Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кадр, снимаемый теле-фото объективом. Зачем нужны телеобъективы или что такое «телевик»

Один из лидеров фоторынка, то подразумеваем продажи не только фотоаппаратов, но и сопутствующих аксессуаров. Это работает в связке: чем больше дополнительного оборудования выпускает компания (или сторонние производители) к своим фотоаппаратам, тем интереснее в глазах пользователя становятся сами модели. Объективы для зеркальных фотоаппаратов - главное допоборудование, которое во многом определяет качество фотографий.

С чем-чем, а с выбором оптики у Canon полный порядок. Несмотря на то что нынешний байонет компания ввела только в 1987 году, разнообразных объективов выпущено очень много. Главный конкурент, Nikon, хоть и может похвастать неизменным за всю историю байонетом, но современный парк до такой степени оснастить не смог. Кроме того, выбор значительно увеличивают сторонние компании, которые объективы под Canon делают охотнее всего. Впрочем, это другая история, в этом материале мы говорим только о родной оптике.

Выбор телевика - популярная задача для начинающего фотографа. Приобретя зеркалку с китовым объективом (обычно 18-55 мм), новичок быстро понимает, что удаленные объекты таким комплектом не снимешь, и начинает задумываться о приобретении длиннофокусной оптики. У более опытных пользователей - заботы по апгрейду, ведь Canon выпускает большое количество не только разноплановой, но и разноклассовой оптики. Начав с самых простых моделей, многим хочется приобрести объектив посерьезнее, и тут тоже возникает много вопросов.

Не случайно наш материал мы разбили на две части. В первой будет рассказано об относительно недорогих и простых моделях, которые созданы для любителя. Во второй - о топовых телеобъективах, чье место в фоторюкзаках профессионалов или очень продвинутых фотографов.

  • Конструкция (элементов/групп) 13/13.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,2 м.
  • Диаметр под светофильтр 52 мм.
  • Габариты 70,4x97,3 мм.
  • Вес 310 г.
  • Примерная цена 5000 рублей.

Этот объектив долгое время был вторым в так называемых наборах дабл-кит, когда зеркальный аппарат продается сразу с двумя объективами. Первым был 18-55, а вторым шел 55-200. Это хорошая и логичная связка. Во-первых, фокусные расстояния идут друг за другом, во-вторых, оптическое качество этих объективов примерно на одном уровне. Для 55-200 это не самая лестная характеристика, учитывая «славу» старых «китов» Canon. Впрочем, называть 55-200 совсем безнадежным неправильно. Для не очень требовательных пользователей он более чем адекватен, а на зажатых диафрагмах способен дать вполне четкую и резкую фотографию. К тому же оптические недостатки искупают низкая цена, легкость и компактность.

Интересный факт - хотя Canon 55-200 обычно продавался вместе с кроп-камерами, этот объектив может работать и с полноформатными моделями. Секрет тут в том, что 55-200 - это вторая версия некогда популярного пленочного объектива. Если бы это «стекло» изначально проектировалось под цифровое фото, то наверняка было бы легче и дешевле.

Главным недостатком 55-200 стоит признать отсутствие стабилизатора изображения, который для телевика не баловство, а вещь первой необходимости. Видимо, поэтому 55-200 в дабл-китовых наборах довольно быстро заменили на другие модели.

Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS II

  • Конструкция (элементов/групп) 12/10.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,1 м.
  • Габариты 70x108 мм.
  • Вес 390 г.
  • Примерная цена 9000 рублей.

Вот этот объектив сменил 55-200 в простейших наборах оптики. Он дороже, чуть больше по габаритам и весу, но такой шаг со стороны производителя полностью оправдан. У этого объектива больший диапазон (+50 миллиметров к 55-200), диаметр светофильтра, совпадающий с 18-55 (правда, передняя линза вращается, полярики использовать неудобно), и, наконец, стабилизатор. Это самое главное достоинство объектива. Он помогает укоротить выдержку на 3-4 стопа, что для объектива, который может снимать на 400 мм пересчитанного фокусного расстояния, просто жизненно необходимо. Для своей цены весьма неплохи и оптические характеристики - резкость можно найти даже на максимальном зуме, а искажения и аберрации хоть и присутствуют, но не очень активно досаждают.

Недостатком 55-250 можно считать конструктив. Байонет пластиковый и быстро затирается от использования, подвижные элементы подвержены расшатыванию, да и внешний вид на камере не очень презентабелен. Впрочем, для настоящего фотографа последний фактор несерьезен. Куда хуже неспешный автофокус. Все объективы Canon оснащены моторами фокусировки, но дешевые модели - слабыми и неповоротливыми. Телевики часто покупают для съемки спортивных состязаний, но 55-250 в этой стихии не очень хорош - не всегда успевает фокусироваться.

Однако, учитывая стоимость, многие фотографы закрывают на это глаза. Неудивительно, что 55-250 в последнее время стал самым популярным любительским телевиком - по соотношению цены и качества он хорош. Правда, установить его можно только на аппараты с кропнутой матрицей.

Canon EF 75-300mm f/4-5.6 III USM

  • Конструкция (элементов/групп) 13/9.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 71x122,1 мм.
  • Вес 480 г.
  • Примерная цена 4500 рублей.

У Canon есть несколько версий объектива с фокусными расстояниями 75-300, но сейчас актуальной является именно эта. Как нетрудно догадаться из маркировки, это уже третье поколение объектива. По заверениям самой компании, главными отличиями от прошлых версий являются прочная конструкция оправы, усиленный металлический байонет и более совершенный механизм зуммирования.

Остается загадкой, почему Canon до сих пор держит этот объектив в своем арсенале и модернизирует, - оптических способностей у него немного. Главная проблема - резкость, которая исчезает на фокусных свыше 200 миллиметров. На длинном конце также появляются заметные хроматические аберрации, особенно на открытой диафрагме. Ну и, конечно, отсутствие стабилизатора, что просто непростительно для столь дальнобойного объектива.

Положительные стороны найти, однако, тоже можно. Фокусируется 75-300 чуть быстрее коллег по ценовому диапазону, кроме того, он достаточно легкий и компактный для объектива, который может снимать на фокусном 300 мм (480 на кропе!) миллиметров.

В числе потенциальных пользователей этого «стекла» мы можем назвать разве что владельцев полноформатных камер, которым очень нужен телеобъектив, но денег на покупку мало. Для кропнутой камеры в такой ситуации есть дополнительный выбор среди объективов с маркировкой EF-S, а на полноформатный аппарат купить больше и нечего. Нельзя также не отметить цену. 75-300 - самый дешевый из современных телевиков Canon.

Canon EF 100-300mm f/4.5-5.6 USM

  • Конструкция (элементов/групп) 13/10.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,5 м.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 73x121,5 мм.
  • Вес 540 г.
  • Примерная цена 10 000 рублей.

Еще один довольно древний полноформатный телеобъектив. Купить его сегодня не так просто, но все еще можно. Модель не отличается высокой светосилой и не имеет стабилизатора, так почему же она в несколько раз дороже 75-300? Ответ станет понятен любому, кто сравнит фотографии с этих объективов. 100-300 заметно лучше оптически, прежде всего по такому параметру как резкость - она у этой модели реально есть. Самая сильная на широком угле, на максимальном зуме немного падает, но все равно можно сказать, что фокусное 300 мм у объектива рабочее.

Хроматические аберрации присутствуют, но не так выражены, как у более дешевых аналогов. Любопытно, что многие владельцы этого объектива замечают, что с полноформатной камерой он работает лучше, чем с кропнутой. Кроме того, можно говорить о неком «рисунке». Это, конечно, субъективный параметр, но многие его отмечают.

Этот объектив весит уже более 500 грамм, и для некоторых это может стать фактором при выборе. Однако мы в числе главных недостатков отметили бы неуниверсальность. Узкая диафрагма и отсутствие стабилизатора делают этот объектив бесполезным в условиях недостатка света. В данной ценовой группе это у многих так, но с 100-300 это наиболее обидно, ведь при достаточном количестве света он способен демонстрировать отличные результаты, не сильно отставая от более дорогих аналогов.

Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM

  • Конструкция (элементов/групп) 15/10.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,5 м.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 73x121,5 мм.
  • Вес 630 г.
  • Примерная цена 16 000 рублей.

У Canon есть много версий объектива с фокусными 70-300, но самая популярная именно эта. Фактически это вершина любительских телевиков компании, предел мечтаний многих фотографов, не зарабатывающих съемкой на жизнь. И вполне заслуженно. Объектив оснащен мощным стабилизатором, что отчасти компенсирует недостаток светосилы, а оптические характеристики вполне на уровне.

Резкости хватает на всем диапазоне фокусных. Кто-то считает, что она падает после 200 миллиметров, но это очень слабо выражено. Нет проблем с виньетированием, аберрациями и искажениями, хороша цветопередача. Можно отметить и скорость автофокуса - из любительских моделей это, пожалуй, самый шустрый объектив. На уровне и сборка - ничего не скрипит и не люфтит. Некоторых напрягает небольшой, но постоянный шум от стабилизатора, но такова конструктивная особенность последнего. А еще этот объектив спокойно относится к контровому свету и не склонен ловить «зайцев».

Минусы проистекают скорее из цены этой модели. Все-таки объектив не самый дешевый, и за такие деньги уже хотелось бы какой-никакой светосилы - но на дальнем конце все равно грустные f/5,6. Кроме того, у объектива нет никакого шарма в фотографиях. То есть картинку он выдает технически грамотную, но без особого «рисунка», о котором мы говорили применимо к 100-300. Несмотря на это, для любительского использования объектив почти идеален - популярность его вполне заслуженна.

Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM

  • Конструкция (элементов/групп) 18/12.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,4 м.
  • Диаметр под светофильтр 58 мм.
  • Габариты 82,4x99,9 мм.
  • Вес 720 г.
  • Примерная цена 44 000 рублей.

Это очень странный объектив. По формальным признакам он относится к любительским, но при этом имеет очень высокую для этого класса стоимость. Интересно еще и то, что по характеристикам он почти повторяет предыдущий объектив обзора, но при этом стоит в 2,5 раза дороже. В чем фишка? А она в двух буквах, которые отличают спецификации этих объективов. Буквы эти DO. Это обозначение трехслойного дифракционного оптического элемента, который использован в этом «стекле». Именно его наличие и предопределило почти космическую стоимость объектива и его компактность. При возможности снимать на фокусном 300 миллиметров объектив по длине не превышает 10 см.

Оптические свойства противоречивы. Благодаря дифракционной оптике проблемы хроматических аберраций нет в принципе. А вот резкость на фокусных длиннее 200 мм не соответствует стоимости. Она есть, но не лучше, чем у простого 70-300, который в 2,5 раза дешевле. В целом из-за своей стоимости объектив интересен только для тех, кому компактность превыше всего, в других случаях есть более предпочтительные модели.

Начинающие фотографы знают о телеобъективах только то, что они предназначены для увеличения удаленных объектов. Однако в действительности длиннофокусная оптика является не просто возможностью приблизить удаленные предметы, но и мощным творческим инструментом, с помощью которого фотограф может по-разному воздействовать на фотоизображение. Благодаря телеобъективу можно создать впечатление меньшей глубины резкости или обеспечить нужное соответствие в размерах между дальними и ближними объектами в кадре. Уникальные особенности телеобъективов делают область их применения чрезвычайно широкой – от съемки дикой природы и портретов до макро фотографии.

Виды и конструкция телеобъективов

Строго говоря, телеобъективом уже можно назвать оптику, фокусное расстояние которой превышает 70 мм (для полного кадра). Впрочем, к «полноценной» длиннофокусной оптике сегодня принято относить объективы, фокусное расстояние которых не превышает 135 мм, что соответствует углу зрения по широкой стороне кадра не более 15 градусов. В любом случае телеобъективы отличаются тем, что их внутренняя конструкция позволяет эффективно увеличивать фокусное расстояние. Это дает отличные возможности при съемке что называется «с расстояния». Причем чем больше фокусное расстояние, тем сильнее проявляются уникальные свойства телеобъектива, о которых мы поговорим далее.

Простейшая конструкция телеобъектива с одной длиннофокусной линзой обладает очень большими габаритами и невысоким качеством изображения. Поэтому в настоящее время применяется другая оптическая схема, включающая в себя собирающую и рассеивающую линзы, а также дополнительные группы линз, изготовленные из стекла с разными оптическими свойствами для уменьшения аберраций и реализации дополнительных функций, в частности, стабилизации картинки.

Между группами линз размещается диафрагма, изменяющая количество проходящего через оптику света и . Форма размытия в зоне нерезкости представляет собой как раз изображение отверстия диафрагмы. Увеличение фокусного расстояния и обеспечение достаточной светосилы телеобъективов требует использования линз большего диаметра. Вследствие этого увеличиваются вес и габариты длиннофокусной оптики, а, в конечном, счете, и цена на такие телеобъективы.

Качественный объектив с большим фокусным расстоянием просто невозможно сделать легким и компактным. Например, телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм и светосилой f/2.8 уже тяжело удерживать в руках вместе с камерой в течение длительного времени, поэтому приходиться пользоваться штативом. Телеобъективы с еще большим фокусным расстоянием зачастую по габаритным размерам корпуса превосходят профессиональные зеркальные фотоаппараты.

Правда, в современных моделях телеобъективов производители стараются применять дорогостоящее оптическое стекло с очень высоким показателем преломления или дифракционную оптику, чтобы несколько уменьшить общую длину и массу конструкции. Но в любом случае нужно понимать, что длиннофокусная оптика – это практически всегда крупное и достаточно тяжелое фотооборудование.

В настоящее время, исходя из эффективного фокусного расстояния, принято различать три вида телеобъективов:

— Короткие телеобъективы

Это оптика, имеющая фокусное расстояние от 85 до 135 мм. Короткие телеобъективы имеют самый малый вес и самую доступную стоимость среди всех своих собратьев. Они используются, в частности, в портретной и свадебной фотографии, когда фотограф находится в непосредственной близости от снимаемого объекта, но при этом старается не вмешиваться в происходящее.

— Средние телеобъективы


К средним телеобъективам относится оптика с фокусным расстоянием от 135 до 300 мм. Такие объективы довольно часто применяются для фотографирования быстродвижущихся объектов, например, при съемке спортивных соревнований. Благодаря телеобъективу в этом случае фотография лишается размытия.

— Супер телеобъективы


Сверхдлиннофокусная оптика обладает фокусным расстоянием, превышающим 300 мм. Такие объективы отличаются большим весом и серьезной стоимостью. Применяются они, в первую очередь, там, где нельзя подойти к объекту съемки на достаточно близкое расстояние. В частности, при съемке диких животных, которые при фотографировании вблизи могут просто убежать из-за одного неловкого движения фотографа.


Кстати, самый большой на сегодняшний день телеобъектив был изготовлен компанией CarlZeiss, он имеет фокусное расстояние 1700 мм и запредельный вес в 256 килограмм. Этот уникальный телеобъектив был выпущен в единственном экземпляре для одного любителя съемки мира живой природы с больших расстояний.

Особенности телеобъективов

Телеобъективы отличаются от другой оптики отнюдь не только тем, что они способны приближать удаленные объекты. Одна из ключевых особенностей телеобъектива состоит в том, что он имеет малый угол зрения, вследствие чего относительные размеры и расстояние для близких и дальних объектов нормализуются. То есть применение длиннофокусной оптики позволяет добиться такого эффекта на фотоизображении, при котором ближние к камере объекты кажутся по своим размерам примерно равными удаленным. Все дело в том, что когда угол зрения узок, удаленные объекты заполняют гораздо более весомую часть кадра.

На практике телеобъектив оказывает непосредственное влияние на перспективу. Нормализация относительных размеров ближних и дальних объектов съемки может использоваться фотографом для придания ощущения масштаба. Для усиления этого эффекта понадобится лишь отдалиться от ближайшего объекта съемки настолько, насколько это возможно и, соответственно, приблизить его телеобъективом, если это необходимо. Сокращение соотношения размеров объектов и дистанции между ними может быть выгодно для создания ощущения плотности или акцентирования на многочисленности предметов в кадре, однако чрезмерная нормализация относительных размеров может и испортить фотографию, сделав сцену слишком статичной, плоской и неинтересной.


Учитывая потрясающие возможности по приближению удаленных объектов и в то же время узкий угол зрения, при использовании длиннофокусной оптики следует четко выбирать качество содержания кадра. Другими словами, необходимо проявлять определенную избирательность. Телеобъектив может идеально запечатлеть простую, но хорошо сфокусированную композицию. Например, при съемке дикой природы можно приблизить животное небольшого размера, которое находится далеко, точно передавая в кадре его форму и уделяя особое внимание различным мелким деталям. Применяя мощную длиннофокусную оптику, можно снимать не только диких животных в их естественной среде обитания, но и такие опасные и масштабные явления природы, как извержение вулканов.


Следующая особенность телеобъективов – они уменьшают глубину резкости при неизменной дистанции фокусировки. Важно подчеркнуть, что сами по себе телеобъективы не отличается меньшей глубиной резкости. При использовании длиннофокусной оптики фотографы чаще всего значительно сильнее увеличивают объект съемки, чем, например, с применением более широкоугольных объективов. То есть они обычно не удаляются от предметов съемки, вследствие чего заполняют кадр сильнее, что приводит к уменьшению глубины резкости.

Учитывая эту особенность телеобъектива, а так же то обстоятельство, что удаленные объекты не в фокусе визуально кажутся значительно больше, что усиливает их размытие, существенно возрастает необходимость в достижении предельной точности фокусировки в выбранной точке. Малейшая ошибка в фокусировке при использовании телеобъектива может привести к размытию отдельных деталей фотоизображения. В большинстве случаев, применяя длиннофокусную оптику, лучше задействовать для фокусировки центральную точку, а затем скорректировать композицию кадра по своему усмотрению, не беспокоясь об изменении дистанции фокусировки. Касаясь темы фокусировки, стоит отметить, что на светосильных длиннофокусных объективах фокусировка, так или иначе, связана с перемещением массивных линз. Это, разумеется, несколько уменьшает скорость и точность автоматического наведения на резкость.

Чтобы исключить размытие фотоизображения при использовании камеры с громоздкой длиннофокусной оптики, необходимо обязательно использовать штатив. Однако снимать с рук также возможно. Только для минимизации размытия кадра, вызванного дрожанием рук, потребуется либо сократить время выдержки по мере увеличения фокусного расстояния, либо стабилизировать каким-то образом положение фотоаппарата в пространстве. Чаще всего при съемке с рук приходится задействовать и тот и другой способ.

Для сокращения выдержки Вам нужно шире открыть диафрагму или повысить значение чувствительности ISO в настройках цифрового фотоаппарата. Будьте аккуратны – повышение чувствительности ISO увеличивает вероятность возникновения шумов на фотографии, а раскрытие диафрагмы, в свою очередь, уменьшает глубину резкости. Стабилизировать же камеру при съемке с рук можно прислонив свое тело или сам телеобъектив к какому-либо неподвижному объекту, например, к стене или дереву. Так же можно попробовать снимать сидя, придерживая телеобъектив одной рукой.

Съемка на телеобъектив — пейзажи, портреты, архитектура и макросъемка

Помимо съемки спортивных соревнований и быстродвижущихся объектов, телеобъективы применяются во многих других жанрах. Например, в пейзажной фотографии. В принципе, для съемки пейзажей, как известно, больше подходят широкоугольные объективы, поскольку они преувеличивают ощущение глубины, в то время как телеобъективы сжимают. Тем не менее, телеобъективы находят широкое применение в пейзажной фотографии.


В частности, они используются для съемки композиций, состоящих из нескольких планов на различных расстояниях. На ближнем плане могут размещаться деревья или дома, далее будут идти отдаленные склоны холма, а на заднем плане оказывается голубое небо. Также длиннофокусную оптику выгодно использовать при съемке в тумане или атмосферной дымке, поскольку удаленные объекты будут казаться на фотографии более близкими. Ко всему прочему, дождь, снегопад или туман будут выглядеть на снимке более плотными, чем при использовании обычной широкоугольной оптики.

Телеобъективы можно применять и для панорамной съемки, то есть для создания панорам из нескольких кадров, «склеенных» между собой. Обычно для этих целей опять-таки используются широкоугольные объективы. Однако при съемке с какой-либо высокой точки с помощью телевика можно обеспечить превосходную детализацию панорамных фотоизображений с расширенным горизонтом. На них можно будет рассмотреть отдельных людей, автомобили и деревья вплоть до мельчайших деталей. Склеив вместе множество отдельных фрагментов, можно, тем самым, объединить высокое разрешение, обеспечиваемое крупным масштабом фотографирования, и широкий угол зрения для получения великолепных, детализированных панорам.

Длиннофокусная оптика отлично подходит для съемки архитектуры, поскольку она позволяет передать на фотографиях пространственные соотношения между различными элементами сооружения. Если использовать для фотографирования зданий или сооружений широкоугольную оптику, то подходящая дистанция съемки будет примерно сравнима с характерными размерами здания. Однако в этом случае неизбежно будут возникать перспективные искажения, которые зачастую не позволяют правильно передать архитектурные формы. Лучше отойти с телеобъективом на большее расстояние от объекта съемки. Правда, при этом возникает риск попадания в кадр посторонних объектов, но зато здания и сооружения, запечатленные с помощью длиннофокусной оптики, выглядят на фотографиях гораздо более естественно и натурально.

В портретной фотосъемке телеобъектив обеспечивает минимальное искажение пропорций лица модели и хорошее отделение его от фона. Задний план или фон, находящийся вне зоны резкости, размывается. Изображение же лица или фигуры модели будет запечатлено в естественных пропорциях. Плюс к этому, использование длиннофокусной оптики при съемке портрета позволяет фотографу отойти на достаточную дистанцию от портретируемого, и одновременно предоставляет ему возможность более гибко управлять глубиной резкости.


Фокусное расстояние 112 мм. Диафрагма 5.6

Наконец, благодаря превосходной детализации и возможности фотографирования в довольно крупном масштабе телеобъективы могут применяться в макросъемке. Чем ближе будет находиться объект съемки к фотоаппарату, тем крупнее он получится на фотографии. Правда, в данной ситуации минимальная дистанция, на которую способен сфокусироваться тот или иной телеобъектив, будет выступать в качестве естественного ограничения максимально возможного масштаба съемки.

На самом деле телеобъективы можно применять в самых разных съемочных ситуациях для достижения тех или иных эффектов. Усвоить ключевые особенности и овладеть навыками работы с телеобъективом Вы сможете уже на практике. Так что вооружитесь длиннофокусной оптикой и фотографируйте как можно больше.

Телеобъектив (телевик) — это оптика, фокусное расстояние которой значительно превышает диагональ полнокадровой матрицы. Телеобъективы являются самыми сложными в изготовлении. Свойство оптического увеличения было открыто достаточно давно. Оно активно используется в подзорных трубах, телескопах, биноклях и микроскопах. Но конструкция большинства из этих предметов проста. Человек своим глазом сам «фокусируется» на том или ином объекте. В случае с фотокамерой объектив нужно фокусировать собственноручно, иначе снимок получится размазанным. В последнее время эту задачу возлагают на автофокус. Именно из-за фокусировочных моторчиков телеобъективы сложны и дороги в изготовлении.

Сейчас в продаже можно найти оптику с фокусным расстояние 150, 300 и даже 600 мм. Например, телеобъективом считается модель Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G IF-ED VR AF-S Nikkor. Как можно понять по наименованию, эта оптика обладает переменным фокусным расстоянием. Найти телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием очень сложно. Они неудобны в использовании.


Особенности телеобъективов

У телеобъективов крайне малый угол зрения. Чем больше фокусное расстояние — тем этот угол становится меньше. Размер матрицы в камере при этом не изменяется, поэтому и картинка кажется приблизившейся. К сожалению, данный вид оптики подчиняется прежним правилам. Невозможно наделить объектив с переменным фокусным расстоянием широко раскрывающейся диафрагмой. Из-за этого некоторые фотографы всё же предпочитают покупать телеобъективы с постоянным фокусным расстоянием. Например, существуют 200-миллиметровые модели со значением диафрагмы f/2. Такая оптика обладает повышенной светосилой, ею можно снимать даже при плохом освещении. Но и стоит она гораздо дороже обычных телеобъективов. Также у фотографа с такой оптикой регулярно возникают сложности с компоновкой композиции, которые приходится решать только с помощью ног.

Гораздо популярнее телеобъективы с переменным фокусным расстоянием. Обычно именно такой оптикой пользуются фотографы, следящие за спортивными соревнованиями. Проблемы с диафрагмой их не волнуют хотя бы из-за того, что поле подсвечивается сотнями прожекторов. Это позволяет снимать при короткой выдержке даже на значении диафрагмы f/7 или f/10.

Известные недостатки

Недостатком подобных объективов является их чересчур высокая масса и крупные габариты. Даже бинокли с многократным увеличением имеют приличные размеры. Здесь же нужно увеличивать картинку не для маленького человеческого глаза, а для матрицы, диагональ которой равняется примерно 35 мм. При этом под корпусом оптики должны уместиться многочисленные моторчики и корректирующие оптические искажения линзы. Всё это выливается в то, что самые мощные телеобъективы могут быть метровой длины и весить несколько килограммов. Ни один фотограф не мог бы держать неподвижно такого монстра. Поэтому телеобъективы почти всегда снабжаются специальной подставкой. С её помощью можно улечься на землю, весь вес при этом перекладывается на данную ручку-подставку. Также к ней можно прикрутить штатив. Этим пользуются те самые фотографы, следящие за футбольным матчем или легкоатлетическими соревнованиями. Без штатива объектив с килограммовой массой запросто отломил бы крепление к камере, называемое байонетом. Если вы впервые используете телеобъектив — действуйте крайне осторожно. Поломка байонета критична, после этого придется покупать новую фотокамеру.

Существуют и универсальные объективы, которые обладают способностью сильно увеличивать картинку. Они могут иметь диапазон фокусных расстояний 24 — 300 мм. Технически это тоже телеобъективы, хотя универсальными их называют гораздо чаще. Иногда подобная оптика вкладывается в комплект с зеркальным фотоаппаратом. Профессионалами такие объективы используются редко, так как узкое отверстие диафрагмы не позволяет снимать на короткой выдержке. Любители же легко могут опробовать свои силы и с такой оптикой, для этого следует лишь запастись штативом.

Телеобъективы не очень сильно распространены. Этому не следует удивляться. Подобная оптика просто очень редко используется. Такие объективы очень тяжелые, в отпуск их взять с собой невозможно. В первую очередь телеобъективы используются в профессиональных целях. Ими фотографируются спортивные соревнования, их используют папарацци, также такая оптика незаменима при профессиональной съемке концертов. Не обойтись без телеобъектива при фотоохоте за птицами и животными. В свадебной фотографии подобная оптика почти никогда не используется. Обычным фотолюбителям хватает и универсального зум-объектива.

Качественный телеобъектив с большим фокусным расстоянием и отличной светосилой является высокотехнологичным изделием. Стоимость такой оптики может достигать нескольких тысяч долларов. Наибольших успехов в производстве подобных объективов добилась копания Canon. Именно её фотоаппаратами и телеобъективами пользуется около 60% профессиональных журналистов и репортеров.

Широкоугольники обладают оптическим искажением в виде бочкообразной дисторсии. К сожалению, нечто подобное наблюдается и у телеобъективов. Изображение в некоторых случаях кажется вогнутым. Такое оптическое искажение называется подушкообразной дисторсией. Производители современной оптики достаточно успешно борются с этим фактором. Также искажение пытается подавлять и сама зеркальная камера.

Как снимать телеобъективом

Телеобъективы заставляют фотографа снимать на очень короткой выдержке. В противном случае на фотографии будет наблюдаться так называемая шевеленка — смазывание движущихся объектов. Чем больше фокусное расстояние — тем более короткой следует делать выдержку. Как вы понимаете, именно из-за этого не могут существовать телеобъективы с фокусным расстоянием свыше 1000 мм. Воспользовавшись такой оптикой, пришлось бы снимать на ультракороткой выдержке. Но при таких параметрах стандартная матрица просто не успевала бы принимать достаточное количество света, большая его часть терялась бы в стеклах объектива. Впрочем, современные технологии позволяют создавать подобную оптику. Но в ней нет смысла хотя бы из-за гигантских размеров.

Сейчас ни один телеобъектив не обходится без внедренной системы стабилизации изображения. Она позволяет слегка увеличивать выдержку при съемке с рук. Некоторые объективы наделены ультразвуковой технологией фокусировки. Она необходима для видеосъемки. Звук фокусировочных моторчиков при этом становится практически неслышимым на видеозаписи. Это очень важно в тех случаях, когда фотограф не использует внешний микрофон, ограничиваясь встроенным.

Макросъёмка телевиком

Телеобъективы задний план размывают не очень сильно, но особым образом. Из-за этого всё внимание сосредотачивается на основном объекте съемки. Некоторые телеобъективы из-за этого используются даже для макросъемки. При этом даже не нужно особенно сильно приближаться к фотографируемому объекту. Так некоторые фотографы снимают насекомых и цветы. Однако для макросъемки создан отдельный класс объективов.

Использование телеобъективов для съемок такого плана имеет несколько преимуществ по сравнению со специальными макро–объективами, которые имеют большую величину минимального фокусного расстояния. Риск нарушения композиции или самого снимаемого объекта сводится к минимуму благодаря тому, что телеобъективы позволяют фотографировать с рабочего расстояния до объекта в районе 1 метра (для стандартных макро объективов оно составляет 15 - 30 см). Кроме того, благодаря дополнительному расстоянию между камерой и объектом, значительно уменьшается риск затенения объекта фотографирования камерой, а также есть больше возможностей выбора нужного освещения - как естественного, так и вспышкой.


Фотография сделана телеобъективом Tamron 70-300

Использование телеобъектива для таких высокоточных работ не может обойтись без некоторых трудностей, поэтому ниже мы приводим несколько советов, которые помогут увеличить ваши шансы на получение снимков в макро диапазоне с помощью телеобъектива:

  • В связи с крайне низким фокусным расстоянием, риск снижения резкости из-за вибраций камеры здесь выше. Поэтому крайне важно использовать штатив и дистанционный спуск затвора, чтобы попытаться минимизировать движения камеры/объектива.
  • Иногда даже при использовании штатива самые незначительные движения камеры могут испортить снимок. Попробуйте прикрепить объектив, используя муфту штатива, непосредственно к треножнику, так вы значительно сократите шансы на его колебания. Если же муфты у вас нет, то рекомендуется установить выдержку в 1/фокусное расстояние. Лично я при выборе выдержки для минимизации влияния колебаний всегда использую 1/главное фокусное расстояние (то есть умножаю фокусное расстояние объектива на кроп-фактор сенсора, чтоб скорректировать его до фокусного расстояния в 35 мм).
  • Учитывайте параметр глубины резкости. Использование пограничных фокусных расстояний с такого близкого расстояния, может привести к уменьшению глубины резкости до долей миллиметра. Поэтому, чтобы обеспечить резкость объекта съемки по всему кадру используют достаточно маленькую диафрагму (существуют сайты и приложения, которые помогут вам произвести калькуляцию размеров диафрагмы).
  • Убедитесь, что объект съемки параллелен сенсору. Если вы хотите, чтобы весь ваш объект был в фокусе, обеспечьте параллельность сенсора снимаемому предмету. Учтите, что в этих условиях диапазон глубины резкости будет ограничен несколькими миллиметрами. Выбрав правильную позицию, ракурс, угол съемки вы значительно увеличите свои шансы на получение четкого изображения.
  • Включите объектив в режим ручной фокусировки. Если ваш телеобъектив имеет AF / MF переключатель, переключите его в режим ручной фокусировки и вручную сфокусируйте его на объект. Вы можете обнаружить, что, при ручной фокусировке минимальное расстояние фокусировки уменьшается, что позволит вам подойти ближе к объекту съемки, а значит, сможете иметь большее увеличение.
  • Для увеличения фокусного расстояния используйте телеконвертер с сохранением того же минимального расстояния фокусировки. Это позволит вам значительно увеличить масштаб съемки без необходимости перемещать камеру дальше от объекта съемки. Увеличение фокусного расстояния, таким образом, повлияет на выбор значений выдержки и диафрагмы, но коль скоро оно учитывается, телеконвертер может быть успешно использован для увеличения коэффициента воспроизведения.

Сравнение бюджетных телеобъективов Tamron и Sigma

Обзор одного из самых дорогих телевиков Nikon

Использование телеобъектива в качестве портретника

Телеобъектив — это нужная вещь для любого фотографа. Но не обязательная. Подобная оптика не требуется при работе в студии. Специализированный телеобъектив не пригодится и начинающим фотолюбителям, вместо него лучше использовать универсальный объектив.

Если ваши фотографии недостаточно хороши - значит, вы были недостаточно близко (Robert Capa).

У меня есть несколько "любимых мозолей" на DPReview и других фотофорумах. Одна из них — вопрос "Какой телеобъектив лучше для съёмок скрытой камерой?". Его часто задают, и так же часто на него отвечают. Обычно ответы выглядят как что-то вроде "135/2 L" или "70-200/2.8 IS L" или даже (простигосподи) "100-400 IS L". Ещё хуже то, что объективы любительских универсальных камер становятся все "длиннее" и "длиннее", не говоря уже о 33-кратном зуме на видеокамерах. Сейчас я в целом нахожусь при мнении, что в фотографии нет запретов — используйте всё, что может вам помочь. Однако, существуют некоторые пределы, и вот один из них. На самом деле, настоящие фотографы не снимают скрытой камерой с телеобъективами .


Сельский рабочий в Камарге. Он взял нас посмотреть, как кормят быков. Я делал снимки всего, что двигалось. Он не обратил никакого внимания на меня, когда я его сфотографировал. (EOS-10D с Tokina 17/3.5.)

В наши дни фотографы всячески преследуемы. Фотографирование моста считается равноценным его подрыву. Главная причина этого — образ. Фотографа постоянно преследует образ охочего до знаменитостей папарацци, подлого репортёришки из жёлтой газетёнки, и подозрительного пожилого типа в плаще, засевшего где-то в парке рядом с детской площадкой, и все они вооружены большими чёрными камерами и объективами метровой длины. Это образ фотографа — охотника: он тот, кто видит нас издалека, не показываясь на глаза нам; он крадёт наши изображения без нашего ведома, для каких-то зловещих целей. Этот образ только усиливается некомпетентными "профессионалами", снимающими "скрытое фото" на свадьбах схожей техникой, и делающими предметом гордости то, что им удалось запечатлеть людей на плёнке или сенсоре без их ведома о том, что их фотографируют.

Право на Личную Жизнь

Правда заключается в том, что несмотря на камеры слежения и Большого Брата, людям нужно право на личную жизнь: право не фотографироваться, если они не хотят этого. Это выходит за пределы того, что закон говорит о фотографировании в общественных местах. Это просто грубо и сомнительно с моральной точки зрения — фотографировать людей, которые не хотят, чтобы их фотографировали.

Образ фотографа-охотника неприятен. Если этот образ находится в головах людей, которые думают о фотографах, как вы думаете, насколько охотно они будут защищать право фотографов на свободную съёмку? Если мы, фотографы, не уважаем чужое право не быть сфотографированными, то почему кто-то должен уважать наше право фотографировать?

Так что, как всегда, причиной моей сердитости на людей, делающих скрытую съёмку телеобъективами, является политика: эта разновидность "скрытой камеры" мутит воду для всех нас. Но смысл вовсе не в этом. На самом деле, скрытая съёмка с телеобъективами даже и не получится!

Для Чего Годится Телефото

Конечно, есть множество применений, где без телефото не обойтись. Птицы. Военная журналистика. Спорт. (Хотя я и должен признать, что нахожу спортивную фотографию однообразно-скучной, но догадываюсь, что тут я в меньшинстве.) И, конечно, портреты. Малая глубина резкости и сжатие перспективы, привносимые телевиком, позволяют делать очень приятные "классические" портреты. Однако, так как вам нужно перемещаться, чтобы выстроить фон и свет, длиннофокусный объектив подразумевает много беготни. На это уходит время. Телефото также очень придирчиво: малейшие недостатки кожи или выражения лица будут беспощадно схвачены. Следовательно, подготовка фона и света для телефото занимает больше времени, чем для более широкоугольного фото. Это означает, что телефото лучше всего использовать в спокойной обстановке, где модель и фотограф могут взаимодействовать — другими словами, на студийных съёмках. Прямая противоположность скрытой камеры.


Телефото работает для крупных планов лица. Однако, из-за работы по установке фона и света, и присущей "откровенности" крупных планов вроде этого, данный подход работает только на студийных съёмках, где модель взаимодействует с фотографом, даже если фотограф находится на приличном расстоянии. (Да, это был студийный снимок. Модель: Aura Lehti, сфотографирована при помощи EOS-10D с 200/2.8 L)

Так что для телефото, конечно же, есть место. Я бы не сказал, что тот парень c 300/2.8 IS L , который скончался в луже крови в палестинском отеле, был трусом, совсем наоборот — лично я и близко бы не подошёл к тому месту.

Что плохого в скрытом телефото

Когда вы снимаете скрытой камерой, то скорее всего вы находитесь в толпе. Это значит, что если ваш рост не 2.10 метра, вы будете окружены людьми. Если вы снимаете телеобъективом через комнату, сад, футбольное поле, что угодно, люди будут мешаться! Вы пропустите нужный момент, потому что кто-то встанет перед объективом или вы будете заняты лавированием в поисках свободного места, вам достанется только голова, потому что тело будет заслонено пышной грудью тётушки Агаты, вы не сможете подобрать фон, потому что для этого придётся передвинуться очень далеко и ситуация, которую вы хотели сфотографировать, будет уже потеряна. Другими словами, самое лучшее, что у вас может получиться — снимки голов с более или менее глупыми выражениями лиц: ни контекста, ни взаимодействия между людьми, ни ситуаций. Подобные головоснимки даже не хара ктерны и не интересны; они просто тупы! Если вам нужен снимок головы, запаситесь временем, выберите место, свет, создайте хорошую, расслабленную атмосферу, и фотографируйте позирующую модель. Головоснимки, сделанные скрытой камерой, скучны и глупы.


Фотография в толпе. Менее всего вам захочется навестись на кого-нибудь длиннофокусным объективом. Этот снимок сделан 10D с 50/1.4 — самым длиннофокусным объективом, который я бы использовал для данной задачи.

Весь смысл скрытых, или следовало бы их назвать более правильно, "ситуационных" фотографий заключается в контексте. Ситуационные фотографии запечатлевают ситуацию. Единственный снимок головы с хорошо размытым за счёт малой глубины резкости фоном не является ситуационным: это просто плохо исполненный снимок головы. Чтобы получить ситуацию, вам обязательно нужен контекст — люди, взаимодействующие друг с другом или со своим окружением, даже если часть или всё окружение больше подразумевается, нежели изоборажается. Чтобы включить этот контекст, вам нужен более широкий угол и бо льшая глубина резкости, чем предоставляет телефото.

Так что ситуационные кадры, достойные своего названия, невозможны с использованием телефото, и с практической точки зрения (люди будут мешаться), и с оптической (угол зрения очень узок и глубина резкости очень мала, чтобы включить контекст).

"Это сработает, только если объект спит!"

Значит, чтобы получить приличный ситуационный снимок, вам нужен ничем не загороженный вид на ситуацию и оптические характеристики, которые позволят запечатлеть достаточный контекст, чтобы по крайней мере намекнуть на историю, которая раскрывается на вашей фотографии: другими словами, используйте более короткое фокусное расстояние — от широкого угла до, самое большее, "потретной длины". Но это означает, что ваши объекты вас заметят, разве нет? И это означает, что ваша камера больше не скрытая, правильно? Они замрут и начнут пялиться в камеру!

Неверно.

Рынок в Тире (EOS-10D с EF 35/2.0)

Возьмите книгу с работами фотографов Магнума . Или Картье-Брессона , если не можете найти никого другого. Полистайте. Видите ли вы застывших людей, уставившихся в камеру? Да ничего подобного! Каждое фото — само по себе маленькая история, с людьми, погружёнными в раздумья, целующимися, в середине разговора, работающими, спорящими, дерущимися, разговаривающими с фотографом... живущими. Это как будто фотограф моргнул и остановил чёрно-белый момент времени сразу же, как только испытал его. Делалось ли это телеобъективами? Никогда. Я всего лишь предполагаю, но думаю, что вы обнаружите, что самым распространённым фокусным расстоянием было 50 мм, с большой долей 35 мм и немного 28 — и всего лишь редкими 85 то здесь, то там. Нормальные, среднеширокие и максимум — короткие телевики. Эти фотографы были мастерами-ниндзя, способными становиться невидимыми по желанию? Или у них были скрытые камеры, которые можно было носить в кармане рубашки и включать дистанционным управлением, спрятанным в часах? Конечно нет: они пользовались теми же Лейками и Никонами и всем прочими инструментами каждого фотографа, снимающего за деньги или ради удовольствия. Так как же они это делают?

Джафар (Тир, Ливан). Мы с ним болтали некоторое время. Я постоянно снимал. После нескольких кадров он стал меня полностью игнорировать. (EOS-10D с Canon EF 35/2.0)

Фотограф-невидимка

Действуйте точно так же, как если бы вы были без камеры, но делайте много снимков. Входите внутрь. Будьте непринуждённы. Разговаривайте с людьми. Участвуйте в ситуациях. И снимайте. Сначала вас будут замечать. Кто-то может спросить, что вы делаете и зачем. Если вы дружелюбны, открыты и можете объяснить, что вам нужно, никто не расстроится. Те, кто не хочет, чтобы их фотографировали, сообщат вам об этом, и с вашей стороны должно быть делом чести уважать их желание. Остальные будут разговаривать с вами или игнорировать вас. На самом деле, большинство будет игнорировать вас, потому что только ограниченное количество людей может с вами разговаривать одновременно. К тому времени, когда вы начнёте третью кассету плёнки (или её цифрового эквивалента), ваша фотографическая активность будет полностью игнорироваться. Вы превратитесь в "фотографа-невидимку" — с дополнительной уверенностью, что все, кто стесняются камеры, получили возможность оповестить вас об этом.

Не трусьте!

Как вы уже могли убедиться на примере фотографов Магнума, фотография не делается пассивным, равнодушным наблюдателем, "невидимо" запечатлевающим мир. Как и в квантовой механике, наблюдение влияет на реальность. "Фотограф-невидимка" — это похоже на трюк фокусника. Как и любой фокус, он требует определённой тренировки и, что более важно, определённой уверенности в успехе. Вы должны чувствовать комфорт в том, что делаете, и уверенность в своей технике (или, если её нет, то обладать дзэнским подходом к удачным или неудачным снимкам). Если вам надо возиться с оборудованием, вы должны быть способны делать это легко и быстро. Однако награда вполне достойна обучения этой уверенности — в то время как немногие из нас имеют калибр Магнума (каламбур исключительно намеренный), все мы можем делать ситуационные снимки, которые на световые годы будут опережать те шарлатанские снимки "скрытой камерой" от подозрительных людей в плащах, вооруженных длинными объективами.

Более того, часто фотографы чувствуют смутную, подсознательную вину за то, что они делают. Мы также являемся жертвами образа фотографа-как-охотника. Однако никогда не лишне будет заметить, что нет ничего плохого в фотографировании . Помните об этом, особенно когда действительно фотографируете.

Не утяжеляйте груз вины, который коллективное бессознательное пытается возложить на нас. Не трусьте. Оставьте телефото для сюжетов, действительно нуждающихся в нём. Возьмите объектив 35 мм, выйдите к людям, улыбнитесь и начните снимать. Ваша фотография выиграет, а вы окажете услугу всем нам.

Иса на рожденственском ужине. Я щёлкал весь вечер, и никто так и не заметил. (Canon FD 50/1.4 на EktaChrome) Автором текста и фотоснимков (если не указано иного) является Petteri Sulonen. Перевод с английского осуществлён редакцией x3photo с согласия автора и в соответствии с Creative Commons License. Если вы хотите использовать данный перевод для какой-либо цели, предварительно свяжитесь с нами.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror — супер дешевый, супер легкий супер-телефото объектив с ручной фокусировкой . Особенностью объектива является его зеркально-линзовая оптическая схема, которая не позволяет изменять диафрагму и формирует характерное ‘бубликовое’ . Качество изображения очень слабое . Если утрировать — то объектив для ‘попробовать снять птичек, луну, а потом выбросить или продать.’

В первую очередь Samyang 500mm f/8.0 Mirror предназначен для съемки удаленных объектов и фотоохоты на птичек и зверушек. В видоискателе он очень сильно приближает снимаемые объекты.

Основные технические характеристики Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm:

Название экземпляра из обзора Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm ⌀72 No.903910
Основные свойства
  • Объектив подходит для полноформатных камер , в данном случае для камер Nikon FX
  • Mirror Lens — Зеркально-линзовый, или катодиоптрический тип объектива
  • MC (Multi Coated) — мультипросветление оптики
  • T/T2 universal mounts — система сменных байонетов ‘T/T2’ для простой и быстрой смены байонета объектива
  • Macro — возможность псевдо-макросъемки
  • Только ручная фокусировка
  • Нерегулируемая , зафиксированная на значении F/8.0
  • Светофильтры, вкручивающиеся возле задней линзы объектива (rear-mount filters)
  • Небольшой вес и размеры
  • Набор светофильтров и мягкий чехол в комплекте поставки
  • возможность превращения в подзорную трубу с помощью специальной насадки
  • ‘бублики’ в
  • Возможность использования 2Х телеконвертера Samyang
  • Боль, ужасная боль в глазах, при просмотре отснятого материала
Диаметр переднего фильтра 72 мм
Диаметр заднего (со стороны байонета) фильтра 30.5 мм (В обзоре использовался светофильтр )
500 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 750 мм, ЭФР для камер Nikon CX (Nikon 1) составляет 1350 мм.
Кратность зума 1 Х (это объектив, он не имеет зума).
Разработан для полноформатных пленочных камер разных систем
Количество лепестков 0 (ноль), без механизма управления диафрагмой
Метки шкала дистанции фокусировки в метрах и футах. Шкала ‘Macro’, которая показывает коэффициент максимального увеличения, имеются значения 1:4.3, 1:3.7, 1:3.3, 1:3.0, 1:2.7
без механизма управления диафрагмой, всегда установлено значение F/8 (по факту, число T, отвечающее за , находится на уровне T 11)
МДФ 1.72 м, максимальный коэффициент увеличения 1:2.7.
Вес 320 г (советский весит приблизительно 2 раза больше)
Оптическая схема 7 элементов в 6 группах

Изображение оптической схемы кликабельно

Бленда не идет в комплекте поставки, объектив может использовать бленду, которая вкручивается в резьбу переднего светофильтра
Страна изготовитель LENS MADE IN KOREA (объектив изготовлен в Корее)
Период производства Приблизительно с 2009 года по наше время (как минимум — до весны 2016 года)
Цена посмотреть реальные цены на Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm в популярных интернет-магазинах, а также купить этот объектив можно по этой ссылке .

Обратите внимание, что объектив выпускался/выпускается и под другими именами/брендами: Vivitar, Bower, Rokinon, Walimex, Phoenix, PRO-Optic, Opteka, а также может быть установлен на камеры Micro 4/3, Samsung NX, Olympus 4/3, Pentax K-mount, Sony/Minolta A-mount, Nikon F-mount, Canon EOS EF-mount, Fujica, Konica, Contax с помощью специального переходника, который идет вместе с комплектом поставки. Нужные или дополнительные переходники можно купить и отдельно, правда, в странах СНГ их поиск вызовет определенные трудности.

Сборка

Samyang 500mm f/8.0 Mirror собран хорошо, но как-то грубо, без какого-либо изящества. Объективы с таким грубым дизайном делали 30 лет назад, и для современного объектива это довольно странно. Корпус объектива состоит из сплава металлов, кольцо фокусировки очень широкое, прорезиненное. Samyang 500mm f/8.0 Mirror производится в Корее (нет, не в Северной).

В комплекте с объективом идет несколько светофильтров: Normal (IA Skylight), ND 2x, ND4x. Опционально можно докупить оригинальные цветные светофильтры Y52 (Yellow), O56 (Orange) и R60 (red). Эти светофильтры устанавливаются со стороны байонета, возле задней линзы. Такой метод установки светофильтров характерен для многих длиннофокусных объективов. Также, можно использовать обычные светофильтры, которые вкручиваются в резьбу возле передней линзы и имеют диаметр 72 мм. Для обзора я использовал задний нейтральный/нормальный светофильтр и передний зищитный светофильтр Extra digital 72mm.

Я нигде не смог найти информацию, нужно ли обязательно устанавливать в резьбу под задние светофильтры какой-нибудь светофильтр. То есть, не понятно, входит ли светофильтр в оптическую схему объектива, например, как это происходит с объективом . Могу предположить, что Samyang 500mm f/8.0 Mirror все же лучше использовать без каких-либо светофильтров.

Фокусировка

Фокусировка плавная, без рывков или проскальзываний, с приятным ‘масляным’ ходом кольца фокусировки. Кольцо фокусировки вращается приблизительно на 200 градусов, из-за того, что объектив имеет большой диаметр, наводиться на резкость достаточно удобно, но очень сложно. Во время фокусировки передняя часть корпуса объектива, вместе с резьбой под светофильтры — вращается, а оправа корпуса (хобот объектива) выезжает вперед. К сожалению, объектив не имеет хард-стопа для быстрой наводки на резкость — кольцо фокусировки имеет большой ‘перелет бесконечности’, который связан с температурными ограничениями корпуса.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 1.72 метра, что позволяет снимать с максимальным увеличением 1:2.7, что очень и очень неплохо для такого объектива. Samyang 500mm f/8.0 Mirror имеет шкалу дистанции фокусировки в метрах и футах, а также шкалу с указанием кратности увеличения для ‘Macro’.

Некоторые ресурсы и пользователи ошибочно добавляют в имя объектива приставку ‘IF’ (пример), обозначающую наличие внутренней фокусировки. Такой приставки нет ни на корпусе объектива, ни на его коробке, а ее дописывание — обман. Возможно и такое, что Samyang под данной аббревиатурой подразумевает что-то другое. Один Бог знает, что на уме у этих корейцев.

В инструкции к большинству фотоаппаратов Nikon указан порог максимального относительного отверстия объектива, с которым будет доступна функция ‘электронный дальномер’, которая помогает ручной наводке на резкость. Электронный дальномер указывает в какую сторону нужно вращать кольцо фокусировки для быстрой и точной наводки на резкость, а также дает подтверждение о точной наводке на резкость с помощью зеленой точки в нижнем левом углу . Когда точка загорается и постоянно горит — наводка на резкость выполнена правильно. Большинство фотоаппаратов Nikon рассчитано только на работу с объективами не темнее F/5.6 . Например, электронный дальномер камер и , с помощью которых делались тестовые снимки, не может корректно подсказать мне о точной наводке на резкость.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror на фотоаппарате

Диафрагма

Объектив не имеет возможности управлять диафрагмой . Съемка всегда происходит на значении F/8. Из-за этого получаются определенные особенности и сложности:

  • контроль за экспозицией усложняется. Контролировать экспозицию без изменения приходиться с помощью манипуляций с ISO, светофильтрами и мощностью дополнительного освещения;
  • ГРИП контролируется только дистанцией фокусировки, ее нельзя принудительно увеличить или уменьшить посредством диафрагмирования;
  • нельзя принудительно (посредством закрытия ) улучшить качество изображения, в особенности это касается резкости и контраста. Объектив всегда ‘снимает одинаково’;
  • очень сложно фокусироваться при плохом освещении, даже режим Live View слабо помогает.

Скорее всего реальная у данного объектива куда ниже, нежели F/8. Такое ощущение, что T-stop (мера реальной светосилы) эквивалентен T 10 — T 13.

Качество изображения

С качеством изображения все очень плохо. Очень слабая резкость. Очень слабый контраст, используемое мультипросветление никак не помогает объективу. Есть , которых, в принципе, данный тип объективов должен быть напрочь лишен, но видимо, при его создании что-то пошло не так.

В такой ситуации я должен обязательно дописать спойлер: ‘возможно на обзоре у меня побывал неудачный экземпляр, найденный на ближайшей мусорке.’

Примеры фотографий

Все примеры фотографий были сняты на камеры и с переходником T2/Ai, в галерее показаны снимки без обработки, только изменены размер для быстрого просмотра и впечатанные данные из модуля. Снимки были сделаны без переднего и заднего светофильтров.