Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Экологический диктант посвященный году экологииг. Вопросы экологической акции экологический диктант". Грамотным суждением является

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние…Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние, перерабатывается научной мыслью социального человека»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________

____________________________________

11. Памятник природы это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы образовательной акции «Экологический диктант»

1. Кем и когда был введен термин «Экология»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите 4 закона (аксиомы), которые в 1974 году сформулировал Б. Коммонер

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кому принадлежит данное высказывание и о чем оно?

« Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние…Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние, перерабатывается научной мыслью социального человека»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Может ли избыток территории, на которой живет популяция, послужить помехой для роста ее численности? С какими популяциями это может произойти?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Акклиматизация, с экологической точки зрения, – очень опасный процесс. Что же в нем опасного для самого привезенного на новое местожительство организма?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое инвазивный вид? Приведите примеры таких видов на Байкале.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему суслики селятся на нарушенных биотопах?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое самое распространенное вещество в биосфере?

_______________________________________________________________________________

9. Система повторных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием естественных и антропогенных факторов называется

_________________________________________________________

10. Сколько заказников регионального значения в Бурятии?

____________________________________

11. Памятник природы это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Перечислите особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения вокруг Байкала

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Как называется единственный природный парк в Бурятии?

____________________________________________________________________________________

14. Какая рыба в Байкале самая крупная?

________________________________________________________________________________

15. Озеро Байкал находится под защитой международной межправительственной организации, специализированного учреждения ООН. Как она называется?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Байкал – единственный пресный водоем, где обнаружены газогидраты. Что это такое, и какое значение они имеют для будущего?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В литературе о Байкале употребляются словосочетания «Байкальский регион» и «Байкальская природная территория». Что подразумевается под этими терминами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какой газ растворен во всей толще байкальской воды до самого дна?

___________________________________________________________

19. Какие особенности роста и развития характерны для растений, произрастающих вокруг Байкала?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. В чем причина ярко выраженного локального эндемизма фауны Ушканьих островов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Когда и кто впервые изобразил Байкал на карте?

________________________________________________________________________________________________________________________

22. Что являлось предметом изучения экспедиции Г.Г.Доппельмаира, и чем завершилась эта экспедиция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Границы, какой ООПТ в Республике Бурятия полностью совпадают с административными границами района?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько районов Республики Бурятия расположено в центральной экологической зоне Байкальской природной территории?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое ведомство в Республики Бурятия создано для функционирования ООПТ регионального значения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вариант 1

Что такое ареал? Что такое загрязнение? Продолжи один из законов Б. Коммонера: За все… Кислотные дожди – это … Лес – это … Что называют отходами? Степь – это … Фунгициды – это … Экологическое равновесие – это … Эрозия почв – это …

1. Какое растение уже давно является символом навязчивости?

2. По какому травянистому лесному растению, имеющему маленькие белые цветочки в виде звездочек, можно легко определить дождь?
Какое известное растение наших лесов получило такие названия: « севера», «северный лимон»?

3. К какому из известных растений наших лесов подходит следующее описание? Могучий, кряжистый, коричневатый, покрытый глубокими морщинами ствол. Толстые изогнутые, узловатые ветви, как мускулистые руки , поднимают ввысь широкий шатер листвы. Листья с резко очерченным контуром, прямые и жесткие, словно вырезанные из жести.

4. Об этом пернатом синоптике в народе говорят: «У нее поясницу ломит – накаркает дождь»

5. Кто изображен на эмблеме Государственного природного заповедника «Уссурийский» им. ?

6. Кто изображен на эмблеме Государственного природного заповедника «Черные земли»?

7. Что изображено на эмблеме Баргузинского государственного природного биосферного заповедника?


8. Что изображено на эмблеме Хинганского государственного природного заповедника?

9. Что изображено на эмблеме Байкальского государственного природного биосферного заповедника?


Задача 1. Одна из фирм в свое время занималась поставкой для различных банков и компаний настоящих яблок с эмблемой заказчика. Эмблемы и торговые марки представляли собой зеленые пятна в виде контуров на неповрежденной кожице ярко-красных или желтых яблок. Опишите способ, каким это делалось. Дайте свое объяснение возможному механизму «изготовления» подобных яблок?

Задача 2. В каком типе леса больше всего задерживается пыли в год?

Задача 3. Ученые в ходе исследований обратили внимание на такую закономерность. В воздухе хвойного леса в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном, а в эвкалиптовом лесу их ещё меньше, чем в хвойном. Как можно объяснить разное содержание бактерий в разных растительных сообществах?

Задача 4. В 1 кг свежих листьев разных растений содержится разное количество хлорофилла. У подорожника – 1,8 г; у аспидистры – 4 г. Определите, какое из этих растений светолюбивое, а какое теневыносливое.

Задача 5. Существует легенда о том, как к Долине алмазов около Голконды в IV веке до н. э. приблизились воины Александра Македонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросить вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипли к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. В чем здесь может быть ошибка?

Всероссийский экологический диктант

Вариант 2

Что такое памятник природы? Автотрофы – это … Бентос – это … Экосистема – это … Бытовое загрязнение – это … Продолжи закон Б. Коммонера – Все надо … Канцерогены – это … Национальный парк – это … Нетрадиционная энергетика – это … Охрана природы – это …

В мае месяце появляются: не рыба, не рак, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок; летит – кричит, сидит – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет? Листья каких деревьев осенью краснеют? Какие цветы носят человеческие имена? Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? Какой регион России богат лесом?

6. Что изображено на эмблеме Государственного природного заповедника «Остров Врангеля»?

7. Что изображено на эмблеме Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»?

8. Что изображено на эмблеме Кавказского государственного природного биосферного заповедника?


9. Что изображено на эмблеме Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника?

10. Что изображено на эмблеме Вишерского государственного природного заповедника?


Задача 1. Дятлы часто сильно повреждают деревянные опоры линий электропередач, причем некоторые опоры пользуются у птиц повышенной популярностью. Назовите причины, по которым дятлы могут стремиться расклевать столб.

Подсказка. Известно, что дятлы питаются насекомыми. Кроме того, звонкий стук по стволу дерева служит сигналом для привлечения самки.

Задача 2. Летящую кукушку легко можно спутать с ястребом-перепелятником: у нее похожие окраска, размеры тела и характер полета. Какое значение имеет это в жизни кукушки?

Задача 3. В минуту сильного потрясения у рябчика (например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?

Задача 4. В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

Задача 5. Почему лес называют санитаром атмосферы?

Экологический диктант, посвященный году экологии – 2017г

Задание 1.

(правильный ответ – 1 балл)

1.«Экология» в переводе с греческого означает:

а) «тепло и свет»;

б) «растения и животные»;

в) «наука о доме, жилище»;

г) «охрана природы».

2.Фотопериодизм – это реакция живых организмов на изменение:

а) температурного режима;

б) влажности воздуха;

в) продолжительности светлого времени суток;

г) атмосферного давления.

3.Часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует, – это:

б) экологическая ниша;

в) среда обитания;

г) экологический фактор.

4.Рыхлый тонкий слой поверхности суши, контактирующий с воздушной средой, характеризующийся плодородием – это:

а) литосфера;

б) материнская горная порода;

в) земная кора;

5.Среду обитания составляют:

а) хищники, влияющие на организмы;

б) свет, влияющий на организмы;

в) влага, влияющая на организмы;

г) живая и неживая природа, влияющие на организмы.

6.По способности заселять любые климатические зоны не имеет себе равных:

а) воробей;

в) человек; г) медведь.

7.Птицы активно помечают свои территории:

а) экскрементами;

б) звуками;

в) перьями;

г) гнездами.

а) жук-навозник;

в) мышь серая;

г) саранча.

а) ограниченность жизненного пространства;

б) обильное снабжение пищей;

в) сложность распространения от одной особи хозяина к другой;

г) защитные реакции организма хозяин

10.В одном сообществе нельзя встретить следующие пары растений:

а) подорожник средний – лютик едкий;

б) черника – голубика;

в) клюква – багульник;

г) василек – сфагнум.

11.В одном природном сообществе с ряской можно встретить:

б) жаворонка;

в) лягушку;

г) суслика.

12.Особь – это:

а) биологический вид;

б) отдельно взятый живой организм;

в) сообщество животных;

г) семья живых организмов.

13.Производят органические вещества из неорганических:

а) вирусы;

б) растения;

г) животные.

14.Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они:

а) производят крахмал и целлюлозу; б) поглощают крахмал и целлюлозу

в) поглощают кислород и производят углекислый газ;

г) поглощают углекислый газ и производят кислород.

15.Биологическая природа человека проявляется:

а) в использовании орудий труда;

б) в членораздельной речи;

в) в пищевых связях;

г) в подчинении законам общества.

    Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они:

а) используются как места отдыха людей;

б) служат для получения питьевой воды;

в) используются для водопоя скота;

г) используются для орошения полей.

    Рост и развитие городов, преобразование сельской местности в городскую – это:

а) агломерация;

б) урбанизация;

в) национализация;

г) эвтрофикация.

    В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:

а) самолеты;

б) автомобили;

в) поезда;

г) пешеходы.

    Кислотные дожди образуются:

а) в атмосфере;

б) в реках, морях и океанах;

в) в земной коре;

г) в почве.

    Общее название химических препаратов, используемых в сельском хозяйстве для уничтожения сорных растений, патогенных грибов и насекомых-вредителей:

а) антибиотики;

б) пестициды;

в) фитонциды;

г) витамины.

    Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:

а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы жилой застройки;

б) организацией транспортной сети с похождением магистралей через районы жилой застройки;

в) прокладки магистралей на высоких насыпях;

г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.

    Животное, которое может быть использовано в качестве биоиндикатора водоема – это:

а) кувшинка;

в) ручейник;

г) дождевой червь.

    Результатом неконтролируемого распространения с других территорий стало появление в европейской части нашей страны:

а) элодеи канадской;

б) лютика едкого;

в) ряски трехдольной;

г) пижмы обыкновенной.

    К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:

а) парк культуры и отдыха;

б) природный парк;

в) детский парк;

г) зоологический парк.

    Профессия человека, работающего с животными в заповедниках:

б) лесник;

в) браконьер;

г) инспектор.

26Лимитирующим фактором для обитающих в городах серых ворон может стать:

б) урожай семян ели;

в) численность лис и сов;

г) количество и размеры помоек.

    Грамотным суждением является:

а) «в городе плохая экология»;

б) «экологию необходимо охранять»;

в) «в нашем регионе вся экология испорчена»;

г) «экология – основа рационального природопользования».

Задание 2

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

    В крупных городах неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования численности ворон является:

а) отлов и отстрел;

б) разведение их естественных врагов – бродячих собак, кошек;

в) уничтожение гнезд и кладок;

г) ликвидация несанкционированных свалов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1% лесистой территории. Пожарная опасность зависит от характера леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска;

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;

г) большей влажностью воздуха.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Развитие городов обусловлено влиянием самых разнообразных экологических факторов, среди которых основными НЕ являются:

а) географическое положение;

б) гидрогеологические и климатические условия;

в) особенности рельефа;

г) видовое разнообразие

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Из метеорологических явлений на здоровье обоянцев чаще всего оказывают негативное влияние:

а) суховеи;

б) землетрясения;

в)повышения и понижения температуры);

г) наводнения.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

1. Эти науки изучает различные виды живых существ, а также их взаимоотношения между собой и с окружающей средой:

1) история; 2)экология;

4) геология;

5) биология;

6) физика.

2. К числу опасных атмосферных явлений, относятся:

4) радуги;

3. К уровням организации живой природы относятся:

1) биосфера;

2) ноосфера;

3) гидросфера;

4) атмосфера;

5) литосфера;

6) экосистема.

4. Удаление в городских парках сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а также валежника проводится с целью:

1) обеспечения топливом городских котельных;

2) обеспечения топливом местного населения;

3) профилактики пожаров;

4) профилактики инфекционных заболеваний растений;

5) улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;

6) расширения местообитаний птиц-дуплогнёздников.

5. Из представленных растений индикаторами кислых почв являются:

1) щавель обыкновенный;

2) люцерна посевная;

3) вереск обыкновенный;

4) крапива двудомная;

5) борщевик Сосновского;

6) пырей ползучий.

6. Из представленных растений индикаторами загрязнения атмосферного воздуха являются:

1) кубышка жёлтая;

2) лютик едкий;

3) лишайник кустистый;

4) лютик ползучий;

5) кувшинка белая;

6) лишайник листоватый.

7. Были уничтожены человеком:

1) стеллеровы коровы;

3) дронты;

4) малярийные комары;

5) утконосы;

6) кенгуру.

8. Какие из перечисленных растений занесены в Красную книгу Курской области:

1) борщевик Сосновского

2) одуванчик лекарственный

3) подорожник большой

4) пион тонколистный

5) мятлик луговой

6) ковыль узколистный

Ответы

Задание 1.

Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных

(правильный ответ – 1 балл)

Максимальное количество баллов – 27

Задание 2

(12 баллов)

    Ответ г

В ряде крупных городов России неоднократно предпринимались попытки регуляции численности ворон: отлов с помощью ловушек, отстрел, применение ядохимикатов, уничтожение гнезд и кладок. Как правило, эти дорогостоящие мероприятия, не говоря уж об их антигуманности, не давали ощутимого эффекта и в лучшем случае позволяли на некоторое время снизить численность ворон. Основным способом борьбы является уменьшение числа несанкционированных свалок в городской черте, которые являются основными источниками питания птиц.

    Ответ г

Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.

    Ответ г

поскольку большое видовое разнообразие не является экологическим фактором, влияющим на развитие городов. Напротив, как правило, территории, характеризующиеся большим видовым разнообразием, как, например, тропические леса, являются труднодоступными для людей и, следовательно, для возникновения городов.

    Ответ в

Резкие подъёмы и понижения температуры часто могут приводить к различным, в том числе и простудным, заболеваниям, а также дискомфорту у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такие температурные перепады не являются редкими, особенно весной и осенью. Суховеи, землетрясения и наводнения у нас бывают довольно

Задание 3 (мак. 8 баллов)

Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

Первые заявления Сергея Кравцова на посту министра просвещения РФ оказались осторожными. В частности, он анонсировал преемственность в работе министерства, что, по-видимому, не относится к принятию ФГОС общего образования, которые активно продвигало прежнее руководство. Сергей Кравцов считает, что в этом отношении "надо взять паузу". Как отнеслось к этому профессиональное сообщество? Публикуем мнения экспертов и педагогов!

Впервые со штрафными баллами в школе учитель физики Сергей Иванов столкнулся в Кемерове в год принятия постановления о новой системе оплаты труда. Затем на новом месте работы в Тюмени он обнаружил в оценочных листах несколько критериев со штрафными баллами – например, за наличие неуспевающих учеников или обоснованных жалоб от родителей. "Не порождает ли эта система халатность и не является ли психологическим давлением на учителя?" – задается вопросом педагог.

Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной 154 странами, эксплуатация детского труда запрещена. Несмотря на запреты, это позорное для XXI века явление процветает. Более того, в мире до сих пор нет единого юридически выверенного и социально обоснованного понятия "детский труд". В проблеме международного масштаба разбирался Арсений Рыков.

Терри Гиллиама неоднократно называли режиссером "с самым богатым воображением в истории кино". В числе его картин – "12 обезьян", "Король-рыбак", "Братья Гримм" и "Воображариум доктора Парнаса". В эксклюзивном интервью "Учительской газете" британский режиссер рассказал о своих работах девяностых годов, поскольку именно в этот период безошибочно узнаваемый стиль мастера оформился окончательно.

Биологические диктанты

1. Вместо точек подберите соответствующие термины.

а) Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания – это … (экология) .

б) Реакция организма на продолжительность дня – это … (фотопериодизм) .

в) Различают три группы экологических факторов: …, …, … (абиотические, биотические, антропогенные) .

г) Рельеф, почва, климат, воздух – это … факторы (абиотические) .

д) Производители органического вещества – это … (продуценты).

е) Сообщество организмов, населяющих одну территорию, взаимосвязанных цепями питания и влияющих друг на друга, – … (биоценоз) .

ж) Растения для синтеза органических веществ используют энергию … (солнца).

з) Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни, – … (анабиоз) .

и) Устойчивая саморегулирующаяся система, в которой органические компоненты неразрывно связаны с неорганическими, – … (биогеоценоз) .

к) Разрушители органических остатков – это … (редуценты).

л) Растительноядные и плотоядные животные – … (консументы).

м) Длина пищевой цепи характеризуется … (потерей Е).

н) Биологическая продуктивность биоценозов определяется … (биомассой).

о) Все виды растений и животных, образующих данный биогеоценоз, – это его … (видовой состав).

п) Количество особей данного вида на единице площади или объема – … (плотность популяции).

р) Смена одних видов сообществ другими за определенный период времени – … (сукцессия).

2. Заполните пропуски в тексте.

Производителями органического вещества в биоценозе являются … (зеленые растения). Они используют … (солнечную) энергию в процессе … (фотосинтеза). Организмы, потребляющие готовые органические вещества, называются … (консументами). Основная роль в минерализации органических веществ принадлежит … (редуцентам) , представителями которых могут быть … (грибы) и … (бактерии) .

3. Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.

Ключ : а) не грозит; б) слабые; в) агрессивна; г) имеют; д) не имеют; е) не имеют; ж) не имеют; з) большое.

4. Дайте объяснение терминам:

экологическая система, биогеоценоз, биоценоз, продуценты, консументы, редуценты, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, оптимальный фактор, ограничивающий фактор, предел выносливости, фотопериодизм, сезонный ритм, биологические часы, анабиоз, агроценоз, цепи питания, сети питания, правило экологической пирамиды, смена биогеоценозов, восстановление биоценоза, саморегуляция в биогеоценозе.

5. Цифровой диктант.

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение; выпишите номера правильных суждений.

1. Биоценоз – это сообщество организмов в их взаимосвязи с окружающей средой.

2. Экосистемы состоят из живых и неживых компонентов, называемых соответственно биотическими и абиотическими.

3. Рельеф, климат, почва, воздух – абиотические факторы внешней среды.

4. Сигналом к сезонным изменениям для растений и животных является температура окружающей среды.

5. Вся энергия, поступающая к растениям от Солнца, расходуется на синтез органических веществ.

6. Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимумом.

7. Некоторые бактерии для создания необходимой им пищи используют энергию, высвобождающуюся при химических реакциях.

8. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

9. Роль продуцентов заключается в синтезе органических веществ.

10. В большинство экосистем входят растительноядные животные и хищники.

11. Грибы и микроорганизмы являются консументами.

12. Длина пищевой цепи живых организмов лимитируется потерей энергии на каждом трофическом уровне.

13. Вторичные консументы – это растительноядные животные.

14. Длина светового дня играет ведущую роль в сезонных изменениях.

15. Пищевая цепь имеет не более 3–5 звеньев.

16. В пустыне лимитирующим фактором продуктивности экосистемы является температура.

17. Продуктивность океанов зависит от элементов питания, солнечного света и тепла.

18. Элементы питания совершают в экосистеме непрерывный круговорот.

19. В пищевой сети, включающей травянистые растения, саранчу, жука навозника, паука крестовика, воробья, ястреба, консументом первого порядка является ястреб.

20. Численность популяции любого вида животных или растений зависит от баланса рождаемости и гибели особей.

22. В природе смена биогеоценоза происходит в направлении от более устойчивого к менее устойчивому.

23. Распространение различных видов растений определяется климатическими и почвенными факторами.

6. Распределительный диктант.

Какие из приведённых ниже положений относятся к агроценозам (А) , а какие – к биогеоценозам (Б) .

1. Состоят из большого числа видов.

2. Способны к саморегуляции.

3. Не способны к саморегуляции.

4. Состоят из небольшого числа видов.

5. Все поглощённые растениями элементы питания со временем возвращаются в почву.

6. Значительная часть элементов питания изымается из почвы.

7. Единственным источником энергии является солнечный свет.

8. Основной движущей силой эволюции является искусственный отбор.

9. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор.

10. Процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

Ключ : А – 3, 4, 6, 8, 10; Б – 1, 2, 5, 7, 9.

7. Распределительный диктант.

Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические (А) и биотические (Б) .

а) Химический состав воды;

б) разнообразие планктона;

в) влажность, температура почвы;

г) наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых;

д) скорость течения воды;

е) засоленность почвы;

ж) разнообразие растений;

з) химический состав воздуха;

и) наличие в воздухе бактерий.

Ключ : А – а, в, д, е, з; Б – б, г, ж, и.

8. * Цифровой диктант.

1. Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами.

2. Озоновый слой расположен в тропосфере.

3. Внешняя твердая оболочка земного шара называется мантией.

4. Размножение организмов обусловливает давление жизни и плотность жизни.

5. Эффективность использования растениями солнечной энергии в процессе фотосинтеза составляет 0,1–0,5 %.

6. К универсальным биогенным элементам относится бор.

7. Быстрота размножения и широкая распространенность микроорганизмов обусловливают их колоссальную роль в биосфере.

8. Азотофиксирующие бактерии относятся к хемосинтезирующим бактериям.

9. Ноосфера – это «разумная оболочка Земли».

9. Буквенный диктант.

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Основателем учения о биосфере является:

а) Докучаев;

б) Вернадский;

в) Либих.

2. Озоновый слой расположен:

а) в тропосфере;

б) стратосфере;

в) ионосфере.

3. Биогенная миграция – это круговорот:

а) органических веществ;

б) энергии;

в) элементов, входящих в состав организмов.

4. К универсальным биогенным элементам относится:

а) бор;

б) углерод;

в) ванадий.

5. Наивысшая плотность жизни на суше наблюдается:

а) в тундре;

б) широколиственном лесу;

в) тропическом лесу.

6. Важнейшую роль в эволюции биосферы сыграло появление в атмосфере Земли:

а) кислорода;

б) углекислого газа;

в) азота.

7. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:

а) климатические сдвиги;

б) образование ископаемых остатков;

в) появление озоновых дыр.

8. К невосполнимым энергетическим ресурсам относится:

а) торф;

б) нефть;

в) лес.

9. Основной причиной демографического взрыва служит:

а) повышение рождаемости;

б) занятие новых территорий обитания;

в) снижение смертности.

10. Буквенный диктант.

1. Термин «биосфера» впервые употребил:

а) К. Линней;

б) Э. Зюсс;

в) Ж.-Б. Ламарк;

г) В. И. Вернадский.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ч. Дарвином;

б) Э. Зюссом;

в) В. И. Вернадским;

г) А. И. Опариным.

3. Живым веществом называется:

а) биомасса продуцентов, переходящая на второй уровень в цепи питания;

б) масса, образованная телами погибших организмов;

в) совокупность всех живых организмов Земли;

г) минеральные вещества, образовавшиеся при разложении живых организмов.

4. На высоте 16–20 м в атмосфере встречаются:

а) животные;

б) растения;

в) споры, пыльца, бактерии;

г) нет верного ответа.

5. Косное вещество – это:

а) животные, растения, грибы;

б) газ, торф;

в) горные породы, сформировавшиеся в результате извержения вулканов;

г) почва, ил.