Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Католический храм на баррикадной. Римско-католический кафедральный собор непорочного зачатия пресвятой девы марии

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.

Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — третий католический храм, действующий в Москве до революции 1917 года. Два остальных: на Малой Лубянке — костел Святого Людовика Французского, и в Милютинском переулке — Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX века численность католиков в Москве достигла 30000 человек и принадлежавшая им небольшая церковь Святых Апостолов Петра и Павла уже не вмещала всех прихожан.
В 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм. После получения разрешения властей на строительство «филиального» храма, приходской комитет в Милютинском переулке начал сбор средств. Деньги собрали поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом, в том числе — рабочие ткацких фабрик, железнодорожники, строители Транссибирской магистрали, сосланные в Сибирь, на Дальний Восток и Азию, а также многие католики иных национальностей, включая русских.

В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Петербурга (ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе Акт покупки за 10000 рублей золотом десяти гектаров земли для нового храма в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса. ...неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Проект храма разработал прихожанин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор Л. Ф. Даукша. Здание было спроектировано в готическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере (Англия). Костел непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строили в 1901—1911 гг. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви. Строительство обошлось в 300000 рублей золотом. Дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковного инвентаря. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма Главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в Церкви организаций. В 1989 году московские католики и культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, заявили о необходимости возвращения Храма его естественному и законному владельцу — католикам и их Римско-католической Церкви. В январе 1990 года группой московских католиков был учрежден приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, но еще 8 декабря священник Тадеуш Пикус отслужил первую разрешенную властями Святую мессу на ступенях Церкви. На мессе присутствовало несколько сот человек.

21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименной Церкви на Малой Грузинской улице в Москве. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С 7 июня 1991 г. каждое воскресенье во дворе Храма стали проходить Святые мессы.





С 29 ноября 1991 года в Храме служат сестры-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы Христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности помощь больным и нуждающимся. В 1993—1995 гг. в помещениях Церкви располагалась католическая Высшая Духовная Семинария — Мария Царица Апостолов. 1 февраля 1992 года было подписано решение мэром Москвы Ю. М. Лужковым о постепенном, в течение двух лет, освобождении Храма под церковные требы. Однако передача Приходу хотя бы нескольких помещений так и не состоялась. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист. 9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал 7 марта 1995 года давно подготовленное постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу года.

Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате Храма и посту. По четвергам и пятницам в Храме стали совершаться поклонения Святым Дарам и молитвенная процессия вокруг Храма по воскресеньям. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из храма. А 2 февраля приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на вечное пользование Храмом. Основную тяжесть возврата и восстановления Храма с Архиепископом и Настоятелем несли также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им. Иоанна Боско, и многие прихожане. Окончанием реставрации с августа 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Генеральный проект восстановления Храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат фирме «PKZ». Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Постоянную материальную помощь оказывала фирма «EnergoPol», директор Казимир Вершилло. Все три дарителя из Республики Польша. Орган «Rodgers» подарен католической организацией «Помощь Церкви в России», США. Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков многих стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел всю свою первозданную красоту. 12 декабря 1999 года Храм был освящен Легатом Папы Иоанна Павла II, Государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

13 апреля 2001 года в Соборе торжественно отметили десятилетие восстановления структур Римско-католической Церкви в России.

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – самая крупная католическая церковь России. Он возвышается в Москве, на Малой Грузинской улице и украшает ее своими островерхими неоготическими башнями. Здание было воздвигнуто в 1911 году силами польской общины в Москве.

В молитве и добрых делах

Римско-католический кафедральный собор с 1938 года не проводил богослужений. И только в 1999 году кардинал Анджело Содано, прибывший из Ватикана, освятил его и дал свое благословение. Сейчас в соборе проходят богослужения по римско-католическому обряду не только на русском и польском, но также и на английском, испанском, французском, вьетнамском, корейском языках и на латыни. Кроме того проводятся богослужения и святые мессы по армянскому обряду.

Много внимания направлено на благотворительные мероприятия, в том числе проводятся музыкальные концерты для сбора средств. На территории кафедрального собора есть библиотека, редакция церковного журнала, церковная лавка и офисы благотворительных организаций. В храме организовывают молодежные встречи для привлечения в римско-католическую церковь подрастающего поколения. В соборе желающих обучают григорианскому хоралу и импровизационной игре на органе.

Органная музыка

Не только верующие-католики посещают римско-католический кафедральный собор. Многих людей привлекает классическая органная музыка. Орган в этом соборе самый большой в России, он включает в себя 5563 трубы. Только представьте себе это количество. Это огромный музыкальный организм, оживающий от соприкосновения с человеком.

На концертах играют Генделя, Моцарта, других великих композиторов и, конечно, Баха, неповторимого мастера органной музыки. Кроме потрясающих ощущений возникает удивление мастерством композитора. Какой же компьютер в его голове должен быть, чтобы гармонизировать почти шесть тысяч разных голосов в одну потрясающую мелодию, так понятно говорящую со слушателями? Звук наполняет собой весь собор, уносится ввысь, наполняет человека. Упругая волна звука становится осязаемой, ее можно почувствовать кожей. Непередаваемое, потрясающее ощущение.

На глаза многих слушателей наворачиваются слезы. Другие – слушают, прикрыв глаза, третьи – затаили дыхание, боясь пошевельнуться. После последнего аккорда некоторое время стоит полная тишина. Люди не верят, что музыка затихла и уже не возобновится. Ведь концерт длится более часа, а по восприятию слушателя кажется, что прошло всего несколько минут…

Об органных концертах можно говорить только в превосходной степени, они вызывают небывалые по силе ощущения. На этом примере хорошо видно, что взаимопроникновение культур и религий может обогатить мировосприятие всех без исключения народов, сделать их духовную жизнь немного богаче.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии May 10th, 2012

В Москве находятся два действующих католических храма. Первый и самый большой католический собор в России - это собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в 1901-1911 годах в неоготическом стиле. Сейчас собор относится к памятникам архитектуры федерального значения. О нем и пойдет рассказ. О втором московском католическом храме - храме святого Людовика Французского, речь пойдет в следующий раз. А сейчас пройдемся вокруг собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, заглянем внутрь и, конечно же, вкратце узнаем основные исторические события, связанные с ним.


Расположен собор по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13. Ближайшие станции метро - "Краснопресненская", "Улица 1905 года" и "Белорусская".


Как уже говорилось, основной объём храма был построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л.Ф.Даукша.


Храм был освящен 21 декабря 1911 года. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

На территории собора есть скамейки, много зелени и поэтому здесь часто можно встретить родителей, гуляющих с детьми. А это скульптура "Иисус - добрый пастырь":

За оградой собора виднеется довольно большой особняк газохимической компании "ЕврАз Капитал". Но это новодел, построенный в начале 2000-х годов.


В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей.

Здание курии Архиепархии Божией Матери, к которой и относится собор:


Главный вход в курию:


В 1956 году в храме расположился НИИ "Мосспецпромпроект". Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.


В 1989 году культурная ассоциация "Дом Польский", объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному владельцу - Католической Церкви.

Вновь постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.


В 1996 году, после длительного выселения НИИ "Мосспецпромпроект", храм был передан Католической Церкви.

На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный собор.


26 сентября 2011 года на территории собора был открыт памятник Матери Терезе.

Попалась мне на территории собора и вот такая живность:


Вообще, в теплое время года здесь очень хорошо и чисто.




Парковка располагается также на территории собора.


Нагулявшись снаружи, зайдем внутрь собора.

Вид в сторону алтаря от входа в собор:


Один из витражей храма:





Часовня Божьего Милосердия, дарохранительница и алтарь Святых Даров:

Центральное место собора занимает алтарь. На нем можно заметить изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца.

Вид от алтаря в сторону выхода из собора:




Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

Мемориальная доска, посвященная Папе Римскому Иоанну Павлу II:




На этом прогулка по одному из двух московских католических соборов заканчивается.

В наши дни, когда православная и католическая церкви в лице своих предстоятелей протянули друг другу руки в поисках путей совместного служения Господу, особое внимание привлекает к себе находящийся в Москве католический кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, история которого во многом схожа с судьбой многочисленных православных храмов России.

Католическая община Москвы на исходе XIX века

Конец XIX века стал для России периодом бурного развития капитализма. Как грибы росли бесчисленные акционерные общества, банки, а также производственные и коммерческие предприятия. Всё это вызвало интенсивный приток в страну большого количества иностранцев, в том числе и из католических стран. Они открывали здесь свой бизнес и, постепенно адаптируясь в новых условиях, оставались, тем не менее, приверженцами своей веры.

В Москве и прежде была их община, совершавшая службы в двух принадлежавших им соборах, но к концу века она настолько разрослась, что её представители были вынуждены в 1894 году обратиться к городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о возведении нового храма. Московский губернатор пошёл им навстречу и подписал документ, на основании которого и был построен собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Разработка проекта храма

Давая своё согласие на постройку губернатор поставил условие: выбранное для него место должно находиться в удалении от центра города и его основных православных святынь. Внёс он ограничения и во внешний облик будущей постройки, запретив возведение башен и установку наружных скульптур. Несмотря на то что для Москвы всегда была характерна религиозная терпимость, в данном случае проявил известную долю осторожности.

Разработку документации поручили архитектору Ф. О. Богдановичу-Дворжецкому, и вскоре его проект, выполненный в неоготическом стиле, был утверждён. Несмотря на то что Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии по замыслу автора не соответствовал выдвинутым ранее требованиям (был нарушен запрет на возведение башен), губернатор дал согласие на его постройку.

Решение проблем финансирования строительства

В те годы на Малой Грузинской улице проживало большое количество поляков, служивших на железной дороге. Их религиозная община была весьма многочисленна, и включала в себя около тридцати тысяч человек. Именно там и был приобретён участок для будущего собора, а сами поляки, образовавшие впоследствии приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, собрали значительную сумму для его постройки. Недостающие средства предоставили католики иных национальностей, населявшие Россию.

Строительные работы продлились до 1911 года и были завершены установкой декоративной ограды. Общая сумма, потребовавшаяся на погашение всех расходов, составила триста тысяч рублей, что по тем временам было весьма немало. Однако ещё в течение шести лет, вплоть до революции, продолжалась отделка внутренних помещений храма. Разумеется, это потребовало дополнительных средств.

Годы тотального атеизма

В первые годы после освящения кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии имел статус филиальной церкви и лишь в 1919 году был преобразован в самостоятельный приход, после чего службы в нём продолжались ещё почти двадцать лет. Но волна всеобщего атеистического безумия, захлестнувшая в те годы страну, не миновала и католический собор. В конце 1938 года он был закрыт, община распущена, а имущество, приобретённое на пожертвования тысяч людей, разграблено.

В годы войны, когда на Москву были обрушены сотни тысяч вражеских бомб и снарядов, повреждения получил и бывший кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Во время одного из авианалётов он лишился нескольких башен и шпилей, но, к счастью, сама постройка устояла. Уже в послевоенные годы она была передана в распоряжение одного из московских научно-исследовательских институтов.

Прежде чем вселиться в предоставленное им здание, руководство научной организации осуществило перестройку его внутренних помещений, окончательно уничтожив остатки церковного интерьера. В частности, всё пространство бывшего собора было поделено на четыре этажа. Коснулись изменения и внешнего облика, безжалостно исказив гармонию его архитектурных форм.

Попытки вернуть собор в сферу духовной жизни

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии строился с учётом законов акустики, благодаря чему в его помещении отмечалось великолепное звучание органа и церковного хора. Было непростительной ошибкой игнорировать такие уникальные особенности здания.

В 1976 году представители творческой интеллигенции столицы обратились в Министерство культуры с предложением: после соответствующей реконструкции использовать собор в качестве концертного зала для исполнения органной музыки. Их инициатива получила одобрение, был даже разработан соответствующий проект, однако его реализация так и не осуществилась.

Трудный путь возвращения собора прихожанам

Римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии обрёл свою новую жизнь уже в период перестройки, когда в 1989 году ассоциация, объединившая в своих рядах московских поляков, обратилась к правительству Москвы с просьбой о передаче им храмового здания.

Возвращению собора верующим, состоявшемуся в 1996 году, предшествовали многолетние бюрократические мытарства, связанные с выселением обосновавшегося в нём института. Несмотря на веяния нового времени, мышление многих чиновников оставалось на прежнем уровне, сложившемся в глухие времена застоя. Это стало причиной многих досадных проволочек.

Однако ещё до наступления желанного дня, в декабре 1990 года, нынешний епископ, а в те годы рядовой священник Януш Вильски отслужил на ступенях собора, принадлежавшего тогда гражданской организации, мессу. Со следующего года соборные службы стали регулярными, но совершались они вне здания.

Освящение восстановленного собора

После завершения всех формальностей потребовалось ещё три года, чтобы придать храму его изначальный вид, устранив все внесённые за долгие годы изменения. Это коснулось и фасада, и планировки внутренних помещений, отделку которых пришлось выполнять заново. Следует заметить, что достичь полного сходства с тем, что являл собой храм в год его первого освящения, не удалось ввиду целого ряда технических причин. Однако, сравнивая итог работы реставраторов с эскизом собора, хранящимся в архиве вместе с прочими документами, относящимися к проекту конца XIX века, следует отметить, что им удалось восстановить стиль и вернуть зданию непередаваемый дух, заложенный автором.

По случаю торжественного освящения вновь открытого собора в Москву прибыла делегация Ватикана, возглавляемая его Государственным секретарём кардиналом Анджело Содано.

Своеобразное и непривычное для прихожан православных храмов мероприятие было проведено в этом соборе в 2002 году. В тот день при помощи телемоста состоялась совместная молитва его настоятеля с Римским папой и главами некоторых западноевропейских католических приходов.

Литургический соборный хор

С давних пор вошло в традицию устраивать в Москве концерты духовной музыки, приуроченные к тем или иным церковным праздникам, на которых особым успехом пользуется хор кафедрального собора Непорочного Зачатия. Его активная концертная и литургическая деятельность началась с 1999 года по благословению архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Сегодня занятия хоровой группы проводятся еженедельно по средам в специально оборудованном классе цокольного этажа здания.