Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека. О методе холотропного дыхания станислава грофа

Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.

Он до сих пор лично ведёт тренинги по всему миру (недавно прошёл такой тренинг в Москве — "Приключение открытия себя") и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах "холотропного дыхания" Гроф заново "рождался" более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого — может, потому и выглядит так молодо?

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей… Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже "выйти на пенсию" и почивать на лаврах! Но нет.

Одна из книг Грофа называется "Неистовый поиск себя" (1990): это то, что он реализует на своём примере, — "вечный бой" с тенью, поиск совершенства. Согласно Грофу, "неистовый поиск себя" — проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу — сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.

Как отмечает Гроф по итогам своих собственных "путешествий" в бессознательное (или, точнее, "сверхсознательное") и наблюдений за тысячами "путешествий", предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или "духовное обострение". Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге "Зов ягуара" (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет "холотропным", то есть запредельным, в отличие от обыкновенного опыта, который он называет "гилотропным", то есть земным. Термин "холотропный" образован от греческих корней holos, что значит "целое", и trepein, что значит "двигаться в направлении". Вместе они означают "двигаться по направлению к целостности".

Гроф отмечает в "Зове ягуара", что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.). В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т.п.); иногда дополнительно применяется работа с телом. В случае "духовных обострений" холотропные состояния возникают самопроизвольно, отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны. Таким образом, третий метод — неконтролируемый, первый — нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.

Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет. Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута. После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания, в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).

Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД — в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику. Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал, который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так "бэд трип" превратился в метод психотерапии.

Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие, что за "последней границей" человеческого сознания — сознанием эмбриона — не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью). За этой "стеной", как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни. Там лежат "сверхчеловеческие" миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно — перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой "неистовый поиск" и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это "что-то" называется "душа", "сознание", "истинное Я".

Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования "жизни после смерти", самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, — границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком — точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.

То есть получается, мы сами изо всех сил держим запертыми свои "двери восприятия", не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе. Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно. Например, эти силы, которыми человек держит свои "двери восприятия" на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того — шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.

Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции, которая может быть полезна всем и каждому. С точки зрения Станислава Грофа, нам всем не мешало бы "подлечиться" по его методу — ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.

Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционного психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой. Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы. Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык "ненормальности". В одном из своих интервью Гроф отмечает: "С точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще — это чистая патология, форма душевного расстройства. Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, — это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель — дегенератом, а Гаутама Будда — поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение — как минимум стоял на грани безумия… "

Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении. Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс — от транса религиозного. Где в таком случае провести границу "нормального"? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу "реального", что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый "человек"?

Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода: ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека. Но самое главное, что не устраивало Грофа, — сам по себе метод словесно-ориентированного "проговора" на кожаной кушетке, хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов. Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий — в том числе самого травматичного в жизни любого человека события — его собственного рождения — гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания.

Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет. Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, "насколько глубока кроличья нора", на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями. Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий. В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того — переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных…

В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным. Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между "истинным" и "ложным".

Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье "Мир Станислава Грофа", тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.

Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала. Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для "испытуемого", то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу… То же и с глубинными исследованиями человеческой психики — при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он — человек.

К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец, он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается. Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие — перинатальные — травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности "вспоминания" в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем… Ему открывается бесконечность перспективы — которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только, пережив именно эти "запредельные", внетелесные и внеземные опыты…

В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.

Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем. А Стэн Гроф — пожалуй, самый великий "психонавт" планеты — не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является "неистовым поиском" сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного. Как любил повторять Гейзенберг, "Первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог ". Ведь истина — где-то там, на дне кроличьей норы.

HOLOTROPIC BREATHWORK


A NEW APPROACH TO THERAPY AND SELF-EXPLORATiON



© 2010, Stanislav and Christina Grof.


Издатели благодарят Александра Копосова, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможным публикацию этой книги


Перевод с английского Александра Киселева

Научная редакция к. ф. н. Владимира Майкова

Джек Корнфилд. Предисловие

Вы держите в руках пророческую книгу, предлагающую новое понимание исцеления, психического здоровья и человеческих возможностей наряду с мощными техниками достижения этих задач. Разработка такого рода всестороннего понимания, соединяющего в себе науку, опыт и дух, имеет решающее значение для двадцать первого века.

Господствующая материалистическая культура создала разделенный мир, где священное относится к компетенции церквей и храмов, тело – к компетенции спортивных залов, а психическое здоровье – к компетенции пилюль из аптеки. Экономический рост рассматривается как самоцель, не имеющая никакого отношения к окружающей среде и невежеству; расизм и войны продолжают разделять народы и страны. Эти разделения и порождаемые ими огромные страдания происходят от узкого и ограниченного человеческого сознания.

За десятилетия своей работы Стэн и Кристина создали психологию, которая восстанавливает раздробленное сознание мира. Они предлагают психологию будущего, расширяющую наши человеческие возможности и воссоединяющую нас друг с другом и с космосом. Выковывая эту новую парадигму, они являют собой пример отважного и пророческого духа первопроходцев и входят в число немногих людей, которые помогли революционно новому развитию области психологии.

Эта книга, прежде всего, представляет собой подробное руководство по опыту и практике Холотропного Дыхания, но далеко этим не ограничивается. Она описывает радикальное видение этой новой психологии. Начать с того, что она включает в себя одну из самых широких возможных карт человеческой психики, которые я когда-либо встречал. Само знание этой карты, которую Стэн и Кристина представляют в начале своих семинаров, оказывает на присутствующих благотворное действие. Она включает в себя, подтверждает и объединяет столь широкий диапазон опыта, что в сердцах некоторых из тех, кто просто с ней знакомятся, происходит исцеление.

Холотропная карта человеческих переживаний носит не только теоретический характер, она рождается из широкого клинического и экспериментального опыта. Наблюдать большую группу практикующих Холотропное Дыхание – значит видеть удивительный спектр переживаний, в которых дышащие заново проживают любые стадии собственной истории или входят в области архетипов, животных, рождения и смерти. Присутствие на групповом сеансе работы с дыханием подобно вхождению в «Божественную Комедию» Данте, где можно видеть сферы Рая, Чистилища и Ада, по мере того, как дышащие проходят через глубокий процесс дыхания, исцеления и пробуждения.

Холотропное Дыхание расширяет область психического здоровья и терапии.

Большинство медицинских моделей западной психологии ограничивались изучением патологии. Открывая в своей работе новое понимание психопатологии, Грофы предлагают всестороннее видение психического здоровья и потенциала человеческого развития, расширяющее диапазон психологии до перинатального, трансперсонального, надкультурного и мистического измерений. Их работа органично включает в себя природную мудрость шаманизма и естественного мира, культурную и историческую основу сознания и далеко идущую широту современной физики и теории систем. Она в равной степени ценит личное и всеобщее, включая в себя физическое и биографическое, культурное, эволюционное и духовное измерения нашей человеческой природы.

Представления, стоящие за Холотропным Дыханием, радикально переопределяют и роль целителя, который из «целителя-специалиста», врача, лучше знающего, как ему лечить невежественного пациента, становится «целителем-акушеркой». В этой роли целитель охраняет, облегчает и поддерживает собственный глубокий и естественный целительный процесс пациента. При таком новом подходе, мудрым считается не терапевт, психиатр или целитель, а психика человека, мудрость которой целитель поддерживает и приводит к расцвету.

Как свидетельствуют описанные здесь случаи, Холотропное Дыхание оказывает удивительное терапевтическое действие. Из развертывания этого мощного процесса спонтанно рождаются исцеление болезней, тревоги, депрессии и конфликта, облегчение и исцеление травмы и злоупотребления, воссоединение с семьей и обществом, раскрытие сострадания, прощения, смелости и любви, возвращение цели, нахождение нашей потерянной души и высочайшие прозрения духовного понимания.

Будучи пророческой, эта книга также служит практическим руководством для дышащих, сиделок и фасилитаторов. Используя практические примеры, Стэн и Кристина предлагают инструкции для Холотропного Дыхания – как знакомить с практикой, как заботиться об участниках и охранять их, как иметь дело с неожиданными трудностями и как интегрировать эти переживания в повседневную жизнь. Они ясно говорят о важности освобождения и исцеления посредством дополняющей практики работы с телом и подробно описывают роли музыки, художественного творчества и рассказывания историй, которые существенно важны для работы с дыханием.

Мне посчастливилось в течение тридцати пяти лет учиться у Стэна и Кристины и сотрудничать с ними. В ходе своего обучения в качестве буддийского монаха в Бирме, Таиланде и Индии я впервые познакомился с мощными дыхательными практиками и визионерскими сферами сознания. Я был рад найти в работе Грофов действенный аналог этих практик в западном мире. Я всегда дорожил своим участием в развитии Холотропного Дыхания от его начальных этапов до сегодняшней формы и стал с глубоким уважением относиться к выросшему из него международному сообществу практикующих.

В Холотропном Дыхании Стэн и Кристина объединили научное и интеллектуальное понимание, мужское и женское, древнюю и постсовременную мудрость и сделали свою работу и программу обучения доступными на всех континентах. Я верю, что со временем их достижения будут считаться крупным вкладом в психологию и в исцеление мира.

Джек Корнфилд

Медитационный Центр Спирит Рок

Вудакр, Калифорния, 2010 г.

От авторов

С чего начать? За многие годы, когда мы разрабатывали, практиковали и преподавали Холотропное Дыхание и представляли свою работу в различных странах мира, мы получали неоценимую эмоциональную, физическую и финансовую поддержку от многих друзей, коллег и участников наших программ. Нам бы понадобился еще один том, чтобы упомянуть их всех поименно; здесь мы выражаем искреннюю и смеренную благодарность всем этим людям.

Однако, есть несколько человек, чье содействие нашей работе было столь существенным и жизненно важным, что они заслуживают особого упоминания. Кэти Альтман и Лори Зальцман обеспечивали необходимое организационное управление и мягкое руководство при формировании и начале деятельности нашей программы подготовки. Они предлагали нам свою поддержку и практическую помощь, когда мы вступали на новые территории, и за это мы им вечно благодарны.


Мы глубоко признательны Тэву и Кэри Спаркс, нашим близким друзьям и сотрудникам, которые все эти годы играли ключевую роль в организации и проведении многих из наших конференций, практических семинаров и тренингов. И Кэри, и Тэв стали сертифицированными фасилитаторами работы с дыханием в 1988 г. в нашей самой первой программе подготовки. В последующие годы они очень деятельно участвовали в программе Трансперсонального Тренинга Грофа (ТТГ) – Тэв как соведущий в многих практических семинарах и учебных модулях, а Кэри как руководитель и администратор большинства из этих мероприятий.

В 1998 г. мы передали ТТГ в умелые руки Спарксов, и с тех пор они были владельцами и руководителями этой организации, с Тэв в должности главного преподавателя. Мы также передали им торговую марку, которая с 1990 г. ограничивает практику Холотропного Дыхания, давая право заниматься ею только людям, успешно закончившим обучение в ТТГ и ставшим сертифицированными фасилитаторами. Назначение этой торговой марки – обеспечивать юридическую защиту Холотропного Дыхания в случаях неправомочного использования названия и практики неподготовленными, не сертифицированными людьми.

Дайян Хог и Дайяна Мидайн, старшие члены персонала ТТГ, играли ключевую роль в многочисленных учебных модулях; многие годы они самостоятельно проводили некоторые модули. Дайян Хог заслуживает особой благодарности за то количество времени и энергии, которое она бескорыстно отдавала проведению обучения работе с дыханием в Южной Америке в период, когда, в ином случае, экономический кризис в этой части мира не позволил бы продолжать там работу. Нам хотелось бы выразить нашу глубокую благодарность Тэв, Кэри, Дайян и Дайяне за преданность и чистоту, с которыми они сохраняли первоначальный дух нашей работы.


С годами ТТГ получал большую поддержку от Глен Уилсон, помогавшей в организации многих мероприятий ТТГ и управлявшей его книжным магазином, а в более недавнее время – от административного помощника Кэри, Стейси Баттерфилд. Тренинги и другие мероприятия ТТГ не были бы возможны без многих сертифицированных практиков, которые помогали в их организации и управлении, или помогали в них в качестве фасилитаторов. Некоторые были способны развивать программы подготовки в собственных странах и преподавать большинство модулей. Владимир Майков, президент Российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерпии (АТПП), создал дочернюю программу ТТГ для России (открытую и для участников из других стран Восточной Европы), а Альваро Жардин основал и возглавляет филиал ТТГ в Бразилии. В течение ряда лет Инго Ярзетц и Бригит Ашауер предлагали аналогичный курс обучения в Германии. Мы высоко ценим важный вклад всех этих бывших наших учеников.

Кайлия Тейлор заслуживает особой благодарности за свою роль в программе подготовки и за издательскую деятельность, которая помогла распространению информации о Холотропном Дыхании. В течение многих лет она была издателем «Внутренней Двери» – информационного бюллетеня по работе с дыханием, основанного в 1988 г. Кэри Спаркс. Вместе со своим партнером Джимом Шофилдом, Кайлия создала издательство Хэнфорд Мид Паблишерс, Инк., которое, в числе прочего, публиковало книги, касающиеся Холотропного Дыхания; кроме того, Кайлия написала несколько книг по этой теме. Мы также глубоко благодарны основателям Международной Ассоциации Холотропного Дыхания (AHBI) – Кэри Спаркс, Кайлии Тейлор и Лори Вивер – а также ее прошлым президентам, членам президиума и нынешнему президенту Кену Слоану за все, что они сделали для поддержки и расширения глобальной сети Холотропного Дыхания.

Мы выражаем свою признательность новаторам в трансперсональной психологии, исследованиях сознания и различных областях науки новой парадигмы, многие из которых являются нашими друзьями и коллегами. Они оказали неоценимую помощь нашей работе, заложив основы для нового мировоззрения, в рамках которого теория и практика Холотропного Дыхания утрачивают свой спорный характер и становятся приемлемыми для непредубежденных членов научного сообщества. Мы высоко ценим их большой вклад.

Издательство САНИ Пресс заслуживает всяческих похвал за интерес его сотрудников к публикации в составе трансперсональной серии многих книг, темы которых лежат на переднем крае традиционного научного мировоззрения. Мы особенно признательны главному редактору САНИ, Джейн Банкер, за ее глубокое знание трансперсональной области в целом, и нашей работы, в частности. Мы испытываем глубокую благодарность за поддержку, которую она много лет оказывала нашей работе, и особенно за ее живой интерес к данной книге. Мы очень высоко ценим воодушевление и терпение, которые она проявляла, ведя нас через разные этапы процесса публикации. Она сыграла существенную роль в рождении этой книги в ее теперешнем виде.

С годами мы получали крайне необходимую финансовую поддержку для наших различных начинаний от друзей, которые оценили потенциальную важность проводившейся нами работы. Мы глубоко благодарны Джону Бьюкенену, Бетси Гордон, Бокаре Легендре, Майклу Маркусу и Дженет Занд, Роберту Шварцу, Кену и Петре Слоун, Алексею Купцову и Эдуарду Сагалаеву.

К сожалению, многие люди, которые внесли важный вклад в эту книгу, должны остаться неназванными – за исключением немногих, выразивших согласие с использованием их имен в ее тексте. Мы говорим здесь о многих тысячах участников наших практических семинаров и учебных модулей, которые с замечательной смелостью исследовали обычно скрытые области своей психики и самой реальности. Их словесные отчеты о том, что они переживали, и художественное творчество, с помощью которого они иллюстрировали свои приключения во внутреннем мире, были для нас незаменимыми источниками информации. Нашу обязанность и благодарность этим людям из многих культур едва ли можно адекватно выразить словами. Без них эта книга не была бы написана.

Предисловие

Эта книга описывает теорию и практику Холотропного Дыхания – нового подхода к самоисследованию и психотерапии, который мы разрабатывали вдвоем с середины до конца 1970х годов. Холотропное Дыхание сочетает в себе и объединяет элементы из различных направлений глубинной психологии – теории и практики школ Фрейда, Райха, Ранка и Юнга – добавляя к ним открытия современных исследований сознания и антропологии, а также прозрения восточных духовных практик и мистических традиций всего мира (объяснение слова холотропный дается чуть далее). Хотя мы более тридцати лет практикуем Холотропное Дыхание в контексте наших практических семинаров, международных конференций и подготовки фасилитаторов по всему миру, данная книга представляет собой наш первый всеобъемлющий текст по теории и практике этой стратегии психотерапии и самоисследования.

Книга начинается с краткого обзора исторических корней Холотропного Дыхания. В Главе 1 мы отдаем должное влиянию новаторской работы основателя глубинной психологии Зигмунда Фрейда и его последователей, еще далее продвинувших понимание человеческой психики. Кроме того, Холотропное Дыхание имеет определенные общие элементы с методами переживательной терапии, которые появились на сцене в 1960 гг. в контексте гуманистической психологии. Открытие мощных психоактивных эффектов ЛСД-25 и наш опыт психоделической терапии позволили нам подробно исследовать глубины психики и по достоинству оценить удивительный терапевтический потенциал необычных состояний сознания. Глава завершается описанием истоков трансперсональной психологии – дисциплины, обеспечивающей теоретическую основу Холотропного Дыхания.

В Главе 2 обсуждаются изменения, которые вносит работа с необычными состояниями сознания в наше понимание природы сознания и человеческой психики – здоровой и больной. Эта «психология будущего» (Grof 2000), необходимая для практики Холотропного Дыхания, предлагает значительно расширенную карту психики, которая, в отличие от модели академической психологии, не ограничивается постнатальной биографией и фрейдовским индивидуальным бессознательным. Она включает в себя две важные дополнительные области – перинатальную (относящуюся к памяти о биологическом рождения) и трансперсональную (историческое и архетипическое коллективное бессознательное). Согласно новому пониманию «архитектуры психопатологии», корни эмоциональных и психосоматических расстройств находятся не в младенчестве и детстве, а уходят глубоко в эти две ранее не распознававшиеся области бессознательного. Эту, казалось бы, обескураживающую находку компенсирует открытие новых мощных терапевтических механизмов, которые становятся доступными на перинатальном и трансперсональном уровнях психики в необычных состояниях сознания.

Вероятно, самое радикальное нововведение новой психологии представляют собой новые открытия, касающиеся стратегии самоисследования и терапии. Широкий спектр психотерапевтических школ и поразительное отсутствие согласия между ними в отношении наиболее фундаментальных аспектов теории и практики отражают ошибочную стратегию, которую все они разделяют (за исключением юнгианского анализа). Они пытаются добиваться интеллектуального понимания того, как действует психика, и на его основе разрабатывать метод, позволяющий корректировать ее функционирование. Работа с необычными состояниями сознания предлагает радикальную альтернативу, значительно упрощающую терапевтический процесс. Эти состояния мобилизуют «внутренний радар», который автоматически находит материал с сильным эмоциональным зарядом и выводит его в сознание для проработки. В этом процессе терапевт выступает не как активный агент, а как «компаньон по приключению», который умно поддерживает то, что происходит.

Важная часть Главы 2 посвящена проблеме духовности и религии. В то время как традиционные психиатры и психологи придерживаются мировоззрения материалистического монизма, в котором нет места какой бы то ни было духовности или религии, фасилитаторы Холотропного Дыхания используют в своей работе трансперсональную психологию. Они почитают духовность, основанную на непосредственном личном опыте, и считают ее правомерным и важным измерением человеческой психики и человеческой жизни. Многие наблюдения из практики Холотропного Дыхания и других подходов, использующих необычные состояния, настолько радикальны, что ставят под сомнение не только концептуальную схему традиционной психологии и психиатрии, но и основные метафизические допущения западной науки, касающиеся природы вселенной и отношения между сознанием и материей.

В Главе 3 обсуждаются основные компоненты Холотропного Дыхания и прослеживаются их корни в ритуальной жизни коренных культур и в духовных практиках великих мировых религий и различных мистических традиций. Здесь мы исследуем важную роль, которую на протяжении человеческой истории играли дыхание и музыка, как существенные элементы различных «технологий священного» и целительских церемоний. Точно так же, работа с телом и поощрение физического контакта, используемые в практике Холотропного Дыхания, имеют предшественников в различных ритуалах коренных народов. Рисование мандал, которое мы используем для того, чтобы помогать процессу интеграции холотропных переживаний, тоже имеет долгую историю в ритуальной жизни коренных культур, духовной жизни древних цивилизаций и религиозных традиций Востока.

В Главе 4 дается подробное разъяснение практики Холотропного Дыхания – как создавать безопасную физическую обстановку и систему межличностной поддержки для участников, как теоретически и практически готовить их к сеансу и как проверять их на наличие эмоциональных и физических противопоказаний. В ней обсуждаются основные принципы проведения сеансов дыхания, роль «сиделок» и фасилитаторов и природа переживаний, возникающих в ходе таких сеансов. Еще одну важную тему этого раздела составляют работа с рисованием мандал и стратегия проведения групп проработки.

Конечный результат сеансов Холотропного Дыхания решающим образом зависит от хорошей интеграции опыта. Глава 5 описывает важные аспекты этого процесса – как создавать наилучшие возможные условия для успешной интеграции, что делать для облегчения перехода к повседневной жизни, как успешно управлять взаимодействием с культурой в целом и как проводить беседы для прослеживания конечных результатов. Мы уделяем особое внимание различным терапевтическим подходам, которые служат хорошим дополнением к работе с дыханием и могут способствовать интеграции холотропного опыта – практике гештальт-терапии, эффективной работе с телом, экспрессивной живописи и танцу, психодраме Якоба Морено, игре с песком Доры Калф, методу EMDR (десенситизации и повторной проработки движений глаз) Франсин Шапиро, методу семейной констелляции Берта Хеллингера и другим.

Холотропное Дыхание представляет собой радикальное нововведение в психотерапии, во многих отношениях отличающееся от общепринятых подходов. Оно имеет определенные особенности – вызывание необычных состояний сознания, использование непривычной музыки, проигрываемой на большой громкости, выражение сильных эмоций, интенсивные физические проявления и близкий физический контакт – которые, как правило, вызывают сильную реакцию у незнакомых с ним людей. Глава 6, озаглавленная «Испытания и невзгоды фасилитаторов Холотропного Дыхания» представляет собой собрание историй, описывающих разнообразные приключения, которые мы переживали, и проблемы, с которыми мы сталкивались, проводя практические семинары Холотропного Дыхания в разных странах мира и разных культурных контекстах.

Глава 7 посвящена терапевтическому потенциалу Холотропного Дыхания и механизмам исцеления и преобразования, которые становятся доступными в необычных состояниях сознания. Мы обсуждаем положительное влияние, которое может оказывать этот подход на разнообразные эмоциональные и психосоматические расстройства и даже на некоторые заболевания, считающиеся органическими в сегодняшней медицине. Еще один важный аспект Холотропного Дыхания – это то влияние, которое оно оказывает на характер, жизненную стратегию и иерархию ценностей. Используя в качестве примеров переживания людей, чьи предки были коренными американцами или австралийскими аборигенами, мы показываем, каким потенциалом может обладать Холотропное Дыхание для исцеления культурных ран и разрешения исторических конфликтов.

Станислав Гроф, Кристина Гроф

Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии

HOLOTROPIC BREATHWORK

A NEW APPROACH TO THERAPY AND SELF-EXPLORATiON

© 2010, Stanislav and Christina Grof.

Издатели благодарят Александра Копосова, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможным публикацию этой книги

Перевод с английского Александра Киселева

Научная редакция к. ф. н. Владимира Майкова

Джек Корнфилд. Предисловие

Вы держите в руках пророческую книгу, предлагающую новое понимание исцеления, психического здоровья и человеческих возможностей наряду с мощными техниками достижения этих задач. Разработка такого рода всестороннего понимания, соединяющего в себе науку, опыт и дух, имеет решающее значение для двадцать первого века.

Господствующая материалистическая культура создала разделенный мир, где священное относится к компетенции церквей и храмов, тело – к компетенции спортивных залов, а психическое здоровье – к компетенции пилюль из аптеки. Экономический рост рассматривается как самоцель, не имеющая никакого отношения к окружающей среде и невежеству; расизм и войны продолжают разделять народы и страны. Эти разделения и порождаемые ими огромные страдания происходят от узкого и ограниченного человеческого сознания.

За десятилетия своей работы Стэн и Кристина создали психологию, которая восстанавливает раздробленное сознание мира. Они предлагают психологию будущего, расширяющую наши человеческие возможности и воссоединяющую нас друг с другом и с космосом. Выковывая эту новую парадигму, они являют собой пример отважного и пророческого духа первопроходцев и входят в число немногих людей, которые помогли революционно новому развитию области психологии.

Эта книга, прежде всего, представляет собой подробное руководство по опыту и практике Холотропного Дыхания, но далеко этим не ограничивается. Она описывает радикальное видение этой новой психологии. Начать с того, что она включает в себя одну из самых широких возможных карт человеческой психики, которые я когда-либо встречал. Само знание этой карты, которую Стэн и Кристина представляют в начале своих семинаров, оказывает на присутствующих благотворное действие. Она включает в себя, подтверждает и объединяет столь широкий диапазон опыта, что в сердцах некоторых из тех, кто просто с ней знакомятся, происходит исцеление.

Холотропная карта человеческих переживаний носит не только теоретический характер, она рождается из широкого клинического и экспериментального опыта. Наблюдать большую группу практикующих Холотропное Дыхание – значит видеть удивительный спектр переживаний, в которых дышащие заново проживают любые стадии собственной истории или входят в области архетипов, животных, рождения и смерти. Присутствие на групповом сеансе работы с дыханием подобно вхождению в «Божественную Комедию» Данте, где можно видеть сферы Рая, Чистилища и Ада, по мере того, как дышащие проходят через глубокий процесс дыхания, исцеления и пробуждения.

Холотропное Дыхание расширяет область психического здоровья и терапии. Большинство медицинских моделей западной психологии ограничивались изучением патологии. Открывая в своей работе новое понимание психопатологии, Грофы предлагают всестороннее видение психического здоровья и потенциала человеческого развития, расширяющее диапазон психологии до перинатального, трансперсонального, надкультурного и мистического измерений. Их работа органично включает в себя природную мудрость шаманизма и естественного мира, культурную и историческую основу сознания и далеко идущую широту современной физики и теории систем. Она в равной степени ценит личное и всеобщее, включая в себя физическое и биографическое, культурное, эволюционное и духовное измерения нашей человеческой природы.

Представления, стоящие за Холотропным Дыханием, радикально переопределяют и роль целителя, который из «целителя-специалиста», врача, лучше знающего, как ему лечить невежественного пациента, становится «целителем-акушеркой». В этой роли целитель охраняет, облегчает и поддерживает собственный глубокий и естественный целительный процесс пациента. При таком новом подходе, мудрым считается не терапевт, психиатр или целитель, а психика человека, мудрость которой целитель поддерживает и приводит к расцвету.

Как свидетельствуют описанные здесь случаи, Холотропное Дыхание оказывает удивительное терапевтическое действие. Из развертывания этого мощного процесса спонтанно рождаются исцеление болезней, тревоги, депрессии и конфликта, облегчение и исцеление травмы и злоупотребления, воссоединение с семьей и обществом, раскрытие сострадания, прощения, смелости и любви, возвращение цели, нахождение нашей потерянной души и высочайшие прозрения духовного понимания.

Будучи пророческой, эта книга также служит практическим руководством для дышащих, сиделок и фасилитаторов. Используя практические примеры, Стэн и Кристина предлагают инструкции для Холотропного Дыхания – как знакомить с практикой, как заботиться об участниках и охранять их, как иметь дело с неожиданными трудностями и как интегрировать эти переживания в повседневную жизнь. Они ясно говорят о важности освобождения и исцеления посредством дополняющей практики работы с телом и подробно описывают роли музыки, художественного творчества и рассказывания историй, которые существенно важны для работы с дыханием.

Мне посчастливилось в течение тридцати пяти лет учиться у Стэна и Кристины и сотрудничать с ними. В ходе своего обучения в качестве буддийского монаха в Бирме, Таиланде и Индии я впервые познакомился с мощными дыхательными практиками и визионерскими сферами сознания. Я был рад найти в работе Грофов действенный аналог этих практик в западном мире. Я всегда дорожил своим участием в развитии Холотропного Дыхания от его начальных этапов до сегодняшней формы и стал с глубоким уважением относиться к выросшему из него международному сообществу практикующих.

В Холотропном Дыхании Стэн и Кристина объединили научное и интеллектуальное понимание, мужское и женское, древнюю и постсовременную мудрость и сделали свою работу и программу обучения доступными на всех континентах. Я верю, что со временем их достижения будут считаться крупным вкладом в психологию и в исцеление мира.

Джек Корнфилд

Медитационный Центр Спирит Рок

С чего начать? За многие годы, когда мы разрабатывали, практиковали и преподавали Холотропное Дыхание и представляли свою работу в различных странах мира, мы получали неоценимую эмоциональную, физическую и финансовую поддержку от многих друзей, коллег и участников наших программ. Нам бы понадобился еще один том, чтобы упомянуть их всех поименно; здесь мы выражаем искреннюю и смеренную благодарность всем этим людям.

Однако, есть несколько человек, чье содействие нашей работе было столь существенным и жизненно важным, что они заслуживают особого упоминания. Кэти Альтман и Лори Зальцман обеспечивали необходимое организационное управление и мягкое руководство при формировании и начале деятельности нашей программы подготовки. Они предлагали нам свою поддержку и практическую помощь, когда мы вступали на новые территории, и за это мы им вечно благодарны.

Мы глубоко признательны Тэву и Кэри Спаркс, нашим близким друзьям и сотрудникам, которые все эти годы играли ключевую роль в организации и проведении многих из наших конференций, практических семинаров и тренингов. И Кэри, и Тэв стали сертифицированными фасилитаторами работы с дыханием в 1988 г. в нашей самой первой программе подготовки. В последующие годы они очень деятельно участвовали в программе Трансперсонального Тренинга Грофа (ТТГ) – Тэв как соведущий в многих практических семинарах и учебных модулях, а Кэри как руководитель и администратор большинства из этих мероприятий.

Впервые о холотропном дыхании, как об одном из методов психотерапии, заговорили благодаря исследованиям Станислава Гросса. Первоначально холотроп использовали для людей, имеющих психические заболевания, заменяя таким видом терапии прием психотропных средств.

Сегодня холотропное дыхание – один из ведущих методов психотерапевтических практик, ее практикуют в связи с широким спектром различных проблем – от депрессий, лишнего веса, до преодоления серьезных стрессовых ситуаций.

Что дает холотропное дыхание

Холотропное дыхание – это метод, при котором, благодаря использованию особой дыхательной техники происходит гипервентиляция легких. При насыщении легких кислородом происходит сужение сосудов, в результате чего работы мозга затрудняется и прерывается, но одномоментно с этим начинает активно работать подкорка головного мозга и подсознание соответственно.

Говоря простыми словами, холотропное дыхание – это один из способов, что дает пережить такое глубинное переживание, которое не осознается на уровне мозга, и, которое человек не понимает до конца, а соответственно в какой-то степени находится у него в плену.

Благодаря этому методу можно в достаточно короткие сроки прожить серьезные проблемы и вытесненные эмоции, а прочувствовав и пережив их на сеансе, навсегда от них избавиться.

Техника холотропного дыхания

Чаще всего практикой холотропного дыхания предлагают заниматься не единожды, а целыми курсами, так как использование такого психотерапевтического метода предполагает получение окончательного результат лечения не сразу, а строго индивидуально. Ежедневно для холотропа отводят от 1 до 2 часов, а весь цикл занятий составляет до 2 недель.

На прокачке кислородом с помощью определенного ритмичного дыхания построено множество психологических техник – это и пранояма, и медитация, и некоторые асаны йоги, но одна из самых интенсивных, но при этом небезопасных практик, конечно техника холотропного дыхания.

С одной стороны, насыщение организма кислородом повышает выносливость организма, увеличивает способности к творчеству и чувствительность, но с другой стороны – бывают случаи, когда человек попадает к не очень компетентному специалисту, либо занимается дома, не в полной мере ознакомившись с информацией, что приводит к серьезным психологическим проблемам, ведь на холотропе идет глубокая проработка подсознания. К тому же, технику часто используют во многих религиозных сектах и эзотерических практиках, поэтому прежде, чем записаться на курс холотропного дыхания в какой-нибудь центр, стоит получить достоверную информацию о специалистах центра, попробовать получить отзывы у тех, кто уже проходил данный курс.

Что касается ограничений в возрасте, то из-за простоты самой техники, ее можно применять даже детям, начиная от 14 лет, но только согласно медицинским показаниям. Итак, методику холотропа освоить несложно, она может быть представлена следующим алгоритмом:

  • Расположившись лежа на полу, расслабив тело по максимуму, следует дышать как можно медленнее и глубже, сосредотачиваясь на цикле вдохов и выдохов. Можно закрыть глаза, но если возникнет легкое головокружение – не стоит его пугаться. Первый дыхательный этап может длиться от 10 до 20 минут.
  • На втором этапе практики дыхание постепенно становится интенсивнее и еще глубже, регулировать переходы от одного этапа к другому поможет специальная музыка. Этот этап может длиться от 40 до 60 минут.
  • Последний этап холотропа связан с переходом на медленный дыхательный темп с постепенным переходом к обычному, повседневному дыханию.

Следует заметить, что довольно часто во время практики холотропа происходят абсолютно незапланированные моменты, такие как истерика, обострение страхов, хаотичные неуправляемые движения и даже задержка дыхания. По этой причине психотерапевты рекомендуют практиковать холотроп только в парах, при обязательном контроле человека практикующего проводником, помогающим ему пройти все проблемные моменты, возникающие во время занятия.

Заключительным этапом практики является арт-терапевтическое рисование, либо лепка, позволяющая вывести проблему из внутреннего пространства наружу.

Часто предлагается нарисовать мандалу – особое круговое изображение, включающее в себя разноплановые элементы, а уже потом, в индивидуальной беседе с психотерапевтом происходит обсуждение проблемы и сценарий дальнейшей ее проработки.

Тем, кто решил испытать на себе практику холотропного дыхания, следует понимать, что для начала необходимо наиболее полно подготовиться к этому теоретически.

К примеру, стоит запомнить, что к занятиям нужно себя подготовить. Правильным подходом будет такой, когда человек выбирает удобную одежду, не препятствующую движениям, и подготавливает необходимое место, освобождая его от предметов, которые в процессе практики могут привести к травмам. Также следует снять любые украшения, для тех, у кого плохое зрение – очки и линзы. Желательно за 4 часа до практики холотропа ничего не кушать, в противном случае, интенсивное дыхание может вызвать тошноту и даже рвоту.

Вполне возможно освоить метод холотропного дыхания самостоятельно. Однако человеку, не имеющему опыта в этой практике, будет не просто погрузиться в подсознание и прожить вновь какие-либо застарелые проблемы при помощи тела. Эффективность техники холотропного дыхания для холонавта целиком зависит от проводника (ситтера). Опытный ситтер знает, что существует определенный кодекс: любые прикосновения к лицу, груди, горлу и половым органам запрещены, т.к. это может внести искажение в сеанс, тем самым усугубив проблемы. Проводник имеет право максимум – держать холонавта за руку, а также следить за тем, чтобы при возникновении неуправляемого поведения человек не поранился.

Холотропное дыхание в домашних условиях

Человек, который хорошо изучил метод холотропного дыхания навряд ли захочет проводить занятия в домашних условиях. К тому же опытный специалист-психолог, если прибегнуть к его помощи, конечно же запретит практиковать дома. Но, зная любовь многих людей к риску, психологи составили некоторые рекомендации тем, кто решил опробовать технику холотропного дыхания. Итак, для того, что сеанс состоялся в домашних условиях, необходимо:

  • Обязательно найти человека, который просто будет находиться в одной комнате с вами, и в случае возникновения нетипичной для холотропа ситуации, сможет оказать помощь. Соответственно этот человек должен быть подготовлен и проинструктирован полностью.
  • Место в комнате, выбранное для занятия, должно быть безопасным.
  • Практикуя несколько первых раз лучше постараться не использовать глубокое погружение, также можно сократить немного и время занятия.
  • Работать самостоятельно с помощью практики холотропное дыхание с тяжелыми, глубинными проблемами строго запрещено. Домашняя практика может быть направлена лишь на снятие напряжения, расслабление, освобождение от негативных эмоций, возникших в течение дня.

Какая музыка необходима

Не последнюю роль в сеансе холотропного дыхания играет музыка, сопровождающая практику. Разумеется, музыка нужна определенная и специальная. Вообще в интернете существуют специальные музыкальные подборки, выстроенные в зависимости от этапов сессии холотропа. Если занятия проходят в специализированных местах, то как правило, специалист имеет в своем арсенале все необходимое, в том числе музыкальные сборники для практик.

В целом же стоит понимать, что музыка на сеансах холотропа выступает в роли ведущего, именно к ней по итогу привязано дыхание. Учитывая эту особенность, можно сказать, что одними из самых лучших музыкальных композиций будет этническая духовная музыка. Это могут быть мантры, музыка для медитаций, африканские барабаны или диджериду. Дело в том, что народная музыка – это своего рода ключ к нашему подсознанию и подключение к тому первобытному, что до сих пор есть в каждом из нас. Сочетание музыки и дыхания в одном ритме помогают гораздо быстрее достигнуть необходимого погружения в глубины собственного подсознания.

Соответственно популярная музыка с понятным для холонавта текстом, джаз или любая другая современная музыка совершенно не подходит для практик, равно как и классическая музыка.

Холотропное дыхание вред или польза

Как у любого метода терапии, практика холотропного дыхания наравне с положительным воздействием на организм человека может также приносить вред. Польза холотропного дыхания проявляется в том, что:

  • Холотроп – один их безопасных способов решения психологических проблем.
  • Практика холотропного дыхания работает с проблемами на глубинном уровне, поэтому пройдя сессию, можно раз и навсегда избавиться от тех болезненных воспоминаний, которые заключены глубоко в подсознании.
  • Благодаря практике холотропа можно найти первопричину проблемы и навсегда от нее избавиться.
  • Если нужно освободиться от вредных привычек и пристрастия к алкоголю, курению или наркотикам, то и в этом сможет помочь холотроп.
  • После прохождения сессий холотропного дыхания исчезнут симптомы хронической усталости и исчезнувшая гармония и покой вернутся.

Однако при таком положительном влиянии на психологическое, психическое и физическое здоровье человека, существуют противники метода холотропного дыхания, которые уверяют, что эта практика может нанести непоправимый вред организму. Среди основных моментов вредного воздействия можно обозначить:

  • Резкое и обильное насыщение углекислым газом организма по причине ритмичного дыхания вызывает сужение сосудов и отмирание нервных окончаний мозга, симптомом такого состояния является появившееся после практики головокружение.
  • Самостоятельные занятия холотропом могут привести к отеку мозга, ведь от правильного выполнения основных этапов холотропа по сути зависит жизнь.

Учитывая плюсы и минусы практики холотропа, следует понимать, что главный вред, который может причинить этот метод, связан с невежеством и нежеланием разобраться до конца в тех занятиях, которые собираетесь практиковать. Поэтому неподготовленному холонавту занятия этой методикой опасны.

Для чего еще применяется холотропное дыхание

Техника холотропного дыхания позволяет решить такие проблемы как:

  • тяжелые, повторяющиеся периодически депрессивные состояния;
  • избыточный вес;
  • послеродовую депрессию, травмы и другие проблемы, возникающие у женщин в процессе вынашивания и родов;
  • длительные стрессовые ситуации;
  • панические атаки и страхи, вызванные какими-либо событиями;
  • бессонница и избавление от негативных мыслей.

Медицинские противопоказания к применению

Прежде, чем начать практиковать холотроп, следует обязательно ознакомиться с противопоказаниями, существующими для данной психотехники. Особенно это важно для тех, кто пытается освоить технику дыхания самостоятельно, так как в данном случае вся ответственность за состояние своего здоровье ложится только на самого себя. Тяжелые последствия практики холотропа могут затронуть людей, имеющих следующие проблемы со здоровьем:

  • нарушения, касаемые нервной системы;
  • эпилептические припадки (врожденные и приобретенные);
  • высокое глазное давление;
  • заболевания костей и опорно-двигательной системы;
  • заболевания сердца;
  • бронхиальная астма;
  • обострение хронических заболеваний.

Кроме того, занятия холотропом запрещены в период беременности и лактации. Если в первом случае, из-за учащенного дыхания могут случится проблемы с вынашиванием плода и большой риск выкидыша, то при вскармливании грудью из-за особенностей техники может исчезнуть молоко.

Холотропное дыхание при депрессии

Сегодня во всем мире самым распространенным заболеванием психики является депрессия. Справиться с ее симптомами пытаются люди разного пола и разного возраста – от 14 до 65 лет. Зачастую избавиться от этой психологической проблемы пытаются с помощью лекарственных препаратов, однако при таком лечении депрессивное поведение скорее подавляется и сдерживается, в то время как холотропное дыхание при правильном подходе поможет навсегда или по крайней мере на долго забыть о депрессии.

На сессиях холотропа люди, страдающие депрессией, не только могут с помощью этой техники войти в неосознаваемые и отделенные личностью участки воспоминаний, «продышать» их и выразив в теле, отпустить, также при этой практике происходит актуализация волевого компонента личности (большое влияние в этом оказывает музыка). При депрессивном синдроме как раз этот самый волевой компонент личности подавлен и не определяем.

Во время практики холонавт может осознать те негативные установки, которые у него имеются и идут в разрез с потребностями личности, а осознание и принятие – первый шаг к выздоровлению.

Холотропное дыхание для похудения

Удивительно, но с одной из главных проблем женщин – излишним весом (и возникающими по итогу депрессиями) также поможет справиться холотропное дыхание. В Индии есть такая поговорка – «Ты живешь так, как ты дышишь» и есть в этом та основа жизни, которая позволяет быть человеку здоровым и физически, и психологически. Ошибка многих женщин состоит в том, что преимущественно они вдыхают и выдыхают воздух с помощью носа, при таком типе дыхания кислорода в организм поступает недостаточно. Правильное дыхание – глубокое дыхание животом, благодаря которому кислород насыщает клетки нашего организма и сжигает при этом жир. Кроме того, дыхание нормализует обмен веществ и помогает вывести из организма шлаки. По это причине рекомендуется практиковать холотроп всем тем, кто давно и безуспешно борется с лишним весом.

И напоследок, в связи с тем, что практика холотропного дыхания стала в России довольно популярной, и используют ее чаще не в медицинских учреждениях, у многих людей складывается впечатление, что холотроп – опасная, едва ли подпольно проводимая техника, крайне опасная для людей. Конечно, это не так, во-первых, практика холотропа официально разрешена в нашей стране еще с 1993 года, а во-вторых, если правильно к ней подготовиться, учитывая противопоказания, то благодаря холотропу получиться освободиться от давно мучающих проблем.

Холотропное дыхание – это психотерапевтический прием, фундамент которого выстраивается на интенсивном дыхании. Данный прием известен сегодня как один из общераспространенных в психотерапии и зародился он в семидесятых годах в качестве узаконенной альтернативы психоделическим методикам. Ввели в обиход психотерапии эту технику Кристина и Станислав Гроф. До запрета использования психоактивных препаратов был зафиксирован феномен – по завершению психоделической сессии психотерапии, когда проблемный аспект до конца остался не проработанным, клиенты принимались интенсивно дышать с целью поддержания измененного сознания и доработки того психологического материала, который произрос из глубин бессознательного. Грофы стали использовать усиленное дыхание после вступления в силу запрета на использование, с намерением достижения психотерапевтического эффекта, психотомиметиков.

Холотропное дыхание предполагает сочетание следующих средств: учащенное дыхание, звучание музыки и подобранных звуков, виды телесной работы. Собственно благодаря комплексному применению перечисленных средств, холотропное дыхание способно рождать полный спектр переживаний, обычно наблюдаемых на протяжении психоделических сессий. Как правило, при использовании активного дыхания такие переживания отличаются мягкостью. Также оно позволяет холонавтам в большей степени управлять ими. По содержанию переживаний не наблюдается различий с возникающими волнениями в ходе психоделических сессий, однако при этом они извлечены все же без употребления химических препаратов. Ключевым катализатором в описанной технике служит не психоактивное средство, а естественный и основополагающий физиологический процесс – дыхание.

Техника холотропного дыхания

Естественный физиологический процесс, который именуется дыханием, является стержневым связующим звеном между окружающим миром и физическим телом субъекта, его духовностью и психикой.

Чудотворная сила методики холотропного дыхания базируется на четырех компонентах, а именно на одновременно глубоком и усиленном, а также связном дыхании, побуждающей размеренной музыке, самопроизвольном погружении в глубинные потоки бессознательного и анализе выплывающего опыта. Дальнейшее проявление психотерапевтического эффекта происходит в полете творческого измышления, например, изображении мандал либо телесно-ориентированной терапии. При этом в дыхании при данной методике должны отсутствовать интервалы, отграничивающие вдох от выдоха.

Задачей холотропного дыхания является прохождение пути самопознания, «возврата к целому», единение глубинного подсознания и сознания в целостный механизм постижения себя, собственных эмоций, созревание эмоционального и личностного взросления.

Применение данной техники позволяет отыскать давно позабытые психологические травмы, которые зарыты глубоко в бессознательном, конфликтные ситуации, провоцирующие возникновение насущных жизненных проблем, и избавление от таких «преград».

Холотропное дыхание в сравнении с привычным дыханием более учащенное и глубокое. Перед проведением данной техники или в ходе ее, зачастую, никаких других специфических рекомендаций не дается. Другими словами, скорость, природа или способ дыхания всецело зависят от внутреннего опыта пациента. Как правило, сессии активного дыхания проходят с минимальным вмешательством терапевта. Исключения составляют лишь спазмы гортани, проблемы с потерей , ощущения или сильнейшей боли, которые препятствуют продолжению терапии, а также просьба практикующего активное дыхание о помощи.

Акустические стимуляции, например, звучание бубнов, барабанная дробь, естественные звуки или ритмическая музыка являются нераздельным элементом холотропной практики. Зачастую, выбор музыкального сопровождения поддерживает специфичные этапы, отбивающие наиболее общие свойства развертывания холотропного опыта.

Музыка для холотропного дыхания вначале может быть побуждающего и стимулирующего характера, постепенно она переходит в звучание более драматической направленности, становится динамичнее и энергичнее, а затем – знаменует прорыв. По достижению кульминации звучание постепенно делается более спокойным. В самом конце музыкальный аккомпанемент становится умиротворенным, текучим, подобным мелодиям для медитаций.

Метод холотропного дыхания для создания оптимальных условий лучше практиковать в группах, участники которых разбиты на пары, где один клиент является холонавтом (то есть тем, кто практикует активное дыхание), а другой – ситтером (тем, кто обеспечивает безопасность дышащему холонавту). Зачастую за один сеанс проводится не более двух дыхательных сессии, в которых вначале один участник является холонавтом, а другой – ситтером, затем они меняются ролями. Одежда практикующих холотропную технику должна быть свободного кроя, удобной и не сковывать движения. Помещение для занятий должно быть просторным, а места для участников мягкими. После проведения релаксационных техник, холонавты начинают дыхательную сессию под ритмичное звучание музыки, которая способствует держанию сердечного и дыхательного ритма. Участники, по завершению основной дыхательной сессии, переходят к формулированию собственных переживаний при помощи рисования мандал, лепки, свободного танца, а затем, обсуждают пережитые эмоции, при желании. Продолжительность одной практики может составлять минимально два часа и максимально восемь часов. Каждый холонавт подбирает для себя индивидуально число дыхательных сессий, но не более 12.

Метод холотропного дыхания базируется на трансперсональной психологии. Прежде чем приступить непосредственно к сеансу каждый участник проходит основательный инструктаж. Участникам объясняют основные типы проявлений, порождающихся в ходе измененного сознания. Целью достижения измененного сознания является терапевтический эффект волнений, сопутствующих погружению в глубинное бессознательное психики. Среди таких волнений можно выделить: воспоминание о пережитом, извлекание перинатальных матриц (родовых или послеродовых эмоций), постижение индивидом взаимосвязи с пространством, миром и временем. В ходе теоретического инструктажа подробно знакомят с показаниями и противопоказания, дают иные рекомендации отдельно для ситтеров и для холонавтов. Ведь холонавт посредством активного дыхания достигает измененного состояния сознания, вследствие чего начинает аутентично вести себя, при этом полностью раскрепощаясь. В такие моменты обязательно вблизи должен находиться , который создаст условия для безопасности и обеспечит свободу выражения переживаний. При нахождении в измененном сознании субъект совершает то, что хочет, на окружающих не обращая внимания и не подавляя собственные желания. Зачастую, перед сессией участники договариваются о том, какого рода поддержка будет идти от ситтера. А для поддержки единого дыхательного ритма партнерам рекомендуется выработать сигналы невербального общения.

Физиологический механизм действия интенсивного дыхания базируется на том, что продолжительная гипервентиляция ведет к понижению содержания углекислого газа, что провоцирует сужение сосудов, вследствие чего гемоглобин начинает крепче соединять красные кровяные тельца с кислородом. Результатом этого является менее эффективное снабжение тканей кислородом – ткани задыхаются из-за дефицита кислорода. Следствием этого является появление парадоксального кислородного голодания, которое тормозит функционирование коры головного мозга и наоборот, провоцирует более интенсивную работу подкорки, тем самым высвобождая из сознания вытесненные ранее переживания.

Метод холотропного дыхания обладает некоторыми противопоказаниями, а именно хронические заболевания тяжелого течения, в первый черед, сердечнососудистые недуги, декомпенсаторной фазе, эпилепсия, глаукома, недавно перенесенное оперативное вмешательство, инфекционные хвори в острой фазе, беременность, недавние переломы, остеопороз.

Данная техника хорошо зарекомендовала себя в терапии страхов различной этиологии, невротических состояний, духовных кризисах, депрессивных состояний и даже в лечении ожирения, хотя и считается, что холотропное дыхание для похудения является вспомогательной методикой, способствующей коррекции веса. Большинство психологов уверено, что субъект в процессе сессии холотропного дыхания повторно переживает состояние, аналогичное состоянию во время произведения на свет, что позволяет ликвидировать некоторые блоки в подсознании, добраться до глубочайших слоев психики. Не рекомендуется использовать холотропное дыхание для похудения в качестве единственного способа для избавления от лишних килограмм. Лечение любых заболеваний и ожирение здесь не исключение, но оно должно быть комплексным.

Холотропное дыхание в домашних условиях

Большинство специалистов не рекомендует домашнее холотропное дыхание, но вследствие его чрезмерной популярности многие все же проводят дыхательные сессии в условиях дома для очистки собственного сознания и корректировки внутреннего мира, ликвидации проблем.

Домашнее холотропное дыхание, в первый черед, должно быть безопасным для практикующего. Поэтому нужно в помещение, где планируется проведение сеанса, покрыть все опасные поверхности мягкими материалами. Кроме этого, в ходе сессии обязательно должен вблизи находится ситтер, который будет оберегать дышащего от возможных травм или эксцессов. Рекомендуется выбирать в качестве ситтера опытного индивида, разбирающегося в методиках холотропного дыхания, который будет помогать холонавту, а не навязывать собственные условия. Ситтер не должен опасаться различных реакций дышащего. Также его роль заключается и в выслушивании холонавта по завершению сеанса.

Техника холотропного дыхания в домашних условиях состоит в следующем. Акцент, в первый черед, ставится непосредственно на дыхание, которое должно быть достаточно частым, но в тоже время глубоким. Оно напоминает дыхание собаки, но с увеличенной амплитудой. Совместить с первого раза интенсивность и глубину дыхания бывает сложно, но при регулярной практике это получится.

При холотропном сеансе очень важны первые 20 минут, на протяжении которых субъект погружается в измененное сознание или транс. Все остальное время холонавту следует прислушиваться к собственным ощущениям и управлять частотой и интенсивностью дыхания соответственно этим ощущениям. Бывает такое, что в некоторые моменты, дышать вообще не хочется – это следует воспринимать как элемент сеанса.

В любом сеансе холотропной техники значимая роль принадлежит грамотно подобранной музыке побуждающего характера. Первые 8 минут сессии – музыкальная композиция легкая, мотивирующая, облегчающая дыхание, последующие 12 минут музыка должна воздействовать на стимуляцию процесса дыхания, затем 20 минут музыкальная композиция состоит из барабанной дроби, маракасов, следующие 20 минут – квинтэссенция, так называемый прорыв, затем 15 минут должна проигрываться теплая музыка полета, открытости, оставшееся время до конца сеанса должна воспроизводиться довольно интенсивная музыка созерцательной направленности, которая послужит мотивацией для продолжения духовной практики.

Техника холотропного дыхания в домашних условиях: рекомендации новичкам.

Особую трудность в ходе сеанса новички ощущают при работе с психологическими зажимами и собственным телом. При проработке зажимов могут появляться телесные «зажимы», которые выражаются в виде ощущений, напоминающих сведение мышц конечностей. Такие ощущения препятствуют, отвлекают новичка-холонавта и не пускают его продвигаться в бездну своих волнений. Прорабатываются они посредством напряжения конечностей, но без вмешательства ситтера. Дышащий может попросить ситтера надавить на болезненную зону. Выход из негативного ощущения знаменует завершение проработки. Существуют запрещенные зоны тела, которые должен знать опытный ситтер. К таким зонам относят: горло, лицо, области гениталий, у женского пола – грудь. С этими зонами работать запрещено.

По завершению сеанса активного дыхания следует немного полежать, а затем нарисовать мандалу, представляющую круг. В такой круг можно вписать все, что заблагорассудится. Затем ситтер должен выслушать холонавта. Завершающий этап заключается в , в ходе которого ситтер подталкивает дышащего к осознанию и решению проблемы.

Холотропное дыхание инструкция

Первое время на сеансы следует приходить заранее, чтобы дать себе возможность подготовить место, настроиться, успокоиться и сконцентрироваться. Надевать необходимо только удобное одеяние, которое не будет сковывать движения. Украшения и прочие аксессуары необходимо снять, так как они могут поранить холонавта. К категории опасных вещей также относят и контактные линзы, поэтому их нужно снять перед сессией активного дыхания. Для облегчения дыхания рекомендуется перед сеансами употреблять легкие продукты в качестве пищи, а лучше вообще не кушать. Это способствует более легкому, чистому и глубокому дыханию. Перед началом сессии нужно обязательно посетить туалет, чтобы в процессе ничего не отвлекало от дыхания и проработки проблем. Также рекомендуется очень внимательно отнестись к выбору ситтера, так как в ходе сессии ничто не должно мешать или раздражать. Поэтому нужно вслушаться в собственные ощущения по отношению к предполагаемому ситтеру. Перед переходом непосредственно к дыханию необходимо уделить время расслаблению. С этой целью можно применять всевозможные техники релаксирующего воздействия, но без погружения в состояние транса, и музыкальные мелодии, например, звуки природы, то есть те, которые не будут вызывать абсолютно никаких эмоций и воспоминаний. В свою очередь, музыка для холотропного дыхания может быть различной, главным требованием к ней является отсутствие слов.

После того, как участник выбрал себе пару, можно начинать сессию. Но перед этим следует заключить так называемый словесный договор с ситтером о следующем:

— каким именно образом он будет напоминать о дыхании;

— необходимой поддержке – каким образом она будет проявляться;

— сигналах несловесного общения.

При холотропной техники необходимо, чтобы каждый из пары понимал свою роль и четко следовал ей. Холонавт должен дышать, постепенно входя в измененное сознание и прорабатывая внутренние проблемы, а ситтер должен выполнять роль так называемого ангела-хранителя холонавта, с каким он в паре.

Дыхание холонавта должно быть глубоким и одновременно интенсивным, частым. Особое внимание процессу дыхания уделяется в первые двадцать минут сеанса. А затем следует вслушиваться в собственные ощущения и самостоятельно регулировать глубину и интенсивность дыхания. Ситтер помогает дышащему отправиться в путешествие по глубинам его бессознательного и обеспечивает его безопасность. Для ситтера в ходе сессии холонавт должен быть единственным значимым лицом на всей планете. Если дышащий начинает усиленно двигаться, то задачей ситтера становится ограждение его от повреждений физического характера при помощи подушек или собственного тела. Другими словами, он обеспечивает возможность проявления аутентичного состояния для своего холонавта. Кроме этого, вмешиваться в процесс сессии холонавта ситтер не должен. Исключение составляют случаи, когда холонавты сами просят о помощи.

Еще одной задачей ситтера является помощь в снятии напряжений, появляющихся в ходе сессии, но исключительно по просьбе холонавта. Помощь в устранении физических блоков осуществляется либо посредством предоставления статической нагрузки на мышцы, либо посредством разминания зажатых участков тела. Однако последний способ, зачастую, не рекомендуют применять, так как он не позволяет разрядить зажатые области и совершает работу вместо холонавта.

После завершения сессии активного дыхания специалисты советуют никуда не спешить, спокойно «переварить», осмыслить пережитое. Можно полежать немного после окончания сеанса, а затем – нарисовать мандалу. В принципе рекомендуется завершать сеансы рисованием мандал и шерингом, то есть групповым проговариванием.

Продолжительность сессии зависит от профессионализма и квалификации ведущего, количества участников и качественного состава группы. Обычно, процесс завершается естественным образом по прошествии двух часов. При наличии признаков незавершенности проработки, необходимо провести дополнительную фокусированную работу с телом холонавта.

Холотропное дыхание отзывы участников довольно разнообразны, но все сходятся в том, что исчезает чрезмерная беспричинная тревожность или беспокойство, меняются взгляды на некоторые ситуации, жизнь становится позитивнее, лучше узнаешь себя.

В заключение нужно сказать, что в действительности результаты, полученные при помощи техники холотропного дыхания, впечатляют. Об этом свидетельствуют проведенные исследования и практический опыт многих специалистов. К положительным результатам применения данной техники можно отнести: избавление от влияния стрессов, застарелых психологических травм и глубинных страхов, которые, являясь неосознаваемыми, отрицательно воздействуют на жизнь индивида.

Техника холотропного дыхания, по праву, считается универсальной стезей скорейшему личностному и духовному росту.