Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что такое мировоззрение? Мировоззрение и его типы

Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире и о месте человека в нем, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира.

Мировоззрение – это обобщённое знание, это целостный, системный взгляд на мир, место человека в нём и их взаимодействии.

Мировоззрение – это многомерное явление, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания, самосознания и познания личности.

Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьёзные изменения.

Функции мировоззрения :

1. Миропонимание – это рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

2. Мироощущение – эточувственная, эмоционально-психическая сфера.

3. Мироотношение – это активная или пассивная жизненная позиция человека к тому миру, в котором он живет. Без этого компонента получится не мировоззрение, а картина мира: хорош мир или плох, а мне до этого никакого дела нет, ибо я в нем просто живу.

Основные структурные уровни мировоззрения:

2. Ценности и оценки

3. Идеалы и нормы

4. Убеждения

Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимым при решении конкретных задач, каждому Homo Sapiens понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным.

Мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью. На определённом этапе развития осознание человеком мира, в котором он живёт, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального развития.

Мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. Здесь следует подчеркнуть, что мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нём человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя.


Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Это − своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее .

Следовательно, мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение характеризуется пропорциональным присутствием таких компонентов, как знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента :

1. Познавательный компонент . Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2.Ценностно-нормативный компонент . Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами).

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определённую иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы : моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент . Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне ». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).

4. Практический компонент . Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.

Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Другая крайность – скептицизм , неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям.

Мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже, в свою очередь, зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят, «вот в наше время…». Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов.

Мировоззрение объединяет «пласты» человеческого опыта. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысла человеческой жизни: постепенно с изменением эпох люди что-то хранят и передают из поколения в поколение или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы.

На основе вышеизложенного можно определить: мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют уровни мировоззрения:

1) жизненно-практический уровень (жизненная философия);

2) теоретический уровень (наука, философия).

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и индивидуальное взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида, что и помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.

Вместе с тем, необходимо отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нём нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Теоретический уровень мировоззрения преодолевает данные недостатки. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический характер.

Общественное бытие – это социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых.

Исторические типы мировоззрения

История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся:

1. жизненно-практическое (обыденное, повседневное);

2. мифологическое;

3. религиозное;

4. философское;

5. научное.

Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще , которое является понятием родовым . Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой . Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения.

Типы мировоззрения – это формы общественного сознания. Общественное сознание это отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.

К формам общественного сознания относятся политическое и правовое сознание, религия, философия, искусство, наука, мораль и др.

В качестве исторически первого типа мировоззрения выступает миф, мифологическое сознание, второго – религия, религиозное сознание и уж затем − философия, философское сознание.

Для выявления человеком своего отношения к миру и отношения мира к человеку необходимо целостное понимание мира, которое в обыденном сознании отсутствует. Эта целостность и будет формироваться мифологическими, религиозными или философскими представлениями, а порой причудливым сочетанием тех и других.

Именно в этих формах сознания (миф, религия, философия) заполняют недостаток знаний о мире и человеке, дают ответы на основные жизненно важные вопросы.

Мировоззрение - 1) совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов поведения. 2) это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире. 3) система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Субъекты мировоззрения: - отдельный человек; - группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); - общество в целом.

Мировоззрение решает три основных вопроса: - отношение человека к миру в целом - познание и преобразование мира - общество в целом.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения, установки, идеи.

Мировоззрение включает компоненты (формы мировоззрения):

  • 1. Мироощущение - эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
  • 2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) - мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
  • 3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
  • 4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
  • 5. Менталитет - 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности -- родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

Типы мировоззрения:

Обыденное.

Мифологическое.

Религиозное.

Философское.

Обыденное (стихийное):

Источник: личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью.

Простейший вид мировоззрения, основа формирования более сложных видов мировоззрения

Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы; (+)

формируется в процессе личной практики (+)

складывается стихийно, на основе жизненного опыта (+)

широко распространено (+)

мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией (-)

неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний (-)

порождается непосредственными условиями жизни и передающимся опытом людей

носитель - средний человек, имеющий стандартное школьное образование и довольствующийся этим, далее не развивающийся. Часто это человек толпы.

Такое мировоззрение должно служить отправное точкой.

Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения.

По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми.

По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф.

Мифологическое:

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Причины возникновения: 1) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды -- природной и социальной; 2) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Мифологическое мировоззрение - это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. (Дескриптативность -- стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур -- герои и боги в виде особых людей.)

Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения, формой социализации, подготовило почву для появления следующего типа мировоззрения.

Характерная черта - антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т. п.

Важнейшая особенность - отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. (Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью.)

Генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае, оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Сущность мифологического мировоззрения состоит в создании такой картины мира, в которой человек и мир слиты воедино образность, эмоциональность, некритический характер, мышление по аналогии, символизм, стереотипность.

Мифологическое мировоззрение - форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним.

Функции мифологического мировоззрения: превращение хаоса в космос, или установление произвольного, символического, иллюзорного порядка в мире; создание иллюзии безопасности; объединение людей вокруг какой-то идеи или образа.

Причины возникновения:

  • * недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
  • * развитие способности человека к абстрактному мышлению;
  • * усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм -- религиозный экстремизм, фанатизм, иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование (-)

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий: 1. Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель -- Будда. В центре -- учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; 2. Христианство -- 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак: вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения - Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм; 3. Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель -- Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед -- посланник Аллаха. Основные ветви Ислама -- суннизм, шиннизм.

Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея, сознание.

Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований: - Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений. - Они близки по форме отражения. Они обе - духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей форме, ибо и Бог, и философия - определенные абсолюты. - Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами).

Основа: рационально обработанный опыт; основывается на современных достижениях научного познания мира.

Причины возникновения: научное мировоззрение вызревает постепенно как результат усложнения труда, решения практических задач: измерений, вычислений, расчетов связанных с необходимостью строить сложные сооружения (ирригационные, дворцы, храмы, пирамиды), заниматься торговлей и обменом, создавать календари, заниматься навигацией и т.д.

Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания:

опирается на достижения науки (+);

включает научную картину мира (+);

обобщает итоги человеческого познания (+);

тесно связано с практической деятельностью людей (+);

реальность содержащихся целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей (+);

изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места (-).

Наука мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как:

  • 1. она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения)
  • 2. любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе.

Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

Научное мировоззрение - это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Философия как мировоззрение является предпосылкой возникновения науки.

Философское:

Основа: разум, обращенный к самому себе.

Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира человеком. В нем философия выполняет важнейшую функцию, по сути, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе.

Философия решает смысложизненные задачи человека теоретическим методом, она отвечает на его потребность в смысле жизни, пытается найти его, опираясь, в основном, на мышление и логику.

Философия и основанное на ней мировоззрение: 1. несовместимы с суевериями: она освобождает человека от призраков сознания, мифов и иллюзий, 2. стремится познать истину бытия, 3. благодаря ей человек может воспитать внутреннюю духовную свободу, занимать независимую позицию, развить мужество и способность самостоятельного мышления.

Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности.

В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать.

Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

Ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Отражение мира в системе понятий

Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем.

Философский метод познания - это мысленное построение на основе имеющихся знаний и представлений предельно обобщённой модели, которая превосходит по уровню системных отношений объекты, осваиваемые научными дисциплинами.

Человечество в изучении Вселенной и окружающего нас мира опирается на философский и научный методы познания. Кроме философии и науки на мировоззрение цивилизации большое влияние оказывают религии и эзотерика. Но, ни религиозные течения, ни эзотерические направления, не имеют чётких определений, методов познания, а тем более практического подтверждения возможностей изучения окружающего мира.

мировоззрение философия религия вера

Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Формы мировоззрения:

    мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;

    мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассужде­ния, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;

    миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и по­следовательное стремление к нему.

Виды мировоззрения:

    обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы;

    религиозное, источником которого является некий авторитет, на­деляемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;

    научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века;

    философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

1.3. Виды знаний

Знание - результат познавательной деятельности.

Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

    субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);

    объект (то, на что направлено позна­ние);

    знание (результат познания).

Формы познания:

1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее не­посредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:

а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;

б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств пред­метов и их свойств;

в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ пред­метов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.

2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рациональ­ного познания:

а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по суще­ственным признакам и обобщает их в класс;

б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;

в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суж­дений переходит к новым.

Виды знаний:

1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической дея­тельности и социального взаимодействия

2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение

3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное

4. художественное - основанное на субъективном творческом от­кровении

5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.

6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не яв­ляющееся.

Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:

    гносеологический пессимизм (познание невозможно или суще­ственно ограничено);

    гносеологический оптимизм (познание возможно).

В рамках пессимизма различают:

    крайнее направление - агности­цизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;

    и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверно­го познания.

Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.

Люди всегда очень активно интересовались процессами обустройства окружающего их мира. Человек стремился определить своё место в нём, разобраться в том, кто ему друг, а кто враг. Благодаря такому мировосприятию удавалось определить для себя самое главное – жизненную позицию, с выделенной линией поведения, а также общим стремлением проявлять какие-то действия.

О мировоззрении человека

Человек способен к мышлению, рассуждению и как следствие к прогнозированию. Мы наверняка знаем, к чему приведут те или иные действия, в процессе реализации своих основных целей. Этим занимается миропонимание, ряд природных инстинктов, в частности практическая деятельности и научная позволяют формировать систему оценок и взглядов и в дальнейшем осуществлять образное представление о мире вокруг нас. Ключевыми функциями мировоззрения можно назвать организацию, осмысление и целенаправленность каждого отдельного человека. Это говорит о том, что мировосприятие определяется во многом жизненной позицией, которую занял человек, убеждения и рядом морально-этических ценностей. Многих волнует вопрос, как же осуществляется формирование мировоззрения?

На самом деле общая картина складывается благодаря воспитанию, процессу обучения, а также социализации в обществе в целом. Можно смело говорить о том, что формирование мировоззрения очень медленный процесс, который включает в себя множество различных ступенек. У молодых людей отсутствует опыт и необходимые знания, поэтому и мировоззрение у них неустойчивое. Это очень лёгкая «добыча» для представителей различных религий, политиков и т.д. Человек по мере своего взросления начинает постепенно интересоваться разными вещами, теориями и в конечном итоге закрепляется его система ценностей, которая также определяет поведение индивида и подталкивает его к активным действиям.

Классификация форм и видов

Можно выделить всего несколько ключевых компонентов, которыми характеризуется мировосприятие:

  • знания. Их делят на две подкатегории: практические и профессиональные. Это фундаментальный и первый элемент любого мировоззрения. Говорят, чем обширнее круг знаний, тем твёрже у человека его жизненна позиция;
  • проявление чувств. Дело в том, что различные виды мировоззрения проявляют себя по-разному и зависит это по большей степени от так называемой субъективной реакции индивида на раздражители. Реакция может быть как положительной, так и отрицательной, либо же нейтральной. Тут особое значение имеет психологическое состояние человека и можно смело выделить особый нравственный вид, под названием долг и ответственность;
  • ряд ценностей. Мировоззрение напрямую связывают с другими ценностями. Они могут быть как полезными, так и вредными, однако сам процесс восприятия происходит через призму интересов человека;
  • совершенные поступки. Их тоже можно поделить на две большие категории, то есть плохие и хорошие. Обычно на практике человек начинает активно проявлять собственные идеи и взгляды продвигать;
  • характер. Он выражаемся в вере, сомнении и воли, и на основании этих трёх китов человек в дальнейшем принимает стратегически важные решения, формируется уверенность в себе, а также уровень самокритичности либо повышается, либо же наоборот, понижается;
  • ряд убеждений. Они могут быть волевыми и твёрдыми. Обычно в это понятие включают как общественные взгляды, так и личностные, которые выступают так называемым двигателем жизни, а также его основой.

О философском мировоззрении

Его называют системно-теоретическим и всё потому, что оно берёт своё начало от мифологического мировосприятия. В основу мифа всегда положены чувства и эмоции, и благодаря философии есть возможность использовать ряд доказательств, а также логику. Эта философия зародилась много столетий назад на территории Греции. Древней Индии и Китая. При этом существует особый тип мировоззрения, который позволяет доказать, что может также существовать нечто вне философии, и сама эта наука формирует мировоззрение. Не зря ведь философское знание принято считать и называть элитарным, и оно не всем доступно, лишь умные люди, способные мыслить могут им увлечься и его понять.

Религиозное мировоззрение

Обычно возникает оно на базе так называемого мифологического и основывается на вере человека в существовании сверхъестественных сил. Дело в том, что по мере развития и появления различных религиозных течений они постепенно уходили в небытие и благодаря своим многочисленным мифологическим чертам остались лишь так называемые жестокие догмы, а также система моральных заповедей. Этот тип включает в себя зависимость от высших сил и в основе его лежит страх перед неизвестным. Целостное оно формировалось исключительно благодаря возникновению непререкаемой системы заповедей, которая определяет святость и греховность различных поступков и умыслов.

Мифологическое мировоззрение

Данный тип мировоззрения начал сформировываться во времена первобытно общинного строя, когда в основу легло восприятия мира. Дело в том, что сама по себе мифология очень тесно переплетается с языческими верованиями и различными мифами, в которых одухотворяли явления и материальные предметы. Подобное мировоззрение замешано на профальном и сакральном, и в основе его лежит не что иное, как вера. Согласно традициям есть возможность подняться до уровня бога последователю такого интересного мировоззрения. И каждый из сложившихся мифов был полезен с практичной точки действия, так как он побуждал уверенно идти вперёд.

Научное мировоззрение

Данный тип мировоззрения выступает противоположностью религиозному и мифологическому. Благодаря научной картине мира создано было представление о том, что всё вокруг имеет свою закономерность и определяется законом. Основными типами мировоззрения выступает так называемое рациональное и наука активно развивается только благодаря решению практичных задач.

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Мы уже не раз поднимали тему мировоззрения, ведь именно от него зависит, под каким именно углом мы смотрим на все происходящее вокруг, какие цели перед собой ставим и как их добиваемся. Сегодня предлагаю вновь поговорить про мировоззрение его виды и формы, так как это поможет вам скорректировать собственную линию взглядов и убеждений, выбрав максимально продуктивный путь.

В самом начале давайте вспомним, что собой представляет мировоззрение. Не вдаваясь в глубокомысленные философские рассуждения о природе человека, термин можно описать просто как систему взглядов на мир и себя в нем. Именно от «воззрения на мир» зависит то, как мы понимаем добро и зло, какие принципы закладываем во взаимоотношения с другими людьми, какие цели и ценности выносим в жизни на передний план.

Мировоззрение, с одной стороны, формируется с учетом тех традиций, которые уже существуют в обществе. А с другой стороны, оно зависит и от нашей собственной оценки происходящего. То есть мы можем говорить о двух уровнях системы взглядов на мир - практическом и теоретическом. В первом случае речь идет о мировоззрении, которое стихийно формируется в процессе накопления житейского опыта. Во втором - уже о знаниях, которые приобретаются в ходе обучения и вдумчивого анализа мира.

О структуре мировоззрения, я уже рассказывал в одной из статей блога.

Заглянув в неё вы сможете понять, каким образом рождается наша готовность действовать тем или иным способом.

В этой же статье я хочу сделать акцент на другом моменте - разновидностях мировоззрения. Готовы? Тогда вперед!

Классификация «воззрений на мир»

Сразу скажу, что видов мировоззрений можно выделить огромное количество. Но такой детальный анализ нам совершенно ни к чему, ведь наша цель - понять, каким образом у нас формируются те или иные предпочтения, жизненные ориентиры, ценности и пр. Поэтому поговорим лишь о семи наиболее значимых формах.

Мифологическое

На заре своего становления человек, еще не обладающий достаточным уровнем знаний, задается вопросами о различных аспектах существования мира, Вселенной. Он пока еще не в силах дать объективные, научные ответы на них, поэтому ему ничего другого не остается, как подключить собственные чувства, ощущения и верования.

Человек напрямую зависит от природы, и это выражается в том, как он ее видит, понимает. Так, будучи значительно более слабым, практически незащищенным, он воспринимает природу как некое живое существо. В итоге, появляются яркие мифологические образы, соответствующие тем или иным процессам, происходящим в окружающей среде.

Важно заметить, что мифологическое мировоззрение свойственно не только первобытному, но и современному человеку. Кто-то из нас благополучно преодолевает данный этап, переходя к более грамотному, точному, научному анализу действительности. А кто-то так задерживается на стадии простейших объяснительных механизмов на значительно более долгий период.

Религиозное

Религию можно считать закономерным продолжением мифологической стадии. Здесь к своим ощущениям и верованиям человек добавляет философскую подоплеку, познание, логику и даже идеологию, формирующую представление о том, как можно/нужно себя вести. Появляется свод правил и этических норм, обязательных для соблюдения приверженцами той или иной религиозной системы.

Обыденное

Это мировоззрение создается как раз на основе опыта и нашего чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности. Это фактически наши с вами «здравый смысл» и, так сказать, повседневная логика, которым мы следуем, принимая обычные каждодневные решения.

Колоссальное значение в выстраивании данной системы взглядов имеет влияние сторонних факторов. В первую очередь, традиций, стереотипов и даже суеверий, свойственных конкретной культуре, обществу.

Во-вторых, средств массовой информации во всем их разнообразии - интернет, ТВ, радио, печатная продукция. Последние обладают мощнейшим «даром» убеждения, а потому настоятельно рекомендую научиться фильтровать этот неиссякаемый поток информации.

Философское

На границе между обыденным и научным мировоззрением разместилась философская система взглядов, базирующаяся на знании. Чувственный фактор здесь уходит далеко на задний план, освобождая место для систематичности и логичности.

Беря в качестве теоретической основы фактические данные о мире, Вселенной, человеке, философия анализирует и переосмысливает их, выстраивая интереснейшие причинно-следственные связи и формируя свои собственные выводы.

В своем развитии философское мировоззрение также прошло определенные стадии, характерные для того или иного времени.

Кроме этого, в принципах оценки происходящего выделяются два противоречивых подхода - материалистический (вещь, предмет является основой всего) и идеалистический (в центре мироздания - дух, мысль).

Научное

Как бы не было важно и ценно все духовное и эмоционально-психологическое, а без объективных научных фактов никак не обойтись. Поэтому на смену догадкам, вере, стереотипам постепенно приходит необходимость и желание смотреть на мир через призму цифр, формул, гипотез, теорий.

Научное мировоззрение призвано разложить по полочкам те официально подтвержденные сведения, которые оно имеет о мире. При этом личностное отношение к этим сведениям во внимание не принимается. Наука лишь констатирует те факты, которые ей удалось обнаружить исходя из текущих познавательных возможностей человечества. Все остальное значение не имеет.

Художественное

Этот тип мировоззрения упоминается не всегда, но я все-таки считаю, что его стоит выделять в обособленный вид. Ведь в отличие от всех перечисленных выше систем взглядов только художественное мировоззрение на первый план выносит представления о красоте и гармонии, чувственное творческое начало, а также эмпатию как умение сопереживать тому, что видишь, что творишь.

Историческое

С течением времени восприятие и понимание мира у людей меняются. В итоге, мы можем говорить об исторических эпохах, социально-культурные особенности которых накладывали отпечаток решительно на все аспекты человеческой жизнедеятельности.

Например, во времена Античности люди стремились познать и приблизить эстетический идеал. Красота, гармония, природное начало, философия имели первостепенное значение. Заложенные в те времена принципы, оценочные методики (например, в архитектуре) используются и по сей день.

Пришедшие на смену мрачные и тяжелые Средние века выводят на первый план религию, весомость которой приобретает в некоторых регионах по-настоящему устрашающие формы.

Но, слава Богу, время не стоит на месте, и наступает очередь прекрасной и богатой во всех смыслах слова эпохи под названием «Возрождение».

Ценности, каноны античности начинают постепенно возвращаться. Вновь во главу угла ставится человек, его потребности, особенности. За этим, как логичное продолжение, приходит Новое время, в котором ключевое значение приобретает его величество наука.

При этом современный мир можно охарактеризовать как «многомировоззренческий», и в этом, пожалуй, и состоит один из его главных плюсов. Человек наконец-то получил свободу выбора. Словно жонглер в цирке, он может перебирать имеющиеся системы взглядов, комбинировать их и трансформировать по своему желанию. Что сказать - красота!

В завершении это раздела хочется подчеркнуть, что, несмотря на прослеживаемый хронометраж, дать четкие временные рамки каждой форме мировоззрений нельзя. Да это и не требуется, ведь, как уже было отмечено, наша цель - понимание того, что может дать нам такое явление как мировоззрение в контексте тайм-менеджмента.

Сводная таблица

Обобщим вышесказанное в компактной форме.

Типы мировоззрения На чем основывается Что порождает
Мифологическое Вера, догадки, страх, чувственное восприятие мира Суеверия.
Религиозное Вера, логика, страх, уважение, системность, познание Догматы, каноны.
Обыденное Опыт, традиции Стереотипы, общепринятые схемы поведения.
Философское Познание, анализ Систему знаний о развитии мира и общества, мышлении и самом познании как таковом.
Научное Объективность, логика, знание, доказательство, истина, факт Научные дисциплины; гипотезы, теоремы.
Художественное Красота, гармония, идеал, чувственность Творчество; произведения искусства.
Историческое Время, перемены. Различие исторических эпох в культурном, этическом, социальном и пр. планах.

Для того чтобы добиться личностной гармонии, стать человеком, жизнь которого полна целей и свершений, а также чтобы достичь успеха в тайм-менеджменте, мы должны понимать, каким мировоззрением руководствуемся, из каких составляющих оно складывается. Иначе можно бросаться из одной крайности в другую, каждый раз отклоняясь от желанного пути.

Еще больше информации на тему статьи вы найдете в и статье. Ну, а практическая помощь, как и всегда, вас ждет на моем авторском . Сейчас самое время записаться в число участников программы!

Чтоб не пропустить новые материалы подписывайтесь на рассылку новостей блога, делитесь информацией с друзьями, пишите комментарии.

А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности .

До новых встреч. Ваш Юрий Окунев.