Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Боевое НЛП (нейролинвистическое программирование) техники, методы воздействия и манипулирования людьми. НЛП – что такое, приемы, обучение, техники, правила, практика

Содержание статьи

НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП), направление в теоретической и прежде всего практической психологии, отличающееся от аналогичных психотерапевтических методов – психоанализа , групповой психотерапии , гештальттерапии – ориентацией на эффективность проведения терапевтического вмешательства. Согласно одной из версий, НЛП возникло как теоретическое обобщение характерных особенностей практики известных психотерапевтов, которая представляется неискушенному зрителю как магия. Отсюда название одной из книг Р.Бэндлера и Дж.Гриндера – Структура магии . С точки зрения психологии как науки, теоретическое новшество НЛП заключается в смене фокуса внимания исследователя и, как следствие, психотерапевта: вместо девиаций психического состояния НЛП рекомендует основное внимание обращать на норму, и не просто на норму, которой, строго говоря, не существует, а на образцы успешного поведения человека в кризисных ситуациях. По мысли основателей НЛП, только изучив, как человек умудряется не сходить с ума, можно разработать методики улучшения состояния людей с теми или иными психическими отклонениями. Еще одной важной особенностью НЛП является связь положений НЛП с языком и знаниями об особенностях функционирования языковой системы. К числу отцов-основателей НЛП принято относить прежде всего Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Лесли Кэмерон-Бэндлер, Дэвида Гордона и Майкла Спаркса.

НЛП как психотерапевтический метод.

НЛП исходит из того, что функционирование мышления человека в определенной степени напоминает работу компьютера, однако не в смысле тривиальной компьютерной метафоры, на которой выросла современная когнитивная психология (ср. проведение аналогии между памятью ЭВМ и памятью человека, процессором ЭВМ и когнитивной системой), а в том смысле, что мышление человека программируемо. Весь вопрос в том, чтобы правильно сформулировать программу и сделать ее доступной сознанию и подсознанию человека. Отсюда понятие моделирования: терапевт (и шире – коммуникатор) пытается выявить наилучший способ, с помощью которого человек выполняет определенную задачу, и пытается сделать его доступным – для этого человека или другого лица. Способ верификации результирующей модели заключается не в рассуждениях о том, правильна ли она, соответствует ли она действительности, а в том, что модель успешно выполняет свои функции. Согласно НЛП, в психике вообще трудно говорить о правильности или о соответствии реальности какого-либо опыта. В лучшем случае можно говорить лишь о том, что некоторый опыт относится к разделяемой реальности, т.е. к совокупности более или менее общезначимых представлений об окружающем мире.

Процесс моделирования проходит несколько этапов. На первом этапе происходит сбор информации о текущем состоянии клиента и желаемом состоянии – фактически о самой сущности воздействия. На последующих этапах суть желаемого состояния последовательно уточняется. На втором этапе устанавливается раппóрт – такое состояние между коммуникатором и клиентом, при котором между ними существует максимальное взаимное доверие. Достижение раппорта – важнейшая задача НЛП. Раппорт достигается на сознательном или бессознательном уровне, когда коммуникатор присоединяется к репрезентативным системам клиента, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении. Под репрезентативной системой (РС) в НЛП понимается способ представления и осмысления своего опыта взаимодействия с окружающим миром. Это может быть визуальная РС (опыт представляется как последовательность визуальных образов), аудиальная РС (опыт осмысляется как последовательность звуков разного типа), кинестетическая РС (опыт представляется как тактильные ощущения) и обонятельно-вкусовая РС (опыт воспринимается человеком как последовательность запахов и вкусовых ощущений). Отражая реакции клиента в каждой из этих систем, подстраиваясь под них, коммуникатор может достигнуть с ним раппорта. Отражение может быть вербальным (коммуникатор повторяет те или иные черты вербального поведения клиента) и невербальным. В последнем случае коммуникатор подстраивается под важные элементы невербального поведения, указывающие на ведущую (наиболее важную для субъекта) РС – под темп дыхания, жесты, движение глаз и т.п. Достижение раппорта может быть довольно длительной процедурой, но в некоторых случаях достигается очень быстро – все зависит от мастерства коммуникатора и сложности данного случая.

После достижения раппорта коммуникатор должен установить, что в действительности желает клиент. Иными словами, каким должен быть хорошо сформулированный результат моделирования, который не должен противоречить тем или иным сторонам личности клиента и не может вредить его ближайшему окружению (отсюда понятие экологичности моделирования).

Исследуя репрезентативные системы человека для последующего достижения раппорта, коммуникатор, кроме невербальных аспектов поведения клиента (в частности движения глаз, жестов, дыхания), должен особое внимание обращать на языковое поведение. Для этого в НЛП разработана так называемая мета-модель языка. В основе мета-модели лежит предположение, что язык – как и многие формы социального опыта – выступает как фильтр, который искажает опыт или по крайней мере структурирует его. Мета-модель обращает внимание коммуникатора на те свойства языковой системы, которые чаще всего искажают восприятие. Как будет показано ниже, в содержательном плане мета-модель представляет собой некоторый конспект результатов из грамматической теории, теории речевого воздействия и прагмалингвистики, подстроенных под цели психотерапевтической практики; определенное влияние на формирование НЛП оказали и идеи «общей семантики». Эксплицитное выяснение, выявление вносимых языком искажений составляет значительную часть психотерапевтической процедуры. Иными словами, мета-модель языка – это вовсе не модель языка и не модель отдельных его подсистем, а модель поведения коммуникатора по отношению к естественному языку, используемому в процессе общения с клиентом.

После того, как «хорошо сформулированный результат» установлен, осуществляется выбор методов терапевтического вмешательства и перевод клиента в желаемое состояние с помощью комплекса выбранных техник. Одна из таких техник – якорение. Якорь – это любой стимул, который позволяет человеку перенести свой прежний опыт в настоящее и пережить то же психологическое состояние (как положительно, так и отрицательно окрашенное). Например, какая-то мелодия может вызвать у человека ассоциации, связанные с прошлым опытом, или случайно найденная вещь напомнит о каком-нибудь событии детства и пр. В художественной литературе процедура якорения, как правило, привлекает внимание писателей с установкой на «психологизм». (Ср. характерный пример из Набокова: «Она высморкалась, пошарила в темноте, опять нажала кнопку. Свет ее немного успокоил. Она еще раз посмотрела на рисунок, подумала, решила, что, как он ни дорог ей, хранить его опасно, и, разорвав бумажку на клочки, бросила их сквозь решетку в лифтовый колодец, и это почему-то напомнило ей раннее детство . – В.Набоков. Камера Обскура. )

Почти произвольность якоря и одновременно его эффективность при вызове психического состояния широко используется в НЛП как инструмент воздействия на субъекта. Стимул-якорь может устанавливаться во время терапевтической процедуры вербально (например, произнесением некоторых слов, словесных последовательностей, изменением тона голоса), невербально (пожатием руки, плеча, колена; изменением положения тела коммуникатора и пр.), а также сочетанием вербальных и невербальных элементов. Понятно, что установка якоря возможна только при поддержании устойчивого раппорта, в противном случае связь между якорем и переживанием не возникнет.

Якорение должно основываться на выявлении ресурсов данного индивидуума для решения проблемной ситуации. Осознание ресурса, понимание того, что проблема может быть решена, достигается через расширение модели мира человека. Роль коммуникатора на данном этапе сводится к тому, чтобы выявить в опыте клиента то, что можно рассматривать как ресурс. В НЛП для поиска ресурса используются как техники, предполагающие сознательное участие клиента, так и его погружение в транс и работу с подсознанием. Последнее во многих случаях оказывается существенно более эффективным. Далее, положительный и отрицательный опыт человека якорится. Последовательное – в разных комбинациях – использование якорей и, тем самым, психических состояний позволяет коммуникатору элиминировать нежелательные связи, формировать новые и в результате программировать человека на желаемое им самим поведение, определяемое в НЛП как «хорошо сформулированный результат». Якорение, сами якоря, последовательность их применения фактически аналогичны алгоритмам компьютерной программы, за тем исключением, что, в отличие от компьютерных языков программирования, в НЛП при терапевтической процедуре операторы (якоря) определяются для каждого клиента индивидуально.

Среди методов НЛП имеются техники, которые дают возможность коммуникатору работать не над одной проблемой клиента, а над комплексом сходных проблем, а также над такими сложными ситуациями, когда некоторый тип поведения сам по себе не является психологической проблемой, но становится ею в определенном контексте. Например, боязнь – весьма полезное и нужное чувство, но она превращается в болезненное состояние, в манию, если боязнь ничем не обоснована или распространяется на всех окружающих. Одной из таких техник является рефрейминг. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы видоизменить поведение клиента, вызванное некоторым стимулом или комплексом сходных стимулов, ограничив это поведение только теми ситуациями, когда это поведение действительно необходимо.

Вообще следует отметить, что основные книги по НЛП (прежде всего те, которые написаны основателями этого направления) сами представляют собой блестящий пример применения методик воздействия НЛП на читателя. Здесь можно обнаружить и методику якорения, например с помощью интересных (как правило смешных) примеров из практики, а также рассуждения, приводящие к «расширению позитивного опыта» читателя, и рефрейминг в виде соответствующих инструкций – как явных, так и скрытых.

Лингвистический аспект НЛП.

Интерпретацией и использованием знаний о языке в НЛП занимаются непрофессиональные лингвисты (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Поэтому описание лингвистической составляющей НЛП в рамках собственно лингвистической парадигмы требует определенной коррекции тех лингвистических категорий, апелляция к которым используется в оригинальных работах представителей этого направления.

Основной лингвистический постулат НЛП можно сформулировать как гипотезу о неадекватности языка как средства отражения действительности и опыта человека. Слова – лишь искусственные ярлыки для опыта, а сам язык представляет собой фильтр, который позволяет когнитивной системе отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала. Однако эта полезная функция приводит к тому, что сознание человека игнорирует важные части его опыта, что приводит к формированию существенно обедненного списка альтернатив при решении проблемных ситуаций. Мета-модель языка позволяет выявить наиболее типичные случаи искажения и исправить их, обогатив позитивный опыт человека.

Второй постулат как бы направлен в противоположную сторону от реальности – он определяет характер связи между языком и психикой. Это постулат об иконичности или изоморфности языка, с одной стороны, и психических и/или мыслительных процессов – с другой. Согласно этому постулату, языковые формы регулярно отражают особенности мышления и психического состояния человека. Обращая внимание на особенности речи клиента, коммуникатор в состоянии выявить его ведущую репрезентативную систему, а также установить области опущения важного опыта. Иными словами, язык и речь рассматриваются как важнейшие источники информации о психическом состоянии человека. Верно и обратное: хотя чрезмерное использование какого-то одного языкового средства вряд ли приведет к болезни, тем не менее комплекс соответствующих языковых выражений позволяет вызывать требуемое психическое состояние. Именно поэтому с помощью языка вообще возможно терапевтическое воздействие.

Важным следствием постулата об иконичности является принцип психологического разграничения поверхностной и глубинной структур высказывания. Интерпретируя это противопоставление в духе трансформационализма (иногда – в смысле порождающей грамматики, а иногда – в смысле порождающей семантики), пропоненты НЛП приписывают поверхностной структуре функцию отражения сознания, а глубинной – подсознания. Глубинная структура содержит актанты тех переменных, которые следует эксплицитно заполнить, чтобы выявить действительную, реальную проблему клиента и создать представление о «хорошо сформулированном результате» моделирования.

Языковые феномены в теории и практике НЛП.

Рассмотрим кратко конкретные языковые структуры, которые используются на разных этапах нейро-лингвистического программирования, в разных техниках НЛП. Фактически эти языковые феномены и формируют мета-модель языка, которая лежит в основе НЛП.

Метафоры.

Метафора – один из излюбленных инструментов НЛП. Известная книга Д.Гордона не случайно называется Терапевтические метафоры . Впрочем, и интерпретируется эта категория в НЛП по-разному. В наиболее близком к лингвистическому пониманию метафора используется в мета-модели языка. Как выше уже было сказано, это не модель языка как таковая, а модель поведения психотерапевта, коммуникатора, когда он собирает информацию о клиенте или устанавливает с ним раппорт. На этом этапе коммуникатор должен определить, какая репрезентативная система, т.е. способ осмысления опыта, наиболее сильно развит у клиента и, следовательно, чаще всего им используется. Если обратиться к инструментарию когнитивной лингвистики, можно сказать, что репрезентативная система – это структуры знаний, фреймы, в терминах которых человек осмысляет свой опыт и структурирует его, придает ему смысл. На поверхностном уровне, на уровне речевого поведения эти фреймы могут быть представлены метафорами, точнее – метафорическими моделями.

Как уже отмечалось, в НЛП выделяется четыре типа репрезентативных систем: 1) визуальная РС, которая позволяет структурировать и осмыслять опыт как последовательность визуальных изображений, «картинок», возникающих в сознании человека; 2) аудиальная РС, в рамках которой опыт структурируется как последовательности звуков различного типа, музыки, шумов и т.п.; 3) кинестетическая РС, которая позволяет осмыслять опыт как смену ощущений тела, и, наконец, обонятельно-вкусовая РС, воссоздающая опыт как последовательность запахов и вкусовых ощущений. Одна из РС является для человека первичной, самой главной. Ее-то и должен выявить коммуникатор на этапе сбора информации о клиенте. В этом случае анализируется как вербальное, так и невербальное поведение клиента. Невербальная составляющая – это исследование ключей доступа, которыми оказываются движения глаз. Для каждого типа РС они совершенно специфичны. При исследовании вербального поведения для выявления РС огромное значение имеет анализ метафор, используемых клиентом. В НЛП эти выражения часто называются «процессуальными словами». Фактически речь идет о метафорических моделях, заложенных в переносных значениях слов и в оригинальной метафорике клиента. Например, визуальная РС устанавливается по таким выражениям, как Я вижу , что он меня не понимает ; Я смутно понимаю, что здесь что-то не то ; Мне кажется , что все против меня ; Эта картина так и стоит передо мной .

Аудиальная РС проявляется в метафорических моделях, источником которых является область звука, а также в развернутых сравнениях с таким же источником. Например, Эта простая, но ясная мысль просто оглушила меня ; Воспоминания того лета остались как хоровод нестройных звуков над поверхностью реки на рассвете [К.Паустовский]. Кинестетическая РС устанавливается по значениям слов, в основе которых лежат метафоры с источником – областью ощущений: Я чувствую , что вы правы/неправы ; Я нащупал в своих воспоминаниях что-то нужное, но не могу это ухватить ; Мама была всегда суха со мной и не замечала, что я для нее делала . Обонятельно-вкусовая РС обнаруживается в высказываниях типа Мое детство всегда вызывает у меня горькие воспоминания ; Я попробую сосредоточиться, но не уверен, что это мне сейчас удастся ; Что-то вы сегодня кислый ; С лица отца не сходила кислая мина . Выявление первичной РС позволяет как установить раппорт с клиентом, подстраиваясь в вербальных реакциях под его первичную РС, так и расширить пространство выбора клиента, переведя осмысление опыта в другие типы РС.

Поверхностная vs. глубинная структура.

Одна из основных идей трансформационной модели языка заключается в том, что одна и та же глубинная структура может на поверхности реализоваться различными поверхностными структурами, при этом глубинное представление – базовая структура в ранних версиях ТПГ – оказывается более бедной, более простой, чем поверхностная. Такое варьирование сторонников НЛП не очень интересует. Фактически для них важна не трансформационная грамматика в духе Н.Хомского, а порождающая семантика, работающая не столько с синтаксисом, сколько с семантикой высказывания. С точки зрения НЛП, на глубинном уровне всегда строится полное, достаточно богатое представление проблемной ситуации, но на поверхностном уровне оно в результате ряда альтернативных выборов, в результате проведения различных трансформаций обедняется. Например, предложение Джон купил автомобиль в глубинной структуре содержит информацию о том, у кого был куплен автомобиль, за какую сумму и когда. Иными словами, на глубинном уровне всегда присутствует модель управления глагола с обязательными и факультативными валентностями, которые более подробно описывают соответствующую ситуацию. Обеднение, редукция поверхностной формы происходит, как правило, неосознанно. В процессе терапевтического воздействия коммуникатор должен восстановить на поверхностном уровне все важные глубинные элементы – пропущенные валентности и прежде всего заполняющие их актанты.

С этой точки зрения, для НЛП значительный интерес представляют некоторые трансформации, которые регулярно «свертывают» более богатое содержание (см. обсуждавшееся выше понятие «аннулирующего» преобразования при вербализации смысла). К ним относится, например, трансформация опущения в диалогах типа Клиент : Ну, я, в общем, не уверен. Терапевт : Не уверен в чем ? Клиент : Что мне стоит говорить об этом . Терапевт : О чем об «этом »? В первой реплике клиента элиминирована вся составляющая, реализующая обязательную валентность глагола, а во второй – синтаксически составляющая есть, но она заменена на анафорическое местоимение, однако анафора не раскрыта. Эти случаи описываются в НЛП как высказывания с отсутствующими референтными индексами. Предполагается, что в глубинной структуре референтные индексы всегда есть и терапевт должен в процессе опроса клиента эксплицировать эти индексы, восстановив опущенные антецеденты и опущенные составляющие. Следует иметь в виду, что референтная структура понимается в НЛП весьма расширительно и включает коммуникативный и когнитивный контексты произнесения высказывания, чувства человека относительно обсуждаемых проблем и представления о том, как другие участники коммуникации воспринимают происходящее.

Номинализация.

Аналогичное явление свертывания содержания наблюдается при номинализации. Как известно, конструкции типа Отказ от соглашения привел к неуспеху переговоров скрывают в глубинной структуре пропозициональные формы типа "некто отказался от соглашения". Номинализации – в терминологии НЛП – обедняют опыт клиента, поскольку не только переводят в имплицитную форму некоторые важные аспекты ситуации, но и представляют некоторые контролируемые процессы в форме неконтролируемых уже совершившихся событий. Так, когда клиент говорит Мои способности не находят никакого признания , то он находится в плену «магии слова», поскольку понимает слово признание как совершившееся событие. В этом случае следует обратить внимание клиента на процессуальный характер ситуации, на ее контролируемость, а также на существование валентностей у глагола признавать или выражения находить признание с помощью вопросов типа У кого вы не находите признание ? или Можете ли вы себе представить ситуацию, что вы нашли признание [у коллег или кого-л. еще ]?

Модальные операторы.

Типичное языковое проявление обеднения своего опыта и, как следствие, сужение пространства выбора – использование конструкций с модальными словами типа Необходимо P , Следует P , Я должен P , Мне нужно делать P . Мета-модель языка в НЛП приписывает этим конструкциям глубинную структуру "Модальный оператор P , иначе Q ". Психотерапевт должен заставить клиента выйти за переделы его ограниченного опыта, сосредоточив внимание на альтернативе Q : Что случится, если вы не будете делать P ?; Что бы произошло, если бы вы отказались от P ? Например, на реплику клиента Нельзя любить двух женщин одновременно психотерапевт может ответить Что вам мешает делать это ? или Что случится, если вы будете любить двух женщин одновременно ?; Почему невозможно одновременно любить двух женщин ? Осмысление альтернативы Q расширит осознанный опыт клиента и будет способствовать решению возникшей проблемы.

Выражения с квантором всеобщности.

Искажение опыта, его неправильная интерпретация может быть связана не только с опущением, элиминацией, но и с необоснованным «достраиванием», «обогащением» представлений о реальности. Типичный источник искажения такого типа – неправомерная генерализация, обобщение. В естественном языке выражения типа Всегда P интерпретируются либо в «ослабленном» кванторном смысле "Обычно P /Чаще всего P /Как правило P ", либо в «сильном» логическом смысле (нечто вроде "для любого момента времени из выбранного временного интервала имеет место P"). Понятно, что высказывания с квантором всеобщности в слабом смысле всегда можно поставить под сомнение с точки зрения собственно логического значения. Это очень важно для психотерапевтической процедуры, поскольку генерализованные высказывания клиента, как правило, относятся к его негативному опыту и представляют собой интерпретацию его эмоций, впечатлений о действительности, а не фактическое знание. Так, высказывание Я никогда не был в Париже вполне верифицируемо, поскольку отражает реальный опыт субъекта («знание по знакомству» – в терминах Рассела). Однако высказывания клиента типа Меня никто не понимает представляет собой результат «наивного, естественного вывода» и отражает катастрофическое восприятие действительности. Для снижения значимости отрицательного опыта клиента и фокусировки внимания на позитивном опыте психотерапевт ставит под сомнение высказывание клиента с точки зрения логического понимания: Вы действительно уверены, что вас никто не понимает ?; Неужели не было случая, когда вас хоть кто-нибудь понял ?

Каузальные связи.

Осознание действительности с необходимостью влечет установление между событиями причинно-следственных отношений. Поскольку сама суть НЛП заключается в переосмыслении опыта, установлении новых связей между явлениями и чувствами/когнитивными состояниями, работа с причинными конструкциями оказывается эффективным инструментом воздействия на адресата. Коммуникативная техника обсуждения причинных связей предполагает, что психотерапевт обращает внимание на отсутствие необходимой связи между событиями, которые ставятся в причинно-следственную зависимость. Например, высказывание клиента Моя жена злит меня своим поведением скрывает каузальную зависимость типа "Моя жена делает что-то для того, чтобы я злился". Здесь необходимо выяснить, на основании чего клиент решил, что его жена сознательно злит его, нельзя ли объяснить поведение жены чем-то еще, всегда ли поведение жены вызывает у клиента чувство злости и т.д. Аналогичная техника используется и для высказываний с более эксплицитными причинными связями типа Я хочу стать другим, но мои родители мне мешают , Мне нужно было уехать из дома, но жена была больна . Во всех этих случаях цель коммуникатора заключается в том, чтобы поставить под сомнение существование необходимой связи между причиной и следствием. Это можно сделать, выявив случаи, когда связи не было (Всегда ли так происходит ?), обратив внимание на то, что ситуация могла возникнуть непреднамеренно (Разве ваша жена специально хотела разозлить вас ?), попытавшись перевернуть причинную связь (Если бы ваша жена не была больна, вы бы обязательно уехали ?).

Скрытая перформативность.

Для НЛП важно, что любое утверждение человека имеет смысл только в рамках его собственной модели мира. Непонимание этого является еще одним источником заблуждений, ограничивающим поле выбора альтернатив при принятии решений в проблемных ситуациях. В этих случаях полезно эксплицировать глубинный перформатив, который, согласно перформативному анализу, представлен в глубинной структуре любого речевого акта. Например, преобразование высказывания Плохо досаждать другим своими собственными проблемами в форму с эксплицитным перформативом Я утверждаю, что плохо досаждать другим своими собственными проблемами сразу уменьшает сферу применимости утверждения, ограничивая ее моделью мира самого говорящего. Фактически это эквивалентно снятию неправомерной генерализации.

Мета-модель языка.

Модель естественного языка в НЛП представляет собой набор инструкций, с помощью которых коммуникатор контролирует процесс общения, а также выявляет те части дискурса, которые указывают на особенности мышления клиента (выявление первичной репрезентативной системы) и ограничивают его позитивный опыт. Рассмотренные выше феномены и образуют части мета-модели, которая вначале используется для сбора информации о клиенте, а затем для вербального воздействия. Заметим, впрочем, что часто эти этапы не противопоставлены по времени и происходят одновременно.

Значимость практики НЛП для теории языка.

Лингвистические постулаты НЛП с определенностью указывают на существование изоморфизма между языковыми/речевыми феноменами – такими, как метафора, следствие, глубинная и поверхностная структура, – и процессами мышления. В теоретическом языкознании неоднократно высказывались гипотезы о существовании такой связи, однако практическое доказательство было невозможно. Опыт успешного использования принципов и дискурсивных стратегий НЛП оказывается в этом смысле чрезвычайно важным. Представляет также значительный интерес гипотеза о психологической значимости практически любого варьирования языковых форм, по крайней мере на лексическом уровне. В частности, неосознаваемое варьирование метафорических моделей представляет собой важнейший источник информации о способах осмысления мира человеком.

Литература:

Макдональд В. Руководство по субмодальностям . Воронеж, 1994
Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий . Воронеж, 1995
Гордон Д. Терапевтические метафоры . СПб, 1995
Бэндлер Р., Гриндерг Д. Структура магии . СПб, 1996
О"Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование , изд. 2. Челябинск, 1998
Бэйли Р. НЛП-консультирование . М., 2000
Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП . СПб, 2000



Все большую популярность приобретает такое направление в психологии, как нейролингвистическое программирование, направленное на работу с подсознанием. НЛП официально признано не во всех странах мира, но этот метод показывает отличный результат, позволяя людям кардинальным образом менять свою жизнь, достигая успеха в различных сферах. Необходимо разобраться, в чем состоит суть нейролингвистического программирования и какие техники можно применить на практике, чтобы привлечь удачу в свою жизнь.

История нейролингвистического программирования

В основе НЛП лежат научные наработки сразу двух ученых. В 70-х годах прошлого столетия американский психолог Ричард Бендлер и специалист по лингвистике Джон Гриндер решили вывести формулу успеха и узнать, что делает человека успешным и в чем отличие людей, которые смогли высоко подняться в жизни, от тех, кто считает себя неудачником. Выведена единая формула, которая нацелена на то, чтобы помочь изменить жизнь, достигнув успеха в карьере и личных отношениях, а также добившись финансовой независимости и реализовав творческий потенциал.

В основу нового учения, заключавшегося в работе с подсознанием, легли методы не только семейной психотерапии, но и гештальт-терапия. Еще одной составляющей НЛП стал гипноз – метод, который активно практиковал известный американский психиатр Милтон Эриксон. Результатом сотрудничества ученых стала общая книга «Структура магии», изданная огромным тиражом и принесшая своим авторам известность. Со временем НЛП стало настолько популярным, что приобрело последователей по всему миру.

Основные термины НЛП

Чтобы разобраться, как действует этот метод, необходимо изучить его терминологию. Аббревиатура НЛП состоит из трех слов:

  1. «Нейро» расшифровывается следующим образом: деятельность человека управляется нейронами головного мозга, которые запоминают и сохраняют в подсознании информацию о его поступках, принципах, страхах, обидах и переживаниях.
  2. «Лингвистическое» – терминология слова означает, что при помощи правильно подобранной языковой системы эту информацию можно не только найти в подсознании, но и направить в нужную сторону.
  3. «Программирование» – этот термин сравнивает функционирование мозга с работой компьютера. В файлах нашей памяти надежно хранится информация о моделях поведения и способах коммуникации с другими людьми. Активизируя внутренние резервы, человек может программировать более успешную модель для своего дальнейшего поведения.

Применение в психологии

Термины нейролингвистического программирования широко применяются в психологии. Акцент делается на таких понятиях, как окружение, поведение, ценности, способности, идентичность и миссия.

  1. Окружение – среда, в которой функционирует человек. Это люди, которые его окружают, знакомые, друзья, коллеги и члены семьи, его увлечения и интересы. Основной элемент, помогающий описать окружение, - вопросы: «Что? Кто? Где?».
  2. Поведение – нейролингвистическая психотерапия предлагает понимать под этим термином отношение к другим людям и умение общаться.
  3. Способности – это индивидуальные таланты и возможности личности, сформировавшиеся в процессе жизни. Проверочный вопрос: «Как?».
  4. Ценности – это внутренние мотивы человека, которыми он руководствуется в жизни. Принципы, ценности и моральные установки закладываются и формируются в детстве, под воздействием родителей либо же других авторитетных личностей. Во взрослой жизни эти понятия управляют поступками и влияют на принятие решения.
  5. Идентичность – ответ на вопрос, который задают себе многие люди: «Кто я и какое место занимаю в этом мире?». Попытка личности идентифицировать себя в жизни.
  6. Миссия – это высшее предназначение человека, зачем он родился на Земле.

Поскольку все люди индивидуальны, у каждого из нас существует собственный способ познавать мир и воспринимать информацию. Кто-то отдает предпочтение зрительным образам или звукам, есть и такие люди, которые воспринимают окружающую действительность при помощи кинестетики. Подобные способы восприятия в психотерапевтической деятельности называются модальностями.

Следует учесть, что между каналами восприятия информации и фразами, которыми личность выражает свое отношение к миру, существует непосредственная связь - предикаты. К примеру, фразы НЛП «Вижу», «Перспектива» и «Будущее» - это визуальные предикаты. Выражения «Слышу», «Звучит», «Оглушает» - аудиальные. Слова «Чувствую», «Тяжелые», «Заслуженный» - кинестетические.

Психология считает, что предикаты формируются у человека неосознанно и отражают глубинные подсознательные процессы. Это своеобразный ключ, который может многое рассказать о личности, ее жизненных принципах и восприятии мира. Теория НЛП советует обращать внимание и на поведение личности – позу, голос, дыхание, манеру держаться и мимику.

Суть учения

Основы нейролингвистического программирования заключаются в воздействии на подсознание человека. Мир воспринимается нами всегда субъективно. На этот процесс влияет множество различных факторов (воспитание, моральные принципы, разрушающие установки, жизненный опыт). Если же поменять способ восприятия, можно изменить и окружающую действительность.

Поступками людей руководят их моральные ценности и принципы. Апеллируя этими понятиями, человек не использует возможности, которые предоставляет ему жизнь. «Это не для меня!», «Я не смогу!», «Я неудачник!» - такие мысли разрушающе действуют не только на самооценку, но и полностью уничтожают любой шанс на успех. Суть НЛП заключается в том, чтобы побороть разрушающие шаблоны и негативные установки, хранящиеся в подсознании. Используя нейролингвистические приемы, люди не только добиваются успеха, но и раскрывают свои лучшие качества.

Методы психологии в НЛП помогают скопировать модель успешности у других людей и запрограммировать ее в своем сознании. Очень важна мотивация, подталкивающая человека к действию и руководящая его поступками. Если вы решили использовать НЛП, определите главный мотив – почему вы хотите достичь тех или иных изменений в своей жизни.

Секреты успеха НЛП кроются в огромной внутренней работе, которую предстоит провести, чтобы поменять свою жизнь. Методики нейролингвистического программирования позволяют найти более высокооплачиваемую работу, устроить личные отношения, побороть серьезную болезнь и добиться успеха. Благодаря этому личность начинает по-новому воспринимать себя и окружающих людей. Кроме того, НЛП приводит также к таким изменениям:

  • улучшает коммуникацию;
  • учит общаться с людьми;
  • помогает определить главные жизненные приоритеты;
  • лучше понимать свои поступки, установки и страхи;
  • не бояться решать возникающие проблемы;
  • находить взаимопонимание с окружающими;
  • изменить характер (стать целеустремленным и уверенным в себе);
  • избавиться от фобий и пагубных зависимостей.

Не следует забывать, что достигнуть подобных изменений получится лишь в том случае, если постоянно работать над собой, смело избавляясь от негативных моделей поведения, заменяя их положительными установками.

Сферы применения НЛП

Методики нейролингвистического программирования применяются в самых разных областях. Основы этого учения используются в медицинской сфере и психотерапии. Они будут полезны всем тем, кто изучает бизнес и управление, юриспруденцию, маркетинг и рекламу, актерское мастерство или ораторское искусство. Отдельное направление НПЛ – это СМИ, которые всесторонне влияют на подсознание и поведение людей.

Основы нейролингвистического программирования используются на тренингах личностного роста, курсах по похудению и занятиях по обучению пикаперов. Нередко методы применяются в воспитательном процессе. Это действенный способ, помогающий побороть детские фобии. НЛП помогает человеку разобраться в своих чувствах, эмоциях и переживаниях, а также понять причину пагубных зависимостей.

Правила и принципы НЛП

Принцип нейролингвистического программирования заключается в том, что жизнь человека подчинена системным процессам, на которые можно успешно повлиять, поменяв свое мировоззрение и поведение. Программирование НЛП подчиняется 5 правилам.

  1. Люди все время коммуницируют с окружающим миром, принимая и передавая информацию. Общение происходит не только путем переговоров, но и при помощи мимики, жестов и тембра голоса.
  2. У каждого человека существует собственная «карта мира», в соответствии с которой оцениваются окружающие люди и происходящие события. Что правильно, а что нет, как можно себя вести, а как неприлично, что такое настоящая дружба и какой должна быть любовь – каждый из нас понимает это по-своему.
  3. Любое наше действие имеет под собой положительные намерения. Даже если это вредная привычка. Например, глубинные симптомы курения – это стремление снять напряжение и сконцентрироваться.
  4. Чтобы коммуникация удалась, следует обращать особое внимание на реакции собеседника. Если вы сможете разделить его увлечения, вызвать реакцию заинтересованности, то такое общение никогда не будет скучным и обязательно даст положительный результат.
  5. НПЛ практика утверждает, что в конкретной ситуации человек принимает оптимальное для себя решение, выбирая наилучшую из возможностей, предоставленных ему жизнью.

Методы нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое кодирование основывается на том, чтобы подстроиться под своего собеседника, тем самым вызвав его доверие и расположение. Сделать это можно, воспроизведя манеру держаться, мимику и жесты своего оппонента. Психологи выделяют несколько приемов подстройки.

  • полная – заключается в том, чтобы полностью скопировать и подстроиться под другого индивида;
  • частичная – выбираются несколько параметров (голос, жест и поза), которые воспроизводятся во время беседы;
  • перекрестная – самый лучший вариант для плодотворного общения, позволяющий подстроиться к целой группе людей, скопировав частично от разных собеседников все эти параметры.

НЛП рекомендует использовать и иные приемы воздействия на подсознание. Это может быть визуализация (представление и ощущение происходящих с вами перемен), которая особенно помогает в достижении поставленных целей. Правильно формулировать жизненные задачи и приоритеты научит техника SMART. Нейролингвистическая калибровка даст возможность понимать другого человека и разбираться в мотивах его поступков. Побороть разрушающие привычки и пагубные зависимости поможет прием «взмах».

Одной из наиболее используемых методик в НЛП является так называемый прием «якорь». Этот термин подразумевает наши бессознательные рефлексы и укоренившиеся шаблоны поведения. Используя в качестве якоря положительные эмоции, воспоминания и чувства, можно заменить разрушающие установки новыми, которые помогут достичь успеха и поменять образ жизни.

Польза и вред НЛП

Многие не считают НЛП наукой, к которой стоит относиться серьезно. Критика НЛП строится на том, что якобы такие методы психологического воздействия не безопасны для людей и не дают никакого практического результата. Несмотря на это, такое программирование официально признано во многих странах.

Основы нейролингвистического программирования можно изучать самостоятельно. Для такого обучения издано немало сборников и разработаны специальные онлайн-курсы. Существуют даже вебинары, в ходе которых психолог не только расскажет о методиках НЛП, но и поможет разобраться с волнующей вас проблемой.

Следует учесть, что некоторым НЛП категорически противопоказано, поскольку небезопасно для состояния их здоровья. В категории риска находятся люди с нарушением психики и невротическими расстройствами, а также дети.

Заключение

НЛП технология позволяет успешно воздействовать на подсознание человека. Психологические методики помогают людям эффективно менять образ жизни, воздействуя на мировоззрение и убирая разрушающие установки. При помощи нейролингвистического программирования можно обрести личное счастье, построить успешную карьеру, найти друзей, реализовать свой потенциал и научиться находить общий язык с людьми. НЛП широко применяется в разных сферах жизни. Основные приемы воздействия и кодирования подсознания личности используются в бизнесе, управлении, рекламе, политике и СМИ. Овладев нейролингвистическим программированием, можно изменить свою жизнь, обретя гармонию и счастье.

Нейролингвистическое программирование или НЛП представляет собой направление в психологии, фундаментом для которого служит копирование вербального и невербального поведения человека. НЛП создано в 60–70-х годах ХХ века, применяется на психологических тренингах.

Официальная психология НЛП не признаёт: иногда направление называют лженаукой. Это объясняется тем, что большая часть используемых им методик научно не обоснованы и неэффективны, хотя имеют место результаты исследований, доказывающие обратное.

Нейролингвистическое программирование исследует опыт психотерапевтов и психоаналитиков, лингвистов, гипнотизёров чтобы сделать используемые ими методики общедоступными. НЛП – это:

  • Владение навыком чёткой постановки цели. Умение видеть препятствия на пути к цели и устранять их.
  • Внимательность и чувствительность к происходящему внутри себя и в окружающем внешнем мире. Навык нужен для контролирования собственной деятельности в процессе осуществления задуманного.
  • Гибкость в действиях на пути к достижению цели, способность изменять действия до тех пор, пока не появится результат.

Часть названия «Нейро» указывает на то, что для отображения человеческого опыта нужно быть компетентным в сфере деятельности мозга, отвечающей за переработку, сохранение и распространение информации.

Важность языка при отображении устройства поведения, мышления, взаимодействия между людьми демонстрирует слово «Лингвистическое».

«Программирование» – предполагает точную последовательность этапов при продвижении цели. Это системность умозаключений и поведения.

Нейролингвистическое программирование – это сочетание умений, которые помогают быстро менять мышление человека (манипулировать), чтобы влиять на него. Подобное действие на психику не осознаётся объектом и производится с целью освобождения от проблем, развития или как лечебное средство.

Фундамент НЛП – взаимодействие с человеческим сознанием. В процессе работы с людьми применяется блокировка сознательного с целью высвободить бессознательное.

История возникновения нейролингвистического программирования

Разработка нейролингвистического программирования началась в конце 60-х годов прошлого века в университете Калифорнии учёными во главе с антропологом Грегори Бейтсоном. Исследование призвано было выявить закономерности результативного общения некоторых психотерапевтов с пациентами.

Ричард Бендлер и Джон Гриндер изучали методики, приёмы, техники, способы взаимодействия, анализировали их, наблюдая за работой психотерапевтов с подопечными. Мониторингу подверглись методики, применяемые Вирджинией Сатир, Милтоном Эриксоном, Фрицем Пёрзлом.

Позднее исследованные методы были организованы как виды и показаны в форме моделей воздействия людей друг на друга. Выводы проведённого исследования изложены в трудах «Структура магии. Том 1» (1975), «Структура магии. Том 2» (1976). Совместно с Вирджинией Сатир в 1976 году написана книга «Изменения в семье».

Итогом исследований стала метамодель, которая послужила основой для продолжения изучения. Так возникла практическая психология, точнее отдельное направление, именуемое «нейролингвистическое программирование».

В начале 80-х годов ХХ века каждый из создателей НЛП стал следовать отдельным путём, что обусловило появление к концу 80-х годов нескольких объединений с единственными в своём роде подходами. В это же время НЛП попало в Россию. Первые русские учёные из Новосибирска, обучал их сам Джон Гриндер. Он преподавал почти у всех российских тренеров, дважды проводил семинары в России: в 1997 и 2004 году.

Использование НЛП

Нейролингвистическое программирование учит понимать себя и людей рядом, наблюдательности и влиянию коммуникативными и психотерапевтическими методами. НЛП применяется людьми в таких сферах жизни:

  • Ораторское искусство.
  • Психотерапия.
  • Журналистика.
  • Менеджмент.
  • Учёба.
  • Коммерческая деятельность.
  • Актёрское мастерство.
  • Закон и право, юриспруденция.
  • Организация времени и его эффективное использование.

Освоение НЛП-практик помогает совершенствовать мастерство коммуникации, обуславливает личностный рост, лечить от страхов и фобий, поддерживать здоровье психики и работоспособность на нормальном уровне.

Как этому научиться

Техники НЛП доступны для любого человека. Овладеть ими не составит труда. Об этом свидетельствуют основные положения учения.

Выделяются три основных ступени обучения:

  • Стандартный курс «НЛП-Практик» предпочтительнее, если интересует исключительно умения в сфере общения и консультирование. Также «НЛП-Практик» рекомендуется для начинающих. Продолжительность подобного курса составляет 21 день. Выпускники получают квалификацию НЛП-практик, что свидетельствует о владении методикой и умении применять её при проведении практик для начинающих. «НЛП-Практик» – базовый образовательный курс, обучение в котором построено по принципу от простого к сложному.
  • Если появится желание углубить познания, поработать с убеждением и моделированием – поможет курс «НЛП-Мастер».
  • «НЛП-Тренер» научит работать с аудиторией, ознакомит с особенностями обучения нейролингвистическому программированию.

Тренинги и очные курсы длятся месяцами, а за обучение приходится выложить кругленькую сумму. Но не всё так печально. Большинство техник можно освоить самостоятельно.

Для этого нужно читать специальные книги, посвящённые НЛП, прилежно применять усвоенные техники в практической деятельности. Усовершенствовать умения по нейролингвистическиму программированию позволит непрерывное использование приобретённых познаний и навыков в жизни.

Разработчики НЛП во время моделирования техник знаменитых психотерапевтов применяли несколько законов, которые использовали эти профессионалы. Все законы связаны в систему пресуппозиций – аксиом-инструментов, делающих применяемые техники результативными.

По нейролингвистическому программированию написана не одна книга: их великое множество. Зачастую подобные книги содержат не так много полезной информации, как хотелось бы и читать их, ожидая впечатляющего результата бессмысленно. Лучшие в этой области, наиболее известны и полезны следующие книги:

А «НЛП-практик». Авторами книги являются Боб Боденхамер и Майкл Холл. Книга вобрала в себя самые интересные материалы. Включает общие сведения, описание методик, техник, упражнений, примеров. «НЛП-практик» одинаково высоко оценена людьми, которые впервые заинтересовались учением, а также теми, кто уже имел какие-то познания в этой сфере и захотел их усовершенствовать.

Б Книга «Из лягушек – в принцы» Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера предназначена для специалистов сферы психология (психотерапевты, социологи, психологи), а также всем, кому интересна психология взаимодействия между людьми. Ознакомиться с содержанием книги будет полезно для начинающих обучение НЛП.

В «Состояние решённых проблем» – книга С. Джекобсона, в которой описывается универсальная модель. Она может использоваться людьми для решения проблем в любой области жизнедеятельности. Фундаментом для модели послужили законы мышления, жизни и деятельности.

Г «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий» – авторство принадлежит Ричарду Бэндлеру. В книге рассматривается психология рефрейминга, то есть изменения мышления и восприятия с целью избавления от неблагоприятных психических шаблонов. Читать произведение с интересом будет не только действующий практик или специалист, изложенные модели и методики применения могут с успехом использоваться обычными людьми.

Манипуляция и НЛП

Любое активное взаимодействие между людьми – манипуляция. Общаясь между собой, люди на бессознательном уровне хотят получить реакцию собеседника. Если есть цели, достичь которых в одиночку невозможно манипуляция при общении наблюдается в 100% случаев.

Манипулировать другими людьми можно явно или скрыто, отличие в том, что в первом случае человек озвучивает свою цель или то, какую реакцию он желает увидеть. Ежедневно с самого рождения между людьми происходит взаимодействие, которое сопровождает манипуляция.

Психология определила, что манипулировать человеческим сознанием можно с помощью специальных методов:

  • Гипноз и транс.

Гипноз известен человечеству с древнейших времён, в настоящее время подобный метод применяется как средство лечения зависимостей, недугов и фобий. Каждый человек впадает в состояние транса естественным образом: точка концентрации внимания сдвигается, происходит погружение в собственные мысли. Всё чем овладели люди, произошло, когда мозг переключился на другой режим работы, находился в состоянии транса (состоянии изменённого сознания). Глубокий транс (гипноз) считается наиболее уязвимым состоянием чтобы манипулировать сознанием: человек воспринимает информацию через органы чувств, логика отключается, критичность отсутствует.

Психология разработала техники, как добиваться поставленных целей. НЛП представляет собой грамотную систематизацию всего самого лучшего. Здесь объединились методики когнитивной психологии, гештальт психотерапии, бихевиоризма и другие. Приёмы, которые собрала психология в НЛП легко превратить в пособие по манипулированию человеческим сознанием. Причём обнаружить подобные действия может тот, кто сам владеет такими методиками.

  • Психотронное оружие.

В открытых источниках найти информацию о таком оружии невозможно. Нет даже неопровержимых доказательств того, что оно существует на самом деле, так как информация засекречена. Психотронное оружие представляет собой волны направленного действия, посредством которых производится манипуляция поведением человека или толпы (колебания волн заставляют людей паниковать, бежать или остановиться). Фундаментом для создания оружия послужило то, что изучила психология как наука.

Институты и курсы НЛП – неформальные, так как психология, психотерапия и психиатрия официально не признают нейролингвистическое программирование. Объясняется это тем, что методика теоретически не обоснована и не имеет научного подтверждения эффективности. Однако все используемые приёмы воздействия на сознание и мышление человека базируются на подтверждённых и доказанных наукой законах, положениях, правилах, разработках психологии, психотерапии.

И сформированные еще в детстве установки очень живучи. К тому же часто человек просто не знает, что и как надо исправить, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Мечта об управлении собственным сознанием и отношением к миру воплотилась в разработке различных психологических и психотерапевтических практик. Одной из самых популярных из них в настоящее время является НЛП – нейролингвистическое программирование.

Первые разработки в этой области появились в 60-70-х годах прошлого века. Основоположниками НЛП считаются американский лингвист Джон Гриндер и американский психолог Ричард Бэндлер. Создавая теоретическую основу нейролингвистического программирования, они исходили из следующего положения: вся информация, получаемая нами из окружающего мира, преобразуется при помощи логических и лингвистических (языковых) механизмов. И происходит это еще до осмысления данных, полученных нами от органов чувств. Поэтому человек имеет дело не с объективной реальностью, а со своими субъективными представлениями об этой реальности. Следовательно, и изменение человека и его жизни возможны только через изменение этих представлений при помощи нейролингвистических механизмов и формирования моделей сознания.

НЛП изначально не являлось самостоятельным направлением или школой в психологии, как, например, гуманистическая психология или психоанализ. Его разработчики использовали техники и вербальные приемы представителей трех психотерапевтических направлений: эриксоновского гипноза М. Эриксона, семейной терапии В. Сатир и гештальтпсихологии Ф. Пёрлза.

В настоящее время у НЛП много как последователей, так и критиков. Осторожное отношение классических психологов к нейролингвистическому программированию привело к тому, что эта система методик редко применяется в психотерапии, зато широко используется в различных тренингах по профессиональной подготовке персонала, особенно менеджеров по рекламе и по продажам.

НЛП – что это за методика

Как уже было отмечено, отношение к НЛП противоречивое: наряду с восторженными отзывами немало и скептических, а некоторые психологи вообще считают нейролингвистическое программирование чуть ли не шарлатанством, а не связанные с психологией обыватели часто отождествляют техники НЛП с фокусами экстрасенсов или зомбированием (ну, раз это программирование).

Однако НЛП признано официально как направление практической психологии, а скептицизм зачастую связан со спецификой приемов и техник, которые используют силу слова.

В чем суть методики НЛП

Нейролингвистическое программирование основано на следующих объективных законах человеческой психики и особенностях поведения людей:

  • Человеческое сознание – это продукт взаимодействия индивида со средой, когда внешние воздействия преобразуются, трансформируются в психические процессы.
  • Важную роль в формировании стереотипов сознания и основанных на них моделей поведения играет язык, точнее, речевые или лингвистические формулы.
  • Анализируя свой опыт и опыт других людей, добившихся успеха, человек с помощью речевых формул способен программировать свое отношение к миру и свое поведение.
  • Для успешного управления жизнью и поведением необходимы специально разработанные стратегии и лингвистические модели. Разработка их – задача практикующего психолога – специалиста НЛП.

Как вы уже, думаю, поняли, ничего сверхъестественного или паранормального в нейролингвистическом программировании нет. Сила человеческого слова и самоубеждения давно известны, так же как и один из основополагающих принципов НЛП: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней». Однако кажущаяся простота практик нейролингвистического программирования приводит к тому, что им начинают заниматься плохо подготовленные люди, не знающие базовых основ психологии. Попытки этих горе-специалистов изобрести собственные методики, которые не приносят желаемого результата – одна из причин скептического отношения к НЛП.

Аудиалы, визуалы и кинестетики: три подхода к воздействию в НЛП

Люди по-разному воспринимают и обрабатывают информацию в зависимости от того, какой канал восприятия у них доминирует: зрительный, кинестетический или слуховой. Да и характер этой информации разный. Доминирование одного канала или репрезентативной системы приводит к «фильтрованию» данных органов чувств, то есть то, что слышат одни, могут не видеть и не чувствовать другие. Поэтому важное условие эффективности практик НЛП – ориентация на доминирующий канал и, соответственно, на психологические особенности кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Это же стоит учитывать людям, которые хотели бы использовать приемы нейролингвистического программирования для управления собственной жизнью. Определить, какая репрезентативная система доминирует у человека, можно по особенностям его поведения и речи.

  • Визуалы ориентированы на зрительные образы, для них имеет большое значение форма, размер и цвет предметов. Для этих людей важна упорядоченность вещей, гармония окружающего пространства, поэтому их раздражают, например, не на месте валяющаяся одежда, книга, не стоящая на полке в шкафу, а лежащая на диване, а асимметричность логотипа фирмы может заставить их отказаться от покупки. Реальность они описывают в визуальных терминах, в их речи присутствует много слов, связанных со зрением: «посмотрите», «видите». Они «смутно понимают», «ясно представляют», «видят перспективы», а достижения у них «зримые».
  • Кинестетики – люди, живущие ощущениями тела. Для них важно тактильное восприятие, чувство движения, скорость автомобиля или комфорт мягкого дивана. Они придают значение не цвету, а удобству вещей. Поэтому ничто их не раздражает сильнее, чем тугой воротничок или крошки печенья в постели. Надежность делового партнера они оценивают по пожатию руки или по запаху парфюма. Так как мышление кинестетиков ориентировано на телесные ощущения, то и в речи у них много соответствующих слов и вербальных формул: «почувствуйте», «такое ощущение, что…», «мягкий», «грубый», «трогательный», «твердый взгляд», «жесткое решение», «неудобное положение».
  • Аудиалы воспринимают мир как сочетание звуков. Они и информацию лучше запоминают на слух. Для них важен тембр голоса собеседника, они предпочитают общение с деловыми партнерами по мобильному телефону или по скайпу. В речи аудиалы часто употребляют слова и фразы, связанные со слуховым восприятием: «послушайте», «это как-то не звучит», «шумный», «тихий», «звонкий»; они ждут «объяснения», которое часто им «ни о чем не говорит», а сами «берут слово».

Техники НЛП

В настоящее время существует множество разнообразных техник НЛП. Их преимущество в том, что, в отличие от других направлений психотерапии, методы нейролингвистического программирования можно применять самостоятельно и почувствовать их эффективность на себе. Для этого достаточно небольшого обучающего семинара у специалиста или даже подробной инструкции. Есть, конечно, приемы разной степени сложности, но здесь мы познакомимся с наиболее доступными и популярными.

Техника «якоря»

В жизни каждого из нас есть ситуации, которые являются знаковыми, так как оказали на нашу жизнь серьезное влияние. Они могут быть связаны и с отрицательными , но нас в данном случае интересуют только позитивные, те, что вызывают воспоминания об ощущении блаженства, незамутненного счастья.

Образы таких наполненных счастьем ситуаций вспоминаются спонтанно, но этот процесс можно сделать осознанным и организованным. Для подобной цели и служит «якорь». Выбрав наиболее привлекательную ситуацию, которая есть в памяти (встреча с любимым, сочетание ощущения свободы, теплого солнца и ласкового моря и т. д.), нужно связать ее с конкретным действием. Это может быть хлопок в ладоши, щелчок пальцами, потирание мочки уха и т. д. Эта связь и будет «якорем». В качестве «якоря» можно использовать и какой-то материальный предмет: брелок для ключей, кольцо на пальце, сувенир или талисман. А если этот предмет изначально связан с выбранной ситуацией, еще лучше.

Связь воспоминания с «якорем» нужно закрепить, мысленно повторяя про себя несколько раз. Это приведет к выработке условного рефлекса, который можно «включать» в любое время, достаточно совершить действие или посмотреть на выбранный в качестве «якоря» предмет.

Та ситуация, на которую мы поставили «якорь», называется «ресурсной» - из нее мы будем черпать позитивное настроение, силы и заряжаться положительной энергией в любое время. Техника «якоря» очень помогает в , когда нужно решать сложные проблемы или когда кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.

SMART – техника постановки целей

Одна из главных проблем многих современных людей – размытость целей или вообще отсутствие четкого представления о них. Поэтому эти люди, ни о чем не задумываясь, как бы плывут по течению и очень удивляются, когда их выносит на камни проблем и неприятностей.

Цель – это необходимый ориентир для движения вперед, да и вообще для любого движения. Поэтому очень важно научиться ставить правильные цели, чему посвящена одна из техник нейролингвистического программирования – SMART. Это аббревиатура 5 правил, которым нужно следовать при постановке цели.

  • S – specific – точность и конкретность. Намечая цель, точно и в деталях обозначайте конкретный результат, которого вы хотите достигнуть. Так, «хочу быть богатым» - это слишком размытая и нечеткая цель, поэтому она не способна стимулировать вашу активность. А вот «хочу заработать на покупку новой квартиры» - уже более конкретно.
  • M – measurable – измеримость. Четко представляйте, сколько времени и какие ресурсы потребуются для достижения цели.
  • A – attainable - достижимость и реалистичность. Отдавайте себе отчет в возможности достижения цели и не стремитесь к заведомо невозможному. Это приведет вас только к разочарованиям и утрате веры в себя.
  • R – relevant – важность, значимость и соответствие вашим требованиям. Цель должна быть значима для вас, и ее достижение должно качественно поменять что-то в вашей жизни или в вас самих.
  • T – time-bounded – временное ограничение. Установите жесткие сроки достижения желаемого. Цель, теряющаяся в далекой туманной перспективе, никогда не будет стимулом к активности.

Следуя этим правилам, вы сможете не только научиться ставить значимые для вас цели, но и достигнуть их и реализовать свои мечты.

Рефрейминг

Согласно теории НЛП, для человека важна не только и не столько объективная реальность, сколько собственное отношение к ней. Именно восприятие и оценка ситуации формируют поведение и определяют наше эмоциональное состояние. Если мы расстроились из-за поступка близкого человека, то дело не в нем и не в самом поступке, а в нашем отношении к этому. Эмоциональная оценка – это своеобразная рамка, в которую мы вставляем события реальности. Достаточно изменить рамку, и реальность будет восприниматься уже по-другому.

В этом суть техники рефрейминга. Frame – это «рамка», а рефрейминг – это смена рамки. С помощью рефрейминга можно не только изменить свое отношение к тому, что случилось, но и избавиться от шаблонов мышления, которые оказывают травмирующее действие на нас.

Рефрейминг контекста

С точки зрения НЛП, изменение восприятия ситуации возможно с помощью вербальных формул, по-другому описывающих событие. Это так называемый рефрейминг контекста, ставший популярным в последнее время. Кстати, это совсем не новое изобретение. Пример рефрейминга контекста мы можем найти в басне слепого древнегреческого сказителя Эзопа, переведенной И. А. Крыловым. Басня называется «Лисица и виноград». Лиса, которая как ни прыгала, так и не смогла достать гроздь винограда, заявляет, что он еще зелен, поэтому не стоит и расстраиваться.

А вот еще пример «народного» рефрейминга. Когда невеста перед свадьбой сбегает с другим мужчиной, это, конечно, очень неприятная ситуация. Но народная мудрость словами известной песни учит: «Если невеста уходит к другому, то не известно, кому повезло». Согласитесь, восприятие ситуации от этого в корне меняется.

Иногда для изменения оценки события, своего поведения достаточно лишь немного поменять фразу, описывающую событие. Вот, например, 3 варианта вербальных формул, по сути, с одним и тем же смыслом, но как они по-разному влияют на эмоциональное состояние и отношение к ситуации:

  1. «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы».
  2. «Я хочу достичь результата, хоть у меня есть проблемы».
  3. «Я хочу достичь результата, несмотря на то что у меня есть проблемы».

Наряду с рефреймингом контекста есть и другие виды рефрейминга: рефрейминг содержания, рефрейминг результата. Но одним из самых сложных считается рефрейминг «шести шагов», который появился самым первым из всех видов этой техники.

Рефрейминг «шести шагов»

Его цель – изменение нежелательного шаблона поведения или привычки, которые в НЛП называются паттернами. Состоит этот вид рефрейминга из 6 этапов или шагов:

  • 1 этап. Определитесь с проблемой, то есть уточните для себя, что конкретно вас не устраивает в вашем поведении.
  • 2 этап. Обозначьте эту вашу черту или стереотип поведение каким-то символом, цветом, буквой, то есть создайте визуальный образ и четко закрепите в сознании связь его и нежелательного паттерна. Представьте этот образ частью себя и почувствуйте свое отношение к нему.
  • 3 этап. Почему вы следуете этому шаблону поведения? За этим должна быть какая-то позитивная причина или намерение. Выявите их и четко осознайте сущность этих намерений.
  • 4 этап. Придумайте набор альтернативных форм поведения, которые также удовлетворяют позитивному намерению и смогут без ущерба для вас заменить нежелательный паттерн.
  • 5 этап. Обратитесь к своему подсознанию с пожеланием замены ненужного стереотипа одним из альтернативных вариантов поведения.
  • 6 этап. Проверьте, все ли части вашего «Я» согласны с предложенным альтернативным вариантом. Этот последний этап называется «Экологическая проверка».

Общение с частями своего Я, со своим подсознанием, обращение к ним с просьбой или с благодарностью на первый взгляд кажется странным. Однако, в соответствии с теорией НЛП и психологией в целом, мы не всегда отдаем себе отчет в деятельности разных сфер и уровней сознания и подсознания, и уж тем более не всегда их контролируем. Поэтому установление контакта с этими областями нашей психики не только полезно, но и необходимо, чтобы научиться управлять своей жизнью.

Использование вербального воздействия в НЛП побуждает последователей этого направления не только развивать речевые навыки, но и очень серьезно и внимательно относиться к собственной речи, в том числе к внутренней, к тем формулировкам, которые мы используем. Ведь недаром говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Введение.

1. Что такое НЛП?

2. История возникновения. Основные задачи.

3. Принципы

4. Методы НЛП

5. Значение НЛП в работе

Заключение

Литература

Введение

Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.

Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей, которые можно научиться делать:

1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения

2. Помочь низкообучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие

3. Устранять нежелательные привычки - курение, пьянство, переедание, бессонницу

4. Производить изменения в отношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно

5. Излечивать Соматические заболевания (Заболевания сердца и сосудов)

НЛП это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации.

1. Что такое НЛП?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала.

Нейро - Это уклад нашего мышления, его характер. Наше мировоззрение, наши стереотипы, возникшие из контакта с окружающей нас средой и окружающим нас обществом. Ключ к личному и деловому успеху находится в первую очередь в нас самих, и изучение того, каким образом мы думаем, позволит нам раскрыть наши внутренние ресурсы.

Лингвистическое - Наш язык - неотъемлемая часть нашей жизни. Сперва, мы не задумываемся, как много для нас значит речь, что она значит для жизни в социальной среде. Но все же, не можем не отметить, что способность к общению не сводится только к кивкам и улыбкам. Обучение пониманию и управлению структурой нашего языка играет ключевую роль в этом мире, где все больше и больше ценится способность к общению.

Программирование - Мы управляем своей жизнью при помощи стратегий так же, как компьютер использует программу для достижения конкретных результатов. Осознавая стратегии, при помощи которых управляем своей жизнью, мы обеспечиваем себе выбор: продолжать действовать в том же ключе или попытаться развить наш потенциал нашу личную эффективность.

По сути своей НЛП - это исследование нашего мышления, поведения и речевых возможностей, при помощи которых мы можем выстроить набор эффективных стратегий. Эти стратегии могут помочь нам принять решение, построить взаимоотношения, начать свой собственный бизнес, управлять группами людей, создавать равновесие в своей жизни.

Мы используем стратегии во всем, что мы делаем. Но, к сожалению, чаще всего эти стратегии находятся вне нашего сознания. Мы не осознаем почему мы поступаем так, как мы поступаем. Это происходит на уровне подсознания, которое контролирует наше поведение в той или иной ситуации.

2. История возникновения. Основные задачи

HЛП, называемое "психотерапией новой волны", было создано Ричардом Бендлером (математик) и Джоном Гриндером (лингвист) в результате того, что они переформировали вопрос: не ЧТО делает эффективная психотерапия, а КАК она делает и тем самым совершили открытие. Своими предшественниками авторы считают Грегори Бейтсона, Милтона Эриксона, современных нейропсихологов, занимающихся разработкой межполушарной асимметрии: правое полушарие - образное, левое полушарие "компьютерное", кибернетиков,в первую очередь - Карлоса Кастанедy.

НЛП не претендуют на звание новой теории, которая бы более соответствовала физической реальности, чем созданные ранее. Но если считать принципы НЛП соответствующими действительности и в соответствии с этим поступать, то можно часто получить ожидаемый результат.

НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на информатике и компьютерном программировании - однако еще более тщательно укорененное в наблюдении живого человеческого опыта. Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно вашим собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает то, как устроено наше мышление, речь и поведение. Это способ кодирования и воспроизведения определенных результатов, позволяющих нам последовательно добиваться наших целей в бизнесе и в жизни в целом.

Мы живем постоянно меняющемся мире. В мире, где человек погружен в непредсказуемую и сложную среду. Чем больше он узнает, тем больше возникает вопросов, на которые он снова и снова ищет ответы. В мире обреченном нести груз познания, стремления к совершенству и разочарования. Мы должны понять, что важно для нашей конкретной профессии, а что - нет. Мы должны научиться извлекать уроки из каждой ситуации, общения с каждым человеком и каждого предчувствия.

3. Принципы

Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас.

Тезисы НЛП

1.Карта не соответствует местности.

2.Наши ментальные карты мира не представляют этот мир. Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще "переработать" ментальные карты, особенно касающиеся чувств и интерпретации, нежели изменить мир. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «Если поймёшь, что между чувственным восприятием и внешним миром нет никакой связи, освободишься мгновенно».

3. Опыт имеет свою структуру.

Наши мысли и воспоминания имеют соответствующие им образцы. Когда мы изменяем образец или структуру, автоматически изменяется наш опыт («перепросмотр личной истории» у Кастанеды).

4. Если один человек может что-то сделать, каждый может научиться этому.

Можно составить карты ума людей, достигших успеха, и сделать так, чтобы эти карты стали и нашими (см. «Сущность НЛП»).

5. Люди обладают полным, необходимым им потенциалом.

Мысленные образы, внутренние голоса, чувства - это кирпичики, из которых складываются все наши умственные и физические ресурсы. Мы можем научиться строить из них любую мысль, чувство, умение, а потом разместить их там, где они наиболее нужны. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «В сокровищнице внутри тебя есть все, и ты волен использовать её. Нет никакой надобности искать снаружи».

6. Разум и тело - элементы одной и той же системы.

Мысли воздействуют на состояние мышц, дыхание, чувства, а те - на мысли. Изменяя одно, можно изменить другое. [Не важно, с какой половины начинать - гармония в одной приведёт к гармонии в другой.]

7. Невозможно не общаться.

Общаемся мы постоянно, в т.ч. бессловесно, причем слова иногда могут быть наименее существенным компонентом. Даже наши мысли являются сообщениями для нас самих.

8. Значением вашего сообщения является полученный вами ответ.

То, что мы говорим или делаем, воспринимается другими при помощи их ментальных карт мира. Если кто-то услышит иное, чем мы имели ввиду, мы сможем заметить, каким было значение сообщения для выслушивающего человека и сможем переоформить это сообщение.

9. В каждом поведении присутствуют позитивные намерения.

Каждый травмирующий, болезненный и даже бессмысленный поступок имеет в своей основе позитивную цель. Можно отделять негативное поведение от позитивных намерений и присоединять к последним более позитивное поведение.

10. Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов.

У каждого из нас своя, неповторимая история. Мы научились, как и что нам делать, чего и как желать, что и как ценить, чему и как учиться. Это наш индивидуальный опыт. На его основе мы должны совершать свой выбор, пока мы не научимся чему-то новому и лучшему.

11. Если вам не удается то, что вы делаете, сделайте что-либо другое.

Если вы всегда делаете то, что делали постоянно, - то вы всегда будете получать то, что получали постоянно. Если же вы хотите чего-то нового, сделайте что-либо новое, тем более, что у вас большой выбор.

4. Методы НЛП

Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой.

Восприятие ситуации с 4 позиций

с точки зрения себя

с точки зрения своего собеседника

с точки зрения постороннего наблюдателя

с точки зрения всей этой системы отношений

Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. Это основание, заключается в следующих этапах:

видеть себя с проблемой;

видеть себя без проблемы;

видеть другого человека, который верит, что Вы - самый лучший, любит Вас;

трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;

Группа методов НЛП основана на построении ассоциативных связей между явлениями. Упражнение "Метафора", к примеру, включает следующие этапы:

Размышление о проблеме, концентрация внимания на ней, ассоциация с проблемой.

Размышление о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это занятие будет для него ресурсом.

Связывание проблемы и ресурса через построение аналогий.

Перенос проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода из проблемы.

Перемещение решения проблемы ресурса на реальную проблему.

Упражнение реагирования на критику:

Разделение себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя), между этими людьми - стена

Человек представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту стену

Человек представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует свое поведение с увиденным ранее поведением другого себя