Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

В преддверии последних времен. Записи категории «Свенцицкий Валентин, протоиерей

СССР Дата смерти:

Валенти́н Па́влович Свенци́цкий (30 ноября , Казань - 20 октября , Канск , Восточно-Сибирский край) - священнослужитель Православной Российской Церкви ; протоиерей , настоятель московского храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке . Проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов.

Писатель

Публицист

Родился в семье присяжных поверенных: потомственного дворянина Болеслава Давида Карловича Свенцицкого ( -) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь, признан незаконнорождённым ; отчество получил по имени восприемника при крещении. Учился в гимназиях: 3-й казанской (1892-1895), 1-й московской (1895-1898, выбыл из-за конфликта с законоучителем), московской частной Креймана (1900-1903); на историко-филологическом факультете Московского университета (1903-1907, исключён за невзнос платы с VII семестра). Дружил с В. Ф. Эрном, был близко знаком с А. В. Ельчаниновым , П. А. Флоренским , С. Н. Булгаковым , Андреем Белым . Мировоззрение сформировали христианство, идеи В. С. Соловьёва , творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта .

В 1905 году вместе с Эрном создал Христианское братство борьбы, дабы противостоять сковавшему церковь самодержавию и сформировать христианскую общественность. Дух Братства был в корне противоположен идеологии христианского социализма : экономика и политика признавались лишь внешними формами устроения духовной жизни; в основе человеческих отношений мыслились Христовы любовь и свобода, а не внешние законы; идеалом провозглашалась Церковь, а не государство. Одной из форм легализации ХББ стало Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, где Свенцицкий был товарищем председателя. Талант оратора обеспечивал неизменную популярность его выступлениям и проповедям. На суде за призыв ко всенародному посту в знак покаяния за расстрелы рабочих был оправдан после яркой речи в свою защиту. В 1905-1908 сделал около двадцати докладов (в том числе в ПРФО и Братстве ревнителей церковного обновления), опубликовал десять книг и около пятидесяти статей.

Со строго православных позиций критиковал социалистическую утопию, позитивизм, ницшеанство, клевету В. В. Розанова на Церковь, толстовство , пошлость кадетизма, смирно-либеральное, барское христианство Н. А. Бердяева и Е. Н. Трубецкого , черносотенную подделку Христа, сектантство представителей нового религиозного сознания Д. С. Мережковского и Д. В. Философова , духовный блуд мистическо-декадентских кружков, языческий цезарепапизм . Требовал созвать Церковный Собор, уничтожить эксплуатацию труда и частную собственность на землю, права отказываться от воинской повинности. Категорически отвергая хилиазм, считал долгом каждого верующего стремиться освятить духом Христовым не только частную, но и всю жизнь; в реформах видел не политический, а религиозный смысл - борьбу со злом мира.

Прозаик и драматург

Своеобразным продолжением «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского стала книга «Второе распятие Христа (Фантазия)», обличающая государственную и духовную власти в забвении евангельских заповедей: явившийся в современную Москву Иисус Христос арестован, судим за пасхальную проповедь и распят обезумевшей толпой. Роман-исповедь «Антихрист (Записки странного человека)» с необыкновенной откровенностью рассказывает о проникновении в человека инородного существа - чужого, изнутри пожирающего жертву; раскрытие таинственных глубин сердца и мастерство психологической рисовки соответствуют лучшим образцам русской литературы, а образ главного персонажа стал воплощением антигероя посеребрённого века.

Игравшиеся лучшими актерами дореволюционной России пьесы Свенцицкого охватывают жанры от мистической трагедии («Смерть») до бытовой драмы с элементами комедии («Интеллигенция»), проникнуты духом обличения пороков (построенный на автобиографическом материале «Пастор Реллинг») и пророчествуют о судьбе страны («Наследство Твердыниных»). Для рассказов характерны острые сюжеты и психологическая напряженность повествования, герои представлены в переломные моменты жизни. Выделяются написанные от женского лица новеллы «Ольга Николаевна» и «Любовь» (предвосхищает тему романа К. Абэ «Чужое лицо»), а также светящаяся мягким, лесковским юмором «На заре туманной юности», сказ о явлении Спасителя детям («Христос в детской»). Церковной жизни и борьбе с искушениями посвящены рассказы «Старый чорт», «Отец Яков», «Песнь песней».

Богослов и философ

Уже в ранних работах выступил как оригинальный мыслитель, оказал большое влияние на Бердяева («Философия свободы», «Философия свободного духа») и И. А. Ильина («О сопротивлении злу силою») . Полагая, что православная метафизика «целиком заключается в догматах», этическое учение строил на идее бессмертия и библейских заповедях, следование велению долга считал путем к полной материальной и духовной свободе, а существом ее - охотное самопожертвование. Диалектически трактуя свободу как дар и долг (возможность и необходимость творческого раскрытия личности, выражения ее Божественного начала), полагал реализацию предвечного замысла смыслом земной жизни. Целью всего мирового движения считал воплощение Божественной идеи, прогресс определял как «медленную и мучительную дифференциацию добра и зла», а во всем космосе видел становящуюся Церковь. Свободный человек - сознавшее себя богочеловеком новое существо, пребывающее в любви, радости и вечном уповании, его действия, желания и помыслы облечены во Христа. Оговаривая, что «всякое логическое познание есть ограничение, потому ничто безграничное познано быть не может», установил формальные признаки свободы - вечность и беспричинность (качества Творца бытия); различал ее внешнее условие (свободную волю) и внутреннее содержание (святость); первым ее выражением полагал ничем не обусловленный творческий акт - хотение, осуществляемое путем воли. При истинной свободе хотение следует не низменным началам души, а совершенному закону, при всяком же его нарушении, грехе (поскольку он рабство похотям), свобода (залог бессмертия человека) заменяется причинностью. Достигнуть совершенства - значит очистить свой дух от всякого зла, то есть стать абсолютно свободным. Но это недоступно одному: только любовное единение свободных людей, сознающих себя сынами Божьими, дает простор индивидуальным силам человека. Развивая учение А. С. Хомякова о соборности, надеялся, что религиозная общественность (не механическое, но внутреннее объединение в одно тело людей, не перестающих быть различными его членами) способна вывести церковь из пассивного состояния и преобразить социальный строй.

Разграничил социалистическое учение и движение, указав на их коренные противоречия. Оценивая первое как ненаучное, несправедливое и бессодержательное, а второе рассматривая как явление не экономическое, а биологическое (стихийный протест против буржуазного строя), отметил различие их устремлений и интересов. Выявив несоответствие сущности социалистического движения, лишенного положительных идеалов и разумно поставленных нравственных целей, с ложно понимающим его природу теоретическим обоснованием, пришел к выводу, что «в науке не дано и не может быть дано точного определения социализма»; понятие «христианский социализм» считал такой же бессмыслицей, как «сухая вода» или «мокрый огонь». Коммунистический режим определял как «ужасающую смесь дикой анархии и самого жестокого деспотизма».

Видя в «преступном самодовольном непротивленстве» одного из самых опасных врагов Церкви, предостерегал от смешения любви со слащавой улыбкой: «Больному, все спасение которого в ампутации ноги, вместо „жестокой операции“ давать сладенькую водицу - это не любовь!» Обличая подмену сожигающей огнем проповеди Христа - сантиментальными словами, обосновывал допустимость «насильственного ослабления зла» как «подлинного служения свободе». Провозгласил, что для христианина нравственно обязательна лишь война, защищающая святое дело, когда, выбирая между двумя неизбежными убийствами, он по совести может сказать: «Я поднимаю меч на насильника, чтобы меч его не опустился на неповинную жертву». Считал, что благословить войну иногда «есть прямой долг Церкви».

Определяя ее роль в политической жизни, указывал: Церковь не должна быть подчинена государственной власти (как при российском самодержавии) или включать ее в себя (как добивается католичество), но должна стоять выше власти и благословлять достойную, заботиться о соответствии ее деятельности идеалам христианства. А народ вправе знать, признает Церковь данный государственный акт соответствующим Христовым целям на земле или власть действует от своего имени.

Преодоление соблазнов

19 мая 1928 года арестован за неприятие т.н. «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Тайшетский район Иркутской области), где написал итоговый труд «Диалоги», и по сей день приводящий в Церковь взыскующих истины. В книге, построенной как беседа духовника и вопрошающего интеллигента , дал цельное изложение христианского мировоззрения; используя метод Сократа , вскрыл противоречия принципов материализма и показал необходимость веры в познании истины .

В 1930 году начались долгие мучения от абсцесса печени, разрешения на операцию добиться от властей не удалось. Перед смертью, не изменив мнения о «компромиссах , граничащих с преступлением», просил духовных детей последовать своему примеру: покаяться в отпадении от соборного единства. Умолял Патриаршего местоблюстителя как законного первого епископа о воссоединении со Святой Православной Церковью и получил прощение. Скончался в больнице г. Канск на руках у жены, родные получили разрешение перевезти тело в Москву. 9 ноября на отпевании , при огромном стечении народа, оно было обнаружено нетленным ; покоится на Введенском (Немецком) кладбище Москвы (участок 5/7, слева от главного входа).

Труды

  • Взыскующим града. - М., 1906 (совм. с Эрном). - 63 с.
  • Христианское братство борьбы и его программа. - М., 1906. - 30 с.
  • Что нужно крестьянину? - М., 1906. - 15 с.
  • Правда о земле. - М., 1907. - 80 с.
  • Религиозный смысл «Бранда» Ибсена. - СПб., 1907. - 31 с.
  • Лев Толстой и Вл. Соловьев. - СПб., 1907. - 16 с.
  • Письма ко всем (Памфлет). - М., 1907. - 84 с.
  • Второе распятие Христа (Фантазия). - М., 1908. - 84 с.
  • Антихрист (Записки странного человека). - СПб., 1908 (2-е изд.). - 188 с.
  • Смерть. Пастор Реллинг. - М., 1909. - 180 с.
  • Жизнь Ф. М. Достоевского. - М., 1911. - 77 с.
  • Интеллигенция. - М., 1912. - 175 с.
  • Христос в детской. - М., 1912. - 16 с.
  • О свободе человека. - М., 1912.
  • Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор. - Пг., 1915. - 167 с.
  • Война и Церковь. - Ростов н/Д, 1919. - 36 с.
  • Общее положение России и задачи Добровольческой армии. - Екатеринодар, 1919. - 23 с.
  • Россия - встань! (Две проповеди). - Ростов н/Д, 1919. - 14 с.
  • Монастырь в миру. Проповеди и поучения. - Т. 1-2. - М., 1995-1996.
  • Собрание сочинений. Т. 1. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917). - М.: Даръ , 2008. - 800 с.
  • Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: обращения к народу 1905-1908. - М.: Даръ , 2010. - 752 с.
  • Диалоги: Проповеди, статьи, письма / Сост., автор статьи С. В. Чертков. - М.: ПСТГУ, 2010. - 522 с.: ил.
  • Венок на могилу Льва Толстого / Публ., вступ. статья и прим. С. В. Черткова // Знамя. - 2010. - № 11.
  • Религия «здравого смысла» (Из лекций о Льве Толстом) // Москва. - 2010. - № 11.
  • Куда уехал Лев Толстой? / Публ., предисл. и коммент. С. В. Черткова // Наш современник. - 2010. - № 11. - С. 238-261.
  • Переписка с П. А. Флоренским // Новый журнал. - 2011. - № 264.
    Свенцицкий Валентин Павлович
    Год рождения 1881
    День рождения 30
    Месяц рождения 11
    Место рождения Казань
    протоиерей
    Специальность =богослов, публицист, проповедник
    Родился в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава
    Давида Карловича Свенцицкого (1832–1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны
    Козьминой (1852–1927). Отец — католик, мать и дети — православные.
    Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила
    католическая Церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил
    по имени восприемника при крещении
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [ с 1891г. ] [ 1917-1924гг. ] [ 1924-1931гг. ]
      Образование
        3-я Казанская гимназия
        Год поступления 1891
        Год окончания 1895
        Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина
        рано пробудился интерес к религиозным вопросам.
        В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской
        гимназии священник Молчанов (будущий Экзарх Грузии архиепископ Алексий II),
        человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями
        1-я Московская классическая гимназия
        Год поступления 1895
        Год окончания 1898
        Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин
        учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии
        Креймана
        Московская частная гимназия Креймана
        Год поступления 1900
        Год окончания 1903
        Московский университет, историко-филологический факультет
        Год поступления 1903
        Год окончания 1907
        После окончания частной гимназии в 1903г. был зачислен на историко-филологический
        факультет Московского университета. Той же осенью вступил в Историко-филологическое
        студенческое общество при университете (руководитель — профессор С.Н.Трубецкой),
        стал инициатором открытия секции истории религии (председатель — С.А.Котляревский)
      Места проживания
        Москва
        Год окончания 1909
        Промыслом Божиим молодой Свенцицкий попадает в круг мыслящих, ищущих Правды Божией
        людей, с именами которых связано развитие русской религиозно-философской мысли
        В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский,
        Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, князь Евгений Трубецкой, Александр
        Ельчанинов. События 1905г. увлекли В.П.Свенцицкого. Он организует нелегальное общество
        "Христианское братство борьбы", куда входили также П.Флоренский, В.Эрн, А.Ельчанинов,
        и пишет его программу.
        В ряде статей 1906–1907гг. он проповедует христианский социализм и общественную
        собственность. В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в "Религиозно-философском
        обществе памяти Владимира Соловьева" и Политехническом музее с лекциями на темы:
        "Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т.п.
        Выступления собирают большое количество слушателей.
        Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В.П.Свенцицкий
        умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и
        в частных беседах.
        В.П.Свенцицкий сотрудничает в сборниках "Свободная совесть", "Вопросы религии",
        публикует статьи о творчестве Ф.М.Достоевского, Н.Клюева, Г.Ибсена, пишет рассказы,
        повести, драмы. При содействии С.Н.Булгакова участвовал в издании "Религиозно-общественной
        библиотеки".
        В интеллигентной Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает Свенцицкий
        и в Петербурге, а также сотрудничает в издании журнала "Новая земля". Он пишет книгу
        "Второе распятие Христа". Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных
        многоточиями, а вскоре изъята совсем.
        В 1908г. выходит книга В.П.Свенцицкого "Антихрист, или Записки странного человека".
        Издание этих двух книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких
        друзей, исключение из "Религиозно-философского общества" привели В.П.Свенцицкого
        к состоянию глубокого духовного кризиса.
        Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению
        всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению —
        через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается
        от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все
        "мудрствование", он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.
        В 1911 году познакомился со своей будущей женой Евгенией, дочерью священника
        Сергия Краснова
        Кавказ
        В начале 1910-х годов Валентин Павлович едет на Кавказ,
        желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной
        святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915г., под впечатлением поездки
        на Кавказ он пишет книгу "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских
        гор", пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского
        подвига.
        Важнейшим событием по возвращении стало его тесное общение с великим
        оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым). От него Валентин Павлович
        принял благословение — учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям,
        свойственным, в основном, монашеству
      Рукоположение
        иерей
        1917
        День 9
        Месяц 9
        Место Петроград, Иоанновский монастырь
        Кто рукоположил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский)
        В 1917г. В.П.Свенцицкий просит своего духовного отца иеросхимонаха Анатолия (Потапова)
        благословить его на монашество, но старец указывает ему другое служение.
        Женившись на Евгении Сергеевне Красновой, в целомудренном браке с которой
        прожил 15 лет, Валентин Свенцицкий в Петрограде принимает священный сан.
        Посвящение происходило в Иоанновском монастыре, где погребен святой праведный
        отец Иоанн Кронштадский, которого Свенцицкий всегда глубоко любил и почитал.
        Рукополагал его митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), пять лет спустя
        расстрелянный большевиками
      Служение
        Петроград
        иерей
        Год начала 1917
        Год окончания 1920
        О.Валентин был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного
        фронта; с 1918г. стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в
        подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора, в печати и
        с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом
        Москва
        иерей
        Год начала 1920
        Год окончания 1922
        В 1920г. Свенцицкие переехали в Москву. О.Валентин не имел своего прихода,
        а выступал как проповедник по разным храмам Москвы, часто
        сослужа в торжественных богослужениях Святейшему Патриарху Тихону и различным
        архиереям. Совершал требы в семьях своих родных и близких.
        Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно ведет церковный
        корабль в сложнейших условиях жизни того времени.
        "Пока он существует, за Церковь, до известной степени, можно быть спокойными.
        Может быть, были и есть патриархи эрудированнее и внешне как бы талантливее
        Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый".
        Духовное чадо оптинских старцев о.Валентин был священником пламенной веры и
        непрестанного молитвенного подвига. Соединив в себе дух монашеского "умного делания"
        и пастырства, он принял на себя крест священнического служения в революционной
        Москве 1920-х годов. Проповеди, выступления, все духовное наследие о.Валентина
        отличают кристальная чистота и ясность, свойственные подлинно православному
        мышлению.
      Аресты
        Москва
        Год ареста 1922
        После проповеди в Крестовоздвиженском монастыре, где о.Валентин утверждал,
        что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он был арестован и
        заключен в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        ././1922
        Приговор =3 года ссылки
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма
        Год начала 1922
        В Бутырской тюрьме находился в одной камере с С.И.Фуделем
        Средняя Азия, Таджикистан, г.Пенджикент
        Год окончания 1924
        В ссылке о.Валентин написал работу "Тайные поучения о нашем спасении" (о молитве
        Иисусовой) — адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении
        искушений на этом пути.
        В Пенджикенте (Таджикистане) он участвовал в хиротонии Луки (Войно-Ясенецкого)
      Служение
        Москва, храм свщмч.Панкратия на Сретенке
        иерей
        Год начала 1924
        Месяц начала 12
        Год окончания 1926
        Вернувшись из ссылки о.Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия
        в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры,
        церковной жизни и Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы
        и распространяли их среди верующих.
        В 1925г. о.Валентин был в числе множества духовенства на похоронах Святейшего
        Патриарха Тихона, которого очень любил и уважал.
        Наряду с постоянным местом служения, о.Валентин часто выступал с проповедями,
        сослужа в различных храмах Москвы и Подмосковья. В своем храме он дополнительно
        проводил целые циклы бесед на различные богословские темы — о преп.Серафиме Саровском
        и творениях Иоанна Лествичника.
        В Великий Пост 1926г. о.Валентин прочитал в храме св.Панкратия свой труд — "Шесть
        чтений о Таинстве покаяния в его истории", направленный против начинавшей тогда
        широко распространяться общей исповеди.
        Летом 1926г. о.Валентин со своими прихожанами — духовными чадами (60 чел.) —
        совершил паломничество на шести подводах в Саровский монастырь, где получил
        предсказание блаженной Марии Ивановны о переходе в другой храм. Так и произошло.
        Он был назначен настоятелем храма "Никола Большой Крест"
        Москва, храм "Никола Большой Крест" на Ильинке
        протоиерей
        Должность настоятель
        Год начала 1926
        Год окончания 1928
        В Никольском храме о.Валентин создал крепкую общину, проводил особые богослужения,
        которые продолжались всю ночь (говорят, это было неповторимо), искоренял звон и счет
        денег во время богослужения, за всенощной бесплатно разносили свечи, и часть
        службы все стояли со свечами. В своих сочинениях и проповедях о.Валентин
        открывал путь духовного совершенствования в условиях современной жизни, который
        называл "монастырем в миру". Это не означало, что люди, вставшие на такой путь,
        делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы
        внутренне воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле
        лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули душу.
        Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927г. вызвала
        у о.Валентина резкий протест. В январе 1928г. по благословению епископа Димитрия
        (Любимова) он разорвал каноническое и молитвенное общение с митрополитом Сергием
        и вышел из его юрисдикции вместе со своей паствой. В Никольском храме не поминали
        ни власть, ни митрополита Сергия. О.Валентин запрещал своим духовным чадам посещать
        другие храмы.
        На Пасху 1928г. о.Валентин был арестован за неприятие Декларации митрополита Сергия
      Аресты
        Москва
        Год ареста 1928
        Месяц ареста 4
      Осуждения
        ././1928
        Приговор =ссылка в Сибирь
      Места заключения
        Красноярский край, Тракт-Ужет (в 80 км. от станции Тайшет)
        Год начала 1928
        Год окончания 1931
        День окончания 20
        Месяц окончания 10
        В ссылке о.Валентин написал свое замечательное последнее произведение "Диалоги".
        В книге, построенной как беседа духовника и вопрошающего интеллигента, о.Валентин
        дал цельное изложение христианского мировоззрения; используя метод Сократа, вскрыл
        противоречия принципов материализма и показал необходимость веры в познании истины.
        В 1930г. он заболел тяжелой каменно-почечной болезнью. Его пытались лечить, но безуспешно.
        Он болел больше года, страдания его были невыносимыми, они пересиливали даже его
        громадную волю, но перед самым концом стал тих и ясен, ни ропота, ни обиды,
        полное смирение.
        Незадолго до кончины о.Валентин написал митрополиту Сергию покаянное письмо,
        проникнутое глубоким смирением:
        "Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю.
        Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Православной
        Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.
        Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со Святой Православной
        Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам,
        не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное
        чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам.
        Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие
        души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас
        я жду своей кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в
        единении со Святой Православной Церковью.
        11 сентября 1931г. Валентин Свенцицкий".
        Одновременно он написал письмо родным и духовным чадам:
        "Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви.
        Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю
        историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на Патриарших престолах,
        сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов,
        граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих
        душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья,
        они премудро оградили человеческие души от этих соблазнов строжайшими канонами,
        что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры...
        Как случилось, что у меня открылась вполне истина — рассказать почти
        невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу и,
        может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести
        покаяние"
    Кончина
      1931
      День 20
      Месяц 10
      умер в ссылке
      Место Красноярский край, г.Канск, больница
      Место захоронения Москва, Немецкое кладбище "Введенские горы", участок 5/7, слева от главного входа
      Родные получили разрешение перевезти гроб с телом о.Валентина в Москву. Гроб с
      телом покойного шел в Москву три недели и прибыл 6 ноября 1931г., в день празднования
      иконы Богоматери "Всех Скорбящих Радосте". 7 ноября к вечеру он был установлен
      в церкви Троицы в Листах на Сретенке. Служил панихиду владыка Варфоломей (Ремов).
      8 ноября в 6 часов вечера начался заупокойный парастас. Служба происходила при
      огромном стечении народа. После парастаса открыли гроб. Все были потрясены —
      отец Валентин лежал как живой, со спокойным, просветленным лицом, без обычных
      признаков тления.
      9 ноября служили заупокойную обедню и отпевание. Возглавлял службу архиепископ
      Дмитровский Питирим (Крылов); сослужил ему епископ Варфоломей (Ремов) и
      священники: о.А.Зверев, о.Александр Пятикрестовский, о.Сергий Успенский,
      о.Владимир Амбарцумов, всего 11 священников и 5 диаконов, среди них протодиакон
      Георгий Хохлов и друг почившего о.Валентина о.Николай Орфенов.
      В начале отпевания Владыка Варфоломей (Ремов) сказал: "Мы прощаемся сегодня с
      замечательным, истинно христианским пастырем, который пройдя трудный путь прибыл
      сегодня к нам без признаков тления, дабы явить нам силу духа единения с Православием
      во веки веков". В середине службы Владыке сделалось дурно и он должен был
      покинуть храм. Настолько сильно подействовал на Владыку Варфоломея вид усопшего
      о.Валентина. За литургией, после чтения Евангелия, Владыка Питирим произнес
      разрешительную проповедь, прощающую и разрешающую всех духовных чад о.Валентина:
      "...все они отныне снова становятся членами единой Русской Православной Церкви".
      Первоначально о.Валентин был захоронен на Пятницком кладбище, но из-за возможной ликвидации
      кладбища в 1940г. перезахоронен на Немецком кладбище. Его могила и сегодня часто
      посещается верующими
    Труды
      1
        книга: "Диалоги".
      2
        книга: "Граждане неба".
        1915г.
      3
        книга: "Монастырь в миру. Проповеди и поучения".
    Публикации
      1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
      С.888.
      2 Свенцицкий В.П., прот. Диалоги. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.
      3 Воспоминания об отце Валентине Свенцицком Милицы Борисовны Свенцицкой. Машинопись.
      4 Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. N 19.
      С.13.
      5 http://ru.wikipedia.org (Википедия — свободная энциклопедия).
      6 http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=552 (Древо. Открытая православная энциклопедия).
      7 http://vehi.net/svencicky/dialogi/00.html (Предисловие к книге "Диалоги" о.Леонида Калинина).
      8 Свенцицкий В.П., прот. Собрание сочинений. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901–1917)/ Сост., послесл., коммент. С.В.Черткова. М.:Даръ, 2008. 800с.
      С.632–636.

Валентин Павлович Свенцицкий (1881–1931) родился 30 ноября 1881 г. в Казани, в семье потомственного дворянина. Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву.
В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. В числе его друзей и близких знакомых были В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Белый, кн. Е. Трубецкой.
События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество «Христианское братство борьбы», куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.
В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках «Свободная совесть», «Вопросы религии», публикует статьи о творчестве Ф.М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы («Пастор Реллинг», «Смерть», «Интеллигенция»), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. В 1908 году выходит книга В.П. Свенцицкого «Антихрист, или Записки странного человека».
Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из «Религиозно-философского общества» привели В.П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению — через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все «мудрствование», он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.
В сентябре 1917 г., по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, В.П. Свенцицкий рукоположен во иерея. Был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. В печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом; считал, что только Церковь является нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия.
С осени 1920 г. служил и проповедовал в московских храмах. В 1922 г. дважды арестовывался за публичное обличение обновленцев-живоцерковников (в Бутырской тюрьме находился в одной камере с С.И. Фуделем); выслан в Пенджикент (Таджикистан), где участвовал в хиротонии Луки Войно-Ясенецкого. 19 мая 1928 года арестован за неприятие т.н. «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Тайшетский район Иркутской области), где написал итоговый труд «Диалоги». Перед смертью, не изменив мнения о «компромиссах, граничащих с преступлением», просил духовных детей последовать своему примеру: покаяться в отпадении от соборного единства.
Скончался в больнице г. Канск. Родные получили разрешение перевезти его тело в Москву. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище Москвы.

 Протоиерей Валентин Свенцицкий

ДИАЛОГИ

Протоиерей Валентин Свенцицкий - выдающийся пастырь-мученик Русской Церкви XX века, родился в 1882 году в Казани, в дворянской православно-католической семье (отец - католик, мать и дети - православные) . Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской гимназии священник Молчанов, человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями, ставший впоследствии Экзархом Грузии .

Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии Креймана.

Вскоре он поступает на филологический факультет Московского университета, а также учится на юридическом и историко-философском факультетах университета.

Промыслом Божиим молодой Свенцицкий попадает в круг мыслящих, ищущих Правды Божией людей, с именами которых связано развитие русской религиозно-философской мысли. В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, кн. Евгений Трубецкой.

События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество "Христианское братство борьбы", куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.

В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в "Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева" и Политехническом музее с лекциями на темы: "Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т. п.

Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах.

В 1906 году он писал: "Современное церковное движение можно назвать либеральным христианством, а либеральное христианство только полу истина. Душа, разгороженная на две камеры - религиозную и житейскую - не может целиком отдаться ни на служение Богу, ни на служение миру.

В результате получается жалкая полуистина, тепло-прохладное, либеральное христианство, в котором нет ни правды Божией, ни правды человеческой. Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, среди них нет мучеников, обличителей, пророков.

И союз "церковно-обновленных" - это не первый луч грядущей апокалипсической жены, облеченной в солнце, а один из многих профессиональных союзов, и я убежден, что настоящее религиозное движение будет не это и скажется оно совсем не так" (Вопросы религии. 1906. Вып. 1. С. 5-8). Именно эти слова цитировал в своем воззвании от 15(28) июня 1923 г. Святейший Патриарх Тихон, давая характеристику идеологии обновленчества .

В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках "Свободная совесть", "Вопросы религии", публикует статьи о творчестве Ф. М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы ("Пастор Реллинг", "Смерть", "Интеллигенция"), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. Драму "Пастор Реллинг" ставил (и играл в ней главную роль) знаменитый артист Орленев.

В интеллигентской Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает В. П. Свенцицкий и в Петербурге,. а также сотрудничает в издании журнала "Новая земля". Он пишет книгу "Второе распятие Христа", где повествуется, как Христос приходит в современный город и попадает в церковь во время пасхальной заутрени. Он видит, что никто не думает о Нем, мысли всех заняты мирскими заботами. По городу в эту ночь кого-то везут на казнь. В конце концов собрание высших духовных представителей арестует Христа. Никем не узнанный и не признанный. Он судим и изгоняем.

Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных многоточиями, а вскоре изъята совсем, а ее автор был приговорен к нескольким годам заточения в крепости.

В 1908 году выходит книга В. П. Свенцицкого "Антихрист, или Записки странного человека". В этой книге в образе двух женщин изображены две силы в человеке, борющиеся между собой. С одной стороны - ложь и чувственность, а с другой - правда и чистота. Основанием неблаговидных поступков для героя романа стала пагубная мысль о том, что избегающему искушений не узнать святости.

Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из "Религиозно-философского общества" привели В. П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса, из которого трудно было найти выход.

В результате всех этих событий в 1909 году Свенцицкий бежит во Францию под чужим именем, скрываясь от полиции, друзей и родственников, пытаясь убежать от самого себя.

Годы, проведенные в изгнании, привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению - через боль страдания и глубокое покаяние.

Выбор был сделан. Свенцицкий, оставив все "мудрствование", всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.

По возвращении в Россию в начале 1910-х годов Валентин Павлович едет на Кавказ, желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915 году, под впечатлением поездки на Кавказ, он пишет книгу "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор", пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского подвига.

Но важнейшим событием по возвращении из-за границы стало его знакомство с великим оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым), который "усыновил" Валентина Свенцицкого, даровал ему надежду на прощение грехов и полное обновление жизни во Христе. От старца Валентин Павлович принял благословение - учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям, свойственным, в основном, монашеству. Эти старческие напутствия были бережно пронесены им через всю дальнейшую жизнь, стали основой его собственного "монашества в миру" и помогли многим другим людям обрести твердость в вере в эпоху грядущих гонений.

Революция 1917 года избавляет В. П. Свенцицкого от иллюзий христианского социализма. Он стремится служить Церкви. В. П. Свенцицкий просит своего духовного отца иеросхимонаха Анатолия благословить его на монашество, но старец указывает ему другое служение. В 1917 году в Петрограде В. П. Свенцицкий принимает священный сан. Посвящение происходило в Иоанновском монастыре, где погребен святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, которого отец Валентин всегда глубоко любил и почитал. Рукополагал его митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), священномученик Русской Православной Церкви, пять лет спустя расстрелянный большевиками.

Духовное чадо оптинских старцев, о. Валентин был священником пламенной веры и непрестанного молитвенного подвига. Соединив в себе дух монашеского "умного делания" и пастырства, он принял на себя крест священнического служения в революционной Москве 20-х годов. Проповеди, выступления, все духовное наследие отца Валентина отличают кристальная чистота и ясность, свойственные подлинно православному мышлению.

Вскоре после рукоположения о. Валентин принял участие в гражданской войне, будучи священником в Белой армии.

Под непосредственным влиянием военных впечатлений он издает в Ростове в 1919 г. брошюры "Общее положение России и задачи Добровольческой армии" и "Война и Церковь", где призывает к сопротивлению злу большевизма силой .

После окончания гражданской войны он не эмигрировал, а остался в России и в 1920 году приехал в Москву. Вначале он выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа Святейшему Патриарху Тихону, которого очень любил и уважал. В. П. Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно.и правильно ведет церковный корабль в сложнейших и труднейших условиях окружающей жизни того времени. "Пока он существует, за Церковь, до известной степени, можно быть спокойными. Может быть, были и есть патриархи эрудированней и внешне как бы талантливее Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый", - говорил о. Валентин.

После проповеди в Крествоздвиженском монастыре, где о. Валентин утверждал, что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он подвергается аресту и ссылке в Педжикент в Среднюю Азию. В Педжикентской ссылке он пишет работу "Тайные поучения о нашем спасении" (о молитве Иисусовой) - адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении многочисленных искушений на этом пути.

Вернувшись в 1925 году из первой ссылки, отец Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры, церковной жизни. Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы и распространяли их среди верующих. Таким образом составилось "Полное собрание сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого" из 9-ти томов, которое распространялось в церковном самиздате и передавалось верующими из рук в руки.

В Великий пост 1926 года отец Валентин прочитал в храме св. Панкратия свой труд - "Шесть чтений о Таинстве покаяния в его истории", направленный против начинавшей тогда широко распространяться общей исповеди.

В 1926 году отец Валентин организует и возглавляет паломнические поездки в Саров и Дивеево. Там от блаженной Марии Ивановны он получает предсказание о переходе в другой московский храм - св. Николая Чудотворца на Ильинке, "Никола Большой Крест". Так и произошло - отец Валентин стал настоятелем этого храма .

Отец Валентин создал в Никольском храме крепкую общину. Он ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Тайн. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на церковь.

Отец Валентин выдвинул идею особого пути духовного совершенствования, который называл "монастырем в миру". Это не означало, что люди, вставшие на такой путь, делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули, душу.

Для этого, конечно, нужно отказываться от многого, чем может прельстить современная жизнь, развращающая, проникнутая безбожием. Это трудный путь. Внешне жить, как все, работать, находиться в среде безбожия, в семейных повседневных заботах и хлопотах, и только силой внутреннего решения с Божией помощью не допускать в душу тлетворного духа мира. К этому сокровенному подвигу, известному лишь духовному отцу, и призывал отец Валентин своих духовных чад.

Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927 года вызвала у о. Валентина резкий протест. Он пишет письмо митрополиту Сергию:

"Митрополиту Сергию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сознавая всю ответственность перед Господом за свою душу и за спасение душ вверенной мне паствы, с благословения Димитрия, епископа Гдовского, я порываю каноническое и духовное общение с Вами и организовавшимся при Вас совещанием епископов, незаконно присвоившим себе наименование - "Патриаршего Синода", а также со всеми находящимися с Вами в каноническом общении, и не считаю Вас более Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола на следующих основаниях:

Декларация Ваша от 29 июля и все, что общеизвестно о Вашем управлении Церковью со времени издания Декларации, с несомненностью устанавливает, что Вы ставите Церковь в ту же зависимость от гражданской власти, в которую хотели поставить Ее два первых “обновления”, - вопреки св. канонам Церкви и декретам самой власти гражданской.

И "Живая Церковь", захватившая власть Патриарха, и григорианство, захватившее власть Местоблюстителя, и Вы, злоупотребивший его доверием, - вы все делаете одно общее, антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь создателем самой опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более чем нарушение отдельных канонов!

Я не создаю нового раскола и не нарушаю единства Церкви, а ухожу и увожу свою паству из тонкой обновленческой ловушки: "Да не утратим по молу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков" (из 8-го правила III Вселенского Собора).

Оставаясь верным и послушным сыном Единой Святой Православной Церкви, я признаю Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Петра, признаю и тех епископов, которые, не присваивая себе самочинно общецерковной власти, уже порвали с Вами каноническую связь, по их свидетельству: "впредь до суда совершенного Собора местности", то есть с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния перед Святой Церковью самого митрополита.

г. Москва, 12.01.1928 г.

Протоиерей Валентин Свенцицкий".

В 1928 году отец Валентин вновь был арестован и сослан в Сибирь на поселение. Главным поводом для высылки послужило его открытое несогласие с Декларацией митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 года. Именно в ссылке отец Валентин написал свои "Диалоги", которые по частям пересылались в Москву, где от руки переписывались его духовными детьми. В ссылке отец Валентин выстрадал решение вернуться в общение с митрополитом Сергием, с которым в 1927 году прервал свое каноническое общение. Известен текст покаянного послания отца Валентина к митрополиту Сергию, проникнутое глубоким смирением:

"Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.

Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду свой кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью.

11/IX - 1931 г. Валентин Свенцицкий".

Одновременно он пишет родным и духовным детям:

"Милые мои деточки, сейчас получил от вас письмо. Так много надо сказать, и так мало сил это сделать. Спрашиваете, в чем я прошу прощения у вас. В страдании, как бы ни была на моей стороне истина, но своей ошибкой я вызываю эти страдания, и не только у вас, у всех. Со всею скорбью, на какое способно мое сердце, прошу это прощенье.

Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви. Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на патриарших престолах, сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов, граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья, они премудро оградили человеческие души от соблазнов строжайшими канонами, что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры.

Вы скажете, а раньше ты этого не знал. Знал, но в этом-то и ужас всех этих наваждений и опасности их. Разве вы не знаете, как иногда вдруг все станет иным, и то, что было справа, становится слева, и что было слева, становится справа? Около года по временам меня гложет этот червяк, но я гнал его, как искушение, и он исчезал.

Как случилось, что у меня открылась вполне истина, - рассказать почти невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу, и, может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести покаяние.

Не думайте, ради Христа, что я не понимаю всех страшных последствий моего покаяния для окружающих. Все понимаю, все пережил, до последней черты, но в этом вопросе нельзя ничем иным руководствоваться, кроме совести. Это страшно - это непосильно человеку - совесть. Такая страшная вещь. Она возлагает такие ужасающие бремена, но без нее нельзя жить.

Поймите все это, не теряйтесь от внешних обстоятельств. и поймите меня до конца, как всегда понимали раньше.

Писать не в силах больше. Господь с вами".

7/20 октября 1931 года отец Валентин скончался в деревушке Тракт-Ужет под Тайшетом после тяжелой болезни, получив полное прощение от митрополита Сергия.

Родные получили разрешение перевезти гроб с телом отца Валентина в Москву. Три недели шел товарный вагон с телом почившего протоиерея, вагон отцепляли, прицепляли к другим поездам, переводили с одного пути на другой. НКВД, спохватившись, послал распоряжение задержать вагон, но его не нашли из-за бесконечных перемещений.

Гроб с телом отца Валентина прибыл в Москву б ноября в день празднования иконы Богоматери "Всех скорбящих радосте". 7 ноября к вечеру он был установлен в церкви Троицы в Листах на Сретенке. Служил панихиду владыка Варфоломей (Ремов). 8-го в 6 ч вечера начался заупокойный парастас. Служба происходила при огромном стечении народа. После парастаса открыли гроб. Все были потрясены. Отец Валентин лежал как живой, со спокойным, просветленным лицом, без обычных признаков тления.

9 ноября служили заупокойную обедню и отпевание. Возглавлял службу епископ Дмитровский Питирим (Крылов). Сослужил епископ Варфоломей. Перед отпеванием в прощальном слове он сказал: "Мы прощаемся сегодня с замечательным истинно христианским пастырем, который, пройдя трудный путь, прибыл сегодня к нам без признаков тления, дабы явить нам силу духа единения с Православием во веки веков." За литургией, после чтения Евангелия, возглавлявший службу епископ Дмитровский Питирим сказал: "По поручению митрополита Сергия прощаю и разрешаю всех духовных чад усопшего батюшки отца Валентина, все они отныне снова становятся членами единой Русской Православной Церкви". Отпевание было длительным. В нем участвовали о. А. Зверев, о. Александр Пятикрестовский, о. Сергий Успенский, о. Владимир Амбарцумов, всего 11 священников и 5 диаконов, среди них протодиакон Георгий Хохлов и друг почившего отца Валентина о. Николай Орфенов.

Нескончаемым потоком шел народ к гробу, и по благословению Владыки Питирима для каждого поднимали воздух с лица, чтобы прощающиеся могли убедиться в нетленности тела любимого пастыря.

Отец Валентин был похоронен на Пятницком кладбище, около храма. В 1940 году его останки были перенесены на кладбище "Введенские горы", так как Пятницкое кладбище собирались ликвидировать. Могила протоиерея Валентина Свенцицкого на Введенском (Немецком) кладбище и сегодня часто посещается верующими .

Книга "Диалоги" - наиболее значительное произведение о. В. Свенцицкого. Книга написана в духе православной церковности, ее отличает необыкновенная убедительность в отстаивании основ православной догматики в споре "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума. В ходе спора "Неизвестный", а вслед за ним и читатель, с непреложностью убеждаются в истинности христианского вероучения. Книга обладает такой силой убеждения, что многие и многие люди, в числе которых немало будущих священнослужителей, прочтя книгу в рукописи, обретали веру и укреплялись в ней. Как и 60 лет назад, она созвучна исканиям современных, жаждущих истины людей, так как основана на православной вере и неизменных законах духовной жизни как единственно верном, Богом данном пути ко спасению.

В настоящее время издательством Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета издана . По неподтвержденой пока официально информации, старая редакция признана несоответствующей авторскому оригиналу. Новая редакция рекомендована к публикации Издательским советом РПЦ 10-18-1849, в книге устранены более 800 редакторских правок, искажавших текст во всех предыдущих изданиях.

Как только книга поступит в продажу, на этой страничке будет соответствующее оповещение.

Предлагаем ознакомиться с информацией о протоиерее Валентине Свенцицком .

Валентин Павлович Свенцицкий (30 ноября 1881, Казань - 20 октября 1931, Канск, Восточно-Сибирский край) - священнослужитель Православной Российской Церкви; протоиерей, настоятель московского храма Николы «Большой Крест» у Ильинских ворот (не сохранился). Проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов.

Публицист

Родился в семье присяжных поверенных: потомственного дворянина Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832-1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь, признан незаконнорождённым; отчество получил по имени восприемника при крещении. Учился в гимназиях: 3-й казанской (1892-1895), 1-й московской (1895-1898, выбыл из-за конфликта с законоучителем), московской частной Креймана (1900-1903); на историко-филологическом факультете Московского университета (1903-1907, исключён за невзнос платы с VII семестра). Дружил с В. Ф. Эрном, был близко знаком с А. В. Ельчаниновым, П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, Андреем Белым. Мировоззрение сформировали православие, идеи В. С. Соловьёва, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта.

В 1905 году вместе с Эрном создал Христианское братство борьбы, дабы противостоять сковавшему церковь самодержавию и сформировать христианскую общественность. Дух Братства был в корне противоположен идеологии христианского социализма: экономика и политика признавались лишь внешними формами устроения духовной жизни; в основе человеческих отношений мыслились Христовы любовь и свобода, а не внешние законы; идеалом провозглашалась Церковь, а не государство. Одной из форм легализации ХББ стало Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, где Свенцицкий был товарищем председателя. Талант оратора обеспечивал неизменную популярность его выступлениям и проповедям. На суде за призыв ко всенародному посту в знак покаяния за расстрелы рабочих был оправдан после яркой речи в свою защиту. В 1905-1908 сделал около двадцати докладов (в том числе в ПРФО и Братстве ревнителей церковного обновления), опубликовал десять книг и около пятидесяти статей.

Со строго православных позиций критиковал социалистическую утопию, позитивизм, ницшеанство, клевету В. В. Розанова на Церковь, толстовство, пошлость кадетизма, смирно-либеральное, барское христианство Н. А. Бердяева и Е. Н. Трубецкого, черносотенную подделку под Христа, сектантство представителей нового религиозного сознания Д. С. Мережковского и Д. В. Философова, духовный блуд мистическо-декадентских кружков, языческий цезарепапизм. Требовал созвать Церковный Собор, уничтожить эксплуатацию труда и частную собственность на землю, права отказываться от воинской повинности. Категорически отвергая хилиазм, считал долгом каждого верующего стремиться освятить духом Христовым не только частную, но и всю жизнь; в реформах видел не политический, а религиозный смысл - борьбу со злом мира.

Прозаик и драматург

Своеобразным продолжением «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского стала книга «Второе распятие Христа (Фантазия)», обличающая государственную и духовную власти в забвении евангельских заповедей: явившийся в современную Москву Иисус Христос арестован, судим за пасхальную проповедь и распят обезумевшей толпой. Роман-исповедь «Антихрист (Записки странного человека)» с необыкновенной откровенностью рассказывает о проникновении в человека инородного существа - чужого, изнутри пожирающего жертву; раскрытие таинственных глубин сердца и мастерство психологической рисовки соответствуют лучшим образцам русской литературы, а образ главного персонажа стал воплощением антигероя посеребрённого века.

Игравшиеся лучшими актерами дореволюционной России пьесы Свенцицкого охватывают жанры от мистической трагедии («Смерть») до бытовой драмы с элементами комедии («Интеллигенция»), проникнуты духом обличения пороков (построенный на автобиографическом материале «Пастор Реллинг») и пророчествуют о судьбе страны («Наследство Твердыниных»). Для рассказов характерны острые сюжеты и психологическая напряженность повествования, герои представлены в переломные моменты жизни. Выделяются написанные от женского лица новеллы «Ольга Николаевна» и «Любовь» (предвосхищает тему романа К. Абэ «Чужое лицо»), а также светящаяся мягким, лесковским юмором «На заре туманной юности», сказ о явлении Спасителя детям («Христос в детской»). Церковной жизни и борьбе с искушениями посвящены рассказы «Старый чорт», «Отец Яков», «Песнь песней».

Богослов и философ

Уже в ранних работах выступил как оригинальный мыслитель, оказал большое влияние на Бердяева («Философия свободы», «Философия свободного духа») и И. А. Ильина («О сопротивлении злу силою»). Полагая, что православная метафизика «целиком заключается в догматах», этическое учение строил на идее бессмертия и библейских заповедях, следование велению долга считал путем к полной материальной и духовной свободе, а существом ее - охотное самопожертвование. Диалектически трактуя свободу как дар и долг (возможность и необходимость творческого раскрытия личности, выражения ее Божественного начала), полагал реализацию предвечного замысла смыслом земной жизни. Целью всего мирового движения считал воплощение Божественной идеи, прогресс определял как «медленную и мучительную дифференциацию добра и зла», а во всем космосе видел становящуюся Церковь. Свободный человек - сознавшее себя богочеловеком новое существо, пребывающее в любви, радости и вечном уповании, его действия, желания и помыслы облечены во Христа. Оговаривая, что «всякое логическое познание есть ограничение, потому ничто безграничное познано быть не может», установил формальные признаки свободы - вечность и беспричинность (качества Творца бытия); различал ее внешнее условие (свободную волю) и внутреннее содержание (святость); первым ее выражением полагал ничем не обусловленный творческий акт - хотение, осуществляемое путем воли. При истинной свободе хотение следует не низменным началам души, а совершенному закону, при всяком же его нарушении, грехе (поскольку он рабство похотям), свобода (залог бессмертия человека) заменяется причинностью. Достигнуть совершенства - значит очистить свой дух от всякого зла, то есть стать абсолютно свободным. Но это недоступно одному: только любовное единение свободных людей, сознающих себя сынами Божьими, дает простор индивидуальным силам человека. Развивая учение А. С. Хомякова о соборности, надеялся, что религиозная общественность (не механическое, но внутреннее объединение в одно тело людей, не перестающих быть различными его членами) способна вывести церковь из пассивного состояния и преобразить социальный строй.

Разграничил социалистическое учение и движение, указав на их коренные противоречия. Оценивая первое как ненаучное, несправедливое и бессодержательное, а второе рассматривая как явление не экономическое, а биологическое (стихийный протест против буржуазного строя), отметил различие их устремлений и интересов. Выявив несоответствие сущности социалистического движения, лишенного положительных идеалов и разумно поставленных нравственных целей, с ложно понимающим его природу теоретическим обоснованием, пришел к выводу, что «в науке не дано и не может быть дано точного определения социализма»; понятие «христианский социализм» считал такой же бессмыслицей, как «сухая вода» или «мокрый огонь». Коммунистический режим, возглавляемый ворами, предателями и уголовными каторжанами, определял как «ужасающую смесь дикой анархии и самого жестокого деспотизма».

Видя в «преступном самодовольном непротивленстве» одного из самых опасных врагов Церкви, предостерегал от смешения любви со слащавой улыбкой: «Больному, все спасение которого в ампутации ноги, вместо „жестокой операции“ давать сладенькую водицу - это не любовь!» Обличая подмену сожигающей огнем проповеди Христа - сантиментальными словами, обосновывал допустимость «насильственного ослабления зла» как «подлинного служения свободе». Провозгласил, что для христианина нравственно обязательна лишь война, защищающая святое дело, когда, выбирая между двумя неизбежными убийствами, он по совести может сказать: «Я поднимаю меч на насильника, чтобы меч его не опустился на неповинную жертву». Считал, что благословить войну иногда «есть прямой долг Церкви».

Определяя ее роль в политической жизни, указывал: Церковь не должна быть подчинена государственной власти (как при российском самодержавии) или включать ее в себя (как добивается католичество), но должна стоять выше власти и благословлять достойную, заботиться о соответствии ее деятельности идеалам христианства. А народ вправе знать, признает Церковь данный государственный акт соответствующим Христовым целям на земле или власть действует от своего имени.

Преодоление соблазнов

Осенью 1908 вышел из состава МРФО, признав справедливость обвинений «в ряде действий, явно предосудительных» (рождение внебрачных дочерей и присвоение денег из кассы журнала «Век», в число собственников которого он входил). Молитвами прп. Анатолия (Потапова) Оптинского, к духовной помощи которого прибегал с 1898, преодолел жесточайший внутренний разлад, победив в себе врага, и никогда более не поддавался плотским соблазнам. 15 лет прожил в целомудренном браке с дочерью священника Евгенией Сергеевной Красновой.

В 1909-1913 скрывался от уголовных преследований за печатные выступления. Странствия по России (от Крыма до Иркутска) описал в цикле газетных очерков и книге «Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор». Поддерживал дело голгофских христиан, понимая его не как сектантство, а религиозно-общественное движение, пробуждающее сознание народа к религиозному творчеству. Призывал к живой деятельной любви и раскрытию внутренних сил души в приходской общине; считал, что вся жизнь должна объединиться вокруг храма, а несовместимое с ним отпасть вовсе. В 1915-1917 на страницах повременных изданий вёл рубрику «Народный университет» и обширную переписку, стараясь собрать единомышленников в общую семью и создать христианскую организацию («свободный приход»), спаянную единством духовной жизни. Завершил философскую работу «Религия свободного человека» (полностью не издана), где индивидуализму Ф. Ницше, «отрекающемуся не только от толпы, но и от Бога (то есть от самого себя)», противопоставлял христианский персонализм.

Священник

В сентябре 1917 года, по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, рукоположен во иерея митр. Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). Был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 года стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора (работа в комиссии по составлению грамот и воззваний, доклад о деятельности прихода); в печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом. Только Церковь признавал нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия; главную роль в объединении живых сил страны отводил приходам, превращённым в сплочённые верой и любовью общественные организации, способные взять в свои руки устроение местной жизни, а впоследствии и общегосударственной: «Приходы должны сознать себя не только религиозными, но и общественными единицами. Они должны организоваться для общественных выступлений и взять в свои руки всё, что касается жизни православного человека, начиная с решений продовольственного дела и кончая самыми высшими запросами духа».

С осени 1920 года служил и проповедовал в московских храмах, в том числе за службами Патриарха Тихона, которого почитал совестью Российской Церкви. Летом 1922 года дважды арестовывался за публичное обличение обновленцев-живоцерковников (в Бутырской тюрьме находился в одной камере с С. И. Фуделем); выслан в Пенджикент (Таджикистан), где участвовал в хиротонии Луки Войно-Ясенецкого и написал «Тайное поучение о нашем спасении».

По возвращении в Москву в декабре 1924 года создал общину в храме сщмч. Панкратия на Сретенке, вёл еженедельные беседы о прп. Серафиме Саровском и творениях прп. Иоанна Лествичника. Осенью 1925 года представил доклад «Против общей исповеди» Патриаршему Местоблюстителю митр. Петру (Полянскому) и по его благословению провёл Великим постом 1926 года шесть чтений «О Таинстве покаяния и его истории». Летом 1926 года вместе с общиной совершил паломничество в Саров и Дивеево, где получил предсказание блаженной Марии (Фединой) о переходе в другой храм. Через месяц назначен настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»). В 1928 году провёл с возросшей и окрепшей общиной двадцать бесед о монастыре в миру - основной идее своего служения и задаче современной церковной эпохи - духовной преграде внешним соблазнам жизни и борьбе с внутренними страстями. Указанные труды и проповеди, записанные его духовными детьми (в т. ч. матерью И. А. Ильина), распространялись в самиздате и вошли в сборник «Монастырь в миру».

В январе 1928 года по благословению еп. Димитрия (Любимова) разорвал каноническое и молитвенное общение с митр. Сергием (Страгородским) и вышел из его юрисдикции вместе с паствой (заместителем отца Валентина в руководстве московскими «иосифлянами» был сщмч. Сергий Голощапов). На Пасху 1928 года арестован за неприятие т. н. «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Тайшетский р-н Иркутской обл.), где написал итоговый труд «Диалоги», и по сей день приводящий в Церковь взыскующих истины. В книге, построенной как беседа духовника и вопрошающего интеллигента, дал цельное изложение христианского мировоззрения; используя метод Сократа, вскрыл противоречия принципов материализма и показал необходимость веры в познании истины.

В 1930 году начались долгие мучения от почечнокаменной болезни. Перед смертью, не изменив мнения о «компромиссах, граничащих с преступлением», просил духовных детей последовать своему примеру: покаяться в отпадении от соборного единства. Умолял Патриаршего местоблюстителя как законного первого епископа о воссоединении со Святой Православной Церковью и получил прощение. Скончался в больнице г. Канск, родные получили разрешение перевезти тело в Москву. 9 ноября на отпевании, при огромном стечении народа, оно было обнаружено нетленным; покоится на Введенском (Немецком) кладбище Москвы (участок 5/7, слева от главного входа).