Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что мешает переменам, или Знакомьтесь: сопротивление. Что такое внутреннее психологическое сопротивление и что с ним делать

СОПРОТИВЛЕНИЕ - по Фрейду - сила и процесс, производящие вытеснение и поддерживающие его посредством противодействия переходу представлений и симптомов из бессознательного в сознание.

Сопротивление - верный признак конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение.

Сопротивление может быть только выражением Я, которое в свое время произвело вытеснение, а теперь хочет его сохранить.

Имеются пять основных разновидностей сопротивления, исходящих из трех сторон - Я, Оно и Сверх-Я:

1. сопротивление вытеснение - от Я;

2. сопротивление из перенесения - от Я;

3. сопротивление из выгоды от болезни - от Я;

4. сопротивление от Оно;

5. сопротивление от Сверх-Я.

Сопротивление проявляется в процессе анализа. Оно включает все те силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить, достичь и принять инсайт, которые действуют против разумного Я пациента и его желания изменений. Сопротивление может быть сознательным или бессознательным, может выражаться в виде эмоций, установок, идей, импульсов, мыслей, фантазий или действий.

Сопротивление - операционное понятие; анализ не создает здесь ничего нового, аналитическая ситуация становится ареной, на которой силы сопротивления проявляют себя. Во время курса анализа силы сопротивления используют все механизмы, формы, способы, методы и констелляции защит, которые Я использует во внешней жизни пациента. Так же, как и защитные механизмы, сопротивление действуют через Я; хотя их источники, согласно Фрейду, могут исходить из любой психической структуры – Оно, Я, СверхЯ, но восприятие опасности является функцией Я. В процессе анализа форма и тип сопротивления изменяется - присутствует регрессия и прогресс, поведение пациента меняется в соответствии с точками фиксаций; вообще все защитные механизмы Я могут использоваться в целях сопротивления. Для целей сопротивления используются и более сложные феномены – такие, как сопротивления переноса, сопротивления характера, покрывающие защиты.

Аналитик должен различать: что пациент сопротивляется, как он делает это, что он отвращает, почему он делает это. Сопротивления в процессе анализа проявляются как некая форма противодействия процедурам и процессам, которая анализируется. Анализ сопротивлений крайне важен как для диагностики, так как пациенты, относящиеся к той или иной диагностической группе будут использовать специфические для этой группы типы защит, и, соответственно, сопротивлений, так и для всей аналитической работы.

Представления З.Фрейда о вытеснении легли в основу психоанализа. Вытеснение состоит в бессознательно мотивированном забывании, или избежании осознания внутренних побуждений и внешних событий, которые репрезентируют соблазны, неосуществимые и пугающие желания и наказания за запретные наслаждения, а также просто намекают на них. Информация блокируется, чтобы помешать ее воздействию и избежать страданий при осознании. Тем не менее, хотя вытесненное не переживается на сознательном уровне, оно сохраняет свою действенность и продолжает оказывать влияние с бессознательного уровня.

Вытеснение является основным защитным механизмом человеческой психики, причисляемый к защитам "высшего порядка".

С точки зрения развития, вытеснение можно рассматривать как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное.

Паттерн неклинического действия вытеснения наиболее иллюстративен в случае простого забывания имен или намерений – того, что Фрейд называл частью «психопатологии обыденной жизни». В психоанализе обнаруживается, что имя или намерение забываются, если они сопряжены с подавленным мотивом, обычно из-за их ассоциации с неприемлемой инстинктивной потребностью.

Конфликты возникают в случаях, когда происходят события, относящиеся к материалу, вытесненному в прошлом. Если попытка вытесненного материала найти разрядку в виде дериватов (производных) терпит неудачу, возникает стремление вытеснить любое событие, ассоциативно связанное с изначально вытесненным материалом. Этот процесс получил название «вторичного вытеснения». Создается впечатление, что вытесненное, подобно магнетической силе, притягивает все, хоть как-то связанное с ним, чтобы тоже подвергнуть вытеснению.

Вытеснение может выдавать себя двояким образом:

- «пустотами», т.е. отсутствием определенных идей, чувств, отношений, которые представляли бы адекватную реакцию на действительность (вторичное вытеснение);

Навязчивым характером приверженности неким идеям, чувствам и отношениям, представляющим собой дериваты. 10. Понятие о влечении. Виды влечения.

Влечение - это динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.

Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина -инстинкт и влечение. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту. Под влечением - "психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения".

В свете обобщений психоаналитическое понимание влечений у Фрейда сводилось к следующему: а) влечение отличается от раздражения: оно происходит от источника раздражения внутри тела и действует как постоянная сила; б) во влечении можно различать источник, объект и цель (источник влечения - состояние возбуждения в теле, цель - устранение этого возбуждения), влечение становится психически действенным на пути от источника к цели; в) психически действенное влечение обладает определенным количеством энергии (либидо); г) отношение влечения к цели и объекту допускает изменение: они могут быть заменены другими целями и объектами, в том числе социально приемлемыми (сублимация); д) можно различать влечения, задержанные по пути к цели и задерживающиеся на пути к удовлетворению; е) существует различие между влечениями, служащими сексуальной функции, и влечениями к самосохранению (голод, жажда), сексуальные влечения характеризуются пластичностью, замещаемостью, отстраненностью, в то время как влечения к самосохранению непреклонны и безотлагательны.

Новое положение в психоаналитической теории сводилось к признанию двух видов влечений: сексуальных, понимаемых в широком смысле (Эрос), и агрессивных, цель которых - разрушение. Если отвлечься от эротического компонента основными влечениями являются влечение к жизни и влечение к смерти.

Фрейд описал три вида врожденных влечений:

1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);

2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием;

3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

Основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли).

Зачем нужны психологические защиты?
Мы уже упомянули выше, что защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала эти защиты для…скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое – психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с Вами. Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни, увы, недостаточно. Ведь именно психологические за щиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д. Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах – на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут Вам мешать, а у окружающих вызывать недоумение (это в легком случае).

Так в каких случаях проявляются психологические защиты и сопротивления?

1. Прошлая психологическая травма (стресс)
2. Неприятные воспоминания
3. Страх перед любыми неудачами
4. Страх перед любыми изменениями
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)
6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния
7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

Каковы же последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным.
2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.

Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме) – говорит о скрытом чувстве вины.
2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал».
3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д. очевидных стимулов, сигналов. (Скарлетт (Унесенные ветром): «Я подумаю об этом завтра»).
4. Формирование реакции (при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно унктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем.
5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на начальника переносится с начальника, которого наказать невозможно в силу ряда психологических и иных причин, на собаку – как на более слабое существо (японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника); или перенос любви или агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту вызвавшему эти чувства.
6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.
7. Подавление (фобии) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).
8. Идентификация с агрессором (подражание) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
10. Интеллектуализация, рационализация (обсессивно –компульсивный невроз) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
11. Изоляция аффекта (обсессивно – компульсивный невроз) – подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.
12. Регрессия – возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)
13. Сублимация – перевод одного вида энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.
14. Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «я» и объектов. Резкая смена «+» и «-» оценок себя и других – нереалистичная и нетвёрдая оценка. «+» и «-» сосуществуют отдельно, но параллельно. Например, то психотерапевт «+», то вдруг «-» и так по поводу любого значимого человека.
15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого.
16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека.
17. Всемогущество – преувеличение собственной силы.
18. Проекция – наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека.
19. Проективная идентификация – проекция на какого – то человека, над которым человек затем пытается установить контроль. Проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
20. Репрессия – подавление желаний.
21. Эскапизм – избегание цели ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.
22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

Ширяевы Игорь и Лариса

С явлением, о котором сегодня пойдет речь, каждый из нас сталкивался огромное количество раз, и впереди предстоит ещё очень много встреч с ним. Оно есть и активно работает независимо от того, знаем мы о нем или нет. Оно мешает нам двигаться вперед, достигать поставленных целей, да что там, некоторым людям оно мешает даже поставить эти самые цели. Но знания о нём и умение им управлять значительно облегчают жизнь. Имя этому явлению – сопротивление.

Вспомните ситуацию, когда вам нужно было выполнить какое-то важное для вас дело, но вместо этого вы отправлялись мыть посуду, наводить порядок в доме, или брали в руки книжку, или решали проверить почту и прочитать новости, а, может, вспоминали об «очень срочном звонке» другу/подруге и… спустя какое-то время обнаруживали, что тем самым важным делом заниматься-то уже и некогда. Оно снова осталось несделанным, и приходилось переносить его на следующий день. А на следующий день повторялось всё то же самое, разве что действия вместо выполнения этого дела другие, но результат неизменный. Так вот, друзья мои, это явный признак работы сопротивления.

Это оно заставляет нас вместо написания статьи отправляться мыть машину или поливать цветы. Страстное желание срочно разобрать бумаги на рабочем столе вместо важного звонка клиенту – тоже заслуга сопротивления.

Снимаем маски

Сопротивление умеет очень тщательно маскироваться и может проявляться в совершенно, казалось бы, неожиданных и несвязанных событиях. Например, в тот день, когда у вас назначено собеседование, вдруг не заводится машина, ломается каблук, застревает лифт, и в результате вы не попадаете на собеседование. Конечно, причины этого могут быть разные, но в том случае, если вы с одной стороны понимаете, что это чудесная должность, открывающая перед вами массу перспектив, а с другой – жутко боитесь ответственности, которую она предполагает, очень сомневаетесь в своих силах и понимаете, что с получением этой работы вся жизнь может измениться, то все злоключения на пути к собеседованию – это, скорее всего, работа сопротивления.

Сломавшийся будильник или головная боль утром того дня, когда вы собрались начать регулярные пробежки, – это тоже сопротивление.

Бывает ещё интереснее. Например, вы приняли важное решение, способное изменить вашу жизнь. Допустим, записались на коуч-сессию для того, чтобы определить свои цели и начать действовать в направлении их достижения. Договорились о дате и времени, с нетерпением ждете встречи с коучем, и вдруг за несколько дней до неё в вашей голове начинают возникать мысли о том, что это всё зря, это пустая трата денег и времени, ничего не поможет, ерунда это всё, вы неудачник, лучше жить как раньше, к чему все эти сложности и т.д.

Это, как несложно догадаться, тоже работает сопротивление. Допустим, усилием воли вам удалось убедить себя в том, что задуманное мероприятие всё-таки важно и нужно для вас, и, чтобы укрепить свою решимость, вы даже оплатили сессию с коучем. Кстати, в большинстве случаев предоплата, внесенная за несколько дней до сессии, действительно, помогает. Наверняка вы наблюдали тот же эффект с абонементами в фитнесс-клуб. Если человек купил абонемент, то вероятность того, что он будет регулярно посещать тренировки, гораздо выше, чем если он платит за каждое посещение отдельно. Аналогично это работает и в психологии, и в коучинге: если сессия уже оплачена, то практически всегда, за редким исключением, человек всё-таки приходит и делает очень важный шаг к переменам в своей жизни.

Что же происходит с теми, кто является «редким исключением»? Давайте вернемся к примеру с коуч-сессией и продолжим. Итак, сопротивление побеждено, предоплата внесена. Снова наступает волнительное ожидание встречи, но за сутки до неё вы вдруг совершенно неожиданно простываете. Или звонит давний друг с предложением встретиться. Или в день встречи со специалистом срочно понадобится забрать ребенка из садика пораньше. И первая мысль, которая при этом у вас возникнет – это «Придется отменить коуч-сессию». Если вы будете честны с собой, то сумеете заметить некое облегчение при появлении этой мысли (конечно, ведь это дает вам возможность остаться в своей зоне комфорта и, вдобавок, свалить всю ответственность на силу обстоятельств). Разумеется, это тоже работа сопротивления. Причём, очень мощная. О том, что делать на этом этапе, я расскажу чуть ниже.

Когда и почему возникает сопротивление

Удивительно, но оно возникает, как правило, в тех случаях, когда наши действия могут стать стимулом для создания перемен в жизни, для роста и трансформации. Казалось бы, человек собрался менять жизнь к лучшему, откуда тогда берется сопротивление? Всё очень просто. У нас есть так называемый рептильный мозг, который отвечает за выживание. Именно «благодаря» ему у нас возникает сопротивление.

Почему? Да потому что рептильному мозгу не нужно, чтобы мы росли или развивались, его задача – сохранить жизнеспособность организма, то есть гарантировать его выживание. А что нужно для поддержания жизни? Правильно, — питание, размножение и защита. Вот из-за защиты как раз и срабатывает сопротивление. Любые перемены воспринимаются рептильным мозгом как угроза безопасности, и он всеми силами начинает саботировать наши действия, направленные на рост, трансформацию, выход из зоны комфорта.

Что же делать?

Прежде всего, понять, что это оно. Если вам, действительно, хочется сделать шаг навстречу переменам в жизни, если предполагаемые действия являются для вас экологичными, и вы не переступаете через себя, не ломаете себя, не собираетесь делать что-либо противоречащее моральным принципам и этическим нормам, но при этом всё равно вместо запланированных действий смотрите телевизор, моете машину или решаете неожиданно разобрать в шкафу, то вы встретились с сопротивлением.

Чтобы обхитрить этот защитный механизм, можно разбить путь к цели на небольшие шаги и действовать постепенно. Например, приняв решение похудеть, не нужно в первый же день начинать ежедневные трехчасовые тренировки, садиться на диету, вести подсчет калорий и делать обертывания. Вместо этого лучше начать с пары тренировок в неделю, потом подключить правильное питание, далее – добавить обертывания, увеличить количество тренировок и т.д. Главное – не торопиться и делать всё постепенно. Разбейте большую цель на много маленьких шагов и делайте, например, по одному в день.

Что же делать в ситуации, когда сопротивление уже вовсю работает, и перед вами стоит выбор между сделать и отказаться, причём, выбор явно склоняется в пользу второго варианта, как в вышеприведенном примере с коуч-сессией? В такой ситуации важно остановиться, успокоиться, вспомнить про сопротивление и подумать о том, какие могут быть варианты действий кроме отказа от намеченных планов.

Так, в примере коучем, ребенка из садика может забрать мама. С другом можно встретиться в выходной день. Простуда вообще может быть чистой психосоматикой, и её симптомы могут исчезнуть уже на пути к коучу или сразу после встреч и с ним.

Словом, не спешите при возникновении препятствий на пути к переменам сразу отказываться от действий, а сначала попробуйте найти возможности разобраться с препятствиями и всё-таки совершить задуманное. И, конечно, действуйте постепенно.

Как правило, в той сфере, к которой у нас больше всего сопротивление, и есть наша зона роста. Чаще всего именно туда нам и надо идти, там есть что-то важное. И только вы можете решить – расти вам и менять свою жизнь к лучшему, или же продолжать поддаваться на уловки рептильного мозга. Только имейте в виду, что ответственность за выбор любого из этих вариантов всё равно будет лежать на вас, ведь это ваш мозг и ваша жизнь.

Всё, теперь вы это знаете, и у вас больше нет причин оправдываться тем, что «так сложились обстоятельства». Выбирайте;)

Внутреннее сопротивление - это когда ты знаешь, что тебе надо делать, чтобы достичь результата, но внутренний голос нашептывает бесконечные причины: почему не сейчас, не это, не с тем, и т.д. Пытаясь перехитрить самих себя, мы теряем время и приобретаем чувство вины за «бесцельно прожитые годы». Можно подумать, что так выглядит обыкновенная лень и надо просто взять себя в руки. Но лень - это когда не хочется делать любое дело, тут же готов делать все что угодно, только не то, что надо. Страх «белого листа» может преодолеть не каждый, как говорят писатели.

Обычно сопротивление преодолевается наградой, предчувствием счастья от сделанного.

Предчувствие счастья, награда дает мотивацию преодолевать трудности, искать решения, тратить время, деньги. Когда награда или выгода стоящая, человек действует с энтузиазмом и огоньком. Это заложено в нас природой. Вспомните, как младенец учится ходить. Он падает и встает, он злится, кричит, но все равно старается, пока не выбивается из сил. Но едва отдохнув, он с новыми силами продолжает делать все новые и новые попытки дойти до мамы, до игрушки и т.д. Награда, которая ждет его за упорство, велика, и энтузиазм не угасает.

Когда же награда для ребенка неочевидна или абстрактна, или же отложена во времени, энтузиазм преодолевать трудности угасает. Это легко представить, вспомнив мучения при подготовке домашних заданий. Помните анекдот: «Мама охрипла, папа оглох, соседи выучили стих наизусть». Причем неважно, в роли ребенка вы или родителя: если награда неясна - это будут «вырванные годы».

Если родитель не понимает, что самостоятельность ребенка - это награда, за которую стоит побороться, - ему будет сложно терпеть и ждать, пока ребенок научится самостоятельно выполнять уроки. Кричать, подгонять, делать уроки за ребенка легче, чем подзадоривать мальца, подкреплять успехи похвалой, терпеть и ждать.

Природа желаний у взрослого от ребенка ничем не отличается: нам тоже нужна награда, которая будет побуждать нас преодолевать все преграды на пути к ней.

Почему же мы саботируем выполнение некоторых желаний, хотя награда очевидна? Почему внутреннее сопротивление побеждает?

Как известно, наша психика состоит из сознательной и бессознательной части. Бессознательная хранит все, что мы еще не готовы осознать в своей жизни. Мы чего-то желаем, возможно, даже делаем, наслаждаемся, но свою неготовность к осознанию своих желаний признать мы не готовы, и сознательная часть нашей психики тщательно подбирает аргументы, с помощью которых мы объясняем себе все расхождения с реальностью. Причем эти аргументы могут быть даже нелогичны, но если они хоть сколько-нибудь похожи на правду, мы их воспринимаем как истинные и не сомневаемся, что дела обстоят именно так. Это наша психологическая защита, защищающая нас от столкновения с реальностью, которую мы не хотим видеть.

Саботаж и сопротивление возникает тогда, когда выгода от саботирования больше, чем от делания. Выгода - это наслаждение, от которого мы не в силах отказаться. Если для нас выгоднее не знать английский язык, мы будем саботировать его изучение, и никакие курсы не помогут. У нас есть скрытая выгода от невыполнения, казалось бы, такого важного дела. Но эту выгоду мы не осознаем, мы почему-то ее скрываем от самих себя, нам невыгодно ее видеть, мы не готовы отказаться от наслаждения, которое она нам приносит.

Но чем дольше выгода остается скрытой, тем вероятнее, что она превратится в невроз. Рядом с желанием всегда находится тревога от того, что награда не будет получена. Соответственно, где есть скрытая выгода, есть и скрытая тревога - это благодатная почва для невроза, проблем со здоровьем, отношениями, работой и т.д. Все тайное стремится стать явным, даже если мы сопротивляемся.

Для того чтобы обнаружить и осознать свою скрытую выгоду, человеку необходим другой человек, который умеет видеть и показывать эти скрытые выгоды.

Психологические защиты настолько сильны, что мы в своем внутреннем мире не сомневается в своей правоте. Если человек знает, что он красавец, - значит, красавец, если решил, что урод, - значит, он уверен, что урод. Но это его субъективное мнение, сложившееся под определенным влиянием, в реальности же все может быть иначе. Нужен другой человек (агент реальности), который сможет показать клиенту его заблуждения или правоту.

Обнаружив и осознав свою скрытую выгоду, человек понимает, почему у него руки не доходят до важных дел. Он понимает, в чем его наслаждение от скрытой выгоды, и может решить, отказываться ему от нее и идти вперед или продолжать действовать по-старому, но уже не испытывая мук совести, а понимая свой выбор. Он лишается скрытой тревоги, которая мучила его, отбирая энергию. Теперь он готов делать осознанный выбор, а не играть в кошки-мышки с самим собой.

Надо признать, что все мы стремимся к наслаждению, и отказаться от него можем только в обмен на обещание еще большего наслаждения. Награда, которая маячит впереди, заставляет нас отказаться от старой выгоды и двигаться вперед, к новым целям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сопротивление

Сопротивление - психические силы и процессы, мешающие свободному ассоциированию пациента, его воспоминаниям, проникновению в глубины бессознательного, осознанию бессознательных представлений и желаний, пониманию истоков возникновения невротических симптомов, принятию пациентом предоставляемых в его распоряжение аналитиком интерпретаций, проведению психоаналитического лечения и исцелению больного.

Представление о сопротивлении возникло у Фрейда на раннем этапе его терапевтической деятельности, практически до того, как в 1896 году он стал называть свой метод лечения нервнобольных психоанализом. Так, в написанной совместно с Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он не только использовал понятие «сопротивление», но и предпринял попытку содержательного рассмотрения сил и процессов, обозначенных этим термином.

Во второй главе «О психотерапии истерии» данного труда Фрейд высказал следующие соображения: в процессе терапии врачу приходится «одолевать сопротивление» больного; своей психической работой он должен преодолеть «психическую силу» пациента, сопротивляющуюся воспоминаниям и осознанию патогенных представлений; это - та же самая психическая сила, которая содействовала возникновению истерических симптомов; она представляет собой «нерасположение со стороны Я», «отпор» невыносимых представлений, мучительных и непригодных для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности; терапия предполагает серьезную работу, поскольку Я возвращается к своим намерениям и продолжает свое сопротивление; больной не хочет признавать мотивы своего сопротивления, но может выдавать их задним числом; он явно не может совсем не оказывать сопротивление; врачу необходимо помнить о различных формах, в которых проявляется это сопротивление; чрезмерно длительное сопротивление проявляется в том, что у больного не возникают свободные ассоциации, отсутствуют разгадки, возникающие в памяти картины оказываются неполными и неотчетливыми; психическое сопротивление, особенно создававшееся длительное время, может быть преодолено только медленно и постепенно; для преодоления сопротивления необходимы интеллектуальные мотивы и важен аффективный момент - личность врача.

Высказанные Фрейдом соображения о сопротивлении получили свое дальнейшее развитие во многих его последующих работах. Так, в «Толковании сновидений» (1900) он высказал ряд идей по поводу сопротивления: ночью сопротивление утрачивает часть своей силы, но не устраняется целиком, а участвует в образовании искаженного сновидения; сновидение образуется благодаря ослаблению сопротивления; ослабление и обход сопротивления возможны благодаря состоянию сна; находящаяся между сознанием и бессознательным и действующая в психике цензура обусловлена сопротивлением; оно является «главным виновником» забывания сновидения или его отдельных частей; если в данный момент не удается истолковать сновидение, то лучше эту работу отложить до тех пор, пока не будет преодолено сопротивление, оказавшее в то время тормозящее действие.

В статье «О психотерапии» (1905) Фрейд объяснил, почему несколько лет тому назад он отказался от техники внушения и от гипноза. Наряду с другими причинами он поставил им в упрек то, что они закрывают от врача понимание игры психических сил, в частности, не показывают ему сопротивления, при помощи которого больные сохраняют свою болезнь, противятся выздоровлению. Отказ от техники внушения и гипноза привел к возникновению психоанализа, ориентированного на выявление бессознательного, сопровождающегося постоянным сопротивлением больного. Учитывая последнее обстоятельство, в психоаналитическом лечении можно видеть своего рода «перевоспитание для преодоления внутренних сопротивлений».

В работе «О психоанализе» (1910), представлявшей собой пять лекций, прочитанных в Кларкском университете (США) в 1909 году, Фрейд подчеркнул, что сопротивление больного является той силой, которая поддерживает болезненное состояние, и что на этой идее он построил свое понимание психических процессов при истерии. Одновременно он внес уточнение терминологического характера. За силами, препятствующими забытому стать сознательным, сохранилось название «сопротивления». Процесс, ведущий к тому, что те же самые силы содействовали забыванию и устранению из сознания соответствующих патогенных представлений, он назвал вытеснением и рассматривал его как доказанный благодаря неоспоримому существованию сопротивления. Проведя эти различия и используя примеры, взятые из клинической практики и обыденной жизни, он показал специфику вытеснения и сопротивления, а также отношения между ними.

В работе «О „диком“ психоанализе» (1910) Фрейд указал на технические ошибки некоторых врачей и на те изменения, которые претерпела техника психоанализа. Ранее разделяемая им точка зрения, согласно которой больной страдает от особого рода незнания и выздоровеет, если устранить это незнание, оказалась поверхностной. Как показала практика психоанализа, не это незнание является патогенным моментом, а причины этого незнания, кроющиеся во внутренних сопротивлениях, вызвавших это незнание. Поэтому задачу терапии составляет преодоление этих сопротивлений. Изменение техники психоанализа состояло и в том, что для преодоления сопротивлений необходимо было выполнить два условия. Во-первых, благодаря соответствующей подготовке больной сам должен подойти к вытесненному им материалу. Во-вторых, он должен настолько осуществить перенос на врача, что его чувства к нему сделают невозможным новое бегство в болезнь. Только при выполнении этих условий становится реальным распознавание сопротивления и овладения ими. В работе Фрейда «Воспоминание, повторение и переработка» (1914) содержались идеи, касающиеся уточнения изменения техники психоанализа. Речь шла о том, что вскрытие врачом сопротивления и указание на него больному нередко может привести как бы к обратному результату. То есть не ослаблению, а усилению сопротивления. Но это не должно сбивать с толку врача, поскольку за вскрытием сопротивления не следует автоматическое прекращение его. Аналитик не должен торопиться, ему необходимо научиться выжидать неизбежное, не всегда допускающее ускорение лечения. Словом, переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает, по мнению Фрейда, самое большое изменяющее влияние на пациента. В работе «О динамике переноса» (1912) основатель психоанализа рассмотрел вопрос о том, почему в процессе анализа возникает перенос в виде «сильнейшего сопротивления». Обсуждение этого вопроса привело его к следующим выводам: сопротивление на каждом шагу сопровождает лечение; каждой мысли, каждому поступку больного приходится считаться с сопротивлениями; идее переноса отвечает идея сопротивления; интенсивность переноса является «действием и выражением сопротивления»; после того как сопротивление переноса преодолено, сопротивление других частей комплекса не составляет особых трудностей.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916-1917) Фрейд подчеркнул, что сопротивления больных чрезвычайно разнообразны, часто трудно распознаются, постоянно меняют формы своего проявления. В процессе аналитической терапии сопротивление выступает прежде всего против основного технического правила свободного ассоциирования, затем принимает форму интеллектуального сопротивления и, наконец, перерастает в перенос. Преодоление этих сопротивлений составляет существенное достижение анализа. В целом, представление Фрейда о сопротивлении невротиков устранению их симптомов легло в основу динамического взгляда на невротические заболевания. В этой связи «Лекции по введению в психоанализ» заслуживают особого внимания. В них впервые был поднят вопрос о нарциссических неврозах, в которых, по мнению основателя психоанализа, «сопротивление непреодолимо». Из этого следовало, что нарциссические неврозы «едва ли проницаемы» для ранее используемой психоаналитической техники и, таким образом, технические методы должны быть заменены другими. Словом, понимание трудностей преодоления сопротивления при нарциссических неврозах открывало новое направление исследований, связанное с психоаналитической терапией подобных заболеваний. Кроме того, в «Лекциях по введению в психоанализ» было показано, что силы, лежащие в основе сопротивления больных при психоаналитическом лечении, коренятся не только в антипатиях Я к определенным направленностям либидо, но и в привязанности или «прилипчивости либидо», которое неохотно оставляет ранее избранные им объекты. В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) Фрейд расширил свое понимание сопротивления. Если в начале своей терапевтической деятельности он полагал, что в анализе необходимо преодолевать исходящие из Я больного сопротивления, то по мере развития практики психоанализа стало очевидным, что после устранения сопротивления Я приходится преодолевать еще силу навязчивого повторения, являющуюся, по сути дела, не чем иным, как сопротивлением бессознательного. Дальнейшее углубление в природу сопротивлений привело Фрейда к необходимости их классификации. Во всяком случае, он выделил пять видов сопротивлений, исходящих из Я, Оно и Сверх-Я. Из Я исходят три вида сопротивлений, выражающихся в форме вытеснения, переноса и выгоды от болезни. Из Оно - четвертый вид сопротивления, связанный с навязчивыми повторениями и требующий для его устранения тщательной проработки. Из Сверх-Я - пятое сопротивление, обусловленное сознанием вины, чувством вины или потребностью в наказании и противящееся всякому успеху, в том числе и выздоровлению с помощью анализа.

Еще один шаг в содержательном понимании сопротивления был сделан Фрейдом в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), где он высказал мысль, что в ходе лечения в виде «сопротивления исцелению» повторяются защитные механизмы Я, выстроенные против прежних опасностей. Из этого следовала необходимость в исследовании защитных механизмов, поскольку оказывалось, что существует «сопротивление раскрытию сопротивления». Речь шла, по выражению Фрейда, о сопротивлениях не только осознанию содержаний Оно, но и анализу в целом и, следовательно, излечению. Обсуждая этот вопрос, он также высказал мысль, что ощущаемые как сопротивления свойства Я могут быть как обусловлены наследственностью, так и приобретены в защитной борьбе. Таким образом, сопротивление соотносилось им и с «прилипчивостью либидо», и с психической инерцией, и с негативной терапевтической реакцией, и с деструктивным влечением, представляющим собой влечение живой материи к смерти. Кроме того, он полагал, что у мужчин наблюдается сопротивление пассивному или женственному отношению к другим мужчинам, а у женщин - сопротивление, связанное с завистью к пенису. Словом, из упорной сверхкомпенсации мужчины обнаруживается одно из сильнейших сопротивлений при переносе; в то время как из желания женщины иметь пенис проистекают приступы тяжелой депрессии, сопровождающиеся убежденностью в том, что аналитическое лечение бесполезно.

В «Очерке о психоанализе» (1940), опубликованном после смерти Фрейда, подчеркивалось, что преодоление сопротивлений является той частью аналитической терапии, которая требует наибольших затрат времени и усилий и которая стоит того, так как ведет к сохраняющемуся на всю жизнь благоприятному изменению Я. Основатель психоанализа еще раз обратил внимание на источники сопротивления, включая потребность «быть больным и страдающим». Одно из сопротивлений, исходящее из Сверх-Я и обусловленное чувством или сознанием вины, не мешает интеллектуальной работе, но мешает ее эффективности. Другое сопротивление, проявляющееся у невротиков, у которых инстинкт самосохранения поменял свою направленность на противоположную, ведет к тому, что пациенты оказываются не в состоянии смириться с выздоровлением при помощи психоаналитического лечения и изо всех сил противостоят ему.

В ряде своих работ, включая «О психоанализе» (1910), «Сопротивление психоанализу» (1925), Фрейд использовал психоаналитическое понятие механизмов работы сопротивления не только при рассмотрении невротических заболеваний и трудностей их лечения, но и при объяснении, почему некоторые люди не разделяют психоаналитические идеи и выступают с критикой психоанализа. Сопротивление против психоанализа расценивалось им с точки зрения проявления реакций человека, обусловленных его скрытыми, подавленными желаниями, связанными с неприятием открытых психоаналитической теорией и практикой бессознательных сексуальных и агрессивных влечений. У всякого судящего о психоанализе человека существуют вытеснения, в то время как психоанализ стремится перевести вытесненный в бессознательное материал в сознание. Следовательно, как замечал Фрейд, нет ничего удивительного в том, что психоанализ должен вызвать у таких людей то же самое сопротивление, какое возникает у невротиков.

Высказанные Фрейдом идеи о сопротивлении получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, В. Райх в статье «К технике толкования и анализа сопротивлений» (1927), представляющей собой доклад на семинаре по аналитической терапии, прочитанный им в Вене в 1926 году, не только уделил значительное внимание проблематике сопротивления, но и высказал ряд оригинальных соображений по этому поводу. Эти соображения, впоследствии воспроизведенные им в работе «Характероанализ» (1933), сводились к следующему: каждое сопротивление имеет исторический смысл (происхождение) и актуальное значение; сопротивления представляют собой не что иное, как отдельные части невроза; аналитическим материалом, позволяющим судить о сопротивлениях, являются не только сновидения, ошибочные действия, фантазии и сообщения пациента, но и его манера выражения, взгляд, речь, мимика, одежда и другие атрибуты, входящие в его поведение; в процессе анализа необходимо придерживаться принципа, согласно которому «никакого толкования смысла, если необходимо толковать сопротивления»; сопротивления тоже не могут быть истолкованы, прежде чем они полностью развернутся и в самом главном не будут поняты аналитиком; от опыта аналитика зависит, сможет ли он распознать и выявить «латентные сопротивления»; «латентные сопротивления» - это манера поведения пациента, которая обнаруживается не непосредственно (в форме сомнения, недоверия, молчания, упрямства, отсутствия мыслей и фантазий, опаздываний), а непрямо, в виде аналитических достижений, скажем в сверхпослушании или отсутствии явных сопротивлений; при аналитической работе особую роль играет техническая проблема латентного негативного переноса, выступающего в качестве сопротивления; расслоение первого сопротивления переноса обусловлено индивидуальной судьбой инфантильной любви; сначала пациенту необходимо объяснить, что он имеет сопротивления, потом - какими средствами они пользуются и, наконец, - против чего они направлены.

Защита в психоанализе - это совокупность сознательных или бессознательных действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах.

В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечений, обычно сексуальных, деструктивных, эгоистических) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие и, следовательно, неприятно для Я. Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих тогда как поводы или сигналы к защите.

Понятие «защита» было использовано З. Фрейдом при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. Согласно его предположениям, защита направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в соматику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то защита от него может привести к галлюцинаторному психозу, как отказу от реальности.

Высказанные З. Фрейдом в разное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действий в психике человека послужили отправной точкой для тех психоаналитиков, которые уделили внимание в своей терапевтической и исследовательской деятельности защитным механизмам Я.

Сколько же механизмов защиты существует у человека?

На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа, так как среди авторов различных психологических направлений единства мнений не существует. Например, в оригинальной монографии Анны Фрейд описано 15 механизмов защиты. Колеман, автор учебника по патопсихологии, предлагает список из 17 защитных механизмов. В словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической Ассоциацией в 1975 году, перечисляется 23 механизма защиты. В словаре-справочнике по психологической защите Вайллента их насчитывается 18. И этот список можно продолжать и продолжать. Вообще объективные расхождения в определении любого научного понятия связаны с тем, что содержание того или иного понятия во многом зависит от направления научной школы, в которой работает исследователь.

Поэтому здесь, как в басне у Крылова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

То же и со степенью соотношения психологических защит друг с другом (каждый предлагает свое), и даже с их ясными определениями.

Психологическая защита

Из всего вышеизложенного становится понятно, что человек решивший писать на тему психологических защит непременно оказывается перед трудностью и на распутье «материала пруд - пруди, но вот какому отдать предпочтение?..» Ведь даже написание определения вызывает сомнение (только в отечественных источниках В.И. Журбиным выделено более десятка его вариантов).

Тем не менее, я не стала долго раздумывать и обратила свое внимание на книгу под названием «Справочник практического психолога» И.Г. Малкина-Пых. К этому я присовокупила некоторые материалы с интернета и данный материал предлагаю Вашему вниманию.

Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Или так (звучит проще для понимания):

Защитные механизмы -- это способы организации ВРЕМЕННОГО душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни.

У каждого есть свой индивидуальный набор «любимых» психологических защит.

И здесь существует, по меньшей мере, четыре фактора, влияющих на наше предпочтение в их выборе. Вот они:

1. темперамент,

2. природа стрессов, пережитых в раннем детстве,

3. образцы психологических защит родителей или иных значимых фигур,

4. опытный путь от пережитых последствий использования тех или иных психологических защит.

Не существует общепринятой классификации психологических защит. Тут, как и во всех остальных вопросах, относительно данной тематики сплошные разногласия. Но если обратиться к современной психологической литературе, то можно найти следующие деления:

1. первичные и вторичные,

2. примитивные и развитые,

3. менее осознанные и более осознанные,

4. адаптивные и неадаптивные.

сопротивление психологическая защита психоанализ фрейд

Первичные психологические защиты

Первичная психологическая защита - это психологическая защита незрелая, примитивная, защита «низшего порядка», имеющая дело с границей между собственным «Я» и внешним миром. иметь право называться первичной психологической защитой, защита непременно должна иметь в себе два качества, связанных с довербальной (дословесной) стадией развития:

1. недостаточная связь с принципом реальности,

2. недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного «Я».

К первичным психологическим защитам относятся:

1. примитивная изоляция (иногда просто изоляция),

2. отрицание,

3. всемогущий контроль,

4. примитивные идеализация и обесценивание,

5. проективная и интроективная идентификация.

Список литературы

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие психологической защиты, классификация ее видов. Характерная для эмоционального выгорания симптоматика, стадии синдрома. Проекция и проективная идентификация. Групповые защитные механизмы. Модель уровневой организации психологической защиты.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2013

    Психологическая защита у подростков, ее активное включение как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Основные защитные механизмы: отрицание, подавление, вытеснение, проекция, рационализация, отчуждение, сублимация и катарсис.

    реферат , добавлен 10.09.2011

    Способы защиты личности от внутренних и внешних напряжений. Социально-психологические исследования формирования установок. Система адаптивных реакций личности. Ранние психологические защиты. Основные первичные примитивные формы психических проявлений.

    реферат , добавлен 06.10.2011

    Психологическая защита личности как предмет научной рефлексии. Психологическая защита и адаптивное поведение. Методы исследования потенциала психологической защиты, развивающего личность. Психологическая поддержка личностного развития студентов.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Рассмотрение механизмов психологической защиты в классическом психоанализе. Изучение концепции Зигмунда Фрейда. Особенности психоаналитического подхода к работе с защитными механизмами с точки зрения современной отечественной и западной психологии.

    реферат , добавлен 03.03.2014

    Понятие психологической защиты, ее основные виды. Механизмы специфической и неспецифической психологической защиты. Приемы манипулятивнго воздействия. Психологическая защита путем умственных действий, разрядочных реакций, привычной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2013

    Понятие психического образа. Механизмы, заставляющие отказаться от опасных влечений и желаний. Вытеснение, смещение, реактивное образование, проекция, изоляция, аннулирование и регрессия. Снижение уровня конфронтации. Основы психологической защиты.

    реферат , добавлен 26.09.2013

    Основные факты биографии Зигмунда Фрейда - основателя психоанализа. Структура личности: я, оно, сверх-я. Топографическая модель сознания. Основные инстинкты человека: жизни и смерти. Защитные механизмы психики: отрицание, вытеснение, проекция и регрессия.

    презентация , добавлен 21.05.2014

    Современные научные представления о защитных механизмах личности. Основные механизмы защиты личности. Защитные автоматизмы. Особенности психологической защиты у младщих школьников. Особенности влияния семьи на развитие психологической защиты ребенка.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2007

    Эмоции - свойственные личности психологические состояния. Происхождение эмоций. Функции эмоций и их классификация. Система психологической защиты как условие внутреннего равновесия и как барьер в общении. Формы защиты и характеристика их проявления.