Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Как собрать квадрат из 4 частей. Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

2.

КВАДРАТЫ НИКИТИНА

«Сложи квадрат» - знаменитая игра Б.П. Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей.

Принцип игры напоминает сложение пазла - из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.

Игра многоуровневая, уровень сложности зависит от количества составных частей. Самые простые задания (2-3 части) можно предлагать ребенку уже с 2 лет.

Игра вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд - малыши могут решать эти задачки несколько лет. Она обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.

Варианты основных задач:
1. Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
2. Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
3. Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т.д. - перемешивайте детали.
4. Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».

Дополнительные задачи:
1. Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей - предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
2. Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой), разложить по холодным и теплым цветам.
3. При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
4. Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
5. Потренируйте память - постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.

Квадраты Никитина легко сделать своими руками. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям.

Головоломки Никитина невероятно полезные игры направленные на развитие сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей. Очень давно хотела сделать магнитную игру сложи квадрат своими руками. На днях приобрела магнитный винил с клеевым слоем. До этого покупала всегда без клеевого слоя и печатала все материалы игр на самоклейке. А тут нашла бархатную цветную бумагу и решила сделать игру сложи квадрат из нее. Честно говоря сама не помню откуда у меня взялась эта бархатная бумага, наверно перешла по наследству от мамы, она у меня воспитатель и тяга ко всяким играм и поделкам для детей своими руками у меня наверно от нее.

Итак, решила я сделать магнитную головоломку Никитина своими руками, для этого мне понадобилось:

  1. Магнитный винил с клеевым слоем толщина 0,5 мм;
  2. Бархатная цветная бумага;
  3. Ножницы;
  4. Карандаш;
  5. Линейка;
  6. Канцелярский нож;
  7. Деревянная доска как подставка для вырезания деталей.

Из цветной бумаги я вырезала разноцветные квадраты стороной 5 см. В оригинале сторона квадратов 6 см.

Игра сложи квадрат своими руками

С магнитного винила сняла защитную бумагу и на сторону с клеевым слоем приклеила все квадраты.

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Квадраты вырезала, а затем ориентируясь на схемы (схемы Вы найдете в конце этой публикации ) разрезала их все на части с помощью канцелярского ножа. Так как моему ребенку уже 4 года я решила сразу сделать головоломку посложнее из разрезала квадраты на 3, 4 и 5 частей.

В результате получились вот такая «бархатная» игра сложи квадрат своими руками. Честно говоря собрать квадраты из частей довольно трудно, даже я несмотря на то что разрезала их сама, спустя некоторое время забыла как их собрать снова, а к вечеру как сложить квадраты из 4-5 частей забыла окончательно.

Складывать эти квадраты можно на любой магнитной поверхности: на холодильнике как на фото или на детской магнитной доске как показано ниже.

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Весь вечер мы всей семьей решали головоломки и собирали эти квадраты на магнитной доске. Начали с квадратов из 3 частей и постепенно переходили к более сложным квадратам из 4 и 5 частей. Наш папа так увлекся, что даже когда всем уже надоело, он самоотверженно собрал все квадраты.

Так что можно смело сказать, что эта игра — головоломка сложи квадрат для все семьи, рекомендуем!

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина — сложи квадрат своими руками

Головоломка Никитина своими руками

Игра сложи квадрат своими руками

Схемы как разрезать квадраты для образца взяла с официального сайта http://nikitiny.ru/Slozhi-kvadrat.

Сложи квадрат Никитина своими руками за 10 мин.

Как делать.
Берем Никитинскую основу, т.е. не режим как вздумается, расчерчиваем квадраты и вырезаем их=)

Можно использовать картон , губки или как у меня листы пористой резины .
Если использовать губки, то такие(не знаю как правильно называется этот вид губок, я ими со стола вытираю)

Немножко теории .

У квадратов 3 уровня, нужно на первом уровне сделать целый квадрат, не разрезной. Не стоит перескакивать уровни, думая что для ребенка 3 лет первый уровень слишком легкий, если внимательно посмотреть как разрезал квадраты Никитин практически сразу бросается в глаза постоянное усложнение, т. е. легкий квадрат это разминка \подготовка к более сложному\хитро разрезанному.

Важно не подгонять, не подсказывать и внимание - не собирать в рамке , если у вас квадраты от оксавы к примеру.
Сборка в рамке это наполовину облегченная задача, т.е. кпд от этого пособия снижается из-за безграмотной эксплуатации.

Почему нельзя подсказывать?
Дело в том что у детей отличная память, и собрав пару раз квадрат с помощью мамы, ребенок просто запомнит как он складывается.
Нужно отдавать себе отчет в том что ребенок рано или поздно сможет сложить все квадраты, и радость от того что вот он сам смог стоит того что бы потерпеть.

Еще пара моментов- с квадратами нельзя разрешать играть не по правилам, их стоит держать отдельно от общей массы игрушек.

Почему я столько внимания уделила правилам игры .
Очень часто встречаются на просторах интернета заявления, что вот мой деть в 1,5 годика складывает первые два уровня=) и советы от всевозможных "развивалок".
Девушки, будте разумны, не портите изумительное по своим свойством пособие этой погоней.

"На первом занятии мы показываем два-три варианта складывания, а затем предлагаем сделать это ребенку. Но не давайте сразу все вкладыши, сперва можно обойтись двумя-шестью. Начать можно с простых фигур: двух прямоугольников или треугольников.
Если малышу трудно сообразить, как же все-таки вложить эти фигуры, Вы можете подсказать ему, опустив одну фигуру в рамку, а при вынимании постучать пальцем: «Клади треугольник вот сюда!».
Не забывайте описывать все фигуры, которые вы используете в игре и которые можно назвать: «Вот трапеция, давай ее вложим!»."

Квадраты из пористой резины.

Потребуется 24 одинаковых цветных квадрата, каждый из которых разрезан так, как показано на рисунках.

По задумке Никитина квадраты цветные только с одной стороны, если делать их двухстороними задача серьезно усложняется.

Все начинается со сказки, где главный герой - Ваш ребенок, который сможет самостоятельно построить, например, дорогу для машинки или куколки.

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все имеющиеся элементы, получив в результате 23 условных квадрата (пока еще не собранных). Так ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, развивая при этом цветовое зрение. Во-вторых, сложить из разрозненных деталей квадрат такого же размера, как неразрезанный образец, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5. В игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач для того, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Если мы хотим, чтобы игры увлекали ребенка, необходимо, чтобы начало новой игры было связано с приятными переживаниями. Усложнения в игре вводятся следующим образом:

1. Сначала ребенок получает целый квадрат как образец и конверт с квадратом для сборки из 2 или 3 частей. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Ребенок самостоятельно может доставать из конвертов кусочки квадрата, самостоятельно переворачивать их лицевой стороной вверх, подбирать элементы одного цвета (тона), самостоятельно выкладывать квадрат. По окончанию игры приучайте малыша складывать кусочки квадратов в конверты или пакеты для того, чтобы они не были потеряны.

2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1-2 новых (но можно предложить и 8-10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится). Предложите ребенку укладывать эти квадраты на плоскости в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3. Можно предварительно смешивать кусочки нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша появилась необходимость рассортировать их сначала по цвету в отдельные группы, а затем последовательно складывать квадраты.

4. Процесс выкладывания квадратов можно сопровождать сказочным сюжетом. Например, «Волшебник» смешал в одном пакете 5-10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в группы по цвету, но и по порядку номеров. Такое задание смогут сделать малыши уже в 2,5-3 года, когда они начинают считать и узнавать цифры.

Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это «непосильно», что знание цифр «превышает возрастные возможности», то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант - разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, элементы которых какой-то «неряха» просыпал и перемешал. Здесь понадобится коробка, например из под конфет, куда будут складываться собранные квадраты один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат № 1. Если к этому времени еще будут оставаться «труднющие квадраты», не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт.

6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля.

7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание «на время». Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом игры ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи «На старт! Внимание! Начали!» можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой «рекорд», т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение - придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся стандартным 24

Ура, ура, ура! Я наконец-то доделала игру - головоломку "Сложи квадрат" по методике Никитиных.

Суть игры в том, чтобы из небольших частей разной формы сложить квадрат. Сначала собираем квадраты из двух и трех частей. Потом уже из четырех, пяти и т.д. То есть идем от простого к сложному. Каждый квадрат отличается по цвету. Игра развивает сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности, цветовосприятие. Я думаю, что игра увлекательна не только для детей, но и для взрослых. И некоторые квадратики довольно-таки сложно собрать даже взрослым. Мы играем с удовольствием в эту игру всей семьей. ;)

Эту игру можно приобрести в магазинах, но можно сделать и самостоятельно из фанеры, картона, линолеума или др. подручных материалов.

Вот процесс изготовления:


Как видите, все просто. Я сделала из картона рамочку (даже две) и много квадратиков. Каждый размером примерно 8х8 см. Квадратики обклеила с одной стороны цветной бумагой, каждый разного цвета. Рамочку обклеила цветным скотчем. Вот такая рамка в итоге получилась:


Игра "Сложи квадрат", которая есть в магазинах, тоже в рамочке. Но на сайте Никитиных ни о какой рамочке речи нет. И действительно, без рамки квадраты составлять гораздо сложнее, рамка облегчает эту задачу. Многие родители, создавая самостоятельно эту игру, отказываются от рамок именно по этой причине. Но я решила все-таки сделать рамочку, пусть будет)) А собирать квадратики как с ней, так и без нее, что мы и делаем.

На упомянутом сайте Никитиных есть схемы квадратов, но можно подойти к этому делу творчески и создать свои)

После того, как я обклеила картонные квадраты цветной бумагой и они высохли, я разметила квадраты карандашом на части и затем разрезала их по линиям. Я написала номер квадрата на каждой его части с обратной стороны , чтобы потом не перепутать части (некоторые квадраты у меня одинаковых цветов). А затем обклеила части скотчем, чтобы дольше сохранились.

Вот такие квадраты у меня получились.

Самые простые в сборке:

Черный квадрат не разрезан. Остальные состоят из двух или трех частей. С этими квадратами дочка справляется с легкостью как в рамочке, так и без нее.

Второй уровень сложности:

Здесь уже квадратики состоят из трех, четырех и даже пяти частей. На этом уровне сложности дочке пока не удается собрать три квадратика. А те, которые она собирает, в рамке собираются с большим успехом, чем без нее. Но мы пробуем и так, и так.

Следующий уровень сложности:

Здесь у дочки тоже некоторые квадратики получается собрать, некоторые пока еще нет.

И еще два квадратика:

Квадраты, кроме последнего коричневого, я делала по схемам, приведенным на сайте Никитиных. Но я сделала пока не все предложенные варианты, а сколько можно еще придумать! Квадраты каждого уровня сложности я храню в отдельных файлах.

Как мы играем в квадраты?

1) Я даю дочке файл с частями квадратов одного уровня сложности. Ей предстоит решить несколько задач. Во-первых, разложить все части по цветам. Потом уже попытаться собрать квадратики из элементов одного цвета. Как я уже писала, собираем и без рамки, и в рамке. Параллельно можно изучать, из каких фигурок состоит квадрат.

2) Можно поиграть в игру, предложенную на сайте Никитиных , а именно: построить дорожку для кукол из квадратиков. Достаем первый квадратик целый, ребенок складывает. А следующий квадратик уже состоит из нескольких частей. Можно придумать целую историю: "Ой, кто-то разрезал квадратик. Что же нам теперь делать?". Мало того, что ребенку нужно составить квадрат из частей, но еще и ровно приложить его к предыдущему квадрату. Так и выстраиваем дорожку. А потом куколки шагают по ней;)

Помимо дорожки можно придумать и другие сюжеты игр, например, построить квадратные домики, полянки и т.д.

3) А можно из частей квадратиков предложить составить какие-нибудь фигурки , конструировать: елочки, домики, кораблики, животных и т.д. Как по заданному примеру, так и позволив творить самостоятельно.


4) Можно предложить ребенку найти и выбрать все треугольники, четырехугольники и т.д.

5) Можно предложить разложить все части квадратов по их размеру: от самых маленьких к большим.

6) Для тех, кто уже начинает изучать цифры, можно дать задание сортировать части квадратов не только по цветам, но и по цифрам , подписанным на обороте каждой части.

Отдельно хочется остановиться на последнем нашем коричневом квадратике. Это танграм.

Танграм - это довольно известная самостоятельная головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, 1 средний, 2 маленьких, квадрат и параллелограмм. Суть игры "Танграм" - собрать из ее частей какую-нибудь фигурку: человека, животных и др. Существует множество различных комбинаций.

До новых встреч!

Антонина Ефимова Весна,

P.S. Мне будет приятно, если вы выразите свое мнение о прочитанной статье. Это можно сделать тремя способами:

1) Оставьте комментарий. Форма комментариев располагается ниже. Мне приятно общаться со своими читателями. :)

Любовь Джумагазиева

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА - головоломка «СЛОЖИ КВАДРАТ»

«СЛОЖИ КВАДРАТ» - одна из развивающих игр по системе супругов Никитиных, известных у нас в стране и за рубежом как авторов нетрадиционной системы воспитания детей.

Уровень сложности 1, количество составных частей квадрата 2-3, рекомендуемый возраст 2-4 года

Уровень сложности 3, количество составных частей квадрата 4-7, рекомендуемый возраст 4-7 лет

«Игрушки, игры – одно из самых воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер» Б. П. Никитин

Игра «Сложи квадрат» - знакомит детей:

С сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части;

Развивает сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности;

Учит разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре;

Способствует развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

Ход деятельности:

1. Высыпите содержимое коробки и разложите все кусочки по цвету (деревянная основа снизу;

2. Возьмите рамку и положите ее перед собой на стол.

3. Выбирите любую кучку и попытайтесь сложить квадрат в рамке.

Варианты игры:

1. сложите квадраты в рамках по цветам, назовите их цвет и форму деталей, из которых они состоят;

2. сложите квадраты в рамках, следуя порядку цветов в солнечном спектре (радуге): красный, оранжевый, желтый и т. д. ;

3. сложить квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные»;

4. сложите квадраты не в рамках, а на столе, на полу. Лишенные степени свободы, они хуже складываются;

5. сложите квадраты на скорость, как можно быстрее, соревнуясь друг с другом;

6. предварительно отобрав нужные детали, сложите квадрат или несколько с закрытыми глазами;

7. сложите квадраты из деталей разного цвета;

8. сложите квадраты из различных деталей игр «Сложи квадрат» разных уровней сложности;

9. составьте по расчлененной схеме фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов, назовите получившуюся фигуру;


10. составьте по схеме (без составляющих внутренних линий) фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов;


11. каждый квадрат – это маленькая головоломка. Из его кусочков можно моделировать различные предметы и образы. Придумайте сами и соберите, например, самолет, дом, машину и т. д.


12. придумайте сами схемы фигур-картинок, для этого сложите в картинку из частей квадрата и обводите их.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Найдите и сложите отдельно все треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т. д.

Разложите фигуры по величине: в порядке уменьшения или увеличения.

Составьте из частей квадратов другие фигуры: прямоугольник, треугольник, ромб и т. п.

Можно сделать эту игру самостоятельно из картона или купить готовую.