракл, могучий Тезей, неразлучные Кастор и Полидевк вместе со своими братьями Идасом и Линкеем и многие другие – всего 50 человек, по количеству весел на галере. Среди участников этой экспедиции был знаменитый певец Орфей.

Принцесса Медея и её отец
Аргонавты отплыли от берегов Фессалии на утренней заре. Гребцы работали дружно, и «Арго» быстро шел вперед, рассекая волны. Орфей, устроившись на борту, играл на золотой кифаре, подбадривая своим пением гребцов и привлекая музыкой множество дельфинов. Боги предвещали удачное плавание. Преодолев большое расстояние и множество препятствий в многодневном плавании, «Арго» достиг желанных берегов Колхиды, которой правил могучий и жестокий царь Эет.

Покровительницы аргонавтов, богини Гера и Афина, упросили богиню любви Афродиту помочь Ясону, внушив дочери Эета, прекрасной Медее, любовь к герою. Она одна владела тайнами отца и могла помочь аргонавтам завладеть руном. Но красивая и умная девушка была волшебницей, служившей Гекате, мрачной богине подземного царства, хранительнице тайн черной магии.

Когда светлокудрый Ясон со своими спутниками вошел во дворец Эета, навстречу ему вышла Медея. Увидев чужеземного красавца, она вскрикнула. Это стрела Эрота по воле Афродиты пронзила ее сердце. На ее крик вышел и сам Эет. Согласно законам гостеприимства, Эет устроил высокородным гостям роскошный пир. Ясон честно рассказал Эету о цели приезда, считая, что воля богов – закон для всех. Но царь не собирался расставаться со своим сокровищем – золотым руном – и решил хитростью избавиться от непрошеных гостей, дав им задание, которое их погубит. «Хорошо, – сказал Эет. – Ты получишь руно, если выполнишь мою волю. Завтра утром распаши посвященное Аресу поле железным плугом, в который будут впряжены дышащие огнем медные быки. Засей поле зубами дракона, а когда из них вырастут закованные в броню воины, сразись с ними и перебей всех».

Похищение руна
Хотя друзья и соратники Ясона были богатырями и героями, совершившими немало подвигов, задание даже для них было слишком тяжелым. Это понимала и Медея, но, любя Ясона, она не могла оставить его без помощи. Глубокой ночью придя в святилище богини Гекаты и поведав ей о великой страсти к Ясону, она испросила ее разрешения помочь любимому. Получив согласие богини колдовства, Медея принялась за дело. Из сока растений, выросших от капель крови Прометея, она изготовила мазь, чтобы сделать друзей Ясона неуязвимыми для стрел, а самого героя – могучим и непобедимым. Медея передала Ясону мазь в храме Гекаты и обещала свою помощь, за что благодарный Ясон попросил ее стать его женой и уплыть с ним в Элладу.

Медея все предусмотрела, и задание Эета с успехом было выполнено. Однако у Эета был еще один способ погубить спутников Ясона. Тогда по совету Медеи Ясон решил похитить золотое руно и срочно отправиться в обратный путь. Вместе с Медеей он пробрался в священную рощу. С помощью заклинаний бога сна Гипноса девушка усыпила дракона, Ясон вынес золотое руно, и беглецы поспешили на судно, уже готовое к отплытию. Им надо было как можно дальше уплыть от берега, прежде чем Эет узнает о похищении дочери и руна.

Обратный путь был гораздо труднее. У владений царя Алкиноя галеру настиг флот колхидцев. Чтобы умилостивить Эета, Ясон перед богами дал клятву верности Медее. Но не принесло золотое руно ни власти, ни богатства, ни земного счастья Ясону. Боги распорядились так, что Ясон с Медеей и двумя сыновьями оказались в Коринфе у царя Креонта. Ясон, увидев его златокудрую дочь Главку, без памяти влюбился в нее. Он забыл о клятвах, данных Медее, и о том, что внучка Гелиоса владеет страшными тайнами и злой силой Гекаты. Узнав, что Ясон решил отправить ее в изгнание и жениться на Главке, Медея решила наказать изменившего ей мужа.

Месть Медеи была ужасной. Вначале она погубила Главку, послав ей прекрасное свадебное покрывало и венец, пропитанные ядом. Ревность помутила ее разум: она убила своих детей и, захватив их тела, злобной фурией пронеслась перед Ясоном в колеснице Гелиоса. Несчастный Ясон, который сразу потерял всех, кого любил, отправился на берег, где все еще высился остов прекрасного корабля «Арго», после плавания посвященного богу Посейдону. Он лег в тень корабля, заклиная богов послать ему смерть. Во время его сна начался шторм. Под натиском ветра корма «Арго» развалилась, похоронив героя под обломками судна.
А боги сделали бессмертной прекрасную древнюю галеру «Арго», которая тысячи лет назад на веслах преодолела громадные водные пространства.

На небе этот великий корабль оставался более 2000 лет как созвездие «Арго». Но так как оно было очень большим, астрономы разбили его на четыре созвездия – Парус, Киль, Корма и Компас.

Аргонавты, греч. («плывущие на «Арго») - участники путешествия за золотым руном в Колхиду.

Организатором и предводителем этой экспедиции был герой Ясон из фессалийского Иолка, согласившийся выполнить поручение своего дяди, иолкского царя Пелия.

Ясон был сыном царя Эсона и внуком основателя иолкской державы ; Пелий был пасынком Кретея. Хотя по праву наследования иолкский трон должен был перейти к Эсону, Пелий отнял у него власть. Когда Ясон вырос, он потребовал, чтобы Пелий передал власть ему, как законному наследнику. Пелий побоялся отказать Ясону и с виду согласился, но при условии, что тот докажет каким-нибудь героическим поступком свою способность царствовать. Ясон принял это условие, и тогда Пелий поручил ему добыть золотое руно, хранившееся в Колхиде, у могущественного царя Ээта (см. статью « »). По приказу Ээта золотое руно было повешено на высоком дереве в священной роще бога войны , а сторожил его дракон, никогда не смыкавший глаз.

По всеобщему убеждению, завладеть золотым руном было практически невозможно. Уже сам путь в Колхиду (на нынешнем Черноморском побережье Кавказа) изобиловал бесчисленными опасностями. Если бы кто и сумел пройти этот путь, он имел бы дело с могучим Ээтовым войском, но даже в случае победы у него не оставалось бы шансов одолеть страшного дракона. Впрочем, Пелий надеялся, что Ясон просто-напросто устрашится всех этих опасностей, в противном же случае его ждала неминуемая гибель. Но Ясон был герой, а герои берутся за любые поручения, и препятствия, по их мнению, для того и существуют, чтобы их преодолевали.

Подготовка к походу аргонавтов

Тем не менее, вскоре Ясон понял, что в одиночку ему с этим заданием не справиться. Но то, что не под силу одному человеку, каким бы отважным он ни был, можно осилить сообща. Вот почему Ясон объехал греческие земли и посетил всех знаменитых героев того времени, прося их о помощи. Отправиться вместе с ним в Колхиду согласились ровно пятьдесят могучих героев.

В числе их был сын Зевса , гордость Афин - Тесей, прославленные братья из Спарты, царь лапифов Пирифой, царь Фтии Пелей, крылатые сыновья Борея - Калаид и Зет, герои Идас и Линкей, саламинский царь Теламон, Мелеагр из Калидонии, богатырь , герои Адмет, Тидей, Эвфем, Оилей, Клитий, Тифий, друг Геракла Полифем и многие другие.

Был среди них и прославленный музыкант и певец Орфей, в качестве прорицателя их сопровождал Мопс, в качестве врача - , будущий бог врачевания.

Когда сын Арестора Apr построил быстроходный пятидесятивесельный корабль, названный по его имени «Арго» (что означает «быстрый»), герои собрались в Иолке и, принеся жертвы богам, отправились в путь.

Командиром корабля был, естественно, Ясон, его кибернетом (так в те времена назывались кормчие) - могучий Тифий, а функции радара осуществлял остроглазый герой Линкей, взгляд которого проникал не только сквозь воду, но и сквозь дерево и скалы. Остальные герои сели на весла, а такт им задавал своим пением и игрой на лире Орфей.

Аргонавты в Лемносе

Из Пагасейского залива аргонавты выплыли в открытое море, которое тогда еще не называлось Эгейским, и направились к острову Лемносу, которым правила царица . Там их ждал восторженный прием, так как лемниянки, незадолго до того перебившие всех своих мужей (за измену), вскоре убедились, что хотя жизнь с мужчинами и тяжела, но без них невозможна. Аргонавты стали предметом такого внимания, и лемниянки настолько предупреждали все их желания, что у аргонавтов пропала охота продолжать путешествие. Если бы не Геракл, пристыдивший героев, они, пожалуй, остались бы на острове навсегда. Но после двухлетнего пребывания на Лемносе (по другой версии - после первой же ночи) аргонавты спохватились и снова отправились в путь, несмотря на слезы и мольбы гостеприимных лемниянок, которых герои осчастливили многочисленным потомством.

Аргонавты у долионов и шестируких великанов

В Пропонтиде (нынешнее Мраморное море) аргонавты пристали у полуострова Кизик, где жили потомки Посейдона, долионы. Правивший долионами царь радушно принял аргонавтов, устроил для них богатый пир, а перед отплытием предупредил о шестируких великанах, живших на противоположном берегу. И действительно, на следующий день аргонавты наткнулись на них, но Геракл, возглавивший небольшой десант, перебил всех великанов, и аргонавты смогли спокойно продолжать свой путь. Однако переметавшийся ночной ветер вновь прибил их корабль к берегам Кизика. В темноте долионы не узнали их и приняли за пиратов. Разгорелся безжалостный бой, в ходе которого Ясон сразил предводителя войска, защищавшего берег, не подозревая, что это сам царь Кизик. Лишь наступившее утро положило конец кровопролитию, и тогда бойцы поняли свою ошибку. Три дня и три ночи продолжалась тризна по царю и павшим вместе с ним.

Потеря Геракла, Гиласа и Полифема, сражение с бебриками

Продолжая плавание, аргонавты достигли берегов Мисии, лежавшей на восточном краю Пропонтиды, и там их постигла тяжелая утрата. Нимфы похитили Гиласа, юного друга и любимца Геракла, после чего Геракл и Полифем решили не возвращаться на корабль, пока не найдут его. Они не нашли Гиласа и не вернулись на корабль. Пришлось Ясону выйти в море без них. (Гераклу было суждено вернуться в Лидию, а Полифему - поселиться в соседней стране халибов и заложить город Киос.) К вечеру аргонавты достигли берегов Вифинии, на крайнем севере Пропонтиды, за Вифинией их уже ждало Негостеприимное (нынешнее Черное) море. Жившие там бебрики тоже не отличались гостеприимством, беря пример со своего - забияки и хвастуна. Так как о нем рассказано в отдельной статье, мы не станем здесь тратить на него ни места, ни времени.

Встреча с Финеем и сражение с гарпиями

Перед следующим, особенно опасным этапом путешествия Ясон решил дать аргонавтам передышку и велел Тифию направить корабль на запад, к берегам Фракии. Выйдя на берег, они повстречали слепого старца, едва державшегося на ногах от слабости. К своему удивлению, они узнали, что перед ними фракийский царь Финей, прославленный ясновидец и прорицатель. Боги наказали его голодом за то, что по наущению своей второй жены он заключил своих сыновей от первого брака в мрачную темницу. Стоило Финею сесть за стол, как тут же прилетали назойливые гарпии, крылатые и убийственно зловонные женщины. Они съедали его пищу и даже остатки загрязняли нечистотами. Аргонавты сжалились над Финеем и решили ему помочь. Крылатые герои вызволили сынов Финея из темницы (это были их племянники, так как первой женой Финея была их сестра Клеопатра) и взлетели в небо, готовясь встретить гарпий. Как только те появились, Бореады бросились на них и загнали к Плотийским островам в Ионическом море. Крылатые братья готовы были убить гарпий, но их остановила вестница богов , пообещавшая, что гарпии никогда больше не будут изводить Финея. В награду за это слепой прорицатель посоветовал аргонавтам, как пройти через опасный пролив, соединяющий Пропонтиду (Мраморное море) с Негостеприимным морем.

Проход между Симплегадами (Босфорский пролив)

Этот пролив (теперь мы называем его Босфором) сторожили Симплегады - две огромные скалы, которые неустанно сталкивались, расходились и снова сталкивались, не позволяя пройти через пролив. Вспомнив совет Финея, аргонавты выпустили голубку, чтобы она показала им путь. Когда она благополучно пролетела (лишь несколько хвостовых перьев застряло между сомкнувшимися скалами), аргонавты. поверили, что их тоже ждет удача. Они налегли на весла и, как только скалы расступились, рванулись вперед. С помощью , которая придержала одну из скал, аргонавтам удалось одолеть и это препятствие (лишь корма слегка пострадала). А Симплегады навеки застыли на месте - именно такую судьбу сулило им давнее пророчество, если они пропустят мимо хотя бы один корабль.

Встреча со стимфалийскими птицами

Пройдя пролив и очутившись в водах Черного моря, аргонавты долго плыли без особых приключений вдоль северного побережья Малой Азии, пока не бросили якорь у острова Аретиада, о котором ни до них, ни после никто ничего не слыхал. Едва они приблизились к острову, как над ними закружила большая птица и уронила медное перо, которое вонзилось в плечо героя Оилея. Тогда аргонавты поняли, что они имеют дело с одной из стимфалийских птиц, которых некогда изгнал из Аркадии Геракл. Тут же над кораблем появилась еще одна птица, но герой Клитий, отличный стрелок из лука, сбил ее. Прикрывшись щитами, аргонавты сошли на берег, готовясь к схватке с этими птицами-людоедами. Но сражаться им не пришлось, так как стимфалиды испугались их и исчезли за горизонтом.

Встреча сыновей Фрикса

На Аретиаде аргонавтов ожидал еще один сюрприз. Они обнаружили на острове четырех обессилевших и изможденных юношей - сыновей самого Фрикса. Они хотели достичь Орхомена, родины своих предков, но потерпели кораблекрушение у Аретиады. Узнав, что аргонавты плывут в Колхиду, чтобы отнять золотое руно у Ээта, сыновья Фрикса с радостью присоединились к экспедиции, хотя и знали об опасностях, которые их ждут. «Арго» отплыл на северо-восток, и вскоре показались голубые вершины Кавказа - перед аргонавтами лежала Колхида.

Аргонавты в Колхиде

Пристав к берегу, аргонавты принесли жертву богам, и Ясон отправился к Ээту, чтобы попросить у него золотое руно. Он надеялся, что царь уступит ему руно по-доброму и аргонавтам не придется прибегать к силе. Но Ээт рассуждал по-своему: он не хотел поверить, что столько славных героев приехало только за золотым руном, и полагал, что аргонавты привели с собой дети Фрикса, чтобы с их помощью завладеть Колхидой. После резкой перепалки - герой Теламон хотел уже было решить спор мечом - Ясон заверил царя, что выполнит любое его задание, лишь бы получить золотое руно, а потом с миром покинет Колхиду вместе со своими друзьями. Тогда Ээт велел ему запрячь в железный плуг огнедышащих быков, вспахать этим плугом священное поле бога войны Ареса и засеять его драконьими зубами; а когда из этих зубов вырастут воины, Ясон должен перебить их. Если Ясон выполнит это поручение, он получит золотое руно.

Кража Золотого руна и бегство из Колхиды

О том, как Ясон справился с этой нелегкой задачей, вы можете прочесть в соответствующей статье. Здесь напомним только, что Ясону пришлось бы туго, если бы не помощь Медеи, дочери Ээта, великой волшебницы, которая с первого взгляда влюбилась в предводителя аргонавтов. И все же Ээт не отдал руно. Тогда Ясон с помощью Медеи, усыпившей сторожевого дракона, просто-напросто выкрал золотое руно из Аресовой рощи, поднялся вместе с Медеей на корабль, его друзья взялись за весла - и после трех дней и ночей плавания с попутным ветром «Арго» бросил якорь в устье реки Истр (нынешнего Дуная). Там произошла некрасивая история с Апсиртом (см. статью « »), помогшая Ясону оторваться от преследования и уйти далеко на запад.

Волшебница Кирка, Скилла и Харибда, сирены

Мы-то с вами хорошо знаем, что ни один из рукавов Дуная не ведет в Адриатическое море; но древние греки об этом не ведали, и поэтому «Арго» без проблем дошел по Дунаю до Иллирийского моря, оттуда по реке Эридан (нынешняя река По) до Родана (сегодняшней Роны), а оттуда в Тирренское море и наконец бросил якорь у острова, на котором жила волшебница Кирка, дочь бога солнца Гелиоса. Будучи родственницей Медеи, она очистила Ясона и Медею от скверны убийства и посоветовала им, как избежать опасностей, подстерегающих аргонавтов на пути в Иолк. Путешественники с благодарностью вспоминали ее советы, особенно когда благополучно проплыли между Скиллой и Харибдой и когда Орфей заглушил своим пением чарующие голоса сирен, манящих путников на верную погибель.

Остров феакров, свадьба Ясона и Медеи

После долгого плавания, миновав в числе прочих опасностей гибельные водовороты между скалами Планкт, аргонавты пристали к острову блаженного народа феаков. радушно принял аргонавтов, но на другой день к берегу подошел колхидский корабль, предводитель которого потребовал выдачи Медеи. Алкиной рассудил, что это требование справедливо, если Ээт имеет на нее права; но если Медея - жена Ясона, то отец над нею уже не властен. В ту же ночь Ясон и Медея совершили свадебные обряды, и колхи отбыли несолоно хлебавши.

Буря, перенос кораблей через пустыню, сады Гесперид, озеро Тритона

После отдыха у феаков аргонавты направились к берегам Греции. Но, когда родные места были уже видны, внезапная буря унесла их в открытое море. Линкей потерял ориентацию, и после долгих блужданий «Арго» застрял на мели у песчаных берегов Ливии. Отчаявшись найти верную дорогу, аргонавты решили, по совету тамошних морских нимф, перенести корабль через пустыню, чтобы снова попасть в открытое море. После страшных мучений, обессилев от жары и жажды, аргонавты добрались до садов Гесперид и увидели перед собой сверкающую водную гладь. Они поспешили спустить корабль на воду, но вскоре убедились, что находятся не в море, а на Тритонийском озере. Сойдя на берег, аргонавты совершили богатые жертвоприношения хозяину озера - богу Тритону. За это Тритон по узкому заливу, изобилующему водоворотами, провел их к морю, по которому они доплыли до Крита.

Великан Талос и возращение в Иолк

Здесь аргонавтов ждало последнее препятствие: медный великан Талос, который по приказу Зевса охранял владения критского царя Миноса, не хотел пустить их на берег. Однако Медея загубила его своими чарами. Передохнув и пополнив запасы воды, аргонавты взяли курс на север. Мимо многочисленных островов в лазурном море аргонавты наконец благополучно вернулись в фессалийский Иолк.

Основание Олимпийских игр

Так закончилась славная экспедиция аргонавтов. Принеся невиданно богатые жертвы богам, участники похода разъехались по домам, пообещав друг другу, что каждые четыре года будут собираться, чтобы во взаимных состязаниях проверить свою силу и ловкость - на случай, если кому-нибудь из них вновь понадобится их помощь. Организацию этих состязаний поручили Гераклу, и он выбрал для них место в Элиде, в прекрасной долине между реками Алфей и Кладей, и посвятил это место Зевсу-Олимпийцу: вот почему впоследствии эти состязания стали называться олимпийскими играми.

О дальнейшей судьбе Ясона, Медеи и других аргонавтов вы сможете прочесть в соответствующих статьях. Добавим лишь, что Ясон так и не стал правителем Иолка. Очередной жестокий поступок необузданной Медеи вынудил его отправиться в изгнание, и он закончил свои дни под обломками истлевшего корабля «Арго». Золотое руно бесследно исчезло, но много столетий спустя оно возродилось в Западной Европе в виде одного из высших орденов, который был упразднен лишь с падением габсбургской монархии. Олимпийские же игры, как известно, существуют до сих пор, правда, с полуторатысячелетним перерывом в связи с тем, что император Феодосий временно отменил их в 394 г. н. э.

Миф об аргонавтах очень старый, даже по древнегреческим меркам. С отдельными его эпизодами мы встречаемся уже у Гомера, который упоминает их как нечто общеизвестное. Он сохранился в многочисленных вариантах; в древнейших из них фигурирует не Колхида, а только город Ээта, Эя (например, у поэта Мимнерма, кон. 7 в. до н.э.).

Естественно, отдельные версии во многом противоречат друг другу как в описании событий, так и в географических данных или в судьбах отдельных героев; синхронизация с другими мифами также дается очень нелегко. Несомненно, существовали и версии, не зафиксированные в письменном виде: судя по изображению на вазе 5 в. до н. э., хранящейся в Британском музее, Ясон в Колхиде сражался с драконом, на другой вазе (5-4 вв. до н. э., Ватиканские музеи) голова Ясона уже в драконьей пасти и т. д.

Первый связный и цельный рассказ о походе аргонавтов принадлежит Аполлонию Родосскому (поэма в 4-х песнях «Аргонавтика», 2-я пол. 3 в. до н. э.). Его примеру последовал в 1 в. н. э. римский поэт Валерий Флакк, однако свой эпический рассказ под тем же названием он не довел до конца.

Отдельные сюжеты мифа об аргонавтах изображены на более чем сотне античных ваз (в основном 5 в. до н. э.) и десятках рельефов.

Исключительное положение среди них занимают так называемый «Орвиетский кратер» с аргонавтами (Париж, Лувр) и бронзовая шкатулка с гравированными изображениями аргонавтов (так называемая «шкатулка Фикорони», 4 в. до н. э., Рим, Музей виллы Джулия).

В эпоху Ренессанса и барокко сюжеты из мифа об аргонавтах стали излюбленной темой больших полотен, фресок и гобеленов - например, цикл фресок Б. Бьянко (1625-1630 гг., Вальдштейнский дворец в Праге) и цикл гобеленов по рисункам Ж. Ф. де Труа (кон. 18 в.), который украшает теперь большой приемный зал королевского замка в Виндзоре.

Поход аргонавтов вызывает неизменный интерес у поэтов и писателей нового времени: 1660 г. - драма «Золотое руно» П. Корнеля; 1821 г. - драма «аргонавты» Ф. Грильпарцера (вторая часть его трилогии «Золотое руно»); 1889 г. - пьеса «Аргонавты на Лемносе» Д. Илича; 1944 г. - роман «Золотое руно» Р. Грейвса. Роман «аргонавты» Б. Ибаньеса посвящен отнюдь не мифическим героям, а судьбам испанских эмигрантов в США, а одноименная пьеса К. Ассимакопулоса - греческим эмигрантам.

Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция Немировский Александр Иосифович

Золотое руно

Золотое руно

Миф об аргонавтах и их плаваниях в Ээю за золотым руном, возвращении на родину и постигших их там бедствиях – один из наиболее архаических в сказаниях греков. Он был известен уже во времена создания «Одиссеи», о чем свидетельствует упоминание сходящихся скал, между которыми прошел корабль «Арго». Поэт VIII в. до н. э. Эвмел излагал отдельные детали плавания аргонавтов. Существовало много других не дошедших до нас поэм на эту тему. Одна из них была посвящена строительству «Арго» и его отплытию в Колхиду, которая в поздних изложениях мифа была отождествлена с Ээей. Сюжет плавания аргонавтов и их дальнейших судеб привлекал лирических поэтов и авторов трагедий, равно как и первых греческих историков, которых называли «логографами».

В эллинистическую эпоху интерес к плаванию аргонавтов возрос, поскольку его описание давало возможность включения в повествование уточненных знаний о далеких странах. Так возникла поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика», содержащая самое доскональное из дошедших до нас изложений мифа. Собственно говоря, его герои не эллины, а минийцы, древнейшие обитатели Фессалии, о которых уже была речь выше. Главным героем повествования является Ясон, выходец из сказочного города Иолка, что на берегу Пагасейского залива. Он сын царя Эсона, лишенного власти своим сводным братом Пелием. Опасаясь за жизнь Ясона, обладавшего законным правом на престол в Иолке, отец отдал его на выучку кентавру Хирону, который дал мальчику воспитание, соответствующее идеалам родоплеменной аристократии. Ясон смел, честен, настойчив, силен, божественно красив и в то же время обладает навыками мореплавателя и даже лекаря. Само имя «Ясон» в переводе с греческого означает «целитель». Золотое руно для Ясона – не самоцель, не возможность проверить в преодолении преград свои силы и показать удаль, а средство для достижения царской власти.

Изучение всего написанного в древности о Ясоне позволяет понять сложный путь формирования мифа, показывает бессмысленность поисков одного «ключа» к тайне золотого руна. Сказание об аргонавтах, как в том виде, в каком мы его предлагаем, так и в более пространном, включающем массу опущенных нами версий и деталей, вобрало в себя множество древних легенд, объяснений религиозных праздников и географических названий, складывавшихся на протяжении нескольких исторических эпох.

Совпадение фессалийского Иолка, родины Ясона, с местом постройки «Арго», пунктом отправления и возвращения сказочного судна позволяет думать, что ядром мифа об аргонавтах были предания о древнейшем прошлом Фессалии – северной части Греции, населенной первоначально миниями и пеласгами и лишь в начале II тыс. до н. э. освоенной предками греков. Экономически богатая Фессалия в I тыс. до н. э. не играла крупной политической роли, уступая не только Аттике, но и соседней Беотии. Однако в мире мифов она занимала первенствующее положение. Так, на территории Фессалии находился Олимп, с Фессалией отождествлялась сказочная Фтия, родина величайшего эллинского героя Ахилла, к Фессалии восходит само название «эллины». Имя «греки», принадлежавшее древним обитателям Беотии, стало использоваться для обозначения эллинов сначала этрусками, а затем римлянами.

Оформление поисков золотого руна в плавание началось в то время, когда делались первые попытки проникновения в Понт Эвксинский (Черное море), куда вход был закрыт могущественной Троей и ее фракийскими союзниками, занимавшими берега Пропонтиды и проливы. В пользу этого свидетельствует то, что действие мифа отнесено ко времени, предшествующему Троянской войне, и героям приходилось сражаться с фракийцами. Если это предположение верно, то вполне логичным будет видеть в сталкивающихся скалах Симплегадах труднодоступный для микенцев Боспор. Окончательную форму легенда об аргонавтах приобретает в VII в. до н. э., в период милетской колонизации Понта Эвксинского. Таковы исходные моменты развития мифа об аргонавтах, на которые наслоились остальные предания, первоначально не имевшие никакого отношения к фессалийским легендам. Мореплаватели, попадающие в Понт Эвксинский, не моглиминовать земли амазонок, не могли не услышать шума крыльев орла, летящего клевать печень Прометея, не могли не посетить дворец, построенный на востоке Гелиосом. Отсутствие реальных знаний о Колхиде восполнялось деталями из других мифов. Так, в Колхиду был перенесен не только крылатый золотой баран, но и огнедышащий дракон и его «засеянные» зубы из мифа об основании Фив. Прав литературной собственности в древности не существовало, и тем более не могло существовать собственности на устно излагаемые легенды. Беотийский певец, встретившись с фессалийским, не мог ему сказать: «Позволь, но ведь дракон, охраняющий ваше руно в Колхиде, – это наш родной фиванский дракон, убитый нашим Кадмом», – ибо немедленно услышал бы в ответ: «Вашим? Но ведь Кадм чужеземец, сын финикийского царя Агенора».

Супруга Афапта Ино замахивается секирой на Фрикса, который уже ухватился за рог златорунного барана, увозящего его в далекую Колхиду

Научное истолкование мифа об аргонавтах стало возможным еще до начала раскопок Шлимана и Эванса, сделавших реальностью крито-микенскую Грецию. Но что же дала археология для мифа об аргонавтах? Не открыла ли она каких-либо зримых остатков экспедиции Ясона – медной обшивки или весла «Арго», или даров, доставленных из Колхиды? Разумеется, нет, ибо миф и памятники материальной культуры – несовпадающие реликты и уровни человеческого бытия. И все же… Иолк перестал быть мифическим городом, тезкой Иолка, сына реки Амира, в которой юноша в леопардовой шкуре потерял сандалию с левой ноги. В Иолке, городе на берегу Пагасейского залива, был обнаружен дворец минойской эпохи, сооруженный в начале бронзового века и существовавший на протяжении всего II тыс. до н. э. Следовательно, в Иолке могли строиться корабли, а его сравнительная близость к проливам могла сделать этот город исходным пунктом плаваний эллинов и их предшественников минийцев в северном направлении. Вот и все, что мы знаем о родине Ясона. И если появятся новые археологические или эпиграфические данные, то они могут расширить наши сведения только о древнейшей Фессалии, но не о корабле «Арго» и его мужественной команде. Равным образом раскопки на территории Колхиды увеличивают наши представления о древнейшей культуре колхов и иберов, но Ээт и Медея как были, так и останутся персонажами мифа, а не реальной истории.

Переправа

Юноша в пестрой леопардовой шкуре на плечах, смахнув со лба капли пота и сбросив котомку, тяжело опустился на каменную осыпь. Солнце стояло в зените, а вышел он на заре и еще ни разу не отдыхал.

Огромный мохнатый шмель сел на цветок и погрузился в него наполовину. Выше виднелись горы, белеющие снегами. Он шел оттуда. Оттуда же низвергались бурные потоки, чтобы, перерезав всю страну, слиться где-то у Иолка с солеными волнами и найти в них успокоение. «Им легче, чем мне! – думал юноша. – Они текут руслами, проложенными тысячелетиями и веками. Мой же путь темен, и никто не знает, в чем его смысл. Хирон посылает меня к царю Иолка. Зачем? Что я потерял в этом городе? Власть, которой обладали мои предки? Но не лучше ли властвовать над овцами? От них, по крайней мере, не надо ждать подвоха».

Поднявшись, юноша забросил котомку за спину и зашагал, насвистывая нехитрый мотив. Река, ранее шумевшая в пропасти, раздвинув горы, вышла на ровное место и сверху блестела золотыми завитками новорожденного ягненка. Течение стало спокойнее. Здесь можно переправиться, перепрыгивая с камня на камень, на другой берег. Вдали виднелась дорога, протоптанная не козами, а повозками, дорога в Иолк. Это о ней говорил Хирон, советуя не вступать в разговоры ни с кем – ни с купцами, ни с погонщиками мулов. «Сейчас, когда ты у цели, лучше не иметь свидетелей!» Это его подлинные слова.

Спустившись к реке бегом, юноша увидел гладкий белый камень, а на нем застывшую сгорбленную фигурку в черном. «Что здесь делает эта старушка? – подумал он. – Собирает милостыню?» И в это же мгновение он услышал скрипучий голос.

– Доблестный юноша! Не будешь ли ты так добр перенести меня через эту бурную реку? Ноги не держат, а надо в Иолк.

Ясон молча поднял дряблое старческое тело и, прижав его к себе, шагнул в воду. Ему ранее приходилось перетаскивать через стремнину овец, но те были тяжелее и старались выскользнуть. Старушка же была легка, как тень. Реку он преодолел в четыре прыжка, но, выходя на берег, неловко ступил и уронил сандалию с левой ноги. Будь он один, ее легко можно было поймать. Но со старушкой было несподручно. Когда он опустил свою ношу на землю, сандалию уже засосал ил.

Махнув с досады рукой, юноша понесся, припадая на одну ногу.

– Как твое имя, юноша? – послышалось сзади. – Как тебя благодарить?

– Меня зовут Ясоном. Доброго тебе пути, бабушка! – крикнул юноша не оглядываясь.

Если бы он оглянулся, жизненный путь уже не казался бы ему таким темным. На том месте, где он оставил старушку, находилась высокая статная женщина с властным лицом – богиня Гера, супруга Зевса. И как она не похожа на ту мстительную и ревнивую женщину, какой ее рисуют поэты. Она провожала юношу взглядом, и не было в нем обычной суровости. Прекрасные губы богини шептали:

– Доброго тебе пути, Ясон!

Ясон в Иолке

В тот вечер царю Иолка Пелию сообщили, что встречи с ним добивается юноша, одетый в шкуру леопарда.

– Пусть войдет! – распорядился царь.

Юноша – на вид ему можно было дать лет двадцать – почтительно поклонился. Шкура леопарда была потерта и порвана в нескольких местах. Видимо, она служила ее владельцу не только плащом, но и подстилкой. Опустив взгляд ниже, Пелий увидел, что незнакомец обут на одну правую ногу.

На лбу Пелия выступил холодный пот. Вспомнилось давнее предсказание, что его власти и жизни не угрожает никто, кроме незнакомца в одной сандалии. И вот этот незнакомец явился!

Совладав с собой, царь спокойно произнес:

– Каких только причуд не бывает в дальних странах! Я слышал, что где-то на востоке сыновья бросают тела умерших родителей на корм псам, а на севере люди превращаются в волков. В какой же стране обуваются на одну ногу?

– Я не чужестранец, – отозвался юноша. – Сандалию я потерял, переправляясь через Амир. Конечно, я мог бы приобрести пару обуви. Но Хирон сказал, чтобы я явился прямо к тебе, никуда не заходя.

– Кто этот Хирон и какой страной он правит? – поинтересовался Пелий.

– Хирон не царь. И даже не человек. Он кентавр и живет в пещере. Меня ему отдал отец, едва я родился, опасаясь за мою жизнь. Хирон воспитал меня в правде и дал имя Ясон. Я пришел к тебе, царь, чтобы ты вернул власть, принадлежащую мне по праву.

Пелий ответил не сразу. Его поразило простодушие этого юнца, назвавшего себя Ясоном. Говорить с человеком, ничего не таящим за душой, бывает подчас тяжелее, чем с хитрецом. Правда обезоруживает.

– Власть действительно должна принадлежать тебе, – начал Пелий не сразу. – Но будет справедливо, если ты возьмешь на себя часть обязанностей, которые лежат на нашем древнем роде. Душа нашего общего предка Фрикса требует, чтобы кто-то из нас вернул его достояние – золотую шкуру барана, на котором тот добрался до Колхиды. Я стар. Ты же молод и силен. Как только золотое руно окажется в Иолке, ты получишь корону.

Пока Пелий разглагольствовал, Ясон вспоминал историю Фрикса, слышанную им от Хирона. Матерью Фрикса и его сестры Геллы была богиня облаков Нефела. Когда их отец Афамант женился во второй раз, мачеха Ино решила погубить детей. Хитростью и обманом она убедила сограждан, что боги, обрушившие на страну страшную засуху, требуют в жертву царских детей. Несчастных уже подвели к алтарю, однако Нефела, спустившись легким туманом на землю, принесла чудесного овна со сверкающей золотой шкурой. И как только брат и сестра сели на его спину, он, взмыв в небо выше птиц, понесся на север. По дороге у Геллы закружилась от высоты голова, и она упала в море, получившее с тех пор ее имя, а Фрикс добрался до Колхиды, где был воспитан царем Ээтом. Женившись на царской дочери, он принес овна в жертву Зевсу. Шкуру этого барана и желал получить Пелий.

– Согласен! – воскликнул юноша с той радостной готовностью, которая не оставляла никаких сомнений в том, что он постарается как можно скорее возвратиться в Иолк.

По губам Пелия скользнула удовлетворенная ухмылка. Нет, он не торопился получить золотое руно. Он не верил в его существование. Мало ли какие рассказывают бредни! Пелий радовался собственной находчивости. Ему не стоило труда избавиться от этого глупца иным способом – предложить вино с ядом, наслать убийцу. Но все-таки это не чужак, а племянник. Пусть им займутся боги.

«Арго» и аргонавты

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Золотое руно Миф об аргонавтах и их плаваниях в Ээю за золотым руном, возвращении на родину и постигших их там бедствиях – один из наиболее архаических в сказаниях греков. Он был известен уже во времена создания «Одиссеи», о чем свидетельствует упоминание сходящихся

Из книги Кир Великий. Первый монарх автора Лэмб Гарольд

ЗОЛОТОЕ РУНО ВАРТАНА И поэтому после весенней оттепели Кир повел свои экспедиционные войска на запад, желая, с одной стороны, доставить удовольствие Вартану, а с другой – в собственных интересах исследовать истоки этой реки.Они оказались в гигантской стране. Армия

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

МЕДЕЯ ПОМОГАЕТ ЯСОНУ ПОХИТИТЬ ЗОЛОТОЕ РУНО Вернувшись во дворец, Эет созвал на совет знатнейших жителей Колхиды. Далеко за полночь советовался с ними царь о том, как погубить аргонавтов. Эет догадывался, что лишь с помощью Медеи мог Ясон совершить подвиг. Чувствовала

Из книги Великая смута. Конец Империи автора

10.5. «Античное» Золотое Руно и Золотое Руно в XV веке Все мы с детства знаем романтический «античный» миф о Золотом Руне - цели похода аргонавтов. Воспет Гомером в его бессмертных поэмах. По мнению историков, поход состоялся в седой древности - в эпоху Троянской войны, в XIII

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Руно золотого овна и Христос-Овен 2.1. «Античное» Золотое Руно и средневековый Орден Золотого Руна Как мы отмечали в книге «Царь Славян», Христа часто именовали ОВНОМ, Агнцем. Овен - один из самых распространённых символов Христа (см., например, рис. 2.1). Его именовали

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. «Античное» Золотое Руно и средневековый Орден Золотого Руна Как мы отмечали в книге «Царь Славян», Христа часто именовали ОВНОМ, Агнцем. Овен - один из самых распространённых символов Христа (см., например, рис. 2.1). Его именовали также Солнцем и Золотым. В христианской

Из книги Ротшильды. История династии могущественных финансистов автора Мортон Фредерик

Золотое безмолвие Тем не менее, именно буржуазный прагматизм лежал в основе этого имперского самосознания и имперского благосостояния. Сохранился, к примеру, любопытного покроя предмет одежды, принадлежащий барону Филиппу, который, возможно, был на нем и во время

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Руно Золотого Овна и Христос-Овен 2.1. «Античное» золотое руно и средневековый Орден золотого руна Как мы отмечали в книге «Царь Славян», Христа часто именовали ОВНОМ, Агнцем. Овен - один из самых распространенных символов Христа, рис. 2.1. Его именовали также Солнцем и

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. «Античное» золотое руно и средневековый Орден золотого руна Как мы отмечали в книге «Царь Славян», Христа часто именовали ОВНОМ, Агнцем. Овен - один из самых распространенных символов Христа, рис. 2.1. Его именовали также Солнцем и Золотым. В христианской традиции с

Из книги Кир Великий. Первый монарх автора Лэмб Гарольд

ЗОЛОТОЕ РУНО ВАРТАНА И поэтому после весенней оттепели Кир повел свои экспедиционные войска на запад, желая, с одной стороны, доставить удовольствие Вартану, а с другой - в собственных интересах исследовать истоки этой реки.Они оказались в гигантской стране. Армия

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

Руно с проплешинами Все сказанное, однако, относится к Восточной Грузии. Которая, собственно, тогда и считалась Грузией. На западе же, в Колхиде, все обстояло иначе. О том, что после распада страны в 1490 году на отдельные царства, воспринятого современниками как нечто

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

10.5. «Античное» Золотое Руно и Золотое Руно в XV веке Все мы с детства знаем романтический «античный» миф о Золотом Руне - цели похода аргонавтов. Воспет «античными классиками» в их бессмертных поэмах. По мнению историков, поход состоялся в седой древности - в эпоху

Из книги Греческие мифы автора Бёрн Люсилла

ГЛАВА 5 ЯСОН, МЕДЕЯ И ЗОЛОТОЕ РУНО Золотая шерсть (золотое руно) принадлежала овну, спасшему жизнь детям Афаманта – сыну Фриксу и дочери Гелле – от принесения их в жертву Зевсу из-за ненависти к ним мачехи Ино. Согласно легенде, златокудрый овен забрал детей из их дома в

Из книги Царское золото автора Курносов Валерий Викторович

Тайны оперативно-розыскного дела «золотое руно» Предыдущие главы расследования автор написал по материалам открытых источников. В основном - по рассекреченным архивным документам. Некоторые вопросы прояснены благодаря исследованиям историков, имена которых

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

Миф о золотом руне

Согласно греческому мифу, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел . Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне - Грузия), где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса. Летучего барана Ээт принёс в жертву Зевсу, а его золотое руно повесил в роще бога войны Ареса, приставив сторожем к нему могучего дракона.

Аргонавты (Золотое руно). Союзмультфильм

Тем временем другие потомки Афаманта построили в Фессалии порт Иолк. Внук Афаманта, Эсон, царивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней Пелия, Эсон скрыл своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.

Вождь аргонавтов, Ясон

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом и предъявил ему своё требование. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.

Медея с детьми

Покинув Коринф, Медея поселилась в Афинах, став женой царя Эгея, отца великого героя Тесея. Бывший вождь аргонавтов Ясон по одному из вариантов мифа, вслед за гибелью детей покончил жизнь самоубийством. По другому мифическому рассказу, он безрадостно влачил остаток жизни в бедственных странствиях, нигде не находя постоянного приюта. Проходя однажды через перешеек Истм, Ясон увидел полуразвалившийся Арго, который некогда был вытащен здесь аргонавтами на морской берег. Усталый странник лёг отдохнуть в тени Арго. Пока он спал, корма корабля обвалилась и погребла Ясона под своими обломками.

Если вам нужно ПОДРОБНОЕ изложение этого мифа, перейдите на страницу «Поход аргонавтов ». Там можно ознакомиться с историей возникновения легенды о плавании за золотым руном и перейти к ссылкам с подробным изложением различных её эпизодов. Наш список страниц, посвященных мифам и эпосу будет постоянно пополняться

Миф о золотом руне (краткое содержание)

Согласно греческому мифу, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу . Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне – Грузия), где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса . Летучего барана Ээт принёс в жертву Зевсу , а его золотое руно повесил в роще бога войны Ареса , приставив сторожем к нему могучего дракона.

Аргонавты (Золотое руно). Союзмультфильм

Тем временем другие потомки Афаманта построили в Фессалии порт Иолк. Внук Афаманта, Эсон, царивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней Пелия, Эсон скрыл своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.

Вождь аргонавтов, Ясон

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом отправился к Пелию и предъявил ему своё требование. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.

Покинув Коринф, Медея поселилась в Афинах, став женой царя Эгея, отца великого героя Тесея. Бывший вождь аргонавтов Ясон по одному из вариантов мифа, вслед за гибелью детей покончил жизнь самоубийством. По другому мифическому рассказу, он безрадостно влачил остаток жизни в бедственных странствиях, нигде не находя постоянного приюта. Проходя однажды через перешеек Истм, Ясон увидел полуразвалившийся Арго, который некогда был вытащен здесь аргонавтами на морской берег. Усталый странник лёг отдохнуть в тени Арго. Пока он спал, корма корабля обвалилась и погребла Ясона под своими обломками.