Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Границы византийской империи к концу 6 века. Причины падения Византийской империи: описание, история и последствия

На вопрос к какому государству сейчас принадлежит Византия? заданный автором Олег Пантелеенко лучший ответ это Уже тебя сказали, что это Турция, сейча это Стамбул

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: к какому государству сейчас принадлежит Византия?

Ответ от V@ёk Franchetty [эксперт]
К Византии в самом расцвете империи относиись и подчинялись следующие территории:
Балканский полуостров(Греция, Сербия...)
Турция
Армения
Грузия
Египет
Краснодарский край
Побережбе Украины
Болгария и Румыния
Израиль
Ливия
Азербайджан
часть Ирана
Ирак
Сирия
Иордания
Кипр
часть Судовской Аравии


Ответ от Kuban Ball [новичек]
Географически - Турция, Культурно - Греция


Ответ от Проничкин Владимир [новичек]
турция


Ответ от Николай Андрюшевич [новичек]
спасибо


Ответ от светлана джекспаева [новичек]
а если византий я так и не поняла, а?


Ответ от Ёемён Сударенко [новичек]
Данный вопрос задан не совсем корректно, ведь в пик своего могущества Византия охватывала огромные территории, а её культурное наследие оказало большое влияние на многие народы и государства. Примечательно, что сама Византия являлась прямым продолжением античной Римской империи, наследниками которой именовали себя ещё многие государства (от франков Карла Великого, до итальянцев Бенито Муссолини), зачастую не имея на это никаких прав.
Что касается самой Византии, следует отметить, что наследников у неё было не меньше, чем у великой Римской империи, причём, многие из них появились ещё до её уничтожения (зачастую, это были романизированные народы, например "сербо-геческое царство", существовавшее с 13 по 15 век), но мы рассмотрим лишь самых легитимных из них. Прямым продолжением средневекового греческого государства многие считают современную Грецию (само появление которой было напрямую связано с идеей реставрации Византийской империи с центром в Константинополе). Также, на роль наследника Византии претендовало русское Московское княжество. Данная идея зародилась при князе Иване III (Москва - третий Рим) и напрямую связывалась с принятием византийцами католичества, а затем и с падением Константинополя (1453). Для укрепления своих прав на Римский престол, русский князь женился на Византийской принцессе Зое Палеолог, а также пытался присоединить к своим владениям княжество Феодоро в Крыму (но захват полуострова турками не дал этому свершиться).
А теперь по поводу Турции - ответ пользователя "KK" был признан лучшим, но вот вопрос: почему? Он мало того, что неправилен, так ещё не аргументирован и безграмотен. Турция (а если точнее - Османская империя) является тем государством, которое разрушило Византию (варварское разграбление Константинополя в 1453), отвергло её культуру и присвоило себе многие достижения византийцев в области науки, искусства и т. д. Назвать Турцию наследницей Византии равносильно тому, чтобы назвать Францию Наполеона I преемницей Российской империи (французы тоже захватывали столицу нашего государства в 1812 году).


Ответ от Anne [гуру]
Что многие тут пишут про Стамбул? Стамбул - это ГОРОД! А Византия - государство. Она занимала практически всю Европу и часть Африки. В том числе и Турцию. Византия - это Восточная Римская империя. Константинополь (теперь Стамбул) - столица. В неё входили города: Александрия (это в Египте), Антиохия, Трапезунд,Фессалонники, Икония, Никея... Ну так как столицей был Константинополь, а ныне он называется Стамбул, тогда сейчас Византия - это Турция. А вообще это несколько нынешних государств, если судить по территории той Византии...


Ответ от Anna [гуру]
византия - это восточная чать римской империи... констанинополь пал в 1453 году под турками... теперь это Турция, столица Стамбул. надо знать такие элементарные вещи...



Ответ от Пользователь удален [эксперт]
Ну как можно не знать? ! естественно это Стамбул в Турции!! Сначала он был Византией, потом Константинополем, ну а вот теперь... Стамбул! Все просто!!


Ответ от Пользователь удален [новичек]
Турция,Турция,Турция...


Ответ от Ётепанова Оксана [активный]
Византия - константинополь - стамбул, а страна сейчас Турция! Город находится на двух берегах пролива Босфор


Ответ от Asenn [гуру]
Вопрос задан немного некорректно, потому что существовало государство Византия и город Византий.
Византи́йская импе́рия, Византи́я (греч. Βασιλεία Ρωμαίων - Ромейская империя, 476-1453) - средневековое государство, также известное как Восточная Римская империя. Название «Византийская империя» (по городу Виза́нтий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями» , а свою державу - «Ромейской». Западные источники также называют Византийскую империю «Романия» (Romania, Ρωμανία на Греческом языке). В течение большой части ее истории многие из западных современников называли её «империя греков» из-за господства в ней греческого населения и культуры. В древней Руси ее также обычно называли «Греческим царством» , а её столицу «Царьградом» .

Византийская империя, 476-1453
Столицей Византии всю её историю был Константинополь, один из крупнейших городов тогдашнего мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени постепенно утрачивала земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX-XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.

Наверно, не найдется в мире другой более многострадальной страны, как Византия. Ее головокружительный взлет и столь стремительное падение до сих пор вызывают споры и обсуждения как в исторических кругах, так и среди тех, кто далек от истории. Горькая судьба некогда сильнейшего государства раннего средневековья не оставляет равнодушным ни писателей, ни кинематографистов – постоянно выходят книги, фильмы, сериалы, так или иначе связанные с этим государством. Но вот вопрос – а все ли в них правда? И как отличить истину от вымысла? Ведь прошло столько веков, многие документы, имеющие колоссальную историческую ценность, утрачены в ходе войн, захватов, пожаров или просто по приказу нового правителя. Но мы все-таки попробуем раскрыть некоторые детали развития Византии, чтобы понять, как такое сильное государство могло встретить такой жалкий и бесславный конец?

История создания

Византийская империя, часто называемая Восточной или просто Византией, существовала с 330 по 1453 год. Со столицей в Константинополе, основанной Константином I (р. 306-337 гг. н. э.), империя менялась в размерах на протяжении столетий, в то или иное время, обладая территориями, расположенными в Италии, на Балканах, в Леванте, Малой Азии и Северной Африке. Византийцы разработали свои собственные политические системы, религиозные практики, искусство и архитектуру.

Началом истории Византии служит 330 год н.э. В это время легендарная Римская империя переживала не лучшие времена – правители постоянно сменялись, деньги утекали из казны, как песок сквозь пальцы, завоеванные некогда территории с легкостью отвоевывали свое право на свободу. Столица империи Рим становится небезопасным местом для жизни. В 324 году императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, который вошел в историю лишь под своим последним именем – Константин Великий. Победив всех остальных соперников, он воцаряется в Римской Империи, но решается на беспрецедентный шаг – перенос столицы.

В те времена в провинциях было довольно спокойно – вся гуща событий происходила в Риме. Выбор Константина пал на берега Босфора, где в этом же году начинается строительство нового города, которому дадут название Византий. Через 6 лет Константин – первый римский император, подаривший древнему миру христианство – объявляет о том, что отныне столицей империи является новый город. Первоначально император придерживался старых правил и назвал столицу Новым Римом. Однако название не прижилось. Так как на его месте когда-то также был город, имевший название Византий, то его и оставили. Потом местные жители стали неофициально использовать другое, но более популярное имя – Константинополь, город Константина.

Константинополь

Новая столица имела прекрасную естественную гавань на входе в бухту Золотой Рог и, владея границей между Европой и Азией, могла контролировать проход судов через Босфор от Эгейского до Черного моря, связывая прибыльную торговлю между Западом и Востоком. Надо отметить, что новое государство активно пользовалось этим преимуществом. И, как ни странно, город был хорошо укреплен. Большая цепь протянулась через вход в Золотой Рог, и строительство массивных стен императора Феодосия (между 410 и 413 годами) означало, что город был в состоянии выдержать атаки как с моря, так и с суши.На протяжении веков, по мере добавления более впечатляющих зданий, космополитический город стал одним из лучших в любую эпоху и, безусловно, самым богатым, самым щедрым и самым важным христианским городом в мире. Вообще Византия занимала на карте мира огромные территории – страны Балканского полуострова, Эгейское и черноморское побережья Турции, Болгария, Румыния – все они когда-то были частью Византии.

Нужно отметить и другую, немаловажную деталь – в новом городе официальной религией стало христианство. То есть, те, кого нещадно преследовали и жестоко казнили в Римской Империи, обрели приют и покой в новой стране. К сожалению, император Константин не увидел расцвета своего детища – скончался в 337 году. Новые правители уделяли все больше внимания новому городу на окраине империи. В 379 году власть над восточными провинциями получил Феодосий. Сначала как соправитель, а в 394 году стал править самостоятельно. Именно его считают последним римским императором, что в общем-то правда – в 395 году, когда он умер, Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную. То есть Византий получил официальный статус столицы новой империи, которая стала называться также – Византия. С этого года ведется отсчет новой страны на карте древнего мира и зарождающегося средневековья.

Правители Византии

Византийский император также получил и новый титул – его не звали больше на римский манер цезарем. В Восточной Империи правили Василевсы (от греч. Βασιλιας – король). Они проживали в великолепном Большом дворце Константинополя и управляли Византией железной рукой, как абсолютные монархи. Огромную власть в государстве получила Церковь. В те времена военные таланты значили очень много, и граждане ожидали от своих правителей искусного ведения боя и защиты своих родных стен от неприятеля. Поэтому армия в Византии была одной из самых мощных и сильных. Генералы при желании могли с легкостью свергнуть императора, если видели, что он не способен защитить город и границы империи.

Тем не менее, в обычной жизни, император был главнокомандующим армией, главой Церкви и правительства, он контролировал государственные финансы и назначал или увольнял министров по своему желанию; немногие правители до или после когда-либо обладали такой властью. Изображение императора появлялось на византийских монетах, на которых также изображался избранный преемник, часто старший сын, но не всегда, так как не было четко установленных правил наследования. Очень часто (если не сказать – всегда) наследников называли именами предков, поэтому в императорской семье из поколения в поколение рождались Константины, Юстинианы, Феодосии. Имя Константин было самым любимым.

Расцвет империи начался с правлением Юстиниана – с 527 по 565 гг. именно он потихоньку начнет видоизменять империю – в Византии будет преобладать эллинистическая культура, вместо латинского языка официальным будет признан греческий. Также Юстиниан примет легендарное Римское право в Константинополе – многие европейские государства позаимствуют его в последующие годы. Именно в его правление будет начата постройка символа Константинополя – Собора Святой Софии (на месте прежнего сгоревшего храма).

Культура Византии

Нельзя при рассказе о Византии не упомянуть культуру этого государства. Она оказала влияние на многие последующие страны как Запада, так и Востока.

Культура Византии неразрывно связана с религией – прекрасные иконы и мозаики, изображающие императора и его семью, стали основным украшением храмов. Впоследствии некоторых причисляли к лику святых, и уже бывшие правители становились иконами, которым поклонялись.

Невозможно не отметить и появление глаголицы – славянской азбуки трудами братьев – византийцев Кирилла и Мефодия. Византийская наука была неразрывно связана с античностью. Многие труды писателей того времени основывались на трудах древнегреческих ученых и философов. Особых успехов достигла медицина, причем настолько, что даже арабские врачеватели пользовались византийскими трудами в своих работах.

Архитектура отличалась своим особым стилем. Как уже упоминалось, символом Константинополя и все й Византии была Святая София. Храм был настолько красив и величествен, что многие послы, приезжая в город, не могли сдержать восторга.

Забегая вперёд, отметим, что после падения города султан Мехмед II был настолько очарован собором, что приказал отныне во всей империи строить мечети именно по образцу Святой Софии.

Походы на Византию

К сожалению, такое богатое и выгодно расположенное государство не могло не вызвать к себе нездоровый интерес. Византия за века своего существования не раз подвергалась атакам других государств. Уже начиная с 11 века византийцы постоянно отражали набеги болгар и арабов. Поначалу дела шли успешно. Болгарский царь Самуил был в таком шоке от того, что увидел, что перенес инсульт и умер. А дело было в чем – в ходе успешной атаки византийцы захватили в плен почти 14 тысяч болгарских солдат. Василевс Василий II приказал ослепить всех и оставить по одному глазу каждому сотому солдату. Византия показывала всем соседям, что с ней шутить не стоит. До поры до времени.

1204 год стал первой весточкой конца империи – на город напали крестоносцы и полностью разграбили его. Было объявлено о создании Латинской Империи, все земли поделены между баронами, участвовавшими в походе. Однако тут византийцам повезло – спустя 57 лет Михаил Палеолог выгнал всех крестоносцев из Византии и возродил Восточную Империю. А также создал новую династию Палеологов. Но, к сожалению, бывшего расцвета империи добиться не удалось – императоры попали под влияние Генуи и Венеции, постоянно грабили казну и выполняли каждый указ из Италии. Византия слабела.

Постепенно от империи отделялись территории и становились свободными государствами. К середине 15 века от бывшего цветка Босфора осталось лишь воспоминание. Это была легкая добыча. Чем и воспользовался султан молодой Османской Империи Мехмед II. В 1453 году он без труда вторгся в Константинополь и завоевал его. Город сопротивлялся, но недолго и не сильно. Перед этим султаном на Босфоре была построена крепость Румели (Румелихисар), которая перекрыла все коммуникации между городом и Черным морем. Также была отрезана возможность помощи Византии других государств. Было отражено несколько атак, последняя – в ночь с 28 на 29 мая – была неудачной. Последний император Византии погиб в бою. Армия была истощена. Турков больше ничто не сдерживало. Мехмед вступил в город на коне и приказал переделать прекрасный Собор Святой Софии в мечеть. История Византии прекратилась с падением ее столицы – Константинополя. Жемчужины Босфора.

Одна из наибольших империй в истории, Византия имела огромное влияние на море и суше, в торговле и развитии производства, в религии и культуре.

Падение Византийской империи привело к изменению политической карты Европы и Азии , стало толчком к поиску новых торговых путей, которые привели к географическим открытиям. Сколько просуществовала Византия, и что стало причиной ее краха?

Вконтакте

Возникновение Византийской империи

Причиной возникновения Византии стал распад Великой Римской империи, который закончился разделом на Западную и Восточную . Последним правителем Римской империи был Феодосий I. При его правлении христианство стало единой религией на территории империи. Перед смертью император осуществил раздел на Западную и Восточную империи , каждую из которых отдал своим сыновьям Гонорию и Аркадию.

Западная империя смогла просуществовать меньше столетия и пала под натиском варваров во второй половине V века.

Рим лишился величия на многие сотни лет . Восточная часть с центром в Константинополе (сейчас Стамбул, Турция) стала мощной преемницей, получив название Византийской империи.

Дата основания Константинополя приходится на 330 год, когда император Константин перенес столицу в место, где находилась греческая колония Византия.

В дальнейшем Константинополь превратился в столицу Восточной империи и самый богатый город эпохи Средневековья. Просуществовала Византийская империя в течение более 1000 лет (395–1453), тогда как срок самой Римской империи составляет 500 лет.

Внимание! Византией образовавшуюся империю историки стали называть уже после ее краха в XV веке.

В основе могущества Византийской империи лежит торговля и ремесленное производство. Города росли и развивались, обеспечивали изготовление всех необходимых товаров. Морской торговый путь был самым безопасным, потому что на суше не прекращались войны. Торговля между Востоком и Западом осуществлялась через Византию , благодаря чему ее порты достигли наибольшего расцвета, который пришелся на V–VIII в.

Многонациональное население привнесло свое культурное разнообразие, но за основу было взято античное наследие, а греческий язык стал основным. Большую часть населения составляли греки, поэтому на западе появилось название «греческая империя». Считая себя наследниками римлян , греки стали называть себя «ромеями», что означает в переводе с греческого римляне, а свою империю Романией.

Расцвет Византии

Период наивысшего могущества империи приходится на правление Юстиниана в средине VI века. Владения империи достигли максимальных пределов за свою историю, что удалось за счет военных походов. Территория Византии выросла после присоединения южной части Испании и Италии, стран Северной Африки.

В империи было утверждено римское право и нормы христианской религии . Документ назывался «Свод законов», став основой для законов европейских держав.

При правлении Юстиниана был построен самый величественный в мире храм Святой Софии с великолепием фресок и мозаичного свода . Монументальный императорский дворец Юстиниана возвышался над Мраморным морем.

Отсутствие набегов варваров способствовало культурному развитию и росту могущества Византийской империи. Продолжали существовать греко-римские города с дворцами, белоснежными колоннами и статуями. Там процветали ремесла, наука, торговля. Был заимствован опыт римского градостроительства , работал водопровод и термы (бани).

Важно! Государственные символы в период Византийской империи отсутствовали или только развивались.

У правящей последние два столетия династии Палеологов был императорский флаг Византии пурпурного цвета. В его центре располагался двуглавый орел золотого цвета. Эмблема означала раздел Римской империи на две части, потому у орла появилось две головы вместо привычной одной , как у римского орла. По другой версии, двуглавость толковалась как союз светской и духовной власти.

Империя в конце существования

К концу XIV века существование Византийской империи оказалось под угрозой, исходившей от османского государства. Для спасения была задействована дипломатия, велись переговоры на Западе по объединению церквей в обмен на военную помощь Рима . Предварительное соглашение было достигнуто еще в 1430 г., но оставалось еще спорные вопросы.

После подписания унии в 1439 г. византийская церковь признавала правомочность католической в спорных вопросах. Но документ не был поддержан епископатом Византии во главе с епископом Марком Евгеником, что вызвало раскол на православную и униатскую епархию, которые стали сосуществовать параллельно, что можно наблюдать и в нынешнее время.

Церковный раскол оказал большое влияние на историю культуры. Митрополиты, сторонники униатства, стали мостом передачи античной и византийской культуры на Запад. Греческие авторы стали переводиться на латынь, эмигрантам-интеллектуалам из Греции оказывалось особое покровительство на новом месте. Виссарион Никейский, ставший кардиналом и латинским патриархом Константинополя , отдал Венецианской республике всю личную библиотеку, насчитывавшую свыше 700 рукописей. Она считалась наибольшим частным собранием Европы и послужила основой для Библиотеки святого Марка.

К концу своего существования Византийская империя уже утратила большую часть своих земель и былое могущество . Территория Византии ограничивалась окрестностями столицы, на которые распространялась власть последнего императора Константина XI.

Несмотря на то, что карта империи постепенно сокращалась, Константинополь до последнего часа воспринимался как могущественный символ .

Император искал союзников среди соседей, но небольшую реальную помощь предложили лишь Рим и Венеция. Османская держава контролировала почти всю Анатолию и Балканский полуостров , неустанно расширяя границы на востоке и на западе. Несколько раз уже османцы нападали на Византийскую империю, каждый раз отвоевывая новые города.

Усиление влияния турок

Османская держава, созданная в 1299 г. из осколков Сельджукского султаната и Анатолии, получила название от имени первого султана Османа. Весь XIV век она наращивала мощь на границах Византии, в Малой Азии и на Балканах. Небольшую передышку Константинополь получил на стыке XIV и XV веков, когда началось противостояние с Тамерланом . После очередной победы турок над городом нависла реальная угроза.

Целью своей жизни Мехмед II назвал захват Константинополя турками, к чему тщательно готовился. Для наступления подготовили 150-тысячное войско, вооруженное артиллерией. Султан учел недостатки прошлых компаний, когда он был лишен флота. Поэтому на несколько лет был построен флот. Наличие боевых кораблей и 100-тысячной армии позволило туркам стать хозяевами в Мраморном море.

К военной компании было готово 85 военных и 350 транспортных судов. Военная мощь Константинополя складывалась 5 тысяч местных жителей и 2 тысяч западных наемников при поддержке всего 25 кораблей. На вооружении было несколько пушек, внушительный запас копий и стрел, что было крайне недостаточно для обороны.

Мощную крепость Константинополь, окруженную морем и заливом Золотой Рог, взять было не просто. Стены оставались неуязвимыми для осадных машин и орудий.

Наступление

Начало осады города приходится на 7 апреля 1453 года. Представители султана передали императору предложение о сдаче, на что правитель предложил выплатить дань, уступить свои территории, но сохранить город.

После получения отказа султан приказал турецкому войску штурмовать город. Войско имело высокую решимость, мотивацию, рвалось в наступление, что было полной противоположностью положению ромеев.

Ставка была сделана на турецкий флот, который должен блокировать город с моря , чтобы исключить прибытие подкрепления от союзников. Нужно было прорвать укрепления и зайти в залив.

Византийцы отбили первую атаку, перекрыв вход в бухту. Несмотря на все попытки, турецкий флот не смог подойти к городу. Нужно отдать должное смелости защитников, которые на 5 судах приняли бой со 150 кораблями турок, разгромив их . Туркам пришлось менять тактику и переправлять 80 судов по суше, что было сделано 22 апреля. Византийцы не смогли сжечь флот из-за предательства генуэзцев, живших в Галате и предупредивших турок.

Крах Константинополя

Хаос и отчаяние царили в столице Византии. Императору Константину XI предлагали сдать город.

На рассвете 29 мая турецкая армия начала штурм, ставший последним. Первые атаки удалось отбить, но потом положение изменилось. После взятия главных ворот, схватки переместились на городские улицы. Сражаясь наравне со всеми, в бою при неизвестных обстоятельствах пал сам император . Турки полностью овладели городом.

29 мая 1453 года после двухмесячного упорного сопротивления произошел захват Константинополя турками. Город пал вместе с Великой Восточной империей под напором турецкой армии. На три дня султан отдал город на разграбление . Израненному Константину XI отрубили голову, а потом надели ее на шест.

Турки в Константинополе не щадили никого, убивали всех встречных. Горы трупов заполнили улицы, а кровь убитых стекала прямо в залив. Султан въехал в город после прекращения по его указу насилия и грабежа в сопровождении визирей и эскорта лучших отрядов янычар, Мехмед II проследовал по улицам. Константинополь стоял разграбленным и оскверненным .

Храм Св. Софии перестроили и превратили в мечеть. Уцелевшему населению была дарована свобода, но людей осталось слишком мало. Пришлось объявить в соседних городах, откуда пришли жители, и постепенно Константинополь снова наполнился населением. Султан сохранил и поддерживал греческую культуру, церковь.

Греки получили право самоуправления внутри общины во главе с Патриархом Константинопольским, подчиненным султану. Оставил преемственность с Византией и титулом римского императора.

Важно! По мнению историков, с приходом султана в Византию закончилось Средневековье, а бегство ученых-греков в Италию стало предпосылкой для эпохи Возрождения.

Почему пала Византия

Историки спорят о причинах падения Византийской империи уже очень давно и выдвигают различные версии о факторах, которые все вместе и погубили империю.

Вот некоторые причины гибели:

  • По одной из версий, падению способствовала Венеция, желая устранить торгового конкурента в восточной части Средиземноморья.
  • Другие свидетельства говорят, что венецианской синьории египетский султан дал большую взятку, чтобы обезопасить свои владения.
  • Наиболее спорным является вопрос о причастности папской курии и самого Папы , желавшего воссоединения церквей.
  • Главной и объективной причиной гибели Византийской империи стала внутриполитическая и экономическая ослабленность . К этому привели нападения крестоносцев, придворные интриги со сменой императора, ненависть византийцев к торговцам, прибывшим из итальянских республик, религиозные распри, вызывающие ненависть к католикам и латинянам. Все это сопровождалось бунтами, погромами и кровавой резней с множеством жертв.
  • Военное превосходство и сплоченность турецкой армии .

Гибель Константинополя в 1453 году

История расцвета и гибели Византии на карте

Вывод

Захват Константинополя турками стал ошеломляющей трагедией, подобной краху Рима. Такое событие бесспорно оказало решающее влияние на ход мировой истории. Утвердившись в своей силе, Османская империя стала захватывать новые территории на юго-востоке Европы, расширив свое влияние также на Азию, Кавказ и север Африканского континента. Просуществовала Византийская империя более тысячи лет, но не устояла под натиском турецкой армии, поскольку уже не обладала былым величием.

Во многом этот тон был задан английским историком XVIII века Эдуардом Гиббоном, который посвятил по меньшей мере три четверти своей шеститомной «Истории упадка и разрушения Римской империи» тому периоду, который мы без всяких колебаний назвали бы византийским. . И хотя этот взгляд уже давно не является магистральным, мы все равно должны начинать разговор о Византии как будто бы не с начала, а из середины. Ведь у Византии нет ни года основания, ни отца-основателя, как у того же Рима с Ромулом и Ремом. Византия незаметно проросла изнутри Древнего Рима, но так никогда и не оторвалась от него. Ведь и сами византийцы не мыслили себя чем-то отдельным: слов «Византия» и «Византийская империя» они не знали и называли себя или «ромеями» (то есть «римлянами» по-гречески), присваивая себе историю Древнего Рима, или «родом христиан», присваивая всю историю христианской религии.

Мы не узнаём Византию в ранневизантийской истории с ее преторами, префектами, патрициями и провинциями, но этого узнавания будет становиться все больше по мере того, как императоры будут обзаводиться бородами, консулы превращаться в ипатов, а сенаторы — в синклитиков.

Предыстория

Рождение Византии не будет понятным без возвращения к событиям III века, когда в Римской империи разразился жесточайший экономический и политический кризис, фактически приведший к распаду государства. В 284 году к власти пришел Диоклетиан (как почти все императоры III века, он был всего лишь римским офицером незнатного происхождения — его отец был рабом) и принял меры по децентрализации власти. Сначала, в 286 году, он разделил империю на две части, вверив управление Западом своему другу Максимиану Геркулию, а себе оставив Восток. Затем, в 293 году, желая повысить устойчивость системы управления и обеспечить сменяемость власти, он ввел систему тетрархии — четырехчастного управления, которое осуществлялось двумя старшими императорами-августами и двумя младшими императорами-цезарями. У каждой части империи было по августу и по цезарю (у каждого из которых была своя географическая зона ответственности — например, август Запада контролировал Италию и Испанию, а цезарь Запада — Галлию и Британию). По прошествии 20 лет августы должны были передать власть цезарям, чтобы те стали августами и избрали бы новых цезарей. Однако эта система оказалась нежизнеспособной и после отречения Диоклетиана и Максимиана в 305 году империя вновь погрузилась в эпоху гражданских войн.

Рождение Византии

1. 312 год — битва на Мульвийском мосту

После отречения Диоклетиана и Максимиана верховная власть перешла к прежним цезарям — Галерию и Констанцию Хлору, те стали августами, но цезарями при них, вопреки ожиданиям, не были назначены ни сын Констанция Константин (впоследствии император Константин I Великий, считающийся первым императором Византии), ни сын Максимиана Максенций. Тем не менее они оба не оставили имперских амбиций и с 306 по 312 год попеременно то заключали тактический союз, чтобы совместно противостоять другим претендентам на власть (например, назначенному цезарем после отречения Диоклетиана Флавию Северу), то, напротив, вступали в борьбу. Окончательная победа Константина над Максенцием в битве на Мульвийском мосту через реку Тибр (ныне в черте Рима) означала объединение западной части Римской империи под властью Константина. Двенадцать лет спустя, в 324 году, в результате еще одной войны (теперь уже с Лицинием — августом и правителем Востока империи, который был назначен еще Галерием) Константин объединил Восток и Запад.

Миниатюра в центре изображает битву на Мульвийском мосту. Из гомилий Григория Богослова. 879-882 годы

MS grec 510 /

Битва на Мульвийском мосту в византийском сознании была связана с идеей рождения христианской империи. Способствовали этому, во-первых, легенда о чудесном знамении Креста, который Константин увидел в небе перед битвой, — об этом рассказывают (правда, совсем по-разному) Евсевий Кесарийский Евсевий Кесарийский (ок. 260-340) — греческий историк, автор первой церковной истории. и Лактанций Лактанций (ок. 250---325) — латинский писатель, апологет христианства, автор сочинения «О смертях гонителей», посвященного событиям эпохи Диоклетиана. , а во-вторых, тот факт, что примерно в то же время были изданы два эдикта Эдикт — нормативный акт, указ. о религиозной свободе, легализовавшие христианство и уравнявшие все религии в правах. И хотя издание эдиктов о религиозной свободе не имело прямого отношения к борьбе с Максенцием (первый еще в апреле 311 года опубликовал император Галерий, а второй — уже в феврале 313 года в Милане Константин вместе с Лицинием), легенда отражает внутреннюю связь на первый взгляд независимых политических шагов Константина, который первым почувствовал, что государственная централизация невозможна без консолидации общества, прежде всего в сфере культа.

Впрочем, при Константине христианство было лишь одним из кандидатов на роль консолидирующей религии. Сам император долго был приверженцем культа Непобедимого Cолнца, а время его христианского крещения до сих пор составляет предмет научных споров.

2. 325 год — I Вселенский собор

В 325 году Константин созвал представителей поместных церквей в город Никея Никея — ныне город Изник в Северо-Западной Турции. , чтобы разрешить спор между александрийским епископом Александром и Арием, пресвитером одной из александрийских церквей, о том, сотворен ли Богом Иисус Христос Оппоненты ариан кратко суммировали их учение так: «Было [такое время], когда не было [Христа]». . Это собрание стало первым Вселенским собором — собранием представителей всех поместных церквей, обладающим правом формулировать учение, которое затем будет признано всеми поместными церквями Сказать точно, сколько епископов участвовало в соборе, нельзя, поскольку его акты не сохранились. Традиция называет число 318. Как бы то ни было, говорить о «вселенском» характере собора можно лишь с оговорками, поскольку всего в это время епископских кафедр существовало более 1 500. . I Вселенский собор — ключевой этап институционализации христианства как имперской религии: его заседания проходили не в храме, а в императорском дворце, открывал собор сам Константин I, а закрытие было совмещено с грандиозными торжествами по случаю 20-летия его правления.


Первый Никейский собор. Фреска из монастыря Ставрополеос. Бухарест, XVIII век

Wikimedia Commons

I Никейский и последовавший за ним I Константинопольский (собравшийся в 381 году) соборы осудили арианское учение, о тварной природе Христа и неравенстве ипостасей в Троице, и аполлинаристское, о неполноте восприятия человеческой природы Христом, и сформулировали никео-царьградский Символ веры, признававший Иисуса Христа не сотворенным, а рожденным (но при этом вечным), а все три ипостаси — обладающими одной природой. Символ веры признавался истинным, не подлежащим дальнейшим сомнениям и обсуждениям Слова никео-царьградского Символа веры о Христе, вызвавшие самые ожесточенные споры, в славянском переводе звучат так: «[Верую] во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога иcтинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша». .

Никогда прежде ни одно направление мысли в христианстве не осуждалось всей полнотой вселенской церкви и императорской власти и никакая богословская школа не признавалась ересью. Начавшаяся эпоха Вселенских соборов — это эра борьбы ортодоксии и ереси, находящихся в постоянном само- и взаимоопределении. При этом одно и то же учение могло попеременно признаваться то ересью, то правой верой — в зависимости от политической конъюнктуры (так было с в V веке), однако само представление о возможности и необходимости защиты ортодоксии и осуждения ереси при помощи государства под сомнение в Византии не ставилось уже никогда.


3. 330 год — перенос столицы Римской империи в Константинополь

Хотя культурным центром империи всегда оставался Рим, тетрархи выбрали в качестве своих столиц города на периферии, из которых им было удобнее отражать внешние атаки: Никомидию Никомидия — ныне Измит (Турция). , Сирмий Сирмий — ныне Сремска-Митровица (Сербия). , Милан и Трир. В период правления Западом Константин I переносил свою резиденцию то в Милан, то в Сирмий, то в Фессалонику. Его соперник Лициний тоже менял столицу, но в 324 году, когда между ним и Константином началась война, его опорным пунктом в Европе стал античный город Византий на берегу Босфора, известный еще по Геродоту.

Султан Мехмед II Завоеватель и Змеиная колонна. Миниатюра Наккаша Османа из рукописи «Хюнер-наме» Сейида Локмана. 1584-1588 годы

Wikimedia Commons

В ходе осады Византия, а затем и при подготовке к решающей битве при Хрисополе на азиатском берегу пролива Константин оценил положение Византия и, разгромив Лициния, сразу приступил к программе по обновлению города, лично участвуя в разметке городских стен. Город постепенно перенимал столичные функции: в нем был учрежден сенат и поближе к сенату были насильно перевезены многие римские сенатские семьи. Именно в Константинополе еще при жизни Константин распорядился отстроить для себя усыпальницу. В город свозились разнообразные диковины античного мира, например бронзовая Змеиная колонна, созданная еще в V веке до нашей эры в честь победы над персами при Платеях Битва при Платеях (479 г. до н.э.) одно из самых важных сражений греко-персидских войн, в результате которого были окончательно разгромлены сухопутные силы империи Ахеменидов. .

Хронист VI века Иоанн Малала рассказывает, что 11 мая 330 года император Константин появился на торжественной церемонии освящения города в диадеме — символе власти восточных деспотов, которого его римские предшественники всячески избегали. Смещение политического вектора символически воплотилось в пространственном перемещении центра империи с запада на восток, что, в свою очередь, оказало решающее влияние на формирование византийской культуры: перенос столицы на территории, уже тысячу лет говорившие на греческом, обусловил ее грекоязычный характер, а сам Константинополь оказался в центре ментальной карты византийца и отождествился со всей империей.


4. 395 год — разделение Римской империи на Восточную и Западную

Несмотря на то что в 324 году Константин, победив Лициния, формально объединил Восток и Запад империи, связи между ее частями оставались слабыми, а культурные различия нарастали. На I Вселенский собор из западных провинций прибыло не более десяти епископов (из примерно 300 участников); большинство прибывших не были способны понять на слух приветственную речь Константина, которую он произнес на латыни, и ее было нужно перевести на греческий.

Полсиликвы. Флавиус Одоакр на аверсе монеты из Равенны. 477 год Одоакр изображен без императорской диадемы — с непокрытой головой, копной волос и усами. Подобное изображение является нехарактерным для императоров и считается «варварским».

The Trustees of the British Museum

Окончательное разделение произошло в 395 году, когда император Феодосий I Великий, на несколько месяцев перед смертью ставший единоличным правителем Востока и Запада, разделил державу между своими сыновьями Аркадием (Восток) и Гонорием (Запад). Впрочем, формально Запад еще оставался связан с Востоком, и на самом закате Западной Римской империи, в конце 460-х годов, византийский император Лев I по просьбе сената Рима предпринял последнюю безуспешную попытку возвести на западный престол своего ставленника. В 476 году германский варвар-наемник Одоакр сместил последнего императора Римской империи Ромула Августула и отослал императорские инсигнии (символы власти) в Константинополь. Таким образом, с точки зрения легитимности власти, части империи вновь были объединены: правивший в это время в Константинополе император Зинон де‑юре становился единоличным главой всей империи, а Одоакр, получивший титул патриция, правил Италией лишь как его представитель. Однако в действительности это уже никак не отражалось на реальной политической карте Средиземноморья.


5. 451 год — Халкидонский собор

IV Вселенский (Халкидонский) собор, созванный для окончательного утверждения учения о воплощении Христа в единой ипостаси и двух природах и полного осуждения монофизитства Монофизитство (от греч. μόνος — единственный и φύσις — природа) — учение о том, что Христос не имел совершенной человеческой природы, поскольку его божественная природа при воплощении заместила ее или слилась с ней. Противников монофизитов называли диофизитами (от греч. δύο — два). , привел к глубокому расколу, не преодоленному христианской церковью по сей день. Центральная государственная власть продолжала заигрывать с монофизитами и при узурпаторе Василиске в 475-476 годах, и в первой половине VI века, при императорах Анастасии I и Юстиниане I. Император Зинон в 482 году попробовал примирить сторонников и противников Халкидонского собора, не вдаваясь в догматические вопросы. Его примирительное послание, получившее название «Энотикон», обеспечило мир на Востоке, но привело к 35-летнему расколу с Римом.

Основной опорой монофизитов были восточные провинции — Египет, Армения и Сирия. В этих регионах регулярно вспыхивали восстания на религиозной почве и формировалась параллельная халкидонитской (то есть признавшей учение Халкидонского собора) независимая монофизитская иерархия и собственные церковные институты, постепенно развившиеся в независимые, существующие и поныне нехалкидонитские церкви — сиро-яковитскую, армянскую и коптскую. Окончательно проблема потеряла актуальность для Константинополя только в VII веке, когда в результате арабских завоеваний монофизитские провинции были отторгнуты от империи.

Расцвет ранней Византии

6. 537 год — завершение постройки храма Святой Софии при Юстиниане

Юстиниан I. Фрагмент мозаики церкви
Сан-Витале в Равенне. VI век

Wikimedia Commons

При Юстиниане I (527-565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета. Кодекс гражданского права суммировал многовековое развитие римского права. В результате военных кампаний на Западе удалось расширить границы империи, включив в нее все Средиземноморье — Северную Африку, Италию, часть Испании, Сардинию, Корсику и Сицилию. Иногда говорят о «Юстиниановой Реконкисте». Частью империи вновь стал Рим. Юстиниан развернул обширное строительство по всей империи, а в 537 году завершилось создание нового собора Святой Софии в Константинополе. Согласно легенде, план храма был подсказан лично императору ангелом в видении. Никогда более в Византии не создавалась постройка такого масштаба: грандиозный храм, в византийском церемониале получивший наименование «Великая Церковь», стал средоточием власти Константинопольского патриархата.

Эпоха Юстиниана одновременно и окончательно рвет с языческим прошлым (в 529 году закрывается Афинская академия Афинская академия — философская школа в Афинах, основанная Платоном в 380-х годах до н. э. ) и устанавливает линию преемственности с античностью. Средневековая культура противопоставляет себя раннехристианской, присваивая достижения античности на всех уровнях — от литературы до архитектуры, но при этом отбрасывая их религиозное (языческое) измерение.

Выходец из низов, стремившийся изменить уклад жизни империи, Юстиниан встретил неприятие со стороны старой аристократии. Именно это отношение, а не личную ненависть историка к императору и отражает — злобный памфлет на Юстиниана и его жену Феодору.


7. 626 год — аваро-славянская осада Константинополя

На правление Ираклия (610-641), прославленного в придворной панегирической литературе как новый Геракл, приходятся последние внешнеполитические успехи ранней Византии. В 626 году Ираклию и осуществлявшему непосредственную оборону города патриарху Сергию удалось отразить аваро-славянскую осаду Константинополя (слова, открывающие акафист Богородице, повествуют именно об этой победе В славянском переводе они звучат так: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». ), а на рубеже 20-30-х годов VII века в ходе персидской кампании против державы Сасанидов Сасанидская империя — персидское государство с центром на территории нынешних Ирака и Ирана, существовавшее в 224-651 годах. были отвоеваны утраченные за несколько лет до того провинции на Востоке: Сирия, Месопотамия, Египет и Палестина. В Иерусалим в 630 году был торжественно возвращен похищенный персами Честной Крест, на котором принял смерть Спаситель. Во время торжественной процессии Ираклий лично внес Крест в город и возложил его в храме Гроба Господня.

При Ираклии последний взлет перед культурным разрывом темных веков переживает научно-философская неоплатоническая традиция, идущая непосредственно от античности: в Константинополь по императорскому приглашению приезжает преподавать представитель последней уцелевшей античной школы в Александрии — Стефан Александрийский.


Пластина с креста с изображениями херувима (слева) и византийского императора Ираклия с шахиншахом Сасанидов Хосровом II. Долина Мааса, 1160-70-е годы

Wikimedia Commons

Все эти успехи были сведены на нет арабским нашествием, уже через несколько десятилетий стершим с лица земли Сасанидов и навсегда отторгнувшим восточные провинции от Византии. Легенды рассказывают о том, как пророк Мухаммед предлагал Ираклию принять ислам, однако в культурной памяти мусульманских народов Ираклий остался именно борцом с зарождающимся исламом, а не с персами. Об этих войнах (в целом неуспешных для Византии) повествует эпическая поэма XVIII века «Книга об Ираклии» — древнейший памятник письменности на суахили.

Темные века и иконоборчество

8. 642 год — завоевание арабами Египта

Первая волна арабских завоеваний в византийских землях продолжалась восемь лет — с 634 по 642 год. В результате от Византии были отторгнуты Месопотамия, Сирия, Палестина и Египет. Потеряв древнейшие Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский патриархаты, Византийская церковь, по сути, утратила вселенский характер и стала равна Константинопольскому патриархату, у которого в пределах империи не осталось равных ему по статусу церковных институтов.

Кроме того, потеряв плодородные территории, которые обеспечивали ее зерном, империя погрузилась в глубокий внутренний кризис. На середину VII века приходится сокращение денежного обращения и упадок городов (как в Малой Азии, так и на Балканах, которым угрожали уже не арабы, а славяне) — они превратились либо в деревни, либо в средневековые крепости. Единственным крупным городским центром остался Константинополь, но атмосфера в городе изменилась и античные памятники, привезенные туда еще в IV веке, стали внушать горожанам иррациональные страхи.


Фрагмент папирусного письма на коптском языке монахов Виктора и Псана. Фивы, Византийский Египет, ориентировочно 580-640 годы Перевод фрагмента письма на английский язык на сайте Метрополитен-музея.

The Metropolitan Museum of Art

Константинополь лишился также доступа к папирусу, который производился исключительно в Египте, что привело к удорожанию книг и, как следствие, упадку образованности. Исчезли многие литературные жанры, процветавший прежде жанр истории уступил место пророчеству — утратив культурную связь с прошлым, византийцы охладели к своей истории и жили с постоянным ощущением конца света. Арабские завоевания, послужившие причиной этому слому мироощущения, не нашли отражения в современной им литературе, их событийный ряд доносят до нас памятники позднейших эпох, а новое историческое сознание отражает лишь атмосферу ужаса, а не факты. Культурный спад продолжался более ста лет, первые признаки возрождения приходятся на самый конец VIII века.


9. 726/730 год Согласно историкам-иконопочитателям IX века, Лев III в 726 году издал иконоборческий эдикт. Но современные ученые сомневаются в достоверности этих сведений: вероятнее всего, в 726 году в византийском обществе начались разговоры о возможности иконоборческих мер, первые же реальные шаги относятся к 730 году. — начало иконоборческих споров

Святой Мокий Амфипольский и ангел, убивающий иконоборцев. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год

The British Library Board, Add MS 19352, f.94r

Одно из проявлений культурного упадка второй половины VII века — бурный рост неупорядоченных практик почитания икон (самые рьяные, соскабливали и ели штукатурку с икон святых). Это вызывало отторжение у части клириков, видевших в этом угрозу возвращения к язычеству. Император Лев III Исавр (717-741) использовал это недовольство для создания новой консолидирующей идеологии, предприняв в 726/730 году первые иконоборческие шаги. Но самые ожесточенные споры об иконах пришлись на правление Константина V Копронима (741-775). Он осуществил необходимые военно-административные реформы, значительно усилив роль профессиональной императорской гвардии (тагм), и успешно сдерживал болгарскую угрозу на рубежах империи. Авторитет как Константина, так и Льва, отразившего в 717-718 годах арабов от стен Константинополя, был очень высок, поэтому, когда в 815 году, уже после того, как на VII Вселенском соборе было утверждено учение иконопочитателей (787), новый виток войны с болгарами спровоцировал новый политический кризис, императорская власть вернулась к иконоборческой политике.

Спор об иконах породил два мощных направления богословской мысли. Хотя учение иконоборцев известно значительно хуже, чем учение их противников, косвенные данные говорят о том, что мысль иконоборцев императора Константина Копронима и константинопольского патриарха Иоанна Грамматика (837-843) была не менее глубоко укоренена в греческой философской традиции, чем мысль богослова-иконопочитателя Иоанна Дамаскина и главы антииконоборческой монашеской оппозиции Феодора Студита. Параллельно спор развивался в церковно-политической плоскости, заново определялись границы власти императора, патриарха, монашества и епископата.


10. 843 год — Торжество православия

В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания. Оно стало возможным благодаря взаимным уступкам, например посмертному прощению императора-иконоборца Феофила, чьей вдовой и была Феодора. Праздник «Торжество православия», устроенный Феодорой по этому случаю, завершил эпоху Вселенских соборов и знаменовал новый этап в жизни византийского государства и церкви. В православной традиции он справляется и поныне, и анафемы иконоборцам, названным поименно, звучат каждый год в первое воскресенье Великого поста. С тех пор иконоборчество, ставшее последней ересью, осужденной всей полнотой церкви, начало мифологизироваться в исторической памяти Византии.


Дочери императрицы Феодоры учатся почитать иконы у бабушки Феоктисты. Миниатюра из мадридского кодекса «Хроники» Иоанна Скилицы. XII-XIII века

Wikimedia Commons

Еще в 787 году, на VII Вселенском соборе, была утверждена теория образа, согласно которой, словами Василия Великого, «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», а значит, поклонение иконе — не идольское служение. Теперь же эта теория стала официальным учением церкви — создание и поклонение священным изображениям отныне не только разрешалось, но вменялось в обязанность христианину. С этого времени начинается лавинообразный рост художественной продукции, складывается привычный нам облик восточно-христианского храма с иконической декорацией, использование икон встраивается в литургическую практику и меняет ход богослужения.

Кроме того, иконоборческий спор стимулировал чтение, копирование и изучение источников, к которым противоборствующие стороны обращались в поисках аргументов. Преодоление культурного кризиса во многом обусловлено филологической работой при подготовке церковных соборов. А изобретение минускула Минускул — письмо строчными буквами, радикально упростившее и удешевившее производство книг. , возможно, было связано с нуждами иконопочитательской оппозиции, существовавшей в условиях «самиздата»: иконопочитатели должны были быстро копировать тексты и не имели средств для создания дорогих унциальных Унциал, или маюскул, — письмо прописными буквами. рукописей.

Македонская эпоха

11. 863 год — начало Фотианской схизмы

Между Римской и Восточной церквями постепенно нарастали догматические и литургические расхождения (прежде всего относительно латинского прибавления к тексту Символа веры слов об исхождении Святого Духа не только от Отца, но «и от Сына», так называемый Filioque Filioque — буквально «и от Сына» (лат.). ). Константинопольский патриархат и папа римский боролись за сферы влияния (в первую очередь в Болгарии, Южной Италии и Сицилии). Провозглашение Карла Великого императором Запада в 800 году нанесло чувствительный удар по политической идеологии Византии: византийский император обрел конкурента в лице Каролингов.

Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из Успенского Княгинина монастыря. Владимир, 1648 год

Wikimedia Commons

Две противоборствующие партии внутри Константинопольского патриархата, так называемые игнатиане (сторонники патриарха Игнатия, низложенного в 858 году) и фотиане (сторонники возведенного — не без скандала — вместо него Фотия), искали поддержки в Риме. Папа Николай использовал эту ситуацию для утверждения авторитета папского престола и расширения сфер своего влияния. В 863 году он отозвал подписи своих посланников, одобривших возведение Фотия, однако император Михаил III счел, что этого недостаточно для смещения патриарха, и в 867 году Фотий предал папу Николая анафеме. В 869-870 годах новый собор в Константинополе (и по сей день признаваемый католиками VIII Вселенским) низложил Фотия и восстановил Игнатия. Впрочем, после смерти Игнатия Фотий еще на девять лет вернулся на патриарший престол (877-886).

Формальное примирение последовало в 879-880 годах, но антилатинская линия, заложенная Фотием в Окружном послании к архиерейским престолам Востока, легла в основу многовековой полемической традиции, отголоски которой были слышны и при разрыве между церквями в , и в ходе обсуждения возможности церковной унии в XIII и XV веках.

12. 895 год — создание древнейшего из известных кодексов Платона

Страница манускрипта E. D. Clarke 39 с сочинениями Платона. 895 год Переписывание тетралогий было осуществлено по заказу Арефы Кесарийского за 21 золотую монету. Предполагается, что схолии (комментарии на полях) оставлены самим Арефой.

На конец IX века приходится новое открытие античного наследия в византийской культуре. Вокруг патриарха Фотия сложился круг, в который входили его ученики: император Лев VI Мудрый, епископ Кесарийский Арефа и другие философы и ученые. Они копировали, изучали и комментировали труды древнегреческих авторов. Древнейший и наиболее авторитетный список сочинений Платона (он хранится под шифром E. D. Clarke 39 в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета) был создан именно в это время по заказу Арефы.

Среди текстов, которые интересовали эрудитов эпохи, прежде всего высокопоставленных церковных иерархов, были и языческие произведения. Арефа заказывал копии трудов Аристотеля, Элия Аристида, Евклида, Гомера, Лукиана и Марка Аврелия, а патриарх Фотий включал в свой «Мириобиблион» «Мириобиблион» (дословно «Десятитысячекнижие») — обзор прочитанных Фотием книг, которых, впрочем, в действительности было не 10 тысяч, а всего 279. аннотации к эллинистическим романам, оценивая не их, казалось бы, антихристианское содержание, а стиль и манеру письма и при этом создавая новый терминологический аппарат литературной критики, отличный от того, который использовался античными грамматиками. Сам Лев VI создавал не только торжественные речи по церковным праздникам, которые лично произносил (нередко импровизируя) после служб, но также писал анакреонтическую поэзию на древнегреческий манер. А прозвище Мудрый связано с приписанным ему собранием стихотворных пророчеств о падении и отвоевании Константинополя, которые вспоминали еще в XVII веке на Руси, когда греки пытались склонить царя Алексея Михайловича к походу против Османской империи.

Эпоха Фотия и Льва VI Мудрого открывает период Македонского возрождения (названный по имени правящей династии) в Византии, которая также известна как эпоха энциклопедизма или первого византийского гуманизма.

13. 952 год — завершение работы над трактатом «Об управлении империей»

Христос благословляет императора Константина VII. Резная панель. 945 год

Wikimedia Commons

При покровительстве императора Константина VII Багрянородного (913-959) претворялся в жизнь масштабный проект по кодификации знаний византийцев во всех областях человеческой жизни. Мера непосредственного участия Константина не всегда может быть определена с точностью, однако личная заинтересованность и литературные амбиции императора, с детства знавшего, что ему не суждено править, и большую часть жизни вынужденного делить трон с соправителем, не подлежат сомнению. По повелению Константина была написана официальная история IX столетия (так называемый Продолжатель Феофана), были собраны сведения о сопредельных с Византией народах и землях («Об управлении империей»), о географии и истории областей империи («О фемах Фема — византийский военно-административный округ. »), о сельском хозяйстве («Геопоники»), об организации военных походов и посольств и о придворном церемониале («О церемониях византийского двора»). В это же время происходит регламентация церковной жизни: создается Синаксарь и Типикон Великой церкви, определяющие годовой порядок поминовения святых и проведения церковных служб, а через несколько десятилетий (около 980 года) к масштабному проекту по унификации житийной литературы приступает Симеон Метафраст. Примерно в это же время составляется всеобъемлющий энциклопедический словарь «Суда», включающий около 30 тысяч статей. Но самая масштабная энциклопедия Константина — антология сведений античных и ранневизантийских авторов обо всех сферах жизни, условно называющаяся «Эксцерпты» Известно, что эта энциклопедия включала 53 раздела. Полностью дошел только раздел «О посольствах», частично — «О добродетелях и пороках», «О заговорах против императоров», «О мнениях». Среди несохранившихся глав: «О народах», «О преемственности императоров», «О том, кто что изобрел», «О кесарях», «О подвигах», «О поселениях», «Об охоте», «О посланиях», «О речах», «О браках», «О победе», «О поражении», «О стратегиях», «О нравах», «О чудесах», «О сражениях», «О надписях», «О государственном управлении», «О церковных делах», «О выражении», «О коронации императоров», «О смерти (низложении) императоров», «О штрафах», «О праздниках», «О предсказаниях», «О чинах», «О причине войн», «Об осадах», «О крепостях». .

Прозвище Багрянородный давалось детям царствующих императоров, которые рождались в Багряной палате Большого дворца в Константинополе. Константин VII, сын Льва VI Мудрого от четвертого брака, действительно родился в этой палате, но формально был незаконнорожденным. По-видимому, прозвище должно было подчеркнуть его права на престол. Отец сделал его своим соправителем, и после его смерти малолетний Константин шесть лет правил под опекой регентов. В 919 году власть под предлогом защиты Константина от мятежников узурпировал военачальник Роман I Лакапин, он породнился с Македонской династией, выдав за Константина свою дочь, а затем был коронован соправителем. К моменту начала самостоятельного правления Константин формально считался императором уже более 30 лет, а самому ему было почти 40.


14. 1018 год — завоевание Болгарского царства

Ангелы возлагают на Василия II императорскую корону. Миниатюра из Псалтыри Василия, Библиотека Марчиана. XI век

Ms. gr. 17 / Biblioteca Marciana

Правление Василия II Болгаробойцы (976-1025) — время небывалого расширения церковного и политического влияния Византии на сопредельные страны: происходит так называемое второе (окончательное) крещение Руси (первое, согласно легенде, пришлось еще на 860-е годы — когда князья Аскольд и Дир с боярами якобы крестились в Киеве, куда специально для этого патриарх Фотий отправил епископа); в 1018 году завоевание Болгарского царства приводит к ликвидации автономного Болгарского патриархата, просуществовавшего почти 100 лет, и учреждению вместо него полусамостоятельной Охридской архиепископии; в результате армянских походов расширяются византийские владения на Востоке.

Во внутренней политике Василий был вынужден проводить жесткие меры для ограничения влияния крупных землевладельческих кланов, фактически формировавших собственные армии и в 970-980-е годы в ходе гражданских войн, оспаривавших власть Василия. Он пытался жесткими мерами приостановить обогащение крупных землевладельцев (так называемых динатов Динат (от греч. δυνατός ) — сильный, мощный. ), в некоторых случаях прибегая даже к прямой конфискации земель. Но это принесло только временный эффект, централизация в административной и военной сфере нейтрализовала мощных соперников, но в долгосрочной перспективе сделала империю уязвимой перед новыми угрозами — норманнами, сельджуками и печенегами. Македонская династия, правившая более полутора веков, формально прервалась только в 1056 году, но в действительности уже в 1020-30-е годы реальную власть получили выходцы из чиновничьих семей и влиятельных кланов.

Потомки наградили Василия прозвищем Болгаробойца за жестокость в войнах с болгарами. Например, после победы в решающем сражении у горы Беласица в 1014 году он приказал разом ослепить 14 тысяч пленников. Когда именно возникло это прозвище, не известно. Точно, что это произошло до конца XII века, когда, по сообщению историка XIII века Георгия Акрополита, болгарский царь Калоян (1197-1207) стал разорять византийские города на Балканах, гордо именуя себя Ромеебойцей и тем самым противопоставляя себя Василию.

Кризис XI века

15. 1071 год — битва при Манцикерте

Сражение при Манцикерте. Миниатюра из книги «О несчастиях знаменитых людей» Боккаччо. XV век

Bibliothèque nationale de France

Политический кризис, начавшийся после смерти Василия II, продолжился в середине XI века: кланы по-прежнему конкурировали, династии постоянно сменяли друг друга — с 1028 по 1081 год на византийском престоле сменилось 11 императоров, подобной частоты не было даже на рубеже VII-VIII веков. Извне на Византию давили печенеги и турки-сельджуки Держава турок-сельджуков всего за несколько десятилетий в XI веке покорила территории современного Ирана, Ирака, Армении, Узбекистана и Афганистана и стала основной угрозой Византии на Востоке. — последние, одержав в 1071 году победу в битве при Манцикерте Манцикерт — сейчас небольшой городок Малазгирт на самой восточной оконечности Турции рядом с озером Ван. , лишили империю большей части ее территорий в Малой Азии. Не менее болезненным для Византии оказался и полномасштаб-ный разрыв церковных отношений с Римом в 1054 году , получивший впоследствии название Великая схизма Схизма (от греч. σχίζμα ) — разрыв. , из-за которого Византия окончательно утратила церковное влияние в Италии. Впрочем, современники почти не заметили этого события и не придали ему должного значения.

Однако именно эта эпоха политической нестабильности, зыбкости социальных границ и, как следствие, высокой социальной мобильности породила уникальную даже для Византии фигуру Михаила Пселла — эрудита и чиновника, который принимал деятельное участие в возведении на престол императоров (его центральное произведение «Хронография» очень автобиографично), задумывался над сложнейшими богословскими и философскими вопросами, изучал языческие халдейские оракулы, создавал произведения во всех мыслимых жанрах — от литературной критики до агиографии. Ситуация интеллектуальной свободы дала толчок новому типично византийскому изводу неоплатонизма: в звании «ипата философов» Ипат философов — фактически главный философ империи, руководитель философской школы в Константинополе. Пселла сменил Иоанн Итал, изучавший не только Платона и Аристотеля, но и таких философов, как Аммоний, Филопон, Порфирий и Прокл и, по крайней мере по словам его противников, учивший о переселении душ и бессмертии идей.

Комниновское возрождение

16. 1081 год — приход к власти Алексея I Комнина

Христос благословляет императора Алексея I Комнина. Миниатюра из «Догматического паноплия» Евфимия Зигабена. XII век

В 1081 году в результате компромисса с кланами Дук, Мелиссены и Палеологи к власти пришло семейство Комнинов. Оно постепенно монополизировало всю государственную власть и благодаря сложным династическим бракам вобрало в себя прежних соперников. Начиная с Алексея I Комнина (1081-1118) происходит аристократизация византийского общества, снижается социальная мобильность, сворачиваются интеллектуальные свободы, императорская власть активно вмешивается в духовную сферу. Начало этого процесса маркировано церковно-государственным осуждением Иоанна Итала за «палатоновские идеи» и язычество в 1082 году. Затем следует осуждение Льва Халкидонского, который выступил против конфискации церковной собственности для покрытия военных нужд (в это время Византия вела войны с сицилийскими норманнами и печенегами) и едва не обвинил Алексея в иконоборчестве. Происходят расправы над богомилами Богомильство — учение, возникшее на Балканах в X веке, во многом восходившее к религии манихеев. По представлению богомилов физический мир был создан низвергнутым с небес Сатаной. Человеческое тело было также его творением, а вот душа — все же даром благого Бога. Богомилы не признавали институт церкви и нередко выступали против светских властей, поднимая многочисленные восстания. , один из них, Василий, даже был сожжен на костре — явление для византийской практики уникальное. В 1117 году перед судом по обвинению в ереси предстает комментатор Аристотеля Евстратий Никейский.

Между тем современники и ближайшие потомки запомнили Алексея I скорее как правителя, успешного своей внешней политикой: ему удалось заключить союз с крестоносцами и нанести чувствительный удар по сельджукам в Малой Азии.

В сатире «Тимарион» повествование ведется от лица героя, совершившего путешествие в загробный мир. В своем рассказе он упоминает и Иоанна Итала, который хотел принять участие в беседе древнегреческих философов, но был ими отвергнут: «Я был также свидетелем того, как Пифагор резко оттолкнул Иоанна Итала, желавшего примкнуть к этому сообществу мудрецов. „Отребье, — сказал он, — надев на себя галилейское одеяние, которое у них зовется божественными святыми ризами, иначе сказать — приняв крещение, ты стремишься общаться с нами, чья жизнь была отдана науке и познанию? Либо скинь это вульгарное платье, либо сейчас же оставь наше братство!“» (перевод С. В. Поляковой, Н. В. Феленковской).

17. 1143 год — приход к власти Мануила I Комнина

Тенденции, наметившиеся при Алексее I, получили развитие при Мануиле I Комнине (1143-1180). Он стремился установить личный контроль над церковной жизнью империи, стремился к унификации богословской мысли и сам принимал участие в церковных диспутах. Одним из вопросов, в котором Мануил хотел сказать свое слово, был следующий: какие ипостаси Троицы принимают жертву во время Евхаристии — только Бог-Отец или же и Сын, и Святой Дух? Если верен второй ответ (а именно так и было решено на соборе 1156-1157 годов), то один и тот же Сын будет и приносимым в жертву, и принимающим ее.

Внешняя политика Мануила отмечена неудачами на Востоке (самая страшная — повергшее византийцев в уныние поражение при Мириокефале в 1176 году от рук сельджуков) и попытками дипломатического сближения с Западом. Конечной целью западной политики Мануил видел объединение с Римом на основе признания верховной власти единого римского императора, которым должен был стать сам Мануил, и объединения церквей, официально разделившихся в . Однако этот проект не был реализован.

В эпоху Мануила литературное творчество становится профессией, возникают литературные кружки со своей художественной модой, в придворную аристократическую литературу проникают элементы народного языка (их можно найти в сочинениях поэта Феодора Продрома или хрониста Константина Манассии), зарождается жанр византийского любовного романа, расширяется арсенал выразительных средств и растет мера авторской саморефлексии.

Закат Византии

18. 1204 год — падение Константинополя от рук крестоносцев

На правление Андроника I Комнина (1183-1185) пришелся политический кризис: он проводил популистскую политику (уменьшил налоги, разорвал отношения с Западом и жестоко расправлялся с коррупционерами), которая восстановила против него значительную часть элиты и усугубила внешнеполитическое положение империи.


Крестоносцы атакуют Константинополь. Миниатюра из хроники «Завоевания Константино-поля» Жоффруа де Виллардуэна. Ориентировочно 1330 год Виллардуэн являлся одним из руководителей похода.

Bibliothèque nationale de France

Попытка утверждения новой династии Ангелов не принесла плодов, общество было деконсолидировано. Сюда же добавились неудачи на периферии империи: в Болгарии поднялось восстание; крестоносцы захватили Кипр; сицилийские норманны разорили Фессалонику. Борьба между претендентами на престол внутри семейства Ангелов дала европейским странам формальный повод вмешаться. 12 апреля 1204 года участники Четвертого крестового похода разграбили Константинополь. Самое яркое художественное описание этих событий мы читаем в «Истории» Никиты Хониата и постмодернистском романе «Баудолино» Умберто Эко, который подчас дословно копирует страницы Хониата.

На руинах прежней империи возникло несколько государств под венецианским управлением, лишь в малой мере наследующих византийские государственные институты. Латинская империя с центром в Константинополе скорее представляла собой феодальное образование западноевропейского образца, такой же характер был и у герцогств и королевств, возникших в Фессалонике, Афинах и на Пелопоннесе.

Андроник был одним из самых эксцентричных правителей империи. Никита Хониат рассказывает, что он повелел создать в одной из церквей столицы свой портрет в облике бедного землепашца в высоких сапогах и с косой в руке. Ходили легенды и о звериной жестокости Андроника. Он устраивал публичные сожжения своих противников на ипподроме, во время которых палачи заталкивали жертву в костер острыми пиками, а осмелившегося осудить его жестокость чтеца Святой Софии Георгия Дисипата грозил поджарить на вертеле и отослать жене вместо кушанья.

19. 1261 год — отвоевание Константинополя

Утрата Константинополя привела к возникновению трех греческих государств, в равной мере претендовавших на то, чтобы быть полноправными наследниками Византии: Никейской империи на северо-западе Малой Азии под управлением династии Ласкарей; Трапезундской империи в северо-восточной части черноморского побережья Малой Азии, где обосновались потомки Комнинов — Великие Комнины, взявшие титул «императоры ромеев», и Эпирского царства в западной части Балканкого полуострова с династией Ангелов. Возрождение Византийской империи в 1261 году произошло на базе Никейской империи, оттеснившей конкурентов и умело использовавшей в борьбе с венецианцами помощь германского императора и генуэзцев. В результате латинский император и патриарх бежали, а Михаил VIII Палеолог занял Константинополь, был заново коронован и провозглашен «новым Константином».

В своей политике основатель новой династии старался достичь компромисса с западными державами, а в 1274 году даже пошел на церковную унию с Римом, чем настроил против себя греческий епископат и константинопольскую элиту.

Несмотря на то что формально империя была возрождена, ее культура утратила прежнюю «константинополецентричность»: Палеологи были вынуждены мириться с присутствием венецианцев на Балканах и значительной автономией Трапезунда, правители которого формально отказались от титула «императоров ромеев», однако в действительности не оставили имперские амбиции.

Яркий образец имперских амбиций Трапезунда — построенный там в середине XIII века и производящий сильное впечатление и сегодня собор Святой Софии Премудрости Божией. Этот храм одновременно и противопоставлял Трапезунд Константинополю с его Святой Софией, и на символическом уровне превращал Трапезунд в новый Константинополь.

20. 1351 год — утверждение учения Григория Паламы

Святой Григорий Палама. Икона мастера Северной Греции. Начало XV века

На вторую четверть XIV века приходится начало паламитских споров. Святитель Григорий Палама (1296-1357) был оригинальным мыслителем, который развил вызвавшее множество споров учение о различии в Боге божественной сущности (с которой человек не может ни соединиться, ни познать ее) и нетварных божественных энергий (с которыми соединение возможно) и защищал возможность созерцания посредством «умного чувства» Божественного света, явленного, согласно Евангелиям, апостолам во время преображения Христа Например, в Евангелии от Матфея этот свет описан так: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1-2). .

В 40-е и 50-е годы XIV века богословский диспут тесно сплетался с политическим противостоянием: Палама, его сторонники (патриархи Каллист I и Филофей Коккин, император Иоанн VI Кантакузин) и противники (позже перешедший в католицизм философ Варлаам Калабрийский и его последователи Григорий Акиндин, патриарх Иоанн IV Калека, философ и писатель Никифор Григора) попеременно то одерживали тактические победы, то терпели поражение.

Собор 1351 года, утвердивший победу Паламы, тем не менее не положил конец спору, отголоски которого были слышны и в XV веке, но навсегда закрыл путь антипаламитам в высшую церковную и государственную власть. Некоторые исследователи вслед за Игорем Медведевым  И. П. Медведев. Византийский гуманизм XIV-XV веков. СПб., 1997. видят в мысли антипаламитов, прежде всего Никифора Григоры, тенденции, близкие идеям итальянских гуманистов. Еще более полное отражение гуманистические идеи нашли в творчестве неоплатоника и идеолога языческого обновления Византии Георгия Гемиста Плифона, чьи труды были уничтожены официальной церковью.

Даже в серьезной научной литературе иногда можно увидеть, что слова «(анти)паламиты» и «(анти)исихасты» используются как синонимы. Это не вполне верно. Исихазм (от греч. ἡσυχία [исихия] — безмолвие) как отшельническая молитвенная практика, дающая возможность непосредственного опытного общения с Богом, получил обоснование в трудах богословов более ранних эпох, например у Симеона Нового Богослова в X-XI веках.

21. 1439 год — Ферраро-Флорентийская уния


Флорентийская уния папы Евгения IV. 1439 год Составлена на двух языках — латыни и греческом.

British Library Board / Bridgeman Images / Fotodom

К началу XV века стало очевидно, что османская военная угроза ставит под вопрос само существование империи. Византийская дипломатия активно искала поддержки на Западе, велись переговоры об объединении церквей в обмен на военную помощь Рима. В 1430-е годы принципиальное решение об объединении было принято, но предметом торга стало место проведения собора (на византийской или на итальянской территории) и его статус (будет ли он заранее обозначен как «объединительный»). В конце концов встречи произошли в Италии — сначала в Ферраре, затем во Флоренции и в Риме. В июне 1439 года была подписана Ферраро-Флорентийская уния. Это означало, что формально византийская церковь признала правоту католиков по всем спорным вопросам, в том числе и по вопросу . Но уния не нашла поддержки у византийского епископата (главой ее противников стал епископ Марк Евгеник), что привело к сосуществованию в Константинополе двух параллельных иерархий — униатской и православной. Спустя 14 лет, сразу же после падения Константинополя, османы приняли решение опереться на антиуниатов и поставили патриархом последователя Марка Евгеника — Геннадия Схолария, но формально отмена унии случилась только в 1484 году.

Если в истории церкви уния осталась лишь недолгим неудавшимся экспериментом, то ее след в истории культуры куда более значителен. Фигуры, подобные Виссариону Никейскому, ученику неоязычника Плифона, униатскому митрополиту, а затем кардиналу и титулярному латинскому патриарху Константинополя, сыграли ключевую роль в трансмиссии византийской (и античной) культуры на Запад. Виссарион, в эпитафии которому выбиты слова: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим», переводил греческих классических авторов на латынь, покровительствовал греческим эмигрантам-интеллектуалам и передал Венеции свою библиотеку, включавшую более 700 рукописей (на тот момент самую обширную частную библиотеку Европы), которая стала основой Библиотеки святого Марка.

Османская держава (названная так по имени первого правителя Османа I) возникла в 1299 году на руинах Сельджукского султаната в Анатолии и на протяжении XIV столетия наращивала экспансию в Малой Азии и на Балканах. Краткую передышку Византии дало противостояние османов с войсками Тамерлана на рубеже XIV-XV веков, однако с приходом к власти Мехмеда I в 1413 году османы вновь стали угрожать Константинополю.

22. 1453 год — падение Византийской империи

Султан Мехмед II Завоеватель. Картина Джентиле Беллини. 1480 год

Wikimedia Commons

Последний византийский император Константин XI Палеолог предпринимал безуспешные попытки отразить османскую угрозу. К началу 1450-х годов Византия сохраняла лишь небольшой регион в окрестностях Константинополя (Трапезунд был от Константинополя фактически независим), а османы контролировали как большую часть Анатолии, так и Балканы (в 1430 году пала Фессалоника, в 1446 году был опустошен Пелопоннес). В поисках союзников император обращался к Венеции, Арагону, Дубровнику, Венгрии, генуэзцам, папе римскому, однако реальную помощь (причем весьма ограниченную) предложили только венецианцы и Рим. Весной 1453 года началась битва за город, 29 мая Константинополь пал, а Константин XI погиб в бою. О его смерти, обстоятельства которой ученым не известны, было сложено множество невероятных историй; в народной греческой культуре в течение многих веков бытовала легенда о том, что последний византийский царь был обращен ангелом в мрамор и ныне покоится в тайной пещере у Золотых ворот, но вот-вот пробудится и изгонит османов.

Султан Мехмед II Завоеватель не порвал линию преемственности с Византией, а наследовал титул римского императора, поддерживал греческую церковь, стимулировал развитие греческой культуры. Время его правления отмечено проектами, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Греко-итальянский гуманист-католик Георгий Трапезундский писал о построении всемирной империи во главе с Мехмедом, в которой ислам и христианство объединятся в одну религию. А историк Михаил Критовул создал историю-похвалу Мехмеду — типичный византийский панегирик со всей обязательной риторикой, но в честь мусульманского властителя, который тем не менее назван не султаном, а на византийский манер — василевсом. 

Византийская империя, кратко говоря - это государство, появившееся в 395 году, после распада Великой Римской империи. Она не выдержала нашествия варварских племен и разделилась на две части. Меньше чем через столетие после своего распада, Западная Римская империя перестала существовать. Но она оставила после себя сильную преемницу - Византийскую империю. Римская империя просуществовала 500 лет, а ее восточная наследница - более тысячи, с 4 по 15 века.
Изначально Восточная Римская империя именовалась «Романией». На Западе долгое время ее называли «греческой империей», поскольку большую ее часть составляло греческое население. Но сами жители Византии называли себя римлянами (по-гречески - ромеями). Только после падения в 15 веке, Восточную Римскую империю стали называть «Византией».

Это название произошло от слова Византий - так сначала назывался Константинополь, столица империи.
Византийская империя, кратко говоря, занимала огромную территорию - почти 1 млн. кв. километров. Она располагалась на трех континентах - в Европе, Африке и Азии.
Столица государства - город Константинополь, основанный еще во времена Великой Римской империи. Сначала это была греческая колония Византия. В 330 году император Константин переносит сюда столицу империи и называет город своим именем - Константинополем. В Средние века он был самым богатым городом в Европе.



Византийской империи не удалось избежать вторжения варваров, но таких потерь, как запад Римской державы, она избежала благодаря мудрой политике. Например, славянским племенам, участвующим в великом переселении народов, было разрешено расселиться на окраинах империи. Таким образом, Византия получала заселенные границы, население которых было щитом против остальных захватчиков.
Основу экономики Византии составляло производство и торговля. В ее состав входило множество богатых городов, которые производили практически все товары. В V - VIII веках наступает время расцвета византийских портов. Сухопутные дороги стали небезопасными для купцов из-за длительных войн в Европе, поэтому морской путь становился единственным возможным.
Империя была многонациональной страной, поэтому культура отличалась поразительным разнообразием. Основу ее составляла античное наследие.
30 мая 1453 года, после двух месяцев упорного сопротивления армии турок, Константинополь пал. Так закончилась тысячелетняя история одной из великих держав мира.