Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Гастелло николай францевич подвиг. "огненный таран" николая гастелло. Альтернативная версия в эпоху гласности

2017-09-12T17:00:00+00:00

Гастелло Николай Францевич (1907-1941).

Военный летчик, Герой Советского Союза (посмертно).

Родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве. Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия), в Москву пришёл на заработки в 1900 году, работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка.
В 1914-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А.С.Пушкина.
В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию.
В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу.
Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Николай Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33).
В 1928 году вступил в ВКП(б).
В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го мая. В 1930-1932 годах Николай Гастелло жил в пос. Хлебниково.
В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
Май 1932 года — декабрь 1933 года — учёба в XI военной авиационной школе летчиков.
1933-1938 года — служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3 , Н.Ф.Гастелло с ноября 1934 пересел на командирское сидение.
В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.
В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.
В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 годов и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 г.).
Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем в авиагородок Боровское под Смоленском.
В 1940 году Н.Ф.Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф .
24 мая 1941 года — 23 июня 1941 года — командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП.
24-26 июня 1941 года — командир 2-й эскадрильи той же части. 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта, из стоящего на стоянке самолёта, сбил «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года на ДБ-3ф, в составе звена из двух бомбардировщиков, бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Вместе с командиром корабля Н.Ф.Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А.А.Бурденюк, лейтенант Г.Н.Скоробогатый, старший сержант А.А.Калинин.

Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941 год, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Память:
Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
Им. Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области
Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, а также Белоруссии и Казахстана, в том числе в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ.

Памятники Н.Ф.Гастелло установлены:
На шоссе Минск — Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н.Гастелло (1976 г.).
В г. Москве, в Сокольниках.
В г. Муроме, Владимирской области.
В г. Уфе (1985 г.).
В Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов).
В пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя.
В пос. Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя.
В г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе.
В г. Ростов-на-Дону.
В г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н.Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
В Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
В г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации, носящей имя Гастелло, был установлен памятник.
В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н.Ф.Гастелло.
В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н.Ф.Гастелло.
В г. Хабаровске в честь героя назван сквер.

Памятник Николаю Гастелло в Уфе.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Гастелло Николай Францевич.
Виктор Гастелло. Память об отце.

Во второй половине дня 26 июня 1941 года

Награды Николая Гастелло

Герой Советского Союза

Орден Ленина

26.06.1941 Первый воздушный таран - подвиг Гастелло

Николай Гастелло родился 23 апреля 1907 года в городе Москва. Окончил столичную семилетнюю школу № 25 имени Пушкина. С 1924 года жил в городе Муром, Владимирской области, где работал учеником стерженщика, формовщиком и вагранщиком на Муромском паровозостроительном заводе. В 1928 года переехал в Москву, однако затем с 1930 по 1932 год проживал в поселке Хлебниково, где работал слесарем и нормировщиком на Государственном механическом заводе строительных машин. С мая 1932 года­ молодой человек находился в Красной Армии, по специальному набору призван в военно-воздушные силы.

В 1933 году Гастелло окончил одиннадцатую Луганскую военную авиационную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. С 1934 года в течении четырех лет служил в 82-ой тяжелобомбардировочной авиационной эскадрилье. Затем переведен в бомбардировочно-авиационную бригаду, расположенную в Ростове­ на Дону. С мая 1938 года командовал отрядом в первом тяжелобомбардировочном авиационном полку.

Через два года полк передислоцирован в Великие Луки, а в начале 1941 года на аэродром Боровское в Смоленской области. Воевал Николай Францевич на Халхин­ Голе в составе сто пятидесятого скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско­-финляндской войны. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.

Первый боевой вылет с начала Великой Отечественной войны совершил 22 июня 1941 года в 5.00 часов. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня сведены в две эскадрильи. Капитан Николай Гастелло стал командиром второй эскадрильи. Выполнил три боевых вылета.

Во второй половине дня 26 июня 1941 года Николай Францевич Гастелло вылетел во главе дальнебомбардировочного звена для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно ­Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не имелось. Вскоре летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 метров, сбросили бомбы на танки и автомобили противника. После выхода из атаки командир приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя двенадцать автомобилей. Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда самолет загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть и решил направить горящий самолет на скопление вражеских автомобилей, бензоцистерн и танков.

То, что совершил капитан Гастелло со своим экипажем, назвали «огненный таран». Вместе с командиром погибли члены экипажа: штурман лейтенант Анатолий Акимович Бурденюк, стрелок­радист старший сержант Алексей Александрович Калинин и стрелок лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый. Все посмертно награждены орденом Отечественной войны I степени. Звание Героя Советского Союза капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года. Посмертно награжден орденом Ленина.

Награды Николая Гастелло

Герой Советского Союза

Николаю Гастелло было суждено совершить бессмертный подвиг, который остался в памяти народа. Николай родился в Москве в 1907 году. Его отец был родом из Белоруссии. В 16 лет Николай стал работать, а спустя пять лет получил партийный билет. В 1932 году был призван в Красную армию. Определили его быть пилотом. Обучение будущий герой проходил в Луганской авиашколе, после отправился на службу в 82-ую тяжелобомбардировочную эскадрилью. Летал Гастелло на четырехмоторном самолете модели ТБ-3.

Николай участвовал в конфликте на Халхин-Голе и советско-финской войне в составе 1-ого тяжелобомбардировочного авиаполка. Незадолго до начала войны с Германией, он получил звание капитана и стал командиром эскадрильи 207-ого дальнебомбардировочного авиаполка, в ведении которого находились бомбардировщики модели БД-3ф.

Проявить себя, Николаю было суждено уже на третий день войны. Находясь на аэродроме, капитан сбил из пулемета немецкий самолет «Юнкерс-88». Но главный подвиг в жизни Николая был впереди.

26 июня 1941 года экипаж ДБ-3ф состоящий из Анатолия Бурденюка, Григория Скоробогатого и Алексея Калинина вышел на боевое задание. Командовал самолетом капитан Гастелло. Летчикам предстояло бомбить немецкую колонну на дороге Молодечно-Радошковичи. Вскоре летчики заметили врага, отбомбившись, самолет взял курс на базу, как вдруг в машину попала зенитная немецкая ракета. У команды был шанс спастись, но ребята решили сделать по-другому. Горящий самолет, Гастелло и его товарищи отправили на колонну немецкой техники… Врагу был нанесен серьезный урон.

О подвиге советских солдат впервые сообщила газета «Правда». За проявленный героизм и мужество Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. Остальные члены команды бомбардировщика получили посмертно ордена Великой Отечественной войны 1-ой степени.

После войны историки выяснили, что экипаж Гастелло был не первым совершившим «огненный таран». Оказалось, что в первый же день начала войны 22 июня лейтенант Чиркин, командующий истребителем, направил свой горящий самолет на колонну танков. «Огненные тараны» не были редкостью среди русских летчиков во время Второй Мировой войны. На следующий день после подвига Гастелло, лейтенант Тарасов отправил свой горящий бомбардировщик на мотоколонну немцев. 29-ого июля подобным способом танковую колонну уничтожил лейтенант Пресайзен, а 4-ого июля капитан Михайлов.

За годы войны , советские летчики совершили 506 «огненных тарана», 50 из них получили звание Героя Советского Союза. Остальные посмертно награждались орденами. Историкам известно о 6-ти случаях «огненных таранов», при исполнении которых летчики оставались живы.

Имя Николая Гастелло получило широкую известность. Именем смелого летчика названы улицы во многих городах и населенных пунктах бывшего СССР. Памятники герою установлены в Москве , Муроме , Ростове-на-Дону и Уфе.

Николай Францевич Гастелло – (рожд. 23 апреля (6 мая) 1907 г. - смерть 26 июня 1941 г.) - советский летчик, капитан, Герой Советского Союза (1941 г. посмертно). Выпускник Луганской Военной авиационной школы летчиков (1933 г.). Принимал участие в боях в районе р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войне.

1941 год, 26 июня – во время выполнения боевого задания снаряд попал в бензобак его бомбардировщика, возник пожар, экипаж самолета мог воспользоваться парашютами, но капитан направил горящий самолет на скопление немецко-фашистской бронетехники.

Таран наземной цели, совершенный Гастелло и членами его экипажа лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым, стал символом героизма и преданности Родине. Имя Гастелло носят улицы во многих городах, поселках. На месте подвига Гастелло, близ Радошковичей (Беларусь), героическому экипажу был возведен памятник.

Биография Николая Гастелло

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны. Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская.

1924 год – семья Гастелло перебралась жить в город Муром, где его отец устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. В те времена Николаю исполнилось 17 лет, он устроился на тот-же завод слесарем, вместе с тем обучаясь в общеобразовательной школе. 1928 год – будущий герой стал коммунистом, примерно тогда увлекся спортом. Николай отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. 1930 год – семья Гастелло возвратилась в Москву, где молодой парень устроился на работу слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

1932 год – Николай Гастелло поступил в Луганскую школу пилотов. С 1933 по 1941 год Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. 1939 год – воевал на Халхин-Голе был командиром эскадрильи, а в июне 1940 году участвовал в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к Советскому Союзу. В том же году ему дали звание капитана.

Николай Гастелло в молодости

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно что Гастелло был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родилось два сына, которым было не суждено дождаться отца с войны.

Подвиг Гастелло

1941 год, 26 июня – эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под началом капитана Н. Гастелло была отправлена для нанесения удара по фашистским боевым колоннам, продвигавшимся в Минск.

Истребительного прикрытия не было. Эскадрилья встретила немецкую колонну в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Опустившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля. После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулеметный огонь, смогли уничтожить 12 немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь.

Самолет был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.

Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который станет образцом мужества и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика геройски погиб. Они не захотели покидать самолета на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. Впоследствии летчиков, совершивших «огненный таран», называли гастелловцами.

Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, с изложением всего произошедшего. Капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 г. газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.

1951 год – эксгумация. Кто совершил подвиг?

Единственные свидетели «огненного тарана» Гастелло - лейтенанты Воробьев и Рыбас, в скором времени погибли. Воробьев возвращаясь с боевого задания был сбит 23 августа в районе города Орел, а Рыбас погиб 15 ноября 1941 г. После их смерти история легендарного тарана стала обрастать новыми подробностями.

1951 год – в канун 10-ти летнего юбилея подвига Гастелло, решили провести эксгумацию героя Советского Союза и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Однако на месте предполагаемой могилы Гастелло были найдены останки и вещи его сослуживца - командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

Во время дальнейшего разбирательства удалось выяснить, что на том месте, где, как считалось ранее, Гастелло протаранил вражескую колонну, разбился экипаж Александра Маслова, который считался пропавшим без вести. При этом пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.

Потом неподалеку от гибели Маслова, в Мацковском болоте был обнаружен еще один самолет. В нем был один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя - «М-87Б» с номером 87844, которая была идентифицированна как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. В то время об этом умолчали, а на месте гибели самолета Маслова был поставлен бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом позабыли.

Новые версии

90-е годы XX века подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» СССР. Автором новой версии был майор в отставке Эдуард Харитонов, предположивший, что А. Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», потому как были обнаружены останки именно его экипажа.

1996 год – Маслова и членов его экипажа посмертно наградили званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Правда, в формулировке награждения 1996 г. не было ни слова о том, что именно А. Маслов совершил таран.

Согласно очередной версии, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.

Капитан Маслов, пытавшийся протаранить на горящем бомбардировщике немецкую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позднее Гастелло, по некоторым из предположений, попытался направить подбитый самолет на вражеские позиции в деревне Мацки, но «Ил-4» не смог дотянуть и упал недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был обнаружен.

Что до рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов не сохранились до наших дней, во-вторых, по утверждению сторонников альтернативных версий, покинувшие бой летчики могли и не увидеть таран, связав его с дымом от крушения бомбардировщика. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии нельзя, последние очевидцы погибли в 1941 г.

Герои «огненных таранов»

Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичны. Согласно подсчетам военных специалистов, лишь в первый год войны было зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием летчиков становился горящий самолет. Всего же во время Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено «огненных таранов» около 500 раз. Первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Больше 800 человек во время Отечественной войны стали героями «огненных таранов».

26 июня 1941 года летчики полка бомбардировочной авиации старший лейтенант Фёдор Воробьёв и лейтенант Анатолий Рыбас подали командованию рапорт об обстоятельствах гибели командира 2-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка капитана Николая Гастелло.

Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, во время боевого вылета в район Радошковичи — Молодечно бомбардировщик ДБ-3Ф, который пилотировал Гастелло, был подбит. Капитан Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники.

В первые дни войны, на фоне тяжелых неудач, случаи героизма советских воинов, о которых становилось известно из официальных рапортов, получали широкое освещение в прессе.

Подвиг Гастелло был упомянут в сводке Совинформбюро от 5 июля, а уже 10 июля очерк о Гастелло вышел в «Правде».

25 июля 1941 года капитан Николай Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза, и уже на следующий день оно было присвоено ему посмертно.

За время Великой Отечественной войны советские летчики совершили несколько сотен подобных таранов, и про каждого из них говорили - «повторил подвиг Гастелло».

Летчик, Герой Советского Союза (посмертно) Николай Гастелло. Довоенная фотография. Фото: РИА Новости

Командир и его экипаж

Капитан Гастелло вошел в число наиболее известных и самых почитаемых героев войны. Но в 1990-х годах его подвиг был поставлен под сомнение. Более того, возникла версия о том, что Гастелло мог оказаться в немецком плену.

Первая странность, касающаяся подвига Николая Гастелло, связана с его экипажем. В экипаж бомбардировщика входили четыре человека. Вместе с Гастелло в его последнем боевом вылете участвовали штурман Анатолий Бурденюк , летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый и стрелок-радист Алексей Калинин.

Их фамилии упоминались в представлении на награждение Гастелло, однако члены экипажа к награде представлены не были. Это породило путаницу - в некоторых послевоенных произведениях о Гастелло и его подвиги он оказывался пилотом истребителя.

Лишь в 1958 году Бурденюк, Скорбогатый и Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

К этому моменту стало известно об еще одной, куда более серьезной нестыковке, про которую, правда, знал лишь узкий круг лиц.

Закрытая информация

Считалось, что погибших летчиков похоронили жители деревни Декшняны. В 1951 году, к 10-летию подвига, было решено эксгумировать останки и торжественно перезахоронить.

Однако в захоронении были обнаружены вещи командира 1-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка Александра Маслов а и стрелка-радиста Григория Реутова . Экипаж Маслова числился пропавшим без вести при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года - в тот же день, когда совершил свой подвиг капитан Гастелло.

После секретного совещания было принято решение - останки Маслова и Реутова без огласки похоронить на кладбище поселка Радошковичи, на месте гибели самолета установить памятник подвигу Гастелло, и на этом тему закрыть.

В 1990-х годах история с эксгумацией могилы всплыла, после чего появилась новая версия событий, в которой Николай Гастелло героем уже не являлся.

Маслов - забытый герой, Гастелло - в плену?

Сторонники новой версии полагали, что таран колонны противника на самом деле совершил экипаж Александра Маслова. Рапорты Воробьева и Рыбаса либо изначально были ошибочны, поскольку летчики не видели тарана и ориентировались по косвенным признакам, либо были подделаны во время кампании по восхвалению Гастелло, который показался командованию более подходящим кандидатом в герои, чем Маслов.

Что касается, самолета Гастелло, то он, согласно новой версии, упал в Мацковском болоте близ села Мацки. При поисковых работах там якобы были обнаружены вещи и предметы, указывающие на то, что речь идет об экипаже Гастелло.

При этом появилась информация о том, что местные жители видели, как из самолета, затем упавшего в болото, выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа. Свидетели утверждали, что он прыгал с крыла, что, с учетом конструкции ДБ-3Ф, мог сделать только командир, то есть Николай Гастелло.

Спасшийся член экипажа был захвачен немцами в плен.

Итак, согласно этой версии получается, что капитан Гастелло не только не герой, но трус, бросивший членов экипажа погибать в горящем бомбардировщике, и угодивший в руки гитлеровцев.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло Фото: Commons.wikimedia.org / Mike1979 Russia

Несостоявшийся триумф доктора Геббельса

Сторонники новой версии событий оказались людьми настойчивыми - Александр Маслов и Григорий Реутов вначале были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени, а в 1996 году им было посмертно присвоено звание Героев России.

Но ставить точку в этой истории рано. Новая версия событий имеет нестыковок не меньше.

Подвиг Гастелло уже в 1941 году активно использовался советской пропагандой, о чем было хорошо известно немецкому командованию. Получить в свои руки якобы погибшего героя и затем предъявить его живого и во вражеском плену - для ведомства доктора Геббельса это было бы невероятным успехом.

Но даже намека на что-то подобное не было. Нет никаких доказательств того, что Николай Гастелло был в немецком плену. Теоретически это мог быть кто-то из его экипажа, но опять-таки ни одного свидетельства в подтверждение этой версии нет. Больше того, даже если считать показания местных жителей достоверными, то неподготовленный человек с земли вряд ли мог точно сказать, с какого именно самолета прыгнул летчик, а, тем более, из какой именно части.

Более того, скептики говорят о том, что нет достоверных свидетельств, говорящих о том, что самолет, упавший в Мацковское болото - это самолет Гастелло. В частности, письмо одного из летчиков, якобы найденное там, затем было утрачено.

За что наградили экипаж Маслова

С тараном Маслова тоже не все складно. Состояние останков, найденных в захоронении, не говорит о том, что экипаж погиб в результате мощного взрыва. Исследователи полагают, что самолет не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт. Есть версия, что Маслов пытался совершить таран, но промахнулся.

Звание Героя России Александру Маслову присвоено с формулировкой: ««За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». О таране не говорится потому, что нет никаких его доказательств, кроме умозаключений и предположений.

Достоверно можно сказать, что экипаж Александра Маслова погиб при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года у села Декшняны. Удалось установить весь состав экипажа Маслова: штурман лейтенант Владимир Балашов , стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов , стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев .

Владимир Балашов и Бахтурас Бейскбаев также посмертно стали Героями России, а казаху Бейксбаеву в 1998 году также было присвоено звание «Народный герой Казахстана».

Свидетели тарана погибли в 1941 году

Вернемся к экипажу Николая Гастелло. Несмотря ни на что, каноническую версию событий нельзя считать полностью опровергнутой.

На самом деле, самыми достоверными доказательствами в этой истории можно считать рапорты Федора Воробьева и Анатолия Рыбаса. С военной точки зрения, этих двух свидетельств было достаточно, чтобы считать подвиг достоверным. Однако оригиналы рапортов не сохранились, они известны лишь в описании, которое присутствовало в документах следующих инстанций.

Говорить о том, что командование «выбирало героя» между Масловым и Гастелло тоже не приходится: никто 26 июня 1941 года не мог точно знать, какой резонанс получит история с тараном немецкой колонны. Оба летчика были опытными, числились на хорошем счету, и нет оснований считать, что один годился в герои больше, чем другой.

Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова Фото: Commons.wikimedia.org

О том, что случилось с Масловым, никто не знал, и его экипаж числился в списках пропавших без вести, а об обстоятельствах гибели Гастелло рассказали Воробьев и Рыбас.

Старший лейтенант Федор Воробьев при возвращении с боевого задания погиб в районе города Орел 23 августа 1941 года. Лейтенант Анатолий Рыбас погиб при выполнении боевого задания 15 ноября 1941 года. В первые месяцы войны наша авиация несла огромные потери, и 207-й полк был расформирован, а многие его документы утрачены.

Герои все. А подвиг - Гастелло

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что экипажи Николая Гастелло и Александра Маслова погибли 26 июня 1941 года при выполнении боевого задания в районе деревни Декшняны. То, что в захоронении, которое считалось могилой экипажа Гастелло, оказались останки членов экипажа Маслова, не означает, что таран совершил именно Маслов, а не Гастелло.

Возможно, окончательно прояснить эту историю уже не удастся. Все члены экипажей Николая Гастелло и Александра Маслова по праву могут считаться героями.

Но в истории войны огненный таран немецкой колонны останется «подвигом Гастелло». Так уж исторически сложилось.