Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Д. И. Менделеев и Периодический закон. История открытия периодического закона

Систематикой химических элементов Д.И.Менделеев стал заниматься в самом начале своей научной деятельности. В 1955-1956 годах он опубликовал 2 работы по исследованию изоморфизма и удельных объемов и установил зависимость между этими характеристиками и свойствами. Он также внимательно изучал работы предшественников, подверг их критическому анализу, систематизировал и обобщил. В своем дневнике он писал: «Наука состоит в отыскании общего. В элементах есть общее... Но признают чересчур многое индивидуальным... связать эти индивидуальности общею идеею - цель моей естественной системы».

Д.И.Менделеев приступил к работе по созданию системы элементов в связи с педагогической работой и подготовкой им знаменитого учебника “Основы химии”. Следовательно, первоначальная цель, которую он ставил перед собой – учебно-педагогическая.

Работая над “Основами химии”, он решил сравнить галогены и щелочные металлы, и пришел к выводу, что столь разные по химическим свойствам эти элементы близки по значению атомных масс, поэтому их можно сблизить в системе элементов:

Ar (F) – 19 Ar (Cl) – 35,5 Ar (Br) - 80

Ar (Na) – 23 Ar (K) – 39 Ar (Rb) – 85,4

Это сопоставление легло в основу таблицы элементов, которую Д.И.Менделеев составил из 64 элементов.

Сопоставление разных групп элементов по их атомным массам привело к открытию закона в форме составления «Опыта системы элементов», четко выявившего периодическую зависимость свойств элементов от их атомных масс.

1 марта 1869 года Д.И.Менделеев разослал химикам ”Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве”.

6 марта 1869 года на заседании Русского Химического общества Меншуткин от имени Д.И.Менделеева сделал сообщение о соотношении свойств и атомных масс элементов. Основное содержание заключалось в следующем:

1. Элементы, расположенные по величине их атомных масс, представляют явственную периодичность свойств.

2. Сходные по химическим свойствам элементы имеют или близкие массы атомов (платина, иридий, осмий), или последовательно и однообразно увеличивающиеся (калий, рубидий, цезий).

3. Сопоставление элементов или их групп по величине атомных масс, соответствует их так называемой валентности.

4. Распространенные в природе элементы имеют малую атомную массу, а все элементы с малыми атомными массами характеризуются резко выраженными свойствами, поэтому они являются типическими.

5. Величина атомной массы определяет характер элемента.

6. Нужно ждать открытия еще многих неизвестных элементов, например сходных с алюминием и кремнием, с атомными массами 65-75.

7. Величина атомной массы элемента иногда может быть исправлена, если знать аналоги этого элемента.


8. Некоторые аналоги открываются по величине массы их атома.

Основные выводы из этих положений заключаются в том, что физические и химические свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомной массы.

В течение двух последующих лет Менделеев составляет таблицы атомных объемов элементов, которые тоже изменяются периодически. Позднее убеждается, что высшая валентность элементов также периодическая функция.

Эти открытия позволили от «Опыта периодической системы» перейти к «естественной системе элементов».

В 1871г. Д. И. Менделеев пишет статью «Периодическая законность химических элементов» в которой описывает направления развития учения о периодичности:

1. Сущность закона периодичности.

2. Применение закона к систематике элементов.

3. Применение закона к определению атомных масс малоисследованных элементов.

4. Применение закона к определению свойств еще не открытых элементов.

5. Применение закона к исправлению атомных масс элементов.

6. Применение закона к дополнению сведений о формулах химических соединений.

Впервые дана четкая формулировка периодического закона.

В книге видного советского историка химии Н.Ф.Фигуровского "Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии" (М., Наука, 1979). приведены основные периоды открытия 63 химических элементов с древнейших времен до 1869 г. - года установления Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907) Периодического закона:

1. Древнейший период (от V тысячелетия до н.э. и до 1200 г. н.э.).

К этому длительному периоду относится знакомство человека с 7 металлами древности - золотом, серебром, медью, свинцом, оловом, железом и ртутью. Кроме этих элементарных веществ в древности были известны сера и углерод, встречающиеся в природе в свободном состоянии.

2. Алхимический период.

В этот период (от 1200 до 1600 г.) было установлено существование нескольких элементов, выделенных либо в процессе алхимических поисков путей трансмутации металлов, либо в процессах производства металлов и переработки различных руд ремесленниками-металлургами. Сюда относятся мышьяк, сурьма, висмут, цинк, фосфор.

3. Период возникновения и развития технической химии (конец XVII в.-1751 г.).

В это время в результате практического изучения особенностей различных металлических руд и преодоления трудностей, возникавщих при выделении металлов, а также открытий в процессе минералогических экспедиций было установлено существование платины, кобальта, никеля.

4. Первый этап химико-аналитического периода в развитии химии (1760-1805 гг.). В этот период с помощью качественного и весового количественного анализов был открыт ряд элементов, причем часть из них лишь в виде "земель": магний, кальций (установление различия извести и магнезии), марганец, барий (барит), молибден, вольфрам, теллур, уран (окисел), цирконий (земля), стронций (земля), титан (окисел), хром, бериллий (окисел), иттрий (земля), тантал (земля), церий (земля), фтор (плавиковая кислота), палладий, родий, осмий и иридий.

5. Этап пневматической химии. В это время (1760-1780 гг.) были открыты газообразные элементы - водород, азот, кислород и хлор (последний считался сложным веществом - окисленной соляной кислотой до 1809 г.).

6. Этап получения элементов в свободном состоянии путем электролиза (Г.Дэви, 1807-1808 гг.) и химическим путем: калий, натрий, кальций, стронций, барий и магний. Все они, впрочем, и ранее были известны в виде "огнепостоянных" (едких) щелочей и щелочных земель, или мягких щелочей.

7. Второй этап химико-аналитического периода в развитии химии (1805-1850 гг.). В это время в результате усовершенствования методов количественного анализа и разработки систематического хода качественного анализа были открыты бор, литий, кадмий, селен, кремний, бром, алюминий, иод, торий, ванадий, лантан (земля), эрбий (земля), тербий (земля), рутений, ниобий.

8. Период открытия элементов с помощью спектрального анализа, непосредственно вслед за разработкой и введением этого метода в практику (1860-1863 гг.): цезий, рубидий, таллий и индий."

Как известно, первая в истории химии "Таблица простых тел" была составлена А.Лавуазье в 1787 г. Все простые вещества были разделены на четыре группы: "I. Простые вещества, представленные во всех трех царствах природы, которые можно рассматривать как элементы тел: 1) свет, 2) теплород, 3) кислород, 4) азот, 5) водород. II. Простые неметаллические вещества, окисляющиеся и дающие кислоты: 1) сурьма, 2) фосфор, 3) уголь, 4) радикал муриевой кислоты, 5) радикал плавиковой кислоты, 6) радикал борной кислоты. III. Простые металлические вещества, окисляемые и дающие кислоты: 1) сурьма, 2) серебро, 3) мышьяк, 4) висмут, 5) кобальт, 6) медь, 7) олово, 8) железо, 9) марганец, 10) ртуть, 11) молибден, 12) никель, 13) золото, 14) платина, 15) свинец, 16) вольфрам, 17) цинк. IV. Простые вещества, солеобразующие и землистые: 1) известь (известковая земля), 2) магнезия (основание сульфата магния), 3) барит (тяжелая земля), 4) глинозем (глина, квасцовая земля), 5) кремнезем (кремнистая земля)".

Эта таблица легла в основу химической номенклатуры, разработанной Лавуазье. Д.Дальтон ввел в науку важнейшую количественную характеристику атомов химических элементов - относительный вес атомов или атомный вес.

При отыскании закономерностей в свойствах атомов химических элементов ученые прежде всего обратили внимание на характер изменения атомных весов. В 1815-1816 гг. английский химик У.Праут (1785-1850) опубликовал в "Анналах философии" две анонимные статьи, в которых была высказана и обоснована идея, что атомные веса всех химических элементов являются целочисленными (т.е. кратными атомному весу водорода, который принимался тогда равным единице): "Если взгляды, которые мы решились высказать, правильны, то мы почти можем считать, что первоматерия древних воплощена в водороде...". Гипотеза Праута была очень заманчивой и вызвала постановку многих экспериментальных исследований с целью возможно более точного определения атомных весов химических элементов.

В 1829 г. немецкий химик И.Деберейнер (1780-1849) сопоставлял атомные веса у сходных химических элементов: Литий, Кальций, Хлор, Сера, Марганец, Натрий, Стронций,Бром, Селен, Хром,Калий, Барий, Иод,Теллур, Железо и нашел, что атомный вес среднего элемента равен полусумме атомных весов крайних элементов. Поиски новых триад привели Л.Гмелина (1788-1853) - автора всемирно известного справочного руководства по химии - к установлению многочисленных групп сходных элементов и к созданию их своеобразной классификации.

В 60-х гг. XIX века ученые перешли к сопоставлению между собой уже самих групп химически сходных элементов. Так, профессор Парижской горной школы А.Шанкуртуа (1820-1886) расположил все химические элементы на поверхности цилиндра в порядке возрастания их атомных весов так, чтобы получилась "винтовая линия". При таком расположении сходные элементы часто попадали на одну и ту же вертикальную линию. В 1865 г. английским химиком Д.Ньюлендсом (1838-1898) была опубликована таблица, которая включала в себя 62 химических элемента. Элементы были расположены и пронумерованы в порядке возрастания атомных весов.

Ньюлендс использовал нумерацию, чтобы подчеркнуть, что через каждые семь элементов свойства химических элементов повторяются. При обсуждении в Лондонском химическом обществе в 1866 г. новой статьи Ньюлендса (ее к публикации не рекомендовали) профессор Дж.Фостер с сарказмом спросил: "Не пробовали ли Вы расположить элементы в алфавитном порядке их названий и не заметили ли при таком расположении каких-либо новых закономерностей?"

В 1868 г. английский химик У.Олдинг (1829-1921) предложил таблицу, которая, по мнению автора, демонстрировала закономерную взаимосвязь между всеми элементами.

В 1864 г. немецкий профессор Л.Майер (1830-1895) составил таблицу из 44 химических элементов (из 63 известных).

Оценивая этот период, Д.И.Менделеев писал "Нет ни одного сколько-нибудь общего закона природы, который бы основался сразу, всегда его утверждению предшествует много предчувствий, а признание закона наступает не тогда, когда он вполне осознан во всем его значении, а лишь по утверждении его следствий опытами, которые естествоиспытатели должны признавать высшею инстанциею своих соображений и мнений".

В 1868 г. Д.И.Менделеев начал работать над курсом "Основы химии". Для наиболее логичного расположения материала необходимо было как-то расклассифицировать 63 химических элемента. Первый вариат Периодической системы химических элементов был предложен Д.И.Менделеевым в марте 1869 г.

Через две недели на заседании Русского химического общества был зачитан доклад Менделеева "Соотношение свойств с атомным весом элементов", в котором обсуждались возможные принципы классификации химических элементов:

1) по их отношению к водороду (формулы гидридов); 2) по их отношению к кислороду (формулы высших кислородных окислов); 3) по валентности; 4) по величине атомного веса.

Далее в течение следующих лет (1869-1871 гг.) Менделеев изучал и перепроверял те закономерности и "несообразности", которые были замечены в первом варианте "Системы элементов". Подводя итог этой работы, Д.И.Менделеев писал: "По мере возрастания атомного веса элементы сперва имеют все новые и новые изменчивые свойства, а потом эти свойства вновь повторяются в новом порядке, в новой строке и в ряде элементов и в той же последовательности, как и в предшествовавшем ряде. А потому Закон периодичности можно сформулировать следующим образом: "Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости (т.е. правильно повторяются) от их атомного веса". Законы природы исключений не терпят... Утверждение закона возможно только при помощи вывода из него следствий, без него невозможных и неожидаемых, и оправдания тех следствий и опытной проверке. Поэтому-то увидев периодический закон, я со своей стороны (1869-1871) вывел из него такие логические следствия, которые могли показать, верен он или нет. К числу их относится предсказание свойств неоткрытых элементов и исправление атомных весов многих, мало в то время обследованных элементов... Надобно что-либо одно - или считать периодический закон верным до конца и составляющим новое орудие химических знаний, или его отвергнуть".

В течение 1872-1874 гг. Менделеев стал заниматься другими проблемами, а в химической литературе о Периодическом законе почти не упоминалось.

В 1875 г. французский химик Л.де Буабодран сообщил, что при исследовании цинковой обманки он спектроскопически обнаружил в ней новый элемент. Он получил соли этого элемента и определил его свойства. В честь Франции он назвал новый элемент галлием (так Францию называли древние римляне). Сравним, что предсказывал Д.И.Менделеев и что было найдено Л.де Буабодраном:

В первом сообщении Л. де Буабодрана удельный вес галлия был найден равным 4.7. Д.И.Менделеев указал ему на его ошибку. При более тщательном измерении удельный вес галлия оказался равен 5.96.

В 1879 г. появилось сообщение шведского химика Л.Нильсона (1840-1899) об открытии им нового химического элемента - скандия. Л.Нильсон отнес скандий к редкоземельным элементам. П.Т.Клеве указал Л.Нильсону на то, что соли скандия бесцветны, его окись нерастворима в щелочах и что скандий представляет собой предсказанный Д.И.Менделеевым экабор. Сравним их свойства.

Анализируя новый минерал в феврале 1886 г. немецкий профессор К.Винклер (1838-1904) открыл новый элемент и считал его аналогом сурьмы и мышьяка. Возникла дискуссия. К.Винклер согласился, что открытый им элемент - это предсказанный Д.И.Менделеевым экасилиций. К.Винклер назвал этот элемент германием.

Итак, ученые-химики трижды подтвердили существование предсказанных Менделеевым химических элементов. Более того, именно предсказанные Менделеевым свойства этих элементов и их положение в Периодической системе позволили исправить ошибки, которые невольно допускали экспериментаторы. Дальнейшее развитие химии происходило на прочной основе Периодического закона, который в 80-х годах XIX в. был признан всеми учеными как один из важнейших законов природы. Таким образом, важнейшей характеристикой любого химического элемента является его место в Периодической системе Д.И.Менделеева .

30.09.2015

В мировой истории есть достаточно много открытий, благодаря которым наука выходила на новый уровень развития, совершая очередной виток в своих познаниях. Эти революционные достижения, полностью или частично меняли отношение к решению поставленных задач, а также, заставляли более обширно раскрыть научную точку зрения на происходящие вещи.

Датой открытия периодического закона считается 1896 год. В своем законе Д.И. Менделеев заставляет посмотреть на расположение элементов в системе по-иному, доказывая, что свойства элементов, их формы, свойства соединений этих элементов, свойства веществ, которые они образуют, будь они простые или сложные, находятся в зависимости от атомной массы. Почти сразу он выпустил первую книгу «Основы химии», в ней ко всему была напечатана и периодическая таблица.

Предпосылок к закону было множество, он не возник на пустом месте, к его возникновению было приложено немало трудов различных ученых. Развитие химии на заре XIX века вызывало многие трудности, так как какие-то элементы еще не были открыты, а атомные массы уже известных веществ были неверны. Первые десятилетия этого века ознаменованы такими открытиями основных законов химии, к ним можно отнести законы пропорций и объемов, Дюлонга и Пти, и другие.

Эти открытия стали основами развития различных экспериментальных исследований. Но всё же, большинство разногласий среди учений порождало неразбериху в определении атомных весов, благодаря чему вода, например, в то время изображалась 4-мя формулами. Для урегулирования споров было решено собрать Конгресс, на который были приглашены известные химики. Он состоялся в 1860 году, именно на нем Каниццаро прочитал доклад об атомно-молекулярной теории. Ученым также удалось прийти к единству в понятиях атом, молекула и эквивалент.

Таблица простых веществ, которую еще в 1787 году предложил Лавуазье, состояла всего из 35 элементов, а к концу XIX века их количество уже было 63. Многие ученые так же пытались найти взаимосвязь между свойствами элементов, дабы более правильно рассчитывать атомный вес. В этом направлении больших успехов далось добиться химику Деберейнеру, разработавшему закон триад. Ж.Б Дюма и М.И. Петтенекофер успешно открыли гомологический ряд, выразив так же предположения о правильности отношений среди атомных весов.

Пока одни высчитывали вес атомов, другие пытались, упорядочить периодическую систему. Химик Одлинг предлагает таблицу из 57 элементов, разбитых на 17 групп, в дальнейшем химик де Шанкурта пытается изобразить все в геометрической формуле. Наряду с его винтовой системой, появляется таблица и у Ньюлэндса. Ко всему, среди исследователей стоит отметить и Мейера, который в 1864 году выпускает книгу с таблицей, состоящей из 44 элементов. После того как Д.И. Менделеев опубликовал свой Периодический закон и систему, химик Майе долгое время выступал с претензиями на свой приоритет по открытию.

Все эти предпосылки легли в основу открытия, сам же Менделеев, спустя пару десятков лет после своего открытия, сказал, что думал над системой почти 20 лет. Все основные выводы и положения закона были сделаны им в трудах к концу 1871 года. Он установил, что численные величины атомных масс находятся в некой закономерности, а свойства у элементов, это всего лишь промежуточные данные, которые зависят от двух соседних элементов сверху и снизу, и одновременно от двух элементов периода справа и слева.

В дальнейшем Д.И. Менделееву пришлось еще не один год доказывать свое открытие. Признание его пришло лишь намного позднее, когда успешно были открыты германий, скандий, галлий. К концу XIX века большая часть ученых признала этот закон как одним из главных законов природы. Со временем, в начале XX века, периодическая система претерпела незначительные изменения, образовалась нулевая группа с инертными газами, а редкоземельные металлы расположились в одной ячейке.

Открытие периодического закона [ВИДЕО]

ДОКЛАД

На тему:

«Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»

Выполнила студентка 1 курса

Группы 16-ЭО-1

Степанова Екатерина

Биография

Дмитрии Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. в Тобольске. Его отец после окончания в Петербурге педагогического института преподавал словесность в гимназиях Пензы, Тамбова и Саратова. Переехав в Сибирь, он познакомился с дочерью некогда богатого купца Корнильева Марией Дмитриевной. Корнильевы играли важную роль в культурной жизни Сибири, основали типографию, издавали журнал. В их доме была одна из лучших библиотек того времени.

Когда Д. И. Менделеев был еще ребенком, отец его, Иван Павлович, ослеп и вынужден был выйти на пенсию. Оказавшись в трудном материальном положении и имея большую семью, Мария Дмитриевна переехала в деревню Аремзянка, где находился заброшенный стекольный заводик, принадлежавший ее брату В. Д. Корнильеву, переехавшему в Москву и служившему управляющим в имении князей Трубецких.

Тобольск был неофициальной столицей Сибирского края. Город в прошлом имел важное значение как торговый и культурный центр. Память о Ермаке, рассказы сосланных туда декабристов- участников восстания на Сенатской площади в Петербурге в 1825 г., рассказы учителя Тобольской гимназии П. П. Ершова, автора сказки «Конек-Горбунок», о встречах с А. С. Пушкиным - все это возбуждало воображение жителей города, захватывало своей необычностью, широтой, разнообразием событий. Неудивительно, что детские игры в семье Менделеевых были связаны с путешествиями, походами за Тобол, увлечением историческими описаниями...

В гимназии Д. И. Менделеев увлекся историей, географией, русской литературой, позже математикой и физикой. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в «учителя», причем старшим братьям и сестрам нередко приходилось трудно, так как удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы. В доме царила трудовая и доброжелательная обстановка, в чем главная роль принадлежала Марин Дмитриевне.

В 1847 г. отец умер, а в 1849 г. Дмитрий окончил гимназию, старшие братья и сестры уже нашли свое место в жизни, - ничто не задерживало больше Марию Дмитриевну в Тобольске; она задалась целью дать самому младшему сыну хорошее образование и отправилась с детьми Митей и Лизой, а также верным слугой Яковом в Москву к В. Д. Корнильеву.
Не найдя поддержки у брата, Мария Дмитриевна поехала в Петербург, здесь в университете работал друг ее мужа, профессор математики Чижов.

Он получил разрешение Дмитрию Менделееву, как сыну учителя, поступить в Главный педагогический институт в неприемный год. Обучаясь в этом институте с 1850 пo 1855 г., Дмитрий Иванович избрал химию своей специальностью. Будущий учитель гимназии слушал лекции выдающихся ученых своего времени: физику читал академик Э. Х.Линц, математику- академик М. В. Остроградский, зоологию - академик Ф. Ф. Бранд. Особенно заинтересовался Д. И. Менделеев химией, которую читал А. А. Воскресенский, минералогией и ботаникой.

Уже будучи студентом, Д. И. Менделеев собрал гербарий, участвовал в описании фауны Петербургской губернии, осуществил анализ минералов пироксена и ортита, привезенных С. С. Куторгой из минералогических экспедиций, провел первые химические эксперименты в лабораториях института и Академии наук, просмотрел большое число научных статей и монографий, готовя «пробные лекции» по педагогике, зоологии, химии и минералогии. Завершил Д. И. Менделеев свою учебу в институте подачей двух кандидатских диссертаций (так назывались тогда дипломные работы): одна была посвящена описанию грызунов Петербургской губернии, другая - изучению взаимосвязи кристаллических форм и соединений с их составом и некоторыми свойствами атомов, из которых построены эти соединения.

Д. И. Менделеев окончил институт с золотой медалью и получил звание старшего учителя. А между тем его жизнь в столице не была легкой: вскоре после переезда в Петербург умерла его мать, он сам много болел. Первый год после окончания института Д. И. Менделеев работал в гимназиях Симферополя и Одессы. Однако после защиты магистерской диссертации в начале осени 1856 г. он был переведен на службу в Петербургский университет, а в 1859 г. отправлен в заграничную командировку для «подготовки к профессорскому званию».

Предпосылки

Конечно, начиная рассказывать об открытиях гениального ученого, нельзя не осветить главное открытие Д.И. Менделеева – Периодический закон.

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, описаны состав и свойства их многочисленных химических соединений.

Многие ученые пытались классифицировать химические элементы. Одним из них был выдающийся шведский химик Й. Я. Берцелиус. Он разделил все элементы на металлы и неметаллы на основе различий в свойствах образованных ими простых веществ и соединений. Он определил, что металлам соответствуют основные оксиды и основания, а неметаллам – кислотные оксиды и кислоты. Но групп было всего две, они были велики и включали значительно отличающиеся друг от друга элементы. Наличие амфотерных оксидов и гидроксидов у некоторых металлов вносило путаницу. Классификация была неудачной.

Многие ученые предполагали периодичность свойств элементов и зависимость их от атомных масс, но грамотную и систематическую классификацию предложить не смогли.

Очередной предпосылкой открытия Периодического закона послужили решения международного съезда химиков в г. Карлсруэ в 1860 г., когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение, были приняты первые единые определения понятий молекулы и атома, а также атомного веса, который теперь называется относительной атомной массой. Именно это понятие как неизменную характеристику атомов химических элементов Д.И. Менделеев положил в основу своей классификации. Предшественники ученого сравнивали между собой только сходные элементы, а поэтому не смогли открыть Периодический закон.

Рассмотренные выше предпосылки можно назвать объективными, то есть не зависящими от личности ученого, так как они были обусловлены историческим развитием химии как науки.

Но без личностных качеств великого химика, которые составляют последнюю, субъективную предпосылку открытия Периодического закона, вряд ли он бы открыт в 1869 г. Энциклопедичность знаний, научная интуиция, умение обобщать, постоянное стремление к познанию неведомого, дар научного предвидения Д.И. Менделеева сыграли свою немалую роль в открытии Периодического закона.

Открытие периодического закона

В основу своей работы по классификации химических элементов Д.И. Менделеев положил два их основных и постоянных признака: величину атомной массы и свойства. Он выписал на карточки все известные сведения об открытых и изученных в то время химических элементах и их соединениях. Сопоставляя эти сведения, ученый составил естественные группы сходных по свойствам элементов, сравнение которых между собой показало, что даже элементы несходных групп имеют объединяющие их признаки. Например, близки по значениям атомные массы фтора и натрия, хлора и калия (инертные газы еще не были известны), следовательно, щелочные металлы и галогены можно поставить рядом, выстраивая химические элементы в порядке возрастания атомных масс. Так Д.И. Менделеев объединил естественные группы химических элементов в единую систему. При этом он обнаружил, что свойства элементов изменяются в пределах определенных их совокупностей линейно (монотонно возрастают или убывают), а затем повторяются периодически, то есть через определенное число элементов встречаются сходные. Ученый выделил периоды, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ закономерно изменяются.

На основании этих наблюдений Д.И. Менделеев сформулировал Периодический закон, который в соответствии с принятой в настоящее время терминологией звучит так: «Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от их относительных атомных масс».

Периодический закон и Периодическая система богаты периодическими закономерностями: кроме упоминаемой горизонтальной (по периодам) периодичности есть также периодичность вертикальная (по группам) и диагональная. Именно учет всех видов периодичности позволил Д.И. Менделееву не только предсказать, описать свойства веществ, образованных еще не открытыми химическими элементами, но и указать путь их открытия, природные источники (руды и соединения), из которых могли быть получены соответствующие простые вещества.


Похожая информация.


Многие изобретения и открытия в науке и технике можно сравнить с историей географических открытий. Как делались географические открытия? Допустим, высаживалась экспедиция на побережье и шла вглубь континента. Что значит «шла вглубь континента»? А именно то и значит – вставали утром, ели и шли шаг за шагом. Миллион шагов – и географическое открытие готово. Для всего остального человечества их описания как чудо. А для них – элементарная ходьба. Главное – высадиться в неисследованном районе. Ну и, конечно, надо быть профессионалом в своем деле. Также и в науке. Почему Менделеев открыл Периодический закон? Прежде всего, потому, что мало кто задумывался о классификации химических элементов. Сколько в 19 веке было высококвалифицированных химиков, прекрасно знавших все свойства открытых к тому времени элементов? Да всего несколько профессоров ведущих европейских университетов. И среди них Менделеев. Менделееву надо было читать курс химии. Но ему очень не нравился хаос знаний о химических элементах. Было выделено 2-3 группы сходных по свойствам элементов, а об остальных надо было рассказывать о каждом отдельно. Сразу надо сказать, что простая мысль – расположить элементы в порядке возрастания атомных весов, тогда не могла сработать. Это сейчас любой школьник может увидеть закономерности изменения химических свойств по мере возрастания атомного веса. Но это стало возможным после открытия Менделеева благодаря накоплению новых экспериментальных данных.

Менделеев выписал основные свойства элементов, включая атомные веса и формулы окислов, на карточки. И стал размышлять, как же их можно сгруппировать. Тогда уже были известны группы щелочных и щелочноземельных металлов. И тут-то он и обнаружил, что элементы этих групп попарно отличаются на одинаковое число единиц атомного веса! Калий 39, кальций 40, натрий 23, магний 24. Это-то и стало главным толчком к открытию периодического закона. Поэтому суть Периодического закона Менделеева в его первичном понимании в том, что есть группы химических элементов со сходными свойствами и эти группы между собой связаны в соответствии с атомными весами. А когда пришла эта мысль, то удалось и все остальные сведения об элементах уложить в единую систему.

В чем же психологический механизм открытия Менделеева? Главное в том, что он, во-первых, был один из немногих химиков, хорошо знавших современную ему химию. А, во-вторых, в том, что он просто поставил себе задачу систематизировать знания о свойствах элементов. Другие европейские профессора химии просто такой задачи себе не ставили. Сам же процесс поиска решения был не очень сложен: у него было понимание, что существуют группы элементов со схожими свойствами, у него было общее понимание, что, несмотря на то, что простое расположение элементов по возрастанию атомного веса в то время не позволяло увидеть четких закономерностей, атомный вес – величина фундаментальная и ее в любом случае надо учитывать. Сочетание этих общих представлений и привело к открытию Периодического закона.

А что касается мифа о том, что Периодическая система Менделееву приснилась, то суть истории такова. После того, как Менделеев открыл свой закон, он набросал первый вариант таблицы, в котором группы располагались горизонтально, а периоды вертикально. Как-то утром он проснулся и понял, что, если сделать наоборот, то есть, расположить периоды горизонтально, а группы – вертикально, то это более четко отразит суть Периодического закона. Вот и вся история с ролью сна в открытии Периодического закона.

Итак, один из путей эффективного мышления состоит в том, что высококвалифицированный специалист начинает глубоко думать в каком-то определенном узком направлении. Он собирает информацию по этому направлению в литературе, ставит эксперименты для проверки в реальности своих умственных идей, делает наблюдения за реальными фактами. Каждый из этих шагов часто почти очевиден для него. Но эта очевидность для него связана с тем, что он только один до этого думал и собирал информацию. Постепенно он приходит к решению проблемы. Для других, не прошедших всего этого пути, его решение может показаться каким-то сверхестественным озарением. Он сам может не помнить осознанно всей длинной истории формирования у него модели проблемы. И конечное решение иногда и для автора кажется возникшим непонятно как. К тому же сам момент получения решения проблемы вызывает радостный восторг, подобный чувству альпиниста, вступающего на вершину. Из этого рождаются всяческие легенды об озарении. Но разве для альпиниста, покорившего сложную вершину, главное – последний шаг, а не тысячи движений при подъеме?