Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Дать определение карта почва глобус вещества. Чем отличается глобус от географической карты? Чем географические карты отличаются от глобуса

Слайд 2

Глобус

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

Приведите доказательства шарообразности Земли.

  • Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели, которая называется земным глобусом. На его поверхности изображены материки и острова, океаны и моря Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.
  • Глобус - это модель Земли. Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб.
  • Слайд 3

    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.
    • Определите масштаб учебного глобуса.
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Новосибирска
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до экватора
  • Слайд 4

    Размеры Земли

    Расстояние от центра Земли экватора составляет 6378 км, а от центра до полюсов меня на 22 км и равно 6356 км. Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно пять лет. - 22 км

    • Средний радиус земли – 6371 км
    • Общая площадь планеты – 510 млн км²
  • Слайд 5

    Географическая карта

    Он на листок бумаги похож,

    Нашей Земли очень умный чертеж.

    Горы, равнины, моря, океаны,

    И города есть на карте, и страны...

    Слайд 6

    Искажения на географической карте

    На каких частях карты изображения имеют наибольшие искажения?

    Слайд 7

    Виды проекций

    Построение

    Цилиндрической (1),

    Конической (2)

    Азимутальных (3)проекций

    Какой материк на карте полушарий имеет наибольшие искажения?

    Слайд 8

    Сходства и различия плана и карты

    Сравните в атласе план местности и физическую карте полушарий.

    Определите черты сходства и различия на плане местности и на карте.

    • Условные знаки
    • Условные знаки
    • Масштаб
    • Масштаб
    • Внемасштабные знаки

    Какую информацию вы можете получить о реках по плану и по карте?

    Географическая карта- уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

    Слайд 9

    Виды карт

    • Охарактеризуйте карты атласа
    • Физическая карта полушарий
    • Физическая карта России
    • Политическая карта мира
    • Карта океанов
    • Контурные карты
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.

  • Глобус – модель земного шара Экватор км Размеры Земли Северный полюс Площадь поверхности нашей планеты составляет км2. Расстояние от центра Земли до экватора равно 6378 км, а до полюсов 6356 км, то есть у полюсов наша планета немного сплюснута. Для того чтобы объехать Землю вокруг на скором поезде, потребуется около месяца, так как длина нашей планеты по окружности равна км.


    Географическая карта - изображение Земли на плоскости Виды (группы) карт По охвату территории По содержанию По масштабу - Мировые и полушарий - Материков и океанов и их частей - Государств и их частей - Общегеографические - Тематические - Мелкомасштабные (мельче 1:) - Среднемасштабные (от 1: до 1: включительно) - Крупномасштабные (крупнее 1:) - уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков


    Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности Численный Именованный Линейный 1:100 Это означает что 1 см на карте соответствует 100 см на местности Меры длины по обе стороны знака «:» одинаковы В 1 см - 1 м Для записи именованного масштаба используются удобные меры длины (100 см=1м) м1м Линейный масштаб - представляет собой линию, разделенную на равные отрезки. Отрезки справа от 0 показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т. д. Отрезок слева от 0 разделен на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки. Например, длина большого отрезка слева от 0 на равна 1м. Этот отрезок разделен на 5 мелких частей, значит, длина одной такой части составляет 1м: 5 = 20см.


    Изображение с выпуклой поверхности шара (планета Земля) невозможно перенести на плоскость (карта) без искажений. Все изображения на плоскости неизбежно окажутся измененными по форме и размерам, причем в разных областях шара степень искажения будет разной. Чем мельче масштаб – тем больше искажений и погрешностей на карте, так как объекты уменьшены во много раз. Необходимо помнить что… Искажения По форме По размерам По площадям


    Градусная сетка географической карты и глобуса Меридианы кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому Параллели линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору. Главные понятия темы - линии меридианов и параллелей, разделенные на градусы.


    Особенности Меридианы - направлены на север и на юг; - представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов; - величина дуги измеряется в градусах; - имеют одинаковую длину - длина 1° всегда равна 111 км; Параллели - направлены на восток и на запад; - окружности, параллельные экватору; - величина окружности измеряется в градусах; - длина окружности уменьшается от экватора к полюсам; - длина 1° в километрах указана у рамки карты (атлас 6,7 класса)


    Географические координаты Географическая широта – Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места. - Определяется по параллелям - Бывает северная (с.ш.) и южная (ю.ш.) Географическая долгота – Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места. -Определяется по меридианам - Бывает западная (з.д.) и восточная (в.д.). - географическая широта и географическая долгота точки земной поверхности Пример: м. Игольный – 34 о ю.ш. г.Санкт-Петербург - 60 о с.ш. Пример: м. Игольный – 20 о в.д. г.Санкт-Петербург – 30 о в.д.


    Для чего предназначена градусная сетка? Определение направлений Определение географических координат (Примеры см.ранее) Измерение расстояний между объектами Для измерения расстояний на карте необходимо знать: - координаты точек (А и Б) -длину 1 0 параллели или меридиана (зависит от направления измерений) (Примеры см.ранее)


    Определение направлений Ориентирование –умение определять стороны горизонта. ссз всв юз ююв Для определения точного направления на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу. Словарь Север Направление на предмет Азимут (угол) Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.


    3) на рисунке мы видим, что величина нужного нам угла составляет 120 о рисунок 1 рисунок 2 Самостоятельно определите азимут и точное направление на колодец (рис.1) ююв ссз всв юз нам необходимо определить азимут на дерево (по рисунку 1) Вывод: азимут = 120 о, что соответствует направлению ВЮВ (восток-юго-восток) (по рисунку 2) Пример: 1) проводим воображаемую линию направления на предмет как показано на рисунке 2) определяем азимут, т.е. определяем угол от направления на север до направления на предмет по часовой стрелке


    Примеры заданий ЕГЭ по теме «Глобус и географическая карта» 1. Какой буквой на фрагменте карты мира обозначена параллель 20 °с. ш. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 2. Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на юго-восток? 1) А 2) В 3) С 4) D


    3. Какая из точек, обозначенных на фрагменте карты мира, имеет географические координаты 24 °ю.ш. и 92 °в.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 4. Какая из точек, обозначенных буквами на карте мира имеет географические координаты 5 °с.ш. и 72 °в.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D


    5. Какому направлению соответствует направление А- В на карте Европейской части России? 1) север 2) северо-восток 3) восток 4) юго-восток 6. Какому направлению соответствует направление А-В на карте Европейской части России? 1)запад 2)северо-запад 3) север 4) северо-восток


    7. Какая из точек, обозначенных буквами на фрагменте карты мира, имеет географические координаты 35°ю.ш. и 14 °з.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 8. Какая из точек, обозначенных буквами на карте Европы, имеет географические координаты 37°с.ш. и 3°з.д.? 1) А 2) В 3) С 4) D


    9. Вставьте пропущенное число: «1 сантиметр на карте масштаба 1: соответствует _______ км на местности». 10. По какому азимуту необходимо идти, чтобы попасть из точки В в точку А на берегу лесного озера?


    Проверь себя ВопросыОтветы Возможно: 208,209,210, 211, 212

    • 1. 17.09.05 г. 4 «Б» класс
    • 2. Тема «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта».
    • 3. Цель и задачи урока: а) сформулировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом.
    • б) развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
    • 4. Содержательный компонент урока:
      • -материал соответствует требованиям программы и поставленной цели;
      • -информативная ёмкость урока значительная: большой объем теоретического и фактического материала. Поэтому необходимо в ходе урока подробнее останавливаться на новых понятиях, совместно с учениками делать выводы.
      • -в процессе урока были использованы все принципы дидактики: обучающая, развивающая, воспитательная.
      • -тип урока - раскрывающий содержание темы.

    Структура урока:

    • 1) организационный момент - 3 мин.
    • 2) проверка домашнего задания (индивидуальная работа по определению созвездий - устно, тест «Звездное небо» - письменно) - 10 мин.
    • 3) объяснение нового материала (изучение карты полушарий и глобуса, заполнение схем, работа с учебником, в ходе объяснения беседа с классом) - 22 мин.
    • 4) подведение итогов (выводы по новому материалу, выставление оценок).

    Домашнее задание записано на доске.

    Структура урока разрабатывалась в соответствии с целями урока, принципами дидактики, содержанием учебного материала.

    • 5. Методический компонент урока
    • - в соответствии с целью урока, содержанием учебного процесса, принципами дидактики были использованы следующие методы обучения:
      • а) словесный (рассказ, объяснение, беседа)
      • б) печатно-словесный (работа с учебником)
      • в) наглядный (использовались глобус и карта полушарий).

    В ходе урока наиболее эффективным оказался наглядный и словесный методы.

    Критерии оценки учащихся:

    «5» - материал излагается в полном объеме. Ученик демонстрирует навыки самостоятельного анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, хорошо развитую речь.

    «4» - материал излагается не достаточно большом объеме, чтобы судить о том, что он усвоен. Ученик демонстрирует навыки анализа, однако это вызывает у него определенные затруднения. Изложение материала развернуто, но встречаются некоторые неточности.

    «3» - ученик указывает достаточные знания, но они не носят системного характера. Навыки анализа и систематизации знаний отсутствуют. Речь бедна.

    6. Деятельность преподавателя.

    В начале урока преподавателем были обозначены цели и задачи урока, что сориентировало учащихся на усвоение нового материала. В ходе объяснения нового материала преподаватель пытался установить обратную связь с учащимися, подтверждая теоретические рассуждения наглядностями (глобусом, картой). Резюмируя, преподаватель неоднократно обращался с вопросами к учащимся. Вопросы были направлены на: воспроизведение материала, понимание, применение. Задавались учащимся дифференцировано. Вопросы задавались разной степени сложности. Ответы по качеству были разные, в зависимости от успеваемости ученика.

    7. Деятельность учащихся.

    Учащиеся проявили живой интерес пир проведение урока. Учитель давал возможность учащимся самостоятельно формулировать выводы по ходу урока, сильных затруднений эта работа не вызывала у ребят.

    Поставленные цели и задачи урока достигнуты.

    Урок прошел динамично, в хорошем темпе.

    Конспект урока.

    • 1. Сформулировать представление о географии, о глобусе и географической карте.
    • 2. Карточки с индивидуальным заданием раздаются каждому ученику с изображением созвездий и их названиями, нужно соотнести созвездие к названию. Далее пишем тест «Звездное небо»(8)
    • - Выбери верное утверждение:
      • 1. Галактика, в которой мы живем, называется…
      • а) туманность Андромеды;
      • б) большое Магелланово облако;
      • в) млечный путь.
      • 2. Звезда - это…
      • а) раскаленный газовый шар;
      • б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
      • 3. Созвездия - это …
      • а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
      • б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
      • 4. Звезда Сириус находиться в созвездии…
      • а) скорпион;
      • б) большой пес;
      • в) большая медведица;
      • г) телец.
      • 5. Полярная звезда всегда находится на…
      • а) юге;
      • б) западе;
      • в) севере;
      • г) востоке.
      • 6. Самые яркие звезды имеют… цвет:
        • а) красный;
        • б) голубой;
        • в) желтый;
        • г) белый.

    Ответы к тесту: 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)в.

    3. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Нам предстоит выяснить, что такое география. Прочитайте, что об этом говориться на стр.22 учебника.

    География - это наука о земле. В переводе с греческого она означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - земля и «графо» - пишу. Географы - это специалисты по географии. География объясняет, почему земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

    Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

    Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - это вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Глобус покрыт линиями, будто сеткой. При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

    Главный пояс земли - это экватор. Остальные горизонтальные линии расположены относительно друг друга, их называют параллелями. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите, (тихий, атлантический, индийский, северный ледовитый). Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, северная Америка, южная Америка. О создании глобуса вы прочитаете в учебнике на стр.24. Так как глобусом пользоваться в путешествие неудобно, люди придумали изображать поверхность земли на плоскости, т. е. изобрели географическую карту. Перечислите уже известные вам карты (физическая, политическая, карта полушарий). Обратите внимание на масштаб карты, он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

    • 4. Опрос: а) что изучает, география и почему её так назвали?
    • б) какие географические карты вам известны?
    • в) расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
    • г) что такое масштаб карты?
    • 5. Д/з: стр.22-29.

    Ответить на вопросы «Проверь себя».

    Выполнить задания 1, 2.

    Данный видеоурок посвящен теме «Глобус - модель Земли. Географические карты». Вы узнаете о размерах и форме Земли, познакомитесь с новым понятием - «географические карты». Учитель подробно расскажет о глобусе, а также - какие существуют виды карт.

    По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

    Трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

    На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

    Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

    Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г. ()

    Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

    Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

    Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

    Рис. 4. Физическая карта мира ()

    Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

    Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

    Рис. 6. Контурная карта мира ()

    Домашнее задание

    Параграфы 9, 10, 11.

    1. Что такое глобус и карта?

    Список литературы

    Основная

    1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

    2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

    3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

    4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

    Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

    1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

    Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

    1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

    2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

    Материалы в сети Интернет

    1. Федеральный институт педагогических измерений ().

    2. Русское Географическое Общество ().

    Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверх-ности (рис. 33).

    На глобус нанесены части света, океаны, моря, реки , горы и другие географические объекты. На глобусе можно увидеть, что большую часть земной поверхности занимают океаны . Выделяют четыре океана: Тихий , Индийский , Атлантический , Северный Ледовитый .

    Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океанов , называются материками или континентами. Материков на земном шаре шесть: Евразия , Северная Америка , Южная Америка , Африка , Антарктида , Австралия .

    Материк или часть материка вместе с близлежащими остро-вами называется частью света. Частей света шесть: Евро-па , Азия , Африка , Америка , Австралия , Антарктида . Как видно, на одном континенте Евразия находятся две части света: Европа и Азия. Условную границу между этими частями света проводят по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор по Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю.

    Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре-ции. В эпоху Великих географи-ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших-ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо-лее точные глобусы.

    Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж-дом из которых будет изображена половина поверхности земно-го шара.

    Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло-бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда-телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.

    Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.

    Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхно-сти Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для то-го, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Мери-дианы и параллели помогают ориентироваться , то есть опреде-лять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридиа-ны располагаются перпен-дикулярно друг другу.

    На глобусах и картах прове-дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.

    Градусная сетка

    22 декабря, в день зимнего солнцестояния , солнечные лу-чи падают вертикально вниз над Южным тропиком — па-раллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября , лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.