Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Костел святой троицы. Костел святой троицы на троицкой улице. Время работы и расписание служб


Этот храм столетиями являлся одним из самых крупных католических духовных центров всего клецкого и несвижского края. Начало его истории теряется в глубине веков, превращая повествование о нём в красивые средневековые легенды. Столь же легендарным выглядело ещё в 20 веке и само его здание с возносящимися в высоту сводами и мощными кирпичными стенами, внутри, и даже просто рядом с которыми человек ощущал дыхание древности и самой Божественной вечности!

Первое историческое упоминание о костёле Святой Троицы относится ещё к 1450 году! В тот год некий новогрудский местич Андрей Мостивилович подарил ему десятину своей деревни под Клецком. Эта деревня досталась пану Андрею от самого великого князя литовского Казимира Ягайловича за боевые заслуги, так как в 1445 году, как гласит летопись, «Ондрюшка Мостиловичъ» вместе с панами Судивоем, Радзивиллом и Николаем Немировичем и другими возглавлял семитысячное войско Великого княжества Литовского в победной битве с Московским княжеством на реке Суходров. Деревня и по сей день сохранила в своём названии имя своего давнишнего владельца и сегодня называется Мостиловичи!
Костёл находился не в замке на городище, а за пределами городских укреплений, что, скорее всего, свидетельствует о том, что в те времена католицизм не имел в пока ещё православном Клецке многочисленных последователей. Вероятнее всего, что и сам храм был тогда меньше воздвигнутого позднее. Как бы там ни было, но в середине 16 века в Клецке пришлось очень туго и католикам, и православным. В 1558 г. город переходит к кальвинисту Николаю Радзивиллу «Чёрному». В соответствии с политикой этого магната, все православные и католические храмы должны были быть обращены и переделаны в кальвинистские соборы. До клецкого костёла Св. Троицы очередь дошла в 1560 г. Причём ему выпала «честь» быть переделанным не от кого-нибудь, а от самого Симона Будного, которого Николай Радзивилл назначил министром («настоятелем») клецкого кальвинистского собора. В Клецке господин Будный жил не слишком, так сказать, по-протестански и с удовольствием пользовался всеми благами католического наследия. Так в Клецке у него был собственный дом с прислугой, двор с крепостными крестьянами, ежегодное немаленькое жалование от Радзивиллов. Хотя, конечно, нельзя сказать, что для Симона Будного было главным только материальное благополучие. Свои религиозно-филосовские изыскания имели для него куда большее значение. Именно в Клецке Будный в конце концов начал отрицать Божественность Иисуса Христа и, став арианином-антитринитарием, был в 1565 г. подвергнут своей же кальвинистской общиной остракизму. А до этого он всё же успел открыть для распространения кальвинистского учения первую в Клецке школу и издать первую на территории Беларуси книгу (кальвинистский «Катехизис»), написав в предисловии: «Писано в Клецке от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа лета 1562, месяца июня, десятого дня». Тогда он ещё считал Иисуса Христа Господом и Спасителем…
После изгнания Симона Будного (тот уехал в Лоск под Молодечно), начальником клецкого кальвинистского собора стал другой известный в истории человек с красивым именем Томаш Фалькониуш. На самом деле его звали Фома Кречетовский, но в книжной традиции он решил, несмотря на наше стереотипное представление о протестантах как об «абаронцах роднае мовы», перевести своё имя на более звучную и распространённую латынь.
Сын Николая Радзивилла «Чёрного», тоже Николай по прозвищу «Сиротка» стал, как известно, не в пример своему отцу, убеждённым католиком. В 1574 году он пишет виленскому бискупу, чтобы тот помог ему, прислав проповедников в борьбе с кальвинистскими еретиками, в т.ч. и в городе Клецке. Впоследствии владельцем Клецка стал другой сын Николая Радзивилла «Чёрного», также католик, Альбрехт. В 1586 году он совершенно изгоняет кальвинистов из города и передаёт храм Святой Троицы католикам. Именно к этому времени, скорее всего, и относится возведение нового каменного здания костёла, дошедшего до 20 столетия. Новый величественный храм был призван стать символом победы католического исповедания веры над кальвинистским и стать, таким образом, знамением окончания целого исторического периода. Есть сведения, что каменный костёл был построен к 1590 году. Первым его изображением является чертёж «Kosciolu miesta kleckiego pana marszalka», датируемый концом 16 в. («пан маршалок» - это Альбрехт Радзивилл, ставший в 1585 г. маршалком ВКЛ). А уже в начале 17 столетия храм можно было увидеть на гравюре Клецка, "созданной Томашем Маковским.”

После возвращения храма католикам, его первым настоятелем стал ксёндз Мартин, который подписывался просто: «Мартин из Клецка». Он, как когда-то Франциск Скорина, был выпускником Падуанского университета по кафедре медицины, которая была ему хорошим дополнением и в его пастырском служении. В 1605 г. кс. Мартин издал в Познани книжку «Испытанное средство против морового поветрия». Возможно, были и другие его книги, просто не дошедшие до нашего времени.
2 февраля 1652 г. внук Альбрехта Радзивилла Михаил Кароль издал привелей, в котором определил положение клецкой святыни в своих владениях. За костёлом были закреплены определённые деревни и фольварки, а также их жители, определён денежный сбор с горожан и натуральный (зерном) сбор со шляхты в пользу костёла. Кроме этого Радзивиллы обещали за свой счёт покрывать черепицей половину большущей костёльной крыши. Был определён и костёльный квартал (юридика) в Клецке, жители которого несли в пользу костёла повинности. В 1652 г. это было десять, а в 1714 г. – уже 27 семей.
Привелей 1652 г. требовал от настоятеля костёла следующее: «А ксёндз плебан нынешний и последователи должен будет и должны держать викария, алтарника, органиста, кантора, бакалавра, который бы деток читать, писать и петь учил». В костёльном инвентаре 1796 г., между прочим, было отмечено, что в костёльной приходской школе «зимой удерживаются из прихода дети убогих родителей рода шляхетского, мещанского и крестьянского. В рабочее время летом они бывают забраны родителями для неизбежных нужд по хозяйству… Дети учатся катехизису, чтению, письму и началам арифметики». Уже в начале 19 века, правда, на приходе был только «директор», который учил мещанских детей началам чтения и письма за условную плату.

При костёле существовал и госпиталь, созданный на средства сына Альбрехта Радзивилла Яна Альбрехта в 1609 г. Согласно его указу, ежегодно госпиталю должно было выдаваться 30 злотых, несколько бочек ржаного зерна, ячменя, гречки, а также мяса и дрова. «Старших госпитальных» назначал непосредственно князь.
В начале 18 века через радзивилловские владения огнём и мечём прошлись шведы. В костёле Св. Троицы они ограбили захоронение маршалка ВКЛ Станислава Казимира Радзивилла и утащили много золота из интерьера. Несмотря на это, инвентарь 1712 г. отмечает в убранстве костёла множество позолоченных вещей, в т.ч. и главный алтарь Св. Троицы. От духовных потомков Будного и Фалькониуша была вывезена в город Белую и одна из главных костёльных святынь – икона Благовещения Девы Марии, почитавшийся чудотворным. Его чудеса были записаны ещё в 1677 году специальной комиссией по указу виленского бискупа Стефана Паца. Кстати, «на память» о шведском нашествии в костёльной башне остались два каменных ядра, застрявших там после выстрелов.
В 1810 г. в костёле произошёл пожар и вскоре состоялся ремонт на средства Николая Йозефа Радзивилла.После этого ремонта у костёла появилась новая крыша, а над входом в нише была установлена скульптура Иисуса Христа (её видно на фото).
Интерьер храма тех лет украшал резной лакированный скульптурный алтарь, центральное место в котором занимала икона Святой Троицы. В боковых алтарях (всего их было семь) были иконы Св. Николая, св. Анны, Девы Марии (той самой, что спасали в Белой от шведов), Распятого Христа и св. Тадеуша Апостола. Костёл имел украшенный скульптурой орган на одиннадцать голосов.

В храме бережно хранили память о своих жертвователях и основателях, молясь перед Богом об их душах. Дважды в неделю после службы священники поминали всех Радзивиллов клецкой линии и семью Юрия и Екатерины Булгаков (пожертвовавших костёлу при строительстве крупную сумму). Отдельно молились по понедельникам за Михаила Кароля Радзивилла, о заслугах коего перед Клецким костёлом мы уже говорили.
Костёл Святой Троицы имел свой филиал под Клецком в деревне Соловьи. Филиальный костёл построенный из дерева, был покрыт гонтом, а внутри помещал один алтарь с картиной Пресвятой Троицы и ризницу.
В 20 веке костёл пережил и первую мировую, и советско-польскую, и вторую мировую войны. Во время второй из них досталось костёльному колоколу, который был повреждён артиллеристским снарядом. В 1937 г. Колокол был переплавлен на литейной фабрике братьев Фельчинских.

С разрушением храма, католическая община Клецка была вынуждена переместиться в обычный городской домик, где ещё до недавнего времени проходили богослужения. А не так давно в городе началось возведение нового костёла, который, несмотря на современные элементы архитектуры и материалы, в чём-то неуловимо напоминает тот самый древний храм! И носить он будет то же самое имя – Святой Троицы.


Новый костёл Святой Троицы в Клецке

Существующее здание построено в XIX веке вместо деревянного.

История

Новый деревянный костёл Святой Троицы был возведён в начале XVIII века. Храм стоял на каменном фундаменте, а главный фасад украшали дае небольшие башни с золочеными железными крестами. В центре главного алтаря находилась икона Святой Троицы, возле которой стояли золочёные скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Кроме этого, интерьер храма украшали ещё четыре деревянных алтаря, два из них стояли в часовнях. На хорах находился орган, а рядом с костёлом была построена колокольня. Также возле костёла располагались приходская школа, богадельня, кухня, баня, хлев, гумно. Имелся сад и огород. Во время сильного пожара в августе 1809 года большая часть деревянных построек на Троицкой Горе была уничтожена. Сгорело и здание костёла Святой Троицы.

После пожара был разработан проект перепланировки Троицкой Горы, согласно которому в 1814 году минский ксёндз Хоревич получил от городских властей разрешение на строительство нового костёла. Проект каменного костёла Святой Троицы, главный фасад которого выходил выходил на улицу Троицкую, принадлежал архитектору Чеховскому и был утверждён царскими властями 30 июня 1814 года. Но на строительство святыни не хватило средств, и богослужения проводились в небольшой деревянной часовне на Золотой Горке. Здешняя местность отличалась особой живописностью. В XIX веке это было одно из любимых мест отдыха минчан - на солнечных полянах поспевала крупная и сладкая земляника, а у почтовой дороги, которая вела из Минска в Борисов, находился небольшой лес.

По поводу возникновения названия местности - Золотая Горка - существуют разные предания. Согласно одному из них, своим именем место обязано богатым купцам, которые остановились здесь на отдых. Другое предание связано с эпидемией заразной болезни, унёсшей жизни многих горожан. Умерших было столько, что их с трудом успевали хоронить. Именно здесь, на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на Долгий брод, возникло католическое кладбище. Однажды, после поминальной службы в часовне, как гласило предание, врач-прихожанин предложил собрать деньги на строительство костёла в честь святого Роха. Среди свежих могил кладбища доктор расстелил плащ, куда люди стали ссыпать монеты и украшения. Постепенно из пожертвований и выросла целая золотая горка.

Что касается личности святого Роха, то о нём известно следующее. Будущий святой родился во Франции в 1295 году. Став монахом, он большую часть жизни посвятил заботе о людях, заражённых трудноизлечимыми болезнями. После смерти Роха был канонизирован и считался защитником от чумы и других заразных болезней. Сохранилось описание одежды монашеского ордена рохитов: чёрная шапка; серого цвета одежда, позже заменённая на белую, которую монахи подпоясывали чёрным кожаным поясом; чёрный плащ, на левой стороне которого был вышит череп, что напоминало братьям про смерть и обязанность захоронения умерших. Некоторые исследователи предполагают, что рохиты в Минске размещались в предместье Золотая Горка, так как здесь находилась часовня Святого Роха.

В XIX веке приход Святой Троицы процветал. При нём были организованны приходская школа, приют для бедных, работала школа органистов, которая пользовалась широкой известностью. В программу обучения музыкантов входили специальные предметы, а расписание занятий отличалось строгой организацией и насыщенной программой. Уроки длились по 5-6 часов ежедневно. Система преподавания обеспечивала приобретение хороших навыков - выпускники школы становились высококвалифицированными органистами.

В 1842 году Золотогородскую деревянную часовню переделали в костёл. Однако вскоре возникла необходимость ремонта строения как внутри, так и снаружи. Но оказалось, что и эта мера не смогла спасти старое здание. Костёл было решено перестроить, для чего прихожане согласились собрать необходимые средства. Времена для некоторых категорий верующих тогда были довольно сложными: ликвидировалась униатская церковь, на любые проявления католической веры царские власти реагировали достаточно болезненно. Однако епископу Войткевичу 6 июля 1861 года удалось получить разрешение на постройку нового каменного костёла на Золотой Горке.

Было разработано несколько проектов костёла. Один из них представлял большой храм с двумя башнями. Этот проект основывался на белорусских традициях двухбашенных храмов, которые имитировали позднюю готику, в основном немецкую и французскую. По своей конструкции здание, предложенное в проекте, напоминало усложнённый вариант неоготического костёла в Видзах, на севере Беларуси. Однако утверждение получил другой проект - скромный однобашенный костёл, который существует и по сей день.

Есть предание, связанное со строительством нового Золотогорского костёла. Оно гласит: во время страшной эпидемии в городе одному из верующих католиков приснился пророческий сон о том, что спасение минчанам может дать только святой Рох. Для прекращения болезней необходимо было отыскать статую святого Роха, которая находилась где-то в костёле бонифратров. Статую нашли, почистили и стали носить в процессии по городу. Позже статуя святого Роха была сдана на хранение в часовню на Золотой Горке и приобрела статус чудотворной. А эпидемия, как гласило предание, вскоре закончилась.

Новый католический храм в Минске возводился по проекту академика Петербургской академии искусств Сивицкого. Непосредственно строительством занимался ксёндз Горбачевский. Костёл возводился в основном на средства, полученные от сбора пожертвований. Храм построили за три года. Небольшой, в неоготическом стиле, он производил приятное впечатление на современников. Все внутри было сделано из дерева и покрашено под мрамор. Святыня стояла среди среди зелени на ровной площадке. Царившая вокруг тишина вызывала в душе верующих чувство особой умиротворённости.

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: "Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей". Здание имело также двух этажную башню, в которой размещались колокола - "Леонард", "Стефан" и "Бронислава". Над алтарём находилась древняя картина Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

С ростом Минска расположенный на Золотой Горке костёл оказался в городской черте. Улицы обступили его со всех сторон - бывшая почтовая дорога в Борисов стала продолжением Захарьевской улицы, а дорога, ведущая в Слепянку, получила название Долгобродской. Газета "Минские епархиальные ведомости " в 1877 году сообщила; после того как город был присоединен к Российской империи, относительно захоронений стал действовать указ Екатерины II от 24 декабря 1771 года. Один из его пунктов гласил, что за исключением особых случаев, которые рассматривались и решались императорскими властями, хоронить умерших возле городских церквей и в центре города запрещалось. Находящееся неподалёку кладбище было удобно для жителей города, но с 1893 года здесь позволили хоронить в родовых часовнях только в исключительных случаях. Для православных было отведено кладбище Переспе, для униатов - кладбище на Золотой Горке, а для католиков - кладбище на Кальварии.

В июне 1941 года Троицкий Золотогорский костёл Святого Роха сильно пострадал от военных действий. После Великой Отечественной войны район Золотой Горки подвергся полной перепланировке, но костёл удалось частично сохранить. В 1983 году в нём закончились реставрационные работы, и костёл приспособили под концертный зал камерной музыки Белорусской государственной филармонии. При входе в зал установили керамическую скульптуру "Музыкант", в нишах - декоративные декоративные скульптуры народных персонажей. В центре алтаря специалисты чехословацкой фирмы "РигерКлосс" установили орган. Окна костёла украшены орнаментальными витражами.

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения. А в 2006 году здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

Примечания

Первый минский приходской костёл, о котором сохранились документальные сведения, был построен на пожертвования самого короля Ягайло. Костёл принадлежал приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха) и находился на Троицкой Горе. Однако в 1409 году храм сгорел дотла.

Наверное в каждом городе есть места, о существовании которых неизвестно широкому кругу жителей. В Москве это , спрятанный во дворах Арбата, или , раскинувшийся в сотне метров от проспекта Мира, об этих памятниках архитектуры не знают даже москвичи, не говоря уже о гостях столицы. В Минске тоже есть такой памятник-невидимка, он находится в самом центре города, в пятидесяти метрах от главного проспекта столицы, при этом многие минчане о его существовании даже не догадываются.

Около 1390 года польский король Ягайло основал первый первый в Минске католический приход и назвал его в честь Святой Троицы. Деревянный храм построили на левом берегу Свислочи на горе, названной впоследствии в честь того храма Троицкой. Сегодня на ней стоит Большой театр оперы и балета:

А рядом - знаменитое Троицкое предместье:

В 1409 году деревянный костел, построенный Ягайло, сгорел, на его месте выстроили новый. Он простоял ровно 400 лет и в августе 1809 года погиб в разрушительном пожаре, уничтожившем большую часть Троицкого предместья. Пять лет спустя был разработан проект восстановления храма, но на его постройку не хватило средств. Более 20 лет община не имела собственного здания и в итоге обосновалась в районе Золотой Горки:

Здесь с конца XVIII века находилось большое католическое кладбище, посреди которого в 1796 году установили первую деревянную часовню. На ее месте в 1832 году был построен небольшой деревянный храм, в который и переехал приход Cвятой Троицы. К середине XIX века кладбище на Золотой горке сильно разрослось - причиной стали две эпидемий холеры, свирепствовавшие в Минске в 1848 и 1853 годах. Деревянное здание костела уже не могло вместить всех прихожан, поэтому было принято решение построить на его месте каменный храм:

Строительство началось в 1861 году и, благодаря активным пожертвованиям паствы, завершилось довольно быстро - 1 ноября 1864 года в костеле прошла первая месса:

Помимо исторического названия в честь Святой Троицы храм получил и новое - в честь святого Роха, покровителя больных чумой и холерой:

Сегодня костел Святой Троицы находится по адресу проспект Независимости 44а, при этом с самого проспекта его не видно. Многие жители столицы годами проходят мимо и не подозревают о том какой уникальный осколок дореволюционного Минска сохранился в соседнем дворе. Самый быстрый способ попасть к храму - зайти в проезд между зданием Дворца искусства и редакцией "Вечернего Минска" со стороны улицы Козлова:

Единственный путь на территорию костела лежит через эту лестницу:

Уже с ее ступеней открывается замечательный вид на чудесный храм в неоготическом стиле:

То, что это здание сохранилось до наших дней - само по себе чудо:

К началу XX века население Минска увеличилось втрое по сравнению с тем, каким оно было на момент строительства храма, количество прихожан к этому времени возросло до 7000, места всем уже не хватало. В 1910 году был разработан проект нового костела, значительно превосходящего старый по размеру:

Его строительству помешала Первая мировая война, а последовавшая за ней революция окончательно похоронила проект. Старый храм остался стоять на прежнем месте:

В 1922 году внутреннее убранство было полностью разграблено, а в богоборческие 30-е костел закрыли:

Богослужения ненадолго возобновились во время фашистской оккупации:

Но после завершения войны костел окончательно закрыли и переоборудовали под книгохранилище:

Старое католическое кладбище было уничтожено, на его месте построили жилые дома:

Так костел оказался на внутридворовой территории, зажатый между гаражным массивом и Дворцом искусства:

Фасад здания направлен в сторону проспекта Независимости, но полностью скрыт от него жилым домом:

Когда-то на месте современного проспекта проходил Борисовских тракт - главная дорога из Минска в Москву:

В те времена путники, въезжавшие в город, издалека видели двухярусную башню Золотогорского костела, венчающую его главный фасад:

В начале 1980-х книгохранилище было закрыто, здание отреставрировали, переделали под зал камерной музыки и передали в ведение Белгосфилармонии. В 1986 году в апсиде установили большой орган, примерно в то же время в оконные проемы вернулись витражи:

В 1991 году в свободное от концертов время в храме возобновились богослужения:

Зал камерной музыки закрыли только в 2006-м, в том же году здание было возвращено католической церкви:

Интерьер стал наполняться католическими символами, стены храма украсили бронзовыми барельефами "Путь Христа на Голгофу":

В левом алтаре, где до революции находилась икона Божьей Матери с младенцем, установили скульптуру Девы Марии:

В правый алтарь вернули статую святого Роха:

Золотогорский костел уникален тем, что его алтарная часть почти полностью занята органом:

Это неправильное расположение, в алтарной части должен быть алтарь, но в 1980-е годы, когда орган появился в храме, об этом никто не задумывался:

Перенести его невозможно из-за его размеров, менять на новый нецелесообразно - это один из лучших органов Беларуси, благодаря ему в костеле ежегодно проводится международный фестиваль органной музыки "Золотогорская лира":

К концу 2000-х храм оказался на грани обрушения - из-за прохудившейся крыши потолок здания пошел трещинами:

Стараниями прихожан были собраны средства, на которые строители полностью обновили крышу и заменили стропильную систему. Нагрузка на своды снизилась, храм был спасен:

Доски, оставшиеся после ремонта, лежат сегодня на заднем дворе храма:

Замена крыши - лишь первый шаг в реставрации здания, серьезных работ здесь не проводили с 1980-х:

Необходимо еще укрепить фундамент и стены, восстановить убранство:

На территории вокруг костела организовали мемориал в память о снесенном кладбище:

Старые могильные плиты, которые удалось найти и сохранить, разложили вдоль ограды:

На некоторых надгробьях до сих пор можно прочитать имена и годы жизни людей, лежавших когда-то под ними:

Община храма еще не до конца сформирована, приход восстановлен всего 10 лет назад, но потенциал для его роста есть - шестивековая история и статус первой католической общины Минска привлекают людей. Настоятели костела ведут активную просветительскую работу, организуют мероприятия, фестиваль органной музыки освещается в СМИ. Храм как птица Феникс в очередной раз возродился из пепла, у теперешней его реинкарнации есть все шансы стать домом старейшей общины города на долгие века вперед.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Минске:

Костел Святой Троицы находится в Брно в местечке Кралово поле и входит в комплекс зданий, где первоначально размещался картезианский монастырь, а теперь на территории бывшего монастыря находится факультет информационных технологий Технического университета Брно.

История

Костел Святой Троицы и монастырь были основаны в 1375 году моравским маркграфом Яном Индржихом за три месяца до его смерти. Строительство костела Святой Троицы и монастыря началось примерно в 1387 году. Первоначально готическая церковь во 2-й половине XVIII века, была перестроена в стиле барокко. Внутри костела в стиле барокко оформлена и часовня, стены которой были расписаны в 1766-1779 годах художником Францом Антоном Маульбертшем. Кроме того, в интерьер костела были добавлены богато украшенные резьбой хоры, ценный алтарь, амвон и серия картин со сценами из жизни двенадцати апостолов.

Как и другие церкви Брно, костел Святой Троицы был серьезно поврежден во времена многочисленных войн, проходивших через Брно в разное время. На протяжении более четырех веков своего существования монастырь горел два раза (в первый раз спустя пятнадцать лет после завершения строительства первого здания), три раза разграблен и подожжен гуситами, горел в огне после нашествия венгерской армии, когда-то был разграблен шведскими и прусскими войсками. В 1782 году монастырь при императоре Иосифе II был превращен в казарму.
Костел Святой Троицы служил приходской церковью для жителей окрестных деревень.

Интерьер и архитектура

На средневековое происхождение костела Святой Троицы указывают два готических свода в южной стене церкви ниже окна. Они были обнаружены во время ремонта штукатурки в 1966 году и были записаны летописцем. Старая часть нефа имеет крестовый свод. Главная башня костела, прежде стоявшая на правой стороне нефа, была разрушена, поскольку существовал риск ее падения. На северной стене видна каменная кладка, датируемая 1766 года. Это место, от которого церковь была расширенная на запад, включает в себя часовню, хоры, притвор и новую башню высотой в 32,70 метра.

Крест на куполе башни был установлен 6 сентября 1766 года. В костеле Святой Троицы хранятся документы 1696 года, которые повествуют о ремонте церкви. Стоит отметить, что изображения Святой Троицы Девы Марии с младенцем Иисусом, находящиеся по обеим сторонам алтаря размещались ранее на церковном кладбище, но потом были перенесены в костел.

Свой нынешний вид костел Святой Троицы приобрел в 1932 году. Часть костела была разрушена и расширена, реконструкция завершилась ремонтом башни в 1934 году. Внутри церкви можно увидеть алтарь конца XVIII века, который является работой резчика Андрея Швайгля. Боковой алтарь святого Вацлава и Яна Непомуцкого костелу пожертвовал картезианский монастырь после реконструкции в 1766 году. Часть картин висела в люнетах северной стены старого нефа и вместе с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом была перемещена на алтарь вместе с деревянным крестом.

Вдоль южной стены размещается восьмиугольная купель из песчаника, святилище из мрамора в барочном стиле и кованые железные двери.

На северной стене костела Святой Троицы высечена Мадонна, созданная скульптором Григорием Кортбой 25 мая 1941 года и надгробия из песчаника. Интересны и витражи костела. Четыре витража размещаются в старой части церкви и рядом с главным алтарем. На витражах изображены военные события 40-х годов XX века, которые заменили утраченные витражи 1932 года.

Есть также витражи на южной стороне в галерее на первом этаже, а также на северной стороне в галерее на первом этаже. Другой достопримечательностью костела Святой Троицы является статуя Девы Марии. Сегодня костел имеет электрическое отопление и защищен от злоумышленников посредством электронной сигнализации.

Костелом святого Роха (Минск) называют католический собор, который расположен в историческом районе города Золотая Горка. Также он известен под названием Костел Святой Троицы. Он имеет длинную и интересную историю, о которой будет рассказано более подробно.

История собора

Костел святого Роха, также носящий название Пресвятой Троицы, находящийся в Минске, был основан литовским князем Ягайло в 14-м веке. Это самый старый из сохранившихся католических соборов, находящийся в городе, и тот, о котором имеются документальные исторические сведения. Известно, что костел святого Роха возводили на средства князя Ягайло и под его руководством.

Однако вскоре после того как строительство было завершено, деревянный храм в 1409 году подчистую уничтожил страшный пожар. Со временем начались работы по воссозданию костела, которые были успешно завершены. По таинственному стечению обстоятельств ровно через 400 лет вновь отстроенный храм был опять полностью уничтожен сильным пожаром.

Восстановление церкви

Были разработаны различные планы по воссозданию храма, однако им не суждено было сбыться из-за отсутствия достаточного финансирования. В 1796 году на золотогорском кладбище, где хоронили католиков, была построена деревянная часовня св. Роха, которая с 1832 года становится приходским храмом. В середине XIX века строение, ранее бывшее часовней, достаточно сильно обветшало и постепенно начало приходить в негодность. Епископ А. Войткевич после нескольких настойчивых попыток все-таки сумел получить разрешение на возведение костела святого Роха из камня на месте старенькой часовни.

Каменный костел

Строительство каменного храма началось в 1861 году и спустя всего три года было завершено. Проект костела создал известный архитектор того времени, академик из Санкт-Петербурга, М. Сивицкий. Церковь была отстроена в неоготическом стиле и сразу же поразила своей красотой и величественностью. Костел возвели исключительно на пожертвования, что интересно, средства давали не только католики, но и верующие других конфессий, а также религий. Связано это было с тем, что, как считали верующие, святой Рох спас город от смертельной эпидемии холеры.

В начале ноября 1864 года вновь отстроенный каменный храм был освящен под двумя титулами - Успение св. Девы Марии и св. Роха. Тем не менее в народе сохранилось и использовалось третье, историческое название храма - Пресвятой Троицы. В одном из алтарей костела в то время была установлена статуя св. Роха, которая была перенесена благодарными верующими из старой деревянной часовни. К самой статуе святого верующие относились с большим почтением. В середине августа в праздник св. Роха ежегодно у церкви собиралось несколько тысяч паломников.

Костел святого Роха в 20-м веке

Костел выстроен из камня и имеет готическую архитектуру с дюжиной вытянутых окон, крыша выстлана железными листами. Здание храма имеет двухэтажную башню, в которой располагаются колокола, носящие имена «Бронислава», «Стефан» и «Леонард». Над главным алтарем находится икона Богоматери с младенцем, рядом со св. Троицей. Один из боковых алтарей был освящен во имя святого Роха, а другой - во имя святого Антония. Так описывался храм в документах 20-го века.

Скульптура св. Роха, стоявшая около бокового алтаря, считалась у верующих чудотворной и исцеляющей различные хвори. В 1920 годы из храма реквизировали различные ценности, а также утварь для богослужений. Спустя несколько лет расписание служб костела святого Роха существенно изменилось, а позже, в 30-е годы, церковь и вовсе была закрыта. Во время войны с фашистской Германией костел сильно пострадал от вражеских снарядов. Когда фашистские войска оккупировали Минск, в храме тайно начали проводить службы. После завершения войны церковь перестали использовать по прямому назначению, а ее здание передали под книгохранилище.

Возрождение храма

В послевоенные годы город постепенно возрождался после ужасов войны, со временем была восстановлена и церковь. После реставрации здание собора в 1983 году взяли под государственную охрану, а затем переделали под зал органной музыки под ведомством Госфилармонии Белорусской ССР. Спустя год в апсиде был установлен электроорган, изготовленный в Чехословакии, а готические окна украсили разноцветными витражами.

С середины 1991 года в церкви св. Роха в свободное от музыкальных мероприятий время возобновляются богослужения. Спустя семь лет в боковом алтаре появляется копия утраченной статуи св. Роха, которую выполнили из металла. В 2006 году зал органной музыки закрывают, а само здание возвращается в ведение римско-католического прихода, освященного во имя Пресвятой Троицы. В настоящее время все желающие могут посетить это прекрасное сооружение, которое имеет не только культурную и церковную ценность, но и великолепную архитектуру и богатую историю.

Расписание служб в костеле святого Роха (Минск):

  • С понедельника по субботу они проходят в 8-00 и в 18-00.
  • В воскресенье утренние службы бывают в 9, 11 часов, а также в 12-30.
  • Вечером время служб - 17 и 19 часов.

День св. Роха отмечается каждый год.