Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Как называется служба борьбе с коррупцией. Методы борьбы с коррупцией. Коррупция в России больше чем в Непале

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества, практически все сферы деятельности и институты, т.е. стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. Коррупция в России стала системой государственного управления.

Несмотря на свой малый жизненный опыт, я уже встречалась с коррупцией и не раз. Из повседневной жизни примеров достаточно, но самый простой это ситуация в ГАИ: нарушая правила ПДД, мой знакомый должен был выплатить штраф в объеме 5000 рублей, но он дал взятку в размере 3000 рублей, и никакого штрафа ему выплачивать не пришлось.

Я считаю, что методы борьбы с коррупцией должны быть заимствованы из опыта других государств.

1. Отмена презумпции невиновности. На опыте Гонконга.

«Расскажи, откуда деньги?»

Руководство поняло: без жёстких мер не справиться, поэтому для чиновников просто отменили презумпцию невиновности. Фактически комиссия против коррупции работает по законам военного трибунала: если у них есть «обоснованные подозрения», они могут поместить под арест любого госслужащего. Также в законодательстве закреплено: в случае, когда и чиновник и его семья живут на широкую ногу, имеют виллы с бассейнами, счета за границей, он обязан ДОКАЗАТЬ комиссии, что получил эти средства законно. Если не докажет, не предоставит документы - получит 10 лет тюрьмы.

2.Необходимо сократить количество денег в наличном обороте и перейти на электронные расчеты, как это практикуется в Европе. Когда десятки тысяч наличных денег ходят «по карманам», это может являться причиной коррупции

3.Лишить чиновников неприкосновенности. Опыт Сингапура

Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников. Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции.

В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10000 сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

4. Запрет возврата чиновников на госслужбу после поимки во взяточнистве. Я считаю это наиболее эффективный способ, т.к. хоть и чиновник не может больше вступить на ту же должность, но что ему будет мешать воровать на новой должности? На мой взгляд, человек, уже пойманный " за руку" в подобных делах, запросто будет делать это на новом месте.

5. И последнее, если не хочешь чтобы в твоей стране воровали, сам не воруй и не давай взятки. Зачем, например, ходить в автошколу и сдавать экзамен в ГАИ, если можно позвонить знакомым, которые за определенную сумму воспользуются своими должностными полномочиями и сделают тебе права? Начать нужно прежде всего с самовоспитания.

На мой взгляд все эти методы будут эффективными. На данном этапе развития борьбы с коррупцией, следует пересмотреть уголовное законодательство, избавиться от двусмысленности законов, а также увеличить ответственность государственных служащих.

Тема: Коррупция и методы борьбы с ней

Введение

1. История и основное понятие коррупции

2. Формы коррупции в России

2.1 Элитарная коррупция

2.2 Низовая коррупция

3. Последствия коррупции

4. Борьба с коррупцией

Заключение

Список литературы

Россия - страна огромных материальных возможностей, в которой, сегодня, по меткому замечанию одного западного журналиста, идет "величайшая в истории распродажа (sale)". Дележ огромного пирога в условиях правовой неопределенности способствует бурному росту коррупции. "Личные предпочтения, дружеские симпатии, смешение общественных и личных интересов" (т.е. все то, что составляет суть коррупции) в ходе происходящего передела общественной собственности стали повсеместной практикой.

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и среднего, и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Уникальна ли российская ситуация?

С одной стороны, нет. Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.

Нередко в литературе ставится вопрос: масштабнее ли стала коррупция в современной России, если ее сравнивать с уровнем 80-х годов бывшего СССР? Как мне представляется, попытки дать количественные оценки мало что объясняют. Речь должна идти не только и не столько о масштабах этого явления, сколько о качественных изменениях коррупции на современном этапе. Их можно проследить по нескольким направлениям: цели, предмет, участники коррупционных отношений; положение служащего в системе государственного управления, основные мотивы его поведения.

Как известно, характернейшей особенностью централизованной экономики является всеохватывающий дефицит. Он пронизывает все стадии воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Развитие коррупции в этих условиях возможно ввиду того, что государственный чиновник, перераспределяющий материально-вещественный продукт, может делать это в интересах тех или иных субъектов хозяйствования, получая при этом личную выгоду. Личная выгода может принимать форму денег, чаще - дефицитных товаров или услуг. Как правило, чиновник обладает неуниверсальным предметом дефицита и посему вынужден обменивать его на такие же неуниверсальные, необходимые ему услуги, становясь одновременно и лицом, обеспечивающим кому-то личную выгоду, и получающим ее в силу складывающихся коррупционных отношении. Основной функцией государственных чиновников становится организация широкомасштабного "теневого бартера".

На основе коррупционных сделок распределяется значительная часть как факторов производства, так и предметов личного потребления. Масштабы коррупции велики, однако есть естественные ограничители ее распространения, связанные главным образом с положением чиновника в системе государственного аппарата. Структура последнего стройна и в высокой степени иерархична. Каждая ступень этой иерархической лестницы предполагает предоставление чиновнику определенного набора льгот и привилегий (спецпайки, бесплатный отдых, государственная машина и т.д.). Продвижение по этой лестнице, обеспечивающее рост объема привилегий, становится основным стимулом деятельности бюрократа. Наличие жесткого партийно-государственного контроля заставляет чиновника взвешивать риск участия в коррупционных сделках.

В современной России из сферы коррупционных отношений выводится личное потребление, предметом коррупционной сделки перестают быть многие факторы производства. Сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, но масштабы возрастают. Дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.

Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация. Эти способы обогащения, появившиеся еще во второй половине 1980-х годов в связи с частичным дерегулированием экономики социалистического типа, начиная с 1991 г., приняли небывалые масштабы. Так, стоимость льготных кредитов промышленным предприятиям в 1992 г. достигала 30%, а общая сумма субсидий на импорт - 15% ВВП. Что, например, представляли из себя субсидии на импорт?

Из-за всеобщего страха перед голодом зимой 1991 г. государство выделило большие субсидии на импортные поставки в 1992 г. Импортеры платили всего 1% действовавшего обменного курса при покупке валюты у правительства на импорт продовольствия, а правительство финансировало эту субсидию с помощью западных товарных кредитов. Однако импортируемые продукты продавались в России по обычным рыночным ценам, и эта субсидия пошла на пользу небольшому числу, главным образом, московских торговцев.

Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным

чиновникам. Их доходы в 1992 г. составили 30% ВВП, по оценкам Андерса Ослунда, советника российского правительства в те годы.

Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата (300-400 долл. для чиновников высокого уровня), не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становится взятка.

1. История и основное понятие коррупции

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой, налоговая политика и др.).

Не все типы политической коррупции определяются законом как преступные деяния. Она представляет собой общественно осуждаемое поведение власть имущих, которое может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

2. Формы коррупции в России

На протяжении всей истории взяточничество традиционно существовало в нескольких формах, изначально это были взятки, получаемые за правомерные деяния, либо за неправомерные. Затем начали появляться другие градации и формы коррупции.

В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов, а также во время резких перемен в политике, во время усиления борьбы со взяточничеством.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

Коррупция - извлечение личной выгоды от применения должностным лицом вверенных ему прав и властных полномочий посредством использования своих связей, возможностей, статуса и авторитета. Подобные действия противоречат законодательству. Другими словами - это получение

5. На использование в борьбе с рассматриваемым преступлением информационно-пропагандистских, политических, правовых, организационных, социально-экономических и других мер.

6. На государственном сотрудничестве с международными организациями, институтами гражданского общества и физическими лицами.

7. На применении необходимых мер, предупреждающих проявление рассматриваемого преступления.

В России для уничтожения этого зла создают специальные комиссии и комитеты. В некоторых государственных структурах работает отдел по борьбе с коррупцией.

Ответственность

Несомненно, каждое из деяний заслуживает определенного наказания. Закон о борьбе с коррупцией предполагает дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственности. Она определяется в зависимости от вида правонарушения по отношению к юридическим и физическим лицам, гражданам России, иностранным резидентам и людям без гражданства, совершившим коррупционные действия.

Комиссия по борьбе с коррупционными правонарушениями

Комиссия по борьбе с коррупцией - организация, созданная для профилактики и противодействия рассматриваемому преступлению. Она задействована во всех сферах жизнедеятельности. Также комиссия предназначена для стимулирования антикоррупционного поведения.

В состав данной организации входит перечень лиц, утвержденных Президентом России.

Цели комиссии

Основными целями комиссии по борьбе с коррупцией являются:

1. Оказание помощи правоохранительным структурам.

2. Содействие в реализации законных интересов и прав граждан.

3. Оказание правовой помощи людям по защите своих прав от коррупционных посягательств.

4. Привлечение внимания общественности и средств массовой информации к содействию в борьбе с коррупцией.

Задачи комиссии

Борьба с коррупцией в России включает в себя несколько основных задач.

1. Общественная поддержка государственных структур, объединений и с целью обеспечения порядка, законности и борьбы с коррупцией.

2. Оказание содействия в повышении правового уровня информирования населения.

3. Участие в разработке научно-практических рекомендаций, в федеральных, региональных, международных акциях и программах по борьбе с рассматриваемой проблемой.

4. Ежегодный доклад по проблемам, связанным с коррупционной борьбой.

5. Содействие гражданам по защите основных свобод и прав, которые нарушаются действиями или, наоборот, неоказанием услуг коррумпированными структурами.

6. Предоставление сведений для общественности, органов государственной власти через средства массовой информации о выявленных случаях коррупции.

7. Занятие издательской деятельностью.

8. Защита прав и интересов участников и членов комиссии.

9. Развитие международного сотрудничества.

10. Анализ общественного мнения и проведение социологических опросов.

11. Экспертиза деятельности органов местного самоуправления и государственных органов.

12. Анализ федеральных законов.

13. Подготовка предложений и разработка мер.

Своими действиями комиссия демонстрирует, что борьбу с коррумпированными чиновниками можно вести без привлечения бюджетных средств, основываясь на желании и инициативе граждан.

Комитет по борьбе с коррупцией

Комитет, благодаря профессионализму сотрудников, высокому интеллектуальному потенциалу, способен решать конкретные задачи и бороться с коррупцией.

Своим сотрудникам Федеральным комитет оказывает по любому вопросу юридическую помощь. Борьба с коррупцией в России происходит путем создания на федеральном уровне данного комитета. В чем его предназначение? Это борьба с коррупцией и терроризмом. Комитет является общественной структурой, оказывающей правовую, социальную и иную форму защиты по предупреждению, предотвращению и содействию в борьбе с коррупционными правонарушениями

Цель комитета

Целями комитета являются:

1. Защита благосостояния, свободы, социальных гарантий и безопасности граждан.

2. Улучшение правового и социально-экономического положения в России.

3. Защита законных интересов и прав граждан, предприятий среднего и малого бизнеса.

4. Контроль народа за объективностью цен в социальной сфере.

5. Предоставление защиты гражданам, предприятиям, учреждениями, организациям, предпринимателям от коррупционного произвола.

6. Создание партнерства социального и делового между обществом и властью.

7. Воспитание в гражданах активной позиции с целью создания справедливого и правового баланса между властью и обществом.

8. Создание прогрессивной, созидательной, высоконравственной, интеллектуальной, влиятельной силы путем сил в единую систему с целью противодействия коррупции, надзора и контроля над соблюдением чиновниками законов РФ.

9. Восстановление социальной справедливости, народовластия и законности в борьбе с чиновничьим произволом и коррупцией.

10. Создание системы молодежных объединений для влияния и созидания за происходящими процессами в борьбе с коррупцией.

11. Предоставление социальной защиты и гарантии пенсионерам, ветеранам, инвалидам, сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим; принятие участия в становлении гражданского общества.

12. Содействие в борьбе за развитие местного самоуправления и федерализма, отстаивание целостности и единства страны, направленное против сепаратизма и национализма.

13. Обеспечение возможности участия в управлении государства молодежи.

Международная борьба с коррупцией

Для совершения рассматриваемых правонарушений не существует национальных границ. Поэтому международное сотрудничество по борьбе с коррупцией заключается в объединении государств, преследующих общую цель. Как это происходит? Для этого принимаются международные договоры, соглашения, конвенции и т. д.

Государства производят обмен информацией, выдачу совершивших коррупционное преступление лиц. Также они внедряют социальные меры, направленные на предупреждение рассматриваемых правонарушений. Так ведется борьба с коррупцией.

Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Пастухова Анастасия

Современные эффективные методы борьбы с коррупцией в России

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 78 имени А.С.Пушкина»

Направление (секция): право

Тема работы

«Современные эффективные методы борьбы

с коррупцией в России»

Пастухова Анастасия Евгеньевна

МАОУ «Лицей №78 им. А. С. Пушкина», 11 класс,

город Набережные Челны Республика Татарстан

Научный руководитель: Шайдуллина Ландыш Накиповна

г. Набережные Челны

Введение……………………………………………………………………………………3

§1. Понятие коррупции. Её история в России…………………………………......6

§2. Виды и формы проявления коррупции………………………………................ 8

§1.Антикоррупционные законы РФ

Взгляды известных людей на данную проблему……………………………..9

§2.Современные методы борьбы с коррупцией в действии……………………13

Заключение……………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………………………16

Введение

В XXI веке согласно общепринятой классификации страны мира на экономическом уровне подразделяются на развитые страны (сюда входят Западная Европа, Канада, США, Япония, Австралия и другие), развивающиеся страны (Юго-Восточная Азия, Аргентина и другие), страны с переходной экономикой (Россия, СНГ, Китай и другие).

Таким образом, наша страна входит в третью группу с низким показателем экономики. Поэтому мы задались вопросом: «Почему богатейшая природными ресурсами Россия находится на низшем уровне экономического развития? Или, может быть, аналитики ошиблись с расчётами?»

Заинтересовавшись данной проблемой, мы решили обратиться к научной литературе и СМИ, чтобы найти ответ на наш вопрос.

Оказалось, что причин экономического отставания России несколько, одной из главных является коррупция. Коррупция и организованная преступность являются наибольшим социальным злом в обществе. В нашей стране в течение многих лет образовывалась благоприятная почва для процветания взяточничества и злоупотребления властью.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьёзную угрозу интересам национальной безопасности страны. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует её политической и экономической изоляции. Неужели нет современных эффективных методов борьбы с этой проблемой?

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Современные эффективные методы борьбы с коррупцией в России».

Объект исследования: коррупция в России.

Предмет исследования : методы борьбы с коррупцией в России

Целью нашего исследования является изучение современных эффективных методов борьбы с коррупцией.

В основу исследования была положена следующая гипотеза : Только жёсткие меры борьбы помогут справиться с коррупцией в России.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи :

1.Ознакомиться с термином «коррупция»

2. Проанализировать историю России с древних веков до наших дней.

3. Изучить антикоррупционные законы России и известных людей по данной проблеме.

4.Изучить успешный опыт зарубежного государства по борьбе с коррупцией.

5.Составить анкету, провести анкетирование, обработать данные.

6. Выявить современные методы борьбы с коррупцией.

Методологической основой исследования являются

антикоррупционные законы РФ

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

теоретические: анализ литературы по исследуемой проблеме, сопоставление, анализ и синтез полученных данных.

эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов.

Данная научная работа относится к теоретическим исследованиям.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

Проанализировали коррупционную деятельность в разные исторические периоды России;

Изучили антикоррупционные законы РФ и Сингапура;

Выявили современные методы борьбы с коррупцией.

Прикладная ценность работы состоит в возможности использования данной работы учителями истории и обществознания на своих уроках и учениками старших классов при подготовке к ЕГЭ и в качестве дополнительного материала на уроках права.

Апробация работы: данная работа была представлена в 9-в классе в качестве дополнительного материала по праву.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Глава 1. Коррупционная деятельность в России

§1. Понятие коррупции. Её история в России

Мы живём в России. Наша страна уникальна: она одна из самых богатых природными ресурсами государств, у неё великая история… На протяжении веков сменялись политические режимы и правители. Но как бы не назывался общественный строй, общечеловеческие непреходящие ценности: честь, порядочность, ответственность, справедливость, - останутся вечными.

В последние годы коррупция стала самой злободневной темой в общественной жизни России. Более половины граждан, опрошенных в ходе социологических исследований, относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу интересам национальной безопасности России..

Что же такое коррупция? Обратимся к различным источникам.

Коррупция (лат. corruptio) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. .

Коррупция (от лат. corruption – «подкуп») – злоупотребления (чаще всего должностных лиц), связанные с использованием своего положения в государстве или организации личных целях…

Коррупция как историческое и политическое явление известна давно, что даже привело к восприятию её как свойственной социуму объективной данности.

Термин "коррупция" возникает с момента, когда функции управления общественной и хозяйственной деятельности становятся самостоятельными.

Мздоимство упоминается в русских летописях уже в XIII веке. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Иван Грозный впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрела широкий размах и коррупция, и жёсткая борьба с ней. Характерны является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин.

Во время царствования Романовых коррупция являлась не малой статьёй дохода и мелких государственных служащих, и сановников.

К началу второй половины XIX века основным законом, определяющим круг преступного поведения и устанавливающим его наказуемость, было уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В разделе «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной» названного Уложения содержалась глава VI «О мздоимстве и лихоимстве».

Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 года не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Ленин лично редактировал первый законодательный акт советского государства, направленный на борьбу с взяточничеством, - декрет СНК РСФСР от 8 мая 1918 года «О взяточничестве». Декретом предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет принудительными работами на тот же срок). Практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями.

§2. Виды и формы проявления коррупции

Итак, согласно определению Большого словаря иностранных слов, « Коррупция (лат. corruptio) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. ».

Коррупцию можно классифицировать по видам (коррупция в сфере государственного управления, парламентская коррупция или покупка голосов избирателей, коррупция на предприятиях) и формам проявления (взяточничество; легализация денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём; злоупотребления должностными полномочиями; незаконное участие в предпринимательской деятельности).

Глава 2. Методы борьбы с коррупцией

§1.Антикоррупционные законы РФ.

Взгляды известных людей на данную проблему.

Коррупция во всех её проявлениях представляет собой реальную угрозу общественным и государственным интересам. Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых проблем российского государства и общества.

Для борьбы с коррупцией Государственная дума разрабатывает законы, а прокуратура следит за их исполнением. Вот основные из них, которые призваны бороться с коррупцией во всех её проявлениях.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 5 сентября 1997 года (в ред. Федеральных законов от 30.03.1999 N 55-ФЗ, от 10.07.2001 N 89-ФЗ)

Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов "

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В каждой стране есть люди, мнению которых простые граждане прислушиваются. Вот «крик души» некоторых из них.

«Надо что-то делать, хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ». Медведев отметил, что эти показатели в действительности являются лишь «вершиной айсберга», и пояснил, что в России много «скрытых», так называемой латентных преступлений в этой сфере. «Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет», – подчеркнул он. (Д.А. Медведев, Президент РФ)

«Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить». (Э. Севрус, русский литератор)

«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества». (В.Г.Короленко, русский писатель)

«Очистить бюрократию от коррупции - всё равно, что освободить тело от скелета». (М.Мамчич, афорист)

«Коррупция - это допинг бюрократии». (И.Красновский, афорист)

«Нужно менять психологию общества нашего, потому что чиновничий аппарат наш - это часть нашего народа. Давайте будем говорить откровенно, нам их не привезли из другой галактики». (В.В. Путин, премьер-министр Правительства РФ)

"Недостаточно только выявить нарушителя и наказать его; нужен целый комплекс мер", - отметил генпрокурор. «В числе первоочередных мер, Чайка отметил необходимость ужесточить контроль за доходами и имуществом госслужащих, обеспечить дополнительную проверку этой информации кадровыми службами и "строго спрашивать". "Именно пренебрежение к этим органам создает возможности для коррупции" (Ю.Я.Чайка, Генеральный прокурор РФ)

«План будет эффективным, если только будет учтен международный опыт по борьбе с коррупцией», - считает Жириновский. В частности, по его мнению, необходимо резко сократить количество денег в наличном обороте и перейти на электронные расчеты, как это практикуется в Европе. Когда десятки тысяч наличных денег ходят «по карманам», это может являться причиной коррупции» (В.В.Жириновский, лидер партии ЛДПР)

§2.Современные методы борьбы с коррупцией в действии

Целью нашего исследования является изучение современных эффективных методов борьбы с коррупцией.

Нам необходимо изучить литературу по данной проблеме, опыт другой страны, которая успешно решила проблему коррупции, и полученные результаты анкетирования среди населения.

Рассмотрим опыт Сингапура в антикоррупционной борьбе. Достижения этого государства в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции.

В Сингапуре были ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях.

В этом государстве в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору нет нужды – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи, должен суметь в суде сам доказать, что он не виновен.

Закон о коррупции 1989 года (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить.

Правовая система Сингапура настроена на профилактику коррупции. С чиновниками, особенно из правоприменительных органов, проводятся регулярные беседы о ловушках коррупции.

Способна ли на это нынешняя российская власть?

Вряд ли возможно воспроизвести сингапурскую антикоррупционную стратегию целиком, так как город-государство имеет свою неповторимую историю, географическое расположение. Если вести борьбу с коррупцией в России только в авторитарном стиле, то где гарантия того, что наши политические лидеры окажутся столь же последовательными, как их сингапурские коллеги? И что жители России, большинство из которых считают коррупцию нормой, окажут им поддержку?

Изучив опыт работы Сингапура по данной проблеме и мнения политиков, попытаемся создать свою систему методов антикоррупционной борьбы для нашего государства, учитывая уже имеющиеся у нас законы и не учитывая менталитет граждан.

Основные эффективные методы борьбы с коррупцией для России:

1.Закон, который наделил бы суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить.

2. Правовая система, настроенная на профилактику коррупции.

3.Введение презумпции коррумпированности для российских чиновников.

4.Повысить независимость судебной системы, поднять зарплаты судьям.

5. Необходимо резко сократить количество денег в наличном обороте и перейти на электронные расчеты, как это практикуется в Европе (по предложению В.В.Жириновского).

Заключение

Тема нашей работы - «Современные эффективные методы борьбы с коррупцией

в России».

Коррупция (лат. corruptio) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.

Реальная борьба с коррупцией - это не кампания, для проведения которой назначены сроки. Это направление государственной деятельности, которое должно вестись непрерывно. «Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения» (Президент РФ Д.А.Медведев).

В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу - только жёсткие меры борьбы помогут справиться с коррупцией в России. Для её доказательства было недостаточно только изучить литературу по проблеме коррупции, антикоррупционные законы РФ и опыт Сингапура в этом вопросе. Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учителей МАОУ «Лицей №78 им.А.С. Пушкина»(14 человек). Вопросы анкеты были составлены самостоятельно. Результаты анкетирования вы можете увидеть в приложении.

Самым интересным вопросом был, на наш взгляд, пятый: «Представьте себе, что Вы – влиятельный российский законодатель. Какие эффективные меры борьбы с коррупцией Вы бы предприняли?». На него ответили так: 72,75% - изымание денег в 10 раз больше, чем сама взятка (похожее предложение выдвинул президент РФ Д.А.Медведев), 18,25% - сажать надолго в тюрьму, 9% - смертная казнь. Свои варианты ответов были следующие – «изымание денег и конфискация имущества», «ссылка в Сибирь на лесоповал», «пожизненное лишение руководящей должности и престижной работы» («желтый билет»), «профилактические меры среди населения».

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Список используемой литературы

1. Антикоррупционное и правовое воспитание издательство «Магариф-вакыт»,2010

Приложение

Анкета

Уважаемый учитель!

Просим Вас помочь в научной работе, ответив на данные вопросы. Вам необходимо выбрать (обвести) один из вариантов ответа. Большая просьба отвечать честно. Анонимность гарантирована.

1.Выберите правильное определение термина «коррупция»

а) активное использование должностным лицом своих полномочий, так же бездействие, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей.

б) п рямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.

в) должностное преступление, заключающееся в получении взятки.

2. Какой, по Вашему мнению, вид коррупции распространён в РФ?

а) коррупция в сфере государственного управления

б) парламентская коррупция или покупка голосов избирателей

в) коррупция на предприятиях

3. Какой самый коррумпированный город страны?

а) Санкт-Петербург

б) Ханты-Мансийск

в) Москва

4. Сталкивались ли Вы с коррупцией? Если да, то с какой формой проявления коррупции Вы сталкивались?

а) нет, не сталкивались

б) сталкивались, с взяточничеством

в) сталкивались, со злоупотреблением должностными полномочиями

г) сталкивались, с незаконным участием в предпринимательской деятельности

5. Представьте себе, что Вы - влиятельный российский законодатель. Какие эффективные меры борьбы с коррупцией Вы бы предприняли?

а) сажать надолго в тюрьму

б) смертная казнь

в) изымание денег в 10 раз больше, чем сама взятка

г) свой вариант_________________________________

6. Как Вы думаете, в какой сфере деятельности коррупция процветает больше всего? (выберите несколько ответов)

а) военные закупки

б) дошкольное и школьное образование

в) предпринимательство

г) строительство дорог

д) театральное и художественное искусство

Спасибо!

Результаты анкетирования

Свой вариант:

1.«изымание денег и конфискация имущества»

3.«пожизненное лишение руководящей должности и престижной работы» («желтый билет»)

4.«профилактические меры среди населения»