Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Ф крузенштерн открыл. Иван Крузенштерн. Великие Географические Открытия

Привет, читатель! В последние дни меня не покидают мысли о значимости людей на планете. Ведь все говорят, что каждому из нас суждено сделать что-то, ради этого мы и родились в этом мире. Если представить жизнь, словно отрезок времени, и посмотреть на него с высоты птичьего потела, то многие люди совершенно не понимают своего предназначения. Многие мои знакомые даже не знают, чем хотят заниматься, где работать, многим даже лень выйти из дома и посвятить несколько часов в день занимаясь саморазвитием.

Я ее нахожу во время чтения книг, разных статей других блогеров, или во время просмотра фильмов. Но в последние дни я занялся изучением биографий великих людей. А вы знаете, что открыл Крузенштерн? Именно об этом будет сегодня моя статья.

Великие люди — кто они?

Почему великие люди стали такими и что подвигло их к небывалым подвигам? Многие спросят: «Что открывать, что исследовать, если и так мы знаем ответы на все интересующие вопросы». Может, такие фразы найдут своих преемников, но разве Беллинсгаузен и Лазарев знали, что откроют ? Или Крузенштерн знал, что он увидит во время своего путешествия, кстати, именно он прославил Россию на весь мир. У этих гениальных людей есть общая черта, они безумно любили свою родину и были готовы совершать невероятные поступки, открытия, ради ее прославления и продвижения среди других государств. Увы, сегодня у людей совершенно другие ценности.

Конечно, в нашей стране множество гениев, великих ученых, медиков, одаренных детей, но многие почему-то предпочитают эмигрировать за границу. Не будем никого осуждать, где жить, с кем жить, на кого работать, это выбор каждого, главное не забывать свою землю и родителей. Всегда помните, кто вы есть…

Кто такой Крузенштерн

Крузенштерн — биография этого человека достойна, чтобы ее изучить, научил меня по-новому смотреть на привычные вещи. В нем много упорства, мудрости, целеустремленности, отсутствие страха и нерешимости, это человек слова и дела, именно с ним у меня ассоциируется слово офицер – человек чести.

Немногие знают, что именно Лисянский и Крузенштерн сделали свое родное государство великой морской державой.

В конце августа 46 года девятнадцатого века, мир покинул человек, усилиями которого наша страна стала главной в клубе великих государств. Звали его Иван Федорович Крузенштерн и его имя известно всем, причём с ранних лет.

Причина такого восхищения парадоксальна

Настоящие заслуги ушедшего адмирала мало оговариваются сегодня, хотя солидной литературы, и сугубо научной, и молодежной, на эту тему достаточно. Но все работы перекрыл короткий эпизод культового мультсериала «Простоквашино». «Позвольте задать вопрос, чтобы проверить вашу образованность: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спросил милый почтальон. И Матроскин сказал гениальную фразу: «Точно не уверен. В его честь был назван пароход, на котором плыла моя бабушка». Подвел итоги Шарик: «Это великий человек и пароход».

История рода Крузенштернов

Многие известные факты из жизни адмирала необходимо корректировать. Так, наиболее популярное судно, что назвали его именем, неправильно называть пароходом, это барк с четырьмя матчами, самый крупный и известный парусник двадцать первого века. Имя также не совсем соответствует историческим реалиям.

С самого начала его звали Адамом Иоганном.

Но это имя подвергли жесткой русификации. Причём это сделал сам же носитель, ведь он очень хотел быть кровным русским. И поэтому просил, чтобы все окружающие, называли его Ваней. Но на этом он и не думал останавливаться.

Он начал дружить с Юрием Лисянским, который тогда был кадетом, и Иван, долго не думал, решил позаимствовать отчество у своего друга. С того самого момента он стал Фёдоровичем.

Самое удивительное, что в этих действиях не прослеживалась какая-то специфическая «измена» его роду, что имело австро-немецкие корни. Его семью объединяла Россия, они были дружнее, чем это может показаться, и эта связь с государством становилась только крепче с каждым новым поколением.

Прапрадед отечественного героя, Филипп Круизиус, два раза становился главой посольства в Москве – первый раз от Германии, второй — от Швеции, в те годы посольство задержали в столице на целых 36 месяца. Дедушка адмирала, Эверт Филипп, жил в России еще дольше — он попал в плен под Нарвой, потом его перевезли в Сибирь. По возвращении в родовое поместье недалеко от Таллина, он увидел, что его земля стала уже частью России.

Другими словами, Россия была единственным домом Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Удивительно, что самой приятной похвалой он считал статью в гамбургской газете, что была посвящена его путешествию вокруг света (1803-1806). Там было написано, что экспедиция была важна не только для торговли, но и для всего Русского народа.


Начальник экспедиции и все, кто были на кораблях, были русскими.

Первое кругосветное путешествие Крузенштерна

В те годы Крузенштерн осознавал, что для подготовки к первой кругосветке, на кон нужно поставить все. Это дело, было передовым в его жизни, и одновременно, оно поднимало и престиж его любимой страны. Чтобы мои читатели смогли понять масштабность происходящего, в те времена – приблизительно равносильно обладанием ядерной боеголовки или персональной космической станцией в двадцать первом веке.

Это позволит моментально попасть в список самых влиятельных людей мира, а государство станет не менее элитным. Вот такую фразу можно было найти в европейском вестнике: «Россия в море, сегодня считается самой могущественной страной не только благодаря искусству ее офицеров, но и благодаря многочисленным кораблям. Грядущее путешествие вокруг земного шара станут первыми в мореплавании, и вообще лучше, чтобы его проводил не русский народ».

Меня удивляет и вдохновляет в этом человеке его целеустремленность и решительность. Если он поставил себе цель, его не остановят плохие условия на корабле, отсутствие нормальной пищи и места для сна. Он ставил перед собой реальную цель, и шел к ней, разве это не вызывает уважения. Его заслуга непосредственно в том, что он не рвал на себе рубашку, не кидал фразы на ветер, не делал ненужных подвигов, но при этом сделал для нашей страны больше чем другие ораторы.

Если быть более точным, то именно этим человеком были отменены все телесные наказания на флоте. Именно этим, уже прославленным мореходом, было указано руководству Морского кадетского корпуса, на необходимости проходить обучение и для ребят из недворянского рода. Когда в двери страны постучалась Отечественная война, адмирал отдал на армейские нужны почти треть своего состояния.

В России был второй Колумб?

Витус Ионассен Беринг, наверняка, этого человека многие знают еще со временем школы. Несколько дней назад я наткнулся в интернете на его биографию, где рассказывалось о жизненных ценностях, целях и методах их достижения. История жизни этого легендарного человека будет еще долго меня мотивировать на изменения мира к лучшему.

Если описать кратко все прочитанное, то в конце семнадцатого века на свет появился капитан-командор Витус Беринг, который в дальнейшем будет руководить двумя Камчатскими экспедициями.

Хотел задать вам вопрос — как вы относитесь к иностранцам? Почему-то бытует такое мнение, что русские часто дискриминируют людей, что приехали из другой страны, особенно если это чернокожий человек. Я не соглашусь, это скорее миф, который придумали те, кто считают, что Россия по-прежнему живет в лихих 90-х, все ездят на БМВ и ходят в кожаных куртках.

Но, даже сегодня политики и местные чиновники спорят о приглашении иностранцев на работу, это принесет пользу или вред стране и ее целостности. С одной стороны, другой взгляд на привычные вещи, новые методы работы, никто так и не поймет русского человека, как еще одни русский человек (простите за тавтологию). И в каком году начались такие споры неизвестно, многие утверждают, что они ведутся столько же, сколько существует сама страна.

Сегодня и много лет назад можно встретить таких людей, которые говорят, что иностранцы приезжают исключительно, чтобы заработать больше денег, они не принесут никакой пользы. Давайте не будем лукавить, тех, кого приезжал только за деньгами, в нашей стране побывало не считанное количество. Но одновременно, десятки тысяч иностранных граждан служили России, они настоящие герои. Ради государства, что становилось для них второй отчизной, многие готовы были отдать и даже отдавали свои жизни.

Летом 1681 года в маленьком городке Хорсенсе появился на свет Витус Ионассен Беринг. Этому человеку было суждено стать отечественным иследователем и первооткрывателем.

Его отец работал на таможне, а мальчик, после получения среднего образования поступает в Морской кадетский корпус. Вместе с товарищами парень мечтал о далеких странах и славе. Воплотить свои мечты в реальность, в крошечной маленькой Дании, было практически невозможно, и молодые моряки выбирали страну, в которую отправиться на службу.

Образцовый человек

В России тогда происходили политические изменения, на троне можно было увидеть царя Петра Первого, он очень положительно относился к иностранцам, и всячески содействовал им работе в России, в результате они получали приличные жалования и лучшие возможности для карьерного роста.

В начале восемнадцатого века Берингом была совершена первая большая экспедиция к индийским берегам. По возвращении из нее он встретил вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса, который как раз выполнял специальную миссию, что ему поручил сам царь.

Он помогал русским юношам поступить в европейские университеты и одновременно занимался вербовкой юных выпускников, чтобы те отправлялись служить на русский флот. В этот же момент Крюйс выделил Витуса из толпы и предложил ему отправиться с ним в Россию. Последний охотно согласился.

В начале восемнадцатого века Беринг начинает служить России, ему присваивают чин унтер-лейтенант. Новоявленный моряк зарекомендовал себя с положительной стороны, в результате, на него обратил внимание и выделил среди всех царь.

Берингу поручили провести первый корабль под отечественным флагом вокруг из порта Азовского моря прямиком к Балтике. Беринг женился и его полностью покорила Россия, в родную Данию он потом возвратился, но всего лишь раз на несколько дней, чтобы увидеть родных, его больше привлекала России и ее безграничные просторы, которые так хотелось исследовать. Впереди ждали все новые открытия, и Беринг не мог ждать.

Особое предназначение

К нашей стране в те годы был присоединен полуостров в северо-восточной части Евразии. По указу царя наладилось морское сообщение на ладьях между Охотском и западной границей Камчатки. У офицера флота Витуса Беринга была мечта посвятить себя исследовательской деятельности, в частности, найти ответ на вопрос о существовании азиатского и американского перешейка.

Здоровье русского императора тогда уже было серьезно подорвано, но, это не мешало ему уделить больше внимания изучению отдаленной русской земли и территории, что находятся с ними на одной границе.

Незадолго до смерти царя, Беринг удостоился чина капитана-командора, его назначают главным в дальневосточной экспедиции. Император дал четкие указания - соорудить мощные и крепкие судна и отыскать место стыка Азии и Америки. В одно и тоже время, члены экспедиции должны были обследовать малоизученную восточную территорию.

Я уверен, что многие знают, чем закончится эта история, и какие открытия совершил Витус Беринг помимо 2-х известных Камчатских экспедиций. Истории таких людей не то что мотивируют, они заставляют встать с дивана и заняться чем-то необычным. Как давно вы покидали зону комфорта? Почему ее не начать покидать или расширять уже сегодня, прочитав эту статью? Ведь поверьте еще многое не исследовано, впереди множество новых открытий, и кто знает, может через несколько лет, кто-то будет писать блог о ваших открытиях, которые мотивируют миллионы людей. Пишите все свои мысли в комментарии и не забывайте подписаться на . До скорого!

Текст — агент Q.

Вконтакте

(1770–1846), мореплаватель, исследователь Тихого океана, ученый-гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почетный член Петербургской академии наук.

Родился в Северной Эстонии в небогатой дворянской семье. Досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793–1799 годах служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. По возвращении Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске. В 1802 году был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Летом 1803 года вышел из Кронштадта на двух шлюпах - "Надежда" (на борту находилась миссия в Японию во главе с Н. Резановым) и "Нева" (капитан Ю. Лисянский). Главная цель плавания - исследование устья Амура и прилегающих территорий для выявления удобных баз и маршрутов снабжения тихоокеанского флота. Суда обогнули мыс Горн (март 1804 года) и через три недели разошлись. Через год Крузенштерн на "Надежде", "закрыв" по пути мифические земли юго-восточнее Японии, прибыл в Петропавловск-Камчатский. Затем он доставил Н. Резанова в Нагасаки и, возвращаясь весной 1805 года в Петропавловск, описал северные и восточные берега залива Терпения. Летом продолжил съемочные работы, впервые заснял около 1000 километров восточного, северного и частично западного берега Сахалина, приняв его за полуостров. В конце лета 1806 года вернулся в Кронштадт.

Участники первой русской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в науку, убрав с карты несуществующий остров и уточнив положение многих географических пунктов. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, измерили температуру воды на глубинах до 400 метров, определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в акваториях Мирового океана.

В начале Отечественной войны 1812 года треть своего состояния (1000 рублей) Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение. Почти год провел в Англии в составе российской дипломатической миссии. В 1809–1812 годах опубликовал трехтомное "Путешествие вокруг света...", переведенное в семи странах Европы, и "Атлас к путешествию...", включавший более 100 карт и рисунков. В 1813 году был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.

В 1815 году Крузенштерн ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Составил и издал двухтомный "Атлас Южного моря" с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827–1842 годах был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-морскую академию. По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная экспедиция О. Коцебу (1815–1818), экспедиции М. Васильева - Г. Шишмарева (1819–1822), Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева (1819–1821), М. Станюковича - (1826–1829).

Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники.

(1770-1846 гг.) - русский мореплаватель.

Одной из самых выдающихся экспедиций, организованных Российско-Американской компанией, явилось кругосветное путешествие русских моряков под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Они вместе учились в Морском кадетском корпусе. Это были хорошо образованные боевые офицеры, участвовавшие в крупных морских сражениях, плававшие в 1793-1799 гг. на кораблях английского флота. Экспедиция должна была доставить товары на принадлежавшую тогда России Аляску и завязать торговлю с и . С этой целью в начале 1803 года в Англии были приобретены два шлюпа - «Надежда» и «Нева».

7 августа 1803 года корабли из Петербурга отправились в свое далекое плавание. Они должны были пройти и , далее через , вокруг - в к Гавайским островам, после которых «Надежда» пошла к Петропавловску-Камчатскому и затем в Японию, а «Нева» - к берегам Аляски. В Кантоне обе экспедиции должны были встретиться и через вернуться обратно в Петербург.

Путешествие было трудным: замена мачт, жестокий шторм, застигший их у архипелага , сильные , в которых шлюпы на два месяца потеряли друг друга. Только отличная выучка и суровая закалка помогли русским морякам справиться с бедами. Закончив все торговые операции, корабли, оставив берега Китая, Японии, Аляски, взяли курс на и 19 августа 1806 года возвратились к родным берегам. Первое кругосветное путешествие русских моряков удачно завершилось.

8 период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

Были значительно исправлены ; проводились (измерение на разных глубинах, определение и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);

было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный , исследована часть Курильской островной гряды;

установлен новый путь к русским владениям и Аляске.

И.Ф.Крузенштерн не только открыл и провел съемки , описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом.

Труды И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского о трехлетнем плавании вокруг света были изданы на многих языках. Имена этих исследователей увековечены: острова архипелага Туамоту и один из мысов на Аляске названы именем И.Ф.Крузенштерна.

24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.


Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр - российской и шведской. Эскадры построились в линию - одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» - Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» - еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

Были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);

На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

Установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции - «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

В 1811 году Иван Крузенштерн был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году, он разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815 -1818 годов под началом Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. Также Крузенштерн посетил Англию, для того чтобы заказать необходимые для экспедиции инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». Его труд, который был издан на русском и немецком языках, вскоре был переведен на французский язык, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.

Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

По материалам из открытых источников


В семье Иоганна Фридриха фон Крузенштерна, судьи, в 1770 году 08 ноября родился сын. Назвали малыша Адам Иоганн, и никто из родных не мог подумать, что на свет появился будущий знаменитый путешественник и мореплаватель.


Детство и юность Крузенштерна
Род Крузенштерн – дворяне. В двенадцать лет Адам Иоганн стал учиться в церковной школе, а в пятнадцать поступил в кронштадтский Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь и карьера непосредственно связана с морем. С 1789 по 1979 гг. длилось его обучение в корпусе, будущий знаменитый путешественник принял участие в войне против Швеции.
Почувствовав в нем уверенность и проникнув талантами молодого человека, руководство Ивана Крузенштерна отправило юношу проходить стажировку в Великобритании. Там он досконально стал учить морское дело. И вплоть до 1799 года он служил во флоте Британии, побывав в Африке, Северной Америке и Азии.
Начало великих открытий
На Родину Иван Федорович Крузенштерн вернулся в 1799 году. Будучи человеком образованным и очень умным, на протяжении долгих лет перед возвращением в Кронштадт, Крузенштерн размышлял и планировал возможные пути налаживания торговых отношений между Россией и Китаем. Разработав проект, в 1799 году Иван Федорович представил его на суд общественности. И в 1802 году получил разрешение от императора Александра I на кругосветное плавание и был назначен главой первой экспедиции такого рода.

Первое русская кругосветная экспедиция
Корабли, приборы для мореплавания и необходимые инструменты для очень важного события были закуплены в Англии. Корабль, на котором шел Иван Крузенштерн, получил подходящее для такого события название – «Надежда», вторым кораблем, под именем «Нева», руководил лучший друг Ивана Федоровича, также знаменитый ученый – Лисянский Юрий Федорович. Команды кораблей насчитывали 129 человек и все, кроме ученых, ехавших с экспедицией, были людьми русскими.
Итак, в 1803 году 26 июня из Кронштадта отправились в столь знаменательное путешествие два корабля, путь их лежал к берегам Бразилии. На острове Светой Екатерины команды провели необходимый ремонт и поплыли к мысу Горн, а затем двинулись к Южным Сандвичевым островам. Затем путешественники разделились: Ю.Ф. Лисянский отправился со своей командой к Алеутским островам, а И.Ф. Крузенштерн пошел к Камчатке, а затем в Нагасаки.
Возвращаясь обратно, экспедиция Крузенштерна нанесла на карту южную часть Сахалина, острова Хоккайдо, Хондо, Хонсю. Затем были обследованы северное и восточное побережье Сахалина, позже, взяв с собой большой груз китайских товаров, они вернулись на Родину.

Итоги кругосветной экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна
Закончившееся успехом и славой, первое русское кругосветное плавание привлекло внимание и нашло отклик во многих странах мира. Итоги экспедиции имели огромное практическое и научное значение. Русские путешественники исправили ошибки на картах, которые в то время считались самыми точными.
Лучшие друзья открыли новые острова и вычеркнули с карты несуществующие, наблюдали и заносили данные о течениях и температуре слоев моря, проводили метрологические исследования, привезли обширные коллекции и описания жизнедеятельности камчадалов, айнов, нукагиров. А так как путешественники впервые проложили путь до Аляски и Камчатки из Европейской части страны, то в честь такого события была выпущена медаль.
Руководитель экспедиции Иван Федорович Крузенштерн был избран членом Академии наук, получил звание капитана II ранга и стал участником Адмиралтейского департамента. Путешествие закончилось блистательно и вошло в историю развития мирового мореплавания.
Отныне, торговый обмен с Китаем стали вести по сходному маршруту двух знаменитых кораблей: «Надежды» и «Нивы».


Дальнейшая общественная жизнь Ивана Федоровича Крузенштерна, интересные факты
Все свою жизнь Иван Федорович Крузенштерн посвятил науке:
- в 1826 году Крузенштерн выпустил в свет «Атлас Южного моря». Данный труд содержал исторические и географические выводы и анализ различных источников: русских и иностранных;
- жизнь Крузенштерна на протяжении долгих лет была связана с Морским кадетским корпусом. Сначала в 1811 году его назначили инспектором, а затем в 1827 году и директором этого учебного заведения. Он создал и утвердил Высшие Офицерские классы, которые спустя время были преобразованы в Военно-Морскую академию. Иван Федорович ввел новые предметы, курсы в образовательную программу, при его руководстве были отменены телесные наказания. В память о великом предшественнике ежегодно перед выпуском студенты одевают на статую адмирала тельняшку – такой своеобразный знак уважения к великому ученому и первопроходцу.
- уже в звании адмирала, Иван Федорович подал в 1842 году в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться;
- в 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.
- имя Крузенштерн стало нарицательным, знакомым с детства любому ребенку. Именем ученого названы двенадцать объектов географии. Тут и мыс в Охотском море, и гора в Антарктике;
- в 1973 году в Петербурге был установлен памятник путешественнику, архитектор Монигетти и скульптора Шредар – авторы.
- ученый был награжден большим количеством наград: Орденами Святой Анны второй степени, Святого Георгия четвертой степени, Святого Александра Невского. Это далеко не весь список, но человек, всю свою жизнь посвятивший науке и исследованиям, заслуживает всех почетных титулов и наград;
- умер Иван Федорович в 1846 году 12 августа. После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

И.Ф. Крузенштерн – великий человек, которым по праву гордится наша Родина. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons