Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Адриан аникушин. Наследник по кривой. Мастерская без мастера

В милицию Петербурга поступило заявление от дочерей скульптора Михаила Аникушина о том, что из бывшей мастерской их отца похищены некоторые его работы, а также раритетная старинная мебель, сообщает «Интерфакс».

В заявлении говорится, что с 2005 года до середины февраля этого года из мастерской, расположенной в Вяземском переулке, были похищены работы Аникушина – бронзовые эскизы Пушкина, бронзовые портреты Чехова и модели бронзовых памятников Чехову и Левитану. Кроме того, были похищены три старинные бронзовые люстры, кресло XIX века, немецкий патефон и еще несколько предметов интерьера, выполненных из красного дерева.

Обратившиеся в милицию Hина и Вера Аникушины в заявлении отметили, что, по их мнению, все предметы из мастерской отца были украдены его внуком Андрианом Аникушиным. В свою очередь Аникушин, узнав, что родственники обвиняют его в краже, написал аналогичное заявление, обвинив в краже свою мать и тетю. По обоим заявлениям проводится проверка.

Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в семье Аникушиных, после смерти в 1997 году Михаила Аникушина его дочери Нина Михайловна и Вера Михайловна попросили старшего сына последней Адриана последить за мастерской художника. До сих пор с точностью невозможно восстановить всех владельцев здания на Вяземском переулке, 8а. Мастерская строилась специально для Аникушина и для Ленина (имеется в виду памятник Ильичу, установленный затем на Московском проспекте). Но лично скульптору она никогда фактически не принадлежала – Михаил Аникушин арендовал её. Некоторое время назад здание перешло в ведение Городского музея скульптуры. А там заявили, что столько Аникушина им не нужно, и оставшиеся работы мастера необходимо куда-то переместить. Для того, чтобы разместить наследие скульптора, нужно равноценное помещение, а его нет.

Достаточно долго Адриан следил за мастерской и практически спасал то, что в ней находилось. За неуплату в помещении отключили отопление, потом тепло удалось вернуть, но трубы стали протекать, и вода попала на работы. Батареи пришлось снять. Семье Аникушиных предложили оформить аренду на мастерскую – но это и дорого и сопряжено с рядом сложностей.

Причиной же милицейского разбирательства стала как раз попытка сохранить часть экспонатов. Сестры Аникушины уверены, что некоторые из работ их отца, а также личные вещи были «спасены» на даче родителей невестки Веры Михайловны не без помощи супруга – ее родного сына Адриана. Бесценные экспонаты были вывезены туда для украшения, а вовсе не из соображений сохранности – это и легло в основу заявления о кражах.

Город собирался сделать там музей, но его до сих пор нет Этого скульптора называли лицом Петербурга . Даже те, кому его фамилия ни о чем не говорит, наверняка знают памятник Пушкину на площади Искусств или Ленину у станции метро «Московская». Словом, художник для Питера знаковый. И чтобы увековечить его память, губернатор Валентина Матвиенко в марте 2004 года подписала распоряжение о создании в его мастерской музея. Но прошел год, а музея до сих пор нет. «Комсомолка» решила разобраться почему. Скульптуры охраняет внук Огромную мастерскую площадью в 800 квадратных метров Михаил Константинович получил еще при жизни. Ему уже тогда предлагали оформить ее как квартиру. Так выгоднее. За свет, отопление и радиоточку платить нужно гораздо меньше, если помещение считается жилым фондом. Скульптор сначала сопротивлялся, потом вроде согласился, но никаких шагов не предпринимал. В 1997 году он умер, но проблему так и не решил. Помещение осталось на балансе у города, и наследники скульптора - дочери Вера и Нина - никаких прав на него не получили. Здание принадлежит КУГИ, и официально там никто не имеет права жить, но несколько лет назад внук скульптора Адриан поселился в мастерской. Родственники нечасто общаются с Адрианом. Но знают, что он работает веб-дизайнером, и от знакомых слышали о его планах открыть в мастерской компьютерную фирму. - В саму мастерскую дочери Аникушина приходили где-то год назад. Тогда она не отапливалась, там только свет горел. И неудивительно. Счет на отопление - 5 тысяч долларов. Ни у кого таких денег нет. Когда же в мастерской наконец будет музей скульптора, обе его дочери Вера и Нина не знают. Власти уже давно ничего не предпринимают. - Год назад Надежда Кущенкова была председателем Комитета по культуре, она нас уверяла, что во всем разберется. Но потом ушла в отставку, и все опять заглохло. Вообще-то семью Аникушиных отчасти устраивает, что в мастерской живет Адриан. Неизвестно, что станет с помещением, если там не будет хозяина. Но в то же время женщины боятся, что мастерская очень быстро превратится во что-то другое - фирму, склад или квартиру. И самое главное - что работы их отца исчезнут в неизвестном направлении. - Поговаривают, что Адриан торгует ими через Интернет. Сайта, правда, никто не видел. Музей здесь сделать очень трудно Адриана Аникушина мы легко нашли в Сети. Он веб-дизайнер. Среди огромного числа сайтов, оформлением которых он занимался, - страничка художественной фирмы, агентства недвижимости, но ничего похожего на сетевой аукцион. Поэтому мы отправились за разъяснениями к самому Адриану, в мастерскую в Вяземском переулке, 8. Он встретил нас любезно, извинился, что в помещении холодно: - Я работаю инженером-программистом, денег хватает, только чтобы семью содержать и в мастерской поддерживать минимальный порядок. - А почему бы вам не съехать отсюда? Не пришлось бы платить огромные деньги за электричество. - Если мы отсюда уедем, через день от мастерской ничего не останется. Стекла разобьют, а работы деда в два счета растащат. Недавно к Адриану приходила делегация из Эрмитажа. И их проект заинтересовал его. - В мастерской влажность 90%, и температура выше 14 градусов не поднимается. В музее должно быть посуше и потеплее. Мы сошлись на том, что нужно построить стеклянный бельэтаж (он будет отапливаться), куда выставят работы и будут пускать посетителей, а основное помещение отдать скульпторам. И я надеюсь, что Эрмитаж найдет на это деньги. КОММЕНТАРИЙ Владимир Тимофеев, директор Музея городской скульптуры: - Я думаю, что к 2006 году мы получим здание мастерской и тогда уже определимся, что за экспозиция там будет. Но, разумеется, все работы Аникушина и его жены Марии Литовченко мы оставить там не сможем. Их просто очень много. А потому наследники скульптора должны договориться, что они забирают себе, а что передают городу, причем соответствующий документ должен быть заверен нотариусом. В ремонт здания придется вложить огромные деньги - провести коммуникации, отремонтировать крышу, оборудовать туалеты, коли уж это музей. Как только нам передадут мастерскую, Адриану Аникушину придется оттуда съехать. Но пока... наверное, даже хорошо, что он там живет. ОФИЦИАЛЬНО В Комитете по культуре городской администрации нам рассказали, что с декабря прошлого года идет передача мастерской Аникушина в оперативное управление Музея городской скульптуры. Как только процедура завершится, сотрудники музея должны будут предложить свое видение будущей галереи. Пока же о этом говорить рано. МАГАЗИН В СЕТИ Аникушина распродает итальянец? Сейчас в мастерской примерно 5 тысяч работ великого скульптора. Мы поинтересовались у Адриана, все ли они в сохранности. - А почему вы спрашиваете? Конечно, все скульптуры на месте. - Просто ходят слухи, что вы продаете их через Интернет... - Ничего я не продаю. Просто есть сайт www.anikushin.com. Его создал один итальянский бизнесмен, вот он-то и торгует уже отлитыми фигурами со слепков работ Михаила Константиновича. Оказывается, в начале 90-х скульптор заключил договор с этим коммерсантом. Бизнесмен обязался сделать выставку небольших слепков Михаила Константиновича в Италии . Взамен итальянец получил право отливать бронзовые фигуры с этих форм. Через некоторое время коллекция бесследно исчезла. А потом появился сайт, где пропавшие фигуры можно свободно купить. Надежда КОСИЦКАЯ. [email protected] Фото Стаса ЛЕВШИНА , Андрея Федорова и из архива «КП ».

Есть в Петербурге такой музей. Филиал Музея городской скульптуры. Я в этом заведении когда-то недолго работал; в те времена всё выглядело печальней. Теперь с Мастерской - всё прекрасно.



Итак. В стародавние времена, когда советскому руководству города понадобилось увековечить столетний юбилей Ильича - был организован и проведён специальный конкурс. Выиграл его в 1969 г. Михаил Константинович Аникушин. И молодец. Но вот незадача: в городе негде было делать полноразмерную модель "танцующего Ленина" ростом восемь метров с копейками. Вышли из затруднения с изяществом, свойственным Северной пальмире: построили Аникушину в несколько месяцев новую мастерскую, в райском месте - Вяземском саду на Петроградской стороне. В 1970-м уже справляли новоселье.

Здание мастерской проектировал и строил ленинградский архитектор Филипп Аронович Гепнер. О! - про него даже чуть-чуть в википедии появилось . Причём проектировал и строил в теснейшем контакте с заказчиком - Аникушиным. Поэтому сооружение вышло очень удобным и, как утверждают, уютным. Здание образовано тремя значительными объёмами - большой мастерской площадью 400 кв.м с высотой перекрытия от 9 до 16 м и двумя примыкавшими с боков малыми мастерскими площадью по 70 кв.м. В одной из малых мастерских работал Михаил Аникушин, в другой - его супруга, тоже скульптор, Мария Литовченко. В план была вкомпонована и квартира для семьи скульптора. После смерти Аникушина (1997) и Литовченко (2003) их наследники сделали всё возможное, чтобы профукать здание. По существу, нужно употребить глагол погрубее. Как бы то ни было, в середине нулевых встал вопрос о дальнейшем использовании помещений мастерской. Решено было передать здание Музею городской скульптуры для организации там мемориального музея Аникушина и площадки для мастер-классов, творческих мастерских, симпозиумов и прочих подобных мероприятий. Музейщики на правах хозяев вошли в здание только в конце 2007 г. Тогда был организован пост охраны и началась приборка здания от мусора. Из коммуникаций на тот момент работало только электричество. Водопровод - через пень-колоду, отопления не было из-за разрывов труб. К лету 2008 г. из Мастерской было вывезено шесть 24-х кубовых контейнеров мусора. Шесть. Можно представить, что творилось внутри.
В результате пятилетней работы Мастерская преобразилась. Видна работа многих художников и скульпторов. Пространство организовано грамотно и практично. Хотя работы ещё много, открыта, так сказать, только первая очередь.
Вход в музей организован через одну из малых мастерских, бывшую Марии Литовченко.

Теперь здесь касса и гардероб. Предваряя основную экспозицию стоит самая известная работа Аникушина - памятник Пушкину для площади Искусств в Ленинграде. На стене помещена стилизованная карта Петербурга, переползающая в карту Евразии и всего мира; на карте отмечены места, где стоят монументы Михаила Константиновича. На другой стене - подборка скульпторов-современников, а также несколько до, стеллажи с книгами и скульптуры Марии Литовченко. Фрагмент деревянного реечного пола - из тех времён, 1970-х.

В уголке пристроился прекрасный матвеевский мальчик. Не оригинал, конечно, гипсовая копия. Александр Матвеев - один из учителей Аникушина.

Из малой мастерской попадаем в большую. Очень большую. И сильнее всего тут поражает огромное витражное окно. И уже во вторую - неожиданно большое пространство помещения.

В одном углу обнаруживается музеефицированная яма для глины. Пару раз я в неё падал, так получалось)

Технологический гвоздь экспозиции - это огромный поворотный стол. На нём, собственно, и ваяли восьмиметрового Ленина в рост. Стол крутится и ездит по рельсам.

Из техногенного также остался подъёмник-тельфер под потолком, правда он не работает.

В обе стороны имеются широкие выезды - когда-то через них проезжали грузовики - привозили сырьё (глину и арматуру), увозили "товар" (модели скульптур). За воротами виднеется ещё одна яма для глины. А на створке ворот сотрудники музея разместили инструменты скульптора.

Огромная ниша в стене - то место, где по штату полагается быть поворотному столу. Она облицована кафелем. Это среди прочего - и ванная комната. Бывает, модель нужно окатить водой. Или помыть рабочее место скульптора от наросших куч глины. Тогда - шланг с водой и вперёд. По проекту, в полу предполагалась система сливов и откачивающих насосов. Но, не случилось.

С аникушинских времён в мастерской осталась пунктир-машина.

И стол, где модель переводили в требуемый размер.

По периметру стен большой мастерской проходит подвесная лесенка - она была необходима, чтобы скульптор мог обозреть свою работу со всех точек.

На боковых стенах нынешние хозяева мастерской поместили информацию, касающуюся двух самых известных творческих тем Аникушина - серию монументов А. С. Пушкину:

и А. П. Чехову:

Примерно посередине зала - подиум с работами Аникушина разных лет. Вокруг - работы учеников Аникушина.



Это если вкратце. Когда получится - будет открыта вторая малая мастерская - как мемориальное помещение, посвящённое исключительно Михаилу Аникушину. Обещают и программу мастер-классов современных керамистов и скульпторов. Как оно будет - посмотрим.
Предпринимаются некоторые шаги для популяризации заведения. По четвергам Мастерская работает до девяти часов вечера, при этом в 18-30 и 19-30 проводятся специальные экскурсии. Так что заходите. Что ещё сказать. Если хочется получить какой-то официальной информации - логика подсказывает идти на сайт Музея городской скульптуры. Но не стоит этого делать. Потому что я встречал более дурацкие музейные сайты, но мало. Лучше сразу идти на страничку Мастерской

Правоохранительные органы не спешат вмешиваться в скандальную ситуацию, а вмешавшись, работают как в замедленном кино, словно все силы отняты разгонами Маршей несогласных. С такими темпами, когда власть, наконец, соберется открыть музей Аникушина, в нем просто нечего будет выставлять.

Мастерская без мастера

Вряд ли найдется в Петербурге человек, никогда не сталкивавшийся с творчеством скульптора Михаила Аникушина. Памятник Александру Пушкину на площади Искусств давно стал визитной карточкой города, как и монумент героическим защитникам Ленинграда.

Аникушин скончался в 1997 году, а в 2004-м правительство города решило для увековечивания памяти народного художника СССР, почетного гражданина Петербурга создать в мастерской скульптора в Вяземском переулке мемориальный музей-мастерскую под эгидой Городского музея городской скульптуры.

Впрочем, пока в инстанциях решали, каким образом в мастерской Аникушина открыть музей скульптора, здесь преспокойно проживал его внук Адриан со своей супругой. И не просто проживал, но, как утверждают его мать и тетя Вера и Нина Аникушины (дочери Михаила), активно расхищал творческое наследие великого деда, не имея к нему, наследству, никакого законного отношения.

В 1997 году, незадолго до смерти, Михаил Аникушин составил нотариально заверенное завещание, по которому делил свое имущество, включая и авторские права, на три части: своей супруге Марии Литовченко (также известному скульптору) и двум дочерям – Вере и Нине. Литовченко пережила мужа всего на несколько лет. После смерти в 2003 году ее часть наследства досталась поровну дочерям. О внуке в завещаниях и речи не шло. Впрочем, сам Адриан считал себя вправе самовольно распорядиться вещами и работами деда, хранившимися в мастерской в Вяземском переулке, где он прожил вместе со своей супругой Софьей Рисовой несколько лет. За это время Адриан со своими приятелями, благо мать свою и тетушку в мастерскую он практически не допускал, якобы сумел изрядно проредить творческое наследие Михаила Аникушина. По предварительным данным, немалая часть вещей была из мастерской вывезена, другая оказалась передана на реализацию в антикварные магазины и галереи Петербурга и Москвы или оказалась в руках частных коллекционеров. Многие пластилиновые модели, оставшиеся после смерти Аникушина, оказались использованы для создания гипсовых отливок, которые Адриан с приятелями, по словам Нины Аникушиной, также пытался реализовать, подписывая то именем деда, то собственным. Исчезли из мастерской также вещи и произведения покойной Марии Литовченко.

Внук – деду

15 февраля 2007 года дочери Аникушина обратились с заявлением в Петроградское РУВД, требуя возбудить уголовное дело на Адриана Аникушина и остальных виновников разворовывания наследия покойного скульптора. Поначалу в Петроградском РУВД уголовное дело возбуждать отказались – мол, не наблюдается состав преступления. Затем, уже в апреле, после настойчивой переписки дочерей Аникушина с разными инстанциями, в Петроградском РУВД все же согласились, что уголовное дело по данной истории стоит возбудить. Правда, лишь после соответствующего указания районной прокуратуры. Да и действия Адриана милиционеры квалифицировали не как кражу, а всего лишь как самоуправство. По этой статье и ответственность ниже, и срок давности преступления короче. Стоимость похищенного даже приблизительно оценить довольно затруднительно, ведь среди пропавшего не только предметы антиквариата, но и произведения выдающегося скульптора, цена которым – миллионы рублей.

Многие из оставшихся вещей оказались серьезно повреждены, как, например, скульптурный портрет авиаконструктора Яковлева, который был замазан сверху грубыми мазками гипса и подписан в качестве автора Адрианом Аникушиным. Или более полутора десятков эскизов фигур к монументу героическим защитникам Ленинграда, которые сбросили как попало в деревянный ящик, в результате чего даже реставрировать их стало невозможно.

В деле менялись следователи, писались бумаги, однако, по словам Нины Аникушиной, для поиска вывезенного из мастерской имущества никаких реальных шагов не предпринималось. Даже когда Вера и Нина Аникушины самостоятельно установили местонахождение ряда вещей и сообщили об этом в Петроградское РУВД, там даже не попытались принять какие-либо меры к тому, чтобы эти предметы были возвращены законным владельцам.

По-прежнему в «Новых галереях» Центрального дома художника в Москве находятся бронзовый портрет Пушкина и две фигуры Чехова. В петербургском антикварном магазине на Большой Монетной был выставлен скульптурный портрет Ольги Усовой (Усова – дальний потомок Пушкина), который почему-то подписан как портрет Агриппины Вагановой. (Эта скульптура была продана аспиранту Академии художеств, гражданину Китая.) Не искало следствие похищенных вещей ни по друзьям Адриана, ни по родственникам его супруги или родственникам отца Адриана, живущего ныне в США Юрия Шестова, где предположительно они и могут быть спрятаны.

Как его посадишь? Он же памятник!

В Следственном комитете при МВД России жалобы сестер Аникушиных на качество следствия в Петроградском РУВД были проверены, и, как ответил им в сентябре этого года начальник организационного управления Следственного комитета при МВД Муссов, «факты неприятия действенных мер по установлению местонахождения художественных ценностей нашли свое подтверждение». Нерадивых следователей Панютину и Пишинского даже привлекли к дисциплинарной ответственности.

Однако всплеска активности следствия хватило ненадолго – чтобы в октябре провести обыск в квартире родственников жены Адриана на Петроградской стороне, где немалая часть вещей из мастерской Аникушина и обнаружилась. На этом запал прошел: 19 ноября очередной следователь Петроградского РУВД (уже третий по счету) принял решение производство по делу приостановить, поскольку, хотя местонахождение главного подозреваемого Адриана Аникушина установлено, но каких-либо возможностей привлечь его к ответственности нет – по некоторым данным, он выехал к отцу в США. При этом совершенно непонятно, как отсутствие подозреваемого может помешать милиции искать похищенное?