Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Заказ экскурсий Online. Саграда Фамилия — главный собор Барселоны

В Барселоне есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже без малого 128 лет, но ведь всё когда-нибудь кончается, не так ли?) Это Саграда Фамилия, величественный собор Святого Семейства


Заложенный в 1882 году грандиозный Собор Святого Семейства - по-испански Саграда Фамилия - мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди… В настоящий момент это самая выдающаяся достопримечательность Барселоны.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма

Вид на башни собора с другой стороны

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…" С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства

Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой

“Традиционная готическая система - мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, - писал Гауди. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, - так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - писал архитектор

Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом. Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский

На шедевры природы Гауди ориентировался в своих проектах и раньше. Так и Саграда Фамилия стремится быть похожей на систему пиков и гротов. Внутри здания свод поддерживают очень необычные колонны. Они состоят из многоугольников, меняющих кверху свою форму, и больше всего напоминают деревья. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - так видел Гауди внутреннее убранство собора

Потолок собора с другого ракурса


Очень нетрадиционно для храмовой архитектуры. Сходство с католическим храмом исчерпывается тем, что в плане он имеет крест. Остальное - плод фантазии эксцентричного архитектора, который стремился создать зрительный образ веры, “Библию в камне”. Весь облик собора и каждая его деталь поэтому символичны. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов, самая высокая - Иисуса Христа. Статуи, резьба, надписи на латыни - все служит сложной католической символике собора

Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”



Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа

Второй фасад - “Страсти Христовы” - был выполнен испанским скульптором и художником - Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа

Здесь виден кусочек третьего, ещё не построенного, фасада - Воскресение. В постройке собора вообще огромное количество всякой символики. В частности, гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях слева, символизируют Святое Причастие

В оформлении фасадов часто присутствует символика чисел, например здесь сумма по строкам, столбцам и диагоналям даёт число 33 - число лет жизни Христа

Впечатляют не только размеры задуманного собора, но и усложненная деталировка. Гауди был готов рассчитать вес каждого камня собора. Несколько лет Антонио Гауди посвятил только изучению акустики, с тем чтобы создать совершенную систему колоколов. Они должны приводиться в движение ветром. Внутри здания акустика с эффектом эха предполагает большой хор. На фото - “желудок” одной из башен собора)

По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным

Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании)

Проект люстры собора, созданный Гауди. То, что у Гауди рождалось из головы и воплощалось в небольших чертежах и макетах, сейчас удаётся воспроизвести только с помощью компьютерного моделирования и долгого обсчёта всех нюансов

Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”

Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.



Саграда Фамилия, Барселона.
























– знаковое место Барселоны. Посещают Sagrada Familia ежегодно тысячи туристов, практически всегда ассоциирующих Барселону с Искупительным Храмом Святого Семейства, так именуют это несомненно выдающееся произведение архитектуры. Антонио Гауди, задумав невероятное здание, к сожалению, не сумел до конца воплотить его.

Некоторые неосведомленные считают Sagrada Familia оплотом церкви в Барселоне, однако это не так. Земля, на которой находится Sagrada Familia, не принадлежит церкви, поэтому назвать Саграду Фамилию епархиальным храмом нельзя. В Барселоне кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии является резиденцией архиепископа. Монументальное здание находится в Готическом квартале Барселоны, достаточно далеко от Sagrada Familia. Посещают Саграду Фамилию ежегодно около трех миллионов туристов. 7 ноября 2010 года он был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI.

Для того, чтобы избежать больших очередей при покупке билетов в Саграда Фамилия, покупаем билеты заранее через Интернет .

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Саграда Фамилия и другие достопримечательности Барселоны, обратите внимание на туристическую карту Barcelona City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Барселоны, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Барселоны. Подробная информация .

Искупительный храм появился благодаря щедрым пожертвованиям прихожан в 1874 году. Недалеко от города в 1881 году был куплен участок земли, на котором стали возводить задуманное будущий символ столицы Каталонии. Город постепенно разрастался и на сегодняшний день Sagrada Familia является частью одного из центральных районов Барселоны.

Первым архитектором стал Франсиско дель Вильяр, именно он заложил в 1882 году первый камень в основание храма. Sagrada Familia должна была выглядеть как неоготическая базилика в форме креста. Была спроектирована большая аспида с 7 часовнями. Однако не прошло и года как архитектор, рассорившись с заказчиками, потерял работу.

Практически сразу проект поручили Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet), который внес изменения, отказавшись от неоготики и модерна. Верный своему принципу гармоничного сочетания строения и природного ландшафта, Гауди посчитал, что Sagrada Familia должна выглядеть как песочный замок. Архитектор был убежден, что человеческий эксперимент не должен превышать размеры природногоокружения, поэтому центральный шпиль Искупительного храма не должен был возвышаться более, чем на 170 метров. Гора Монжуик, находящаяся рядом, ровно на метр выше.


Sagrada Familia в 1915 году

Через 7 лет у Sagrada Familia появилась крипта, заложенная ещё дель Вильяром. Задумывался Храм Святого Семейства как энциклопедия по Евангелию.

Возведение Sagrada Familia происходило очень медленно, потому что строительство велось только на деньги прихожан. В то время, пока строилась аспида, неожиданно поступило достаточно большое количество средств и первоначальный план претерпел изменения. Изначальная форма креста сохранилась, но появилась возможность добавить несколько монументальных башен. Очень большое внимание Гауди уделил и деталям, украшающим Sagrada Familia, разнообразным декортивным элементам.

Первое, что мы видим при взгляде на Саграда Фамилия - это 3 фасада: Рождества, Славы и Страстей Христовых. Керамика разнообразных оттенков должна была украсить фасад, но позже идея была отвергнута. К сожалению, Антонио Гауди успел закончить лишь фасад Рождества.

Антонио Гауди решил, что первым будет возведен фасад Рождества, так как, по его задумке, остальные фасады могли вызвать неприятие у всех, не знакомых с общей идеей Sagrada Familia. Характерными чертами фасада Рождества стали украшения элементами природы, ящерицами, улитками. В это же время проходило строительство клуатра, соответствующего порталу Святой Девы Розария.

В начале двадцатого века Sagrada Familia постепенно приобретала тот вид, что сейчас знаком каждому, увлекающемуся историей Барселоны.

В 1909 году Гауди принял решение, что при Храме Святого Семейства необходимо построить церковно-приходскую школу. Через год строительство было завершено и получило совершенно необычную конструкцию – криволинейная кровля и стены придавали ей особенную прочность. К фасаду Страстей приступили уже после смерти Антонио Гауди.

Строительство фасада Рождества было завершено в 1925 году. Гауди сам смог закончить задуманное, остальная часть Sagrada Familia принадлежит его последователям. Несомненным украшением Sagrada Familia является 100-метровая колонна Святого Варнавы.

Смерть великого архитектора Антонио Гауди

В 1926 году 7 июня произошло трагическое событие в истории города. К сожалению, этот день показал, что бедно одетый человек не может рассчитывать на достойное лечение. Гауди был сбит трамваем, так как он выглядел, как бедняк, то в больнице, в которую его отвезли, ему оказали лишь минимальную помощь. 8 июня он был найден капелланом Саграда Фамилия, но начинать лечение было уже слишком поздно и 10 июня 1926 года архитектор скончался. Гауди был похоронен в крипте строящегося храма, чтобы он мог наблюдать за строительством даже после смерти. Естественно, это событие повлияло на ход строительства. Барселона скорбит до сих пор, ведь гений Гауди неповторим.

Антонио Гауди погиб, но строительство Sagrada Familia продолжилось, в 1926 году самый талантливый ученик - Доменек Суграньес – удостоился такой чести и занялся дальнейшим строительством Храма.


В период 1927-1930 годов были достроены 3 оставшиеся колонны фасада Рождества. Во время гражданской войны 1936 года строительство было приостановлено, осложнил процесс стройки еще и тот факт, что чертежи, сделанные Гауди, сгорели в этом же году. Лишь через несколько лет стройка была возобновлена, но уже без талантливого ученика, который умер в 1938 году.

1952 год стал для Sagrada Familia очень важным, возобновилось строительство. Саграда Фамилия получила новую лестницу и подсветку. Достраивали фасад Рождества. Через два года решено было начать строительство фасада Страстей, в этот период пользовались чертежами, сохранившимися от Гауди, в храме была достроена крипта, которая стала основанием для музея, посвященного и выдающемуся архитектору.

Башни, украшающие фасад Страстей, были достроены к 1977 году, четыре башни гордо вознеслись к небу. Sagrada Familia начали украшать в этот период скульптурами и витражами, это оказалось длительным процессом. Воскресение Иисуса Христа стало основой для витражей.

Последние годы Sagrada Familia строится достаточно быстро, но при этом интенсивном возведении построены лишь трансепты и неф, их фасады и своды. В 2010 году была достроена апсида и средокрестие. На них возводятся 2 башни. Главная 170-метровая башня, украшенная крестом –символизирует Иисуса Христа. Башня над апсидой посвящена Деве Марии.

1. Проект строительства Sagrada Familia предполагает появление еще четырех башен, высотой 120 метров каждая, посвящены будут Евангелистам. Саграда Фамилия должна принять окончательный вид к 2026 году, именно этот год называется годом окончания стройки. Окончательный вид получит к тому времени фасад Славы.

2. Великолепие и необычные формы Храма Святого Семейства привлекают туристов не только снаружи, но и внутри. Антонио Гауди задумал отсутствие прямых линий и всего того, что противоестественно природе. Великий архитектор осознавал, что не сможет завершить задуманное, поэтому многое прорисовал на чертежах. Эллипс, коноид, гиперболоид и геликоид давали мастеру необходимую конструкцию, именно такие соединения деталей и видны внутри.

3. Последние годы строительство Саграда Фамилии ведется с большим успехом. Средства на ведение строительства собираются достаточно интенсивно, причем поступают они часто и от представителей других конфессий. Возведение Храма Святого Семейства осложняется тем, что каждый каменный блок подлежит особой обработке, даже компьютерная модель очень долго обрабатывается.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований.

Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

История создания собора

Основатель собора Хосе Мариа Бокабелья был книготорговцем, католиком и неординарным человеком. Он неоднократно бывал в Риме и считал храм Лорето образцом церкви. Бокабелья частенько посещал Монсеррат и как гласит легенда, идея построить Cобор Святого Семейства посетила его во время пребывания в монастыре, глядя на изображение Святого семейства. Он основал ассоциацию, которая занималась сбором средств на строительство Саграда Фамилия (каталон. Temple Expiatori de la Sagrada Familia).

В 1881 году ассоциация получила от города земельный участок на окраине города. Изначально планировалось строить не очень огромный храм ввиду не слишком больших финансовых средств. В процессе обсуждений будущего строения архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил безвозмездно поработать над проектом. И вот через год, в марте, на День святого Иосифа был заложен первый камень. Сначала строительство было активным и удачным. Но потом отношения Вильяра и церковного совета начали портиться и завершились безобразной ссорой. После которой стало ясно, что его дальнейшее руководство стройкой храма просто неприемлемо. И тут, как повествует легенда, решение Бокабелье пришло во сне. Якобы Хосе приснился молодой архитектор, который очень скоро спасет Саграда Фамилия. А узнать его можно будет по голубым глазам. Через несколько дней, идя в кабинет архитектурного консультанта Мартореля, Бокабелья встретил Гауди. В тот момент он сразу понял, что это и есть тот, кто ему нужен. Позднее Гауди, как «избранный», получил полную свободу в работе над собором.

В свою очередь этот заказ мгновенно причислил молодого 31 –него архитектора к ведущим архитекторам Барселоны. Антонио Гауди создал гипсовый проект, по которому планировалось построить собор в длину 110 метров, а в высоту – 45 м. С четырьмя колокольнями – согласно числу евангелистов и двенадцатью башнями – по числу апостолов. Проект предусматривал возведения трех фасадов, которые повествовали о разных эпизодах жизни Христа — «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскрешение». Фасады собирались украсить огромными панно и рельефами на сопутствующие темы. Церковный совет одобрил макет, и архитектор приступил к его воплощению.

Шли годы, менялись рабочие, помощники Антонио Гауди, стройплощадка стала неофициальным факультетом архитектурной школы. Наиболее ревностные студенты приходили сюда по вечерам, чтобы послушать уважаемого дона Антонио. А когда Cобор Святого Семейства, наконец – то начал обретать осязаемые очертания, это было настолько впечатляюще, что слава про необыкновенный замысел мастера – каталонца разлетелась по всей земле. Посмотреть на это, а заодно и принять участие в грандиозном проекте приезжали отовсюду. На стройку приезжали смотреть король Альфонсо, с которым Гауди общался исключительно на каталонском, чем вызвал недовольство монарха. Была здесь с визитом также инфанта Изабелла. Кроме нее еще Cобор Святого Семейства посещали кардинал Рагонези, нунций Папы в Испании, Альберт Швейцер.

Строительные работы то прекращались, то вновь возобновлялись. Не последнюю роль в остановках строительства играли и финансовые средства. Но хоть храм Саграда Фамилия был главным детищем Гауди, параллельно с ним, он осуществлял и другие проекты. Но изначально архитектор обещал закончить собор через 18 лет. Но, увы, это оказалось не так, строительство идет и по сей день.

Тяжелое военное время внесло свою негативную лепту. Архитекторы теряли интерес к Гауди. Ему самому пришлось много пережить: смерть близких друзей, ухудшение здоровья, душевный кризис.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований. Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

Гауди всегда ориентировался в проектах на природные шедевры. Так, внутри Саграда Фамилия свод поддерживают весьма необычные колонны, напоминающие форму деревьев.

Гауди отлично понимал психологию воздействия и важность звука именно в церковных строениях. Он годами проводил эксперименты над удлиненной формой колоколов. Поскольку архитектор спроектировал конструкцию так, чтобы она могла функционировать как большой орган. Предполагалось, что через отверстия башен будет проходить ветер и это создавать настоящий хор. Задум Гауди также предполагал освещение самой высокой (170 м.), центральной башни прожекторами с двенадцати башен. Тогда крест, венчающий башню, будет излучать свет, воплощая этим символ основного постулата Христа: «Я есьмь Свет Миру». Но к величайшему сожалению, это оригинальное решение мастера пока не воплощено в реальность.

Сам Гауди понимал, что его жизни не хватит, чтобы завершить задуманное. Незадолго до своей смерти он сделал замечание, что «на завершение грандиозных церквей уходят века» и привел в пример собор Святого Павла в Риме, Кёльна и Реймса.

Сегодня в строительстве храма задействованы не только архитекторы с мировым именем, но и каждый турист, посещающий памятник. Поскольку те деньги, что он платит за осмотр достопримечательности, идут в строительный фонд. Таким образом, продажа входных билетов и сувениров приносит ежегодно порядка 10 млн. евро в фонд храма. Эксперты сделали подсчеты, что если дело так будет идти и дальше, то сооружение собора может завершиться в 2022 году.

Как доехать?

Добраться до Саграда Фимилия очень легко. Совсем рядом станция метро с одноименным названием Sagrada Família, через нее проходит ветка L5.

Часы работы Cобора Святого Семейства:

Стоимость входных билетов Cобор Святого Семейства

В самый полный билет входят Собор, башни, музей, склеп и аудиогид на русском.

Полезные советы

  • В будние дни народу меньше
  • Для хороших фотоснимков без туристов приезжайте до 8 утра
  • На фасаде Страстей Христовых есть криптограмма, на ней написан возраст Христа
  • Вечером через окна витражей фасада страстей красиво падает свет. Можно сделать фотографии.
  • Посетите колокольни фасада Рождества.

Конечно же вы уже все и всё знаете про этот собор. Читали про его историю и рассматривали с разных сторон. Но для того, чтобы как то окружить информацией этот великолепный виртуальный полет над Барселоной и строением (с залетом внутрь), который вы могли наблюдать и участвовать в нем нажав на картинку в начале поста, я еще вам напомню немного информации и фотографий по этому поводу.Барселона - непостижимый и дерзкий город Испании, символ каталонской культуры и современного искусства, странным образом объединяющий автентику и неоготику, рьяно защищающий свои традиции и смело бросающий вызов устоявшимся взглядам… Столица Каталонии является едва ли не крупнейшим туристическим центром Европы, предлагая посетителям не просто богатый выбор достопримечательностей.

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения - это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему. Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия - дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками - это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди - это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны - получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные - в 1926-1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик - по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами - бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны - Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада - фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны - пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных - никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло. Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди - слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет - романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность - главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества, восточный - Страсти, южный - Смерти и Вознесения. Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Этапы строительства.

Опуская время на дорогу к храму (каждый будет следовать из своего начального пункта), заметим, что осмотреть достопримечательность можно за несколько часов, если задаться такой целью. Для неторопливого осмотра одного дня вполне достаточно.

Приехав с утра, спокойно и без суеты проследуйте внутрь храма. Пройдя по доступным для туристов уголкам сооружения, проследовав на смотровую площадку одной из башен (вид с нее на Барселону можно посмотреть на фото справа), можете прогуляться и вокруг здания.

Останьтесь до вечера. Хотя людей в храме будет еще больше, чем днем, но стоит посмотреть на сияние храма изнутри. Великий Гауди побеспокоился и о внутренней подсветке, звездной и лучезарной.

Саграда Фамилия - "библия в камне"

На испанском языке полное название "Искупительный храм Святого Семейства". Самое известное долго строящееся сооружение в мире: создание храма происходит только за счет пожертвований (таковым было решение инициаторов строительства).

Идея сооружения храма зародилась в 1874 году. Внушительные пожертвования дали возможность купить участок под застройку, но за городской чертой. 19 марта 1882 год - знаменательная дата начала строительства. Создатель проекта, Франческо дель Вильяр, планировал построить неоготическую базилику, имеющую форму латинского креста. Но разногласия с заказчиками не дают ему возможности закончить проект.

В конце 1882 года за работу берется знаменитый эксцентричный Антонио Гауди (его фото слева). С 1883 по 1889 год он создает крипту. Делает высокий свод, что дает возможность открыть окна наружу. Украшает его замковым камнем. Чтобы стены не страдали от сырости и был доступ дневного света, вокруг крипты вырывается ров.

Во время строительства неоготической апсиды на проект пожертвовали солидную сумму, и Гауди взял на себя смелость переделать проект, создав храм по своему плану. Сохранялась только старая планировка в виде креста. По задумке Гауди здание должно состоять из устремленных вверх башен и декора с символическим содержанием евангельского писания, религиозных обрядов.

Начинает он воплощение своей идеи с фасада Рождества (1892 год). Через три года завершается строительство неоготической апсиды, башни которой декорированы ящерицами, улитками (они частое явление в данной местности). В этот год строится часть клуатра. Портал Св. Девы Розария сооружен в 1899 году. Место главного фасада временно занимает школа для детей строителей (1910 год). Здание лишено несущих стен. Криволинейные перегородки и кровля обеспечивают ему прочность.

Проект фасада Страстей Гауди создал в 1911 году, но его строительство начато уже без архитектора. Он успел достроить колокольню фасада Рождества, посвященную Св. Варваре (1925 год).

Трагическая гибель на трамвайных путях помешала Гауди завершить шедевр, на который ушло 40 лет его жизни. Среди испанцев бытует поверье, что с завершением создания храма придет конец света, поэтому они не особо спешат закончить проект. Исходя из набросков, завершенное сооружение должно напоминать "лес древовидных колонн", через разновысокие витражи которых проникает свет.